Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин)
Димитрий (Капалин) (род. 1952), митрополит Тобольский и Тюменский, глава Тобольской митрополии, священноархимандрит мужских монастырей Тюменского Троицкого и Знаменского села Абалак Тобольского района Тюменской области, ректор Тобольской духовной семинарии
В миру Капалин Алексей Михайлович, родился 11 марта 1952 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье Михаила Герасимовича (1914 — 1967) и Марии Алексеевны (1916 г.р., ныне схимонахиня Мария) Капалиных. Алексей был четвёртым и самым младшим ребёнком в семье, кроме него были ещё трое старших братьев, все из которых впоследствии приняли монашество: Николай Попов (1942 г.р., в монашестве Пафнутий, до принятия монашества был женатым священником); Виталий (1946-2006, в монашестве Василий, умер в сане архимандрита) и Герман (1949 г.р., в монашестве Климент, митрополит); по заповеди отца, все четыре сына приняли священнический сан .
В 1974 году окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором.
В 1984 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1987 году — академию со степенью кандидата богословия.
31 января 1986 года принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, 23 февраля был рукоположен во иеродиакона, а 7 апреля — во иеромонаха.
В ноябре 1986 года после пожара в Троице-Сергиевой Лавре был назначен экономом лавры и Московских духовных школ на период восстановительных работ.
25 марта 1987 года был возведён в сан игумена, 13 июня — в сан архимандрита с назначением заместителем ректора Московских духовных школ по административно-хозяйственной работе.
С 20 апреля 1989 года — инспектор Московской духовной семинарии.
27 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ему быть епископом Тобольским и Тюменским и ректором возрождённой Тобольской духовной семинарии.
4 ноября 1990 года хиротонисан во епископа Тобольского и Тюменского. Хиротонию в Московском Богоявленском Патриаршем соборе возглавил патриарх Московским и всея Руси Алексий II.
В 1994-2009 годах являлся членом Синодальной богословской комиссии, в 2004-2007 годах — председателем комиссии по подготовке «Концепции духовного образования Русской Православной Церкви» и анализу проводимых реформ духовных школ.
Архиепископ Димитрий (Капалин)
19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.
Председатель попечительского совета Тобольской православной гимназии, преподает в гимназии Основы христианской этики.
19 июня 2009 года в Тюменском государственном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук на тему «Социальные функции института Русской Православной Церкви».
2 октября 2013 года назначен главой новообразованной Тобольской митрополии .
8 октября 2013 года возведен в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом .
22 октября 2015 на заседании Священного Синода был переназначен ректором Тобольской духовной семинарии на 5-летний срок полномочий (в связи с перерегистрацией устава семинарии) .
По состоянию на 2016/2017 учебный год преподаёт нравственное богословие на 4 курсе бакалавриата и социологию религии на 2 курсе магистратуры, является профессором и ректором семинарии .
4 мая 2017 года утверждён священноархимандритом мужских монастырей Троицкого города Тюмени и Знаменского села Абалак Тобольского района Тюменской области .
Содержание
Награды
Церковные:
- орден св. равноап. кн. Владимира 3-й степени;
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени;
- орден свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, 2-й степени;
- медаль Сергия Радонежского 2-й степени;
- крест Александрийской Православной Церкви св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени;
- орден блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (18 июля 2012 года) ;
- медаль Екатеринбургской епархии свв. Царственных страстотерпцев 1-й степени (15 марта 2017) .
Светские:
- звание «Человек года — 2001» в номинации «Религия» (решением Русского биографического института)
Сочинения
Использованные материалы
- Биография на официальном сайте Русской Церкви:
- Биография на сайте Русское Православие:
В одном из интервью сказал: «Самого-то меня, окунули в купель уже на второй день после появления на свет» — Лёвин Александр, «45 лет своей жизни щедро дарит людям душевное тепло настоятель храма отец Николай», официальный сайт газеты «На Западе Москвы», 1 сентября 2015,
Журнал № 110, журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 2 октября 2013:
В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл возглавил престольные торжества в Троице-Сергиевой лавре, официальный сайт Русской Православной Церкви, 8 октября 2013:
Журнал № 83, Журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 22 октября 2015:
Страница преподавателя на сайте Тобольской духовной семинарии:
Журнал № 43, Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 4 мая 2017:
Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд архиереев, отмечающих юбилейные даты, высоких церковных наград, официальный сайт Русской Православной Церкви, 18 июля 2012:
100-летие обретения иконы Божией Матери «Державная» молитвенно отпраздновали в Екатеринбурге, официальный сайт Русской Православной Церкви, 15 марта 2017:
Святитель Иоанн Тобольский (в миру Иван Максимович Васильковский, либо Иван Максимо́вич; декабрь 1651, Нежин, Нежинский полк, Войско Запорожское, Русское царство — 10 июня 1715, Тобольск, Русское царство) — епископ Православной Российской Церкви, с 1697 года — архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений.
Прославлен в лике святителей 10 (23) июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Российской Церкви); память в тот же день — 10 (23) июня.
Иоанн родился в семье шляхтича Максима Васильковского (прозвище произошло от города Василькова), который позднее переехал в Киев, арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов. Иоанн был старшим ребёнком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца (этим объясняется совпадение отчества и фамилии). Мать Иоанна звали Евфросинией.
О детских и юношеских годах жизни Иоанна сведения не сохранились. В автобиографическом сочинении «Путник» об этом периоде своей жизни он только сообщает, что «от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство». В 1668—1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по её окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста от архимандрита Иннокентия (Гизеля). Благодаря своим богословским познаниям и проповедническим талантам Иоанн был назначен лаврским проповедником, должность которого занимал до 1680 года. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил Иоанна в сан иеромонаха.
В 1677 году в составе делегации украинского духовенства Иоанн ездил в Москву с просьбой о помощи в связи с военным вторжением Османской империи на заднепровскую Украину. В столице он был принят царём Фёдором Алексеевичем. Результатом прошения стало направление на Украину войска и предоставление царём киево-печерским монахам Свенского монастыря в окрестностях Брянска. В 1680—1690 годы Иоанн ещё несколько раз посещал Москву по церковным делам.
В 1680 году Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской лавры, а 1681 году наместником Свенского монастыря, куда переселились монахи в связи с набегами турок на Киев. Оттуда в середине 1695 года Черниговским архиепископом Феодосием, видевшим в нём своего преемника, он был переведён в Елецкий Успенский монастырь Чернигова. Феодосий ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита, чин поставления состоялся в 1696 году в Москве.
После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В ставленной грамоте Иоанну было дано право совершать богослужения в саккосе, а царь своей грамотой подтвердил права черниговской кафедры на её имения.
Сразу после назначения на кафедру архиепископ Иоанн, по поручению патриарха Адриана, начал оказывать поддержку иеромонаху Димитрию (Туптало) (святитель Димитрий Ростовский), работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых». В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Во время голода в епархии в 1697—1698 годах Иоанн дал указание монастырям вести благотворительную деятельность, имена благотворителей он повелел включать в монастырские синодики.
В 1700 году в Чернигове Иоанном был основан Коллегиум (славяно-латинская школа для обучения не только детей духовенства, но и дворян, мещан и казаков), наподобие Киевской академии. Благодаря уровню подготовки учеников школа получила широкую известность и фактически стала первой семинарией в России. По её образцу позднее стали открываться духовные семинарии в других епархиях. Иоанном была открыта также типография в Болдинском Троицком монастыре. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.
Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царём Петром I; житие сообщает, что он предрёк ему победу над шведами. После измены гетмана Мазепы Петру I Иоанн участвовал в выборах нового гетмана, а 12 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова Иоанн в присутствии Петра I вместе с митрополитом Киевским Иоасафом и епископом Переяславским Захарием совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев»]. Вскоре архиепископ Иоанн стал жертвой оговора со стороны бывшего гетмана Мазепы. Последним был послан казак с подложными «тайными» письмами Мазепы к Иоанну и ряду других сторонников Петра I (глуховский атаман Карпека, сотник Туранский и князь Святополк-Четвертинский), имевшими целью представить их на стороне бывшего гетмана. После расследования, проведённого по указанию царя, невиновность Иоанна была подтверждена.
Период жизни Иоанна в Чернигове был и периодом его литературно-богословской деятельности. В это время он также установил контакты с афонскими монастырями (сохранилась его архиерейская грамота в Пантелеимонов монастырь, свидетельствующая об оказании Иоанном материальной помощи его монахам), монастырями Иерусалима и Синайским монастырём.
В январе 1711 года Пётр Великий грамотой вызвал архиепископа Иоанна в Москву. В столице святитель поселился в Донском монастыре, где местоблюститель патриаршего престола Стефан (Яворский) вручил ему царский указ о назначении его на Тобольскую кафедру. 28 февраля Иоанн был возведён в сан митрополита. Несмотря на высокий сан и обширную епархию, это назначение было формальной ссылкой, причиной которой послужил конфликт с князем Александром Меншиковым.
Поездка в Сибирь заняла несколько месяцев. В дороге Иоанн писал силлабическими стихами автобиографический дневник «Путник», предназначенный для оставленной в Чернигове паствы. Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года по Иртышу на дощанике, посетил Знаменский монастырь и вновь вернулся на судно. На следующий день в праздник Успения состоялся его торжественный вход в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил литургию и вступил в управление епархией. В делах управления у Иоанна вначале не оказалось помощников — викарный епископ Варлаам (Коссовский) ещё в 1710 году уехал в Москву и отказывался возвращаться обратно. Иоанн выбрал несколько клириков, которым предоставил права в области хозяйственного управления и церковного суда. Ими стали архимандрит Селенгинского Троицкого монастыря Мисаил, архимандрит Якутского Спасского монастыря Феофан и архимандрит Енисейского Спасского монастыря Илларион (Лежайский).
Вверенная Иоанну Тобольская епархия и Сибирская митрополия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Поддержку в этом митрополиту Иоанну оказывал сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин. Миссионеры были направлены к остякам, вогуличам и другим сибирским народам. По свидетельству этнографа Г. И. Новицкого, митрополит Иоанн смог обратить в христианство одного из «князьков кошитских юрт», бывшего мусульманином, а также окрестил более 300 его соплеменников.
Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским). Для неё из Киева и Чернигова им были приглашены преподаватели. В школе обучались дети не только русских переселенцев, но и коренных народов Сибири. В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей» (ранее существовал лишь перевод на церковно-славянский язык). Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове в типографии, открытой Иоанном ещё в период его архиепископства.
Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных. Только в 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного (начато в 1709 году), начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен. Храмы возводились и в местах проживания коренных сибирских народов, обращаемых миссионерами святителя Иоанна в христианство. Иоанн активно занимался благотворительностью, к концу его жизни в Тобольске существовало около двадцати богаделен.
9 июня 1715 года Иоанн отслужил литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери. Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Над его надгробием, вероятно, святителем Антонием (Стаховским), была помещена стихотворная надпись. Икона Богородицы, перед которой Иоанн молился перед смертью, была помещена в алтаре придела и стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери.
Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк. Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы, имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.
День памяти: 10(23) июня
Иоанн (Максимович), митрополит тобольский, родился в г. Нежине в декабре 1651 г., умер 10 июня 1715 г. Окончив курс в Киевской духовной академии, он был в ней же преподавателем латинского языка, затем постригся в монахи и был сделан экономом Киево-Печерской лавры. В 1679 г. он ездил в Москву к царю Феодору Алексеевичу просить помощи против турок, подготовлявших нападение на Украину, и обратил на себя внимание своим умом и даром слова.
В 1685–1690 г.г. он был проповедником в Киево-Печерской лавре; из слов его известны в печати (в книге: «Зерцало от писания Божественного», 1705 г.) слова «О страшном суде», «На Рождество Иоанна Предтечи» «На преставление св. Иоанна Златоуста»; остальные сохраняются в Лавре в рукописи. 14 января 1697 г., по единогласному желанию духовенства и мирян, посвящен в сан епископа черниговского. В Чернигове он в 1700 г. устроил «коллегиум» — первую по времени в России семинарию.
В 1712 г. он был назначен митрополитом тобольским и сибирским; он был в то время единственным архиереем в Сибири: викарий его жил в Москве. Иоанн очень деятельно управлял своею обширною епархиею, успешно обращал инородцев в христианство, большое внимание посвящал устройству школ и преподаванию в них; в 1714 г. он содействовал открытию в Пекине духовной русской миссии. Сибирские жители чтут память его, как память святого и рассказывают о чудесах, совершающихся у его могилы.
Кроме вышесказанных его слов напечатаны еще следующие его произведения: 1) «Алфавит собранный, рифмами сложенный, от св. писаний и от древних речений»;
2) «Богородице Дево», или толкование на приветствие архангельское Божией Матери; 3) «Феатрон нравоучительный»; 4) «Богословие на пользу правоверных»; 5) «Царский путь креста Господня, вводящий в живот вечный»; 6) «Илиотропион, сообразование воли человеческой с божественной показующий»; 7) «Отче наш», или толкование на молитву Господню. 8) «Осмь блаженств евангельских» и другие (1705–1709 г.г.).
Большинство из них представляют перевод или переделку с латинского; в тех частях, где автор оригинален, он является горячим сторонником и панегиристом Петровской реформы. Среди современников его многие, в этом числе даже св. Дмитрий ростовский и кн. А. Кантемир, относились в его произведениям отрицательно; сочинения его «Богословие» и «О блаженствах» были даже, указом 3 октября 1720 г., запрещены, как заключающие много неправославных мнений.
Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов
Тропарь святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, глас 8
Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, глас 2
Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель, / вдов и сирот утешитель, / дивный врач немощствующих, / младенцев и отроков наставник, / родителем же пресветлое радование, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога / подати стране нашей в вере утверждение, / воинству нашему на враги победу и одоление, // людем же своим велию милость.