20 августа 2019 года вступила в силу новая редакция Положения об индивидуальной форме получения общего среднего образования. Отныне родители имеют возможность выбирать способ и форму обучения ребенка, ориентируясь на его потребности и способности. До недавнего времени, дети могли учиться на индивидуальной форме только по уважительным причинам, а соответствующее разрешение на такое обучение должно было предоставить местное управление образования. Сейчас же перевод ученика на любую из индивидуальных форм не требует дополнительного согласования. В сентябре Министерство образования и науки Украины опубликовало разъяснения относительно распространенных вопросов родителей об индивидуальной форме обучения. Как составить индивидуальный план для ребенка, какие возможности дает индивидуальное обучение и на что имеют право родители и дети — ищем ответы в сегодняшней статье. 1. Экстернат и образование дома — это индивидуальная форма? Да, но не только они. Сейчас ученикам доступны три формы, по которым можно организовать индивидуальное обучение в школе: экстернат, семейное (оно же — домашнее) и педагогический патронаж. Экстернатная форма — это когда ученик самостоятельно усваивает весь материал, после чего в школе оценивают его знания. Такое обучение ориентировано на учащихся, которые могут овладеть одним или несколькими предметами, классами или даже уровнями образования скорее своих сверстников. Семейная (домашняя) форма предполагает, что весь образовательный процесс для ученика самостоятельно организуют его родители. Они несут ответственность за получение знаний на уровне Госстандарта. Вместе с тем ученик должен быть причисленным к определенному учреждению, который будет отслеживать его прогресс в обучении. Педагогический патронаж — форма, в случае которой образовательный процесс и усвоения знаний обеспечивает педагогический работник. Такая форма предусмотрена для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу каждый день, находятся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения или нуждаются в обучении у больничной кровати. Также она приспособлена к потребностям учащихся, получающих начальное и базовое образование в школах сельской местности, в которых из-за малой комплектности (менее 5 учеников на класс) не может быть организовано обучение в учреждении. 2. Как узнать, предоставляет ли школа индивидуальное образование? Формы образования, которые обеспечивает заведение, обязательно должны быть указаны на его веб-сайте. Если в учреждения нет собственной интернет-страницы, такую информацию нужно искать на сайтах учредителей заведения. Учредителем заведения общего среднего образования может быть орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано заведение общего среднего образования (в соответствии со статьей 11 Закона Украины об общем среднем образовании). 3. Как начать обучение по индивидуальной форме? Любая форма образования, в том числе и индивидуальная, требует, чтобы ученика приняли в заведение — для этого нужно подать необходимые документы. Основной документ для зачисления или перевода на индивидуальную форму обучения — это заявление одного из родителей ребенка или самого ученика, если он является совершеннолетним. К заявлению прилагаются: документ, удостоверяющий личность ученика; медицинская справка N 086-1/о; документ об образовании, если он есть. Могут понадобиться и дополнительные документы. Скажем, необходимо будет документально подтвердить основания для обучения на экстернате или обстоятельства для применения педагогического патронажа (например, состояние здоровья, нахождение под стражей или осуждение, статус беженца). Иностранцы и лица без гражданства дополнительно предоставляют копию документа, подтверждающего законность их пребывания в Украине. Внутренне перемещенные лица, беженцы и лица с документами о необходимости защиты могут не подавать отдельные документы, если имеют на это причины. 4. На индивидуальную форму можно попасть только в начале учебного года? Да, кроме отдельных случаев. Зачисление на индивидуальную форму образования обычно проводится до начала учебного года. Перевод на индивидуальную форму может происходить и в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до годового оценивания или государственной итоговой аттестации. Однако такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж. Для лиц, которые получали или получают образование за рубежом или имеют отношение к временно оккупированным территориям, зачисление и перевод на экстернат возможен в течение всего календарного года. 5. Могут ли перевести с индивидуальной формы на институциональную? Да, если индивидуальная форма не приносит результата. Решение об этом могут принять родители и педагогический совет учреждения. Такую норму могут применить к ученику 9 класса, который во время обучения на индивидуальной форме показал низкий результат по предмету, который он изучал углубленно. Или к ученику на семейной или экстернатной форме, который показывает низкий уровень знаний. Бывший министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, комментируя изменения в Положении, отмечает: «Для нас важно, чтобы эта форма не использовалась недобросовестными родителями. К сожалению, у нас бывает так, что родители хотят забрать детей не для создания благоприятных условий обучения, а, например, для использования детей в домашнем хозяйстве. При таких условиях обучения не происходит, и дети имеют очень мало возможностей для успешной жизни в будущем. Мы должны защитить права ребенка.» 6. Можно ли сочетать различные формы обучения? Да, законом это предусмотрено. Такое сочетание должно быть реализовано через индивидуальный учебный план, который формируют для ученика в учебном заведении. О сочетании различных форм обучения также стоит сразу указывать в заявлении. 7. Что такое индивидуальный учебный план? Он обязателен? Да, вовремя разработанный и утвержденный индивидуальный учебный план является обязательным для обучения по индивидуальной форме образования. Он разрабатывается на основе учебного плана — составляющей образовательной программы, которую использует заведение. Обычно это образовательная программа, с которой работает школа. Но ученик или его родители могут выбирать и другую образовательную программу. Основное требование — программа должна обеспечивать выполнение стандарта образования.Выполнение инвариантной части (овладение базовых, избирательно-обязательных предметов) учебного плана во время индивидуального обучения остается обязательным. Ожидаемые результаты обучения для индивидуальной формы не уменьшаются и остаются на одном уровне с другими формами. 8. Как составить индивидуальный учебный план? Такой план должен учитывать способности, интересы, потребности, мотивацию, возможности и опыт ученика. Поэтому следует проводить их оценку перед составлением самого плана. Для этого можно привлекать специалистов психологической службы учебного заведения. Индивидуальный учебный план целесообразно составлять на каждый учебный год. Такой план учитывает индивидуальные образовательные потребности ученика и может пересматриваться в течение срока его действия. Индивидуальный учебный план разрабатывают педагогические работники, которые будут работать с учеником — педагоги начальной школы или учителя отдельных предметов. Работа над планом происходит совместно с самим соискателем образования. Родители ученика могут участвовать в его разработке, а также согласовывать его. Финально план утверждает руководитель учреждения. 9. Какие права имеет ученик на индивидуальной форме? Такие же, как и ученик, который учится на институциональной форме. Ученик на индивидуальной форме имеет возможность использовать всю инфраструктуру заведения — учебную, спортивную, научную и др. Он также имеет возможность оформить ученический билет и пользоваться необходимыми учебниками, в том числе и электронными. Ученик также может рассчитывать на помощь педагогических работников, иметь психологическое и социально-педагогическое сопровождение, проходить оценивания учебных достижений и/или государственную итоговую аттестацию, а также получить документ об образовании. 10. Как оценивают ученика на индивидуальной форме? Оценивание результатов обучения и аттестация по всем формам индивидуального образования происходит в школе. Форму, содержание и способ текущего и итогового оценивания выбирает учебное заведение. Формы и средства оценивания могут быть описаны в индивидуальном учебном плане ученика. В таком случае педагогические работники должны придерживаться указанных форм. Важно помнить, что только наличие портфолио, индивидуального образовательного профиля и других форм фиксации индивидуальных достижений ученика (без итогового оценивания и/или аттестации) не является основанием для перевода в следующий класс и выдачи документа об образовании. 11. Для кого существуют отдельно прописанные нормы по индивидуальному обучению? Ученики из неконтролируемых территорий могут подавать заявления о приеме на экстернат в течение всего календарного года. Если в школьном классе села или поселка учится меньше 5 человек, для них может быть организован педагогический патронаж. Однако это не исключает возможности использовать и другие формы индивидуального образования. Осужденным, лицам под стражей или под домашним арестом законодательство также обеспечивает индивидуальную форму образования. 12. Нужно ли платить за индивидуальное образование? Нет, дополнительной оплаты такого образования со стороны родителей ученика не предусмотрено. Однако это не касается случаев, когда оплата за образовательные и другие услуги указана в соответствующих договорах. Законодательство также не предусматривает перечисление средств родителям, которые самостоятельно организуют обучение своих детей. Это же касается и случаев, если родители обращаются с такой задачей к посторонним субъектам — организациям, учебным центрам, репетиторам. 13. Индивидуальное обучение — это когда нет одноклассников? Не совсем так. Ученик, который учится на индивидуальной форме, большинство учебного времени проводит самостоятельно. Но индивидуальная форма не ограничивает в общении с другими учениками — ни в неформальном, ни на территории школы. Ученик может участвовать в экскурсиях, практических занятиях. А в ходе педагогического патронажа учитель может периодически привлекать ученика к ученическому коллективу с целью социализации. Если несколько учеников находятся на лечении в одном заведении, они также могут учиться в группе. 14. Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в олимпиадах? Да, ученики, обучающиеся на индивидуальной форме, могут на общих основаниях участвовать в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях. Они также наравне с другими учениками имеют право на празднование успехов в учебе. Их могут награждать похвальными листами и грамотами, золотой и серебряной медалями. 15. Инклюзивное образование — тоже форма индивидуального? Нет, понятие инклюзивного образования — гораздо шире. Обучение для лиц с особыми образовательными потребностями организуется и дневной или вечерней формами получения образования. Если же состояние здоровья требует этого, ученик или его родители могут выбрать дистанционное обучение или одну из форм индивидуального. Уже с сентября этого года родители школьников могут воспользоваться всеми видами индивидуальной формы обучения (семейным образованием, экстернатом или педагогическим патронажем), чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия получения образования, ориентируясь на его индивидуальные особенности и потребности.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 1995 г. N 787
Приказ
В целях упорядочения освобождения выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию о порядке освобождения от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (Приложение 1).
1.2. Перечень заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации (Приложение 2).
1.3. Форму справки об освобождении выпускника от итоговой аттестации по окончании 9, 11 (12) классов общеобразовательного учреждения (Приложение 3).
2. Органам управления образованием и здравоохранением субъектов Российской Федерации довести настоящий Приказ до сведения подведомственных учреждений.
3. Считать утратившим силу письмо Министерства просвещения РСФСР от 06.04.88 N 30-М «О дополнении к Перечню заболеваний, являющихся основанием для освобождения учащихся от экзаменов».
4. Не применять на территории Российской Федерации:
приказы Минпроса СССР и Минздрава СССР от 03.08.81 N 120/813 «Об освобождении от переводных и выпускных экзаменов учащихся общеобразовательных школ», от 05.03.88 N 40/220 «Об утверждении дополнения к Перечню заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ от переводных и выпускных экзаменов».
5. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на заместителя Министра образования Российской Федерации А.Г. Асмолова и заместителя Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Н.Н. Ваганова.
Министр образования
Российской Федерации
Е.В.ТКАЧЕНКО
Министр здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ
Приложения
Приложение 1
к Приказу Минобразования РФ
и Минздравмедпрома РФ
от 18 июля 1994 г. N 268/146
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 9, 11 (12) КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях соблюдения установленных Законом Российской Федерации «Об образовании» прав и гарантий по охране жизни и здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, предупреждения рецидивов заболеваний в период итоговой аттестации выпускников органам управления образованием и здравоохранением в порядке исключения разрешается освобождать от итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в соответствии с установленным настоящей Инструкцией порядком.
Выпускники 9 и 11 (12) классов могут быть освобождены от итоговой аттестации только в исключительных случаях на основании заключения клинико-экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения и решения педагогического совета общеобразовательного учреждения при положительных годовых оценках по всем учебным предметам. <*>
<*> Освобождение выпускников по состоянию здоровья от уроков труда и занятий физической культурой не является основанием для освобождения их от итоговой аттестации.
Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании в этом случае выдаются на основании годовых оценок по предметам учебного плана общеобразовательного учреждения.
Выпускники 9 и 11 (12) классов, не имеющие возможности по завершении учебного года сдавать выпускные экзамены по причине болезни, не включенной в Перечень заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации, по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения имеют право сдавать выпускные экзамены в сроки, устанавливаемые органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
Выпускники, подлежащие по состоянию здоровья освобождению от итоговой аттестации, определяются лечащими врачами государственных, в том числе ведомственных или муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в период с января по апрель месяцы в соответствии с данными углубленных медицинских осмотров и состоянием здоровья в текущем году.
Освобождение выпускников от итоговой аттестации осуществляется на основе заключения клинико-экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения, в котором наблюдался выпускник. В состав комиссии, создаваемой главным врачом амбулаторно-поликлинического учреждения, в обязательном порядке входят участковый врач — педиатр или врач подросткового кабинета, врач общеобразовательного учреждения (в сельской местности районный педиатр), врач — специалист. Комиссия работает под председательством главного врача амбулаторно-поликлинического учреждения.
Справка об освобождении выпускника от итоговой аттестации по окончании 9, 11 (12) классов общеобразовательного учреждения выдается амбулаторно-поликлиническим учреждением на руки выпускнику или его родителям (лицам, их заменяющим) для предоставления в общеобразовательное учреждение.
Органы, принимающие решение об освобождении выпускников 9, 11 (12) классов от итоговой аттестации, определяются министерствами республик в составе Российской Федерации, органами управления образованием краев, областей, автономных образований, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Освобождение выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации должно быть зафиксировано в медицинских документах: ф. 112у «История развития ребенка», п. 025/у-87 «Медицинская карта амбулаторного больного», п. 025-1/у «Вкладной лист подростка к медицинской карте амбулаторного больного» с одновременным обязательным занесением в учетную форму п. 086/у «Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение)».
Органам управления образованием и здравоохранением, руководителям общеобразовательных учреждений и учреждений здравоохранения при решении вопроса об освобождении выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации следует руководствоваться Перечнем заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации (Приложение 2 к настоящему Приказу).
Приложение 2
к Приказу Минобразования РФ
и Минздравмедпрома РФ
от 18 июля 1994 г. N 268/146
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ЯВИТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
NN п/п | N по классификации болезней | Диагноз | Срок освобождения от аттестации |
1 | 2 | 3 | 4 |
002 | Брюшной тиф и паратиф | в течение 1 — 3 мес. после выписки из стационара по заключению специалиста | |
005.1 | Ботулизм | не менее года после выписки из стационара при стойкой неврологической симптоматике и 1 — 3 мес. при благополучном исходе по заключению специалиста | |
010-018 | Туберкулез (лица, состоящие на диспансерном учете по I, II, VА и VБ группам) | постоянно | |
023 | Бруцеллез | по заключению специалиста | |
036 | Менингококковая инфекция | в течение 1 — 3 мес. после выписки из стационара по заключению невропатолога | |
045 | Полиомиелит Отдаленные последствия острого полиомиелита | в течение 1 — 3 мес. после выписки из стационара по заключению специалиста | |
046 | Медленные вирусные инфекции центральной нервной системы | по заключению невропатолога | |
047-049 | Менингиты и другие заболевания центральной нервной системы вирусной этиологии | в течение 1 — 3 мес. после перенесенного заболевания по заключению невропатолога | |
032, 033, 034, 052, 055, 056, 072, 008, 009 | Детские инфекционные заболевания, тяжелые формы | в течение 1 — 3 мес. после выздоровления по заключению специалиста | |
062-064 | Вирусные энцефалиты | в течение 3 — 6 мес. после выписки из стационара и далее по заключению специалиста | |
070 | Вирусный гепатит: | ||
— острый | в течение 1 — 3 мес. после выписки из стационара | ||
— хронический | строго индивидуально по заключению гепатолога | ||
075 | Инфекционный мононуклеоз (тяжелое течение) | до 1 мес. после выписки из стационара по заключению инфекциониста | |
140-199 | Злокачественные новообразования | постоянно | |
200-208 | Злокачественные новообразования лимфатической и кроветворной тканей (лейкозы, лимфомы, лимфогрануломатоз, гистоцитозы) | постоянно | |
212.0 | Доброкачественные новообразования полостей носа, среднего уха и придаточных пазух при рецидивирующем злокачественном течении, включая юношескую ангиофиброму | постоянно | |
213.0 | Костей черепа и лица после обширных резекций | постоянно | |
213.1 | Костной части нижней челюсти после обширной резекции | постоянно | |
224.1 | Состояние после экзентрации орбиты | постоянно | |
226 | Доброкачественные новообразования щитовидной железы | до излечения | |
227 | Доброкачественные новообразования других эндокринных желез и родственных структур | до излечения | |
242.0 | Зоб токсический диффузный (средней и тяжелой формы) Состояние после субтотальной резекции щитовидной железы по поводу токсического диффузного зоба | постоянно 6 мес. после операции по заключению эндокринолога | |
243-244 | Врожденный и приобретенный гипотиреоз | постоянно | |
250 | Сахарный диабет | постоянно | |
252.0 | Гиперпаратиреоз (первичный, МЭН-синдром I и II т.) | до излечения | |
252.1 | Гипопаратиреоз | постоянно | |
253 | Болезни гипофиза и нарушения гипоталамо — гипофизарной регуляции среднетяжелой и тяжелой формы | постоянно | |
В том числе гипоталамический синдром пубертатного периода, среднетяжелая и тяжелая формы с артериальной гипертензией | постоянно | ||
255 | Болезни надпочечников | постоянно | |
277 | Поражение бронхолегочной системы врожденного и наследственного характера с хроническим течением (муковисцидоз, альвеолиты, другие диссеминированные заболевания легких) Стойкая дыхательная недостаточность II и более степени при хронических заболеваниях легких и бронхов | постоянно постоянно | |
279 | Первичный иммунодефицит Аутоиммунный полигландулярный синдром | постоянно | |
282 | Наследственные гемалитические анемии | постоянно | |
284 | Апластическая анемия | постоянно | |
286 | Гемофилия и другие наследственные нарушения свертываемости крови | постоянно | |
287 | Тромбоцитопеническая пурпура и другие геморрагические состояния | в течение 2 лет полной ремиссии после перенесенного заболевания по заключению гематолога | |
295-299 | Психозы различной этиологии в стадии обострения | строго индивидуально при обязательном заключении психиатра | |
300-301 | Невротические расстройства, психопатии и другие психические расстройства непсихотического характера в стадии декомпенсации | строго индивидуально при обязательном заключении психиатра | |
307.0 | Заикание (тяжелая форма) | строго индивидуально при обязательном заключении психиатра | |
307.2 | Тики в стадии обострения | строго индивидуально при обязательном заключении психиатра | |
320 | Бактериальный менингит | до 3 мес. после выписки из стационара по заключению невропатолога | |
321 | Менингиты, вызываемые другими возбудителями | до 3 мес. после выписки из стационара по заключению невропатолога | |
322 | Менингиты неуточненной этиологии, в т.ч. арахноидит с периодическими обострениями и снижением трудоспособности | до 3 мес. после выписки из стационара по заключению невропатолога | |
323 | Энцефалит, миелит и энцефаломиелит | до 3 мес. после выписки из стационара по заключению невропатолога | |
330-377 | Наследственные и дегенеративные болезни ЦНС при наличии глубоких и стойких нарушений Вегето-сосудистые дистонии (среднетяжелая и тяжелые формы) | строго индивидуально, заключение невропатолога или психиатра | |
340-344 | Другие болезни центральной нервной системы | строго индивидуально, заключение невропатолога или психиатра | |
345 310.13) | Эпилепсия с частыми обострениями | строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога и психиатра | |
350-359 | Болезни периферической нервной системы при наличии глубоких и стойких нарушений движений, чувствительности и трофики | строго индивидуально при обязательном заключении невропатолога | |
361ч | Отслойка сетчатки | постоянно | |
362-363 | Заболевания сетчатки и сосудистой оболочки глаза: воспалительные и дистрофические | постоянно | |
950 | Заболевания сетчатки посттравматические | постоянно | |
365 | Глаукома | постоянно | |
367.1 | Миопия — высокая прогрессирующая близорукость с дистрофическими изменениями на глазном дне, с ингредиентом прогрессирования за последний год выше 1,0 диоптрии | постоянно | |
367.2 | Астигматизм гиперметронический выше 3,0 диоптрий, астигматизм миопический выше 4,0 диоптрий, не коррегирующийся очковыми стеклами и с астенопическими явлениями | постоянно | |
372.1 | Хронический конъюнктивит (весенний конъюнктивит) | не менее месяца после стихания процесса по заключению окулиста | |
377.1 377.4 — 377.4 | Болезни зрительного нерва, частичная атрофия, неврит | постоянно | |
379.3 | Афракия и другие нарушения хрусталика | постоянно | |
393-398 | Хронические ревматические болезни сердца | постоянно | |
401-404 (410 — 414) | Гипертоническая болезнь | постоянно | |
435 | Выраженные вазовегетативные нарушения со склонностью к ангиоспазмам, сосудистым кризам, обморочным состояниям и другим тяжелым проявлениям вазопатии | постоянно | |
446 | Узелковый периартрит и сходные состояния | постоянно | |
458 | Гипотонии | индивидуально при заключении педиатра и невропатолога | |
487 | Грипп, тяжелые гипертонические формы | в течение 1 — 3 мес. от начала заболевания по заключению невропатолога | |
493 | Бронхиальная астма (тяжелое течение) | постоянно | |
492, 494, 496, 510, 511, 512, 513, 515, 518, 519 | Операции на легких и средостении в связи с болезнями органов дыхания | не менее 3 мес. после операции по заключению хирурга | |
530 — 534, 537, 556, 557, 560-578 | Операции в связи с болезнями органов желудочно-кишечного тракта, пищевода, брюшины, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы | в течение 3 мес. после выписки из стационара по заключению хирурга | |
580 | Острый гломерулонефрит | 6 мес. после выписки из стационара по заключению специалиста | |
582 | Хронический гломерулонефрит с рецидивирующим течением | постоянно | |
585 | Хроническая почечная недостаточность от II ст. до терминальной | постоянно | |
590-599 | Состояние после операции по поводу болезней мочевыделительной системы | не менее 2 мес. после операции | |
691-692 | Распространенная форма атопического и контактного дерматита и другие формы экземы (нейродермиты) | в течение 3 мес. после наступления ремиссии | |
693 | Дерматиты, вызванные веществами принятыми внутрь | в течение 1 мес. после наступления ремиссии | |
694 | Буллезные дерматозы (дерматоз Дюринга, буллезный пенфигоид и др. формы) | в течение 3 мес. после наступления ремиссии | |
695.0, 695.1, 695.9 | Эритематозные состояния | в течение 1 мес. после наступления ремиссии | |
757.1, 757.3, 757.9 | Врожденные аномалии наружных покровов | в течение 3 мес. после наступления ремиссии | |
696 | Псориаз в стадии обострения | в течение 1 мес. после стихания процесса | |
710.0 | Системная красная волчанка | постоянно | |
714 | Ревматоидный артрит и другие воспалительные полиартропатии | постоянно | |
714.9 | Хронический неспецифический полиартрит, часто обостряющийся и с нарушением функции органов движения | постоянно | |
745 — 747 | Врожденные аномалии сердца и состояния после операции по поводу врожденного порока развития | строго индивидуально по заключению кардиохирурга или кардиоревматолога | |
800 — 809 | Переломы черепа, позвоночника и костей туловища | 6 мес. после выписки из стационара по заключению специалиста | |
810 — 819 | Переломы костей верхних конечностей | 1 мес. после снятия гипса | |
820 — 829 | Переломы костей нижних конечностей | 2 — 3 мес. после выписки из стационара по заключению специалиста | |
850 — 854 | Внутричерепные травмы, за исключением травм с переломом черепа | от 3 до 6 мес. после выписки из стационара по заключению невропатолога, нейрохирурга | |
555.9 | Болезнь Крона | постоянно |
Приложение 3
к Приказу Минобразования РФ
и Минздравмедпрома РФ
от 18 июля 1994 г. N 268/146
(форма)
Содержание
Домашнее обучение
Синоним — семейное обучение.
Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
Домашнее обучение легально в Российской Федерации.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»
Причинами перехода на домашнее обучение чаще всего являются недовольство качеством школьного образования, профессиональные увлечения ребёнка и частые переезды семьи.
Чтобы перейти на семейное образование, нужно уведомить органы местного самоуправления. Для этого пишут специальное заявление. Затем прикрепляются к аккредитованной школе, чтобы регулярно сдавать аттестации.
Подробная инструкция по переходу на семейное образование →
Организация дальнейшего учебного процесса лежит на родителях. Что учить, как учить, когда учить — семья решает сама. Семейное образование — гибкое и вариативное. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» организуют обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные кураторы.
Надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Зачастую учителями назначаются два-три предметника, которые преподают «надомнику» сразу несколько дисциплин.
По закону надомное обучение не является формой получения образования.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании»
Ребёнок на надомном обучении зачислен в контингент школы. Ему выдаются учебники, и он, как все, должен придерживаться графика аттестаций, писать контрольные работы и сдавать экзамены.
Кто может рассчитывать на надомное обучение
Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Надомным обучением нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности. Если ребёнок легко простужается и поэтому часто пропускает школу, его вряд ли переведут на надомное обучение. А вот ребёнок с сахарным диабетом первого типа имеет право стать надомником.
Полный список заболеваний для надомного обучения можно найти в перечне Министерства здравоохранения. Приведём лишь несколько примеров: нарушение свёртываемости крови, эпилепсия, спинальная мышечная атрофия, сердечная недостаточность второй и третьей стадии, детский церебральный паралич и другие.
Алгоритм перехода на надомное обучение
Порядок действий такой:
- Семья получает заключение медико-социальной экспертизы.
- Родители пишут заявление в школу.
- Школа издаёт приказ о надомном обучении.
- Школа утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Во время обучения на дому школа обязана предоставить бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, а также создать условия для аттестации больного ребёнка.
К сожалению, на практике учителя часто не заинтересованы в обучении надомников. Качество такого образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка никак не учитываются. Так, мама ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Доманина рассказывает, как они вместе с дочерью Настей, у которой детский церебральный паралич, пробовали учиться на дому.
«В 4 классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившим из школы, за полтора–два часа».
Выходом для семьи Доманиных стала «Домашняя школа Фоксфорда».
«Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути», — делится Елена.
Домашнее или надомное обучение: что выбрать
Домашнее обучение предоставляет больше свободы. Зачастую это более качественный формат, потому что помощники в виде онлайн-школ и репетиторов больше заинтересованы в ученике и развитии его индивидуальных способностей.
Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Чтобы оставаться в контингенте, но не посещать школу, нужно получить медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания для обучения на дому. Качество надомного обучения не всегда отвечает запросам ребёнка, и семья вынуждена отказываться от помощи государства или дополнять её.
Определиться, какой тип обучения всё же подойдёт вашему ребёнку, вам поможет наглядная таблица.