Жилище православного христианина невозможно представить без икон. Однако не стоит бездумно скупать все понравившиеся образа, ведь их необходимо ещё и разместить в доме, имеющем ограниченное пространство. Таким образом, количество икон в доме должно быть в разумных пределах.
Как правильно повесить иконы в доме? Фото и основные пояснения вы найдёте в статье ниже.
Содержание
Базовые правила размещения икон
Согласно церковным традициям, верующим следует молиться, обращаясь к востоку. Поэтому иконы советуют размещать на восточной стороне квартиры. Если у вас есть такая возможность – разместите иконостас на востоке.
Однако во многих случаях на востоке в современных постройках размещены двери или окна и, соответственно, тогда поместить образа там не получится. Но как правильно повесить иконы в квартире в таком случае? Выберите любую другую стену, ведь изменить расположение постройки в современных условиях невозможно.
Важно не только расположение стены относительно сторон света, но и её свободность и доступность. Встать перед иконами должно быть удобно всем членам семьи, особенно если в семействе практикуется совместная молитва.
Куда нужно ставить иконы в доме
Разрешается размещать образа на стены (в том числе и у изголовья кровати), на полки, на стол. Идеально, когда святыни размещены в киотах. Соседствовать с иконами могут свечи, лампады, молитвослов, церковная литература: словом, всё, что помогает в молитве.
В то же время нежелательно, когда рядом с иконами находятся светские картины, статуэтки, плакаты с изображениями спортсменов, политиков, музыкантов и так далее.
Добавим, что рядом с иконами нельзя размещать картины даже с библейскими сюжетами. Дело в том, что икона – это средство, через которое верующие общаются с Богом, Богородицей и святыми; молиться же перед картинами нельзя.
Куда поставить иконы в квартире
Можно ли им соседствовать с домашней техникой? Это нежелательно и по возможности такому соседству стоит препятствовать. Однако, если, например, компьютер в конкретной семье является средством работы, то поставить образа рядом – вполне нормальное явление, ведь до, после и даже во время труда можно и нужно помолиться, попросив Божьего благословения на свои деяния.
По старинной традиции, нередко Красный угол в доме украшался доступными в то время средствами: живыми цветами и искусно вышитыми полотенцами. Эту традицию не грех поддержать и сегодня. Поэтому если есть такое желание – смело украшайте свой иконостас и одиночно размещенные иконы.
Итак, куда вешать иконы в доме? Подведем итог:
- Желательно поместить их на восточную стену дома.
- Доступность.
- Иконы можно вешать на стену, ставить на стол и полки, помещать в киоты.
- Нельзя размещать рядом иконы и декоративные предметы.
- Иконы можно украсить цветами и полотенцами.
Последовательность размещения икон
Теперь вы знаете, куда правильно вешать иконы в доме. Однако в каком порядке стоит их поместить?
При размещении икон в храме церковные служители учитывают множество требований Устава. Однако правила размещения святынь на домашнем иконостасе отнюдь не такие строгие. К основным из них относят:
- Продуманность композиции и системность размещения.
- Выше всего следует размещать образа Святой Троицы, Христа и Пресвятой Богородицы. Под ними могут быть размещены иконы апостолов (если есть). Затем уже необходимо помещать образа святых.
- Образ Спасителя стоит помещать справа от молящегося, а икону Богородицы – слева.
- Единообразность стилей.
Желательно, но не строго обязательно, чтобы образа были выполнены приблизительно в одной манере: иначе многообразие стилей может отвлекать от молитвенного делания. Впрочем, это не касается образов – семейных реликвий. Их стоит помещать на домашний иконостас обязательно, независимо от того, вписываются ли они в общий стиль образов или нет.
Итак, теперь вы знайте, как правильно разместить иконы в доме, фото и текст помогут вам в этом благом деле. Надеемся, что наша статья поможет вам создать канонически правильный и эстетически приятный глазу иконостас!
Православный магазин ПравЖизнь предлагает купить иконы, полки для икон и домашние иконостасы с доставкой по Москве и России.
Владимир Яковлевич Гуральник – автор около ста макетов старинных и новых деревянных церквей, об истории которых мастер знает, пожалуй, все. В прошлом году часть его собрания миниатюрных храмов разместилась в Центральной библиотеке имени Д. Кедрина в Мытищах. Среди работ автора маленькие копии красивейших деревянных церквей Подмосковья, знаменитые храмы русского Севера, а также уникальные церкви Чукотки и Антарктиды.
– Как вы заинтересовались русским деревянным зодчеством?
– Я вообще человек военный, полковник в отставке. Интерес к деревянному зодчеству у меня проявился во время службы на Дальнем Востоке, когда я поступил на заочное отделение исторического факультета Дальневосточного государственного университета. В то время знаменитый археолог Окладников, который изучал Сибирь и Дальний Восток, часто привлекал нас заочников-военных для помощи в раскопках. В районе города Уссурийска, где я служил, однажды раскопали старинную церковь староверов. Тогда я впервые решил сделать копию храма. Затем стал делать и другие церкви, а уже в 1983 году, когда я вышел на пенсию, начал заниматься этим вопросом более серьезно. Постепенно я пришел к мысли, что таким образом можно сохранить для истории деревянные церкви.
Мои храмы – точные миниатюрные копии тех, которые существовали в прошлом или существуют на сегодняшний день. По одному или по два их можно увидеть в нескольких музеях Москвы, но основную экспозицию я решил сделать в Мытищах, где я живу. Из примерно ста моих моделей здесь выставлено порядка двадцати. Я создаю только деревянные церкви, и не делаю каменных церквей или других деревянных построек. Лишь раз я сделал не храм, а избу Кутузова для экспозиции, посвященной войне 1812 года. Меня неоднократно склоняли к тому, чтобы делать старинные дачные дома и тому подобное, но я больше не поддавался на уговоры.
Каждый храм имеет свою историю, а мне как историку это интересно. Прежде чем сделать церковь, я изучаю, когда и в честь чего она была построена. Если она исчезла, выясняю, при каких обстоятельствах это произошло. Мне интересно и то, кто был настоятелем, интересны судьбы людей, связанных с храмом.
– Какие деревянные храмы Подмосковья вы бы назвали уникальными?
– В селе Васильевское Серпуховского района частично сохранилась очень старая церковь 1689 года постройки. Это, пожалуй, самая старая деревянная церковь в Московской области. В советские годы ее закрыли и стали хранить в ней зерно. Зерно, как известно, любит сухость, поэтому церковь выстояла. Если бы решили хранить в ней картошку, все бы сгнило. Говорят, что совсем недавно этот уникальный памятник чуть не исчез из-за пожара. Повезло, что сгорела только верхняя часть. Я приезжал в Васильевское еще до пожара, поэтому сделал макет церкви, как она выглядела тогда.
Еще одна очень красивая и очень старая церковь семнадцатого века стояла в Пушкинском районе. Когда-то давно я приезжал посмотреть на нее. Церковь стояла у озера и была красива, словно ее перенесли из сказки. Один год шли очень сильные дожди, из-за чего храм отрезало от суши водой. Было решено вытащить церковь из воды. Ее разобрали, перенесли на сухое место и почему-то оставили лежать в разобранном виде. В таком состоянии ее забросили, а потом кто-то растащил все по бревнышку на дрова. Хорошо, что я еще успел ее увидеть и сфотографировать, в моей коллекции есть ее копия.
– А были ли деревянные церкви в районе Мытищ?
– Конечно. У меня есть модель церкви, находившейся у нас в Перловке. Она была построена в конце девятнадцатого века, а ее настоятелем был священник Георгий Извеков. Это был не только священнослужитель, но и писатель, поэт, композитор. Он был очень талантливым человеком, но в годы гонений на религию его расстреляли на печально известном Бутовском полигоне. Мне посчастливилось своими глазами увидеть остатки этой церкви в 1983 году. Уже тогда у храма не было верхней части, а в нижнем этаже поселились бомжи. Сейчас от этой церкви ничего не осталось, говорят, что однажды там взорвался газовый баллон, и вся постройка сгорела. Впоследствии рядом с местом сгоревшей церкви вновь назначенный священник Анатолий Проскурня начал строительство нового храма.
Я воссоздал в миниатюре прежний храм, которого уже нет. Для восстановления его облика я использовал старые фотографии и чертежи. Мне повезло, что в библиотеке Перловки в одной из старых книг нашли копии чертежей этой церкви. Рядом со строящимся каменным храмом сейчас стоит деревянная часовня, которую я тоже сделал в миниатюре. Интересно, что когда я познакомился с настоятелем отцом Анатолием, выяснилось, что он как и я бывший военный и более того, мы с ним оканчивали одно и то же артиллерийское училище. Умер он в новой часовне в Перловке, где ему выделили комнатку, потому что он не захотел умирать дома. Меня, к сожалению, не было в это время в Москве, а когда я приехал, его уже похоронили в Бородино. Там тоже есть замечательный деревянный храм, копию которого я создал. Храм в Бородино был построен где-то в начале девяностых, он очень красивый и сложный. В нем много нюансов, разных переходов. На кладбище при этом храме и похоронили нашего отца Анатолия.
– Какие еще новые деревянные церкви Подмосковья вдохновили вас сделать их копии?
– В 2008 году в Звездном городке построили очень красивый деревянный храм. Именно в нем получают благословение перед полетом все наши космонавты. Они приходят в эту церковь, батюшка их благословляет, а потом они летят в космос. Этот воздушный храм с множеством голубых главок такой же красивый и внутри.
Рядом с Сергиевом Посадом есть источник Гремячий Ключ с купелью-часовней, въездными воротами и другими интересными деревянными постройками. Я создал копии нескольких наиболее запоминающихся строений. Есть у меня копии не только новых церквей, но даже макет храма, который появится в будущем. Речь идет о церкви святого Олега Брянского, которая будет находиться в поселке с интересным названием Минзаг, что в Новой Москве. Минзаг расшифровывается как «Министерство заготовок». Это министерство существовало в советские годы, а сейчас от него остался поселок, в котором живет довольно много людей. На месте будущей церкви сейчас стоит лишь закладной камень, который установили в 2014 году. Когда было решено построить храм, и утвердили проект, Московская Патриархия обратилась ко мне с просьбой сделать макет. Я сделал модель, но они потом почему-то замолчали и не стали ее забирать. В итоге она осталась у меня, и я решил выставить ее в Мытищах.
Есть у меня модель церкви, где настоятелем был сын актера Валерия Золотухина. Не знаю точно, служит ли он до сих пор в ней, я уже давно не выходил с ним на связь, но одно время и сам Валерий Золотухин смотрел мои храмы. Валерий построил на своей родине на Алтае в селе Быстрый Исток замечательную деревянную церковь, где его потом похоронили. В моей коллекции она есть.
– Почему в одной из витрин у вас стоит храм в окружении пингвинов?
– Этой церкви, в отличие от остальных, я сам не видел, потому что она расположена в Антарктиде. Это единственный деревянный храм на самом южном континенте. На российской станции Беллинсгаузен люди иногда живут годами, иногда прямо там умирают, но ни отпеть, ни похоронить по православному обряду долгое время было невозможно из-за редкого сообщения с материком. Обитатели станции обратились в Московскую патриархию с просьбой построить церковь. Прежний патриарх Алексий Второй дал добро. Дерево для церкви привезли из северных регионов, пропитали его специальными растворами, чтобы не оно гнило, и собрали храм сначала у нас в России. Затем постройку разобрали, погрузили на пароход и отправили в Антарктиду. Когда храм привезли к месту назначения, его собрали и установили на возвышении, чтобы его было видно со всех сторон.
Интересная история произошла, когда я выставлял эту модель в одной картинной галерее в Москве. Я обратил внимание, как один товарищ постоянно ходил вокруг этой церкви и как будто больше ничем не интересовался. Я решил спросить его, в чем дело, а он мне ответил: «я этот храм сам перевозил!». Оказалось, что этот человек был летчиком вертолета, который перетаскивал храм с корабля на материк. Он рассказал мне много интересного. В частности от этого человека я узнал, что храм стоит на месте, где дуют очень сильные ветра. Внутри сруба растянуты цепи, которые вбиты в скалу металлическими крюками-анкерами, благодаря чему постройку не уносит ветром. Курируют этот храм монахи Троице-Сергиевой Лавры. Они регулярно посылают священников из Сергиева Посада для верующих членов экспедиции. В этой церкви уже и венчания проходили, так что храм работает на полную силу.
Другой деревянный храм, который расположен в суровом климате – Собор Троицы Живоначальной в Анадыре на Чукотке. Я нашел его изображение в интернете, а потом наткнулся на электронный адрес этого прихода и решил написать им письмо. Я рассказал в письме, что делаю макеты деревянных церквей и хотел бы сделать копию данного храма. Прошло какое-то время, и мне пришел ответ за подписью настоятеля. Батюшка выслал мне фотографии фрагментов церкви, чертежи и все, что было у него на руках. Выяснилось, что на сегодняшний день церковь в Анадыре считается самой большой по размерам церковью, сделанной из дерева. Интересно, что первоначально он был желтого цвета. Здание построили на берегу океана, и от сырости на его стенах появилась плесень. Чтобы сохранить постройку, церковь покрасили корабельным суриком, которым покрывают днище кораблей, и храм стал темно-красного цвета.
– Получается, что деревянное зодчество лучше всего вписывается в северный пейзаж?
– Вообще храмовое деревянное зодчество тесно связано с русским севером, где сохранились самые старые и самые лучшие образцы. Церковь святого Лазаря в Кижах 1391 года постройки считается самой древней среди сохранившихся деревянных церквей в России. Лазарь был миссионером и проповедовал христианство среди тогда еще языческих племен. Он поселился среди этих народов, построил себе небольшую избушку, и начал проповедь. Когда у меня была выставка храмов на ВДНХ в Москве, на нее приехал митрополит Кирилл, нынешний патриарх. Почему-то ему эта на первый взгляд простенькая и невзрачная церковь понравилась больше всего. Он долго ходил вокруг нее и внимательно всматривался. Я думал подарить ему копию, да как-то потом не сложилось.
Самые знаменитые церкви в Кижах: Преображенская и Покровская с колокольней. Кстати, деревянные колокольни в то время всегда строились отдельно от храма. Нагрузка колоколов была такая сильная, что деревянные строения могли не выдержать. Современные технологии уже позволяют объединять колокольню с церковью. Преображенская церковь была построена в 1714 году, а Покровскую возвели спустя два года. В этой второй церкви была устроена отапливаемая трапезная, где можно было собираться местным жителям и решать не только религиозные дела, но проводить собрания по мирским вопросам. В те времена здания церквей играли не только религиозную роль, они, по сути, были местом сельских сходок. Преображенская церковь – это настоящее чудо света. Храм с двадцатью двумя куполами легендарный мастер по имени Нестор возвел без единого гвоздя.
– Из каких материалов вы делаете свои макеты?
– У меня нет какого-то определенного материала, использую все, что есть под рукой: палочки для суши, палочки от мороженого, зубочистки. Купола иногда мастерю из пробок от шампанского, траву вокруг церквей делаю обычно из натурального мха. В качестве основы использую пенопласт или что-то подобное, а потом обкладываю его другими материалами. Обрабатываю морилкой, гуашью, лаком, а купола обклеиваю маленькими чешуйками от фантиков, чтобы они блестели. Все мои макеты освящены в церкви. Когда я заканчиваю делать храм, я либо приглашаю священника, либо сам несу ему модель, и он освящает ее. Если получается, я освящаю макет именно в том храме, с которого я делал копию. Кстати, мне уже несколько человек говорили, кому я дарил эти храмы, что мои модели будто отталкивают пыль – вокруг собирается много пыли, а на храм она не садится.
– Какой храм вы делаете в данный момент?
– Сейчас я делаю русскую часовню, которая находится в Словении. В новостях ее недавно показывали, потому что туда ездил президент с визитом. Я рад, что городское управление культуры выделило здесь в библиотеке им. Кедрина помещение, а то у меня дома уже все заставлено. Здесь место еще есть, поэтому будут и новые экспонаты. Люди должны видеть хотя бы в копиях богатое наследие нашей деревянной архитектуры.
Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье — и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
Икона в квартире является окном в Царствие Божие. Красный угол с иконами — это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели — сосредоточенной молитве Богу.
На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно расположить иконы в любом другом доступном месте, как поется в 112 псалме «от восток до запад хвально имя Господне». Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве.
Некоторые устраивают красный угол над кроватью – так более эффективно используется тесное пространство, не мешают шкафы и окна, да и спишь под сенью святынь.
Можно разместить иконы на специальной полочке, а если их много, развесить на стене соблюдая несколько несложных правил. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
Иконы можно и нужно разместить и в других комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате (например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка).
Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
***
При этом иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками. Не стоит помещать вблизи от икон плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона.
Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, так как фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.
#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
В продолжение давнего опроса (https://vk.com/wall-119055965_9256). Теперь, как и обещал тогда в комментариях, расскажу вам как должно быть, по науке. Для удобства и связи с прошлым постом-опросом рассказывать буду на том же самом примере современной квартиры.
Здесь, кстати, мы поднимаем крайне интересный вопрос. Пожалуй, стержневой для всего славянского новоязычества. Вопрос ЭВОЛЮЦИИ.
Смотрите, что представляет собой «классическая” (исключая южнорусские районы, о чем далее) схема расположения «красного угла”, известная нам по этнографии: однокомнатная изба, с печью возле входа и красным углом в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали напротив печи. Эта диагональ четко делит данное однокомнатное жилище на мужскую и женские половины.
Это СИЛЬНО отличается от современной городской квартиры, верно?
Наш быт настолько изменился за последние сто лет, что неизбежно начинается это: «Ах, Традиция прервалась, ах, в условиях современного города никакая «вера предков” невозможна, – поэтому уезжаем на природу и строим там собственную Деревню, где в ковах милой старины будем плести лапти и вставать с петухами”
Все бы ничего, но тут – особенно для того, кто считает себя «славянским/русским язычником” – есть один нюанс:
если мы обратимся к той же археологии, то изба 19 в. РАДИКАЛЬНО отличается от славянского жилища века 10го. НЕ МЕНЬШЕ, наверное, чем наше современное городское жилище – от «этнографической” 19 в. избы.
Это – Основная Мысль данного поста и я хочу, чтобы вы как следует поразмыслили над этим:
Традиционная крестьянская изба доиндустриальной эпохи, которую я назвал «этнографической”, так же как и землянка славянина дохристианской эпохи – это всего лишь частные эпизоды в непрерывной эволюции жилища с древности и до наших дней.
Начнем с того, что локализация сакрального центра жилища в углу по диагонали от печи, по утверждению Слуднякова (а у него довольно сильные аргументы), – это вообще в принципе крайне позднее явление:
«помещение икон по диагонали от печи, а стало быть, и появление красного угла в привычном нам понимании – явление достаточно позднее, распространившееся в крестьянских избах Северо-Запада России не ранее XVIII в.” .
Нельзя не заметить, что выделение какого-либо одного угла в качестве сакрального локуса – это нечто, известное лишь на востоке Славии, но не на ее западе или юге.
Поэтому далее я буду использовать данный термин «красный угол” в кавычках, как условное обозначение некоего сакрального центра жилища (однако, на мой взгляд, выделение Угла в качестве Центра, пусть это и инновация, – все же довольно удачное решение, о чем см. ).
Появление «красного угла” обычно связывают с появлением окон:
«До появления окон жилище ориентировалось на юг входным проемом, который служил одновременно источником дневного света. Археологические данные VI—X вв. свидетельствуют об ориентированности входа на юг как устойчивом признаке. Печь при этом располагалась в противоположной от входа (т. е. в северной) стороне.10
В X—XI вв. планировка претерпевает глубокие изменения. Печь оказывается расположенной рядом с входом, который перестает быть ориентированным на юг.11 Объяснение этого факта можно связать с прогрессом в освещении жилища. Появление окон избавило от необходимости ориентации входа на юг, куда стали выходить окна, что дало возможность выделить чистую (освещенную) половину жилища и одновременно улучшить его отопление. Печь при этом остается в северной части жилища, но противопоставляется по признаку ориентации уже не входу, а окну (окнам), выходящему на южную сторону. С тех пор это пространственное противопоставление существенно не изменилось. Диагональ печь—красный угол («оконный», наиболее освещенный) — лишь естественное завершение эволюции противопоставления печь — источник света.” Тут мне пришлось провести собственное исследование. Так как в Вики написано, что первые окна появляются не ранее XIV в. Байбурин ссылается на Раппопорта, однако последний, да, – пишет о том же, что Байбурин, но ясно указывает иной, более поздний, период – XII-XIII вв. (см. глазоломный скан здесь, например: http://www.rodnovery.ru/attachments/article/386/Rappo.. с.132-133). Как будто Байбурин пытается искусственно притянуть период X—XI вв. в поддержку своему тезису о христианском происхождении «красного угла” («Религиозно-мифологический способ видения мира с его четко разработанной дихотомией (бог—дьявол; свет—тьма и т. п.-) закрепил и, насколько это было возможно, «использовал» эту пространственную антитезу, что выразилось в противопоставлении «языческому» центру жилища, каковым осознавалась печь, — второго центра, христианского, «красного», или «божьего», угла. Другими словами, противопоставление печь—красный угол явилось своего рода материальным воплощением русского двоеверия в структуре жилища.”), так что окна тут особо не при чем («И хотя сам П. А. Раппопорт о красном угле не сказал ни слова, из факта размещения печи в углу у входа, похоже, был сделан вывод, что угол, расположенный по диагонали от печи, обязательно должен был иметь какую- то сакральную функцию4 . Однако, надо думать, что нельзя ставить знак равенства между помещением печи в один угол и сакрализацией другого угла” ).
В настоящее время наиболее аргументированно языческое происхождение самой концепции «красного угла” отстаивает Криничная (см. в прикрепленном файле). И у нее есть некоторые весьма сильные доводы, например, археологические находки закопанных под углом дома конских черепов или почитание столбов по углам жилища и пр. (однако см. контрдоводы на ее статью ). Хотя, справедливости ради, она по большей части пишет об углах жилища вообще, но не конкретно об одном особо почитаемом, «красном”.
В любом случае, говорить, что понятие «Красного Угла” как Сакрального Центра Жилища возникло БЛАГОДАРЯ хр-ву, это все равно, что говорить, что сотовые телефоны появились в нашей жизни благодаря партии «Единая Россия” .
Некоторые вещи просто совпадают во времени, но не являются причиной и следствием друг для друга.
Итак, где же должен располагаться «красный угол”, согласно традиционным критериям (применительно к совр. жилищу, см. прикрепленные изображения):
1. «Красный угол” должен находится по диагонали от печи:
«в середине XIX в. на европейской территории расселения русского народа четко выделяются четыре типа внутренней планировки жилого дома: северо¬среднерусский, восточный южнорусский, западный южно- русский и западнорусский».2… При этом авторы подчеркивают, что «все четыре типа внутренней планировки при имеющихся различиях обнаруживают в то же время единство расположения переднего угла обязательно по диагонали от печи. Такое расположение печи и переднего угла — одна из общих черт русского крестьянского жилища XIX в.».3 .” Однако, «иностранные наблюдатели (С. Герберштейн, А. Олеарий, Г. Мьеж, Д. Перри), посещавшие Россию в середине XVI – начале XVIII в. и подробно описывавшие интерьер жилых построек как верхушки общества, так и основной массы населения, в большинстве случаев отмечали отсутствие привычной для нас диагонали «печь – красный угол”. И лишь в начале XVIII в. Д. Перри отметил определенное распространение этого явления, но только в богатых домах. В отдельных же случаях отсутствие такой диагонали фиксировалось как пережиточная форма еще и в начале ХХ в.”
2. «Красный угол” должен быть ориентирован на восток/юг:
«Важно подчеркнуть, что оппозиция восток — запад и юг — север на семантическом уровне легко сворачивается в одну: юг ѵ восток — север ѵ запад, так как им соответствуют по сути дела две парадигмы связываемых с ними значений…
Своеобразной осью ориентации жилища как раз и является диагональ красный угол—печь. Один ее конец (красный угол) указывал на полдень, на свет, на всход, на красную или божью сторону, другой, (печь) —соответственно на тьму, на заход и т. п. Важно подчеркнуть, что даже если по каким-то обстоятельствам (и прежде всего из-за особенностей планировки поселения) диагональ красный угол—печь отклонялась от «запрограммированного» направления, тем не менее условно обозначала его (семиотическая ценность диагонали в этом случае, естественно, повышалась). Иными словами, красный угол всегда отождествлялся с востоком или югом, а угол, в котором располагалась печь, — с западом или севером. Молились на образа, помещавшиеся в красном углу, т. е. на восток. Покойника хоронили головой на восток, а перед захоронением клали на стол головой в красный угол и т. д..”
3. «Красный угол”, а вернее даже не «угол”, а просто Сакральный центр жилища должен располагаться посередине лицевой (фасадной) стены (над окном?):
«В своей книге Д. Перри сообщает о наличии красного угла в домах богатых людей: «Между русскими существует обыкновение (особенно между богатыми, которые могли позволить себе эту роскошь) ставить в комнатах своих, преимущественно же в переднем углу, против печи, множество изображений Святых…» В этой фразе интересно то, что наличие множества икон в доме признается роскошью, которую не все могли себе позволить. Далее Д. Перри поясняет: «В доме же бедного человека, где существует только один такой образ… и где бывает очень темно, да где не всегда перед образом горит и восковая свечка, то чужому человеку, входящему в избу, трудно с первого раза рассмотреть, где находится… образ, и он первым делом спрашивает: «А где же Бог?», на что кто-нибудь из присутствующих указывает ему, на каком месте стены висит образ»17.
Таким образом, налицо ситуация, когда человек, попавший в незнакомый дом, не может сориентироваться и найти божницу. В XX в. этого, скорее всего, не произошло бы. Устойчивая диагональ печь – красный угол позволяла быстро определить место для икон даже в темноте. Видимо, в начале XVIII в. на северо-западе России, где работал английский инженер, такой диагонали в большинстве случаев еще не было18. Кроме того, Д. Перри определенно противопоставляет постановку икон в «передний угол», уже принятую у богатых, и размещение иконы у бедных на каком-то неопределенном «месте на стене», что также свидетельствует об отсутствии у основной массы населения красного угла в привычном нам понимании.
Косвенным подтверждением этого служит и то, что даже в конце XIX – начале ХХ в. иконы еще далеко не везде располагались в углу по диагонали от печи. Например, на границе Кемского и Повенецкого уездов у старообрядцев-карел была зафиксирована ситуация, отчасти напоминающая описание Д. Перри: «В красном, сутнем, углу вы редко увидите икону, как обыкновенно бывает в русской избе.., но осмотрите хорошенько стены: где-нибудь посредине стены, между окнами, или в углу против печки, где вы совсем не привыкли видеть иконы, заметите… маленькие, створчатые… образа, которые помещаются обыкновенно на высоте не более двух аршин от полу»19. Сведения о расположении икон в непривычных местах есть и из других мест Русского Севера20. Таким образом, можно предположить, что в начале XVIII в., по крайней мере, на территории Северо-Запада России красный угол в привычном нам
виде имелся в основном в избах богатых людей (подчеркнем, что речь идет именно об избах, а не о различных «чистых» помещениях типа горниц или»комнат», в которых он мог существовать и раньше). У основной же массы населения, в том числе у крестьян, постановка икон в угол по диагонали от печи, по всей видимости, еще не была широко распространена.
Теперь осталось выяснить, где же висела та единственная икона, о которой говорят Д. Перри и Г. Мьеж. Если это, как мы предполагаем, не был красный угол, то в каком другом «месте на стене» она могла находиться? Как гипотезу предложим вариант ее размещения на середине лицевой стены. Подобное расположение икон было широко распространено в Карелии еще в начале XX в. Иконы там помещались на фасадной стене,часто над центральным окном21, что отчасти совпадает с описанием Г. Мьежа. Возможно, в XVII–XVIII вв. так же или похоже они располагались и в центральных районах страны, где побывал Г. Мьеж.”
4. «Красный угол” должен располагаться сразу же у входа в дом.
Это т.н. «южнорусские (зап. и вост.) планы” – там «красный угол” – это пространство, заключенное между стеной с дверью в сени и боковой стеной (печь же, наоборот, находилась в глубине избы):
«…более архаическими являются оба южнорусских плана, где красный угол расположенный непосредственно у входа, а печь находится во внутренней части дома. «Северные» планы, где у дверей расположена печь, в таком случае нужно считать вторичными, но, как справедливо отметила Е. Э. Бломквист, «более жизненными», так как появилась возможность выделить чистую половину жилища, и главное — в таких домах лучше сохраняется тепло. «Поэтому в селениях, лежащих на границах зоны южновеликорусской планировки, где оба ее типа соприкасаются с другими двумя планами, уже в XIX веке наблюдалась постоянная замена южных планов другими…” Собственно, смысл понятен:
«Внимание человека, вошедшего в дом, первым делом обращается на его символический центр – красный угол. Соответственно, оформляется эта часть дома не только в расчете на «своих” (его жителей), но и для пришедших со стороны, гостей. » Размещение «красного угла” с божницей на входе в дом, в сенях, является более древним:
«В. И. Даль приводит поговорку: «Есть ли у тебя на мостах на калиновых Спас, Богородица?», то есть крещёный ли ты, имеешь ли в сенях образа? (Даль В. И. Толковый словарь… М., 1995. Т. 2. С. 350). Эта поговорка отсылает нас ко временам курных изб, недаром дружка называет потолок в избе невесты «соболиным», то есть мохнатым и чёрным от копоти. Сени, в которых не было печки, были чистыми и именно в них на протяжении многих столетий, до изобретения дымоотводной трубы, находились божницы, висели белоснежные рушники с вышивками-оберегами.” Хотя вариант с сенями – это явно не более чем эпизод в эволюции жилища (когда дым от печи выходил еще не через трубу, которую еще не придумали, но и уже не просто через входную дверь, а через специальные отверстия – т.н. «волоковые окна”).
5. Наконец, по этнографическим данным конца XX в. в многокомнатных домах (вот где опять проявляется она – Эволюция), «красный угол” может быть устроен в каждой комнате:
«Красных углов может быть несколько (в каждой комнате), поэтому иногда они занимают противоположные углы дома”
Таким образом, наиболее архаичным следует признать размещение сакрального центра жилища посреди лицевой стены (3) или у входа (4). Наиболее оправдана (особенно для современности) привязка «красного угла” к сторонам света (юг/восток/юго-восток).
Все утверждения типа «кр. угол ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть расположен там-то и там-то, – это ЗАКОН” – безосновательны, потому что, на протяжении столетий местонахождение сакрального центра менялось, в соответствии с эволюцией жилищных условий.
Максим Сухарев
ИСТОЧНИКИ:
Байбурин А.К. – Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.
Криничная Н. А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам).
Слудняков А.О.Красный угол: материальные и духовные аспекты эволюции интерьера крестьянского жилища.
Волхва Пятница Географическая локализация «сказочных” объектов.
Кучумова А. С. Красный угол. Положение в пространстве (location) как семантический признак вещи
А. О. Слудняков А.О. О времени распространения красного угла
в крестьянских избах Северо-Запада России.
P.S.: Я не упомянул здесь вариант размещения Сакрального Центра на периферии жилого пространства. См. про «клеть” здесь – https://vk.com/wall-67741956_18065 – в этот пост не влезло бы уже (прочем, есть в этом что-то и от «сеней” в ).
Этот вариант вполне имеет место быть, см. мой старый пост про БАЛКОН как современный языческий храм и средоточие домашнего культа – https://vk.com/wall-119055965_1789