Праздник 40 святых
фото: unsplash.com
Сегодня, 22 марта, отмечаем очередную значимую православную дату – праздник 40 святых 2020. Что это за день, какие события произошли в это время, как молятся святым мученикам и в чем помогает молитва, читайте в нашей статье.
Смотрите видео о том, как пост влияет на здоровье:
Читай также
Церковные праздники в марте 2020: календарь по дням
История дня 40 святых
В этот день в 320 году в древнем городе Севастии, современной Турции, произошли печальные события. Во времена правления римского императора Флавия Лициния сорок бесстрашных воинов приняли жестокую смерть во имя веры во Христа.
Сорок смелых воинов родом из Каппадокии отказались приносить жертву языческим богам, за что римляне предали их страшным пыткам: раздели и заставили стоять в ледяной воде Севастийского озера.
Всех желающих отречься от веры в Иисуса Христа приглашали согреться в бане, растопленной рядом, однако лишь один воин проявил отступничество от веры, вбежал в баню, но тут же умер. Однако один из римских воинов, Аглай, видя стойкость христиан в ледяной воде, присоединился к ним.
40 святых: икона. Фото: wikimedia.org
Все остальные воины стоически приняли все муки, ледяную воду, побои, а затем сожжение на костре. Через три дня они пришли во сне Севастийскому епископу блаженному Петру, после чего Петр собрал их останки из озера и похоронил по христианскому обычаю.
Читай также
День 40 святых: что нельзя делать в праздник
40 святых: в чем помогает молитва
Сорок севастийских мучеников считаются небесными покровителями мужчин, воинов, путешественников. Им молятся о духовной помощи в гонениях и заточении, о силе духа для перенесения испытаний. А женщины молятся им о благополучии и скорейшем возвращении своих мужей и сыновей из дальней дороги.
Молитва 40 святым мученикам:
О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Фото из свободных источников
Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
Содержание
- НАХОДКИ ПОД СОБОРОМ. МУЧЕНИКИ ХРИСТИАНСТВА
- § 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб — князья-мученики
- Герои и мученики
- Глава 2. МУЧЕНИКИ
- «Мученики»
- ГЛАВА 40. О возвращении церквям усыпальниц и мест, на которых скончались мученики
- § 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики
- СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ БОРИС И ГЛЕБ
- Кондак 1
- Икос 1
- Кондак 2
- Икос 2
- Кондак 3
- Икос 3
- Кондак 4
- Икос 4
- Кондак 5
- Икос 5
- Кондак 6
- Икос 6
- Кондак 7
- Икос 7
- Кондак 8
- Икос 8
- Кондак 9
- Икос 9
- Кондак 10
- Икос 10
- Кондак 11
- Икос 11
- Кондак 12
- Икос 12
- Кондак 13
- Молитва
- Тропарь, глас 1
- Кондак, глас 6
- Величание
- Житие 40 Севастийских мучеников
- Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников
- Храм 40 Севастийских мучеников
- Икона 40 Севастийских мучеников
- Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников
История
Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.
Традиции
В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).
На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
Приметы
- На Сороки день с ночью мерится, равняется.
- Во что Сороки, во то и Петровки.
- Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
- Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
- Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
- Слышится гром – к голодному году.
- Теплый ветер сулит дождливое лето.
- Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
- Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.
Подготовлено на основе информации из свободных источников
«Кордовские мученики»
В 850 году в Кордове были казнены первые из пятидесяти христиан (по некоторым данным, их было больше), обвиненных в неуважении к исламу и Пророку. В течение ряда лет все христиане и иудеи были сняты с государственных должностей, многие из них подверглись преследованию или были убиты.
Смерть за веру принимали по разным причинам. По легенде (полностью полагаться на правдивость этих жизнеописаний, конечно же, не стоит) первым и самым знатным из казненных за веру христиан был Исаак. Он происходил из благородного семейства и получил отличное образование на арабском языке, которое дало ему возможность занять одну из самых высоких должностей для немусульманина: он стал секретарем местного самоуправления (кутыб ад-даймам). Он довольно долго занимал этот ответственный пост, как вдруг решил изменить свою жизнь и удалился в монастырь, расположенный в горах. В этом монастыре, называемом Табанос, он провел около трех лет и вернулся в Кордову, причем начал вести себя очень неблагоразумно. В споре с кади (управляющим округом) он заявил, что Пророк обманул арабов, за что горит сейчас в аду! Такое поведение было в те времена столь же рискованным поступком, как и намерение войти в клетку с голодным тигром. Кади хотел убить христианина на месте, но его помощники удержали его, сказав, что Исаак пьян или сошел с ума (но тот утверждал, что сказать такие слова его заставляет «рвение справедливости»), к тому же убить обвиняемого можно только после решения суда. Исаака арестовали, судили и казнили (после обезглавливания тело повесили вверх ногами на берегу реки). Вынося такой суровый приговор, кади специально просил аудиенции у халифа Абд аль-Рахмана II, и тот дал согласие на казнь.
Лишился головы за свои слова и священник Перфект, который служил в базилике Сан-Акискиус. Как-то после службы он встретился с группой мусульман, которые завели с ним богословский спор. Перфект всячески старался уклониться от разговора, но его собеседники пообещали, что не причинят ему вреда. Слово мужчины тогда было надежным, и священник опрометчиво заявил, что считает Мухаммеда лжепророком, о которых говорил Иисус. Мусульмане сдержали слово и не причинили священнику вреда… пока не встретили его через неделю (когда они были уже свободны от данного слова). Священника схватили, арестовали и засвидетельствовали в суде, что он унизил своими словами Пророка. Сначала Перфект отрицал вину, но, поняв, что судьба его уже решена, повторил свои слова перед судом.
Абд аль-Рахман II, обеспокоенный подобными случаями, издал указ, в котором было сказано, что любым богохульникам грозит смертная казнь.
Но новые христиане, потрясенные мученическими смертями Перфекта и Исаака, сами шли на смерть за веру. Так Петр, священник из Эсихи, и каноник Валабонсас из Эльче, которые во время казни Исаака находились в монастыре к западу от Кордовы, вместе с Сабинианом из деревушки Фронианасы, Вистремандом, каноником монастыря Сан-Сойлас, Хабентом, уроженцем Кордовы и каноником монастыря Сан-Кристофер, и Иеремией, родственником Исаака, приехали в Кордову, явились к кади и публично заявили: «Мы говорим, что наши святые братья Исаак и Санктий (молодой солдат, которого казнили за оскорбление Пророка в это же время. – Ред.) были правы. Теперь вы можете проявить жестокость и отмстить за вашего Пророка. Мы верим в Христа, который является нашим Богом».
Все шестеро были также казнены.
Но список мучеников за веру (среди которых были и женщины) в Кордове продолжал расти как снежный ком.
Буквально за неделю до смерти Абд аль-Рахмана II монах Рохелио родом из деревни около Гранады и сирийский паломник из Дамаска вошли в одну из центральных мечетей Кордовы и, к ужасу всех собравшихся мусульман, которые подумали сначала, что это им мерещится, стали в мечети проповедовать Евангелие. Полиция не дала толпе разорвать этих монахов, но после суда они были приговорены к четвертованию за осквернение мечети.
Только обращение нового халифа Мухаммеда I к христианской верхушке Кордовы (он специально вызвал во дворец церковных иерархов и влиятельных горожан) с просьбой повлиять на единоверцев на время прекратило подобные случаи мученичества. Но примерно через год они возобновились, и до конца IX века в городе было казнено, как уже упоминалось выше, около пятидесяти человек, а «Кордовские мученики» стали еще одним символом, поднятым на знамени борьбы христиан за освобождение Пиренейского полуострова от мусульманского владычества.
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
НАХОДКИ ПОД СОБОРОМ. МУЧЕНИКИ ХРИСТИАНСТВА
НАХОДКИ ПОД СОБОРОМ. МУЧЕНИКИ ХРИСТИАНСТВА Если вы читали Евангелие или смотрели фильмы о жизни Иисуса Христа, то знаете, что самым близким к нему учеником и одним из двенадцати апостолов был Петр, чье имя в переводе означает «камень». Оставшись после гибели Христа главой
§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб — князья-мученики
§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб — князья-мученики Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы. Восстал
Герои и мученики
Герои и мученики Хребет высок, в ущельях мрак царит, Чернеют скалы в глубине теснин. Весь день идут французские полки, На много миль разносятся шаги… Это начало знаменитой LXVI лассы «Песни о Роланде». Существует множество вариантов этого произведения, дата создания
Глава 2. МУЧЕНИКИ
Глава 2. МУЧЕНИКИ Девиз «Ave, Deo, morituri te salutant» («Славься, Боже, идущие на смерть приветствуют тебя») Представим себе, что святой Игнатий, ревностный пацифист, не желавший, судя по его писаниям, ничего большего, кроме как немедленно принять смерть за веру, выходит наконец,
Герои и мученики Какое-то время в горах еще постреливали. В индивидуальном порядке. Стрелявших ловили, не желающих складывать оружие уничтожали на месте, не прибегая к особым мерам воздействия. После распространения призыва к мирной жизни, сулившего всем, кто «порвет
«Мученики»
«Мученики» В нацистском мартирологе 16 первых сторонников Гитлера, убитых полицией 9 ноября 1923 во время провалившегося «Пивного путча» 1923. 16 октября 1924, находясь в тюрьме Ландсберга, Гитлер посвятил им первый том «Майн кампф»: «Так называемые национальные власти отказали в
ГЛАВА 40. О возвращении церквям усыпальниц и мест, на которых скончались мученики
ГЛАВА 40. О возвращении церквям усыпальниц и мест, на которых скончались мученики Сверх того, кто усомнился бы, кто даже не повелел бы считать собственностью церквей и те места, которые почтены телами мучеников и служат памятниками славного их исхода, когда нет ни дара
§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики
§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.Восстал Ярослав
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ БОРИС И ГЛЕБ
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ БОРИС И ГЛЕБ Младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича. По разделу русских земель ок. 994–996 гг. Борис получил Ростов, а Глеб — Муром. После смерти Владимира оба были убиты в 1015 г. по приказу старшего приемного сына Владимира Святополка,
Кондак 1
Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Икос 1
Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:
Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы; радуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.
Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии; радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.
Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение; радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 2
Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу, Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити. Яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небеснем и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.
Икос 2
Разум божественный от явльшагося вам Христа приимше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколая мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради хвалебно вам вопием:
Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии; радуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во что вменившии.
Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиеся; радуйтеся, темничное заключение ради Христа претерпевшии.
Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии; радуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 3
Сила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевыя хвалы:
Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии; радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконная мучителей презревшии.
Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии; радуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.
Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся; радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 4
Бурею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, утешая, ободряя их и нетленныя венцы в Царствии Небеснем обещавая, они же сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние, они же огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но, единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:
Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы; радуйтеся, кумирослужения низложителие.
Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии; радуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченная блага.
Радуйтеся, драгии и крепции четыредесяте камение; радуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 5
Боготечнии звезды Христовы явистеся, святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:
Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии; радуйтеся, всю нощь нази во езере стоявшии.
Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии; радуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.
Радуйтеся, яко свет Божественный осия вас; радуйтеся, венцы пресветлии с Небесе приявшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 6
Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет Небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще Богу пети: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшу во езере свету Небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго; и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев, имже мы ныне вопием таковая:
Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашим веселие диавола в печаль обратившии; радуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.
Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися; радуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии.
Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшии; радуйтеся, верою и страданием ради Христа блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 7
Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во чтоже вменисте, и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и последнее святии прияша мучение, яко голени их сокрушени млатами быша, и тако скончаша подвиг страдания, прияша от Бога нетленныя венцы. Темже возглашаем в похвалу им сице:
Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии; радуйтеся, сосуды благодати Божией за имя Христово сокрушеннии.
Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии; радуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.
Радуйтеся, от пророк и апостол, яко тех последователие, прелюбезно сретенные; радуйтеся, рода христианскаго слава великая.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 8
Странную доблесть показа чудная матерь святаго Мелитона, видяще бо телеса мучеников везома на сожжение, своего же сына еще жива суща, взя на рамена своя, и той испусти дух свой Богу, поя: Аллилуиа.
Икос 8
Все зверонравие проявиша мучители, егда повелеша святыя телеса мученик сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от земли память их, обаче посрамишася; Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки; сего ради зовем им:
Радуйтеся, по словеси псалмопевца чрез огнь и воду прошедшии; радуйтеся, страстем Христовым общницы.
Радуйтеся, врагов Христа низложителие; радуйтеся, ко Господу за христианы предстателие.
Радуйтеся, верныя во правоверии утвердившии; радуйтеся, неусыпныя молитвенницы за род христианский.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 9
Вси христиане зело удивишася, яко кости святых мученик чудесно нощию в реце яко звезды просияша, и, честно собрани, по повелению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития древний пророчески, Божиим Духом озаренный, о кончине верных во псалтири пояше: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, соблюдшии до конца веру Христову; радуйтеся, страдании вашими, яко злато в горниле, очистившиися.
Радуйтеся, предстателие великии к Богу, от бед нас спасающии; радуйтеся, в скорбех нам помогающии.
Радуйтеся, ко спасению душ нас наставляющии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 10
Спасению нашему споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем: помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время нашего жития в покаянии проводити и всегда благодарно Богу взывати: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною молитв ваших оградите нас, святии мученицы, от всяких зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас сице:
Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго Писания наставницы; радуйтеся, Агнине и Аетие славнии, на Небо духом возлетевшии.
Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии; радуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.
Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага получившии; радуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илие поревновавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 11
Пение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте. Темже и память ваша, яко пресветлый светильник в Церкви сияет, верных духом озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом небесным осиянных зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, Престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и о мире молитвы со дерзновением приносите; темже хвалебная вам взываем:
Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия победителие; радуйтеся, Филоктимоне и Феофиле, любве Божественныя совершителие.
Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы премудрии; радуйтеся, Мелитоне, Феодуле и Валенте, раби Бога преславнии.
Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие; радуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христову возвещающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 12
Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя останки ваша, преславнии мученицы и чудотворцы, темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божия молитвами вашими исполняйте, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, прославляем Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными венчавшаго, и яко теплых заступников и ходатаев за род христианский, ублажаем сице:
Радуйтеся, звезды Небесныя от Севастии возсиявшии; радуйтеся, яко луна духовная, на Небо от земли возшедшии.
Радуйтеся, яко солнце мысленное, наша скорби просвещаете; радуйтеся, яко в трудех поста и молитвы нас утешаете.
Радуйтеся, четыредесяте крепции столпы Христовы Церкве; радуйтеся, всех верных хранителие и защитницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.
Кондак 13
О святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы, предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, поюще Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели Божии…» и 1-й кондак «Избраннии страстотерпцы Христовы…»
Молитва
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся.
Кондак, глас 6
Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество.
Величание
Величаем вас, святии мученицы, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Житие 40 Севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной
И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников
Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной
Икона 40 Севастийских мучеников
В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.
В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.
Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников
На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».
На заставке: фрагмент — Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной