Молитва в православном храме
Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
Как правильно молиться в церкви перед иконой
Церковнославянский язык — значение и роль
Фото: Патриархия.ru
Содержание
- Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
- Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
- Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
- Как правильно молиться в церкви перед иконой
- Церковнославянский язык — значение и роль
- Молитва по соглашению об обновлении и благоукрашении храма во граде Гамбурге
- Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.
Значение и смысл церковной молитвы
Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.
Совместная общая молитва людей в храме
В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.
Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.
Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.
Богослужебные молитвы
Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).
Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:
- Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
- песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
- возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.
Молитва идущих в храм
Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.
Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.
Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
Фото: Фотобанк Лори
Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.
Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.
Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.
Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.
Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:
- Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
- Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
- Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.
Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.
Литургия и таинство Евхаристии
Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.
В последовании Литургии можно выделить три этапа:
- проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
- литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
- литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).
Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.
Евхаристическая молитва
Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.
В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.
Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.
Каждение в храме
Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.
Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.
Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.
Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:
Крестное знамение без поклона:
- в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
- на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш…»
- на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
- на Литургии во время пения Символа веры
Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):
- при входе в храм и при выходе из него
- при чтении «Приидите, поклонимся…»
- при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
- при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный…»
- при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе…»
- на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
- на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
- на литии после первых двух прошений ектении
Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):
- на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
- на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
- во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
- во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
- на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
- после «Честнейшую херувим…» перед «Именем Господним благослови, отче…» (низкий поясной поклон)
- на утрене после чтения Евангелия
- на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
- на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
- на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса
На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:
- после песнопения «Тебе поем»
- после «Достойно есть»
- при возгласе «Святая святым»
- при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш»
- при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
- затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
Поясной поклон без крестного знамения:
- на возгласе священника «Мир всем…»
Земной Великий поклон
Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.
Земные поклоны совершаются:
- во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
- во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим…»
- Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
- Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
- Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» (три раза)
- на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно…» перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.
Как правильно молиться в церкви перед иконой
В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.
Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.
Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.
При этом про себя произносят молитву:
- у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
- перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
- у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»
После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:
- у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
- у Богородицы и святых — руку или одежду
- на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы
Церковнославянский язык — значение и роль
Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.
Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?
По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.
Просим Вас, дорогие братия и сестры, присоединять эти молитвы к своему ежедневному утреннему и вечернему молитвенному правилу.
Молитва по соглашению об обновлении и благоукрашении храма во граде Гамбурге
Господи Боже наш, Иисусе Христе! Ты пречистыми усты Своими рекл еси: егда двое из вас на земле согласятся просить о всяком деле, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Непреложны Твои словеса, Господи, милосердие Твое бесприкладно, и человеколюбие Твое неизреченно. Сего ради припадаем Ти, Боже наш, рабы Твои – православные христиане града Гамбурга и окрестностей его, согласующиеся дерзновенно молить Тя. Не презри молитвы нашей. Помози нам обновить и благоукрасить дом Твой во граде сем, для прославления Твоего Пресвятого имени, для укрепления и спасения душ и телес наших.
Молитвами Пречистыя Твоея Матери, святого праведного Иоанна и всех святых Твоих расположи сердца власть имущих и жертвователей; укрепи нас, молящихся Тебе, в единомыслии, твердой вере и взаимной любви.
Но да будет, Господи, во всем святая воля Твоя. Аминь.
Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе — Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству паства Церкви Русския молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы стран наших, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
ОДЕЖДА
В храм надо приходить в скромной, несоблазнительной одежде. Женщинам рекомендуется минимально использовать косметику и совсем не использовать губную помаду, так как следы от нее могут оставаться на различных предметах, которые используются во время Богослужения. Не принято приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками). Женщинам необходимо покрыть голову платком, косынкой или шарфом.
Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной или неопрятной одежде.
Однако если женщина или мужчина пришли в храм в одежде броского вида (а женщина без платка), им не стоит по этой причине покидать стены храма (и уж тем более нельзя изгонять таковых!). Храм — это место, где встречаются Бог и человек и, конечно, вид одежды не может препятствовать совершению этой встречи. Однако на будущее необходимо учесть, что в данном обществе людей принято приходить на службы в соответствующей одежде.
Христианин должен всегда носить на себе нательный крест.
ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТЫНЯМ
При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, святым мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов. Целовать святые лики (лица) не принято.
ПЕРЕД ПОСЕЩЕНИЕМ ХРАМА
По дороге к храму надо готовить себя к молитве: отложить на время все житейские заботы, внутренне примириться с близкими. При этом мысленно хорошо читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоем», или Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)».
ПЕРЕД БОГОСЛУЖЕНИЕМ
Перед входом в храм полезно выключить мобильный телефон (или перевести в режим «вибровызова»).
В храм входят и пребывают в нем тихо, с благоговением, со вниманием и готовностью молиться Богу. Суетные и громкие разговоры в храме не допускаются.
При входе в храм надо сотворить 3 поясных поклона с крестным знамением и со словами (мысленно): «Боже, милостив буди ми, грешному (ой)», «Боже, очисти мя, грешного (ую), и помилуй мя», «Создавый мя, Господи, прости мя». При каждом входе и выходе из церкви мы всегда творим крестное знамение с поясным поклоном в сторону алтаря.
В храм лучше приходить до начала богослужения за 15-20 минут, чтобы подать поминальные записки о здравии живых и упокоении усопших, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Со знакомыми следует здороваться молчаливым поклоном, не разговаривать с ними и не переходить с места на место во время богослужения. Если началась служба, нужно встать на определенное место и сосредоточенно слушать чтения и песнопения.
Возжигание свечей в храме – это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому желательно приобретать только в том храме, где совершается молитва. Нельзя создавать беспорядок, протискиваясь к подсвечнику во время богослужения, чтобы поставить ее самому. При большом стечении народа свечи можно передать к подсвечнику через впереди стоящих людей.
Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.
Войдя в храм, принято прикладываться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время еще не началась служба). До начала службы свечи, которые приобретают у входа в «свечном ящике», можно поставить перед тем или иным образом, – это наша малая лепта – жертва на благоустройство Церкви.
Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем. При проходе перед аналоем следует совершить малый поклон, осеняя себя крестным знамением.
В храме не стоит любопытствовать, рассматривать молящихся. Полезнее сосредоточенно вникать в богослужение, участвуя в общей молитве. Если слова молитв и песнопений не совсем понятны, творите про себя молитву Иисусову («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).
Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.
ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю.
Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Но исключения делаются для болящих и особо утомленных.
Во время каждения храма и стоящих в нем людей не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю, а нужно спокойно отойти немного в сторону от стены, чтобы пропустить священнослужителя, совершающего каждение. А если кто-то замешкался или по незнанию не отошел, необходимо в вежливой форме подсказать человеку, а не тянуть его насильно в сторону.
В храме необходимо быть взаимно вежливыми и чуткими друг ко другу. Нужно помнить, что сюда стекаются люди раненые грубостью, цинизмом, кем-то опечаленные или напротив обрадованные, находящиеся в горе или переживающие ликование от чего-либо, сомневающиеся и твердо верующие и прочие, и храм, словно луч надежды для каждого из них. По возможности, надо воздерживаться от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Важно беречь тишину храма перед службой и после нее, отдавая себе отчет в том, где мы находимся и с какой целью пришли. Нарушающему же нормы поведения допустимо делать замечания, но в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.
ДЕТИ В ХРАМЕ
Необходимо приучать детей ходить в храм, давать им пример молитвы и благоговейного поведения.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ
Ко Святому Причащению подходят после исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним Богослужением и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно с великим вниманием и благоговением, а также с верою и любовью ко Христу, со скрещенными на груди руками – правая поверх левой.
После причащения Святых Тела и Крови Христовых, следует, не крестясь, осторожно поцеловать Чашу, чтобы случайно не толкнуть ее, а затем отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причастия необходимо выслушать (или прочитать) со вниманием благодарственные молитвы.
По окончании Литургии принято подойди и приложится ко кресту, который дает верующим священник около алтаря храма. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют правую руку священнослужителя, через которую преподается благословение, но не крестятся перед этим. Выходя их храма, следует сотворить три поясных поклона с крестным знамением.
Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением. Только тогда человек сможет согреть свое сердце, возбудить совесть, оживить иссохшую душу и просветить свой ум.
Просмотры (4273)
В некоторых храмах или монастырях также могут храниться почитаемые иконы, к которым приходят многие люди с желанием помолиться перед святыней. Чаще всего это бывают иконы Богородицы, явленные каким-то особым образом, как икона Богородицы «Призри на смирение» в Киевском Введенском монастыре, или известные своей историей, как Владимирская икона Божией Матери. Но важно помнить, что когда мы хотим совершить молитву перед образом в храме, то мы в первую очередь должны помнить о Боге, по благодати которого люди получают благодать от иконы.
Перед тем как подойти к иконе в храме нужно дважды осенить себя крестным знамением, приложится к иконе и перекреститься еще раз. Все это нужно делать с благоговением и без спешки, а если перед иконой образовалась очередь, то следует проявить уважение к другим верующим и не задерживаться надолго перед образом. Если есть желание помолиться – лучше стать рядом возле иконы, прочитать молитву изображенному на ней святому. Можно, конечно же, обратиться ко Господу с молитвой и со своими словами.
Обычно, если в храме есть почитаемая святыня, то в какой-то день может совершаться отдельное богослужение с акафистом. Уточнить, совершается ли такое богослужение можно у священника или у свечной лавки. Также к священнику можно обратиться с просьбой совершить молебен перед почитаемым образом.
Акафист перед иконой в храме можно прочитать и самому. Для этого необходимо найти в акафистнике необходимые молитвы, стать перед иконой и помолится. Правда, делать это во время Литургии не стоит, ведь Евхаристия, которая совершается на Литургии, это намного более важное священнодействие. Лучше всего сделать это после окончания Литургии или прийти в храм немного заранее перед вечерним богослужением. Также можно спросить остается ли храм открытым на протяжении дня и выбрать для себя удобное время, чтобы прийти и помолиться в церкви.