«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» Ин. 20:27.
Мы видим, что воскресший Иисус Христос, когда позволил одному из Своих учеников коснуться Его тела, дал ему повеление, касающееся веры. Эти слова обращены не только к ученику по имени Фома, но ко всем сомневающимся, к тебе и ко мне. Да, Фома сомневался, его сердце хранило серьезные вопросы – доверять или нет? Если кто не имеет вопросов, тот не получит и ответов, поэтому если у тебя есть вопросы – это хорошо.
Иисус сказал Фоме: «Не будь неверующим», и дал повеление: «Будь верующим». Иисус в Своем требовании обратился к воли человека. Решение быть верующим продолжать верить или нет, принимает сам человек.
Обычно, когда говорится о вере, то подразумевается что-то мистическое, сверхъестественное, что может нас обворожить, преобразовать, после чего мы вдруг станем верующими. Вера, как Божий дар, исходящий из Вечности – это иной аспект. В этой же ситуации показан аспект веры, где Христос повелевает человеку принять решение, чтобы стать верующим.
Все мы, однажды, став на путь спасения, имели переживание прикосновения ко Христу. Господь позволяет нам быть сопричастными к Его реальности и, затем, обращаясь к нам, повелевает принять решение быть верующими.
Бог – есть Свет, и тот, кто ходит во свете, начинает видеть и понимать происходящее. Можно ли видеть в темноте? Нет. Но некоторые могут поспорить, что, выключая свет, глаз со временем адаптируется и начинает что-то различать. Это происходит лишь только в том случае, если у нас имеется хотя бы самый мельчайший источника света. Глаз реагирует только на свет. Если ты что-либо видишь или различаешь в темноте, значит, туда обязательно проникает частица света.
Верить – означает доверять Богу, а доверять Богу – означает ходить во свете. И наоборот, ходя во свете, мы ходим верой. Поэтому Господь повелевает нам принять решение быть верующим, то есть ходить во свете.
Верить на самом деле не трудно. Достаточно просто принять решение, зависящее лишь от нашей воли – быть верующим. Это нам необходимо для того, чтобы ходить в Его свете, а не оставаться во тьме и продолжать сомневаться. Правильное решение – включить свет!
Во тьме всегда возникают сомнения, так как мы ничего не видим и не имеем информации о том, что нас окружает. Но, включив свет, мы начинаем ясно видеть все вокруг. Некоторые люди рассуждают таким образом: «Я бы хотел вначале все увидеть, а затем бы уже и поверил». Но, оставаясь во тьме, невозможно ничего увидеть.
Представьте себе, что вы вошли в незнакомую комнату в которой абсолютно темно. Вы не знаете ни обстановки внутри помещения, ни расположения вещей, ни того, что представляют собой эти вещи. В темноте невозможно ничего разобрать, можно только фантазировать до тех пор, пока вы не воспользуетесь выключателем. Чтобы получить ответы на все свои вопросы, необходимо включить свет. Иначе, продолжая стоять во тьме, не включив свет, вы никогда не получите ответы и не узнаете истину.
Христос, зная, что у Фомы в сердце есть сомнение, обращается прямо к нему и говорит, чтобы тот оставил свое неверие и принял решение стать верующим. Что делает Фома? Он принимает решение, «включает свет». Это дает ему возможность прозреть, после чего он говорит Иисусу: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» Ин. 20:28.
«Кто такой Христос? Правда ли, что Библия – это Слово Божье?» Эти и многие другие подобные вопросы задает лишь тот, кто находится в темноте. Если тебя мучают сомнения, то услышав слова: «Не будь неверующим, но верующим», прими решение. Фома долго ходил за Иисусом, но так и не знал, кем Он является на самом деле. Для него Иисус был то учителем, то пророком, то сыном плотника, человеком, совершавшим чудеса. Но когда Иисус дал ему повеление, Фома ответил: «Господь мой и Бог мой!» Он не только признал тот факт, что Христос – Бог, но и то, что Он – «Бог мой!»
Фома нажал на выключатель и увидел свет, а уже во свете получал ответы на свои вопросы. Он перестал быть неверующим, но стал верующим. Когда в комнату приходит свет, становятся видны все вещи, все малейшие детали. Вместе с этим появляется смысл, приходит понимание того, как поступать и что делать. И эта комната познания Бога и Его воли – бесконечна. Мы начинаем восхищаться и удивляться красоте нашей новой жизни, в которую Бог приглашает каждого, кто пожелает.
Все люди, живущие на земле, живут по вере. Но одни живут верой необходимой лишь для этой жизни, другие – доверяя Богу. Например, вставая утром и отправляясь на работу, человек доверяет свою жизнь водителю транспорта, веря в то, что тот имеет необходимые водительские права, достаточный опыт вождения, что он трезв и профпригоден. Обещая родным вернуться вечером, человек верит, что день пройдет хорошо, что ничего плохого с ним не случится и у него получится благополучно добраться до дома. Каждый шаг человека совершается верой, и эта вера работает. Она вселяет уверенность, и в 99% случаях приводит в действие исполнение различных планов человека, т.е. практически всегда.
В этой земной жизни существует вера и человек живет этой верой. Но еще есть и другая вера – вера для Вечности, для спасения души и принцип ее действия точно такой же. Когда человек принимает решение включить свет, он тоже начинает доверять, но только не водителю и другим людям, которые в какой-то момент могут подвести или предать, а Богу, ведущему его по этой жизни, Который никогда не подводит и не обманывает.
Если ты с легкостью доверяешь свою жизнь различным людям: поднимаясь по лестнице, садясь в самолет, приходя к врачу, конструкторам, рабочим, летчикам, которые несовершенны, то почему не можешь доверить свою жизнь Богу, Который Совершенен?!
Бог обращается к человеку и говорит: «Не будь неверующим, но верующим». Фома принял правильное решение. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» Ин. 20:29. Блаженны зашедшие в темную комнату и включившие свет. Бог повелел ходить во свете: «блаженны невидевшие и уверовавшие».
Во свете видна бездна богатства и премудрости Христа, видны ответы на вопросы. Во свете приходит понимание смысла жизни, понимание мимолетности жизни в теле и вечности души, приходит понимание Слова Божьего. Верить Богу – это верить Его Слову, тому, что Он говорит. Только эта вера приведет человека в Вечность. Другая – умрет здесь на земле вместе с человеком.
Господь умножает веру в нас, ведет в вере. Практикуя веру в Бога, мы утверждаемся ею для Вечности так же, как и верой для земной жизни. Маленькому ребенку вначале всегда проблемно вскарабкаться на ступеньку, но постоянно преодолевая это препятствие, вскоре он начинает с легкостью бегать по ступенькам, не на миг не задумываясь, как это сделать. В вере приобретается опыт, навык, и это так же становится естественным, как летать на самолете, ехать в автобусе, бегать по лестнице, ходить в магазин. «Блаженны невидевшие и уверовавшие», а в темноте есть только страхи, философствования и различные глупости. Будь верующим!
Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Уверение Фомы. Мозаика второй половины XI века, монастырь Дафни, Греция
Давайте рассмотрим икону праздника, в ней мы увидим ответ на этот вопрос. В основе иконографии лежит сюжет из Евангелия от Иоанна (Ин. 20:24-29), в котором повествуется о том, как Христос по Воскресении явился ученикам, но Фомы в тот день с ними не было, и когда апостолы рассказывали ему об этом, он никак не хотел верить: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот Спаситель вновь является ученикам и показывает Фоме Свои раны, чтобы тот осязал их и уверился в истинности Воскресения. Видя перед собой Господа со следами распятия, Фома только и мог произнести: «Господь мой и Бог мой!». И Иисус сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Уже в раннехристианский период этот сюжет появляется в искусстве. Он возникает не ранее третьей четверти IV в., что связывают с развитием страстного цикла на рубеже IV и V веков. Самые ранние изображения встречаются уже на христианских саркофагах. И это не случайно: в этот период, между Никейским и Халкидонским соборами, христианский мир жил непрекращающимися спорами о личности Христа. И евангельский эпизод с уверением Фомы был как раз важным аргументом в этом споре. Так, одну из своих антиарианских проповедей свт. Иоанн Златоуст посвящает именно уверению Фомы. А свт. Кирилл Александрийский в комментарии на Евангелие от Иоанна отмечает, что «Фома — первый в длинной цепи тех, кто исповедует Божественность Христа; он также первый в длинной цепи тех, кто касается Плоти Господа».
Одним из ранних памятников — Миланский диптих V в. (по-видимому, это был оклад синодика), сцена «Уверение Фомы» здесь включена в цикл событий евангельской истории. Композиция строится несимметрично: фигура Христа располагается справа, слева изображение здание, Фома — в центре, так, чтобы зрителю было хорошо видно, что апостол вкладывает свои персты в раны Христа.
Среди ранних памятников также следует отметить мозаику центрального нефа церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне (VI в.). Здесь мы видим иную интерпретацию. В центре композиции изображен Христос, Он поднял руку, приветствуя Своих учеников, которые с двух сторон стоят симметрично развернутым рядом. Сквозь прорезь хитона Спасителя видна рана в боку, оставленная копьем воина при Распятии. Фома указывает рукой на нее, но не дотрагивается до тела Христа. Перед Фомой стоит другой ученик в склоненной позе перед Воскресшим Господом и руки его покрыты, он явно не дерзает прикоснуться к ранам Спасителя.
В византийских памятниках утвердилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в самом центре композиции, и жест Фомы становится более конкретным, он касается тела Христа, но не влагает свои персты в раны. Апостолы расступаются, давая зрителю увидеть это важное доказательство Воскресения. Такую сцену мы видим, например, в мозаиках Дафни и Осиос Лукас XI в. Фигура Христа изображается здесь строго фронтально, на фоне двери, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Я есмь дверь: кто мною войдет, тот спасется» (Ин.10:9). А по бокам располагаются симметрично здания и две группы апостолов.
На Руси, в домонгольский период, в XI-XII вв., эта византийская иконография широкое распространение получила. Например, такую же композицию мы видим уже в самом раннем памятнике монументального искусства на Руси — во фресках Софийского собора в Киеве XI в., а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове.
Уверение Фомы. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1130-1140-е гг.
Сцена «Уверение Фомы» входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко писали ее и на аналойных иконах. В русской традиции эта иконография нередко именовалась «Испытание Фомино», что мы видим в надписи на некоторых иконах, в частности, на аналойной иконе из Новгорода, из серии так называемых софийских таблеток XV в.
«Испытание Фомино ребр Господних». Конец XV в. Новгород.
Со временем русская иконография эволюционировала и стала отличаться от византийской рядом деталей: Христос стал изображаться не фронтально, а в ракурсе, повернутым к Фоме, группы апостолов не всегда симметричны. Часто изображается, как апостол Фома приближается ко Христу немного пригнувшись, как бы с опаской или с почтением, касаясь рукой прободенного ребра Господа.
На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса. Первый из дошедших до нас примеров такого рода — икона 1479 г. из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. Фон иконы состоит из ряда зданий, одно из них с двускатной кровлей с проемом, Иисус Христос, словно выходит из него, Его рука поднята как бы в жесте обращения и в то же время этим жестом он обнажает бок, чтобы явить Свои раны Фоме. По обе стороны от Христа — две несимметричные группы: справа – трое апостолов, слева – восемь. Некоторые из них изображены в ракурсах, словно горячо обсуждающими происходящее. Спаситель обращен к склонившемуся перед Ним апостолу Фоме, который прикасается перстами к Его ранам.
Похожий извод данной иконографии мы видим у Дионисия в иконе, написанной им для иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря ок. 1500 г. (85 х 54, ныне ГРМ). Однако в этой иконе несколько по-другому решена архитектура и иначе расставлены цветовые акценты. Центр композиции также обозначен высоким здания с двускатной кровлей, на фоне которых изображен Иисус Христос, Его правая рука поднята, но уже не в жесте обращения, а с целью показать рану под ребром. По обе стороны от Спасителя расположены две симметричные группы апостолов, словно разделенные происходящим на верующих и неверующих. Спаситель также обращен к склонившемуся перед Ним апостолу Фоме, который тянется рукой к Его ранам. Фигура Фомы выделена ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.
Уверение Фомы. Павло-Обнорский монастырь. Дионисий и мастерская
В произведениях Дионисия, которые по общему признанию исследователей, очень музыкальны, важную роль играет принцип ритмических повторов. Это мы видим и здесь: тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, абрис согнутой в локте правой руки Спасителя продолжается в силуэте склоненной фигуры Фомы и повторяет очертания дугообразного здания в левой стороне иконы. А группа апостолов справа, возглавляемых Петром, ритмически соотносится с вертикалью зданий, составляющих фон в правой части иконной плоскости. Эта композиционная перекличка создает чувство удивительной гармонии целого. Колористическая гармония в иконе создается также за счет ритма пятен синего цвета, которые энергично звучат на фоне общего сдержанного колорит, построенного на преобладании нежных разбеленных тонов. И среди этого — красный силуэт фигуры Фомы воспринимается как контрапункт, как значимый акцент, призванный привлечь внимание зрителя.
В более поздней иконографии схема Дионисия, практически сохраняется, меняется только изображения архитектуры, которая становится все причудливее, а в XVII-XVIII веках даже весьма изощренной. Но образ апостола Фомы, влагающего свои персты в раны Христовы, остался тем же. Прозванный Неверующим, Фома стал навсегда символом веры, требующей доказательств, противопоставляемой Самим Спасителем вере блаженной — не видевших, но уверовавших.
Ирина Языкова
Версия для печати
Тэги: Пасха Иконы Апостолы Церковное искусство
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28).
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью.
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
ОТ ИОАННА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Глава 20.19-31
19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:
«Господь мой и Бог мой!» воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.
Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий.
Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.
Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»
57 Оставить отзыв: Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии. Новости все новостиОкт 29 2020 День основания Владивостокского президентского кадетского военно-морского нахимовского училища Нравится: 76 Московские суворовцы сердечно поздравляют командование, кадет, командиров и преподавателей Владивостокского президентского кадетского военно-морского нахимовского училища с 7-й годовщиной со дня основ…
Окт 29 2020 ЛОНГИН СОТНИК Нравится: 81 Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, во время казни Спасителя стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копь…
Окт 28 2020 День армейской авиации Нравится: 83 Днем рождения Армейской авиации считается 28 октября 1948 года, когда в Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащённая вертолётами…
Окт 27 2020 ЗЛОВЕЩИЕ «СВУ» Нравится: 363 Запад часто пишет о зловещих КГБ и ГРУ, которые угрожают «цивилизованному миру», но сегодня вся «свободная демократия» узнала об еще одной леденящая душу организации, это — СВУ (суворовские военны…
Окт 26 2020 РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Р-36 С РГЧ Нравится: 88 Постановлением правительства Советского Союза от 26 октября 1970 года стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой тяжёлого класса 8К67П с разделяющейся головной частью 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф67…
Окт 25 2020 Память святых отцев VII Вселенского Собора Нравится: 85 В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Всел…
Окт 25 2020 День Таможенника России Нравится: 76 Московские суворовцы поздравляют сотрудников и ветеранов Федеральной таможенной службы России с профессиональным Праздником – Днем Таможенника! Желаем вам здравия, благополучия, мира, добра,… Окт 24 2020 С 70-летием, дорогие воины специального назначения! Нравится: 134 Дорогие воины частей и соединений Специального Назначения! От всей души поздравляем вас с 70-летием Спецназа Вооруженных Сил России! Желаем Вам крепкого здоровья, мужества, стойкости, суворовс… Окт 23 2020 «Он мог с бердышем идти с ополчением Минина и Пожарского» Нравится: 168 Памяти о. Александра Шумского, сердечного друга Московских суворовцев, истинного русского патриота, образца верности Богу и Отечеству, верности русской жизни и семье, верности в дружбе и правде, талан… Окт 23 2020 Сто лет Русской эмиграции Нравится: 34 В ноябре этого 2020 года исполняется сто лет с начала Русской Белой эмиграции. Началом исхода русских эмигрантов принято считать 22 ноября 1920 года, день высадки в Галлиполи частей Русской Армии, эвакуировавшихся… Окт 22 2020 290-летие А.В.Суворова Нравится: 65 Поздравляем членов общественной организации «Московские суворовцы» с победой в конкурсе грантов мэра Москвы в номинации «Наше наследие» с проектом «Празднование 290-летия со дня рождения генералиссиму… Окт 22 2020 Час психолога для пятиклассников Московского СВУ Нравится: 36 В ходе часа психолога суворовцы ознакомились с приемами и способами психической саморегуляции и провели сеанс релаксации в кабинете психологической разгрузки. В продолжение состоялся турнир по настоль… Окт 21 2020 Кяхтинский договор Нравится: 79 В поселке Кяхта (Бурятия) 21 октября 1727 года между Россией и Китаем подписан Кяхтинский договор об установлении границы и торговле. Этот договор служил правовой основой взаимоотношений между… Окт 20 2020 С Днем Войск Связи России! Нравится: 83 Поздравляем наших дорогих военных связистов с Днем рождения Войск Связи России! Во все времена основой успешного управления и ведения военных действий любой армии мира является устойчивая и надеж… Окт 19 2020 Реальные итоги правления В.В. Путина Нравится: 123 Что сделал Путин, находясь более 20 лет у власти? Прежде, чем дать точный развернутый ответ, опираясь на статистику и факты, необходимо напомнить, что размышляя о плюсах или минусах деятельности Путин… Окт 19 2020 Провокаторов, шпионов и агентов врага расстреливать на месте Нравится: 80 19 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым объявлялось осадное положение в г. Москве и прилегающих к городу районах. Постановление предписывало «нарушителей пор… Окт 18 2020 Духовное укрепление реактивной бригады Нравится: 85 В рамках программы «Духовное укрепление российского воинства» 79-й гвардейской реактивной артиллерийской Новозыбковской Краснознаменной, орденов Суворова и Александра Невского бригаде преподнесли в да… Окт 18 2020 Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними Нравится: 89 Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель… Окт 17 2020 ЗА ОТВАГУ И БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ Нравится: 91 Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Первыми удостоились этих наград воины, сражавшиеся у о. Хасан (1938 г.) и на р. Халхин-Гол (1939 г.). Медал… Окт 16 2020 Две конфеты Нравится: 112 Это было еще в Ленинграде, в середине 80-х. Ехал я в маршрутке на Васильевский. На сиденье рядом бушевал ребенок, лет шести. Его мама безучастно смотрела в окно, не реагировала. А он дергал и дергал е…