Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресенье. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники.
Опубликовано много новых ответов
Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресенье. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники. Юлия
С этим вопросом мы обратились к Епископу Дмитриевскому Александру, известным московским священникам и одному мирянину:
Епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР:
— В Ветхом Завете на скрижалях закона Моисеева была дана человеку заповедь: «Шесть дней делай и совершай в них дела твои, а день седьмой Господу Богу твоему» (Исх. 20. 9). Этот день по-особому благословлен Богом, потому что он является образом того седьмого дня творения, в который почил Господь от своих дел. Повеление Божие о почитании седьмого дня и посвящении его Богу остается нормой для христианина как программа-минимум в его духовном становлении и укоренении в жизни церковной.
Если мы внимательно прочтем описание Евангельских явлений Христа после воскресения из мертвых, то увидим, как Господь сам приучал своих учеников к собранию в этот день. Мы знаем, что первое явление собранным вместе ученикам было в вечернее время первого дня после воскресения Христа из мертвых. Ему не стали преградой даже закрытые двери горницы, в которой собрались апостолы. Именно тогда вместе с даром благодатного мира Он преподал им власть и силу прощения грехов: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22-23). Апостола Фомы тогда не оказалось среди них и ему тоже очень хотелось увидеть Учителя и Господа и быть свидетелем Его воскресения, но Господь исполнил его просьбу только спустя неделю в следующий воскресный день, когда все Его ученики снова оказались вместе.
Конечно, лучше, если человек переживает как пребывание перед очами Божиими каждое мгновение своей жизни. Все его мысли, слова и поступки становятся тогда устремлением к исполнению воли Небесного Отца, прославлением имени Божия на путях своей жизни. Этому учит нас и апостол Павел: «непрестанно молитесь» (Фес. 5, 17). Но это возможно только тогда, когда благодать коснется человеческого сердца и зажжет его любовью ко Господу. Такому человеку о седьмом дне ничего объяснять не нужно – всякий его день и так принадлежит Богу, как и он сам, а частое участие в церковном богослужении постоянная потребность его души. Но для нас исполнение заповеди о седьмом дне необходимость, чтобы незаметно для нас самих мы не оказались вне благодатного церковного опыта жизни. Согласно древним Апостольским правилам если человек три воскресенья подряд без уважительной причины пропустил общественное богослужение – т.е. не участвовал в Божественной литургии, он сам себя отлучил от церковного общения. И это не какая-то внешняя административная кара, а констатация факта — жизнь в Церкви немыслима без участия верующих во Христа в Евхаристии и соборной молитве. : «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20).
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
Мы приходим каждое воскресение в храм, потому что любим Бога, любим Церковь. Дело не в обязательствах, а в отношениях человека с Богом. Если ты хочешь войти в жизнь Вечную, любишь Бога, то и приходишь в храм.
Ты делаешь это просто соблюдая закон любви. Поэтому если человек не любит Бога, то как ему объяснишь и заставишь ходить в храм? Тогда действительно это как в армии получается или в тюрьме, через принуждение. И хотя Церковь — это действительно в каком-то смысле армия, но армия вполне добровольная.
Протоирей Димитрий Смирнов, настоятель храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской.
А что за «обязаловка» у людей постоянно ходить в магазин или каждый миг дышать? Вдохнул один раз, в понедельник, и не дыши до пятницы. Что за «обязаловка» молиться и ходить в храм? Потому что так проявляется потребность души в Божьей благодати. Если этой потребности нет, сиди дома, никто тебя ни к чему не обязывает. В храм ходят потому, что этим живут. Правда маленьких детей мы к этому как-то подталкиваем, приучаем, а взрослых никто не принуждает в храм ходить.
Иерей Константин Сопельников, настоятель Троицы Живоначальной в Чертаново.
Мы на своем приходе сами организуем паломнические поездки. Недавно, например, большой группой поехали на Украину, в Святогорскую Лавру. Службы там очень длительные, 6 часов идет Всенощное бдение, 5 часов — Божественная литургия. И все участники поездки отстояли их целиком. И даже уезжать они оттуда не хотели. Потом один из прихожанин мне признался: «Я понял теперь , почему надо каждое воскресненье ходить в храм. Как же без этой благодати, которую я получаю в храме на воскресной службе, я смогу жить целую неделю. Она мне жить помогает».
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
Это психофизиология. Если вы будете видеться со своей женой и детьми раз в неделю и два раза пропустите, то дети от вас отвыкнут, а с женой придется опять знакомится. Не случайно сказано: шесть дней работай, а седьмой посвяти Господу Богу твоему. В храме человек общаешься с Богом.
И если ты без уважительной причины пропустил воскресную службу, то это не наказание, а констатация факта — ты отвык от храма.
Кроме того, мы приходим в храм, чтобы сохранять живое единство и общение в любви, молитве, в проповеди, в слове со всем церковным миром, с прихожанами – которые являются частью тела Христова.
Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе:
Зачем ходить каждое воскресенье в храм? Можно спросить на это – а зачем нужно семейному человеку приходить домой каждый день, а, например, не раз в три дня? Потому что семья – это единая жизнь, и естественно, что люди, объединенные этой жизнью, объединенные любовью, не могут жить друг без друга. Они нуждаются друг в друге, нуждаются в общении, в постоянном единении. Так же человек, который любит Бога, не может жить без Бога, и нуждается в том, чтобы быть с Богом как можно чаще, не только каждое воскресенье, а и каждый день. Но этому, конечно, препятствуют бытовые нужды и заботы, ведь и отец семейства не может все время находиться дома, он должен ходить на работу. Заботы о хлебе насущном заставляют человека массу времени уделять совсем другому. Но есть заповедь Божия – шесть дней делай твои дела, седьмой день посвящай Господу Богу. Воскресенье – по традиции день свободный от работы, поэтому естественно посвятить его Богу, прежде всего, пойти в храм к Божественной Литургии, поучаствовать в ней, если возможно – причаститься Святых Христовых Тайн, а древние христиане обязательно причащались в «день Господень». Если человек не каждое воскресную службу причащается, то его присутствие на службе – это путь к тому, чтобы причащаться чаще. Пока он не причащается часто, потому что он еще для этого не созрел, а если он будет приходить в храм постоянно, то потом он будет и причащаться чаще.
Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах:
Исходя, во-первых, из заповеди, что седьмой день мы должны посвящать Богу, а во-вторых, из того, что когда мы собираемся вместе, чтобы праздновать Христово Воскресенье, мы составляем собой Церковь. Люди приходят в храм не для того, чтобы отбыть какую-то повинность, а для того, чтобы собою устроить Церковь, Тело Христово, причаститься Святых Христовых Тайн, разделить Евхаристию. Это должна быть насущная потребность каждого человека, но к ней нужно приучаться. Существуют как бы две церковности: бытовая церковность, которая не сильно отличается от храмового благочестия любой религии, и иная, только христианская церковность, когда мы собираемся, чтобы стать Церковью. И такая церковность требует большого духовного труда. Многие наши современники не доросли, не воспитались до нее, такой истинной церковности сейчас вообще очень мало.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Бибирево и храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:
Во первых, потому что так говорят каноны Церкви, а мы, если считаем себя христианами, должны Церкви оказывать послушание. Должен ли при этом причащаться человек каждое воскресенье? Современное литургическое богословие имеет тенденцию говорить, что лучше человеку причащаться каждое воскресенье, например, отец Александр Шмеман об этом говорил. Но вот святитель Феофан Затворник писал об этом так: «В древности христиане причащались за каждой службой, но они и жили соответственно. Если вы можете так жить, как жили первые христиане, то пожалуйста, причащайтесь каждый день, а я так жить не могу» – пишет святитель Феофан. Потом такое частое причащение древних христиан исходило из того, что люди ждали мученических гонений, поэтому каждый день должны были быть к этому готовыми. Это особый настрой, особое состояние человека.
Я лично хожу в храм по возможности каждый день, но не потому, что меня к этому что-то обязывает, а просто потому, что мне так нравится, я так привык. Я хожу в храм с восемнадцати лет, и мне довольно быстро все остальное времяпрепровождение стало скучным, поэтому я стал каждый день ходить в храм, и утром, и вечером. Вообще для христианина пойти в храм – это потребность, и я думаю, многие ходили бы гораздо чаще, чем в воскресенье, но не позволяют работа, всякие домашние обязанности, болезни. Но эта потребность – часто ходить в храм – не возникает сама по себе. Ко всему доброму нужно себя вначале понуждать. Бывает, человек говорит: «я хожу в храм тогда, когда мне хочется». Спрашиваешь его – и как часто? — Ну, на Пасху, на Рождество…Так что ждать от нашей падшей природы, когда ей что захочется – так ей захочется скорее в кабак пойти, а не в храм…
Юрий ШИЧАЛИН, филолог, специалист по греческому и латыни, директор «Греко-Латинского кабинета Шичалина», учредитель классической гимназии:
— Я считаю, что мы бываем в храме не просто из чувства долга. Ведь у Церкви на все случаи жизни и для всех сторон нашей души и нашего ума, для нашего сердца и всего нашего существа есть неистощимая полнота Божественной Благодати. Приобщение к ней оказывается для нас в этой жизни драгоценной помощью и дает нам никак не заслуженную радость, несмотря на все наши несовершенства и очень малую способность полноту этой радости вместить.
Повторяемость служб — каждые сутки, каждую неделю, каждый месяц, каждый год — как ничто другое приспособлена к нашей немощи. Если монашествующим дано в полноте участвовать во всех этих службах и насытить свою жизнь молитвами за весь мир, то нам, мирянам с нашей погруженностью в каждодневные заботы, дана возможность в «выходной» воскресный день выйти из этого круга забот и пойти в храм. То есть хотя бы часть своего досуга посвятить душе, воскреснуть душой, открыться Церкви, а тем самым поручить себя ее благодатной опеке. Когда нам удается быть в храме каждые субботу и воскресенье, эта благодатная помощь обязательно сказывается на всем ходе нашей жизни. Она позволяет нам не погружаться целиком в дольние заботы и даже в самых обыденных трудах обращать «сердца горе» — то есть к Небу.
Опрашивали Марина НЕФЕДОВА, Алексей РЕУТСКИЙ, Мария ВЛАДИМИРОВА
Аудио
Есть ли обязательное правило посещения вечерней службы перед Причастием?
В христианстве вообще нет категорических правил. В нём существуют только полезные советы. Даже, например, «Не объедайся» — это не правило, а совет. «Не напивайся» — это не правило. Бог не ставит нам никаких правил, никаких жёстких законов. Он советует, как любвеобильная мать или отец советуют ребёнку: «Не ходи туда, пожалуйста!» Бог не связывает нашей свободы. Посмотрите: Что полезнее: объесться или не объесться? Что полезнее съесть: это или вот это? Так и в отношении вечерней службы и вечернего правила: да, очень желательно, но если бывают какие-то обстоятельства (мало ли по каким причинам) с вас никто за это спросить не может. Но всё-таки надо понимать, что мы должны сделать всё необходимое, чтобы причаститься с максимальной пользой. Пользуясь этим моментом, хочу сказать: любое таинство это как гармошка. Вот так сожмите её, и там уже нет никакого воздуха, а можно растянуть и она будет полная воздуха. Так и таинство (в том числе и Причастие) можно получить без всякой пользы! Более того, при определённых условиях даже с вредом для себя, о чём пишет апостол Павел: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе…оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29-30). А когда Иуда причастился, в него вообще сатана вошёл с Причастием! Вы должны заботиться о том, чтобы с максимальной пользой принять это Таинство, а для этого требуется молитва. Не просто посещение, чтобы отметиться, а молитва. Поэтому священник и спрашивает: «Были ли Вы на службе?» Вот в чём причина! А никаких приказов здесь не существует.
Некоторые ходят в церковь потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей служит оздоровлению жизни общества, или же просто говорят: «Это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, что нам заповедано и почему Бог это нам предписал.
Действительно, у многих возникает вопрос: «Зачем каждую неделю ходить в Церковь?».
Современный ритм жизни столь напряженный, у каждого из нас есть работа, или учеба, домашние дела, и в выходные хочется отдохнуть, поспать подольше, пойти в гости, или заняться покупками. Зачем же тратить время на то, чтоб идти в церковь?
Для того чтобы ответить на наш вопрос, давайте попытаемся понять что такое Церковь. И для чего Христос основал ее.
Церковь выросла не из догматических формулировок, а из Литургии.
В первые годы после Воскресения Христова, когда еще не было написано ни одно Евангелие, не был сформулирован ни один догмат, ни одно дисциплинарное правило, литургия уже существовала и именно она объединяла последователей Христа в Церковь — Его мистическое тело.
Церковь — это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Во время причастия храм перестает быть просто зданием, он становиться Небом на земле, а мы попадаем не на иную, не на новую, а ну ту самую тайную вечерю, которую совершил Христос со своими учениками. И, таким образом, получаем возможность спастись. И где нет Церкви — нет причастия, а значит и спасения.
Евхаристия (греческое название таинства Причастия, буквально — благодарение) – сердце духовной жизни христианина. Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).
Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям.
Ведь, если разобраться, мы почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» — мы созданы Им, и все, что у нас есть, получили от Него: таланты, имущество, семью и даже само наше бытие, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28). А что мы можем Богу дать такого, чего бы у Бога не было? Мы родились на свет голыми, и все, чем пользуемся, именно от Бога нам и дано. Так чего же Бог от нас хочет? Хочет — нас самих. Бог — Отец, а мы — Его дети. «Сыне, даждь Ми твое сердце…» Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя, — это добровольное исполнение Его воли, совершаемое не из страха и не ради корысти, а по любви к Нему.
Чего хочет мама от детей? Пятерок из школы, помытой за собой чашки? Это все неплохо, но для мамы — не главное. Мама любит своих детей. За что? Да ни за что. Потому что — любовь. И только ответной любви ждет от ребенка. А все остальное — частности, сводимые к этому главному, к главной заповеди: любить Бога. И любить ближних как самого себя. Ведь ближние — это другие дети, родные братья и сестры, и мама хочет, чтобы и они между собой жили в мире, согласии, взаимопомощи и любви. Словом, чтоб была семья.
И вот когда мы говорим «семья», в вопросе о смысле Церкви многое становится на свои места. Да, люди не церковные, некрещеные, гуляющие сами по себе, могут быть во много раз лучше, чище, праведнее, талантливее, чем мы, члены Церкви (по крайней мере, на внешний человеческий взгляд — как на это смотрит Бог, вопрос особый). Но мы — дома. А они — пока еще сироты, живущие в приютах, скитающиеся по перепутьям мира.
Почему же именно к Церкви приложимы родственные, семейные, кровные даже понятия? Что есть в Церкви такого, чего на перепутьях мира, в отдельно взятых бытованиях человека нет? Что есть у человека воцерковленного, чего нет у самого лучшего человека, но живущего по принципу «Бог в чистом поле» (или нелепее — «Бог у меня в душе»)? В Церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым через Таинство Причастия (не теряя при этом своей личности), и именно не в мыслях или мечтах, как чаще всего бывает у вышеописанных не церковных людей, а вполне реально, во всей конкретике своего состава, и духовного, и телесного.
Итак, если подумать, Господь дает нам 6 дней свободного времени, неужели невозможно посвятить Ему 2 часа воскресной Литургии?
Ведь Церковь – это наша малая небесная родина. Тут Бог прощает нам наши грехи в Таинстве Исповеди. Тут Он дает нам Себя — надежду на спасение в Таинстве Причастия.
Разве можно где-то еще найти такие источники нетленной жизни?
Только постоянное пребывание с Богом, через Тело и Кровь Его, спасает душу человека. Как невозможно телу прожить без пищи, так и душа погибает без постоянного питания от даров Божественной Евхаристии.
С тех пор как Бог подарил людям свободу воли, у каждого человека есть два пути: быть с Богом или быть против Бога. Выбор стоит именно так: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12:30), третьего не дано. Бог любит каждое Свое творение и хочет, чтобы все люди были с Ним, но никого не принуждает. Смысл нашей земной жизни — определиться и сделать выбор. Пока жив человек, еще не поздно самому выбирать, но после смерти — всё, он уже ничего ни изменить, ни исправить не может.
Церковь – это жизнь со Христом и во Христе, движимая Святым Духом, что позволяет апостолу Павлу сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).