Содержание
- Что такое инфантильный. Значение слова
- Синонимы к слову инфантильный
- Психологический инфантилизм, «синдром Питера Пена» и кидалты
- Аниме «Мой жених — своенравный и инфантильный ученик»
- Виды инфантилизма
- Основные особенности и признаки инфантильного поведения
- Социальный инфантилизм
- Инфантилы в работе и личной жизни
- Причины развития инфантилизма
- В чем проблемы инфантилизма?
- Можно ли избавиться от инфантилизма?
- Что делать, если ваш близкий – инфантил?
Что такое инфантильный. Значение слова
Инфантильный — это значит похожий на ребенка, незрелый, ведущий себя по-детски. Обычно употребляется с осуждением. Например: инфантильный мужчина, инфантильный человек, инфантильный поступок, инфантильный характер.
Слово происходит от латинского infantilis — детский или младенческий. Заимствовано в 1920-е годы из французского языка. Ударение ставится на третий слог — инфанти́льный.
Инфантильность или инфантилизм — это детскость в поведении, отсутствие зрелости, недостаточная развитость.
Инфантильный. Примеры употребления
Он слишком инфантилен для своего возраста: ни работы, ни семьи.
Современная молодежь ведет себя инфантильно и совсем не думает о будущем.
Она не любила инфантильных мужчин.
Вы рассуждаете инфантильно и безответственно.
Я устал от ее инфантилизма, пора уже повзрослеть!
В медицине инфантильными называют болезни, поражающие младенцев, либо «детские» заболевания, возникающие у взрослых.
В антропологии инфантильный — значит имеющий ряд признаков, свойственных детскому организму, нетипичных для взрослых.
Синонимы к слову инфантильный
Синонимы к слову «инфантильный»: детский, детоподобный, наивный, незрелый, недоразвитый, несерьезный, ребяческий, безответственный.
Психологический инфантилизм, «синдром Питера Пена» и кидалты
Психологический инфантилизм — это незрелость, при которой поведение человека не соответствует требованиям общества к людям этого возраста. Инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой неразвитости, неспособности принимать самостоятельные решения, поверхностных суждениях.
Инфантилизм может быть связан и с физиологическими нарушениями, и с воспитанием. Например, если родители в детстве строго контролируют ребенка и не позволяют ему принимать решения, человек не научится мыслить и действовать самостоятельно.
Инфантилам свойственны проблемы с дисциплиной, эгоцентризм и невнимание к чужим интересам, мечтательность и капризность, повышенная привязанность к родителям, преобладающий интерес к развлечениям.
О проблеме инфантильных взрослых активно заговорили с конца XX века. В английском языке появился специальный термин — кидалт (kid + adult, ребенок + взрослый). Так стали называть людей, сохраняющих во взрослом возрасте детские привычки и увлечения. Например, мужчин за 30, которые много времени посвящают компьютерным играм, комиксами, гаджетам, но не стремятся создавать семью, брать на себя «взрослую» ответственность etc.
В инфантилизме нередко обвиняют «миллениалов», родившихся после 1981 года.
Читайте подробнее: Миллениалы — кто это и что с ними не так? Поколения X, Y и Z
В 1980-е годы психолог Дэн Кайли посвятил инфантильным людям книгу «Мужчины, которые так и не выросли». В ней Кайли ввел понятие «синдром Питера Пэна».
Сама идея «вечного ребенка», однако, не нова. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, развивавший учение о коллективном бессознательном и архетипах, еще в первой половине XX века вывел архетип puer aeternus — «вечного мальчика», не желающего взрослеть.
Аниме «Мой жених — своенравный и инфантильный ученик»
«Мой жених — своенравный и инфантильный ученик» — японский мультсериал об отношениях учительницы Нано Саикавы с непослушным учеником Соджи Куга. По сюжету, учительница Саикава однажды идет на «свидание вслепую», и кавалером внезапно оказывается ее подопечный.
Постер аниме-сериала «Мой жених — своенравный и инфантильный ученик»
Аниме «Мой жених — своенравный и инфантильный ученик» смотреть онлайн
Многие представители старшего поколения любят говорить, что нынешняя молодежь – сплошные инфантилы. Мы предлагаем оставить данный тезис в стороне (хоть мы и вернемся к нему чуть ниже) и вместо этого разобраться, что такое инфантилизм, каковы его признаки и кого действительно можно назвать инфантильным человеком. А главное – каковы причины такого явления и способна ли незрелая личность вырасти и стать взрослой?
Виды инфантилизма
Для начала разберемся, о каких видах инфантилизма будет идти речь. В зависимости от сферы, данное слово имеет различные значения. В психиатрии это патологическая задержка в развитии, когда поведение и эмоциональные реакции подростка соответствуют таковым у детей (или когда взрослый ведет себя как ребенок или подросток). Есть и физиологический инфантилизм – соответственно, физиологическая патология, задержка в развитии органов и систем. В бытовом же употреблении чаще всего имеется в виду психологический и/или социальный инфантилизм, с патологиями не связанный. Именно на этих видах мы и предлагаем остановиться.
Основные особенности и признаки инфантильного поведения
В психологии об инфантилизме говорят тогда, когда взрослые (по паспорту) люди в жизни проявляют черты, свойственные ребенку или, скорее, подростку. В таких случаях отмечают, что перед нами незрелая, инфантильная личность. Причем, повторимся, это никак не связано с патологиями психики. Значит, герой нашего рассказа в целом здоров, но его образ мыслей и поведенческие шаблоны не соответствуют таковым у зрелых личностей. Что конкретно имеется в виду?
Рассмотрим самые явные признаки инфантилизма.
- В первую очередь это неумение принимать решение и нести ответственность – за сделанный выбор, за выполненную работу и т.д. Взрослый человек осознает, что каждое его решение приводит к тем или иным последствиям – значительным или незначительным, хорошим или плохим. «Взрослый ребенок» брать ответственность на себя категорически не хочет.
-
Это связано еще и с другой важной особенностью инфантильного человека: он не умеет решать проблемы. Если они все же возникают, наш герой ждет, пока придет «взрослый» взрослый (родители, супруг, друзья) и все исправит или в крайнем случае скажет, что надо сделать, чтобы все исправить. Это также приводит к тому, что личность не в состоянии оценить истинных последствий тех или иных своих действий – ведь в целом такую оценку за них проводят другие. Некоторые воспринимают цену любого проступка на «школьном уровне»: от всего можно отделаться нотациями учителя и записью в дневнике. Тогда как во взрослой жизни порой все гораздо серьезнее.
- «Взрослым детям» свойственно перекладывание ответственности – у них практически всегда виноваты другие. Такие личности не могут взять ответственность не только за себя, но и за других, а кроме того, бывают достаточно эгоистичны. Это следствие неспособности понять мысли, чувства, точку зрения других людей. Впрочем, в данном вопросе все зависит от психологии конкретного человека.
- Многие незрелые личности между серьезным делом и удовольствием выберут именно последнее (порой вне зависимости важности дела). «Взрослые дети» часто не в состоянии заставить себя что-то сделать и не задумываются, к каким последствиям это может привести. В угоду сиюминутным желаниям способны вести себя очень безответственно. Также они редко думают о будущем – как своем, так и других людей.
Здесь вспоминается противостояние лимбического мозга и неокортекса в модели «Три мозга» по Маклину. «Взрослые» взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами.
Социальный инфантилизм
Весьма близок к психологическому и социальный инфантилизм. Он также предполагает, что перед нами психически здоровая личность, которая не хочет принимать ответственность и решать проблемы. В данном случае это вопросы социализации, адаптации к окружающим условиям, общественным ценностям. Главным образом – нежелание брать на себя ответственность, связанную с новыми для таких личностей, «взрослыми» обязанностями.
Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами.
Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность. В глазах другой части – решение не заводить детей может быть даже более ответственным, чем решение рожать, если женщина понимает, что пока не готова к этому с финансовой или моральной точки зрения.
Таким образом, если представители старшего поколения говорят о молодежи как о сплошных инфантилах, скорее всего имеют в виду социальный инфантилизм (или же люди, употребляющие данное слово, могут вовсе не знать его значения, но это уже совсем другая история).
Так как психологический и социологический виды в принципе достаточно близки, предлагаем далее рассматривать их совместно.
Инфантилы в работе и личной жизни
Инфантильные мужчины и женщины стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве. При этом «взрослый ребенок» может быть весьма успешным специалистом в своей области, но в быту, во взаимоотношениях вести себя как подросток (покладистый или же капризный). Но бывает и так, что с работой у него возникают проблемы. Например, некоторые сворачивают с пути, столкнувшись даже с небольшим препятствием. Они сразу опускают руки, передают проект другим сотрудникам, отказываютcя от перспективных должностей и задач, боясь не справиться. Другие слишком безответственны, на них нельзя положиться, потому что они считают нормальным бросить работу из-за того, что им стало скучно или захотелось заняться чем-то еще. Все это, конечно, затрудняет карьерный путь.
Инфантилизм не знает пола: он с равным успехом встречается и у мужчин, и женщин. Также следует заметить, что это явление далеко не новое, и «взрослые дети» существовали во все времена.
Что касается семейных взаимоотношений, то герои нашего рассказа вполне могут состоять в крепких отношениях. Но ищут они себе не партнера, а родителя – того, что будет решать за них все проблемы. Если их вторую половинку устраивает такая роль, то данный союз может быть вполне гармоничным. «Великовозрастные дети» подходят тем, кто предпочитает самостоятельно принимать решения за себя и за других и кто любит, чтобы все было так, как он хочет. У «взрослого ребенка» бывают и свои дети. Зачастую, этим двум «типам» детей приятно проводить время вместе, играть и т.д. Здесь важно, что у мальчика или девочки перед глазами все же был пример «взрослого» взрослого.
Вопреки мнению некоторых людей, увлечение компьютерными играми, фантастикой, фильмами, книгами, комиксами, коллекционирование игрушек и т.д. само по себе вовсе не является признаком инфантилизма у взрослых. Так же как и не говорят об этом отдельные черты характера или не совпадающее с общественной точкой зрения отношение к определенным жизненным вопросам (женитьба, дети, работа). В следующих статьях мы рассмотрим этот вопрос подробнее. А пока заметим: быть инфантильным человеком значит в комплексе проявлять многие указанные выше черты!
Причины развития инфантилизма
Как известно, многие особенности личности вытекают из детства. Социальный и психологический инфантилизм не исключение. Более того, в большинстве случаев он связан с именно ошибками воспитания со стороны родителей. Среди самых частых причин – гиперопека, стремление во всем угождать ребенку, ограждать его от всех проблем и забот, бежать на помощь даже до того, как он об этом попросит.
Навязанное чувство вины – еще одна неприятная вещь, которая появляется в результате ошибок в воспитании
Негативно влияет полное игнорирование мнения и чувств маленького человека, принятие за него всех решений (что надевать, во что играть и что делать), попытка воплотить в сыне или дочери то, что не получилось у самого родителя.
Существуют и другие причины, почему дети вырастают по паспорту, но не по личностному развитию. Однако воспитание – слишком объемная тема, которую стоит рассмотреть отдельно. Самое важное: из-за того что родители постоянно и на корню «обрубают» решения, мечты, стремления, желания, амбиции, эмоции, намерения ребенка, в конце концов он просто перестает думать и решать самостоятельно. Зачем, если все равно будет так, как скажут мама или папа? Из-за этого у юного человека нарушается процесс формирования, созревания личности, и в итоге она так и не созревает.
Став взрослым, такой человек изо всех сил старается сохранить статус кво – то есть ничего не решать самому, не справляться с трудностями, делать что, что скажут другие. В этом есть и свои преимущества. А есть ли недостатки? Да, и их может быть достаточно много.
В чем проблемы инфантилизма?
- Одна из главных проблем для некоторых «взрослых детей: они не могут быть по-настоящему счастливы. Они не знают, что им на самом деле нравится в жизни, потому что до этого все решения принимались за них. Если кому-то повезло, и его дело ему действительно нравится – отлично. Однако многим так не везет, но они годами вынуждены ходить на нелюбимую работу, так как не могут принять решение сменить ее и/или получить новую профессию.
-
Аналогично с личной жизнью – даже при наличии второй половинки по факту «взрослый ребенок» может быть весьма одинок. Потому что а) человек выбирал не партнера, а родителя, который делает все так, как хочется ему; б) не факт, что этот выбор инфантил вообще сделал самостоятельно, а не все решили за него.
- Незрелые личности зависят от других людей, от их мнения и от их действий. Будучи предоставленными сами себе, они рискуют стать беспомощными. Конечно, зрелая личность также нуждается в близких людях, но здесь не идет речь о зависимости.
- Герои нашего рассказа прячутся от внутренних проблем и страхов, потому что это именно та область, где за них не могут решать другие. Но такие проблемы и страхи никуда не пропадают, напротив, становятся только сильнее.
- Также многие «взрослые дети» достаточно внушаемы, легко поддаются чужому влиянию и манипуляциям. Многие ведутся на рекламу, в том числе весьма сомнительную, покупая ненужные вещи. Некоторые ввязываются в аферы, финансовые пирамиды и т.д. Эта особенность связана с тем, что многие «большие дети» тянутся к легким деньгам и волшебным способам их получения. Перед нам как будто особая вера в чудо, свойственная детям, только на «квазивзрослом» уровне.
Можно ли избавиться от инфантилизма?
Избавиться от инфантилизма можно. Формально, чтобы перестать быть инфантильным, человеку нужно осознать, что его жизнь зависит только от него, что он может сам ее менять, что он имеет право на свое мнение, свои решения, эмоции и желания, а также на то, чтобы претворять все задуманное в жизнь. Выглядит не слишком сложно – в теории все это дано нам от рождения. Однако на практике, если человек в сознательном возрасте никогда не прислушивался к себе и не принимал решений, ему может быть непросто перестроиться. Поэтому не всем удается победить инфантилизм без помощи психолога.
Важно и желание самого человека поменяться. Многие «взрослые дети» не видят особенностей своего мышления и поведения. Все описанное выше присутствует для них скорее на подсознательном уровне. Они не думают, что вот придет мама/папа/муж/жена и решит все проблемы. Они не понимают, что не могут принять решение сами. Они думают (и говорят) что-то вроде: «Мне надо посоветоваться, прежде чем дать окончательный ответ». Такие люди достаточно горды, чтобы считать все навязанные решения своими собственными.
Кроме того, внешне быть под вечной опекой весьма удобно, а если раньше герой нашего рассказа жил в рамках модели «родитель – ребенок», значит, у него была такая возможность. Однако если человек чувствует себя одиноким, несчастным или испытывает какие-то проблемы или страхи, он сам может захотеть что-то изменить в себе и в своей жизни. И для «взрослых детей» это уже большой шаг вперед.
Что делать, если ваш близкий – инфантил?
«Друг познается в беде» – эта поговорка хорошо отражает то, как проще всего вычислить инфантила. Пока все в норме и вы не сталкиваетесь с проблемами, незрелость личности может практически никак не проявлять себя. Но когда нужно решать какие-то проблемы, детское поведение и образ мысли вашего друга или второй половинки становятся очевидными.
Можете ли вы помочь близкому перестать быть инфантильным? Да, помочь можно. Однако не стоит брать на себя роль родителя и решать за человека, надо ли ему это или нет. Вам кажется, что кто-то живет неправильно, но ему самому это может действительно нравиться. К тому же, если вы решается за инфантила, то вы просто занимаете свое место в модели «родитель – ребенок».
Так или иначе, если вы помогаете близкому повзрослеть, помогайте аккуратно. Начните с чего-то небольшого. Например, попробуйте больше расспрашивать его о том, что он хочет, начиная с незначительных моментов. Для начала оставляйте за ним выбор, как вы проведете выходной, что приготовить и т.д., потом переходите на более существенные вопросы. Чаще спрашивайте, что человек чувствует и что он хочет. Но не осуждайте и не говорите, что его чувства или желания неправильные – это инфантилам говорят и без вас. Ваш близкий должен на деле понять, что он может принимать решения, что он имеет право на свои эмоции и желания. Но также позволяйте ему самостоятельно справляться с возникающими проблемами – будьте рядом и оказывайте поддержку, но не делайте ничего за друга.
Спросите, кем ваш близкий хотел стать в детстве и при возможности предложите сейчас сделать шаг навстречу той мечте, причем вместе с вами. А может быть, у него есть уже более «свежие» желания, которые на самом деле не так сложно исполнить? Например, если человек хотел/хочет стать художником/поваром/читать Шекспира в оригинале, запишитесь с ним на соответствующие курсы. Ваша поддержка будет очень важна.
Напомним главное правило – не делать ничего вместо друга, не принимать решения за него. Пусть он сделает это сам, а вы просто будете рядом и окажете поддержку в случае необходимости.
Как известно, некоторые незрелые люди «экстренно» взрослеют, сталкиваясь с различными серьезными проблемами, из-за которых оставаться ребенком больше не получается. Однако ни в коем случае не «лечите» других какими-либо стрессами (подобные рекомендации можно встретить в Сети). Помните, что кто-то в таких случаях взрослеет, а кто-то ломается – получает невроз, впадает депрессию и т.д.
В заключение отметим: конечно, взрослым важно сохранять в себе частичку ребенка – радоваться приятным мелочам, мечтать, верить в чудеса и т.д. Но также важно, чтобы в нужный момент «у руля» стоял именно взрослый. Каким бы притягательным ни было детство, оно должно уступить время другой жизни, в которой также немало хорошего.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;))
Получить подарок
Инфантилизм сегодня становится настоящей болезнью современного общества. Люди всё позже становятся по-настоящему взрослыми, а некоторые не взрослеют никогда. Этому способствует ряд факторов, начиная от модели воспитания ребёнка родителями и заканчивая общими тенденциями организации жизнедеятельности общества на уровне государства. Но в этой статье я хотела бы подробнее остановиться не на причинах, а на признаках инфантильного поведения.
Инфантилизм – это сохранение в поведении и психике взрослого человека черт, характерных для ребёнка. Однако не всё типичное для ребёнка можно назвать инфантильным поведением взрослого. Такие черты, как искренность, непосредственность, весёлость, спонтанность, озорство, любопытство, креативность нельзя отнести к инфантильным проявлениям. Для взрослого человека они тоже свойственны и являются скорее ресурсными, нежели лишними.
Настоящими же проявлениями инфантилизма являются следующие свойства взрослого человека:
- Несамостоятельность;
- Неспособность брать на себя ответственность за свою жизнь;
- Неумение учитывать интересы других людей;
- Неспособность строить планы на будущее и предвидеть последствия своих действий.
Примеры:
Люди, которые без объективных причин не могут устроиться на работу и начать себя обеспечивать, оставаясь на иждивении родителей или супруга(-и) и при этом не удовлетворённые своим материальным положением: «Нет нормальной работы». «Везде мало платят». «Люди моей профессии никому не нужны». «Если я пойду на работу, то кто будет делать мою работу дома?» и пр.
Беспомощные в повседневной жизни люди: «Люся, где мои носки?» «Почему ты задержалась по пути домой?! Где мой ужин?!!» «Дорогой, вызови сантехника, я не знаю, куда звонить и что говорить». «Почему ты не пришёл и не помог мне?! Ты ведь видел, что мне трудно сделать это самой!» «Что я могу сделать, если мой начальник – такой псих?!» и т.д.
Люди, которые занимаются ремонтом в многоквартирном доме рано утром или поздно вечером. Курящие на остановке общественного транспорта. (Отойдите на несколько метров от остановки и покурите в сторонке, пожалуйста!) Люди, которые оставляют после себя кучи мусора — и не только — в подъездах. Постоянно нарушающие ПДД, в том числе в плане парковки авто (на два парковочных места или так, что не обойти и не объехать оставленную машину). И другие многочисленные примеры поведения, когда взрослые люди не считаются с интересами других.
Люди, занимающиеся незащищённым сексом с большим количеством партнёров (это пример и неспособности прогнозировать последствия своих действий, и неумения учитывать интересы других своих партнёров). Оратор, который вместо того, чтобы выспаться и хорошо отдохнуть перед своим выступлением на важном для себя мероприятии, проводит ночь за компьютером или в шумной компании. Люди, у которых часто меняются планы на жизнь. И т.п.
Как помочь инфантилу?
Чтобы во взрослом человеке подрастить его взрослую часть личности, надо создать для него такие условия, чтобы ему пришлось действовать, как взрослый человек. Перестаньте опекать такого человека, делая всё за него и угадывая его желания. Пусть начинает учиться удовлетворять свои потребности сам.
Если вы узнали инфантильную личность в себе, то совет по сути тот же: рискните больше брать ответственности на себя и меньше зависеть от помощи других.
Инфантилизм — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Внешне — взрослый, а ведет себя, как ребенок. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
Физиологический инфантилизм
В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
Существует генетически сцепленные варианты инфантилизма.
Психологический инфантилизм
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди несамостоятельны. Они привыкли к тому, что другие всё решают за них.
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, подменяя реалии бытия вымышленными образами, отделяя таким образом человека от реальности. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам.
Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.
Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям.
Иногда выделяют социальный инфантилизм — состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаеться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, позже — нежелание создавать семью («Это тяжело и хлопотно!»), рожать и воспитывать детей.