МОСКВА, 29 октября. /ТАСС/. Единый государственный экзамен по истории может стать обязательным после 2022 года. Об этом в понедельник сообщила министр просвещения России Ольга Васильева на встрече с активистами Российского движения школьников.
«Это будет экзамен по классической истории, безусловно, по истории Отечества. В 2020 году планируется провести пилот, а после 2022 года экзамен может стать обязательным для всех», — сказала Васильева, добавив, что в настоящий момент идет обсуждение о точных сроках.
На данный момент в России обязательными для сдачи являются единые госэкзамены по русскому языку и математике базового уровня.
Глава Минпросвещения Ольга Васильева, отвечая на вопрос, поступивший на «Прямую линию» с президентом РФ Владимиром Путиным 7 июня, заявляла о том, что окончательного решения о введении обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году нет, вопрос только обсуждается. Она также неоднократно говорила о необходимости увеличить число обязательных ЕГЭ. По ее словам, их «бесспорно» станет больше.
Российское движение школьников в понедельник отмечает свое трехлетие. В день рождения во всех регионах России несколько тысяч активистов проведут более 100 мероприятий. Как сообщили в пресс-службе РДШ, ребята примут участие в слетах, торжественных линейках, тематических играх, массовых флешмобах и онлайн-конкурсах с призами, а также проведут мастер-классы для школьников, которые еще не знакомы с деятельностью движения.
Российское движение школьников было создано в соответствии с указом президента РФ от 29 октября 2015 года, фактически было образовано на первом съезде движения, который прошел в Московском государственном университете 28 марта 2016 года. Целью организации, согласно президентскому указу, является «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».
Вечер, третья смена, 10 минут до пар. В нашей группе это время рассказов, дискуссий и споров. На тот раз речь зашла о современной системе образования.
Постепенно обсуждающих становилось всё больше. Как вдруг одногруппница говорит: «Я вообще не понимаю, зачем нам непрофильные предметы?». Тут я и обомлела.
Я ожидала такое от студента 1-2 курса, но не от студентки магистратуры. Перерыв подошёл к концу, а мысль не давала покоя…
Исходя из своего жизненного опыта, могу сказать, что абсолютно все знания так или иначе используются нами. Синусы, косинусы, логарифмы мы изучаем не для применения их в жизни, а чтобы научиться абстрактно мыслить. Зачем специалистам других областей изучать экономическую теорию? Ребят, а как Вы собираетесь продавать какой-либо продукт или результат своего труда на рынке? Зачем нам этика и психология? Чтобы устанавливать контакты с начальством, персоналом да и в целом с людьми.
Каждое новое знание, особенно из областей, напрямую не связанных с Вашей работой, расширяет сознание и повышает ценность на рынке труда. Умение учесть все факторы, которые в будущем могут повлиять на продукт (товар, услугу), в создании которого Вы участвуете — большая редкость.
Второй момент — мы никогда не знаем, что нас ждет в будущем. Я тоже задавалась вопросом: зачем мне нужны были все эти олимпиады по русскому языку и литературные конкурсы? Теперь я пишу статьи для Вас. Когда-то я удивлялась, зачем будущему специалисту в сфере налогов изучать маркетинг. В результате так вдохновилась, что поступила в магистратуру на международный маркетинг.
Поэтому старайтесь получить максимум знаний. Так Вы будете востребованным, высокооплачиваемым (спрос на таких людей превышает предложение 😉 ) специалистом и интересным собеседником.
«…В 2020 году пройдёт масштабная апробация обязательного «Иностранного языка» в пилотных регионах. И в планах, подчеркну, в планах, действительно есть и обязательная выпускная работа по истории… Конечно, этот вопрос требует обсуждения, но не может человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории…», — подчёркивала министр просвещения РФ Ольга Васильева.
Ученики, родители, и преподаватели истории обеспокоены. Многие считают это решение преждевременным, так как контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории сейчас «не отличаются корректностью».
В подготовке контрольно-измерительных материалов есть и ещё одна проблема: в сообществе историков нет консенсуса по принципиальным вопросам: каким должен быть ЕГЭ по истории, что он должен проверять?
Как отмечают учителя истории, в решении ключевых проблем в околоисторической теме заинтересованы разные структуры, и каждая из них пытается решить вопрос по-своему. Особого мнения придерживаются в олимпиадном движении, своё представление и у издателей учебников и Федерального института педагогических измерений, который готовит материалы для ЕГЭ. Ситуация сейчас разбалансирована, и введение обязательного ЕГЭ по истории только ещё ярче обнажит существующие противоречия между этими заинтересованными группами.
Многие родители опасаются, что история станет насквозь идеологическим предметом — таким, каким в СССР была история КПСС, — а детям в школе станут внушать единственно правильный взгляд на исторические события.
Хотя экзамен не особенно идеологичен, и его задания требуют скорее анализа и размышления, чем готовых ответов, уже сейчас не редки ситуации, когда выпускники и проверяющие расходятся в трактовке исторических событий, и на апелляциях это противоречие, как правило, разрешается не в пользу выпускника.
«Сегодняшний» экзамен по истории довольно сложен. Его общеобязательность повлечёт за собой ухудшение результатов сдачи. Хотя ситуация со стобальниками несколько изменилась в лучшую сторону: в 2018 году их было 208, а в 2019 году уже 298 выпускников. Хотя в 2018 году на ЕГЭ не набрали даже минимального балла по истории 6,6%, в 2019 году это число больше. Наиболее востребованным учебным предметом по выбору в 2019 году среди выпускников 11-х классов стало обществознание.
Это может повлечь за собой либо упрощение вопросов по истории, либо разделение его на базовый и профильный уровни, как это произошло с математикой.
Опасения внушает и увеличение количества обязательных экзаменов: сейчас усилия выпускников сконцентрированы на поступлении в вузы; увеличение количества обязательных экзаменов будет рассеивать эти усилия и увеличивать нагрузку на них. Сейчас учителя называют 11 класс «мёртвой зоной»: дети готовятся к поступлению, новый материал давать им почти невозможно.
По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Евгении Матвеевой, если увеличить количество обязательных ЕГЭ, учащиеся всё равно не перестанут готовиться к поступлению, но им станет труднее. Экспертам в первую очередь нужно думать о самих выпускниках, об их собственных потребностях и намерениях. Хорошим выходом могло бы стать введение базового уровня предметов — как с ЕГЭ по математике. Если сдать базовые экзамены в десятом классе, в одиннадцатом уже можно было бы заниматься профильной подготовкой для поступления. Именно сейчас линейка учебников по истории на это и рассчитана, что, кстати, вызывает вопросы у нынешнего руководства министерства.
В ближайшем будущем весьма вероятно, что история станет очень популярным предметом по выбору. Раньше она была обязательным экзаменом на юридические и экономические специальности, но её место заняло обществознание. Не исключено, что результаты ЕГЭ по истории понадобятся для поступления на большинство гуманитарных специальностей — в том числе тех, для которых сейчас требуется ЕГЭ по литературе. Это означает, что обществознание и литературу станут выбирать меньшее количество выпускников.
Таким образом, введение ЕГЭ по истории влечёт за собой множество последствий — как очевидных, так и отдалённых; конкретные сроки не названы, но общественная дискуссия о системе ЕГЭ — не только о введении ЕГЭ по истории — уже сейчас насущно необходима.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) могут сделать обязательным для сдачи в ряде регионов России в 2022 году. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева, передает РИА Новости.
По ее словам, «пилоты» экзамена по истории будут запущены по аналогии с «пилотами» по английскому языку. «Нужно посмотреть, что будет реально происходить», — отметила Васильева.
В январе этого года Васильева заявила о необходимости сломать сложившуюся систему подготовки учеников к ЕГЭ и перестать «натаскивать» их на тестирование. Кроме того, она рассказала об апробации обязательного ЕГЭ по английскому языку. В 2019 году выпускники 11-го класса сдавали только два обязательных предмета: русский язык и математику.
До 2024 года в России планируется реализовать нацпроект «Образование». В него, в частности, входит федеральный проект «Современная школа», в рамках которого в российских образовательных учреждениях будут внедряться новые методы и программы обучения, а многие привычные форматы окончательно уйдут в прошлое. К 2021 году будет полностью ликвидирована третья смена, а к концу 2024 года откроются первые 25 школ, построенных с привлечением частных инвестиций. Общий бюджет нацпроекта составил 784,5 миллиарда рублей.