Создатель проекта «Батюшка онлайн» Надежда Земскова запустила новый сервис «Матушка онлайн». Проект объединяет «известных ярких матушек — жен священнослужителей со всего мира». Среди них — дизайнеры, врачи, журналисты, художницы, спортсменки и блогеры из Москвы и других российских городов, а также из Минска и Нью-Йорка.
«Современные талантливые и уникальные матушки объединились, чтобы нести благую весть в глобальной сети», — сообщается в пресс-релизе.
Как уточняют создатели проекта, матушки онлайн ведут блоги и чаты, путешествуют, знают языки, блестяще образованы, разбираются в моде, интересуются искусством и чувствуют себя комфортно не только в храме, но и в media-пространстве.
«Многие из них дочки уважаемых священников, они свято хранят семейный очаг, во всем помогают мужьям-батюшкам и готовы делиться со всем миром своей любовью, добротой и светом, рассказать о том, сколько радости, счастья и полноты жизни открывает людям Православие», — добавляют создатели проекта.
Матушки будут проводить онлайн-чаты и видеотрансляции, организовывать офлайн-встречи с фолловерами, делиться православными лайфхаками, готовить постные угощения в прямом эфире, рассказывать подписчикам о своей жизни и служении, делиться личными переживаниями и секретами счастливой семейной жизни, умением любить и прощать.
«Идея проекта «Матушка онлайн» родилась 7 лет назад — в одно время с рождением паблика «Батюшка онлайн». Наши батюшки сразу предложили своих матушек для участия в таком онлайн-ресурсе и отметили важность их служения в деле благовестия. На данный момент уже более 100 ярких и удивительных матушек из разных городов и стран прислали заявки на участие в нашем проекте «Матушка онлайн», — сообщила Надежда Земскова.
Просмотры: 8 498
О православном гламуре и гламурном православии заговорили еще в начале 2000-х, но расцвело пышным цветом и окончательно оформилось гламурное православие в последние годы: все эти звезды кино и спорта на обложках «Фомы», повествующие истории своего «пути к Богу»; куколки-телеведущие на «Спасе» и метросексуальные мальчики на «Союзе»; и еще — победное шествие по иноземной забаве, Инстаграму, гламурных матушек, являющих миру женское лицо РПЦ. Оговорюсь сразу: в Инстаграме есть всякие матушки — не афиширующие свой статус, веселые и ироничные, живые и искренние, а есть и те, о ком мы ничего сказать не можем, потому что они спрятались от нас (а может, и от себя) за образом каноничной гламурной инстаматушки.
Мир православной инстаматушки подобен калейдоскопу, в котором мелькают святоотеческие цитаты и наставления Ткачева, платья в стиле бохо, сумочки а-ля Гермиона из американского льна и запреты старцев смотреть «импортное» кино, послушание мужу и страсть давать духовные советы; Бог, который любит, и Бог, который сурово мстит обидчикам; необходимость скромности и потребность в восхищении, стремление в XIX век и умелое владение технологиями раскрутки — все эти кусочки порой странно сочетаются, но персонаж «инстаматушка» не видит противоречий и увлеченно транслирует зрителю свой мифологический сериал.
Аудиоверсия текста в исполнении автора:
Если вы хотите стать популярной у православных инстаграмщиц матушкой, вам нужно как следует подготовиться. При всем интересе к жизни батюшковых семей, если вы будете просто постить снимки «я с деточками», «мы с деточками», «деточки», «мы в храме», при этом живые, снятые на телефон и необработанные — больше 1-2 тысяч подписчиков вам не набрать.
А что надо делать — сейчас расскажу. Во-первых, если вы не фотогеничны, даже не пытайтесь конкурировать, ничего не выйдет. Ум ваш, если он у вас есть, засуньте до времени в какую-нибудь шкатулочку ручной работы. Шкатулочку не забудьте сфотографировать и показать в выгодном ракурсе, рядом со свечечкой и иконочкой, а ум лучше не показывайте, никому он тут не сдался.
Православными книжками запасаться не нужно — их у вас наверняка в избытке. Стопку можете отложить — будете периодически устраивать розыгрыши для подписчиц, вторую стопку приготовьте для цитирования. Цитаты пригодятся на те дни, когда вам будет лень или некогда писать зарисовки из матушкинской жизни. Самые востребованные цитаты — о том, как построить счастливую православную семью, как правильно воспитывать детей и какой должна быть идеальная православная жена и мать. Заранее поройтесь на Православии.ру и «Азбуке православия», выберите цитаты на пару месяцев (или лет — у кого на сколько терпения хватит) вперед, скопируйте аккуратно в телефон, планшет или айфон.
Закажите несколько красивых целомудренных православных платьев. Да, это недешево, но без этого славы не ждите. Объясните мужу, что фотаться в Инстаграм в дешевой одежде — моветон и не способствует делу миссии. Да, 5-6 тысяч за одно платье. Да, их надо бы побольше, иначе людям станет скучно читать наставления старцев и благочестивые рассказики.
Редкая матушка решается выложить селфи в тренажерном зале или в обтягивающих джинсах в характерной позе «ножкой эть». Лучше не рискуйте, если у вас пока не 45 тысяч подписчиц.
Далее, мужу или старшим детям надо потренироваться в гламурных съемках. В саду можно соорудить антураж. Если есть детские качели — покрасьте их в розовый или белый цвет. Сверху привяжите тюлевые занавески. За кадром будет стоять ваша дочка с феном и дуть на них, чтобы красиво развевались у вас за спиной. Дерево над вами должно цвести. Мало ли что осень! Детей надо воспитывать в привычке к труду: усадите их делать розовые цветочки из бумаги. Наделают штук 200 — пускай прикручивают к веткам. Миссия — превыше всего! Если нет хорошего фотоаппарата, разберитесь, как красиво разблюрить фон на своем портрете.
Напрягите память и вспомните все благочестивые легенды, которые вы слышали от прихожанок и почерпнули из дешевых брошюрок. Православные инстаграмщицы любят два вида легенд: о страшном наказании грешников, чаще всего кощунников, и о чудесах исцеления.
Хорошо идут рассказы о благочестивых видениях. Например, утонул ребенок. Родители страшно убивались. И вот однажды, в ночь сын явился отцу и сказал: «Папа, не переживай, пожалуйста, так за меня! Я живой, мне здесь очень хорошо, я счастлив!» А матери во сне явилась Сама Божия Матерь и сказала: «То, что Бог забрал вашего сыночка, в этом проявилось великое милосердие Божие к нему. Если бы он остался жив и вырос, то не прошел бы потом три мытарства пьянства, блуда и воровства».
Или так: «Отец был председателем колхоза. По его инициативе со всех домов села были собраны иконы и устроено показательное сожжение. Бабушки смотрели на этот костер и плакали. У председателя была единственная дочь, красавица, умница, на тот момент училась в 10 классе. Скоро выпускной, уже и платье пошили. И вот утром просыпается дочь и не чувствует нижней части, ни повернуться, ни ногой двинуть. Напала на нее страшная жуть. И вдруг увидела она Господа. Смотрит Он на нее с любовью и говорит: «Ты страдаешь не за свои грехи, но ты будешь Моей невестой». Какая же Благодать исходила от Спасителя!!! Так хорошо стало на душе у девушки, что даже не страшен стал внезапный недуг».
На ура идут благочестивые истории, как муж пил много лет, а баба смирялась, терпела и бесконечно рожала. А он в конце концов исправился.
Не забывайте про восклицательные знаки — их должно быть много. И смайлики, конечно, желательно в конце каждого предложения, или, на худой конец, каждого абзаца. Специально для православных придуман смайлик со сложенными в молитве ручками — он подойдет ко всему. С остальными будьте осторожны.
Будьте аккуратны с рассказами о своей борьбе за благочестие, не забывайте, что вас читают не только поклонницы. Например, одна матушка — под своей мимимишной фоточкой с котенком — поделилась историей про то, как в храм супруга привезли юношу, погибшего в автоаварии. Его родные заказали чтение псалтыри. Матушку что-то насторожило, ангел-хранитель на ушко шепнул, и полезла матушка на страничку покойника Вконтакте. И увидела пентаграммы! Сатаниста нашла! Дальше бдительная матушка — красавица, рукодельница, — позвонила благочинному и сообщила о своем открытии. Чтение псалтири было запрещено. Ладно хоть отпевание разрешили. И что бы вы думали? Пришли к доброй бдительной красавице какие-то злые люди, осудили бедную, застыдили, так что пришлось запись удалять, чтоб не расстраиваться!
«Новая искренность». Тут тоже все сложно. С одной стороны, любят люди это дело: расскажи о себе нечто потаенное — и все подписчики твои. Но тут надо учитывать, какие именно у тебя подписчики. Легче всего завоевать популярность у ортодоксикозных девочек и тетушек, значит — шокировать их нельзя. Например, одна матушка сдуру обмолвилась, что с будущим батюшкой жила до венчания, и — о ужас — до загса! — несколько лет. «В блуде!» — тут же сурово уточнила какая-то юная читательница, и долго потом воспитывала матушку: «Я Вас не осуждаю, но просто не понимаю, зачем этим делиться на всеобщее. Вам следовало бы уточнить, что все стало правильным после того, как семья стала верующей. А до того был блуд». Каноничный образ матушки не предполагает никакого добрачного блуда, пусть даже с тем же мужем, который сейчас батюшка. Образ держит вас в клетке, душит, но надо терпеть и смиряться, раз взялась.
Непременным контентом для странички матушки должны быть стишки — чем более графоманские, тем лучше! Никакого Пушкина, и, упаси бог, Бродского или Мандельштама — только какой-нибудь Ерофей Лампадкин, «чудесА — ПокровА», «преобразиться — освятиться» и прочее.
Не бойтесь быть банальной. Не все, кто заходит ставить свечки и в ваш Инстаграм, посещают православные сайты. Поэтому не парьтесь, смело берите отовсюду благочестивые аксиомы в стиле «отец играет важнейшую роль в воспитании детей. Семья состоит из мужа и жены, которые также в этой семье являются отцом и матерью. Каждый из них закладывает в ребенка определенные ценности, взгляды на жизнь» ( я не шучу, цитата реальная). Главное-то — картинка: веселый батюшка с дитятком на руках.
Или так: «Я считаю, что любая женщина наполнена женственностью! Не зря же эти слова даже корень один имеют! Быть женщиной — это и значит быть женственной! Это заложено самой природой и найти ее в себе не сложно!» Это под фоточкой «матушка на фоне неба и храма в платочке с закрытыми от блаженства глазами, у лица цветочек».
Вариантов гламурных фото много, запоминайте.
- Деточки в ночнушках и пижамках с молитвословами в руках.
- Матушка в длинном розовом платье с книжкой в руках в саду, сбоку прислонен белый зонтик и ваза с букетом искусственных пионов.
- Селфи у зеркала. Разочарую — в купальнике нельзя. Только платьишко, только пастельные тона, складочки, рюшечки. У зеркала — букет цветов, намек на чистую и светлую любовь супруга.
- Батюшка ведет за собой матушку, помните вышедший из моды хэштег #followme? — на фото ее ручка с цветочками.
- Нежные объятия батюшки и матушки под цветущей яблонькой или на фоне храма.
- Редко, в порядке икономии — матушка без платочка, с распущенными волосами в красивом интерьере.
- Еще реже, в качестве скоромного десерта — батюшка в футболке обнимает матушку с голым плечиком и распущенными волосами под цветущим деревом.
- Хит: беременная матушка, нежно держащая руки на животе.
Если у вас нет времени или денег поучаствовать в вебинарах о том, как набрать 100 тысяч подписчиков, я вам и так расскажу — в конце каждого духоподъемного поста вставляйте вопрос, чтобы подключить народ к активному общению в комментариях. Например, в праздник или воскресенье спросите: «а вы были сегодня в храме?» Церковные тетушки обожают рассуждать о послушании и достижении счастья в семейной жизни. Спросите: «вы разделяете «мужское-женское» или все же предпочитаете стоять у руля?» — и комментариям не будет конца.
Постарайтесь время от времени писать про визит архиерея и счастье присутствовать на архиерейской службе. Цитируйте владыку с призывом: «Постарайтесь почитать и вникнуть в слова архиерея!!» Конечно, архиерей в инстаграмы не ходит, но вдруг ему передадут? Тут батюшке и бонус: матушка — не просто многодетная мамашка и регент, а еще и онлайн-катехизатор и пропагандист! Хорошо заходят селфи со знаменитостями — отцами Артемием Владимировым, Лукой Степановым, с байкером Хирургом…
Никаких собственных мыслей в блоге матушки быть не должно, сомнений — упаси бог. Систему мышления матушки-блогера хорошо выразила одна матушка в вопросе своей подписчице: «Но я же в своем блоге имею право на собственное мнение, основанное на учении Апостолов и святых отцов?»
Как инстаграмы стройных красоток с попами наотлет некогда — до появления утешительных моделей плюс-сайз — вызывали лютые комплексы у тетушек православной комплекции, а странички успешных, сияющих, окруженных нарядными детишками гламурных мамочек — у замотанных, выгоревших обычных женщин, не умеющих создать сказку о своей жизни, так и инстаграмы матушек могут довести до отчаяния неуспешных в православном делании неофиток. Оказывается, бывает и так — мало того, что муж священник (а это мечта каждой неофитки), так еще и идеальный супруг да хорош собой, а матушка — мало того, что спасается чадородием, берет приемных детей одного за другим и сражается с абортами, так еще и не обабилась, красoтoю лепа, червлена губами, брoвьми сoюзна, в изумительных платьях и все успевает — и в храм, и с детьми, а еще шьет юбки и сумочки, реставрирует мебель, вышивает крестиком, пишет маслом, преподает в воскресной школе, знает сто и один рецепт постной кухни, утешает болящих и скорбящих, поддерживает мужа в ежедневном несении креста, короче — спасается вовсю.
Утешьтесь, милые. Это все лишь благочестивая витрина, декорация, симулякр. Возможно, за кадром — обычная российская семья, в которой ссорятся, мирятся, плачут в подушку, орут «как ты меня достала!» и бьют детишек ремнем, перманентный абьюз, который кончится спустя годы громким разводом или членовредительством. А возможно, и правда — счастливое святое семейство, но как долго оно будет счастливым и насколько связана его счастливость с православным образом жизни? Правды нам узнать не дано, да и кому она, правда, нужна? Она не служит миссии. Она царапает, ранит, шокирует, заставляет сомневаться в верности избранного пути, вызывает искушения (читай — мысли).
Конечно, любая система — тоталитарная, авторитарная или тяготеющая тому или другому, — склонна к созданию иллюзий, симулякров, к имитациям и подменам. Но бывает, что люди вынуждены имитировать воодушевление, трудовой энтузиазм, любовь к вождям — так многие жили в советское время, а бывает, что никакого насилия и принуждения нет, люди добровольно и с песнями превращают свою жизнь в имитацию, порой настолько увлекаясь процессом, что перестают различать, где реальность, а где созданная ими для внешнего мира иллюзия. И кажется, вторые рискуют потерять себя не меньше, чем первые, а то и больше.
Каждая женщина, собираясь выходить из дома, тщательно одевается, причесывается и наносит макияж. Это понятно – нам хочется, чтобы при взгляде на нас, таких красивых и неотразимых, у окружающих возникало чувство одобрения и восхищения.
Так почему же тогда многие женщины позволяют себе ходить дома в растянутых спортивных штанах и застиранных линялых халатах, без макияжа и с растрепанными волосами? Причем этим грешат обычно замужние женщины, которые предстают в таком виде перед самыми близкими и любимыми людьми, — собственным мужем и детьми.
Только представь, как «приятно» мужу, который, как известно, любит глазами, наблюдать за передвижениями по дому неряшливо одетой и небрежно причесанной женщины, которая мелькает «туда-сюда, туда-сюда». За что ты его так?!
Чаще всего домашней одеждой нам служат вещи, которые «на люди» надевать уже как-то неудобно и неуместно: выгоревшие футболки, древние джинсы, растянутые кофты… В результате дома мы выглядим, как беженцы или бомжи. О какой привлекательности можно при этом говорить?
Удиви мужа и сделай себе приятное: купи несколько вещей для дома, недорогих, но НОВЫХ и красивых. А старые трикотажные штаны и халат с дырой под мышкой безжалостно выброси на помойку!
Итак, что же выбрать для домашнего ношения?
Халат
Если уж очень нравятся халаты – купи красивый шелковый халат-кимоно в японском стиле. Понятно, не для того, чтобы в нем пылесосить и мыть полы. Изящный стильный халатик отлично подойдет, чтобы встретить в нем с работы мужа, поцеловать его и накрыть для него вкусный ужин. В этом же халате можно оставаться весь вечер, если не предстоит ни выхода «в свет», ни «грязной» домашней работы.
Теплый махровый халат тоже имеет право на существование в твоем домашнем гардеробе. В него так приятно закутаться зябким зимним утром или после вечернего душа! Но – и только. Психологи утверждают, что постоянное ношение толстого махрового или стеганого халата действует расслабляюще, тебе вскоре не захочется ничего делать, а только лежать на любимом диване перед телевизором с тарелочкой печенья. Так что – не увлекайся, халат – только чтобы дойти до ванной и выйти из нее!
Пеньюар
Эта разновидность халата, пожалуй, находится на более высокой ступеньке иерархической лестницы. Изысканный полупрозрачный пеньюар, накинутый на шелковую ночную сорочку, — прекрасный способ продлить ощущение домашнего уюта перед началом рабочего дня, попивая кофе и болтая с любимым. Так что – оставляем!
Ночная сорочка
Не отказывай себе в удовольствии спать хотя бы иногда в сексуальной ночной сорочке, отделанной кружевами, — это так приятно! Даже если ты предпочитаешь удобную и функциональную пижаму, купи себе хотя бы две изысканных рубашки, чтобы удивлять мужа и ощущать себя соблазнительной и неотразимой!
Пижама
Современная пижама – это вовсе не махровый бесформенный комплект образца 70-х. Сегодня нам предлагают огромный выбор симпатичных пижам на любой вкус. Выбери то, что тебе нравится – шортики с открытой маечкой для лета или шелковый комплект из свободных брюк и рубашки. Если же в твоем жилище зимой прохладно, и ты боишься ночью замерзнуть, — можно отдать предпочтение и теплой пижаме, она такая уютная!
Домашнее платье
Не откажи себе в удовольствии провести выходной в изящном платьице, купленном специально для дома. Даже в самом простом платье ты будешь выглядеть более элегантно, женственно и привлекательно, чем в халате или спортивном костюме. А твои домочадцы наверняка почувствуют приподнятое настроение, созерцая жену и маму в симпатичном платье, надетом специально для них.
Пожалуй, самым удобным фасоном для домашнего платья можно назвать покрой «принцесса», или А-силуэт: слегка приталенное и расширяющееся книзу. Это всегда модно, а для домашних уютных дел – еще и удобно. После того как обед съеден, а посуда с помощью родных вымыта, можно спокойно сесть в таком платье в кресло с вязанием или книгой, посмотреть фильм или поиграть с детьми в лото.
Домашний сарафан
Попробуй примерить легкий летний сарафан из жатого материала: он сделает тебя более женственной, а стирается и сохнет он в два счета, к тому же такую ткань не нужно гладить.
Для более холодного времени года можно подобрать плотный сарафан, который можно надевать на рубашку или водолазку.
Домашний костюм
Сейчас продаются так называемые «домашние костюмы» — напоминающие спортивные, но более красивые и стильные. Обычно они состоят из мягких уютных брюк, топа и кофточки с длинным или коротким рукавом, с капюшоном или без. Можешь подыскать себе подходящий костюм, а можешь купить эти вещи по отдельности.
Маленький секрет: избегай серого цвета! Он наводит тоску и уныние. Лучше выбери для себя, любимой, костюм нежного розового или голубого оттенка, он поднимет настроение и тебе, и твоим домочадцам. Кстати, слишком яркие цвета – не для дома. Во-первых, они могут быстро надоесть и стать источником раздражения, а во-вторых, ты же дома обычно не красишься, а значит, на фоне яркой одежды твое лицо будет выглядеть чересчур бледным.
Между прочим, многие считают, что вовсе отказываться от декоративной косметики не стоит даже дома. Почему бы, встав утром, не подкрасить слегка ресницы, не припудрить носик и не положить чуточку румян? Ты станешь выглядеть свежей и отдохнувшей, а мужу будет вдвойне приятно, что ты стараешься выглядеть красивой для него.
Если удастся купить простые леггинсы – можно носить их дома с длинной туникой, будешь выглядеть модно и стильно, к тому же ничего не потеряешь в удобстве. Другой вариант – брюки-капри вместе с интересной футболкой или майкой. Для лета могут подойти соблазнительные шортики из тонкой ткани и легкая майка.
Не забудь об обуви!
Вместе с растянутыми тренировочными костюмами отправь на помойку и засаленные шлепанцы, потерявшие всякий вид. Приобрети кокетливые тапочки из парчи иди модели, украшенные мехом, на маленьком каблучке. А если ждешь гостей – почему бы не надеть легкие, удобные и симпатичные балетки?
Автор
Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»
8 сентября в нашей Церкви чтут память святых супругов Адриана и Наталии (IY в.) Перед тем, как пострадать за Господа, Адриан просился уйти, чтобы попрощаться со своей женой, мучители его отпустили, поверив ему, как христианину, но, когда он пришел в свой дом и постучался, его супруга, подумав, что муж предал Господа, не пускала его. Если вернулся супруг домой, значит, он отказался от Господа, а иначе, как объяснить, что он стучится в дверь. Святая Наталия печалилась, понимая эту глубокую связь: если он предал Бога, то и ей супруг не хозяин. Но св. Адриан все объяснил жене, они простились, и он ушел на мучения. Эта супружеская жизнь является примером для всякой христианской жизни, а святые супруги Адриан и Наталия остаются небесными покровителями семьи.
Новая западная информационная традиция существования человека открыла в нашей семейной жизни все закрытое, показала все стыдное, все то, о чем могут знать только двое – муж и жена. Собственно семьи в том первом понимании, которое было определено Господом Богом, уже почти нет. Так, остались кое-где ее выжившие останки. Что и говорить, у многих поколений молодых нашей советской страны не было примера перед глазами: как жить в браке никто никого не учил. И теперь в семье мы воспитываем не человека, не христианина, а способного благополучно устроиться в жизни гражданина. В нашем, еле живом институте семьи, не сохранились русские традиции воспитания будущих мужчин и женщин, мужей и жен. Но мы учим предохраняться от нежелательной беременности, и разрешаем нашим детям еще в школе иметь половые связи – все нами позволено, но почему-то детей в России все меньше и меньше. Тема современной семьи исчерпана, но есть семьи священников, в них немало трудностей, неведомых в светском обиходе, в этих семьях еще сохраняется духовная связь между супругами. Та главная связь, которая и должна держать семью, делать ее оплотом жизни, «малой Церковью» и территорией спасения. Поэтому мы решили дать слово нашим батюшкам и матушкам.
Протоиерей Михаил Женочин, настоятель храма в честь иконы Божий Матери Державная в Гдове: «Родился я в обычной семье, меня крестили восьмимесячным в Питере, где тогда действовали четыре храма, в церкви св. Георгия Победоносца. Я не был церковным человеком в детстве, но перед сном всегда перекрещусь. Как-то однажды думал, куда мне скрыться от 7 ноября, от этой демонстрации, думаю, пойду в церковь. Пошел на Литургию, служба уже закончилась, тогда, кстати, даже проповедей не разрешали произносить священству. Часто потом приезжал в Псково-Печерский монастырь, искал своего авву, своего старца Зосиму, проехал все монастыри.
Очень долго не решался вступать в брак, потому что в Церкви видел особый подвиг – монашество, и это меня воодушевляло, мне казалось, что женатый священнослужитель более расслабленный что ли, более думает о земном, о семье. И я колебался, но так сложилось — мы встретились с будущей матушкой Мариной, надо было решаться на что-то: либо расставаться, либо венчаться. Мы решили поехать к старцу Николаю на остров Залит. У старца Николая (Гурьянова) оба бывали часто. Это было зимой, с нами вместе попросилась поехать наша знакомая молодая девушка, семинаристка. Мы шли в солнечную морозную погоду, день был прекрасный, шли пешком по озеру, батюшка тогда был очень доступный, каждый желающий мог с ним поговорить, попросить благословения. Он открыл нам двери, позвал в дом, поставил самоварчик и вдруг говорит неожиданно: «Ну что, жениться приехали? — Я растерялся и говорю: Да, батюшка, только не знаю, какую взять». Пошутил. А он говорит: «Бери эту, — и указал на Марину. Будешь Матушка Марина с отцом Михаилом на Чудском озере рыбу ловить». А потом сказал Марине: «Знаешь, что значит быть матушкой? Матушка – это мать всего прихода».
Матушка Марина: У меня даже мурашки по телу пошли от этих слов, и удивительно, мы действительно потом оказались рядом с Чудским озером, наш приход в Гдове, а был поначалу в Кярове. Все промыслительно было, и рыбку мы ловим не озерную.
Отец Михаил: Отец Николай называл меня тогда «отцом», хотя я не был рукоположен, и, когда Владыка Иоанн (Разумов) посвящал меня во иерея, я не просился ни на какие определенные приходы, это воля и право правящего Архиерея, которому мы должны подчиняться, но хотелось деревенского прихода, хотелось, чтобы там была живописная природа, было красиво. Сейчас так случилось, что многие поклонились «золотому тельцу», ищут выгод, наград, материального благополучия, мы тогда этого не искали и не думали об этом, единственное, чего хотелось, чтобы послали на приход живописный, деревенский. И Владыка Иоанн сказал: «Поедешь в Кярово». Так решилась наша судьба благословением батюшки Николая, но когда мы шли за благословением, мы не знали ответа: что скажет старец, благословит, или нет, и готовы были расстаться.
Матушка Марина: Мы познакомились в Пскове, я работала в ателье, а познакомил нас Преподобный Варалаам Хутынский, осенью на его престольный праздник. Венчали нас в Любятове, в Пскове не просто было обвенчаться, запрещали, венчал отец Владимир Попов. Мы сначала обвенчались, потом записались. В хоре Любятовской церкви у меня пели и бабушка, и мама, а отец Михаил был чтецом в Троицком Соборе, его там и в священника рукополагали. Мы дали друг другу обет: я — псковичка, он — из Санкт-Петербурга, но решили уехать в деревню. Кярово — гдовская деревня со старым кладбищем и кладбищенским графским храмом Покрова, рядом речушка. Мы приехали в Кярово, подошли к церкви и увидели запущенный храм, было ощущение, что там никто вообще не служил. Вошли в храм, в котором давно не делали ремонта, и самим негде было жить – вот такой был приход. Начинали с нуля: строились, ремонтировались, поселились в маленькой избушке, между бревнами пролезала рука. Батюшка все своими руками отремонтировал, утеплил, и меня с маленькими полугодовалым сыном привез из Ленинграда. Собственно, в этой избушке мы вырастили четверых детей: Андрею 22 года, Анне – 21 год (музееведческий факультет), Ольге – 19 лет (мединститут), нашему младшему — 14 лет.
Когда мы приехали в деревню, он сказал: «Нам с тобой ничего не надо, не надо ковров, хрусталей, мы будем жить скромно, носить воду, топить русскую печку, печь просфоры» — и я была к этому готова. Возможно, сейчас это воспримется как подвиг. Когда родился первый ребенок, было сложно, нам помогали наши мамы, труднее было когда сразу двое – друг за дружкой первые два родились, а потом им было хорошо расти, с третьим и четвертым было легче. Но, помню, когда мы сели в Петербурге со всеми четырьмя в автобус, одна женщина смотрит на нас и спрашивает: «Это все ваши? – Наши.- Как справляетесь? — Господь силы дает, справляемся». Так что люди со стороны не могли представить, как справляемся, и, правда, один на руках, другие рядышком. Как мы успевали? Работаем много. Сейчас ведь мамы очень красиво детишек одевают, но из магазинов, никто ничего не шьет. Когда мы растили детей, в то время даже пеленок в свободной продаже не было, все было по талонам. Я им шила шубы, комбинезончики, платьица, первые два у меня были обшиты. Мы жили на берегу речки, и я радовалась, что рядом у меня есть вода, а зимой нашла родничок, погружу белье на саночки в тазик и на родничок полоскать – там вода была теплее, чем в речке, плюс пять. Трудно жили, но Господь помогал. Вспоминаю, когда делали какие-то ремонты в храме в Кяровской церкви, я везде была с батюшкой: окна красить, на колокольню лезть выметать помет голубиный, крышу красить. Маму оставляли с детьми, а сами на велосипеды – все делали вместе. Современные матушки, наверное, другие: они все красивые, творческие. Но самое главное, что нужно в любом в браке — терпение женщины.
Отец Михаил: Я не хотел записей в ЗАГСе, дворцов бракосочетаний на конвейере. Промысел Божий никого и никогда не оставляет, мы жили небогато, трудно, это, конечно, своеобразный подвиг, но не были голодными, раздетыми и несчастными, нам Господь давал столько, сколько надо. Матушка Марина — большая труженица, машинка у нее не закрывается, не только детям шьет, но все мои облачения шьет она. Нельзя быть привередливым: дает Господь, надо брать. Приехал как-то в Москву к своим благодетелям, они дали мне деньги и сказали – купите себе машину. Я спросил: какую? Мне сказали: «купите, какую Вы захотите, любую, хоть Кадиллак». Я купил нашу Ниву, тогда уже можно было покупать машины свободно, без очереди. Сейчас дороги лучше — пересел на Жигули. Нам помогали друзья, благодетели, даже в житейских мелочах. Без машины на нашем бездорожье не обойтись: надо причастить, какую-то требу совершить, надо исповедовать человека, надо успеть, чтобы человек не умер. Приход нам не дает возможности существовать, приход не кормит священника, а помогают нам наши благодетели, нам помогали даже в житейских мелочах. У моих прихожан пенсии маленькие, но они дарят главное — свою любовь, мне больше ничего не надо от них, а прокормят меня, может быть, другие люди.
У нас сложная жизнь, вся прошла в работе, в строительстве храма, я недостаточно времени уделял детям, но честно признаюсь, очень люблю своих детей, может быть, и чрезмерно, но надеюсь, что моя любовь когда-то поможет им в жизни. Диктата, я так думаю, в выборе будущего, над детьми нельзя проявлять. Я волю своих детей не забираю: можно научить петь, читать, но нельзя научить быть священником. Человек должен сам решиться на такую дорогу: священство — это призвание».
Матушка Елена, супруга священника Василия Лупакова, настоятеля храма Сошествия Святаго Духа в Плиссах (Невель): «Матушка – это крест, это помощница. В замужестве я девять лет, и легко нигде не бывает, везде хлеб с коркой, в любой семье, если она есть. Для детей священника тоже крест, что они — дети священника, это налагает определенные обязанности в поведении. Детей мы выращивали сами: у нас ни бабушек, ни дедушек рядом не было. Наши мальчики Саша и Гриша пономарят, помогают нам в храме. Ксения пока маленькая, и ее святую Блаженную Ксению мы уже дописывали на нашей семейной иконе святых – покровителей, но там еще место есть.
Мне было 16 лет, когда я закончила 9 классов, собиралась идти в 10 класс, но мама настояла, чтобы я пошла в Духовное училище в Пскове, и написала письмо нашему духовнику отцу Адриану в Псково-Печерский монастырь, и он благословил идти в училище, а против воли духовника не пойдешь. Отец Адриан сказал, что выйдешь замуж за батюшку, но цели выйти замуж в Духовном училище у меня не было совершенно, все спонтанно получилось — там и встретила своего принца, как отец Адриан благословил, и ни о чем не жалею. Мы поженились и рукополагались не сразу, поехали к отцу Николаю Гурьянову на Залит, потому что без благословения нельзя, и если бы он не благословил, то лучше быть хорошим пономарем, чем плохим священником, но батюшка благословил, мы рукоположились. В Опочке полтора года батюшка служил, а в Плиссы попали тоже с благословения отца Николая.
У нас Невель рядом и живем мы на приходе за счет Невеля. На приходе очень многое зависит от матушки, но в дела церковные я не лезу, что-то посоветовать, конечно, могу. Говорят же, поп — в храме, попадья — в селе. Попадья может настроить, как захочет: матушка – диакон, а батюшка — священник. Пытаюсь уговорить батюшку пустить меня учиться, но он не благословляет, а хочется в Свято-Тихоновский институт, мне надо, но не с кем оставить детей. Нам тяжело совмещать карьеру и семью, но хотелось бы, например, учительствовать в школе, конечно не в ущерб храму, думаю, никому бы не было ущерба: ни семье, ни школе, но семьей ради работы я не буду жертвовать, это даже не оговаривается. При этом меня мало интересует материальная сторона, зарплата, мы довольствуемся тем, что есть.
Господь каждому дает свой крест, но у матушки больше ответственности, чем у обыкновенной жены, но матушка, как и любая другая жена, если с Божией помощью преодолевает трудности, то все возможно вынести».
Дом протоирея Петра Нетребы, Себежского благочинного, большой и красивый. Кто-то и позлобствовать может: вот как наши попы живут. Кто же знает, что несколько лет батюшка с семьей жил в бане.
Протоиерей Петр Нетреба, настоятель Троицкого храма в Себеже: «Я всегда полагался на волю Божию и просил, когда что-то предпринимал: «У Тебя, Господи, есть множество путей, которые могут отвести меня от этого шага, если нет на то воли Твоей. Помню, приехал к Владыке Иоанну (Разумову) на прием, входит Наместник Псково-Печерского монастыря Гавриил, говорит мне: «Ты что здесь сидишь? – говорю: приехал, может, Владыка на приход псаломщиком благословит. — Наместник говорит: Я тебя к себе возьму». Ну, думаю, может, в монастыре теперь буду, а мы тогда только месяц встречались с Мариной, будущей моей матушкой. Решил сделать ей прощальный подарок: купил духи, потому что думал, что в монастырь уже иду, а Наместник мне сказал: «Паспорт сдай, здесь будешь работать, а живи дома». Он меня взял на монастырское послушание псаломщиком, а когда была моя свадьба, он уже ходатайствовал, чтобы меня рукоположили.
Когда с матушкой встречались, то говорил, что у меня будет футбольная команда, вот немного не дотянули: четверо детей, все мальчики. Петр заканчивает третий курс института, ему 21 год, 1985 года рождения мой Василий (Рязанский) учится в Богородском училище на художника-резчика, третий сын — Гавриил заканчивает 11 класс православной гимназии в Варнице, на родине Сергия Радонежского, там пансионат и школа, младший три класса закончил, зовут Илия.
Своих детей идти моей дорогой я не заставлял принципиально: священнический путь сложен, и если по чьей-то человеческой указке совершается, то он может быть невыносим. Мы, наше поколение, быстро повзрослели, а наши дети взрослеют медленнее. Я в 26 лет считал себя уже взрослым человеком, встал на путь священнослужения в 21 год сразу после армии. На нас, духовенство, ведь все смотрят пристально, и вести себя даже просто по-светски, скажем, уже неприлично и недостойно священника. Хотят найти, прежде всего, в священнике не что-то хорошее, а уколоть. И это налагает особенную ответственность, уже речи у нас нет о каких-то посиделках, гуляниях – жизнь сразу стала взрослой, серьезной. И если ребенку пойти по этому пути по решению отца, это тяжело, но дети наши, конечно, верующие и воспитаны соответственно. Мы своих детей от веры «не оберегали», понимая, что религия – это путь к вечной жизни. Воспитывали их с матушкой в православном духе, в Православной вере, а уж там, как они определяться. Будет призвание — прошу и молюсь, чтобы Господь их укрепил в Православной вере, удержал, соблазнов сейчас очень много.
Матушка Марина: Мы познакомились с отцом Петром в Печерах, в монастыре я пела в любительском хоре. Сейчас моя работа – хор, трапеза, украшения храмовые. Утром встаешь и понимаешь: если не ты, то кто? Ты женщина, это – твое, ты — мать, если не ты, кто будет любить твоих детей, твоего мужа? Господь создал женщину рожать и быть зависимой от мужа. Благодать священства отца Петра ощущается, конечно, и на мне, она очень помогает, укрепляет семью.
Жена священника и жена в миру – две большие разницы. Батюшки дома практически нет, а у нас семья, храм, церковное пение, я регентую, и мы радуемся, когда папочка приходит. Помню, Илюша родился, батюшка строил Идрицкий храм, утром уезжал рано и приезжал поздно, ребенок уже спал. Когда исполнилось Илюше три месяца, батюшка взял его на руки, и ребенок испугался — не помнит папу. Практически одна вырастила детей, но мы всегда радуемся, когда папа дома, дети его обожают. Я воспитана в религиозной семье, и муж для меня все, я за ним, как за каменной стеной. Его любят дети, хотя я с ними рядом все время, но только папа приходит – все вокруг него, он для них огромный авторитет, а для старшего сына – непререкаемый авторитет. Наш папа — мягкий человек, но при его мягкости его слово – закон.
Отец Петр: Если в современной семье придумывается свое в противовес, как «черный квадрат», черная зияющая пустота, созданная в противовес тому, что есть живое в этом мире. Так и от Слова Творца, сказавшего чему женщина предназначена, что ей дано за то первое грехопадение, когда сказано «будешь рождать в болезни детей своих, и от этого тебе спасение и зависимость от мужа», которому тоже сказано: «в поте лица будешь добывать хлеб свой» — не уйти. И когда человек сопротивляется этому — он богоборствует, что хуже для него самого. К добру, когда идешь от противного, это не приведет. Вот поэтому нету семьи, нету брака, нету согласия и мира в душе, человек за свое богоборчество расплачивается».