23 січня 2017 Текст Надежда Баловсяк
Взломать свой организм и превратить его в нечто большее, чем задумала природа – это главная цель, которую преследуют биохакеры. Но вполне возможно, что радикальные исследования отдельных энтузиастов уже в ближайшем будущем станут частью повседневности. Platfor.ma рассказывает, что такое биохакерство и к чему оно идет.
О хакерах сегодня знают все – и ИТ-специалисты, и школьники, и бабушки, информационное поле которых вращается вокруг телевизионных новостей. Глобальная цель хакеров – взлом всего, что поддается взлому: сайтов, приложений, а в некоторых меркантильных случаях – банкоматов и банковских счетов. Но в последние годы хакерское движение расширилось, породив тех, кто тоже занимается взломом. Вот только эти люди еще и изучают биотехнологии, чтобы использовать их как для взлома своего тела, так и для других экспериментов над живыми организмами.
Если хакеры – это устоявшееся сообщество, многие из которых иногда и вовсе работают на крупные компании, помогая им находить уязвимости в ПО, то биохакеры – это пока еще экспериментальное течение, об этичности которого ходят ожесточенные споры. Тем не менее, количество людей, экспериментирующих с собой и другими живыми существами, растет с каждым годом.
Биохакинг сегодня разделен на два больших лагеря. Первый занимается манипуляциями с генами и клетками с целью решения каких-то прикладных задач или получения новых свойств у разных веществ. Их можно назвать биохакерами-учеными-любителями. А второе течение – это как раз то, что можно назвать взломом человека. Его приверженцы пытаются получить полный контроль над своим организмом, улучшить его, добиться возможностей, которые ранее были недоступны человеку, и превратиться в легкое современное подобие киборгов, которых мы видели в фантастических фильмах.
Содержание
- Микроскопы и пробирки – народу
- Новые человеческие органы: микросхема и датчик
- Будущее: от полного запрета до чипов с младенчества
- Иррациональные мотивы при принятии решения о покупке
- Эмоциональные кнопки для побуждения к покупке: приёмы влияния и убеждения
- Маркетинговые технологии будущего
- Персонализация
- Влияние аналитики и Big Data
- Развитие VR/AR технологий
- Я занимаюсь всем, что пищит и мигает
- Почему бы наконец не поставить?
- Это было абсолютной победой для меня
- Прокол ушей был гораздо больнее, чем установка чипа
- Срока годности нет
- На все я потратила меньше 15 тысяч
- Православие не допускает таких издевательств над собой
- Ликбез: что такое RFID и NFС чипы. Чем они отличаются?
- Почему я не стала ставить вторую капсулу
- Безопасность через неясность
- Что можно делать с чипом?
- Про стереотипы
- Какой в этом смысл — открывать один только домофон?
Микроскопы и пробирки – народу
Биохакеры, занимающиеся исследованиями, часто сравнивают себя с первыми ИТ-предпринимателями. Один из основателей движения биохакеров-ученых Роб Карлсон в 2005 году в статье в Wired объявил о наступлении «эры гаражной биологии», заявив, что биотехнологии должны быть доступны всем желающим.
Роб Карлсон
Его идея вызвала интерес у других людей, что привело к зарождению движение DIY-bio (DIY – do it yourself). Впоследствии нтузиасты-биохакеры создали в разных городах США «центры коллективного пользования», где желающие могли воспользоваться лабораторным оборудованием и проводить свои опыты.
Правда, результаты деятельности биохакеров-ученых могут показаться нелепыми и не особенно нужными. Так, самым известным продуктом биохакеров-ученых является светяющийся в темноте йогурт, созданный Мередит Паттерсон.
Еще одна сфера деятельности биохакеров, быстро ставшая известной – генетические исследования. В частности, человек, известный под ником Dienekes Pontikos, прославился тем, что сообщил нескольким людям, опубликовавшим их отсеквенированные гены, некоторые подробности их происхождения, о которых они даже не подозревали.
Хотя среди биохакеров есть и те, которые занимаются вполне утилитарными задачами. Например, пытаются создать формулу топлива, которое бы сняло человечество с нефтяной иглы.
Новые человеческие органы: микросхема и датчик
Для биохакеров, которые пытаются «взломать» свой организм, вдохновителями, вероятно, были герои фантастических фильмов, люди со сверхъестественными возможностями. Задача этих хакеров – усовершенствовать функции своего организма. Решают они ее по-разному: некоторые анализируют в каждое мгновение состояние своего организма и пытаются улучшить его физической нагрузкой либо препаратами. Другие намерены действительно превратить себя в киборгов. Деятельность и тех, и других в последнее время активизировалась благодаря тому, что различные датчики и передающие устройства стали недорогими и доступными.
Кевин Уорик
Один из самых известных биохакеров-киборгов — британский инженер Кевин Уорик. Еще в далеком 1998 году он имплантировал себе под кожу простой RFID-чип. Первоначальная цель Уорика была в том, чтобы понять, может ли человек вообще жить с чипом внутри, а уже вторичная – придумать, для чего этот чип можно будет использовать. Эксперимент удался – с помощью чипа Уорик смог открывать и закрывать электронные замки, регулировать свет и обогрев в доме.
В 2002 году ученый взялся интегрировать собственную нервную систему с компьютерным нейронным интерфейсом. В его руку был вживлен еще один имплант, который передавал сигналы нервной системы компьютеру. Чтобы эксперимент был более наглядным, Уорвик создал специальную механическую руку. По замыслу ученого, команда мозга, которая приводила в движение его живую руку, отправлялась с помощью нейронного интерфейса еще и руке механической – и они должны были двигаться синхронно. Так, собственно, и происходило.
Впрочем, не все эксперименты ученого были удачными. Например, он установил нейронный интерфейс и в руку своей жены, чтобы в будущем создать с ней некую телепатическую связь. Этого, правда, пока достичь не удалось.
Сампа фон Киборг
Еще один известный хакер-киборг – финский мастер пирсинга и шрамирования со звучным именем Сампа фон Киборг. Он все чаще использует в своем увлечении чипы и датчики, а в его планах – разработка платформы для имплантируемых под кожу устройств с поддержкой Wi-Fi.
Известный биохакер Амаль Граафстра вживил себе RFID-чипы еще в 2005 году. Таким образом он хотел упростить себе задачи повседневного взаимодействия с техникой – от сканеров в дверных замках до систем авторизации, заменяющих традиционные пароли.
Амаль Граафстра
При этом биохакеры – не всегда энтузиасты-одиночки. Подобные идеи, к примеру, решили воплотить в жизнь в шведской компании Epicenter. Всем желающим сотрудникам и клиентам там предложили имплантировать себе RFID-чипы и использовать их для прохода в здание, для авторизации и даже для некрупных платежей. Известно, что несколько сотен людей, связанных с Epicenter, действительно вживили себе чипы, в том числе, несколько представителей топ-менеджемента.
Будущее: от полного запрета до чипов с младенчества
Некоторые ученые считают, что биохакеры-любители – это весьма опасные личности, а биохакинг стоит вообще запретить, поскольку, к примеру, эксперименты с ДНК могут завести в опасные дебри, а если технология модификации ДНК попадет в недобрые руки, то мир столкнется с угрозой гораздо более опасной, чем ядерное оружие.
Что касается биохакеров-киборгов, то здесь реакция общества не столь однозначна. Использование чипов, имплантированных в человеческое тело, действительно упрощает многие повседневные дела. Есть даже идея о том, что чипировать людей нужно едва ли не с рождения, чтобы обеспечить человека встроенным в него идентификатором личности, подделать который будет очень сложно.
В то же время, биохакинг второго типа со временем перейдет от работы с простыми идентификаторами до более сложных устройств и задач, например, для улучшения памяти человека или его физических способностей.
Второе не исключают и ученые, работающие с профессиональными спортсменами. Правда, в этом случае понятие спортивных соревнований либо изживет себя, либо превратится в противостояние ученых-биологов. Как вариант – спортсменов будут проверять не только на употребление допинга, но и на наличие имплантированных чипов. А со временем традиционные турниры разделятся на состязание для людей и для киборгов. Тем более, что отдаленно схожие с такими соревнования в 2016 году уже провели в Швейцарии. В них приняли участие люди с ограниченными возможностями, оснащенные особыми механическими и электронными протезами.
К идее написание этой статьи меня натолкнуло вот это видео. Давайте рассмотрим некий базис становления персонализации в интернет-маркетинге, какой мы знаем её сегодня. Обратимся к основам технологии психологического влияния на потребителей.
Иррациональные мотивы при принятии решения о покупке
Вопрос, как потребители принимают решения о покупке, продолжает волновать учёных, экономистов и, конечно же, маркетологов.
Представители классической экономической теории ещё со времен Адама Смита всерьёз полагали, что человек в своих повседневных действиях исключительно рационален. И любые решения принимаются им вполне осмысленно, на основе предварительного анализа.
1. Сначала осознаёт потребность.
2. Затем собирает информацию, пытаясь понять, какой же товар поможет ему получить максимальную выгоду.
3. Далее спокойно и без эмоций сравнивает различные товары.
Другими словами, человек в глазах теоретиков прошлого чем-то напоминает биоробота, над которым не властны чувства. Такая идея абсолютной рациональности участников рыночных отношений возмущает современных экспертов в области поведенческой экономики.
Успей получить ТОПовую профессию в digital со скидкой 50%!
- Обучайся SMM на практике — создай свое портфолио.
- Начни зарабатывать через 3 месяца.
- Получи диплом SMM-маркетолога и помощь в трудоустройстве.
- Воспользуйся рассрочкой до 2-х лет без первого взноса.
Реклама
Поведенческая экономика зародилась на стыке психологии и экономики. Её основоположником является Динаель Канеман, знаменитый израильско-американский психолог, получивший в 2002 году Нобелевскую премию по экономике.
Чтобы понять, чем же занимается эта научная дисциплина, рассмотрим три показательных примера.
Пример 1
Как думаете, что лучше: 1000 рублей сегодня или 1100 завтра? Типичный ответ респондентов в этом случае — 1000 рублей сегодня. А какой вариант вы предпочтёте, если бы вам предложили на выбор 1000 рублей через 30 дней или 1100 рублей через 31 день? Наверняка вы, как и большинство людей, согласитесь подождать всего один день, чтобы получить дополнительную выгоду в виде 100 рублей.
Дело в том, что в близкой перспективе человек хочет более «надёжной» выгоды, а в дальней — большей выгоды, количество дней уже не так важно.
Пример 2
Наверняка вы слышали об эффекте плацебо, когда врачи выписывают таблетки-пустышки и убеждают пациентов в том, что это сильнодействующий препарат, который поможет больному (подробнее в книге Дэна Ариели: «Поведенческая экономика»). Эффект плацебо целиком и полностью завязан на вере человека. Задумываясь над тем, как же усилить эту ничем не подкреплённую, иррациональную веру, медики придумали гениальный ход. Они стали говорить больным, что лекарство не просто эффективное, но к тому же стоит баснословных денег.
Иррациональные мотивы заставляют нас совершать порой совершенно нелогичные поступки. Многие маркетологи небезосновательно считают, что подавляющее большинство покупок в онлайне люди совершают под влиянием эмоций. А уже потом, когда покупка совершена, мы включаем разум, пытаясь объяснить окружающим и в первую очередь самим себе, зачем мы всё-таки приобрели этот товар.
Эмоциональные кнопки для побуждения к покупке: приёмы влияния и убеждения
Принцип относительности
Дэн Ариели, автор бестселлера «Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом», рассказывает о забавном эксперименте:
«Блуждая по интернету, я натолкнулся на рекламное объявление на сайте журнала Economist:
- подписка на электронное издание за 59 долларов;
- подписка на печатную версию журнала за 125 долларов;
- подписка на печатную и электронную версии за 125 долларов.
Когда я дал эти варианты 100 студентам Sloan School of Management, они проголосовали следующим образом:
- подписка на электронное издание за 59 долларов — 16 студентов;
- подписка на печатную версию журнала за 125 долларов — 0 студентов;
- подписка на печатную и электронную версии за 125 долларов — 84 студента».
Как вы думаете, как изменится мнение студентов, если убрать второй вариант? И действительно, зачем он нужен, если за него вообще никто не проголосовал. Дэн вновь опросил респондентов, оставив следующие типы подписки:
- подписка на электронное издание — 59 долларов;
- подписка на печатную и электронную версию — 125 долларов.
Когда-то столь желаемую электронную и печатную версию на сей раз предпочли всего 32 студента из 100.
Этот эксперимент — наглядная демонстрация принципа относительности, согласно которой люди предрасположены сравнивать схожие вещи друг с другом, сознательно игнорируя плохо сопоставляемые категории. В эксперименте Дэна второй вариант был лишь приманкой, побуждающей выбрать двойную подписку.
В следующий раз, составляя тарифные планы или акцию для вашего интернет-магазина, вспомните о принципе относительности. Включите в план вариант-приманку, который по качеству будет хуже оптимального для вас варианта, но будет стоить ровно столько же.
Парадокс выбора
Следующий эксперимент помог компании Procter & Gamble увеличить объём продаж на 10%. Исследователи из Колумбийского университета решили проанализировать взаимосвязь между выбором и решением. В местном супермаркете установили два стенда для дегустации джема. На одном из них выложили 6 сортов, а на другом — 30.
Люди чаще всего толпились именно вокруг последнего стенда, пытаясь выбрать самый вкусный продукт из трёх десятков вариантов. Но, как это ни странно, приобрели джем в итоге только 3% посетителей. Стойка с шестью вариантами пользовалась меньшей популярностью, однако показатели продаж там выше ровно в 10 раз.
Эксперимент доказывает, что чем больше у покупателя вариантов, тем сложнее ему сделать выбор. Сталкиваясь с обилием возможностей, потенциальный клиент входит в ступор и отказывается от покупки.
По мнению психолога Барри Шварца, даже если клиент сделает покупку, потратив огромное количество времени и сил на поиск идеального варианта среди нескольких сотен однотипных товаров, это приведет лишь к тому, что покупатель испытает не радость от приобретения, а чувство опустошения. Упущенные возможности помешают ему испытать удовлетворение от сделки.
Совет, на первый взгляд очевидный, но в 60% случаях не берётся во внимание. Он будет полезен тем, кто хочет использовать парадокс выбора в свою пользу, к примеру, в онлайн-мерчендайзинге:
- во-первых, сократите количество вариантов продукции или соберите все варианты торговых предложений конкретного продукта в рамках одной карточки товара;
- во-вторых, конкретизируйте товары, делите их на более мелкие категории. Выбирать среди сотен похожих товаров, отличающихся разве что только ценой — неблагодарное занятие;
- в-третьих, сделайте удобный фильтр по товарам и поиск с подсказками в виде товаров, которые максимально релевантны запросу пользователя.
Правило взаимного обмена
В книге «Психология влияния» Роберт Чалдини вспоминает историю, приключившуюся с одним университетским профессором. Накануне Рождества он отправил поздравительные открытки совершенно незнакомым людям. Каково было его удивление, когда чуть позже на его почту хлынули ответные письма от людей, которые даже не пытались узнать, что это за человек и почему он прислал письмо именно им. Несмотря на малый масштаб исследования, оно прекрасно иллюстрирует правило взаимного обмена.
В своё время кришнаиты активно эксплуатировали правило взаимного обмена в своих целях. Потенциальных клиентов они отлавливали в общественных местах: на вокзалах и аэропортах. Один из представителей Кришны протягивал случайному прохожему цветок якобы в качестве безвозмездного подарка, просто так.
Человек, поражеённый до глубины души этим жестом доброй воли, принимал презент и отправлялся дальше по своим делам. Спустя несколько минут на авансцену выходил другой кришнаит. Держа в руках прозрачную коробку с пожертвованиями, заполненную исключительно крупными купюрами (ещё один психологический прием — социальное доказательство), он направлялся прямиком к «жертве». А что происходило дальше, вы, наверное, и сами понимаете. Испытывая чувство вины за бесплатный подарок, человек волей-неволей жертвовал свою «десятину».
Делитесь с клиентами действительно полезной информацией совершенно бесплатно. Скажем, в формате email-рассылки по базе подписчиков или в профильном блоге. В письмах помогайте решить узкую, локальную проблему. И только после серии сообщений, когда клиент привык к вам, «закрывайте» его на продажу.
Маркетинговые технологии будущего
Мы живём в постиндустриальном обществе, где главная ценность — обладание знаниями и информацией. Поэтому, уверен, что методики инфобизнеса возьмут на вооружение даже те компании, которые к продаже информации не имеют вообще никакого отношения.
В России развивается тренд на обучающий маркетинг, суть которого заключается в том, что перед тем как «закрыть» клиента на продажу, следует сперва дать ему что-то бесплатно. Естественно, это «что-то» должно быть не просто бесплатным, но и каким-то образом решать какую-то проблему клиента. Цель — дать максимально возможную ценность.
Вот так это делаем мы с помощью специальной страницы.
KISLOROD предлагает скачать электронную книгу в обмен на email или профиль в соцсети
Продажи через обучение будут активно развиваться в тех нишах, где, во-первых, присутствует серьёзная конкуренция между игроками, а во-вторых, там, где компании просто удовлетворяют готовый спрос. Яркий пример — ситуация на рынке электронной коммерции. Типичный клиент этого рынка самостоятельно собирает информацию по продукту, сравнивает и анализирует варианты. В таком формате 95% российских интернет-магазинов, особенно с появлением крупных агрегаторов, загнаны в прокрустово ложе ценовой конкуренции.
Если вы уже столкнулись с подобной проблемой, то, на мой взгляд, единственный выход из этой ситуации — попытаться эволюционировать из типичной онлайн-площадки, где торгуют не уникальным товаром, в профильное СМИ, цель которого — объединить аудиторию вокруг важной для неё проблемы и давать ответы.
В корне всего лежит вопрос выстраивания доверительных отношений на всех этапах принятия решения. Обучайте своих клиентов покупать у вас.
Персонализация
Я не буду здесь говорить о том, что digital круто перевернул маркетинг. Давайте лучше взглянем на эволюцию самого интернет-маркетинга.
На заре появление веба компании рекламировались с помощью обычных баннеров. Начиная с 1994 года в интернете был настоящий бум баннерной рекламы. Почивали бы на лаврах владельцы сайтов и дальше, снимая сливки с бурно развивающегося рынка, пока не появились поисковые системы с их революционной технологией контекстной рекламы, которая позволяла показывать объявления только заинтересованным пользователям. То есть таргетинг становился ещё более узким, чем в случае с баннерной рекламой.
Если говорить о сегодняшнем дне, то хедлайнером digital-среды, безусловно, стали социальные сети с их инструментами нацеливания. Вот только небольшая часть критериев для сегментации целевой аудитории, которые уже сегодня доступны в социальных медиа:
- религиозные взгляды;
- политические предпочтения;
- интересы и увлечения;
- семья и отношения;
- этническая принадлежность;
- работа;
- события жизни.
Будущие инструменты таргетинга станут ещё совершеннее, а сообщения, доносимые до потенциальных клиентов, более персонализированными. А это значит, что, получив максимум информации о посетителе, мы сможем точнее понять мотивы принятия решения о покупке и предложить тот продукт, который он купит с большей долей вероятности.
Впервые о персонализированном контенте заговорили специалисты по email-маркетингу. Сегментация подписной базы и отправка каждой группе узкоцелевых сообщений приносила увеличение показателей open rate (открываемости писем) и click rate (переходы по ссылкам) как минимум на 75–80%.
Потребители хотят получить более релевантный контент, о чём говорит ряд исследований:
Согласно отчёту Infosys, потребители хотят получать максимально персонализированное предложение.
- 59% клиентов говорят, что персонализация влияет на их решения о покупке.
- 31% клиентов хотели бы, чтобы их опыт покупок был более персонализированным, чем на самом деле.
- 74% посетителей испытывают разочарование, когда контент сайта не персонализирован.
А исследование, в ходе которого было проанализировано 650 мультиканальных маркетинговых кампаний, показало, что персонализированные кампании в подавляющем большинстве случаев побеждали статические кампании, генерируя высокий показатель отклика от целевой аудитории (источник: MindFire).
Персонализация активно развивается в онлайн-торговле. Некоторым интернет-магазинам удавалось достичь серьезных результатов, используя персонализированный контент. Например, известный калифорнийский бренд American Apparel, представленный в исследовании iVentures, увеличил продажи на 59%.
Влияние аналитики и Big Data
Несколько лет назад весь мир облетела новость о неловкой ситуации, произошедшей с американской торговой сетью Target, которая узнала о беременности девушки даже раньше, чем её отец. Разгневанный папаша ворвался в офис компании, пытаясь выяснить, почему её любимой дочурке, которая ещё ходит в школу, приходят купоны на детскую одежду и памперсы. Представителям компании не оставалось ничего другого, как принести свои извинения, однако позже выяснилось, что они оказались правы. Даже и представить сложно, в каком шоке на тот момент находился отец.
Но откуда Target узнал о том, что девушка в положении? По словам руководителя аналитического отдела, всё дело в Big Data. Система спрогнозировала беременность школьницы, опираясь на данные её предыдущих покупок.
Большие данные активно применяют в банковской сфере. В основном, для оценки кредитных рисков физических или юридических лиц. Стандартные программы анализа кредитоспособности учитывают лишь ежемесячные отчётности организации и данные о её кредитной истории. Big Data же способна подключить к анализу огромный пласт внешней информации. Так, в 2013 году, «Альфа Банк» запустил прототип по взаимодействию с социальными сетями. Что же такого интересного может узнать банк в социальных сетях? Да всё, вплоть до информации о грядущих сокращениях в компании-заёмщике.
В прошлом году vc.ru опубликовал новость с заголовком: «Сбербанк продаст компаниям данные о поведении своих клиентов». На сайте проекта собрана статистика, полученная на основе информации о более чем 100 млн клиентов кредитной организации. Я уверен, что аналогичная история будет повторяться из года в год.
Эволюция сервисов товарных рекомендаций подстигнет ecommerce к новому формату борьбы за покупателя. Будет выигрывать тот магазин, который уже на странице входа будет генерировать товарное предложение с максимальной персонализаций на основе анализа огромного массива данных о посетителе и истории его перемещения. Оперируя большими данными, можно с высокой точностью предугадать потребность клиента и показать ему подходящую рекламу в нужном месте, в нужное время.
Развитие VR/AR технологий
В мае 2016 года eBay и австралийская ритейлерская сеть Myer открыли первый VR-магазин Virtual Reality Department Store. В магазине представлены 3D-модели ста самых популярных товаров в каждой категории. Перед покупкой каждый желающий мог рассмотреть товар детально, не заходя в магазин. Пользователь направлением взгляда выбирает товары и кладет их в корзину. Для этого компания разработала технологию eBay Sight Search, которая помогает управлять только глазами.
Это значительный шаг в сторону развития нейромаркетинга. С развитием этих технологий появится возможность анализировать перемещение глаз, анализ изменения голоса и движений, регистрировать сокращения мышц лица, частоты сердцебиения, дыхания, электрического сопротивления кожи и т. д.
На мой взгляд, Big Data на базе нейромаркетинга — это не очередной мыльный медиапузырь, а абсолютная неизбежность, к которой нам всем придётся адаптироваться. Тотальное проникновение технологий — уже реальность, а не какое-то отдаленное будущее.
Что касается маркетинга, очевидно, что Big Data сначала изменит традиционные методики анализа целевой аудитории, а затем появится ажиотажный спрос на маркетологов с хорошим математическим образованием, способных выявлять закономерности в больших массивах данных.
Сейчас эта идея кажется утопической, но в эпоху персонализации, нейромаркетологи будут лучше понимать потребителя, в том числе и оценивая реакцию на маркетинговые раздражители, вплоть до измерения процессов в мозгу определенного сегмента целевой аудитории.
Киберпанк уже наступил: по всему миру появляются люди, которые вживляют чипы в свои тела. Число таких смельчаков пополнила Аня — техногик и программистка, имплантировавшая капсулу с двумя чипами в свою руку. Аня рассказала о том, как узнала о такой технологии, насколько сложной была процедура установки, на что способны эти чипы и зачем ей это нужно.
Я занимаюсь всем, что пищит и мигает
Мне 23 года. Живу в Санкт-Петербурге, увлекаюсь технологиями и занимаюсь всем, что пищит и мигает! Мне это нравилось с самого детства. Всю жизнь я программирую и разрабатываю: в детстве я писала моды для компьютерных игр, делала прошивки для микроконтроллеров в электронике. Я часто люблю шутить о том, что увлеклась этим из-за того, что у меня в детстве был очень слабый компьютер, который не позволял запускать игры. Мне приходилось выкручиваться: копаться в системе и создавать свой софт. Я поступала в университет на IT-шную специальность в Москве, где жила раньше. Но быстро ушла оттуда, потому что мне стало скучно.
В 2017-м году я наткнулась на сайт Dangerous Things (DT). Увидела ролики на ютубе про чипы. И подумала, что было бы круто их когда-нибудь себе поставить. Но все никак не доходили до этого руки. Я вспоминала об этом на какое-то время, а потом снова забивала.
Меня вдохновлял основатель DT Амаль Граафстр — очень классный человек, который начал этим заниматься году в 2005-м. Тогда он впервые имплантировал себе самодельные капсулы и много экспериментировал. Я не знаю никого помимо него, кто бы активно продвигал тему с чипами. Так что в моем информационном поле он был главным примером для подражания. Он даже написал книгу о том, как работают RFID-технологии и где они применяются. Он популяризовал имплантацию капсул, открыл магазин и запустил производство. Недавно появились другие производители, как за рубежом, так и у нас. Но основоположником движения был именно Амаль.
Почему бы наконец не поставить?
Окончательно я решилась в ноябре 2019-го года, когда в очередной раз наткнулась на сайт DT. Если первые мысли о чипах возникли несколько лет назад, то с тех пор у меня появилось в жизни гораздо больше технологий. Я автоматизировала очень многие вещи у себя дома: в моей квартире работают камеры, умные устройства, автоматические кормушки для животных. Все это связано друг с другом. Появился базис, в который чипы могли бы очень хорошо вписаться.
Я осознала, что у меня есть домофон, который открывается бесконтактным способом и что я могу это задействовать. В экосистему своего дома я планирую вписать замок для квартиры и тоже открывать его рукой. В общем, для чипа появилось больше применений и когда я в очередной раз вспомнила об этом, то я подумала: «Почему бы наконец не поставить?».
Это было абсолютной победой для меня
Перед тем, как заказывать чип, я решила продумать, как я буду его ставить. Многие люди ставят их самостоятельно, что очень тяжело, потому что вживлять чип нужно в одну руку, а свободной у тебя остается только вторая. Либо они привлекают своих друзей и знакомых — есть много энтузиастов, которые уже устанавливали себе чипы и могут помочь установить их тебе, если ты договоришься с ними. Меня такой вариант не очень привлекал, поэтому я хотела обратиться в какой-нибудь профессиональный салон.
Моя подруга посоветовала обратиться к ее знакомому, работающему в пирсинг-салоне. Я запомнила этот совет, но решила сперва погуглить сама и поискать подходящее место. В итоге я нашла пирсинг-салон St Scalpelburg, которым владеет человек, лично знакомый с этим Амалем из DT, то есть он не просто только делает пирсинг, но еще и может установить такой чип. Это было абсолютной победой для меня, потому что я поняла, что мне не придется договариваться с незнакомыми людьми о необычной для них процедуре.
Потом я увидела, что на сайте DT в разделе «партнеры» в России отмечена единственная точка — тот же самый салон. Я связалась с ними и узнала, что у них есть в продаже готовые капсулы. Но оказалось, что они мне не подходят, потому что они продают устаревшие версии, которые нет смысла сейчас ставить. Я решила заказать чип самостоятельно, а к ним обратиться за установкой.
Потом я уточнила у подруги, кого она имела в виду под знакомым пирсером. Оказалось, что она говорила про того же самого человека — Влада Бодмодова. Так что очень удачно совпало, что тот салон, который я нагуглила и который есть на сайте DT, основан знакомым моей подруги. Когда ко мне наконец доехали капсулы (они шли очень долго из-за российской таможни), я списалась с Владом и договорилась обо всем.
Прокол ушей был гораздо больнее, чем установка чипа
Я никогда не делала татуировки или пирсинг, только прокалывала мочки ушей два года назад. И это все, что я с собой делала. Прокол ушей был гораздо больнее, чем установка чипа. Тогда было мучительное и долгое заживление: меня бросало в жар, я страдала и хотела вернуть все, как было. По сравнению с проколом ушей чип — это мелочь, которая абсолютно не влияет на комфорт жизни.
О каких-то противопоказаниях я не знала. У меня организм довольно здоровый — обычно на вопросы о противопоказаниях вроде аллергии я всегда отвечаю, что у меня все ок. Может когда-то это доведет меня до чего-то нехорошего.
Во время установки чипа я сначала хотела использовать анестезию. Энтузиасты обычно ее не применяют, но я думала попросить мастера это сделать. Не знаю, зачем я хотела это сделать, ведь я не боюсь боли, даже люблю ее иногда. Наверное, чтобы психологически себя успокоить. Но буквально за несколько дней до процедуры я пообщалась со знающими ребятами и они мне сказали, что анестезия никакого смысла не имеет. Укол с анестезией бывает больнее, чем само вживление чипа. Поэтому я решила от нее отказаться.
Я не боюсь боли, даже люблю ее иногда.
Процедура проходит очень просто. Сначала мастер обеззараживает всю поверхность, размечает место установки специальным маркером. После этого распаковывается набор, который пришел мне из США в полном комплекте в стерильном пакете. Там есть шприц, внутри иглы которого уже установлена капсула. Достается эта игла, вводится под кожу.
Я сама не очень разбираюсь, но есть подробная инструкция на сайтах и ютуб-уроки. Там есть буквально несколько правил о том, как правильно провести эту процедуру: чтобы капсула держалась подальше от костей, чтобы игла не попала в мышцы и еще пару вещей. Для профессиональных пирсеров это не проблема, они это знают и так. Вводится игла, проталкивается чип, игла достается. На маленькую ранку накладывается пластырь. Все, готово.
Размеры моей капсулы: диаметр 2 мм, длина 14 мм — это примерно один из самых распространенных форматов. Следовательно игла чуть толще, чем 2 мм, может где-то 3 мм. Мне ее без анестезии вводили под кожу с каким-то хрустом, что логично, ведь ткани рвутся при введении. Но очень похоже на прокол мочки уха. Практически не больно, просто странные ощущения, когда у тебя под кожей копается какая-то игла. Это продолжается буквально несколько секунд. После того, как иглу достают — никаких ощущений.
В дальнейшем у меня не было никакой боли в процессе заживления. В отличие от тех же ушей, которые у меня месяцами болели и кровоточили. Процедуру установки я могу описать как простейшую и безопасную. Не буду говорить безболезненную, но эту боль очень легко пережить.
В повседневной жизни чип не ощущается и не выпирает из-под кожи. При желании его можно специально нащупать другой рукой и потрогать, как он там «плавает». Но этот момент уже индивидуальный — зависит от того, насколько толстая кожа и насколько костлявые руки. У меня совершенно ничего не видно. Это никак не мешает, можно и дальше заниматься спортом, штанги тягать, на заводе работать.
Срока годности нет
Никакого ограничения в капсуле не заложено. У самого чипа есть ресурс памяти — сколько раз его можно считывать, перезаписывать и так далее. Но там число огромного порядка с кучей нулей, которое невозможно исчерпать за человеческую жизнь. По-моему этот лимит и этот счетчик сбрасывается естественным образом при перезаписывании чипа. Так что можно считать, что никакого срока годности нет. Возможно в будущем появятся более интересные чипы. Тогда у меня может возникнуть желание достать капсулу и заменить на другую.
Это очень легко делается, потому что капсула не прирастает к коже изнутри. Достается через очень маленький разрез скальпелем примерно такого же размера, как отверстие, которое остается от иглы при установке. Делается разрез, а через него выталкивается капсула. При желании можно сразу же установить другую. После этой процедуры кожа заживает так же, как и после установки. Так что это не такая уж и большая проблема.
Есть люди, которые носят чипы уже по 10-15 лет. Это пионеры индустрии — у Амаля какие-то чипы стоят с 2005 года. Они уже устарели, потому что он тогда ставил себе всякую фигню в руку с устаревшими и никому не нужными частотами. Они у него плавают под кожей и не мешают ему, спустя столько лет все равно продолжают работать. Если что, их можно достать без проблем.
На все я потратила меньше 15 тысяч
Одна капсула стоила 90$. Это основная цена, которая указана в магазине. Так как я брала две капсулы и превысила нужную сумму, у меня была бесплатная доставка из Америки. Установка в салоне стоила 2,5 тысячи рублей. Еще я купила на алиэкспрессе за 300 рублей небольшое устройство для того, чтобы клонировать метки с частотой 125 КГц в ту часть моей капсулы, которая отвечает за эту технологию. Это нужно было, чтобы прописать туда мой домофон. На все я потратила меньше 15 тысяч.
Оплата заказа с Dangerous Things
Если смотреть на отечественные альтернативы: у нас продаются капсулы по 2,5 тысячи рублей. Меня не устроил этот вариант, потому что то, что они продают, это аналоги xNT и xEM. А мне было интересно поставить все в одном. Пока наши соотечественники не сделали такого варианта, поэтому я заказала из США.
Православие не допускает таких издевательств над собой
Я общалась со своей мамой по поводу моего решения вживить себе чип. Мама давно смирилась со всей хренью, которую я с собой творю. Поэтому она просто спросила, все ли будет нормально, я сказала да и не было никаких проблем.
Мама давно смирилась со всей хренью, которую я с собой творю.
У меня есть один друг, который меня очень сильно удивил. Он молодой парень, айтишник, делает классные штуки. Но однажды он мне признался, что мое решение установить себе чип немного его расстроило. Когда я спросила почему, то он сказал, что он верующий человек и что православие не допускает таких издевательств над собою. Что это глобализация, метка дьявола, что я пометила себя уникальным номером. Меня это очень сильно удивило. Я не ожидала, что существуют люди, которые одновременно могут быть продвинутыми айтишниками и быть верующими и следовать православным канонам, как-то все это совмещать в гармонии. Удивительный человек!
Я понимаю всевозможные человеческие убеждения. Он никак не пытался меня отговаривать и не проявлял недовольство. Он просто поделился своей мыслью. Я очень уважаю такое поведение.
Так что каких-то нападок на меня или критики моего решения не было. Но если открыть на ютубе любой ролик про такие капсулы, то там всегда найдутся в комментариях люди, которые будут уже нагло и грубо кричать: «Вот, что вы с собой творите, должно быть запрещено!» и так далее.
Ликбез: что такое RFID и NFС чипы. Чем они отличаются?
RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — это очень общая аббревиатура, которая включает в себя как NFC, так и многие другие технологии, которые применяются для связи устройств на небольшом расстоянии. RFID и NFC объединяет то, что обмен данными происходит без проводов с помощью двух антенн, которые создают электромагнитное поле и обмениваются информацией на определенной частоте.
NFC (англ. Near field communication, коммуникация ближнего поля) — это подмножество технологий в категории RFID, которые работают на частоте 13,56 МГц и используются в телефонах, банковских картах, PayPass и проездных. Внутри NFC есть еще много технологий вроде формата NDEF. Этот формат определяет то, как выглядят данные в памяти чипа, чтобы их мог считать любой телефон. Это может быть ссылка на страничку или контакт для записной книжки. При этом есть другие технологии и стандарты, работающие на той же частоте, но использующиеся для проведения бесконтактных платежей в магазинах.
Как выглядит RFID-чип
В RFID помимо NFC входит еще много чего интересного на разных частотах. К примеру, это может быть 125 КГц. На этой частоте работают многие метки, которые используются для систем контроля доступа вроде офисов, домофонов, КПП, шлагбаумов и прочего. Обычно это простые метки, которые содержат в себе какой-то номер. Когда эта метка к ридеру прикладывается, то она передает номер и открывает дверь, домофон или шлагбаум. Это очень старая технология, которая до сих пор используется несмотря на свои изъяны в безопасности из-за своей популярности и низкой стоимости. С помощью разных NFC-карточек и ридеров можно обеспечить более безопасный обмен данными.
Почему я не стала ставить вторую капсулу
Сперва я хотела поставить две капсулы в обе руки: (с чипами NTAG216 и T5577) и xDF2 (с чипом DESFire EV2). Но вскоре я передумала ставить вторую из-за того, что не нашла для нее применения. DESFire — классный чип, потому что у него очень большой объем памяти и встроенные криптографические функции, которые позволяют делать безопасную авторизацию и, к примеру, открытие дверных замков без возможности «клонировать» у меня из руки ключ от моей квартиры, пройдя мимо меня с мобильным телефоном. Но я решила его пока что не ставить из-за того, что я не нашла ни одного NFC-замка, который бы поддерживал такую безопасную авторизацию с использованием этих технологий. Я вообще не нашла ни одного адекватного замка, поэтому у меня до сих пор его нет дома.
Пока я решила ограничиться более простым чипом. Он подешевле и удовлетворяет все остальные мои потребности. Прямо сейчас ребята на форуме DT, включая самого Амаля, разрабатывают открытый опен-соурсный замок. Они вместе делают 3-D модели, подбирают компоненты. У замка будет открытая прошивка, которую все смогут дополнять и модифицировать. И вот там, я думаю, все будет сделано очень качественно, потому что целевой аудиторией станут как раз люди с этими имплантами. Поэтому когда завершится эта разработка, я поставлю себе такой замок и все-таки возьму DESFire.
Безопасность через неясность
Пока что большинству людей не особенно нужно все это NFC, потому что есть очень популярные умные замки вроде August smart lock, которые ставятся на внутреннюю часть замка в квартире. Снаружи ничего не торчит, остается та же замочная скважина. Они работают по блютусу — когда жилец подходит к дому, то они автоматически открываются. Есть замки со сканером отпечатка пальца. Они тоже не требуют носить с собой никакие карточки или имплантировать чипы. Поэтому возможность использования NFC-авторизации не особенно развивается.
Замок August smart lock
Я находила разные замки NFC, к которым можно привязать мой имплант. Но у каждого из них есть какие-то недостатки: либо это замки, которые в качестве запасного варианта открываются ключом; о них пишут в отзывах, что их можно открыть проволокой или скрепкой через замочную скважину. Так же все эти замки работают просто на сверке серийного ID-номера. Когда чип прикладывается к ридеру, то ридер проверяет наличие ID в базе разрешенных и открывает или не открывает дверь. Точно так же работают все домофоны или большинство офисных дверей. Я считаю, что для квартиры это очень глупо, потому что любой человек может попросить у меня визитку, если она вшита в чип, считать ее своим телефоном. В тот же момент он сразу получит вход в квартиру. Именно это я имею в виду, когда говорю о безопасности и необходимости DESFire или других продвинутых чипов.
Эта история совершенно неадекватна. Я писала об этом на форуме DT, потому что я хотела призвать разработчиков использовать безопасные методы авторизации. Я этого добилась, но некоторые люди отвечали мне очень интересные вещи. Мол, зачем вообще париться о таких вещах, если это все равно не сильно хуже физического ключа, который у вас могут украсть из кармана, если все равно можно вскрыть дверь ломиком или выбить окно. Я просто поняла, что эти люди используют принцип Security through obscurity или «безопасность через неясность», который не признаю и считаю неэффективным. Этот принцип предлагает просто прятать какие-то уязвимые места в надежде на то, что их не найдут. Он часто применяется в разработке софта. Принцип просто усложняет процесс взлома, но не защищает от него.
Меня очень удивило, почему люди руководствуются такими принципами, когда речь идет о защите их дома. Потом в один момент я поняла, что это просто западные люди, которые живут в США и Европе. У них реально все двери сделаны из картонки, прямо в них встроены стекла, а замки у них простейшие. Их вообще не парит, взломает их кто-нибудь или нет, видимо потому что у них уровень преступности ниже или еще по какой-то причине. Они живут очень комфортно с простыми дверями и замками. Мы же живем в многоквартирных домах, ставим себе стальные двери со сложными замками. Поэтому нас может шокировать такой уровень безопасности. Все эти замки, которые есть на рынке, так или иначе настроены на западную аудиторию. Поэтому меня они не устраивают.
Что можно делать с чипом?
Моя капсула объединяет два чипа, которые уже ранее продавались на сайте DT. Первый — это NFC-чип NTAG216 с серийным номером, который невозможно изменить. У него есть память 888 байт и нет никаких криптографических функций, с его помощью нельзя безопасно авторизоваться. Простейший чип с айдишником и капелькой памяти. В него можно записать любые данные, которые может прочитать другой человек. В теории их можно «запаролить», но при необходимости это тоже можно достаточно легко взломать. Поэтому у меня этот чип толком не задействован, хотя на него записана ссылка на мой телеграм-канал. Если приложить его к телефону с поддержкой NFC, то телефон предложит открыть ссылку.
На чипе записана ссылка на мой телеграм-канал.
Также на чип можно записать медкарту. В ней можно указать мою группу крови или другие важные параметры. Это было бы очень классно. Если меня, к примеру, без сознания находят на улице, то врач скорой помощи может приложить ридер или свой телефон и сразу увидеть эти данные. Но беда в том, что нет никакого стандарта на этот счет. Никто даже не будет пытаться предположить, что у меня есть чип и пытаться его считать. Они не будут знать, чем и как его считывать. Поэтому такое применение у нас пока что не актуально.
Банковскую карту туда вписать невозможно, потому что там сложные криптографические функции. Банковскую карту невозможно копировать или клонировать, но я думаю, что рано или поздно появится возможность использования каких-то крутых чипов с поддержкой больших функций. Возможно это произойдет, если Амаль или кто-то еще сможет договориться с «визой» или «мастеркард» по принципу Apple Pay/Google Pay — то есть карта не будет копироваться в чип, а будет применяться токенизация. В чип будет записываться что-то вроде виртуальной карты, которая привязана к основной, как это сейчас с Apple Pay работает. Если такое будет сделано, то я установлю новый чип, потому что с моим нынешним это невозможно.
Амаль Граафстр показывает свои чипы
Пока что есть единственный способ использовать платежи с помощью импланта — это взять обычную банковскую карту с PayPass, растворить ее в кислоте, достать из нее чип, припаять к нему антенну, залить силиконом и установить себе под кожу с помощью скальпеля. Придется несколько лет этим пользоваться, а потом удалять, потому что это будет просто кусок мусора, так как истечёт срок действия карты. Некоторые так делают сейчас, но для меня это не очень интересный способ. Меня пока не привлекают импланты, которые требуют вскрытия скальпелем. Мне больше нравятся маленькие стеклянные капсулы, потому что их очень легко устанавливать при помощи иглы.
В общем, от моего NFC чипа пока нет особенной пользы. Я могла бы поставить какой-нибудь дырявый американский замок себе в квартиру и открывать его NFC-чипом, но я не хочу этого делать, потому что это небезопасно.
Но у меня есть и второй чип — называется t5577. Он работает на другой частоте — 125 КГц. Этот чип позволяет вписать в себя любой ID любого ключа. Так что я записала туда айдишник от своего домофона и могу теперь открывать дверь. Пока что это все применения, которые у меня сейчас есть.
Про стереотипы
Насчет страхов про массовую установку чипов в духе антиутопий: я слышала только один пример, когда компания предложила своим сотрудникам добровольно установить чипы и использовать их в работе для прохода в офис, авторизации на компьютерах . Видимо, компания современная и модная, решила попиариться. Я не вижу в этом ничего плохого — если на них какая-то критика и свалилась, то только со стороны религиозных людей. Потому что это не нарушает закона, люди добровольно соглашались ставить себе чипы. О какой-то насильственной имплантации я ни разу не слышала. И не слышала о государствах, которые могут таким заниматься.
Я еще могу уважать религиозных людей, которые говорят о метках дьявола, потому что это личные убеждения. Но есть еще буквально сумасшедшие люди, которые уверены в том, что за ними следит правительство, что за ними следит кто-то еще. Что им вживили какой-то страшный чип, который управляет их мыслями и следит за их геолокацией. Эти люди регулярно набегают на форум DT и либо обвиняют Амаля в том, что он плохой, что разрабатывает эти гадские технологии, либо просят помощи в том, как удалить эту дрянь. Он даже для них сделал специальную страничку, где он подробно расписывает, что это все ментальные проблемы. К сожалению или к счастью этих людей, такие технологии пока попросту невозможны.
Вот эта капсула, которая у меня в руке, никоим образом не связана с моим организмом. Никакой разницы нет: положить ключ в карман или под кожу. Кроме того, что под кожей ты его не забудешь. Чип никак не связан с нервной системой, он не может влиять на мой мозг или управлять моими органами чувств. Еще он абсолютно пассивный — он не производит никаких действий, просто находится в руке до тех пор, пока я не поднесу его к ридеру. А ридер уже активирует этот чип и дает ему возможность совершать какие-то действия, передавать данные в рамках электромагнитного поля, от которого чип и получает энергию. Чтобы было возможным то, о чем говорят эти паникеры, внутри человека должна быть батарейка. Что довольно проблематично.
Если почитать о том, как работает электрокардиостимулятор, то можно узнать, насколько это сложная технология. Незаметно вживить нечто подобное с чипом невозможно. Помимо батарейки для удаленного управления нужен какой-то радиомодуль, который сможет на большом расстоянии обмениваться данными, будь то модем с сим-картой или еще что-то. Это в любом случае должна быть большая антенна. Я не знаю, откуда она торчать должна, может быть из макушки. Потому что антенна, которая находится внутри капсулы и нужна для реализации основных задач этого чипа, настолько маленькая и настолько слабая, что этот чип считывается гораздо хуже, чем любые карточки для входа в офис или оригинальные ключи от домофона. Порой мне приходится буквально прикладывать руку к ридеру.
Так что никакой речи не может быть о том, чтобы управлять людьми или как-то отслеживать их местоположение. Там нет никакого gps-трекинга, насильственно их никому не ставят. И регулировать их не нужно. Я либертарианка и считаю, что мы сможем достичь приемлемого уровня безопасности и качества устройств просто за счет рыночной конкуренции.
«Я не думаю, что рыночек абсолютно все порешает»: либертарианцы о личном, оппозиции и перспективах
Конечно, у нас рано или поздно все могут зарегулировать, но я надеюсь, что этого не произойдет. Это совершенно безобидные устройства.
Какой в этом смысл — открывать один только домофон?
Многие считают вживление нескольких чипов безумием. У меня же капсула всего одна, а руки две, так что как минимум еще одно место для установки есть. Но это если говорить о рекомендованных местах, но люди куда их только себе не устанавливают. На форуме DT я видела женщину-иностранку, установившую себе около 15 чипов в разных местах. Какие-то из них были в форме капсулы, а какие-то в форме flex. Это плоская форма из силикона, которая предназначена для установки с помощью скальпеля. Их можно ставить практически куда угодно, потому что там нет стекла, которое может разбиться. У них гораздо лучше радиус действия. Такие технологии позволяют практически все свое тело ими утыкать.
Но я стараюсь достичь баланса в плане веселья и пользы. Мне вот многие люди говорят: «Какой в этом смысл, открывать один только домофон? Это не прикольно». Я с ними начинаю спорить и говорить, что даже открытие домофона для меня — это уже большая польза. Это весело и интересно. Но натыкивать в себя десяток чипов, которые вообще ничего не будут уметь — я бы не стала. Просто потому что зачем?
Открытие домофона для меня — это уже большая польза.
В подкасте в моем телеграм-канале я говорила про вживление магнитов в подушечки пальцев. Я просто рассказывала, что такое бывает, но магниты я себе совершенно не хочу. В отличие от RFID-чипов, с которыми можно ложиться на МРТ и спокойно ходить через рамки безопасности, магниты действительно могут помешать жить. Мне это не очень интересно. Я техногик, а магниты скорее ставят люди, которые увлекаются модификациями, пирсингом и так далее.
Для меня все зависит от применений. Пока задача номер один — это поставить подходящий замок в квартиру. Если я найду где взять хороший замок или тот проект DT с опен-соурсным замком завершится успешно, то я поставлю себе DESFire и буду им открывать квартиру. А больше пока идей нет. Если что-то придумают с банковскими картами и оплатой, то тоже с удовольствием поставлю подходящий чип. Но это все теоретические разговоры, конкретных планов у меня нет.
Вам нравятся наши статьи? Тогда поддержите нас деньгами, чтобы мы могли и дальше писать материалы! Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. Сойдет любая сумма, но для минимального гонорара автору требуется хотя бы 300 рублей.