Илья Глазунов.Фото: Наталия НЕЧАЕВА
Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.
1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.
Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.
Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.
И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.
2. «Вечная Россия» (1988)
Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.
3. «Великий эксперимент» (1990)
Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло
Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).
4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)
Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).
5. «Дороги войны» (1985)
Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.
Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.
Совершенно случайно попалась на глаза картина Глазунова «Возвращение блудного сына». Полотно написано в 1977 году, тогда еще, что называется, «в стол». Об нее, как и о большинство работ художника, русофобы сломали немало зубов в приступе ненависти. Описания картины мне найти не удалось. Но сам Глазунов говорил, что Блудный сын — это Павлик Морозов, а на столе стоит и его небольшая статуэтка. Но кажется мне, что Илья Сергеевич что-то чувствовал. Ведь не зря на первом плане свиньи, а Отец с Сыном — за ними. Я догадываюсь, от каких свиней бежал Сын.
Зато я нашла, что по поводу этой картины писал некто Сергей Простаков, борец с русским национализмом, на небезызвестном ресурсе Ходорковского. Некролог его авторства под характерным названием «Правая кисть» опубликован на сайте «Открытой России».
————————————-
Илья Глазунов «перепридумал» русский национализм и стал «главным русским художником» последнего полувека. Тридцатилетний Глазунов окажется у истоков возрождения русского национализма. В 1960-е годы интеллигенция обращается к дореволюционной истории, к православию, к опыту Белого движения и монархизму. В «России, которую мы потеряли» видят альтернативу советскому проекту, к этому моменту очевидно застагнировавшему. Картины Глазунова, в которых воплотились образы «исторической России», стали одним из маркеров времени.
При этом Глазунову удалось при всей своей правой фронде остаться легальным советским художником. Пока картины с древнерусскими князьями рисовались «в стол», Глазунов ездил во Вьетнам, Чили, Никарагуа, изображая социалистическое строительство в странах Третьего мира. Если у кого-то есть желание осудить художника за двуличность, то его стоит скорректировать: и Андрей Сахаров, и Александр Солженицын достаточно долго оставались в легальном советском поле, критикуя строй.
Глазунов в своем творчестве воплотил русский национализм, которому до сих пор в России нет альтернативы. Это не гражданский национализм, а державнический, имперский, ищущий антирусские заговоры, которые равняются заговорам против власти. Такая позиция позволяла Глазунову писать официальные портреты советской элиты и устраивать выставки в Манеже, рисовать картины с Солженицыным в зэковской фуфайке и конспирологический символ «Всевидящее око».
И все-таки главной картиной Глазунова останется «Возвращения блудного сына» (1977), на который мальчик в джинсах припадает к рукам русского святого. Рано или поздно русские откажутся от всех новомодных западных течений (в том числе и марксизма) и начнут строить «историческую Россию», — однозначно считывали посыл картины современники.
Вывод: не стоит думать, что Глазунов в этой ситуации стал провластным художником — это власть стала глазуновской.
————————————-
Вот из-за этого, из-за подчеркнутой мною фразы, настолько верной, что и добавить нечего, их всех, этих свиней, и корёжит. Кстати, свиней почти в буквальном смысле этого слова, уж больно Сергей Простаков на нее похож
Краткая биография Глазунова
Отношение к художнику
Особенности стиля художника
- Панорамность и мощь сюжетов
- Жизненный реализм
Цены, рекорды продаж картин Глазунова
Оценка, продажа, скупка картин Глазунова
- Как оценить картину Глазунова
- Где и как продать картину Глазунова
- Как продать картину Глазунова быстро
Содержание
Художник-реалист И.С. Глазунов. Ажиотаж сквозь время
Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году в семье историка. Уже в детские годы ему пришлось пережить тяжелейшие события блокады осажденного города, в ходе которой мальчик потерял родителей. Эта детская трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество Глазунова.
Илья Сергеевич Глазунов (1930–2017).
Живописи Илья Сергеевич обучался сначала в художественной школе Ленинграда, а затем и институте живописи имени Репина. По его словам, именно Ленинград сделал из него художника, поразив его своими стройными домами, площадями и грациозными дворцами.
Слава пришла к Глазунову во время выставок, многие из которых сопровождались ажиотажем и жаркими спорами. Если его дипломную работу (картину «Дороги войны») буквально забраковали и даже уничтожили за изображение отступающих советский солдат, его портрет известного журналиста Юлия Фучика произвел в мире настоящий фурор. С 1957 года о Глазунове говорили все чаще.
В творчестве художника выделяют четыре цикла: городской, исторический, иллюстрирование литературных работ и портреты. К числу наиболее известных его работ относятся «Мистерия XX века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Дороги войны» и другие.
И.С. Глазунов. «Вечная Россия». 1988 г.
Помимо деятельности художника Глазунов известен как талантливый педагог (преподавал в МХИ), организатор музея всесоюзного масштаба и руководитель академии живописи.
Ушел из жизни И.С. Глазунов в 2017 году в возрасте 87 лет, до последнего работая ректором РАЖВиЗ.
Отношение к художнику
Отношение к Илье Сергеевичу Глазунову весьма противоречивое. Одни считают его гениальным русским художником, который показал Россию и мир так, как никто до него этого не делал. Другие называют его работы вульгарными, примитивными, лишенными вкуса и свободными от совести. Однако нельзя не признать, что такая противоречивость взглядов только еще больше подогревает интерес к его персоне и подчеркивает оригинальность его стиля.
Выставки Глазунова посещало так много народу, что людям приходилось несколько часов проставить в очереди, а организаторам — вызывать милицию для наведения порядка. Всем хотелось посмотреть на чудо-картину «Мистерия ХХ века» и другие поразительные полотна художника. Например, в Иваново и сегодня в ходу выражение «народу, как на Глазунова», которое используют для сравнения с большими очередями.
Многие сходятся во мнении, что такой аномальный интерес к выставке художника вызван его необычной идеологией. Глазунов стал для своего времени неким символом отклонения от нормы, инакомыслия, что всегда привлекало большое внимание общественности.
Особенности стиля художника
Панорамность и мощь сюжетов
Глазунов создавал такие огромные полотна, что людям на выставках приходилось выстраиваться в очередь, чтобы изучить одну картину. Картины могли достигать в длину восьми метров, а в высоту — трех метров и содержали невероятное количество персонажей. Во многих из них число героев составляло сотни, а в картине «Мистерия ХХ века» представлено более двух тысяч персонажей. При этом в сюжет панорамных картин попадали известные вожди, политики, цари, полководцы, церковные лица, которых можно было рассматривать часами.
Интересно, что некоторые картины удлинялись за счет того, что Глазунов дописывал для них новые исторические эпохи. Например, это произошло с картиной «Мистерия ХХ века», которую художник дописывал спустя почти два десятка лет после ее создания в 1978 году.
И.С. Глазунов. «Мистерия ХХ века». 1978 г.
Панорамные картины Глазунова потрясали и заставляли говорить о художнике всюду. Не умолкали отзывы восторженных посетителей, не умолкали негодования критиков. Последним не нравилось, что в картинах художника допущены исторические неточности, а сами работы казались слишком пафосными.
Жизненный реализм
Глазунова относят к художникам-реалистам, которые понимали реализм в наивысшем смысле этого слова. Для него, как и для многих художников, важно было передать реалии жизни. В цикле работ «История России» художник отнюдь не стремился запечатлеть только минуты славы и радости. Для него история страны складывалась из всего, что было: побед, поражений, казней, пожаров и воин. Этот цикл составили многие известные картины: «Проводы войска», «Андрей Рублев», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Вечная Россия» и многие другие.
Илья Глазунов. «Сергий Радонежский и Андрей Рублев». 1992 г.
Этой же правды он добивался еще в одном цикле своих работ — при создании портретов. По мнению Глазунова, создание портрета не означало комплимента этому человека, а означало изображение правды, сути того, чем являлся этот человек.
Особенно глубоко реализм Глазунова раскрылся в работе над литературными произведениями. В своих иллюстрациях он следовал философии Достоевского и отмечал, что великий русский писатель научил его искать в человеке человека. Именно это он пытался отразить в иллюстрациях, уделяя наибольшее внимание миру внутреннему.
И.С. Глазунов. Левая часть триптиха «Легенда о Великом Инквизиторе». 1985 г. Иллюстрация к произведению Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Цены, рекорды продаж картин Глазунова
Сколько стоят картины Глазунова сегодня? Они не оцениваются столь значительными суммами, как произведения Малевича, Айвазовского или Шишкина. И все же сотрудники аукционных домов рекомендуют покупать полотна Глазунова, которые после его недавней смерти начали расти в цене.
Произведения художника продаются довольно хорошо. По оценкам экспертов, с торгов крупнейших аукционных домов уходило не меньше десятка картин Глазунова в год. Это говорит о стабильном спросе на его произведения. Первые успешные аукционные продажи датируются 1988 годом. Тогда на аукционе Sotheby’s продали все четыре картины Глазунова, выставленные на торги. Общая сумма составила 101 тысячу фунтов стерлингов.
Среди проданных работ была картина «Иван Грозный», которую до сих пор относят к наиболее китчевым работам. После такого успеха на аукционе 1988 года цены на картины художника начали расти. В 2005 году полотно «Русский Икар» от 1973 года купили с торгов Christie’s на 31 тысячу фунтов стерлингов, «Вид на Кремль и Красную площадь» — за 30 тысяч.
Илья Глазунов. «Иван Грозный». 1974 г.
Сам Глазунов однажды возмутился, когда увидел на торгах Sotheby’s картину «Вид Кремля», которая якобы принадлежала ему. Назвав полотно «поганой мазней», он заявил, что его работы не оцениваются столь низко (эстимейт составил 8-12 тысяч фунтов) и потребовал снять ее с торгов.
Эксперты рекомендуют покупать картины Глазунова, так как со временем они могут еще больше вырасти в цене. Первой причиной такого роста является уход художника из жизни. Так, в 2017 году все та же картина «Русский Икар» при первоначальной цене 25-30 тысяч фунтов ушла с молотка на торгах MacDougall’s за 72,8 тысяч.
И. Глазунов. «Русский Икар». 1973 г.
Второй причиной роста цен на картины Глазунова являются определенные события. В частности, после разгрома в 2015 году выставки художника Вадима Сидура в московском выставочном зале «Манеж», цены на картины Глазунова выросли примерно на 15-25 процентов.
Организация выставок с его картинами или успех на аукционах также могут стать причиной роста их стоимости.
При этом не рекомендуется приобретать те картины, сюжеты которых автор изображал многократно. К числу наиболее ценных его работ относится живопись 1960-х годов и графика.
Оценка, продажа, скупка картин Глазунова
Как оценить картину Глазунова
Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно вы хотите узнать о полотне. Возможно, вас интересует его подлинность, стоимость на рынке, техники, которыми пользовался художник, или место создания произведения. Всю эту информацию можно узнать в ходе экспертизы картин Глазунова. Например, рекомендуем специалистов Центра научной экспертизы имени Бенуа. Они смогут комплексно оценить картину Глазунова, ответив на все интересующие вас вопросы.
Где и как продать картину Глазунова
Вопрос о том, где продать картину Глазунова, — не праздный, так как дорогостоящее полотно вряд ли будет пользоваться спросом на обычных сайтах-барахолках или в магазинах. По этой причине мы предлагаем вам выставить картину на нашей специализированной площадке, рассчитанной именно на ценителей искусства. Наши покупатели готовы платить значительные деньги за ценную картину, что ускорит продажу вашей картины. Как только на произведение найдется покупатель, вы сможете обсудить с ним детали сделки.
Как продать картину Глазунова быстро
Это тоже возможно сделать у нас. Мы заплатим вам двадцать процентов от стоимости картины, установленной силами нашего эксперта. Весь процесс проходит быстро, так что вы можете получить деньги в кратчайшие сроки. Скупка картин Глазунова ведется нами на определенных условиях, узнать которые можно в разделе «Прием на комиссию».
По всем вопросам обращайтесь по телефону +7 (495) 969-14-05 или свяжитесь с нами по электронной почте info@lermontovgallery.ru. Альтернативные способы связи указаны в разделе «Контакты».