Содержание
Поздравлять ли кого-то в день пожилого человека и, собственно, с чем? Что мы знаем о старости? Когда в Японии или Чили начинается пенсионный возраст и можно ли старикам садиться за руль? Чем заняты российские геронтологи?
Поздравлять ли кого-то в день пожилого человека и, собственно, с чем? Что мы знаем о старости? Когда в Японии или Чили начинается пенсионный возраст и можно ли старикам садиться за руль? Чем заняты российские геронтологи?
Ушнурцев А.М., «Старость» (2009 г.) /http://www.artlib.ru/
Что такое день пожилого человека?
Международный день пожилых людей установлен генеральной ассамблеей ООН в 1991 году, в России отмечается с 1992 года. Тогда же, в 1991 году, ООН приняла документ «Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей», где утверждается, что старики имеют право на независимость, участие, реализацию своего потенциала и должный уход, причем «независимо от их экономического вклада».
1 октября проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе.
Девиз дня пожилых людей в 2014 году: «Не оставляя никого позади: содействие созданию общества для всех».
Когда пора на пенсию?
Пенсионный возраст варьируется в разных странах в диапазоне от 55 до 70 лет. Эта разница объясняется различиями в средней продолжительности жизни и трудоспособности пожилых людей.
В России довольно низкий пенсионный возраст, установленный еще в 1932 году. Например, в Японии, Канаде, Португалии, Латвии, Испании, Бельгии и мужчины, и женщины выходят на пенсию лишь в 65 лет. В США пенсионный возраст постепенно увеличивается (от 65 лет до планируемых к 2015 году 69-ти). Как и в России, пенсионный возраст у мужчин на пять лет выше, чем у женщин, в Австрии, Грузии, Чили, Сербии, Румынии, Туркменистане и т.д.
Сколько лет самой пенсии
Государственные социальные программы, помогающие людям преклонного возраста выжить в обществе, существовали на определенном уровне со времен Римской империи. Первый европейский закон об ответственности государства перед пожилыми людьми был принят в Англии в 1601 году. Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции в 1673 году. В период Великой французской революции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Собственно пенсии были впервые введены в 1880 году Отто фон Бисмарком в Германии для людей старше 70 лет.
Пожилой – старый – долгожитель
В разные периоды и в разных культурах начало старости определялось по-разному: Пифагор считал старостью возраст 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – свыше 50 лет. По документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше – старые люди; возраст 90 лет и старше – долгожители.
В русской крестьянской традиции нет устойчивой возрастной границы наступления старости, хотя, как правило, стариками и старухами считали людей, достигших пятидесятилетнего возраста. «В Западной Сибири термин «старики” мог применяться к людям, достигшим 45–50 лет: если крестьянин женил старшего сына, он уже считал себя «стариком” и отделялся со «старухой” в особой комнате (иногда от такого крестьянина рождалось еще пять детей). Большое влияние на норму стариковского возраста оказывал тягловый срок: к его окончанию «подгонялись” традиционные представления о физиологических изменениях…» – пишет Т.А. Бернштам.
Долгожители-рекордсмены
Среди женщин мира дольше всех прожила француженка Жанна Кальман (21 февраля 1875 – 4 августа 1997) – 122 года, 164 дня. В детстве она помогала отцу в лавке, но в 21 год вышла замуж за процветающего торговца и более никогда не работала, зато любила теннис, плавание и роликовые коньки. В течение 95 лет она курила, съедала до килограмма шоколада в неделю, любила вино. Жанна родила единственную дочь и пережила всех своих наследников. До самой смерти она сохраняла ясный ум, хотя почти потеряла зрение и слух, а с возраста 115 лет передвигалась на инвалидной коляске после падения и перелома ноги.
Среди мужчин рекорд поставил Идзуми Сигэтие (29 июня 1865 – 21 февраля 1986) – 120 лет, 237 дня. Идзуми работал до 105 лет преподавателем в школе, начал курить в 70 лет, в течение всей жизни пил «сетю» – алкогольный напиток, вырабатываемый путем перегонки сахара. Правда, есть сомнения в подлинности его свидетельства о рождении – по оценкам ученых, его возраст на момент смерти составлял не 120, а только 105 лет.
Самым старым жителем России считается Магомед Насибович Лабазанов (1 мая 1890 – 7 сентября 2012), живший в Дагестане. Впрочем, его свидетельство о рождении если и было, то не сохранилось, и в современный российский паспорт дату рождения вписали с его собственных слов. Магомед Лабазанов сохранил до глубокой старости не только здоровье, но и здравую память, хотя так и не научился грамоте и не занимался умственным трудом. В отличие от других рекордсменов, он никогда не пил спиртного, не курил и строго соблюдал супружескую верность, питался всегда умеренно и рационально. Главным условием долголетия Магомед Лабазанов считал физическую активность, труд и движение.
Во времена, когда документы еще не были так важны, говаривали о долгожителях, умиравших в 180-летнем и более старшем возрасте.
Единственная фотография участника Бородинского сражения: Павел Яковлевич Толстогузов в возрасте 117 лет, 1912 год. /www.photo.kg/
Участник русско-турецкой войны 1877-78гг Константин Викентьевич Хруцкий (112 лет) на Красной площади в 1963 году /ru.wikipedia.org/
Пенсионеры рулят
В большинстве стран установлен минимальный возраст для вождения автомобиля, но не установлен максимальный. При этом после 70 лет вам буде сложно взять машину в аренду почти в любой стране мира.
В США существуют так называемые «освежительные» курсы вождения для пожилых людей.
Социологи в Великобритании считают, что водитель машины достигает максимального внутреннего спокойствия и собранности в 59 лет. Он очень внимателен к тому, что происходит на дороге. Одновременно с этим водитель остается собранным и быстро реагирует на изменения ситуации. При этом водителей старше 75 лет в Великобритании обязали повторно проходить тесты на знание ПДД и проверять зрение.
После 70-ти мы снова спортсмены
В 2012 году в Америке 75 тысяч человек старше 100 лет. К 2050 году, по прогнозам, их будет больше 600 тыс.
Согласно опросу, опубликованному в издании Managed Care Weekly Digest, 100-летние граждане в США примерно так же физически активны, как и т.н. «бэби-бумеры», граждане примерно на 30-50 лет моложе. Более половины опрошенных т.н. centenarians заявили, что упражняются практически каждый день. 40% посещают тренажерный зал, 11% процентов практикуют йогу, 5% бегают. Их спортивные показатели мало отличаются от данных опросов 50-летних американцев.
Социальные контакты и чувство юмора также важны для долголетия. Долгожители, так же как и «бэби-бумеры», часто говорят с друзьями или членами семьи каждый день (по 80%), так же часто участвуют в социальных событиях (26% 50-летних против 24% долгожителей) или находят что-то смешное за день (87% 50-летних против 80% долгожителей).
Старость как детская болезнь и нестарение как болезнь
Среди редких генетических болезней есть прогерия – в мире зафиксировано не более 80 случаев, когда дети начинают стареть в 2-3 года. Резко замедляется рост ребенка, кожа истончается, становится сухой, морщинистой, сквозь нее просвечивают вены. У ребенка обычно большая голова, лобные бугры выступают над маленьким заостренным («птичьим») лицом с клювовидным носом, нижняя челюсть недоразвита. Средняя продолжительность жизни при детской прогерии – 13 лет.
Научно описан единственный обратный случай. В 1993 году в США родилась и прожила 20 лет девушка, которая практически не была подвержена возрастным изменениям. В 2009 году 16-летняя Брук Гринберг в физическом и умственном отношении находилась на уровне годовалого ребенка: ее рост – 76 см, вес – 7,3 кг, у нее молочные зубы, костная ткань соответствует 10-летнему возрасту, а мозг претерпел лишь незначительные изменения с раннего детства.
Что такое геронтология
Геронтология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение). Составные части геронтологии – гериатрия (учение о болезнях, связанных с возрастом, их профилактике и лечении), герогигиена (вопросы общей и специальной гигиены людей старших возрастных групп) и геронтопсихология (психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста).
В России, к сожалению, геронтологи сосредоточены на медицинских аспектах старения и омоложения. На сайте Геронтологического общества при РАН 10 из 10 приоритетных направлений исследований касаются генетики, процессов в клетках и тканях, а не психологии или социальных аспектов старения.
Библия о старости
Священное Писание говорит о старости и как о благословенном венце жизни, и как о периоде трудностей и оскудения. «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем» (Быт. 24, 1). «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный » (Быт. 25, 8). «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня» (Пс. 70, 9). «Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь» (Пс. 91, 13-16).
Праотец Авраам; икона современного греческого письма /p-beseda.ru/
Старцы Апокалипсиса; Санта Мария Маджоре, мозаика триумфальной арки (432-440 гг) /antik-mosaik.livejournal.com/
Старцам в Царстве Божием отведено особое место: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр.4:4).
Описаны в Библии и случаи, когда старик впадает в слабоумие и не способен оценивать реальность, и старческая слабость.
Старость как определенный период жизни человека сочетает в себе многие основные проблемы медицинской, социальной и личной сфер. В этот период перед людьми возникает много проблем, что связано чувством одиночества, ощущением ненужности обществу, формирующих их отношение к обществу и затрудняющих контакт с ним.
С изменением привычного образа жизни и общения, с выходом на пенсию, при наступлении одиночества, при более ярком проявлении особенностей характера появляется множество заболеваний. Пожилые люди зачастую отличаются раздражительностью, обидчивостью, наличием старческих депрессий. Важными проблемами изменение социального статуса пожилых людей, затруднение социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физической дряхлости. Пожилому человеку бывает трудно справиться со своим недомоганием и одиночеством, поэтому заботу о нем берут на себя государственные или местные органы, учреждения социальной защиты .
Высокая социальная уязвимость одиноких пожилых людей обусловлена и экономическими факторами: маленькими размерами пенсий, низкой возможностью трудоустройства на предприятии и в получении работы на дому. Активная жизнедеятельность сокращается и по причине всякого рода заболеваний.
Хронические расстройства здоровья снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. С возрастом потребности в медицинском обслуживании становятся всё больше и больше. Вследствие естественного старения появляются хронические болезни, увеличивается удельный вес людей, которые нуждаются в постоянном медицинском наблюдении. нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Часто заболевание возникает из-за психологических потрясений, вызванных потерей семьи, друзей, из-за неудовлетворительного положения в обществе, можно сказать, что в связи с этим появляется чувство ненужности, бесполезности у пожилых людей. Находясь в угнетающем одиночестве, пожилой человек старается забыться и закрывается в себе .
Материальное положение — еще одна проблема пожилых людей, поскольку они не уверены в завтрашнем дне, обеспокоены высокой стоимостью медицинского обслуживания, лекарственных препаратов и т.п.
Мы считаем, что материальное положение следует отнести к одним из важных индикаторов социального положения и социального благополучия пожилого человека.
Доплату к пенсии получают пенсионеры, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума. Размер пенсии у многих пожилых ниже прожиточного минимума.
К тому же загрязнённая экологическая обстановка и скачкообразное изменение климата негативно, пагубно влияют на состояние здоровья пожилых пенсионеров.
Организация и проведение досуга также стала одной из важнейших проблем пенсионеров. Многие из них отвлекаются от проблем в различных видах трудовой деятельности. Однако центров, где пенсионеры смогли бы находить друзей по интересам, обмениваться информацией крайне мало.
В современной России материальная нищета среди пожилых людей обостряется, количество пенсионеров с каждым годом увеличивается, поэтому они должны стать объектом пристальной заботы соответствующих государственных органов и учреждений социально-медицинского обслуживания. Перед обществом стоят задачи обеспечения лица одиноких стариков, помощь им в ведении домашнего хозяйства, в уходе при болезни и т.д.
Целью статьи является изучение основных проблем пожилых людей в России.
Было проведено анкетирование пожилых людей города Саратова в возрасте 63-74 года (N=58).
90% опрошенных пенсионеров не работает, 57% живут в одиночестве, 20% — с детьми, 23% — с супругами.
Досуг у современных пенсионеров очень разнообразен: 60%- занимаются садом и огородом, 13%- любит проводить время на свежем воздухе, 12% — участвуют в деятельности общественных организаций, , 5% посещают культурные мероприятия, все пенсионеры смотрят телевизор, читают газеты и журналы, проводят время со своей семьёй..
Всем респондентам не хватает средств для удовлетворения собственных потребностей.
65% пенсионеры пользуются материальной поддержкой со стороны государства (субсидии, пособия и т.п.), а также они пользуются услугами социальных служб.
На вопрос «Какого вида помощь Вам была оказана/оказывается?» были получены следующие результаты: оказание поддержки в лечебных процедурах и т.д. — 100%социальная и доврачебная помощь – 90%, услуги по ремонту или уборке – 15%, своевременная уплата за коммунальные услуги с просчетами и заполнением -15%, закупка необходимых продуктов, промышленных товаров, медикаментов с доставкой на дом – 10%
Качеством оказания помощи удовлетворены только часть пенсионеров.
Услугами волонтёров пользуются всего лишь 2% опрошенных. Причиной этого стали следующие проблемы: неспособность самим выполнять домашние дела; семейные проблемы; отсутствие друзей, с кем можно было бы просто поговорить; отсутствие помощи от официальных организаций;
Мнения респондентов по поводу продолжать трудовую деятельность в пенсионном возрасте или нет, разделились пополам.
Для улучшения качества жизни пожилых людей в обществе респонденты считают необходимым снизить цены на лекарства, прибавить пенсию, уделять больше времени и внимания пожилым людям, особенно со стороны семьи.
Таким образом, положение пожилого одинокого человека в современной России осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество и т.д. Одиночество в связи с потерей близких людей, изменением социального положения в обществе, прекращением трудовой деятельности ведет к ухудшению самочувствия пожилых людей.
оо
THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES_
ЖУРНАЛ
ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ • ••
Анастасия Микляева
ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
В контексте проблемы трансформации отношения к старости и распространения идеологии продуктивного старения пристального внимания заслуживают факторы, препятствующие формированию представлений о старости как об активном и продуктивном периоде жизни. В статье предлагается обсуждение одного из таких препятствий — инфантили-зации пожилых людей. Инфантилизация понимается как модель взаимодействия, основанная на негативных геронтостереотипах, представляющая собой обращение с пожилым человеком как с ребенком. Герон-тостереотипы содержат представления о том, что в пожилом возрасте человек теряет многие возможности, становясь «похожим на ребенка», что является основанием для инфантилизирующего отношения к пожилым людям во взаимодействии с ними и восприятия такого взаимодействия как нормативного и закономерного. В статье представлены результаты исследования инфантилизации пожилых людей в повседневном взаимодействии. Показано, что инфантилизирующие воздействия чаще всего фиксируются пожилыми людьми во внутрисемейном взаимодействии (со стороны представителей младших поколений семьи -детей и внуков). В основе такого отношения к пожилым людям лежит представление об их неспособности принимать самостоятельные решения, осуществлять продуктивную деятельность и нести ответственность. Инфантилизирующее отношение к себе испытывают, прежде всего, те пожилые, социальная активность которых ограничена пределами семьи: не работающие, не имеющие супруга или супруги и проживающие с детьми и внуками. На основе анализа полученных результатов формулируется вывод о том, что распространенность практики инфан-тилизирующих отношений к пожилым людям в сфере семейных отношений
Анастасия Владимировна Микляева — д.п.н., доцент, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: a.miklyaeva@gmail.com
© Журнал исследований социальной политики. Том 16. № 1
обусловлена доминированием медицинского дискурса старости и старения в противовес идее «успешного старения». Также обнаружена тендерная асимметрия инфантилизирующего отношения к пожилым людям, связанная с феноменом «двойных стандартов старения». Обсуждение негативных последствий инфантилизации пожилых людей может стать первым шагом на пути преодоления этого явления.
Ключевые слова: инфантилизация, геронтостереотипы, пожилые люди, семья, гендер
DOI: 10.17323/727-0634-2018-16-1-109-124
На фоне нарастающего старения населения происходит изменение отношения к старости, отмечается тенденция трансформации взглядов на роль пожилых людей в общественных отношениях (Бельцова 2012). В этой связи возникает идея «продуктивной старости», приходящая на смену представлениям о старости как периоде «потребности в заботе». Поэтому большое значение приобретает изучение факторов, способствующих и препятствующих изменению социальных представлений о старости, и, как следствие, реального положения пожилых людей. Эта статья посвящена одному из препятствий на пути указанных процессов — инфантилизации пожилых людей, которая, как показывают результаты исследования, является устойчивым паттерном отношения к пожилым людям, противоречащим идеям продуктивного и активного старения.
Социологические и социально-психологические исследования рассматривают инфантилизацию как проблему молодого поколения, поскольку она понимается как тенденция к «откладыванию взросления» (см.: Толстых 2015; Arnett 2011). Между тем, у понятия «инфантилизация» есть и иное значение: с помощью него обозначается особая модель взаимодействия, для которой характерно обращение с субъектом, не являющимся ребенком, таким образом, как будто он или она — ребенок. В этом значении инфантилизация рассматривается как проблема детско-родительских отношений, при которой объектом инфантилизации выступает подросток, а субъектом — его родители, по тем или иным причинам не готовые признавать его взросление (см.: Аликин, Лукьянченко 2012; Couture 2007). Однако внимание исследователей привлекает новый ракурс проблемы инфанти-лизации — в отношении пожилых людей.
Инфантилизация пожилых людей представляет собой особую модель поведения, для которой характерно взаимодействие с пожилым человеком как с ребенком, использование способов коммуникации, характерных для общения с детьми (Marson, Powel 2014; Gresham 1976). В отечественных и зарубежных исследованиях описаны разнообразные поведенческие паттерны, посредством которых инфантилизация пожилых в повседневном взаимодействии находит очевидное выражение: упрощение словаря, мед-
ленный темп беседы, большое количество повторов и уточняющих вопросов, преувеличенные интонации, сопровождающиеся повышением тона голоса (babytalk), покровительственные интонации, возрастная тематизация коммуникации, использование «домашних имен» во внесемейной коммуникации (Marson 2013; Salari 2005; Елютина, Чеконова 2004; Hockey, James 1993). В перечисленных исследованиях показано, что инфантилизация пожилых людей распространенное явление, как в сфере семейного взаимодействия, так и во внесемейной коммуникации, например, при общении пожилых людей с социальными или медицинскими работниками.
Исследования, посвященные различным аспектам инфантилизации старости, позволяют утверждать, что в основе этой модели поведения лежат возрастные стереотипы, в частности, представление о пожилых людях как о некомпетентных и беспомощных (Ryan et al. 2000; Coupland et al. 1988; Caporael et al. 1983). Наиболее распространенные геронтосте-реотипы, касающиеся физического состояния, психического и психологического потенциала пожилых людей, отражают представления, что в пожилом возрасте человек теряет многие возможности, которые сформировались в процессе взросления, становясь «похожим на ребенка». Конструирование образа пожилого человека происходит преимущественно в контексте медицинского дискурса, акцентирующего внимание на «немощной» старости и тем самым способствующего закреплению в обществе представления о пожилых людях как больных, а, следовательно, слабых и беспомощных (Бельцова 2012; Смолькин 2004).
Как показало наше предыдущее исследование (Микляева 2014), в содержании геронтостереотипов фиксируются оппозиции, противопоставляющие пожилой возраст периоду взрослости и подчеркивающие сходства периодов старости и детства. Благодаря этому геронтостеотипы способствуют «сближению» образа пожилого человека с образом ребенка (зафиксированное, например, в крылатой фразе «старый, что малый»). Важно отметить, что стереотипное представление о частичной или полной утрате в старости «взрослых компетентностей» становится своеобразным оправданием практик инфантилизации, придавая данной модели взаимодействия статус «естественной». Более того, зарубежными исследователями показано, что субъекты, общающиеся с пожилыми людьми, часто рассматривают проявления инфантилизации в их адрес как способ оказания им психологической поддержки (Caporael et al. 1983). Однако сами пожилые люди чаще всего воспринимают подобное обращение как неуважительное, оно негативно сказывается на их физическом и психологическом благополучии (Matusitz et al. 2013; Castelli et al. 2005). Это дает основания рассматривать инфанти-лизацию пожилых как форму жестокого обращения с ними (Salari 2005), особую разновидность психологического насилия (Пучков 2009), способствующую формированию зависимой позиции пожилого человека, лишению возможности принимать решения, в том числе и те, которые связаны с его
собственной жизнью. Инфантилизация может затрагивать регуляторную, нравственную или рефлексивную сферы личности, проявляясь, соответственно, в последовательной недооценке возможностей пожилого человека управлять собственной жизнью, выносить адекватные оценки поступкам и событиям или не зависеть от мнения окружающих (Микляева 2016).
Таким образом, изучение механизмов инфантилизации пожилых в практиках повседневного взаимодействия является актуальной задачей в контексте проблемы повышения качества жизни в этот период. Инфантилизация может пониматься как неконструктивная модель взаимодействия, основанная на негативных геронтостереотипах и предполагающая обращение с пожилым человеком таким образом, как если бы он был ребенком. Целью проведенного нами исследования стало описание этого феномена в повседневном взаимодействии. Теоретико-методологическую базу исследования составил социально-конструкционистский подход к пониманию старения и старости (Смолькин 2004), в рамках которого отношение к пожилым рассматривается как социально предписываемый проект, включающий набор конвенциональных правил, норм, ценностей и смыслов, опосредующих взаимодействие пожилых людей друг с другом и представителями других возрастных групп.
Программа исследования
Процедура исследования включала два этапа: (1) оценка инфантили-зирующих воздействий, фиксируемых пожилыми в различных сферах собственной жизни, с помощью модифицированной методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; (2) характеристика отношения к проявлениям инфантилизации в собственный адрес и ответных реакций пожилых людей, осуществляемая с использованием структурированного интервью.
Модификация методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн осуществлялась в соответствии с представлением о том, что личностный инфантилизм представляет собой полюс бинарного социального конструкта «зрелость личности — инфантилизм личности» (Микляева 2016). Респондентам предлагалось оценить степень личностной зрелости (актуальной и желательной) на отрезках длиной 100 мм, используя пять различных оценочных позиций: собственное мнение (самооценка), мнение членов семьи, друзей, коллег по работе (в том случае, если респондент работает в настоящее время), сотрудников различных организаций, оказывающих поддержку пожилым людям (поликлиника, собес и т.д.). Инструкция для выполнения задания предлагалась респондентам в беседе, которая служила прологом к структурированному интервью. В ходе беседы уточнялось, от чьего имени респондент оценивал себя в процессе выполнения заданий, а также возраст этого человека. В качестве проявлений инфантилизации
во взаимодействии с пожилым человеком рассматривались случаи, в которых самооценка респондента превышала оценки, приписываемые им другим людям.
В ходе структурированного интервью прояснялся опыт столкновения респондентов с инфантилизирующими воздействиями со стороны других людей. Респонденты последовательно отвечали на вопросы: сталкивались ли они с обращением с собой как с ребенком, если «да», то с чьей стороны они замечали подобное обращение, в чем оно проявлялось, какую реакцию вызвало, как респондент относится к такого рода обращению. Полученные ответы подвергались тематической кодировке. В исследовании приняли участие 118 человек в возрасте от 64 до 81 года, из них 67 женщин и 51 мужчина, проживающие в Санкт-Петербурге, в семьях (104 человека) или одиноко (14 человек). Пожилые люди, проживающие в специализированных учреждениях, в исследовании не участвовали. Подробная характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика выборки
Респонденты Всего Мужчины Женщины
(п=118) (п=51) (п=67)
Род Пенсионер 41,5 % 58,9 % 28,4 %
деятельности Работающий пенсионер 58,5 % 41,1 % 71,6 %
Проживание С детьми и/или внуками, 59,1 % 72,6 % 50,8 %
в т.ч. с супругом / супругой
С супругом / супругой 28,0 % 19,6 % 34,3 %
Одиноко проживающий 11,9 % 7,8 % 14,9 %
Результаты исследования
Полученные данные демонстрируют, что пожилые склонны приписывать людям, с которыми они взаимодействуют, более высокие оценки своих возможностей, в сравнении с самооценкой. Значения коэффициентов вариации позволяют считать совокупности оценок респондентов однородными (табл. 2). Случаи, в которых самооценка респондентов оказывается выше оценок, приписываемых ими другим людям, относительно редки и чаще всего встречаются в связи с оценочной позицией «члены семьи» (17,8 %). Для оценочных позиций «друзья» и «медицинские работники» этот показатель составляет 3,4 % и 7,6 % соответственно, для оценочной позиции «коллеги» таких случаев не встречается.
В качестве субъектов, с позиции которых респонденты фиксируют отраженные самооценки, в большинстве случаев выступают люди, близкие
к ним по возрасту. Так, в случае оценочной позиции «друзья» средняя разница в возрасте между респондентом и человеком, от имени которого осуществляется оценивание, составляет 6,16 года. Аналогичный показатель для оценочных позиций «социальные и медицинские работники» и «коллеги» составляет 12,49 и 9,3 года соответственно. Исключение — субъекты оценивания, являющиеся членами семьи: оценивание часто осуществляется с позиции детей и внуков (в 83,1 % случаев), разница в возрасте с субъектом оценивания в среднем составляет 31,3 года.
Таблица 2
Средние значения самооценки пожилых людей в континууме «зрелая личность — инфантильная личность» (в скобках указано значение коэффициента вариации для каждого показателя)
Аспекты оценивания Оценки с позиции
Самооценка членов семьи друзей коллег мед. и соц. работников
Актуальная оценка 7,28 7,43 7,79 7,94 7,82
(27,4 %) (25,6 %) (21,2 %) (19,8 %) (17,1 %)
Желательная оценка 8,10 8,21 8,17 8,32 8,28
(16,8 %) (17,4 %) (11,1 %) (14,5 %) (12,4 %)
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что самыми низкими являются именно те оценки, которые респонденты приписывают себе от имени членов семьи, по этой же оценочной позиции наблюдается самый большой разрыв между актуальной и желательной оценками. Более детальный анализ показывает, что оценки, приписываемые респондентами супруге/супругу, с одной стороны, и детям/внукам, с другой стороны, существенно различаются и составляют 7,99 и 7,01 соответственно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что респонденты чаще всего сталкиваются с проявлениями инфантилизации в семье, прежде всего, в общении с представителями младших поколений.
Этот вывод подтверждается при анализе данных, полученных в интервью. Так, на вопрос, замечали ли они случаи, когда с пожилыми людьми обращались как с детьми, положительно отвечают 44,1 % респондентов (ответы, в которых описываются иные формы дискриминации по признаку возраста, в данном показателе не учитываются). При этом положительный ответ на этот же вопрос применительно к собственному опыту дают 26,7 % (п=31, из них 24 женщины и 7 мужчин). Ниже приводится анализ ответов тех респондентов, которые отмечают проявления инфантилизирующего отношения в свой адрес (таблица 3). Чаще всего пожилые люди фиксируют такие факты со стороны младших членов семьи: детей и внуков (95,7 %). Достоверно реже (ф*= 11,76, р<0,01) инфантилизирующие воздействия отмечаются со стороны
медицинских и социальных работников (25,8 %), причем они упоминаются вместе с аналогичными внутрисемейными воздействиями.
Таблица 3
Опыт инфантилизирующего отношения, отмеченный респондентами в ходе интервью (результаты индуктивного контент-анализа) (%)
Вопрос
Категории ответов
Частота ответов
С чьей стороны Вы замечали обращение с собой как с ребенком?
дети внуки
врачи и медсестры сотрудники социальных служб другое
66,7
16.1 9,7 6,5
В чем проявлялось такое обращение?
игнорирование мнения директивные указания обесценивание вклада преувеличенная забота инфантилизирующие подарки
54,5 42,4 25,8 12,1 9,1
Как Вы реагировали на такое обращение?
негативные эмоции соглашение
активное сопротивление
‘подыгрывание’, соглашение с ролью ребенка с целью получения той или иной выгоды
51,5 27,3 12,1
9,1
Как Вы относитесь к такому обращению?
негативное отношение
нейтральное отношение, как к закономерному явлению
57,6
42,4
Среди наиболее распространенных форм инфантилизирующих воздействий во внутрисемейном взаимодействии пожилые указывают на факты игнорирования их мнения: «Говорю: ‘Не хочу на дачу на все лето». Все равно вывозят, говорят, что мне там лучше будет» (женщина, 69 лет). Также упоминаются директивные указания: «В этот Новый год мне дочь сказала: «Папа, тебе уже хватит, иди-ка ты спать»» (мужчина, 72 года). Несколько реже респондентами отмечаются ситуации, в которых инфантилизация происходит посредством обесценивания их вклада в жизнь семьи: «Я их спрашиваю: ‘Грибы солить на зиму?». Они говорят: «Соли, если хочешь»‘. Чтобы отвязаться и уважить. А потом все выкидывают, чтобы я не видела»
(женщина, 79 лет). В редких случаях респонденты упоминали об особых подарках, имеющих, с их точки зрения, инфантилизирующий подтекст: «Стыдно сказать… Мне на юбилей семья подарила личный переносной унитаз на дачу. Как будто я маленькая, до уборной не добегу» (женщина, 75 лет). Во взаимодействии с социальными и медицинскими работниками говорят о преувеличенной заботе: «Сюсюкается, как с дитём: бабулечка то, бабулечка сё. Нашла себе бабулечку…» (женщина, 71 год).
В качестве наиболее распространенной реакции на инфантилизирующие воздействия пожилые люди отмечают, в первую очередь, негативные эмоции — обиду, досаду, раздражение: «Обидно, конечно, иногда даже всплакну» (женщина, 77 лет). В некоторых случаях пытаются сопротивляться инфан-тилизирующим воздействиям («продолжаю настаивать», женщина, 69 лет) или подыгрывать им, занимая при этом манипулятивную позицию: «Им хочется считать меня старым ребенком — да пожалуйста, больше заботиться будут, внимание уделять» (женщина, 67 лет). Однако примерно в четверти случаев респонденты выражают готовность согласиться с ин-фантилизирующими воздействиями: «не зря же говорят «старый что малый»» (женщина, 77 лет). При этом инфантилизация пожилых зачастую воспринимается как нормативная форма взаимодействия не только со стороны представителей младших поколений, но и внутри когорты: 42,4 %, отмечающих проявления инфантилизирующих воздействий со стороны других людей, считают их закономерными.
Обсуждение результатов
Инфантилизация пожилых людей в процессах взаимодействия с ними является весьма распространенным явлением. Более четверти опрошенных (26,7 %) отмечают проявления инфантилизации по отношению к себе, чуть менее половины (44,1 %) признают существование этого явления в целом. Безусловно, на основе мнения респондентов невозможно точно оценить степень распространения инфантилизирующих практик взаимодействия с пожилыми людьми, поскольку не все они рефлексируются «адресатами» в полной мере. Тем не менее полученные результаты иллюстрируют значимость этой проблемы для психологического благополучия пожилых людей, что проявляется, в частности, в их преимущественно негативном отношении к ин-фантилизирующим воздействиям (57,6 % от общего количества ответов).
Однако нужно отметить, что у инфантилизации, помимо отрицательного эмоционального фона, возникающего у пожилых людей-«адресатов» воздействия, есть и другой негативный эффект, который с большой долей
вероятности проявляется в поведении тех пожилых, кто соглашается с таким отношением к себе. Многочисленными исследованиями показано, что личностная ассимиляция негативных геронтостереотипов зачастую приводит к их последовательной реализации в поведении объектов сте-реотипизации и последующему закреплению в структуре личности в виде соответствующих им свойств (Levy, Leifheit-Limson 2009; Abrams et al. 2006). Таким образом, можно предположить, что согласие с инфантили-зирующими воздействиями становится для пожилых людей фактором, снижающим степень их активности и самостоятельности. Эта гипотеза требует дальнейшей эмпирической проверки.
Учитывая неоднородность явления личностного инфантилизма, раскрывающегося в аспектах дефицита регуляторных, рефлексивных или нравственных свойств (Микляева 2016), необходимо обратить внимание на то, что инфантилизация пожилых людей осуществляется, прежде всего, по пути недооценки их регуляторных возможностей. Инфантилизирующие воздействия, основанные на недооценке рефлексивных или нравственных возможностей пожилых людей, респондентами отмечены не были.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что опыт инфантилизации связывается респондентами преимущественно со сферой внутрисемейного взаимодействия. Это противоречит современным тенденциям исследования инфантилизации пожилых людей в зарубежных странах, где проблема акцентируется в сфере медицинского обслуживания (Chih-ling, Shannon 2016; Marson 2013; Salari 2005). Что можно объяснить отмеченным выше доминированием в российском обществе медицинского дискурса старения и старости, в то время как в западных странах большое распространение имеет идея «успешного старения», акцентирующая внимание на возможностях активной и продуктивной старости (Bowling 2007; Depp, Jeste 2006; Baltes, Baltes 1993), снижая влияние негативных геронтостереотипов. В итоге, медицинский дискурс и характерные для него стереотипы беспомощной старости в зарубежных странах применимы преимущественно в медицинской сфере, тогда как за ее пределами тенденция к восприятию пожилых людей как несамостоятельных и беспомощных снижается, что позволяет им сохранять социальную активность и продуктивность. Эта гипотеза косвенно подтверждается полученными в нашем исследовании данными: инфантилизирующие воздействия чаще применяются в адрес тех пожилых людей, для которых характерно сокращение социальной активности.
Также необходимо отметить, что инфантилизирующее воздействие, по результатам исследования, оказалось преимущественно женской проблемой: пожилые женщины отмечают ее в три с половиной раза чаще, нежели пожилые мужчины. По всей вероятности, здесь находит отражение феномен «двойных стандартов старения», отмечаемый многими исследователями (Chrisler et al. 2016; Кац 2012; Handy, Davy 2007) и предполагающий разные ожидания относительно старения женщин и мужчин, которые
обусловлены тендерными стереотипами. Так, стереотипный образ «ребенка» оказывается содержательно ближе стереотипному образу «женщины», чем образу «мужчины», прежде всего, в аспекте регуляторных аскриптивных свойств. В этой связи инфантилизация пожилых женщин является более «удобной» и воспринимается более «закономерной», чем инфантилизация пожилых мужчин.
Заключение
Таким образом, инфантилизирующая модель взаимодействия с пожилыми людьми, основанная на негативных геронтостереотипах и представляющая собой взаимодействие с пожилым человеком как с ребенком, имеет достаточно большое распространение. При этом она отмечается самими пожилыми людьми преимущественно во внутрисемейном взаимодействии, в котором в качестве субъектов инфантилизации чаще всего выступают дети и внуки. Инфантилизация пожилых людей опирается на представления об их регуляторном инфантилизме, связанном с неспособностью принимать самостоятельные решения, осуществлять продуктивную деятельность и нести ответственность за ее последствия. Вероятность инфантилизирующего отношения к пожилому человеку возрастает в том случае, если его социальная активность в основном ограничена взаимодействием внутри семьи, с представителями ее младших поколений. Помимо этого, подобные воздействия чаще адресованы пожилым женщинам, чем мужчинам.
Инфантилизирующие отношения представляют собой одну из практик социальной эксклюзии пожилых, широко распространенной в российском обществе (Максимова и др. 2017). Причины эксклюзии усматриваются в утрате экономических ресурсов и ресурсов социального влияния, влекущем за собой сокращение прав (Чукреев 2010), что в полной мере подтвердилось в нашем исследовании. Так, в инфантилизирующие отношения чаще всего оказываются вовлеченными те пожилые люди, которые в качестве единственного источника дохода располагают пенсией и проживают совместно с младшими родственниками, занимающими покровительственную позицию. Ограниченность ресурсов, в свою очередь, влечет за собой депривацию потребностей личности, удовлетворение которых крайне важно для поддержания благополучия (Суворова 2014). Можно отметить проявления депри-вации таких значимых потребностей пожилых людей, как потребность в уважении (указывают, что делать, не считаясь с возрастом), в эмоциональных контактах с близкими людьми (отвозят на дачу), в признании (лучше знают, что для пожилого человека хорошо).
Несмотря на негативное влияние инфантилизирующих отношений на личностное благополучие, сами пожилые часто склонны считать их закономерными. Аналогичное отношение к инфантилизации характерно и для представителей младших поколений, выступающих субъектами
инфантилизации. Это придает явлению инфантилизации пожилых характер препятствия на пути формирования представлений о старости как о продуктивном периоде жизни. О необходимости преодоления дискриминации пожилых в различных сферах социальной жизни говорится довольно много, но проблема их инфантилизации (как форма эксклюзии) обсуждается крайне редко. Привлечение внимания к этой проблеме может стать первым шагом на пути преодоления ее негативных последствий, и, как следствие, внести вклад в распространение представлений о старости как активном и продуктивном периоде жизни.
Выражения признательности
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ ОГОН научного проекта № 16-06-50031.
Список источников
Бельцова И. А. (2012) Концепция «успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в демократическом обществе. Вестник экономики, права и социологии, (1): 283-289.
Елютина М. Э., Чеконова Э. Е. (2004) Социальная геронтология. М.: Инфра-М.
Кац Ю. В. (2010) Стереотипизированная модель старения: гендерный аспект. Вестник Саратовского государственного технического университета, 2 (1): 301-309.
Максимова С. Г., Ноянзина О. Е., Максимова М. М. (2017) Специфика межпоколенного взаимодействия в контексте исследования социальной эксклюзии: экспертные оценки. Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 1 (147): 185-192.
Микляева А. В. (2014) Психология межвозрастных отношений. М.: СВИВТ.
Микляева А. В. (2016) Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений. Азимут научных исследований. Педагогика и психология, 4 (17): 473-477.
Пучков П. В. (2009) Концептуальные основания превенции геронтологического насилия в современном российском обществе. Автореф. дис. д. социол. н. Саратов.
Смолькин A. A. (2004) Социокультурная динамика отношения к старости. Дисс. канд. социол. наук, Саратов.
Толстых Н. Н. (2015) Современное взросление. Консультативная психология и психотерапия, (4): 7-22.
Чукреев П. А. (2010) Социальная эксклюзия: теоретические и прикладные аспекты исследования. Вестник Бурятского государственного университета, (6): 172-177.
Couture P. (2007) ChildPoverty: Love, Justice, and Social Responsibility. Atlanta: Chalice Press.
Gresham M. (1976) The Infantilization of the Elderly: A Developing Concept. Nursing Forum, (15): 195-210.
Marson S. (2013) Editorial: Is Infantilization Ethical? An Ethical Question. Journal of Social Work Values & Ethics, 10 (1): 1.
Anastasia Miklyaeva
THE INFANTILIZATION OF THE ELDERLY IN EVERYDAY INTERACTION: PROBLEM STATEMENT
Keywords: infantilization, gerontostereotypes, interaction, elderly, family. DOI: 10.17323/727-0634-2018-16-1-109-124
Couture P. (2007). Child Poverty: Love, Justice, and Social Responsibility. Atlanta: Chalice Press.
Miklyaeva • The Infantilization of the Elderly in Everyday Interaction..
Elyutina M. E., Chekonova E. E. (2004) Sotsial’naya gerontologiya . Moscow: Infra-M.
Gresham M. (1976) The Infantilization of the Elderly: A Developing Concept. Nursing Forum, (15): 195-210.
Marson S. (2013) Editorial: Is Infantilization Ethical? An Ethical Question. Journal of Social Work Values & Ethics, 10 (1): 1.
Miklyaeva A. V. (2014) Psikhologiya mezhvozrastnykh otnosheniy . Moscow: SVIVT.