В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»
Ирина Николаевна
Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме. Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?
Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез. Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.
Содержание
Три части храма
В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.
Зачем мы ходим в храм?
Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.
Главное место храма
Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии. Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.
Амвон, солея, клирос
Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»). И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю…»?
Женщина и святая святых
От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.
Иконостас — лицо храма
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм. В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.
В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.
Продолжение следует
Молитва
Перед выходом из дома
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла.
Господи, направи ко благу путь мой.
Господи, благослови все мои вхождения и исхождения.
(И осенить себя крестным знамением.)
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или pisma-maria@mail.ru
Строительство православных храмов в наши дни развивается. На данный момент на территории постсоветского пространства находятся на реконструкции более шести тысяч церквей. На следующий год намечено строительство около тысячи новых.
Храмовое строительство существенно отличается от строительства других архитектурных форм. Прежде всего, это место единения человека с Богом, поэтому место для храма нужно выбирать соответствующее.
Когда место выбрано, подается прошение в местные органы власти о передаче земли под храм и получение благословения архиерея на строительство храмов. Нельзя забывать, что храмовое строительство включает в себя множество нюансов. Несмотря на разнообразие архитектурных стилей (древнее зодчество, русское барокко, классицизм, ампир), каждый православный храм, согласно традициям, строится алтарём на восток.
Традиции в строительстве храмов.
Так же православный храм условно делится на три части – алтарь, средняя часть, отделенная от алтаря иконостасом, притвор. Алтарь считается самым святым местом в храме, ведь в его центре находится престол, символически обозначающий Гроб Господень. На престоле проводится главное деяние церкви – Евхаристия (благодарение). Алтарь стоит за иконостасом, который нередко называют окнами в алтарь. Иконостас стоит между северной и южной стеной храма и состоит из упорядоченных на нем икон.
Алтарь и иконостас должны стоять на возвышении, которое называется солеей. Храм, как правило, имеет колокольню для созыва верующих, чаще всего трехъярусную. Нижний ярус – это притвор, следующий – темничка, верхний – звонница. Каждый храм увенчан куполом с крестом. Купола стремятся делать круглыми, крестовидными или восьмигранными.
Строительство православных храмов всегда должно быть подчинено традициям, ведь амвон или количество куполов имеют свое значение и особую ценность. Нужно помнить также физические параметры — рассчитывать нагрузку на звонницу и стены (при строительстве первого Успенского собора в московском Кремле купол трижды обрушивался), климатические условия, подвод коммуникаций.
Генеральный директор и совладелец Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын в интервью порталу E1 рассказал, зачем строит церкви.
«Если человек взрослеет, ему нужно куда-то прийти, не факт, что к Богу, но храм — это то место, где человек может побыть наедине с самим собой. Мало таких мест. Дома на диване здорово, но это же не то. Особенно с возрастом люди начинают переосмысливать своё бытие. Не все, но многие. И я считаю, что, придя в это место, человек точно уже не будет свиньей, грубо скажу. И по-свински относиться к окружающим не будет. Когда человек приходит в храм, он точно остается сам с собой. Можно по-разному к этому относиться. И, побыв с самим собой, можно найти даже в том месте для себя ответы на какие-то вопросы или какую-то опору для себя, жизненную опору в первую очередь, потому что жизнь злая. И как-то, может быть, удастся противостоять внешнему миру с учетом переоценки самого себя. Как-то так я себе это объясняю. Это не какое-то своё «я»… Есть возможность — делаю. С другой стороны, православные храмы очень красивые исторически, из этого мира войти туда и побыть с собой — я думаю, стоит того, чтобы это было», — отметил Козицын.
Глава УГМК рассказал, что проект храма, который будет построен около Драмтеатра в Екатеринбурге, согласован и с РПЦ, и с патриархом. «Это будет православный храм, исторически и по канонам соответствующий православному храму. И это будет украшением города. Точкой притяжения станет, достойной Екатеринбурга. Тем более нашему городу в 2023 году 300 лет», — заявил Козицын.
По его словам, внутри храма планируется выложить мозаикой. «Идея у нас такая с Игорем Алексеевичем (Алтушкиным, президентом РМК, вторым соинвестором храма, — портал E1). Конечно, можно храм снаружи побелить-покрасить, а внутри расписать, как в православных храмах делается. А можно сделать это мозаикой. Пример — храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Он мозаичный. Поэтому решили сделать так же. Если, даст Бог, это получится, сделаем. Но это будет не одномоментно, потому что огромный объем работ. Очень сложная работа и в плане временном, и в плане художественном, и в плане физическом — по объему этой работы. Да, она будет не один год. Сколько — посмотрим, но точно не один год, не два и не три. Это огромная серьезная работа — мозаикой сделать храм», — заявил Козицын.
Что касается прежнего проекта, который предусматривал строительство храма на городском пруду, то Козицын полагает, что это было «не менее достойное место» для храма. «Справа-слева к нему планировались мосты по 30–40 метров, три моста. И был бы он на острове в заливчике. Было бы хорошо», — полагает бизнесмен.
По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Средняя часть храма (Святое)
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения. Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.
Купол
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св. Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.
«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.
Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е. в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно». Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.
Иконостас
«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.
В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».
Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».
Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник
В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.
Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.
Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.
В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.
Слово «храм» в церковнославянском языке
В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:
- дом (греч. οικία):
- «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
- храм (греч. ναός):
- «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);
Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:
- «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).