Яловицкая Н.И.: Школа обязана обеспечить преподавание модуля, даже если его выбрал только один человек (одна семья). Кроме того, если один предмет не заинтересовал ребенка, он может в процессе изучения курса ОРКСЭ поменять изучаемый модуль. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы, который обязан обеспечить Вам и Вашему ребенку такую возможность.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – учебный курс ОРКСЭ) являются:
— Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84-р).
— Приказ от 31 января 2012 г. (№69) о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089.
— Приказ от 1 февраля 2012 г. (№74) о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312.
В соответствии с распоряжениями Правительства, Министерства образования и науки, а также действующим законодательством, руководство школ должно обеспечить свободный, добровольный и независимый «выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) модулей учебного курса» — одного из шести, входящих в состав курса.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74
О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312
В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889 и от 3 июня 2011 г. № 1994.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
Заместитель Министра M.B.Дулинов
Выбор модулей
Информационно-методическое письмо «О введении с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Информацию о курсе ОРКСЭ следует представить родителям на следующих уровнях школьного управления:
Директор ОУ:
Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2021 № 84-р.
Данный документ возможно использовать как основание для доведения до родителей следующей информации:
— значимость курса;
— возможность влияния посредством курса на проблемы нравственного состояния общества в целом;
— наличие воспитательного потенциала у курса;
— возможность данного курса как нового механизма взаимодействия семьи – обучающегося – школы.
Завуч-куратор введения курса:
Озвучивает нормативно-правовые документы преподавания основ религиозных культур в общеобразовательном учреждении, концепцию и структуру курса (Приложение 3).
Цель: в оптимальной форме донесение до родителей нормативной и организационной схемы курса.
Учитель-предметник:
Приказ от 31 января 2012 г. (№69) о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Приказ от 01 февраля 2012 г. (№74) о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312.
Особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:
— обязательный минимум содержания образовательной программы;
— требования к уровню подготовки;
— культурологический характер курса;
— безотметочная методика преподавания;
— пересечение всех 6-ти модулей по целям, задачам, темам, объединение обучающихся всего класса по отдельным темам разных модулей.
После достижения полного и адекватного понимания родителями обучающихся целей, задач и схемы организации курса рекомендуется перейти к процедуре уточнения уже сделанного родителями выбора модуля курса.
Механизм и процедура выбора модуля родителям (законными представителями):
— проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций;
— организация процедуры выбора модуля родителями (законными представителями) в рамках общешкольного родительского собрания: составление заявления родителем (законным представителем), фиксация итогов выбора протоколом собрания.
Необходимо учесть:
— Механизм и процедура выбора модуля является самостоятельной составляющей.
— С учетом безотметочности курса, его во многом воспитательного характера, возможен пересмотр выбора модуля.
— Достоверность выбора родителями модуля будет уточняться в рамках федерального мониторинга, в том числе в ходе социологических исследований.
В Севастополе обсуждают проект нового Федерального государственного образовательного стандарта, где предлагают пересмотреть преподавание основ мировых религиозных культур в четвёртых классах.
С 2012-го года этот предмет является обязательным, дети по решению родителей могут на выбор изучать основы православия, ислама, иудаизма или буддизма или пройти курс светской этики. Что авторы проекта образовательного стандарта предлагают убрать из программы, а что считают необходимым оставить?
Сохранилось видео, на котором последователи кришноизма читают мантры в парке 60-тилетия СССР. Позже двоих из них оштрафовали по решению Ленинского районного суда: «Согласно части четвертой статьи 5.26 Административного кодекса Российской Федерации административным правонарушением является осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».
К «Международному обществу сознания Кришны», где пропагандируют запрет на мясные продукты, жертвоприношение и чтение мантры по 1728 раз в день, отрицательно относятся религиоведы, в том числе Константин Путник. В севастопольском случае его особенно настораживает, что виновный в распевании мантр в общественном месте Алексей Сонин оказался бывшим директором учреждения дополнительного образования для детей. Как оградить неокрепшие умы от примыкания к нетрадиционным религиозным течениям — вопрос, требующий комплексного подхода. Одна из мер — уверен историк — преподавание основ мировых религиозных культур в общеобразовательных школах.
«Религия задаёт прежде всего так нравственный вектор. Мы живём в очень агрессивной духовной среде, и знание этих духовных реалий помогает уберечь детей от сползания в какие-то деструктивные явления», — считает Константин Путник, историк, эксперт в области нетрадиционных религиозных культов.
В необходимости просвещения детей в религиозных основах нравственности убеждены в Министерстве образования. Но как преподавать столь сложный предмет? Споры об этом идут в стране уже девятый год — с момента апробации нового школьного курса. С 2012-го «Основы религиозных культур и светской этики» стали обязательными для изучения во всех школах России.
В новом для четвероклассников предмете 6 направлений. Основы светской этики, основы мировых религиозных культур, и отдельно основы иудаизма, христианства, буддизма и ислама. Выбрать для изучения можно только один модуль. Принимать решение — какой, педагоги рекомендуют на семейном совете.
От родителей в школу просят принести письменное заявление, подтверждающее решение. По статистике департамента образования Севастополя, около половины семей выбирают для своих детей курс по основам светской этики, остальные 50% распределяются между модулями основы православия и основы мировых религиозных культур.
В учебном плане всех модулей основ религиозных культур есть такие разделы, как возникновение религий, добро и зло, религиозные ритуалы, милосердие и взаимопомощь. Иногда ученики четвёртых классов трактуют понятия, предложенные им для определения, глубже и обширнее, чем ожидали педагоги.
«Я маму представлял как Бога, потому что она мне всегда помогала и поддерживала», — рассказывает Андрей Филатов, ученик школы №61.
«Для меня Бог — это бесстрашие, потому что я занимаюсь дзюдо, и когда я выхожу на схватки важные, я не боюсь», — добавляет еще один учение этой школы Илья Пермяков.
Преподают основы религиозных культур в четвёртых классах учителя начальной школы, прошедшие курсы повышения квалификации. Учебники одинаковые для всех регионов. На них получены положительные заключения российских Академии образования и Академии наук. Авторы и кураторы курса подчёркивают, религии здесь рассматриваются исключительно в плоскости культуры.
«Мы не углубляемся, опять-таки это всё идёт в семье. Родитель сам знает, нужно ему углубляться или нет. Если нужно, это будет воскресная школа, это будет храм, священник. А учитель просто даёт понятия, что такое икона, как вести себя в храме, и какие-то общие моменты, связанные с культурой», — объясняет Елена Жданова, руководитель городского методического объединения по предмету «Основы религиозных культур и светской этики.
В единственном в городе детском саду, где в одной из групп воспитатель читает курс основ православия, методика преподавания в корне иная, чем в школах. Дети ходят в храмы на экскурсии и учат молитвы. В защиту такого подхода воспитатели приводят данные, полученные учёными из Петербургского центра психиатрии имени Бехтерева при измерении электрической активности мозга. Замедление ритма биотоков во время молитвы доходит до частоты 3 герц. Проще говоря, мозг горячо молящегося человека погружается в особое состояние — свойственное лишь 2-месячным младенцам. При этом данные не меняются, к какой бы вере не принадлежала молитва.
«Мне очень нравилось, когда мы слушали музыку, я думала, что там настоящий бог выступает!» — делится впечатлениями воспитанница детского сада Варвара Боровик.
Методист детского сада, в котором преподают основы православия, делится своей семейной историей. В юности она вышла замуж за мужчину другого вероисповедания. Когда он как глава семьи решил, что их дети будут ходить в мечеть, молодая мама поняла, что ничего не знает о другой вере, и это незнание стало для неё некомфортным.
«Мы боимся того, с чем не сталкивались в жизни. Я думаю, что люди должны быть развиты всесторонне, и начинать это надо с более раннего возраста», — считает Елена Жданова, методист городского методического объединения по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
С методистом детского сада с православным уклоном согласны в севастопольской мечети. С этой осени там начались курсы основ ислама для детей.
«Я думаю, для того, чтобы развивать толерантное общество, было бы неплохо для общего развития изучать каждую религию», — говорит Ление Эмирова, преподаватель основ ислама при мечети г. Севастополя.
Подхватывают мысль о необходимости культурно-религиозного образования в школах и в севастопольской синагоге.
«Интересно, как по всему миру смотрят на это: в Израиле учится каждая религия, а в Америке наоборот, там есть религиозный час, в каждой школе открываются разные комнаты, каждая комната относится к одной религии», — рассказывает главный раввин Севастополя Биньямин Вольф.
А что в России? Чтобы школьники смогли сделать свой религиозный выбор осознанно, в сентябре авторы проекта Федерального государственного образовательного стандарта предложили исключить из курса «основы религиозных культур» возможность изучения какой-то из них в отдельности и оставить в программе только два модуля — общий курс по православию, исламу, иудаизму, буддизму и как альтернативу — светскую этику. И здесь не лишней окажется цитата одного из мировых духовных лидеров: «Действительно настоящая религия — это доброе сердце».
Анна Шустер, Александр Соловьёв, Михаил Шурмель, Андрей Асташев
Меня как дарвиниста интересует такой аспект религии, как её безмерная расточительность, её нелепая барочная бесполезность. Природа – скаредный бухгалтер. Она дрожит над каждым пенни и наказывает за малейшие ненужные траты. Если в дикой природе животное тратит свои силы на ненужные действия, естественный отбор будет отдавать предпочтение его соперникам, которые посвящают все силы выживанию и воспроизводству. Природа не может позволить фривольное jeux desprits, игру ума для забавы. Безжалостный утилитаризм всегда козырь, даже если это и не видно на первый взгляд.
Антинг ( Anting ) – необычная привычка соек «купаться» в муравейнике, побуждая муравьёв проникать в оперение птицы. Никто не знает с точностью, какая польза сойке от такой привычки. Может быть это что-то вроде личной гигиены, чистка оперения от паразитов. Тем не менее, по моему мнению, никакая неопределённость относительно предназначения этой привычки не может и не должна мешать дарвинисту полагать с большой долей уверенности, что эта привычка для чего-то нужна.
Религиозное поведение двуногих приматов требует затрат огромного количества времени. Средневековые кафедральные соборы построены ценой затраты сотен человеко-лет. Церковная музыка и живопись монополизировали таланты средневековых людей. Тысячи, а возможно, и миллионы человеческих жизней загублено, часто после жестоких пыток, за принадлежность к одной религии, а не к её едва отличимой альтернативе. Верующие гибли за своих богов, убивали за них, голодали за них, были козлами отпущения, принимали обет безбрачия или молчания, и всё это ради религии.
Хотя детали для разных культур различны, нет ни одной культуры, в которой не было бы того или иного варианта затратных по времени и средствам, побуждающих к враждебности и подавляющих способности к деторождению религиозных ритуалов. Все это большая загадка для любого, кто мыслит, как дарвинист. Мы догадываемся, почему сойка имеет странную привычку купаться в муравейнике. Не является ли религия вызовом, априорным отрицанием дарвинизма, требующим аналогичного объяснения? Почему мы молимся и оплачиваем дорогостоящие службы, ценой, в отдельных случаях, человеческих жизней?
Но позвольте, при чём здесь дарвинизм? Религиозное поведение имеет отношение к дарвинизму, только если оно широко распространено, а не является редкой аномалией. Очевидно, однако, что оно действительно распространено, и проблема не исчезнет только потому, что разные культуры отличаются в деталях. Как и язык, это явление универсальное, хотя и проявляется по-разному в различных регионах. Не все люди религиозны, что могут подтвердить большинство читателей этого журнала. Но религия как элемент человеческой культуры универсальна. Повсюду в мире имеется тот или иной вид религии, который даже неверующими признаётся такой же нормой для данного общества, как манера одеваться, ухаживать, питаться. Для чего же нужна религия?
Имеются мнения, что религиозная вера предохраняет людей от заболеваний, связанных со стрессом. Немалая часть того, что доктор может дать пациенту – это утешение и успокоение. Мой врач вовсе не практикует наложение рук. Но множество раз меня почти мгновенно вылечивали от небольших заболеваний спокойный голос и интеллигентное лицо человека со стетоскопом. Эффект плацебо хорошо документирован. Доказано, что пустышки-пилюли вообще без всякого фармакологического действия могут приводить улучшению самочувствия. Поэтому испытания лекарств проводятся с использованием плацебо для контроля. По той же причине гомеопатические лекарства иногда дают результат, даже если степень разведения такова, что они содержат такое же фармакологическое количество лекарства, что и контрольные плацебо, то есть нуль молекул.
Является ли религия медицинским плацебо, продляющим жизнь путём уменьшения стресса? Может быть. Хотя скептики подвергают сомнению эту теорию, указывая, что во многих случаях религия только усиливает стресс, а не ослабляет его. В любом случае мне кажется, что теория плацебо слишком слабый аргумент, чтобы оправдать всеобъемлющий и всепроникающий феномен религии. Я не думаю, что мы имеем религию потому, что наши религиозные предки выживали лучше благодаря снижению стресса с помощью религии. Я не думаю, что эта теория достаточно значительна для объяснения феномена религии.
Другие теории вообще не пытаются дать дарвиновское объяснение феномену религии. Я имею в виду утверждения вроде «Религия удовлетворяет наше любопытство относительно вселенной и нашего места в ней» или «Религия утешает. Люди боятся смерти и обращаются к религии, которая обещает жизнь после смерти». Возможно, в этом есть какая-то психологическая правда, но это не дарвиновское объяснение. Как писал Стивен Пинкер в книге «Как работает мозг» ( How the Mind Works . Penguin , 1997), «…возникает только вопрос, почему мозг эволюционировал к тому, чтобы находить удовольствие в верованиях, которые с очевидностью фальшивы. Когда человек замерзает, ему нет никакой пользы думать, что ему тепло; если человек видит перед собой льва, ему нисколько не будет лучше, если он будет верить, что это кролик». (стр. 555).
Дарвиновская версия теории страха смерти могла бы иметь следующую форму: «вера в воскрешение после смерти помогает оттянуть момент проверки её на истинность». Такая теория может быть или верной или неверной, может быть, это ещё один вариант версии стресса и плацебо. Но я не хочу дальше углубляться в этот вопрос. Я просто хочу сказать, как дарвинист должен был бы переформулировать его.
Основанные на психологии утверждения относительно того, почему люди принимают или не принимают религиозную веру, являются приблизительными, частичными. Частичные объяснения ведут в психологию и нейроанатомию. В них нет ничего плохого. Они важны и они научны. Но они не исчерпывающи. Меня как дарвиниста интересует исчерпывающее объяснение . Если нейроанатом находит центр веры в бога в мозгу, дарвинист хочет знать, как этот центр возник, почему те из наших предков, которые получили генетическую предрасположенность к росту центра веры в бога выживают лучше, чем те, у которых такой предрасположенности нет? Исчерпывающий дарвиновский вопрос – не лучший вопрос, не более глубокий вопрос, не более научный вопрос, чем нейрологический вопрос, но это то, о чём я собираюсь говорить здесь.
Некоторые псевдо-исчерпывающие объяснения дают теории группового отбора. Групповой отбор – это спорная теория, что естественный отбор происходит по отношению к группам особей так же, как в соответствии с нормальной дарвиновской теорией он происходит по отношению к отдельным особям в группах. Кэмбриджский антрополог Колин Ренфру ( Colin Renfrew ), например, высказывает предположение, что христанство выжило в процессе групповой селекции благодаря тому, что оно проповедует идею групповой лояльности и братской любви. Подобные предположения делал американский эволюционист Давид Слоан Вильсон ( David Sloan Wilson ) на кафедре дарвинизма ( Darwin ’ s Cathedral ).
Приведём пример, чтобы показать ещё одну возможность того как теория групповой селекции может работать. Племя, возбуждающее своих членов воинственным «богом войны», выигрывает войны против племени, чей бог призывает к миру и гармонии или племени, у которого нет бога вообще. Боевики, которые верят, что мученическая смерть приведёт их прямо в рай, сражаются храбрее и добровольно жертвуют своими жизнями. Поэтому их племя выживает лучше в этом межплеменном отборе, завладевают скотом своих побеждённых соперников, захватывает их женщин в наложницы. Такие успешные племена порождают дочерние племена, которые в свою очередь дают новые дочерние племена, поклоняющиеся тому же племенному богу. Заметим, что это совсем не то же, что выживание самой религии воинственности. Конечно, она выживает, но в данном случае речь о том, что выживает группа людей, носителей этой идеи.
Теории группового отбора вызывают серьёзные возражения. Будучи известным оппонентом этой теории, я должен остерегаться седлать эту лошадку и отвлекаться от предмета этой заметки. Математические модели убедительно показывают, при каких условиях групповая селекция может работать. Доказано, что религии в человеческих обществах устанавливают как раз такие условия. Это интересный теоретический вопрос, но я не буду в него углубляться.
Может ли быть, чтобы религия была недавним явлением, возникшим уже после того как наши гены прошли большую часть пути естественного отбора? Повсеместная распространённость религии предостерегает от любого упрощения этой идеи. Тем не менее, эту версию я хочу обосновать. Склонность, естественно развившаяся в наших предках, не была сама по себе предрасположенностью к религии. Она давала совсем другие преимущества, и только по случайному совпадению она проявляет сейчас себя в религиозном поведении. Мы поймём религиозное поведение только если мы переименуем его. Для меня как зоолога естественно использовать аналогию с животными.
Явление «иерархии доминации» было впервые открыто в виде «порядка клёва» у кур. Каждая курица узнаёт, какую курицу она может побить и какая побьет её. В хорошо установившейся иерархии почти не наблюдается открытого соперничества. Куры в стабильных группах, у которых было достаточно времени для формирования «порядка клёва», откладывают больше яиц, чем в группах, где этот порядок постоянно изменяется. Это позволяет предположить, что «иерархии доминации» даёт эволюционное преимущество. Но это не настоящий дарвинизм, так как «иерархии доминации» – это групповое явление. Это фермеров может интересовать продуктивность групп, но, за исключением очень специальных случаев, которые здесь неприменимы, это не то, что определяет естественный отбор.
Для дарвиниста вопрос, каково значение «иерархии доминации» для выживания, сформулирован неправильно. Правильно спросить: «Какое значение для выживания отдельных особей имеет способность уступить более сильным и способность наказать более слабых за нежелание уступить?». Дарвиновская постановка вопроса переносит внимание на тот уровень, на котором происходят генетические вариации. Подлинной целью проверки являются агрессивность или уступчивость отдельных особей, потому что именно они меняются или могут изменяться генетически. Свойства группы, такие как «иерархии доминации», сами по себе не изменяются генетически, потому что группа не имеет генов. Или, по крайней мере вы должны показать, как конкретно свойства группы могут быть субъектом генетических вариаций .
Сказав всё это, я имею в виду, что религия может быть чем-то вроде «иерархии доминации». Вопрос, какова ценность религии для выживания, – это, по-видимому, неверный вопрос. Правильно поставленный вопрос мог бы звучать так: «Какова ценность для выживания некоторой ещё неизвестной нам поведенческой или психологической характеристики индивидуума, которая проявляет себя при определённых обстоятельствах как склонность к религии?» Нам следует переформулировать этот вопрос прежде, чем мы сможем дать на него разумный ответ.
Дарвинисты, которые хотят выяснить значение религии для выживания, заблуждаются. Вместо этого мы должны сосредоточиться на поиске того в наших эволюционировавших предках, что мы изначально не сочли бы склонностью к религиозному поклонению, но что стало такой склонностью в изменившихся условиях цивилизованного общества.
Я рассказал о феномене «порядка клёва» у куриц, потому что этот пример является центральным в моей аргументации. Поэтому я надеюсь, что вы простите мне ещё один пример из царства животных. Ночные бабочки летят обычно на пламя свечи, и это вовсе не случайно. Если на их пути попадается пламя свечи, они сворачивают со своей дороги, чтобы, в сущности, повергнуться самосожжению. Мы могли бы назвать этот феномен «инстинктом самопожертвования» и пытаться понять, как дарвиновский естественный отбор мог способствовать его закреплению. Опять-таки я утверждаю, что нам нужно правильно переформулировать вопрос, прежде чем пытаться найти разумный ответ на него. Дело в том, что это совсем не самопожертвование или суицид. Кажущееся самопожертвование является на самом деле случайным побочным эффектом.
Искусственное освещение – сравнительно недавние явление в естественной ночной среде обитания. До исторически недавнего времени единственными источниками света ночью были Луна и звёзды. Лучи от этих источников света, находящихся на оптической бесконечности, параллельны, что делает их идеальным компасом. Известно, что насекомые используют небесные объекты, чтобы держаться в полёте по прямой линии. Нервная система насекомых настроилась так, чтобы управлять полётом по правилу: «Поддерживай курс так, чтобы лучи падали в глаза под углом, скажем, 30°.» Так как у насекомых зрение фасеточное, это означает, что только определённый ommatidium должна воспринимать свет. Но такой световой компас привязан к небесным источникам света, находящимся на оптической бесконечности. Если источник света, например, свеча, находится близко, его лучи не параллельны для глаза, а расходятся от источника. Нервная система бабочки, настроенная поддерживать постоянный угол траектории полёта с направлением на источник света, будет в этом случае направлять полёт по логарифмической спирали, которая сходится как раз в пламени свечи.
Прежде, чем отвечать на вопрос, всегда полезно подумать, правильно ли поставлен вопрос. Мы не замечаем сотен ночных бабочек, которые вполне успешно управляют своим полётом по луне, звездам и даже далёким огням городов. Мы видим только бабочку, летящую на нашу свечу и задаём неверный вопрос «Почему бабочки кончают самоубийством?». Вместо этого нам следовало бы спросить, почему у бабочек нервная системы настроена так, чтобы поддерживать постоянный угол между направлением полёта и направлением на источник света, — настройка, которую мы замечаем только тогда, когда она приводит к неверному результату? Если правильно поставить вопрос, кажущийся парадокс исчезает. Этот феномен никогда нельзя было называть суицидным комплексом.
Применим ещё раз этот урок к религиозному поведению людей. Мы видим огромное количество людей – в некоторых районах до 100% проживающих там людей, которые продолжают верить в то, что с очевидностью противоречит научным фактам, не говоря уже о соперничающих религиях. Они не только придерживаются таких взглядов, но и посвящают время и средства дорогостоящей деятельности на поддержание этого института. Они умирают за религию, они убивают ради неё. Всему этому можно удивляться, как мы удивлялись феномену самосожжения ночных бабочек. Озадаченные этим, мы спрашиваем: «Почему?». И снова я повторяю, что, возможно, мы задаёмся неверным вопросом. Религиозная склонность, возможно, является трагическим проявлением какого-то психологического свойства, которое в других обстоятельствах было эволюционно полезным.
Что могло бы быть таким психологическим свойством? Что в данном случае эквивалентно использованию параллельности лучей света от Луны как компаса?
Я выскажу предположение, но должен подчеркнуть, что это только пример подхода, о котором я говорю. Я намного больше заинтересован в идее правильной постановки вопроса, чем в любом конкретном ответе
Моя гипотеза касается детей. В гораздо большей степени, чем многие другие виды живых существ, мы выживаем благодаря аккумулированному опыту предыдущих поколений. Теоретически, дети могут узнать на своём собственном опыте, что не стоит купаться в реке, кишащей крокодилами. Но, безусловно, детский мозг, генетически склонный следовать правилу верить тому, что ему говорят старшие, будет иметь эволюционные преимущества в естественном отборе. Повинуйся родителям, повинуйся старейшинам племени, особенно когда они говорят серьёзным, назидательным тоном. Повинуйся без вопросов.
Я никогда не забуду грозную проповедь в моей школьной часовне, когда я был ребёнком. Я помню, как это было страшно: в то время мой детский мозг воспринимал это, как сознательную угрозу проповедника. Он рассказал историю о взводе солдат, проводившем учение на железнодорожном полотне. В критический момент внимание сержанта, проводящего учение, что-то отвлекло, и он не дал приказ остановиться. Солдаты были настолько вышколены повиноваться приказам, что продолжали маршировать прямо на пути приближающегося поезда. Конечно, теперь я не верю этой истории, но когда мне было девять, я поверил в неё. Этим я хочу сказать, что проповедник хотел, чтобы мы, дети, считали добродетелью рабское и беспрекословное повиновение солдат, каким бы оно абсурдным ни было. И скажу про себя, я думаю, что мы действительно считали это добродетелью. Интересно, хватило бы у меня храбрости так маршировать перед приближающимся поездом?
Подобно этим вышколенным солдатам, компьютеры тоже делают то, что им говорят. Они рабски выполняют все команды, если они написаны на воспринимаемом ими языке. Именно поэтому они делают множество полезных вещей вроде обработки текстов и разнообразных вычислений. Но, как неизбежный побочный продукт, они точно так же рабски выполняют вредные команды. У них нет способности осознать, будет ли команда иметь положительный или гибельный результат. Они просто повинуются. И именно это их беспрекословное повиновение делает компьютеры так восприимчивыми к компьютерным вирусам и червям. Написанная злоумышленником программа, которая говорит: «копируй меня во все адреса, имеющиеся на твоём жестком диске», будет беспрекословно выполнена и затем она же будет выполнена другими компьютерами, которым она будет в результате копирования послана, и так она будет распространяться с экспоненциальной скоростью. Нельзя создать компьютер, который будет послушным исполнителем в полезном смысле и в то же самое время иметь иммунитет к вирусной инфекции.
Надеюсь, мне удалось подготовить вас к заключительной аргументации о связи особенностей детского мозга и религии. Естественный отбор выработал в детском мозгу тенденцию верить во всё, что бы родители или старейшины племени ни говорили. И именно это качество автоматически делает его восприимчивым к заражению ментальными вирусами. По совершенно естественным эволюционным причинам, детский мозг должен доверять родителям и старшим, которым родители велят верить. Автоматическим следствием этого является то, что тот, кто беспрекословно верит, не имеет возможности отличить хороший совет от плохого. Ребёнок не может сказать, что совет «Если ты будешь плавать в реке, кишащей крокодилами, тебя съедят» – это хороший совет, а совет «Если в полнолуние ты не принесёшь в жертву козла, урожай погибнет» – это плохой совет. Оба звучат одинаково. Оба исходят из надёжного источника, и оба произносятся строгим голосом, который требует уважения и повиновения. То же относится к высказываниям о мире, космосе, морали, природе человека. И, конечно, когда ребёнок вырастет и имеет своих детей, он, естественно, передаст всё это своим детям, и тем же назидательным тоном.
Согласно этой модели, можно было бы ожидать, что в разных географических регионах возникнут различные, не имеющие реальной фактической базы верования, которых люди будут придерживаться с таким же убеждением, как и к полезным составляющим традиционной мудрости, как, например, к вере, что навоз полезен для урожая. Можно было бы ожидать также, что беспочвенные верования будут эволюционировать из поколения в поколение либо вследствие случайного дрейфа, либо следуя закономерностям, подобным дарвиновскому естественному отбору, демонстрируя со временем значительное отклонение от общего предка. Известно, что языки заметно дрейфуют от общего праязыка, если его носители географически разделены и пройдёт достаточно большой для этого промежуток времени. То же верно и по отношению к традиционным верованиям и предписаниям, передаваемым из поколения в поколение и возникшим первоначально благодаря программируемости мозга ребёнка.
Дарвиновский естественный отбор формирует детский мозг с тенденцией верить старшим, со способностью имитации и копирования и, следовательно, косвенно со способностью к распространению слухов, легенд, к религиозной вере. Но, создав такой мозг, генетический отбор порождает некоторый новый вид негенетической наследственности, которая может служить базой нового вида эпидемиологии и, возможно, даже нового негенетического дарвиновского естественного отбора. Я полагаю, что религия относится к группе явлений, объясняемых этим видом негенетической эпидемиологии с возможной примесью такого негенетического дарвиновского отбора. И если это так, религия не имеет никакой ценности для выживания человеческих особей и не даёт никаких преимуществ для их генов. Если и есть от неё какая-то польза, то только для неё самой.
Фото: gusjer
В российских школах вводят новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012\ 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. «Летидор» решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.
Программа начальной школы достаточно консервативна. Чтобы от учения не пострадало здоровье ребят и оставалось достаточно времени на такие нужные в этом возрасте игры, количество уроков в день не должно превышать пяти. Поэтому и содержательная часть программы мало чем отличается от того времени, когда мы с вами, родители, ходили в началку. Добавились разве что продиктованные 21-м веком иностранный язык и информатика. А теперь еще ввели предмет с длинным и некрасивым названием ОРКСЭ — «Основы религиозных культур и светской этики».
В Новосибирской области, где в числе других 18 регионов РФ с 2010 года шла апробация курса, дети и родители называют этот предмет проще – основы религий. Оно и понятно: из 34 учебных часов, положенных на курс, 1 час приходится на тематический блок «Россия — наша Родина», 2 часа на блок «Духовные традиции многонационального народа России» и 31 час — на блок «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого детям объясняют, что значит быть религиозным человеком, толерантным атеистом и с каким уважением нужно относится к представителям других конфессий.
Содержание этого блока выбирают простым большинством на родительском собрании. Всего представлено 6 модулей-вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий (для тех, кто хочет быть верующим человеком, но еще не определился с выбором) и основы светской этики (представители конфессий отрицательно относятся к этому модулю, считая его атеистичным).
Родители, которые не хотят, чтобы их детям преподавали религию, выбирают модуль этики — таковых в Новосибирской области 61%. Историю мировых религий выбрали 17%, основы православной культуры — 29%. Примерно в том же соотношении выглядит тройка лидеров и по России в целом.
Отказаться от предмета нельзя. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84 – р. «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 уч.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), приказом МОиН РФ от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. №74 учебный предмет ОРКСЭ введен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования обязательным предметом для изучения. Ключевая фраза здесь – «образовательный стандарт». То есть если ребенок не будет посещать занятия по ОРКСЭ, то получит «не аттестован» по начальной школе.
О чём негодуют родители
По словам Натальи Поповой, директора центра культурологического и религиоведческого образования в Новосибирске, родителям не стоит бояться этого предмета:
«Ведь главное в его названии и содержании – это культура. В новый закон об образовании, раздел «Требования к содержанию образования», ст. 14 с 2007 года введен такой пункт: формирование духовно нравственной личности. Вот этот курс данную задачу и призван выполнять. Комплект разрабатывался учёными, научными школами, они прекрасно знают этот возраст — четвероклашки. 70% учителей, которые приходят к нам в центр на переподготовку, – это учителя начальных классов, которые владеют возрастными психологическими особенностями детей. Поэтому и у нас в регионе, и в целом по России апробация прошла успешно. В чем это заключается: необходимость этого курса признали практически все, 87%, участники процесса: учителя, учащиеся и родители».
На форумах родители выражаются не столь позитивно, как в статистических опросниках. Вот лишь несколько отзывов с популярного ресурса «Родительское собрание»:
«Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще».
«Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман».
«В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими».
Помимо вопросов, ставящих под сомнение необходимость знакомства с религиями в начальной школе, больше всего возмущений вызвала замена действительно нужных часов – литературы, английского, регионоведения и выездных уроков-экскурсий — на уроки ОРКСЭ. Родителей при этом никто не спросил, хотят они этого или нет, а просто поставили перед фактом, спустили приказ «сверху». И теперь писать жалобы и выражать недовольство практически бесполезно: никакое родительское собрание не в силах отменить приказы Правительства и профильного министерства.
Далее — почему именно начальная школа, 4-й класс? Ведь многие родители изучали «Основы мировых религиозных культур» в рамках МХК или Культурологи в вузе, будучи уже состоявшимися людьми, но не в начальных классах. Этот вопрос прояснила Надежда Косовская, замдиректора по учебно-воспитательной работе Информационно-экономического лицея Новосибирска (где шла апробация):
«4-й класс – это переходный период, когда ребенок выходит в мир большой информации. Преподаватель дает теоретические знания, но нужно вести и работу с родителями. Семьям, в которых есть проблемы в семейных отношениях, в воспитании ребенка, — учебный курс помогает в этом направлении».
Тогда зачем этот курс нужен семьям, которые свои проблемы решают в семье и не выносят «сор из избы»?
Кроме того, из христианских религий в школе разрешили преподавать лишь православие. А разрешенные в РФ и распространенные во всем мире католичество, лютеранство, протестантство почему-то остались за бортом. В этом многие усматривают нарушение статьи 14 Конституции РФ, которая гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской (как бы он ни назывался) появляется в списке обязательных, то неизбежно могут возникнут нарушения.
Конфликт светского и духовного
Поскольку отказаться нельзя, нужно аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль «основы светской этики». Родители соглашаются, путая понятия «этика» и «этикет» — и ожидая, что ребенка будут учить правилам поведения в приличном обществе. Но это не так. Вот примеры тем для урока в рамках курса «основы светской этики»:
«Род и семья — исток нравственных отношений», «Стыд, вина, извинение», «Добродетель и порок».
«Возмущаются те родители, которые считают, что у нас со школой и с воспитанием детей в стране все хорошо. Хотя воспитание осуществляется по остаточному принципу, — говорит протоирей Новосибирской православной епархии Борис Пивоваров. — А если родитель видит, какие проблемы есть у нас сегодня с воспитанием и какие страшные случаи в школе бывают все чаще и чаще, тогда он задумается: может, и нужно введение этого предмета».
Чтобы свести конфликты к минимуму, представителей конфессий допускают только до общения с родителями и учителями. С ребятами о религии беседуют исключительно школьные учителя. Но это породило новые конфликты, теперь уже между школой и церковью. Священнослужители не уверены, что учителя, как люди светские, могут корректно и грамотно рассказывать детям о вере.
«Есть проблемы подготовки педагогов, чтобы они действительно преподавали основы религиозных культур, а не что-нибудь другое. Поэтому 21 мая 2010 года Минобр направил письмо во все регионы с предписанием: для обеспечения свободного выбора привлекать к учебному процессу представителей конфессий, — рассказывает протоирей Борис Пивоваров. — Путин в феврале (2012 г.) сказал, что этот предмет должны преподавать священнослужители или теологи. У нас не светская, а духовная страна. Даже в гимне есть слова «Россия – священная наша держава». Если мы говорим о светском характере образования, мы отвергаем духовность. Есть священники, которые имеют степень и преподают в вузах или имеют педагогическое образование. Если их не пускать в церковь – это будет запрет на профессию, это нарушение целого ряда статей конституции».
Директор Центра культурологического и религиоведческого образования Наталья Попова признается, что на школу оказывается жесткое давление Православной церкви. Но пока пустить священников в школы невозможно из-за отсутствия законных на то оснований: «Действительно, есть стенограмма выступления Владимира Путина, где речь идет о участии священнослужителей в ведении данного урока. Но стенограмма не имеет юридической силы. Сейчас мы руководствуемся законом «Об образовании», где говорится о том, что у нас светский характер образования в муниципальных школах. Поэтому преподают учителя».
О некоторой идеологической предвзятости говорят и родители. «К нам на родительское собрание пришла завуч и сказала, — выбираем модуль «основы православной культуры». Это приказ министерства. Родители не стали проверять достоверность сказанного завучем и согласились. Больше возмущались не над содержанием курса, а над тем, что ушел дополнительный час английского», — рассказывает Жанна Заславская, дочь которой в 2010 году изучала ОРКСЭ.
Последнее слово – за родителями
Есть и еще одно мнение, возможно, самое правильное: не распыляться на конфликты, а постараться вникнуть в предмет и помочь своему ребенку понять что-то новое, сущностное об этом мире и этой жизни. Это мнение учителя. Галина Стволова, учитель русского языка и литературы, теперь еще и курса светской этики Информационно-экономического лицея Новосибирска:
«Я изначально не разделяю этику светскую и духовную. Преподавая литературу, мы говорим о вечных ценностях. Этические категории одни во всех религиях и понятны для каждого человека. Когда задаю детям какую-то работу, например, расскажите, какие добродетели ценятся в вашей семье больше всего, я делаю вывод, что молодые родители не придают этике должного значения. А ведь какие у нас темы: добро и зло, честь, совесть, стыд. Понимания этих понятий остро не хватает нашему обществу. Два года я отклика от родителей не чувствую».
Осенью 2013 года была принята государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму до 2017 года. Одним из пунктов она предполагает повышение образованности в вопросах религии. В частности, намечается уделять более пристальное внимание подготовке религиоведов в вузах, а также введение в школах с 2017 года дисциплины «Основы религиоведения». Данный курс будут вести в 9 классе.
Логика такого решения вполне понятна. С точки зрения государства такое решение является превентивной мерой в отношении распространения радикальных религиозных настроений в обществе. Теоретически преподавание в школах «религиоведения» должно развивать критическое отношение к появлению проповедников с радикальными воззрениями. Со своей стороны, университеты должны подготовить специалистов, способных на профессиональном уровне вести дискуссию. Они должны создавать единое методологическое поле преподавания в тех же школах, отслеживать общую ситуацию в обществе, делать прогнозы и давать рекомендации. С учетом того, что религиоведов будет очень много, в Казахстане примерно 7,5 тыс. школ, появится внушительная группа фактически идеологических работников.
Если в теории все выглядит вполне нормально, то на практике возникают вопросы. Например, кто будет писать текст учебников по религиоведению. Например, в соседней России в свое время ввели обязательный предмет «Основы православной культуры». Его критиковали за то, что он является способом проникновения Русской православной церкви в школы. Тем более что текст учебника был составлен не преподавателями, а дьяконом Андреем Кураевым. То есть фактически это выглядело не как культурологическое образование, а метод распространения влияния религии. Естественно, это вызвало критику с учетом того, что в России проживает много представителей других конфессий.
Столкнувшись с критикой в России внесли коррективы в программу обучения. Впоследствии оказалось, что «Основы православной культуры» является лишь одним из модулей предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В этот предмет входят также другие модули, посвященные мусульманской, буддийской, иудейской культуре и общему обзору мировых религий. Родители могут выбирать, что учить ребенку.
Но если в России родителям была дана возможность выбирать, то в Беларуси, например, не было предусмотрено альтернативы основам православия. На этот факультативный курс нередко записывают в обязательном порядке. Помимо того что учебные планы пишутся при участии Белорусской православной церкви, занятия посещают и священники.
Как решат эту проблему в Казахстане, пока неизвестно. Точно так же, как непонятно, будет ли учитываться мнение религиозных деятелей и будут ли они допущены и к созданию учебных пособий и в последующем к посещению школ. Например, епископ Каскеленский Русской православной церкви Геннадий уже высказывал мнение, что учебники должны получать рецензию не только в Министерстве образования и науки, но и в традиционных конфессиях.
Это очень важное обстоятельство, потому что в Казахстане предмет будет обязательным, значит, в теории должен отразить всю палитру религиозных конфессий. Конфликты здесь практически неизбежны, как и возможное недовольство многих родителей, в том числе тех, кто принадлежит к другим конфессиям. К примеру, если школа находится в селе с однородным населением, либо казахским, либо русским. В частности, представители фонда «Перспектива» критикуют существующее пособие, по которому в некоторых школах уже ведется факультатив, обвиняя его в пристрастности. По их мнению, в книге дискриминируется христианство и пропагандируется суфизм.
Так что понятно, недовольных будет много. Но государство, скорее всего, не будет обращать внимания на критику и пропишет в учебнике не то, каким видят учение те или иные религиозные группы, а то, что посчитает нужным само государство.
И здесь чиновники окажутся перед непростой задачей – прежде чем прописывать идеологию религиозного образования, нужно понять, а что, собственно, будет отвечать государственным интересам. А текст нужно будет писать так, чтобы он отвечал интересам сохранения консервативного отношения к религии, но и не входил в противоречие с религиозной доктриной. Например, государство в целом довольно лояльно относится к так называемому «народному исламу». По крайней мере, оно не может не учитывать комплекса местных традиций, которые обычно противопоставляются привнесенным извне идеям салафитского толка. Но если прописать некоторые местные традиции в учебнике, они автоматически приобретают новый статус. Де-факто «народный ислам» существует, но де-юре не совсем логично фиксировать его нормы в качестве официальной позиции.
Еще одна проблема связана с тем, как прописывать главу про Русскую православную церковь. Дело в том, что сегодня РПЦ в России играет весьма заметную роль, в том числе и в политической жизни. Ее представители очень активны, у них есть своя позиция по многим вопросам. Не случайно высокопоставленный епископ РПЦ в Казахстане говорит о том, что соответствующие главы надо отдать на рецензию в соответствующие конфессии. Скорее всего, речь может идти о том, чтобы скорректировать текст в духе курса «Основы православной культуры».
Еще один вопрос, что писать о многочисленных так называемых нетрадиционных для Казахстана религиях. Одних протестантских церквей в Казахстане больше сотни. Это имеет значение с учетом критической позиции со стороны Запада по вопросу религиозной свободы. Если учесть в учебнике мнение по их поводу местного муфтиата и РПЦ, то тогда недовольство на Западе только усилится.
В общем, вопрос относительно текста будущего учебника является ключевым в данной ситуации. Если писать такой текст, который бы дипломатично огибал неудобные углы, то возникает вопрос в целесообразности такого учебника. Он не выполнит свою основную функцию по формированию нужного вектора религиозного мировоззрения. Валентина Курганская, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК, считает, что главное, чтобы школа не стала ареной противоборства между различными конфессиями. «Безусловно, в едином учебнике, предназначенном для школ, следует представить основы духовных ценностей крупнейших мировых религий. Это будет содействовать формированию способности к позитивному восприятию культурного многообразия страны. Кроме того, курс религиоведения, по моему глубокому убеждению, должен включать в себя кроме истории всех крупных конфессий и их положения в современном мире, изложение истории и принципов свободомыслия, атеизма, внеконфессиональных типов мировоззрения при соблюдении строгой нейтральности и непредвзятости в формулировке ценностных суждений», – добавляет она. Так в итоге, скорее всего, и будет. Учебник не будет нести идеологический заряд; это будет учебник ради учебника.
Но что преподавать – это один вопрос. А другой – кто это будет делать? Маловероятно, что это будут профессиональные религиоведы. Заведующая кафедрой религиоведения и культурологии КазНУ имени Аль-Фараби Айнура Курманалиева рассказала, что на сегодняшний день в стране работают примерно 7600 школ. Курс «религиоведение» был введен с 2011 как факультативный предмет, однако во многих школах он не преподается. «Наши выпускники не могут преподавать в школах по нескольким причинам. Во-первых, специалистов нашего профиля не хватит на все школы. Во-вторых, на курс выделяется всего 34 часа, а это значит, что наших выпускников невозможно обеспечить полной ставкой, ведь это всего один урок в неделю. Поэтому этот предмет ведут учителя истории. В этих условиях единственное, чем мы можем помочь, – это организация курсов по переподготовке кадров», – добавила наша собеседница.
Очевидно, что и в 2017 году религиоведение в школах будут вести учителя-предметники. Причем новая дисциплина будет дана как бы в нагрузку. Учитывая, в каких сложных условиях работают казахстанские учителя (занятия, подготовка к ним, вал бумажной работы и общественная нагрузка), то можно предположить, что урок будет вестись плохо. Соответственно, урок будут проводить для галочки. Как бы парадоксально это ни звучало, это даже хорошо.
Потому что в 2017 году мы получим довольно «беззубый» дипломатичный предмет, который будет плохо преподаваться. Ученики не смогут развить критический взгляд на религии, но и не заинтересуются ими сверх меры. Существующие консервативное положение будет в целом сохранено. Другой вывод, который можно из этого сделать, – отношение к новому предмету показывает общую незаинтересованность общества в вопросах религиозного образования. Можно даже предположить, что в этом не заинтересовано и само государство, которое и инициировало создание предмета. Он появился только лишь потому, что для бюрократии этот шаг кажется логичным.
публикация из журнала «Центр Азии»
ноябрь-декабрь 2013
№ 6 (88)