Темой картины послужила евангельская легенда о том, как юная Саломея, восхитившая царя Ирода своей пляской, потребовала в награду, по наущению своей матери, голову Иоанна Крестителя. Суриков изображает момент, когда голова принесена на блюде, и Иродиада смотрит на нее с торжеством удовлетворенной мести. Художник в картине стремится к конкретному изображению обстановки. Местом действия является комната дворца, выходящая на террасу. В глубине видны светильники, зеркала, ларцы с драгоценностями, на ковре опахало. Суриков стремится дать характеристику каждого образа: Иродиада, опершись о колено, злорадно смотрит на голову Иоанна. Саломея задумана художником по контрасту с матерью: Суриков трактует ее молодой легкомысленной девушкой, в которой внезапно пробуждается смутное сознание содеянного ею зла. С большой экспрессией написана голова Иоанна. Эскиз относится к числу ранних академических композиций и исполнен художником по прошествии немногим более двух лет со времени поступления в Академию.
«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:3–11).
Иродиада (ок 15 г. до н.э. — после 39 г. н.э.) — дочь Аристобула, сына Ирода Великого. Была выдана замуж за своего дядю Ирода Филиппа Боэта, и у них родилась дочь Саломия. Филипп Боэт, лишенный наследства, был вынужден жить на содержании у римского кесаря Тиберия. Когда будучи в Риме, к ним в дом заехал четверовластник Ирод Антипа, то она не раздумывая согласилась стать его женой — женой брата своего мужа вопреки иудейскому закону (Лев. 18:16, 20). При этом она поставила условие, что Ирод Антипа заточит свою первую жену, дочь царя Ареты, так как не желала быть второй женой и делить власть.
«Около этого времени царь каменистой Аравии Арета и тетрарх поссорились между собою по следующей причине: Ирод был давно уже женат на дочери Ареты. Во время одного путешествия в Рим он заехал к своему сводному брату Ироду, который родился от дочери первосвященника Симона. Влюбившись в жену брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрою Агриппы), он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод прогонит дочь Ареты. После этого тетрарх отплыл в Рим, заключив вышеуказанный договор» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 18, гл. 5:1).
Жена Ирода Антипы, узнав о коварном предательстве мужа, бежала к своему отцу, царю Арете. Она рассказала ему о намерении Ирода, и царь Арета решил начать войну со своим зятем. В битве, последовавшей за этим, войско Ирода было уничтожено. Ирод сообщил императору Тиберию о происшедшем, и тот разгневался на образ действий Ареты, приказав Вителлию представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать его голову.
«Когда же он, по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода.
Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды. Собрав войска, обе стороны вступили в борьбу, причем вместо Ареты и Ирода сражались их военачальники. В происшедшей тут битве все войско Ирода было уничтожено, благодаря измене нескольких перебежчиков, которые примкнули к Ироду, принадлежа собственно к числу подданных тетрарха Филиппа. Ирод отписал об этом Тиберию. Император разгневался на образ действий Ареты, послал Вителлию приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 18, гл. 5).
Но народное возмущение преступным браком Ирода продолжало расти. Проповедь Иоанна Крестителя, обличавшая преступную связь Ирода с Иродиадой (Мф. 14:3–4) встретила одобрение в народе и еще больше озлобила Иродиаду. Она настояла на том, чтобы Иоанн Креститель был арестован и заключен в крепость Махерон. Убить пророка Ирод не решался даже по настоянию Иродиады. Когда же Ирод обещал Саломии выполнить любую ее просьбу, за то, что ублажила его и всех присутствующих танцем на его дне рождения, то Иродиада, воспользовавшись этим, велела дочери просить голову Иоанна Предтечи.
«Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Иосиф Флавий, Иудейские древности кн 18 гл. 5)
Когда брат Иродиады Агриппа, сдружившись императором Гаем Калигулой, стал правителем тетрархии Филиппа и Лисания, вернувшись в славе в Палестину, его сестра в зависти стала требовать от Ирода Антипы, чтобы тот обратился к кесарю с просьбой о титуле царя. И как не противился Ирод, вынудила его отправиться в Рим.
«Между тем сестра Агриппы, Иродиада, бывшая замужем за тетрархом Галилеи и Переи Иродом, стала завидовать могуществу своего брата, видя, что он занимает гораздо более высокое положение, чем ее муж, и вернулся, покрытый почетом и богатый, тогда как ему некогда пришлось спасаться бегством от кредиторов. Она печалилась и сердилась при такой перемене в положении брата, особенно же она была недовольна, когда видела Агриппу в царском облачении разъезжающим по улицам. Тут она не была в состоянии скрыть свое неудовольствие и зависть и уговаривала мужа отправиться в Рим и добиться там подобных же почестей. Она указывала на то, как трудно жить ей, если Агриппа, сын некогда казненного родным отцом своим Аристобула, человек, впавший в такую нужду, что люди из сострадания изо дня в день доставляли ему все необходимое для жизни, человек, уехавший от своих кредиторов, теперь вернулся домой царем, тогда как Ирод, сын царя, которому самое происхождение дает право на занятие такой высокой должности, сидит себе спокойно дома, оставаясь частным человеком. «Если ты, Ирод,- говорила она,- раньше не огорчался тем, что занимаешь положение ниже отца своего, то теперь по крайней мере воспользуйся своим царским происхождением и не оставайся позади человека, который пользовался твоими деньгами; не допускай, чтобы он добился своею бедностью большего, чем мы, так как мы можем многого достигнуть при помощи нашего богатства; стыдись быть ниже тех, кто вчера еще и позавчера жили благодаря твоему состраданию. Поедем в Рим и не будем щадить ни труда, ни денег, потому что нисколько не лучше копить деньги, чем добиться с помощью их царского престола.
Ирод настойчиво отклонял это предложение, любя свой покой и подозрительно относясь к шумной римской жизни. Иродиаду он старался отговорить от ее намерения. Ввиду этого последняя, однако, еще более приставала к нему, настаивая на том, что необходимо пустить в ход все, чтобы добиться царского престола. Она не раньше успокоилась, чем склонила его на свою сторону; впрочем, он не умел ей ни в чем отказать и подчинялся ее решениям. Итак, он приготовился к отъезду, который обставил всевозможною пышностью, не щадя для этого денег, и отправился в Рим в сопровождении Иродиады. Лишь только Агриппа узнал об их намерениях и приготовлениях, как и сам принял свои меры. Узнав об их отъезде, он отправил в Рим Фортуната, одного из своих вольноотпущенников, которому вручил подарки для императора, а также письмо, направленное против Ирода» (Иудейские древности кн. 18, глава 7:1-2).
В результате доноса и интриг Агриппы Ирод Антипа был сослан в Галлию в город Лугдунум (совр. Лион). Император Гай Калигула, узнав, что жена Ирода — родная сестра Агриппы, хотел оставить ей все личные средства и освободить от ссылки, но та отказалась, и разделив тяготы ссылки с Иродом Антипой, умерла в Галлии.
«Узнав, что Иродиада сестра Агриппы, император вернул ей ее личные средства и, полагая, что она не захочет разделить печальную участь своего мужа, сказал, что отныне защитником ей будет брат ее. Однако Иродиада ответила на это: «Государь! Ты великодушно и милостиво предложил мне исход, но мне мешает воспользоваться милостью твоею моя преданность мужу: я, разделявшая с ним все, когда он был счастлив, теперь не считаю себя вправе бросить его при перемене судьбы». Император рассердился на нее за это великодушие и приговорил ее к ссылке вместе с Иродом. Имущество ее он предоставил Агриппе. Такое наказание постигло Иродиаду от Господа Бога за ее зависть к брату и за то, что она легкомысленно уговорила мужа, а он ее послушался» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 18, глава 7:2).
Поль Делярош. Иродиада. 1843.
САЛОМЕ́Я, согласно Новому завету (Матф. 14:1–11; Марк 6:16–28), дочь Иродиады от первого мужа, Ирода Филиппа I (сына Ирода I).
В день рождения второго мужа Иродиады, Ирода Антипы (младшего сына Ирода I), Саломея танцевала перед ним и его гостями, и восхищенный ее танцем отчим обещал исполнить любую ее просьбу. По совету матери, ненавидевшей Иоанна Крестителя за то, что тот осуждал ее брак с Иродом Антипой при живом брате, первом ее муже, как противоречащий еврейскому закону о левиратном браке, Саломея потребовала голову Иоанна. Ирод Антипа был вынужден против своего желания казнить содержавшегося в заточении Иоанна, и Саломея поднесла его голову Иродиаде.
Новозаветная история приобрела широкую популярность в искусстве и литературе. Среди писателей и поэтов, обращавшихся к этой теме, были С. Малларме (стихотворная драма «Иродиада», 1869), Г. Флобер (новелла «Иродиада», 1877). О. Уайльд (трагедия «Саломея», 1893). В живописи ее отобразили Джотто, Фра Филиппо Липпи, Л. Кранах и другие, в скульптуре — Донателло. Известны иллюстрации О. Бердслея к трагедии Уайльда (опубликованы в 1920 г.). На ту же тему написаны оперы Ж. Массне («Иродиада», первая постановка 1881 г.) и Р. Штрауса («Саломея», 1905).
Иродиада (ок.15 до н.э. — после 39 н.э.) — внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.
С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя.
Поль Деларош. Иродиада с головой Иоанна Крестителя. 1843. Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн
Согласно историку Иосифу Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, а потом вступила в сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой.
В текстах Нового Завета Иродиада упоминается как жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Филиппа. Даже в то время, с точки зрения иудейской религии, да и вообще моральных норм, браки между родственниками крайне не одобрялись, а кровосмешение считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка.
Иродиада была жестокой, коварной, алчной, развращенной и непомерно гордой женщиной. Исследуя ее жизнь, даже предвзятые к Библии историки, не могут найти ничего хоть сколько-нибудь положительного в ней. Даже среди весьма развращенного высшего общества того времени ее фигура заметно выделяется в отрицательном смысле. С юных лет она мечтала о царской короне любой ценой. Злая Иродиада таила злобу на пророка Иоанна за то, что он, не боясь, говорил о ее порочности. Желая погубить его, она оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот Иродиаде представился случай погубить Иоанна Крестителя.
Иветта Поздникова. Саломея и Иродиада
В одну из ночей 28 года по Р.Х. дворец Ирода Антипы горел огнями. Двор отмечал день рождения правителя, пир продолжался уже за полночь, когда пьяный тетрарх пожелал, чтобы перед его гостями танцевала искусная в этом Саломея, его падчерица, дочь Иродиады. Воспитанная своей развращенной матерью, юная Саломея не постеснялась исполнить неприличный сладострастный танец в обнаженном виде. Отчим, увидев восторг гостей, пообещал ей любую награду, какую только она пожелает, вплоть до половины своего царства!
Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. (Мф.14:8-11).
Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-62. Национальная художественная галерея, Вашингтон
Саломее тогда было не более 15-16 лет.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Обезглавливание Иоанна Крестителя. 1608. Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Подговорив свою дочь Саломею попросить голову Иоанна Крестителя, Иродиада вынесла себе и дочери вечный приговор. Что же постигло Ирода, Иродиаду и Саломею после такого злодеяния?
Микеланджело Меризи да Караваджо.Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1610. Национальная галерея. Лондон
Своими интригами Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в ссылку в Галлию. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности. Гордую внучку Ирода Великого постигло именно то, чего она боялась более всего. Но эту свою участь она избрала себе сама, когда через Саломею отдала приказ убить Иоанна Крестителя, чем вынесла себе приговор.
А Саломея в дальнейшем «вышла замуж за трахонского тетрарха Филиппа, сына Ирода Великого», то есть, стала женой своего двоюродного дедушки и бывшего мужа своей матери. Филипп управлял своей областью 38 лет, с 4 года до н.э. до 34 года н.э. и прославился, в частности, тем, что на южных склонах горы Хеврон построил языческий храм в честь императора Августа, что было вопиющим поступком в глазах монотеистов иудеев. По смерти Филиппа Саломея вышла замуж за Аристовула, сына Ирода и брата Агриппы. У них было трое детей — Ирод, Агриппа и Аристовул. Аристовул вёл очень умелую политику по отношению к Риму, добиваясь расположения и доверия императора Нерона, который в 55 году н.э. отдает ему во владение Малую Армению, даровав ему при этом и царский титул.
Бернардино Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя. Между 1500 и 1550. Мухей Лувр
Саломее было дано много времени, чтобы покаяться в содеянном, но вместо этого в своей гордыне она возносилась выше и выше. Царский титул, о котором так мечтала ее мать, был у нее. Более того, она носила тройной титул: царица Халкиды, Малой и Великой Армении.
Квентин Массейс Пир у Ирода. 1507-08. Левая створка алтарных врат церкви св. Иоанна Прдтечи. Королевский музей изящных искусств, Антверпен
История сохранила рассказ о её страшной смерти. Как-то раз по неосторожности, Саломея провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у нее на шее. Криков Саломеи никто не услышал, так как именно в это время никого из людей не оказалось рядом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далекой юности она плясала во дворце отчима. Несмотря на отчаянное сопротивление, Саломея не могла выбраться из этого положения и продолжала висеть на шее, в то время как её туловище мерно раскачивалось подо льдом до тех пор, пока лед сверхъестественным образом не перерезал шею. После этого её тело упало на дно реки, а голову погибшей Саломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде.
Великий Библейский принцип посева и жатвы исполнился особенно наглядно в жизни Саломеи. Приговорив Иоанна Крестителя к смерти с легкостью, даже ни на мгновение не смутившись и не задумавшись,Саломея подписала и свой собственный приговор, и не только к страшной гибели в земной жизни, но и вечную погибель.
Жены царя Ирода
| Номер: 11/287 Ноябрь 2016
Мариамна покидает суд Ирода (Джон Уотерхаус, 1887 год)
Историк, журналист и экскурсовод Игорь ТРИБЕЛЬСКИЙ — о тех, кто на законных основаниях делил ложе с иудейским монархом
Чтобы ощутить евангельские события как часть реальности своего времени, необходимо свободно ориентироваться в хитросплетениях той эпохи. И, среди прочих деталей, знать историю правителей из династии Ирода Великого. В 40 г. до н. э. римский Сенат назначил этого человека царем союзной Иудеи. В 37 г. до н. э. после жестокой гражданской войны он добился власти и уверенно правил в течение следующих 33-х лет. Но сейчас нас интересуют не его деяния, за которые он получил прозвище «великий”, а только семейные связи: жены, дети, внуки, сестра. Для удобства восприятия предлагаю представить историю их взаимоотношений как сценарий вечернего телесериала.
За всю жизнь в разные времена у Ирода было 10 жен. Рожали 8. Но только потомки пятерых из них оставили после себя что-то большее, чем однократное упоминание в «Иудейских Древностях” Иосифа Флавия. Этой частью семьи я и ограничил свое «древо”.
Дорис. О ней сказано немного, хотя время их совместной жизни должно быть продолжительным. Впервые Флавий упоминает о ней, как о досадном обстоятельстве при помолвке Ирода с Мариамной I из рода Хасмонеев:
«Впрочем, раньше он успел уже взять себе жену из простонародья, некую Дорис, от которой у него родился старший сын, Антипатр» (ИД, XIV, 12:2).
Ирод легко решил эту проблему: отослал Дорис вместе с сыном. Но не навсегда! Позже он вернул Антипатра, а заодно и его маму. В какой-то момент он настолько приблизил к себе первенца, что сделал его наследником. После этого Антипатр решил приблизить сладостный миг своего помазания и попытался отравить отца. Заговор был раскрыт, Антипатр арестован и казнен за день до смерти отца. Чтобы знал в следующий раз.
Мариамна I. Последняя представительница прежней династии Хасмонеев. Ее родители были тезками и кузенами. Мать, Александра, была дочерью Гиркана II, а отец, соответственно, Александр – сыном Аристобула II. Сказочная красавица, которую Ирод страстно любил, что не помешало ему ее казнить. Мариамну дважды оклеветали в измене, отчего его любовь превратилась в ненависть, вот он и разнервничался… Одним словом, с кем не бывает? Трагически оборвавшийся брак оказался благословенным в отношении потомства. «Впоследствии она родила ему трех сыновей (Александра, названного в честь отца и матери Мариамны, и Аристобула в память ее деда, третий остался неизвестным) и двух дочерей (Салампсио и Кипрос в честь матери Ирода)» (ИД, XIV, 12:1). Учитывая, что их совместная жизнь продолжалась 6-7 лет, Мариамна I должна была рожать детей, практически, каждый год. Старшие из них, которые для нас важны больше других, родились в 36-35 гг. до н. э.
Просьба ко всем, кто читает эту публикацию: запомните Аристобула! Ради его детей. Именно эта ветвь династии дала наибольшее количество ярких личностей, обладавших реальной властью и оставивших тот или иной след в истории зарождения христианства.
Мариамна II. Неизвестно, кого следует больше жалеть: казненную Мариамну I или казнившего ее Ирода? Ей-то что, она умерла, а он из-за этого очень страдал! И довольно долго. Существует ли «лекарство от любви”? Как повезет. Для Ирода им стала другая Мариамна. Мало того, что она обладала неземной красотой, у нее и с родовитостью было все в порядке. Ее дедушка, священник Боэтос, переехал в Иерусалим из Александрии. А ее папу, Симона, Ирод назначил первосвященником, так что он стал вторым человеком в государстве.
Единственный сын Мариамны II, Ирод Боэтос, на короткое время стал главным наследником – после казни Александра и Аристобула и заключения в темницу Антипатра, так как он был самым старшим из оставшихся в живых сыновей. Но ему не повезло: его мать оказалась замешанной в «деле об отравлении», которое возникло в последний год жизни Ирода Великого. И хотя главными виновниками в попытке ускорить смерть царя оказались Антипатр и его мать Дорис, «карающий меч» взбешенного Ирода не обошел и Мариамну II.
«Вместе с тем подверглась обвинению также и жена царя, дочь первосвященника, в том, что она, зная обо всем, захотела скрыть все. В силу этого Ирод прогнал ее с сыном (Иродом Боэтосом) и вычеркнул его из своего завещания, где он первоначально фигурировал в качестве претендента на царский престол». (ИД, XVII, 4:2). Но еще важнее, что в этот момент вместе с мужем лишилась возможности стать царицей Иродиада, дочь Аристобула, а по женской линии внучка Саломеи Старшей, родной сестры Ирода и главной души Дворцовой Интриги.
Дорогие друзья, вы правы! Да, да, это та самая Иродиада! Пометьте ее для себя и постарайтесь понять. В юности перед этой женщиной на мгновение мелькнул отблеск царской короны (точнее, венца) и померк. Навсегда. Представляете, как это обидно! А Иоанн Креститель совсем не учитывал этих тонких движений чувствительной женской души.
Остальных жен Ирода Великого историк Флавий упоминает односложно. И ничего не сообщает об их внешних данных – никакого уважения к читателю, который держит его книгу две тысячи лет спустя после написания!
«В числе его жен находилась также одна самаритянка (Мальтака), от которой он имел двух сыновей, Антипу и Архелая, и дочь Олимпиаду, которую впоследствии взял в жены Иосиф, племянник царя. Архелай и Антипа воспитывались у одного частного лица в Риме. Кроме того, женой Ирода была также иерусалимская гражданка Клеопатра, от которой у него были сыновья Ирод и Филипп, также воспитывавшиеся в Риме. Другая жена его была некая Паллада, родившая ему сына Фацаеля. Помимо этих жен он жил еще с Федрой и Эльпидой, родившими ему двух дочерей, Роксану и Саломею» (ИД, XVII, 1:3).
Последние просьбы, перед тем, как закончить. Не обращайте внимания на Палладу, Федру и Эльпиду и их детей. Берегите ячейки памяти своего головного мозга! Но отметьте где-то у себя на полях, что Мальтака была самаритянкой. Уверен, что из приличной семьи, раз попала в царскую опочивальню. Предупреждаю – эта деталь еще понадобится!
Не то чтобы так важен порядок рождения последних сыновей, но любопытно. Следует учесть, что новое женское пополнение вступило в большую дружную семью царя Ирода после того, как он казнил двух старших сыновей, Александра и Аристобула, и был весьма озабочен созданием нового потомства. И делал для этого все, что мог. И не удивительно, что ему везло! Сначала Мальтака забеременела Архелаем (он единожды упомянут в Евангелии от Матфея). Ирод не стал дожидаться его рождения, взял в жены Клеопатру и быстренько отправил ее «в декрет» с Филиппом (его знают Матфей и Марк). А потом Мальтака пришла в себя и отыгралась. Да еще как!
Ее второй сын – Ирод по прозвищу Антипа. Желающие могут посчитать, сколько раз он упоминается в евангелиях. Сами. А от себя добавлю, что он реально «забил» Понтия Пилата.
Да и наместнику Сирии, Луцию Вителлию, «фитиль вставил».