Самые несчастные люди за всю историю рода человеческого те, чьи имена стали нарицательными, чьи образы стали символами зла, порочности. Есть личности в истории, к которым нет однозначного отношения, их имена символизируют лишь какие-то черты характера. Например, когда хотят сказать, что у маленького человека чересчур грандиозные планы, его насмешливо называют Наполеоном. Однако ироничная насмешка – еще не оскорбление. А вот назовите кого-то Гитлером!.. За исключением сознательных неонацистов, любой вменяемый человек обидится. Причем обидится даже тот, кто к этой исторической личности и некоторым его взглядам весьма лояльно относится. Как говорится, «эта роль ругательная и прошу ее ко мне не применять!» Впрочем, ладно, с политическими лидерами не все так просто.
Вспомним другое имя: Ирод. На Руси издревле было принято так называть жестоких и коварных людей, безжалостных, губителей, не щадящих никого, ни старого, ни малого, более того, предпочитающих куражится именно над безобидными и беззащитными. Современники о царе, при котором родился Спаситель, тоже могли весьма разнообразно отзываться, не случайно ведь в истории он остался как Ирод Великий. Опять же, храм Иерусалимский восстановил… Ну что с того, что превентивную контртеррористическую операцию провел? Это ж он своим добрым именем пожертвовал, чтобы предотвратить гражданскую войну, сохранить геополитическое единство, понимать надо! И потом ничего такого, что выходило бы за рамки тогдашних общепринятых норм, он не совершал. Небось решил, что это происки «пятой колонны» Вавилона, раскрыл свиток наугад и прочитал: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136; 8–9). А весть кто принес?.. Вот-вот. Родился, значит, будущий узурпатор и надо предотвратить малой кровью великую.
Впрочем… это в наше время правителям приходится прикрывать свою корысть высокими идеалами, благом народа, искать оправдания в источниках возвышенной мысли, придумывать всевозможные конспирологические теории. В то время все было просто. Ирод испугался за свою власть, за будущее своих наследников, и этого было достаточно, чтобы провести зачистку территории. И кто виноват в массовом детоубийстве? Царь, который не мог поступить иначе? Когда это у нас цари виноваты в крови, которая проливается в их стране? Виноваты были волхвы, которые Ангела послушали, а не царя. Послушались бы царя, так не пришлось бы ему геноцидить весь Вифлеем по возрастно-половому признаку, а все бы ограничилось одной незаметной спецоперацией… Царь тут ни при чем. Он делал только то, что должен был делать, будучи государственно мыслящим гарантом стабильности и процветания своего царства. Если бы не провокация зарубежных агентов влияния, путешествующих как паломники (с какой целью они произвели вброс информации о родившемся Царе?), если бы не планы небесной Сверхдержавы, посягающей на суверенитет его страны, разве стал бы он мараться? Имя Ирода Великого тогдашней либеральной интеллигенцией намеренно было отождествлено с купированием населения Вифлеема в рамках возрастной категории «2–», чтобы выставить его как богоборца и дискредитировать саму монархию как управленческую парадигму. Ирод Великий – оклеветанный государь, обогативший Небеса сонмом святых, а мы его именем всяких «чикатил» (кстати, тоже имя нарицательное) обзываем…
Пир Ирода. Греция, XVI в. Афон, монастырь Дионисиат
Бред?.. Подобный бред приходится слышать, когда чуть ли не канонизируют Сталина, когда всерьез продавливают на канонизацию Ивана Грозного вкупе с Григорием Распутиным (тоже, между прочим, неслучайная связка, но об этом сейчас не время). А ведь такого рода позиция – не просто глупость, а предательство тех, кто пострадал от или из-за этих «ставленников во святые». Более того, если отложить всякую иронию, Ирод Великий – не просто жестокий человек; он, в первую очередь – предатель. Ему бы в самом деле, как он лукаво сказал тогда волхвам, пойти да поклониться Богомладенцу – это ведь Бог, Которому он поклоняется, Кому храм восстановил (и получил большие политические дивиденды с этого). Пусть даже его представление о Мессии не вмещают этого, но ведь, по меньшей мере, он не мог не понимать, что грядущий Мессия – Царь от Бога. Убить Божиего… хотя бы Наместника?.. Чтобы не отдать своей власти кому?.. – Богу. Это же предательство по отношению к Нему! – Вот, что предшествует кровавой резне в Вифлееме. Предательство, продиктованное своекорыстным властолюбием. В этом основополагающий грех Ирода, а не только в жестокости, которая – закономерное следствие предательства Бога. Что касается ужасающей масштабности – такова циничность жизни: масштабные личности – масштабные дела (добрые или злые – это уж кто, что выберет).
Однако Ирод не стал олицетворением предательства. Нарицательным для этого зла стало имя апостола Иуды (которого Евангелисты называют Искариотским, в отличие от Иуды Иаковлева (он же Леввей Фаддей, именуемый в некоторых кодексах Иудой Зилотом). И ведь имя-то изначально отнюдь не «говорящее». Никакого намека на сребролюбие или предательство в имени Иуда нет. Наоборот, Йехуда (יהודה) переводится с древнееврейского как «восхваление Господа». Но вот, уже почти две тысячи лет оно произносится так, словно оно и не имя вовсе, а синоним подлого предательства и продажности. Какая-то бесовская насмешка чувствуется в том, что Христа предал человек с таким именем. Впрочем, и в случае с другим апостолом, предавшим своего Учителя, ирония чувствуется не меньшая: Симона Ионина Спаситель назвал Кифой – скалой, камнем (имя Петр – русифицированная версия греческого имени Πέτρος <Петрос>, которое является переводом слова «кифа»). Правда, характер этой иронии качественно иной: нет в этом мире ничего абсолютно твердого самого по себе, все держится силой Божией, Его милостью, если даже тот, кого Господь назвал Камнем, поколебался и предал… Тут, конечно, речь о совсем другого рода предательстве, чем в случае с Иудой Искариотом, но все же отрекся ведь, пошатнулся Камень и съехал со своего места. Это вразумление не только Петру, потрясенному и кающемуся, который вскоре был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, но и предостережение всем нам, чтобы не обольщаться на свой счет, не зарекаться ни от чего, не воображать, что в нас есть что-то поистине твердое, незыблемое, или, что есть предел низости нашего падения… Нет предела! Вернее он есть, но определяется не нашими внутренними достоинствами, способностями, волей, а мерой попущения Божия познать нам свою немощь. Падение Петра – это предостережение и вразумление нам, да не посмеем зарекаться от какого-либо греха или кого-то осуждать, чтобы не напроситься на попущение Божие и не впасть в тот же грех, за который осуждаем ближнего, или от впадения в который считаем себя гарантированными.
Мысль о недопустимости осуждения высказывает свт. Иоанн Златоуст в Первой беседе о предательстве Иуды, обращая внимание, что апостол и евангелист Матфей называет Иуду «Искариотом» по месту происхождения («человек из Кариота»), тогда как другого Иуду называет по его добродетели – «Зилотом», т.е. «ревнителем» (выше мы уже говорили об отличии в упоминании двоих апостолов с именем Иуда.). В этом свт. Иоанн видит нравственное наставление: «Чтобы от одинаковости имени не произошло какой-нибудь ошибки, евангелист и отличил того от этого; этого назвал по доброму качеству его: Иуда Зилот, а того не назвал по злому его качеству – не сказал: Иуда предатель. Хотя следовало бы, как этого назвал он по доброму качеству, так и того назвать по злому качеству и сказать: Иуда предатель; но, дабы научить тебя соблюдать язык свой чистым от осуждения, он щадит и самого предателя» (выделено мной – И.П.).
Интересно, что свт. Иоанн предательство называет «качеством» личности. Не проступком или преступлением, а именно качеством, неким сформированным состоянием души. Предатель – не просто тот, кто предал, а тот, чье нравственное сознание изменилось, нравственное чувство исказилось. Предал и Петр, но не стал предателем. А Иуда стал им еще до того, как «лобзанием предал Сына Человеческого» (Лк. 22; 48).
Нам неизвестно, как давно Иуду посещали помыслы против Христа, когда у него впервые мелькнула мысль предать Учителя. Мы знаем из Евангелия, что он был избран Спасителем на служение (не на погибель), и вместе с другими радовался, что «и бесы им повинуются» (Лк. 10; 17). Знаем, когда он решился на предательство и предложил свои услуги врагам Учителя: после того, как пришедшая в дом Симона прокаженного грешная женщина, как сумела, послужила Иисусу, возливая миро Ему на голову, а ноги поливая слезами и волосами отирая их (Мф. 26; 6–16; Мк. 14; 3–11). Против непрактичной траты драгоценной жидкости возразили и некоторые другие апостолы, но лишь для Иуды это стало стартом в преисподнюю.
И что ведь интересно: апостол предает свой чин, блудница – свой. С той лишь разницей, что он падает, увлекаемый пороком, а она возносится в покаянии. Быть может, это покажется странным: как это блудница предает свой чин? Разве вырваться за пределы греховного круга – предательство? Это, с какой стороны посмотреть. Покинуть в одностороннем порядке некое сообщество, объединенное общей системой моральных норм (я уж молчу о корпоративной этике, финансовых интересах и т.п.), воспринимается как предательство «своих». Справедливо ли это? Иногда, безусловно, да. Но далеко не всегда.
Вспомним прабабку Иисуса Христа Раав блудницу. Формально она предала Иерихон, своих родных и друзей, спрятав у себя разведчиков Израиля. Осуждается ли она в Писании? Рассматривается ли ее поступок как предательство? – нет. Почему? Потому ли, что, как это может показаться из текста, она просто все верно рассчитала? Неужели она поступила, руководствуясь принципом, который декларировал Талейран: «Вовремя предать – это значит предвидеть»?
Нет, она руководствовалась не столько страхом перед интервентами, сколько верой в Бога, которому они поклонялись. А если человек переходит в стан противника, потому что считает его дело правым, или преследуя иные высокие цели, которым он именно в стане противника может послужить, формально этот поступок является предательством, но становится ли этот человек предателем качественно? Как Иуда Искариот? Изменилась ли качественно Раав? Если да, то лишь в лучшую сторону.
Изменяется ли качественно душа преступника, решающего прекратить порочную жизнь? Безусловно. Покаяние изменяет душу. Но только в лучшую сторону. Предает ли он своих товарищей по преступному сообществу? Можно и так сказать, даже если он всего лишь обманул их надежды на свое участие в планируемых преступлениях, а тем более, когда, желая «зло пресечь», сдает их компетентным органам. Становится ли он предателем по внутреннему состоянию? – Нет.
А внутрисемейные преступления? Аналог Иуды – Павлик Морозов. Еще одно нарицательное имя, причем нарицательное в двух параллельных плоскостях: героизации (кстати, в первые послереволюционные годы воздвигались памятники Иуде) и демонизирования. Так можно ли доносить на членов семьи? Какой страшный вопрос, правда?.. Хорошо, сформулируем чуть иначе: допустимо ли жаловаться на членов семьи в полицию? Если шарахнуться в мистическом ужасе от тени Павлика, то и в этом случае ответ будет отрицательным. В таком случае, конкретизируем: если, например, отец-педофил принуждает к сексуальной близости своего родного ребенка или падчерицу/пасынка, может ли ребенок жаловаться на него в полицию? А мать этого ребенка, понимая, что, если удастся доказать факт преступления, ему, по всей вероятности, светит наречение девчачьего имени со всеми прочими радостями петушиной жизни – может ли на мужа подавать заявление? Не станет ли она предательницей? К сожалению, в глазах его родни, а может и вообще в круге их семейного общения, да, именно предательницей она и станет. – Опозорила, очернила, посадила, погубила. Это не из пальца высосано. Это из жизни.
Так заслуживают ли пострадавшие от внутрисемейного насилия дети или их матери, посмевшие заступиться за них (что далеко не так уж часто бывает), клейма Павлика Морозова? Являются ли они предателями? Они предали своего отца/отчима/мужа? Предали, конечно. Заявили же по всей форме, дали показания – сдали (пре-дали) по полной. Стали они от этого предателями? Качественно стали?.. Кто сказал «да»?! Каким же моральным уродом надо быть, чтобы так к ним относиться?!.. К сожалению, с этим уродством приходится сталкиваться на самом разном уровне.
Но вернемся к Иуде Искариоту. Что его побудило предать Учителя? И Евангелия свидетельствуют, и богослужебные тексты говорят нам, что «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Кому-то этот мотив может показаться несерьезным для столь страшного преступления как предательство Богочеловека, как-то уж очень оно тупо, банально, пошло… Ценности несоизмеримые же!
В поисках рационального обоснования поступка Иуды, выдвигались разные версии, вплоть до самых извращенных, где ключевую роль в Домостроительстве нашего спасения играет именно Иуда, с которым у Христа якобы договоренность была, что он пожертвует своим добрым именем и т.п. Достаточно распространена версия, что Иуда хотел вынудить Иисуса продемонстрировать Свое могущество и таки стать Царем в том смысле, в котором от Него ждали массы униженных и оскорбленных единоплеменников, стонавших под сандалией Римского империализма. Отсюда якобы его раскаяние, потому как «никак не ожидал он такого вот конца».
Кстати, о раскаянии Иуды. Это немаловажный момент. Члены Синедриона, засудившие Христа, не раскаялись. Ничего мы не знаем о Пилате, раскаивался ли он впоследствии. А Иуда раскаялся. Да еще сребреники швырнул тем, кто его использовал. Ничего в этом удивительного нет, ведь Господь, призывая его к апостольскому служению, видел в нем что-то достойное, не из одного же сплошного сребролюбия он состоял!..
«Покаяние может убить», – сказал как-то о. Андрей Кураев, имея в виду в том числе Иуду. Не могу согласиться. Покаяние не может убить. Покаяние возрождает к жизни. А вот раскаяние без соразмерного ему покаяния – может. Именно это и произошло с Иудой.
Тут уместно уточнить понятие «покаяние», потому что в обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины – покаяние и раскаяние.
Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания им соответствуют разнокоренные слова μετάνοια <метания> (от μετανοέω <метаноэо>) и μεταμέλεια <метамелия> (от μεταμέλομαι <метамеломэ>).
Возможно ли раскаяние (μεταμέλεια) без покаяния (μετάνοια)? Возможно, судя по действиям Иуды, который «раскаялся», но его раскаяние принесло горький плод (Мф. 27; 3–5). Разница в понимании этих слов очевидна не только из их употребления в Новом Завете, но также из самой этимологии.
Νοῦς <нус> означает ум, разум, мысль, образ мыслей, а также смысл и значение слова. Отсюда глагол νοέω <ноэо> – обращать внимание, видеть, замечать, понимать, думать, обдумывать, взвешивать. Из чего следует, что μετανοέω значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей.
Но раскаиваться – это уже перевод слова μεταμέλομαι, которое происходит от сочетания слов μετά (о значении которого уже сказано выше) и μέλομαι <меломэ> – заботиться, от слова μέλω <мело>, что означает составлять предмет заботы, заботить. Т.е. получается (если использовать слово μετά в том же значении), что μεταμέλεια – это некая перезабота, т.е. изменение предмета заботы, изменение отношения к чему-либо, изменение предмета устремлений, попечений. Оно, разумеется, тут пересекается со смыслом слова μετάνοια, но все же не отождествляется. Ибо покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.
Так вот именно покаяния ждет Бог от людей, а не одного лишь раскаяния, которое (в отличие от покаяния) может быть вызвано и принуждением под страхом наказания. Поставленный перед фактом неудавшегося предприятия, стоящий перед неотвратимостью тяжких последствий своей ошибки, человек, несомненно, раскается, но это раскаяние не будет иметь нравственного характера. Как сказал один мальчик, вызванный к директору школы за чуть было не устроенный пожар, что он понял, почему нельзя больше так делать: «Потому что за это могут посадить в тюрьму»… Он, безусловно, понимал, что кому-то наносит ущерб, что кто-то может пострадать, что это плохо само по себе, но основное, что его заботило – это плохо, потому что причинит ему страдания. А если можно избежать этих «печальных последствий»?.. Тогда вновь возникает соблазн, потому что сам-то человек не изменился, у него не изменилось нравственное отношение к этому делу. Он озабочен другими вопросами – как бы не пострадать за совершенное зло, но ему не до изменения отношения к этому злу, к самому себе, к иерархии ценностей…
Это большая проблема многих верующих, воображающих, что для спасения достаточно их, вызванного страхом вечных мук, раскаяния на исповеди, и не сознающих, что это всего лишь начало покаяния – изменения, качественной умоперемены.
Беда Иуды состояла в том, что он, искренне сожалея о своем предательстве («согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27; 4)), не изменился в корне, не переосмыслил своей самости, которая его побудила ложно думать об Учителе (были это подозрения в неискренности, или в своекорыстии, или, в самом деле, он пытался спровоцировать Его на государственный переворот – мы это узнаем в лучшем случае на Страшном суде), и принимать решения, не посоветовавшись с ним, самостоятельно, как бы ставя себя в центр Вселенной, воспринимая свое мнение как критерий истины… И, конечно, гордыня. Если бы можно было ожидать, что припади он к стопам Спасителя, получит презрительно-брезгливый пинок – это он еще мог бы перенести, но в том-то и дело, что Иуда понимал: Христос его простит, а этого гордая душа не в состоянии вынести.
Наказания соразмерного преступлению требует душа Иуды; великодушие, милосердие ее унижает, а раз от Христа он справедливости не дождется, так он сам ее и осуществит!..
Отчаяние – грех гордой души, смеющей судить и решать за Бога.
Протоиерей Олег Хижняков, священник Олег Кручинин, Мария Цырлина
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26:14-16).
Что послужило предательству Иуды? Если жадность — то почему он бросил сребреники и удавился? Если жажда земной власти и разочарование во Христе как в земном царе, то почему сказал «согрешил я, предав Кровь неповинную»? Почему платой за Христа стали тридцать сребреников? Для чего Господь причастил Иуду, и могло ли быть прощение для предателя?
Как нам самим невольно не предать Христа в современном мире, где на каждом шагу раскинуты соблазны? Можно ли скрывать свою веру ради работы с хорошей зарплатой, ради того, чтобы не стать объектом буллинга в школе? Не скрывать своих убеждений, но поступать как все, чтобы не выделяться? Как быть, если действительно предал Бога, отрёкся от Него перед кем-то из малодушия или сознательно перед Самим Богом по причине случившихся бед и страданий? Есть ли путь назад, и каков он? Что делать, если не можешь всю жизнь плакать об этом, как плакал о своём отречении апостол Пётр?..
Священник Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра:
Содержание
Предатель или жертва? Версии о причинах поступка Иуды
Поступок Иуды Искариота, за 30 сребреников предавшего Иисуса Христа в руки воинов и первосвященников, на первый взгляд, казалось бы, понятен. По словам евангелиста Иоанна Богослова, Иуда по характеру своему был «вором». Соблазнившись деньгами, он указал на Учителя, когда тот молился в Гефсиманском саду. Но затем, поняв, что погубил «кровь невинную», вернул деньги, бросив их в храме. После чего «вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:3-5).
Иуда — это символ предательства, алчности и сребролюбия. Так как преступное деяние Иуды, заклеймившее его позором на веки вечные, произошло в среду, православные христиане на протяжении всего года, за исключением всего лишь нескольких недель, каждую среду постятся. А в службе Великой Среды на Страстной седмице прославляется жена-«грешница», возливавшая драгоценное масло на Христа Спасителя, и порицается сребролюбие Иуды.
Давайте вспомним, что говорит об этом эпизоде Евангелие. «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:3-6).
В чём были мотивы Иуды?
Казалось бы, на этом в разговоре об Иуде можно ставить точку. Но всё-таки ряд вопросов не позволяет закрыть эту тему так быстро. Мотивы поступка Иуды всегда интересовали тех, кто читает Библию внимательно. Ещё во II веке возникло предположение, что роль Иуды в евангельской истории была предопределена, и что его предательство было необходимо для подвига Христа. Возникла секта, которая считала его святым. Затем эта мысль развивалась.
В XIX–XX веках об Иуде было написано немало художественных и философских произведений. В наши дни о нём снимают фильмы, содержание которых не всегда соответствует каноническому учению Церкви.
Кратко вопросы об Иуде можно свести к следующим темам.
1. В чём мотивы поступка Иуды: если жадность, то почему бросил сребреники и удавился? Если жажда земной власти и разочарование во Христе как в земном царе, то почему сказал «согрешил я, предав кровь невинную»? Почему после своего раскаяния он повесился, совершив непростительный грех?
2. Иисус Христос сам избрал Иуду в число двенадцати апостолов. Вместе со всеми Иуда исцелял больных, изгонял бесов и повсюду следовал за Христом, будучи хранителем апостольской казны. Неужели Господь не знал, что было на сердце у Иуды? Зачем же Он тогда позволил приблизиться к Себе такому человеку?
3. Господь неоднократно повторял ветхозаветные пророчества, что Ему, как Мессии, предстоит пострадать, быть распятым и воскреснуть. Может быть, тогда поступок Иуды был предопределён свыше, и он сам помог Христу осуществить план спасения человечества?
Иерусалим и его окрестности
«Житель пригорода» или «убийца»?
В Евангелии о личности Иуды сказано немного. Не раскрываются и мотивы его поступков. Евангелисты могли их до конца не знать. Более того, доподлинно нельзя сказать, что означает слово «Искариотский».
Это либо «человек из Кариота» — города в Иудее (тогда он был единственным апостолом из колена Иуды, а остальные — евреи из Галилеи). Либо «лживый человек» — по-арамейски «ишкарья». Либо Искариот — это искаженное греческое слово sikários («сикарий»; «вооруженный кинжалом», «убийца») — так иногда называли зелотов, участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее.
Есть и еще одна версия, по которой «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода». В те годы Иерусалим был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, в одном из которых мог жить Иуда.
Надежды на земное господство
В апостольской общине Иуда занимал явно не последнее место. Иуда был казначеем и хранителем казны. Полученные от жертвователей деньги частично раздавали нищим, частично тратили на пропитание Иисуса Христа и его учеников. Понятно, что бухгалтерский учёт там вряд ли вёлся, поэтому Иоанн Богослов не зря назвал Иуду «вором». Вполне возможно, у казначея была возможность запустить руку в казну не раз, и помимо пресловутых 30 сребреников в укромном месте у Иуды была накоплена гораздо большая сумма.
По словам евангелистов Луки и Иоанна, в Иуду вошёл сатана. Поэтому все его действия по предательству Христа нужно рассматривать через призму проявления в нем бесовской силы.
Апостолы, как и большинство иудеев, видели в Иисусе грядущего земного царя. Наверное, в этом ключе мыслил и Иуда. Вспомним, как Иаков и Иоанн мечтали воссесть в грядущем царстве рядом с Господом по правую и левую сторону. А может быть, Иуда видел себя уже придворным министром? Надежды на земное господство были весьма велики.
Возможно, Иуда надеялся, что оказавшись в плену, Иисус наконец-то проявит Своё превосходство — и власть римских оккупантов будет разгромлена. Узнав о пленении Спасителя, народ мог бы подняться на восстание, а это тоже привело бы к свержению власти. Поэтому помимо жажды наживы тридцатью сребрениками (кстати, эту сумму предложили первосвященники, а не сам Иуда), у него могли быть и другие, более глобальные мотивы.
«Подобные соображения ещё в древности привели некоторых учителей Церкви к мнению, что Иуда не желал и не ожидал смерти своего Учителя, предполагая, что Он найдёт средство, естественное или сверхъестественное, избавиться от рук врагов Своих невредимо», — писал в XIX веке святитель Иннокентий Херсонский. Однако, по мнению святителя, главной причиной предательства всё же была страсть к наживе.
Тайная Вечеря
«Лучше было бы… не родиться»
Конечно же, Господь знал, что Его ожидает распятие. Он знал, что один из учеников Его предаст. Но Иисус Христос никогда не подавлял свободную волю человека. Он давал возможность Иуде раскаяться на Тайной вечере, когда тот находился рядом с Ним. Он всё ещё ожидал от него покаяния в Гефсиманском саду. Но Иуда Искариот так и не покаялся. У него не хватило силы духа сказать Божественному Учителю всего лишь одно слово: «Прости!»
В итоге Господь был арестован и вскоре казнён. Пребывая в глубоком отчаянии и не понимая, как и ради чего дальше жить, Иуда вернул первосвященникам деньги и покончил жизнь самоубийством. Он так и не дал возможности Господу себя исцелить.
Тут и сбылись слова Иисуса Христа: «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:23). В этих словах заключается евангельский ответ на вопросы, касающиеся мотивов и характера поступка Иуды.
Было ли предопределено свыше, что Мессии надлежит пострадать и воскреснуть? Да.
Было ли написано на роду Иуды, что предателем станет именно он? Нет.
Если бы Иуда не предал Христа, кто мог бы Его предать? Кто угодно. По сути, Его предали в той или иной степени остальные одиннадцать апостолов. Его предали первосвященники и Понтий Пилат. Его предал народ иудейский, кричавший: «Распни!»
А не предаём ли Христа мы сегодня своими грехами? Конечно, предаём.
Поэтому поступок Иуды не может быть оправдан. И сколько бы ещё версий о мотивах его поступка не выдвигали (а среди них встречаются и такие: он хотел быстрее других оказаться в Царстве Небесном, поэтому и повесился; хотел быть раньше Христа в аду, чтобы Тот вывел его по Воскресении), святые отцы рассматривают Иуду как предателя.
Ориген подчёркивает: «Сказано: горе тому, через которого Сын Человеческий предаётся. Показывая, что предаётся другим, то есть диаволом».
С ним согласен святитель Иоанн Златоуст: «Иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал это по злобе. Не предательство Иуды сделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу».
Сегодня можно ещё долго рассуждать на тему поступка Иуды, предполагая, например, что было бы, если бы он не покончил с собой. Этого мы не знаем, но можем сказать, что основная трагедия этого человека — в его собственных грехах и в желании изменить Бога в соответствии со своими представлениями. Не Иуда подстраивал свою жизнь под волю Божию, а волю Божию хотел подчинить себе.
Настоятель храма Святаго Духа в городе Славянске протоиерей Олег Хижняков:
Цена раба
Почему Иуда предал Христа? Первая причина — сребролюбие. Когда мы вспоминаем предательство Иуды, мы должны помнить, в ходе каких событий это произошло. Господь со Своими учениками сотворил вечерю в доме воскрешенного им Лазаря четверодневного в Вифании. В это самое время к Спасителю подошла Мария, сестра Лазаря, и помазала Его ноги драгоценным миром. Иуда уже тогда высказал мысль: «Зачем такая трата? Не лучше ли продать это миро?»
Мы и сейчас слышим подобные высказывания от таких «правдолюбов» — тех, кто, чего-то не имея, завидуют имеющим. Завидуя другим, они начинают строить догадки, откуда у кого что появилось, достоин ли кто этого приобретения или недостоин. Имея, прежде всего, злое сердце, которое и принимает подобные мысли и далее толкает человека на худшие поступки.
Подобное состояние не возникает внезапно. Был, скорее всего, какой-то длительный период, который привёл человека в состояние зависти. Святые отцы учат, чтобы мы любой худой помысел сразу отсекали в своей душе, не давали ему возможность развиться. Чтобы научиться этому, мы должны вспоминать предательство Иуды. Принятый однажды худой помысел развился в страсть — сребролюбия, зависти и злобы, которые привели к предательству.
А началось всё ещё раньше — с духовной беспечности. С принятия благодати Божией, в которой ты находишься, как чего-то должного. А может быть, с мыслей, что ты достоин ещё большего. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда мы предаёмся беспечности, никакие увещания не приносят нам пользы».
Именно предательство вызывает наибольшее презрение у людей, расценивается как один из самых тяжких грехов. Особенно если оно совершено против человека добродетельного, когда платится злом за добро.
Иуда пошёл к первосвященникам и книжникам, также имея намерение удовлетворить своё сребролюбие. Что за сумма — 30 сребреников? Откуда она взялась? У иудеев того времени это была цена беглого раба, который считался порченым товаром. Доверие оказывали рабам смиренным и добродетельным. Такие рабы ценились. Беглый раб считался способным на предательство и новое бегство. Его продавали за бесценок. Эту цену первосвященники и предложили Иуде Искариоту — из презрения к нему. И он принял её. Это цена не Иисуса, это цена, в которую оценили Иуду.
Тирский сребреник, ходивший во время земной жизни Христа
В I веке н.э. еврейский сребреник был равен четырём римским динариям. Греческие, римские, тирские и еврейские деньги в Иудее времён Христа ходили одновременно. В евангельской притче о работниках виноградника господин платит каждому из них по динарию в день (Мф. 20:1-16). Согласно историческим сведениям, столько же получали римские солдаты за день службы. Таким образом, сребреник — это зарплата за четыре месяца на скромной работе с невысокой должностью.
За такие деньги не получится купить дом или машину. Даже на шубу для жены, скорее всего, придётся копить дольше. Быть может, хватит на небольшой участок земли в дачном кооперативе. Но, скорее всего, это будет убогая ржавая будка с инструментами и каменистая почва вокруг. На эту сумму можно было приобрести 360 литров оливкового масла, либо 1,386 тонн пшеницы, либо одного беглого раба. В городах Горловской епархии такое количество пшеницы весной 2019 года можно купить в среднем за 8 000 гривен или 19 400 рублей. Хотя у многих из нас на руках каждый месяц не бывает такой суммы, всё равно это немного, правда? Иуда оценил благовонное миро, которым покаявшаяся блудница помазала ноги Иисуса, в 300 динариев. Это в 2,5 раза больше тридцати сребреников.
Предательство Христа за тридцать сребреников за шесть веков до того, как оно совершилось, предсказал святой пророк Захария: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Захар. 11, 12-13).
Во времена пророка Захарии (VI век до н.э.) сребреник (шекель) весил больше и стоил несколько дороже. Но даже в этих его строках пророчества слова о «высокой цене» звучат иронично.
Фарисеи смогли на деньги, брошенные Иудой, купить надел земли для погребения странников. Но если вспомнить, что в то время хоронили в склепах, вырубленных в скале, можете себе представить, что это был за участок. Даже для пашни, виноградника или сада он не годился.
Акелдама (дословно «поле крови») — это место в Иерусалиме, и сегодня известное благодаря паломникам. Ни одна экскурсия не проходит мимо него. Расположен этот небольшой каменистый участок с южной стороны вне стен Старого города. Помимо камней здесь много глины и совсем нет плодородной почвы. До предательства Иуды эта земля принадлежала горшечнику. Он использовал её, чтобы добывать глину для своих изделий.
Причина, по которой земля была продана очень быстро — в действительности она стоила гораздо меньше тридцати сребреников, которые за неё предложили фарисеи. Дело в том, что Акелдама находилась на территории долины Енном (на иврите — гей-хинном). Это место было известно тем, что в древности здесь было языческое капище, где божествам приносились человеческие жертвы. Весь склон долины Енном представлял собой тофет — кладбище из сожжённых останков детей, помещённых в ритуальные глиняные сосуды.
Ко времени Христа здесь уже не совершались жестокие языческие ритуалы, но это нечестивое место жители Иерусалима из презрения использовали как свалку. По причине сильной жары мусор здесь регулярно сжигали. Там же жгли трупы мёртвых животных. В ветреные дни зловоние от горящих трупов и мусора распространялось по городу. Именно образ этой долины использовал Господь в своих притчах для описания места вечного осуждения. Гей-хинном, или геенна огненная, стала прочным синонимом ада. Горшечник с радостью согласился, когда ему предложили продать эту землю, а цена предательства Христа этой покупкой ещё более уменьшилась.
Древние захоронения в Акелдаме.
Южная стена Старого города. Со стороны фотографа — земля Акелдама и долина Енном.
А так выглядит долина Енном сегодня. Она практически вся застроена домами. Город расширяется.
Решив здесь бесплатно погребать странников, фарисеи считали, что этим искупят свой страшный поступок. В мире их представлений всё, даже прощение грехов, можно было купить.
Монастырь прп. Онуфрия в Акелдаме
Странников здесь погребали до XIX века. В IV веке в одной из пещер Акелдамы поселился… принц Персии. Согласно церковному преданию, он в юных годах принял монашеский постриг с именем Онуфрий. Сперва царевич подвизался в Фиваидском монастыре Эрити, а затем пришёл в Палестину для того, чтобы стать отшельником. Преподобный старец Онуфрий, прозванный Великим, прожил в этой безлюдной местности 60 лет. Сегодня на месте его подвигов на земле Акелдама стоит православный греческий монастырь, освящённый в его честь. Здесь кроется глубокий смысл — за плату, внесённую за Христа, куплена часть геенны огненной для того, чтобы она стала святой землёй.
По преданию, именно отсюда начнётся воскресение мёртвых. Рядом, с восточной стороны от стен Старого города, в соседней долине Кедрон (другое название — долина Иосафата, или долина Страшного Суда) находится если не самое большое, то, без сомнения, самое древнее кладбище в мире. Здесь погребают до сих пор, в отличие от соседней земли Акелдама, где кладбище закрыто. Сколько людей лежит в этой земле — точно неизвестно. Кладбище здесь было ещё задолго до взятия царём Давидом Иерусалима. Захоронение первого человека — Адама — под холмом Голгофой, на котором распяли Христа, тоже было продолжением этого кладбища.
Издали кладбище можно принять за город благодаря белым камням могил.
Вид на долину Иосафата и склон Елеонской горы. На ней видны золотые маковки православного храма св. равноап. Марии Магдалины.
Многие верят, что погребённые в долине Иосафата первыми услышат звук трубы Ангела, и именно отсюда начнётся Страшный Суд. Некогда, в IX веке до н.э., в этих местах за стенами древнего города одержал победу над моавитянами иудейский царь Иосафат (подробнее см. 3 Цар. гл. 22). Случайно или нет, имя его означает «Суд Яхве». Евреи и из этого извлекли для себя практическую пользу: кладбище здесь — самое дорогое в мире. Интересно, что согласно иудейскому преданию Страшный Суд начнётся не в долине Иосафата, а в соседней долине Енном, где располагалась «геенна огненная». Одним словом, каждый выбирает для себя.
Покаялся ли Иуда?
Дальнейшие события многие, может быть, ошибочно назвали бы раскаянием Иуды. Он пришёл к первосвященникам и книжникам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4). Они ответили ему: «Это твоё дело». И тогда он бросил сребреники в храме, пошёл и удавился. Это на самом деле не раскаяние. Это результат состояния одержимости сатаной, что стало возможным вследствие тяжкого греха предательства и отсутствия покаяния.
Нет непрощаемого греха, кроме греха нераскаянного. Апостол Пётр тоже отрёкся перед рабыней от Спасителя, но потом всю жизнь плакал об этом всякий раз, когда слышал крик петуха. После троекратного отречения он трижды отвечает Спасителю: «Господи! Я люблю Тебя», — в момент Его явления по Воскресении. Но Иуда не раскаялся.
Сколько чудес Христовых он видел! Какой длительный период был рядом с Ним! И всё равно предал Его. Христос никого не исправлял насильно, никого не обличал, хотя знал о состоянии души каждого человека. На Тайной вечере Он сказал: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26:21-25). Каждый из учеников спрашивал: «Не я ли, Господи?» И когда дошла очередь до Иуды, он тоже задал этот вопрос, хотя уже предал Его. Господь ему ответил: «Ты сказал».
Делая анализ всех произошедших событий, мы говорим о неизреченном милосердии Господнем и о злой душе, погубившей прежде всего саму себя, Иуды Искариота. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан. Или лучше предайся унынию и плачь горько — но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде. Потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу».
Иуда был одним из апостолов, учеников, ближайших к Господу, а совершил предательство. Христос дал возможность Иуде покаяться, омыв ему ноги, напитав Своей Божественной Трапезой. Но тот этого не сделал.
Современные кинематограф, литература предлагают человеку альтернативную версию поступка Иуды, где предатель оправдывается. Это современное проявление ереси. Именно Евангелие мы должны воспринимать как источник истинных сведений о Христе и о событиях Страстной седмицы, иначе это может привести к серьёзной духовной болезни. Ведь если пойти по стопам пропагандистов этой ереси, то, получается, мы придём к оправданию и предательства, и самоубийства. Упаси Господи это делать!
Почему диавол вошёл в Иуду после Причастия?
После того, как Иуда причастился Тела и Крови Господних на Тайной вечере, диавол вошёл в него. Почему это произошло? Потому что его сердце оставалось злым. Не может Бог человека исправить насильно. Если мы не очищаем свою совесть покаянием, не истребляем в себе яд злобы, мы тоже можем превратиться в иуду. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пусть же никто не будет Иудой: приступая ко Святой Чаше, не имеет в себе яда злобы».
Исследуя каждый день свою жизнь — как мы поступаем, что говорим ближним, что о них думаем, что готовы для них сделать и что бы хотели сами от них получить, — мы должны почаще обращаться к евангельским событиям Тайной вечери, предательства Иуды и вспоминать, что было потом. Здесь есть явная «награда» за злодеяние. Вспомним, имеем ли мы на кого-то злобу, не предали ли Бога, предав ближнего своего или сделав ему какое-то тайное зло, о котором он ещё не знает, но о котором точно знает Бог? Чтобы, приступая к Божественной Трапезе, да и просто встречаясь друг с другом, мы бы, опаляемые совестью, не прикрывали лица.
Если ты предал своего Бога
Как быть, если ты тоже предал Господа, отрёкся от Него перед людьми? Если очень терзает совесть, можно неоднократно исповедовать этот грех. Апостол Пётр оплакивал его всю жизнь. Подобно этому ученику Христову, нужно постараться загладить вину — засвидетельствовать свою любовь к Богу. Она заключается в нашей христианской жизни: добрых делах и исполнении заповедей нашего Спасителя.
Бог не требует от нас каждодневного сокрушения в содеянном грехе. Ведь блуднице, омывшей Его ноги, Он тотчас же простил её грех. Он не сказал ей, что она должна каяться всегда в своих грехах или постоянно вспоминать о них. Он ей простил, сказав, что она «возлюбила много», и что кто больше любит, тому больше прощается. Если мы от греха обратимся к деятельной любви к Богу, нам обязательно простится. Мы также должны сами всем всё прощать — это тоже обязательное условие для того, чтобы нам простились наши грехи.
Редкая икона «Плач апостола Петра»
С кем ты?
Как не стать предателем? Не нужно идти на какие-то сделки или компромиссы со своей совестью. Многие имеют обыкновение оправдывать себя сложностью обстановки, желанием остаться в мире с коллегами по работе и успокаивают себя тем, что потом придут в храм и исповедают этот грех предательства. Это мнение ошибочно. Такие мысли могут завести душу в ещё худшее состояние греха.
Мы много знаем случаев, когда человек верующий, желая угодить людям, идёт на какой-то компромисс со своей совестью, и потом одно грехопадение влечёт за собой другие, ещё большие. Этот человек испытывает тяжелейшие угрызения совести. Даже совершаемое в храме покаяние не приносит ему душевного покоя. Предавшему Христа потом очень трудно почувствовать себя прощённым Богом. Многие сожалеют о своём поступке и спрашивают себя: зачем всё это было? «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» (Пс. 1).
Не лучше ли нам не делаться угодниками миру и исповедовать свою веру даже перед теми, кто пытается нас соблазнить? Не обличая, не с гордо поднятой головой, не упрекая ближних — иначе мы можем людей, не познавших Бога, в которых не пробудилась пока искорка веры, подвергнуть ещё большему соблазну. Православного христианина будут воспринимать в этом случае как какого-то обрядоотправителя, некоего современного фарисея, который возносится над ближними и считает всех, кроме себя, грешниками. Нами должна прежде всего двигать любовь.
Не нужно ждать какого-то праздника или Страстной седмицы, чтобы исповедовать перед людьми свою веру. Это нужно делать каждый день. Когда коллеги по работе будут видеть в нас доброе, любящее сердце, отзывчивого друга, хорошего помощника, готового всегда утешить, они сами захотят обратиться к Богу, потому что они увидят, как изменяется человеческая душа, познавшая Истинного Бога. Это длительная работа. Она не может совершиться за один час или за один день. Но, прежде всего, каждый христианин должен работать над самим собой — и тогда мир вокруг тоже начнёт меняться. Опять-таки псалмопевец говорит: «С преподобным преподобен будеши…»
Мы должны наполнить своё сердце и свою жизнь верой в Бога, упованием на Его милосердие и добрыми делами. Тогда и соблазнов никаких у нас не будет — мы будем воспринимать этот мир через другую, духовную призму. И, может быть, у людей, которые вчера хотели нас искусить, уже не возникнет желания это делать. Мы должны раз и навсегда определиться, с кем мы хотим быть — со Христом!
Примеры употребления слова отступник в литературе.
И сказал Меркурин Авксентий, епископ Доростольский, такое надгробное слово князю готскому Атанариху: — Хотел сделать нас трусами и отступниками, но когда случалось так, чтобы грехи грешника не пали на его же голову?
Вирс-Вердер не решился вовсе лишить его погребения или посмертно предать тело огню, однако, как рассказывали, объявил его еретиком и богохульником, о чем неопровержимо свидетельствовало принятое им кощунственное прозвище, и приказал похоронить его так, как и надлежало хоронить еретиков, отступников и тех, кто лишен был последнего отпущения грехов, — в неосвященной земле, при дороге, без гроба, но в осмоленной бочке, разрисованной языками адского пламени.
Но когда он вернулся в Египет и вылетел в Ливийскую пустыню, он встретил Другую шайку бедуинов, возвращавшихся с юга, и услышал от них ту же самую историю, только в более подробном изложении — они утверждали, что это случилось в Дарфуре, и назвали даже имя отступника — Дезерт.
Главная трудность состоит, мол, в том, что мавры не позволяют отступникам ни покупать, ни иметь никаких судов, за исключением больших кораблей, предназначенных для корсарства, ибо они опасаются, что приобретающий судно, особливо если это испанец, приобретает его не для чего-либо, а единственно для того, чтобы бежать к христиаПнам.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Предательство. Достаточно громкое слово, вызывающее разрушительные ассоциации. Измена, вероломство, удар в спину… Перечислять можно долго, любая грань предательства – это боль и потери. Предательство каждый из нас переживает глубоко, один на один с собой, воспринимая его как личное поражение. Потому что предатель – это тот, кому ты доверял.
Предательство в бизнесе – миф или реальность? Способна ли эта темная материя затронуть и пошатнуть целую систему, создаваемую и укрепляемую годами, а то и десятилетиями? Не подменяем ли мы понятия, рассуждая о предательстве внутри организации? Давайте разберемся.
Для начала нужно определиться, что такое предательство и какова его цель.
· «Предательство – это измена, вероломство, крамола, лукавство и облыжность, душепродавство» (В.И. Даль).
· «Предательство состоит в том, что человек внутренне (в своих сокровенных помыслах, чувствах, решениях) или внешне (на словах или на деле) изменяет своему духовному принципу, не имея для того предметных оснований» (И.А. Ильин).
· Е.Н. Трубецкой; «Комфорт родит предателей. Продажа собственной души и родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за выгод — вот куда, в конце концов, ведет мещанский идеал сытого довольства».
Основная цель предательства – это личная выгода. В современном мире личная выгода может измеряться в деньгах, должностях, удовлетворении личных амбиций, элементарной мести, потребности в безопасности (например, предатель стал жертой шантажа), поэтому вероятность предательства в бизнес-среде достаточно высока.
Причем, рассматривать возможность предательства только в верхних эшелонах организационной структуры было бы неправильно. Очевидно, что топ-менеджмент, как правило, владеет колоссальным объемом информации, в том числе стратегической, и предательство на столь высоком уровне способно нанести действительно непоправимый ущерб Компании. Но подорвать дееспособность бизнеса вполне может и рядовой сотрудник, занимающий линейную позицию.
Обиженный программист может обеспечить удаление/повреждение/серьезный сбой в работе программного обеспечения.
Менеджер по продажам – увести ключевых клиентов к другому работодателю.
Электрик – осуществить некачественный ремонт оборудования, который приведет к его поломке.
Секретарь – может нахамить стратегическим партнерам.
Курьер – не доставить вовремя важные документы.
Водитель – бросить машину посреди дороги.
Часть подобных проступков, казалось бы, не преследует явную выгоду людей, их совершивших. Но, если эти поступки совершаются намеренно, расценивать их следует именно как предательство. Они определенно наносят существенный урон бизнесу, причем степень нанесенного урона
не всегда возможно объективно оценить. Как правило, отдаленные последствия подобных проступков могут быть достаточно серьезными для бизнеса.
Как пример предательства в бизнесе, можно привести известное противостояние Евгения Касперского и его CEO – Николая Гребенникова. В один прекрасный день Гребенников, занимавший пост технического директора в «Лаборатории Касперского», получил серьезное расширение полномочий: помимо функций R&D (research and development), он по решению Касперского получил в свои руки контроль над всем мобильным направлением. Кроме того, технический директор добился от Касперского передачи в его сферу ответственности давно продвигаемого им направлением защиты от мошенничества. В итоге это вылилось в противостояние продавцов и разработчиков внутри компании. Касперский посчитал, что Гребенников и ряд его коллег готовят переворот в компании, и расстался со своим CEO. «Ты предал компанию. А у революционеров два пути: либо трон, либо Сибирь. Вы идете в Сибирь!» – заявил Касперский.
Было ли это предательством? Скорее, это похоже на серьезный сбой внутрикорпоративных коммуникаций. Возможно, Гребенников добивался иных, важных для бизнеса, целей. Но Касперский посчитал это предательством.
Предательство прощать нельзя. Избавляться от предателей нужно незамедлительно. Отменные профессиональные качества, неоценимый вклад в развитие компании, раскаяние и слезы предателя, – все это должно быть перечеркнуто сразу после выявления намеренного причинения вреда сотрудником.
Дело в том, что предательство – это проступок, корни которого произрастают изнутри личности человека. Иными словами, это не импульс, не нервный срыв. Предатель отлично осознает, что он делает и для него это не является чем-то аномальным. Совершая предательство, он не переступает через себя, не нарушает свои границы. Предательство укладывается в рамки его реальности, для него это норма. Он позволяет себе предать.
Конечно, мы не можем видеть человека насквозь, понять мотивы его поступков, угадать, что им движет в тот или иной момент. Но, если мы рассмотрим факторы, которые влияют на формирование личности человека и, как следствие, определяют набор его ценностей, то разглядеть предателя становится не такой уж неразрешимой задачей.
1. Социальная среда.
Социальная среда – это совокупность общественных факторов, которые окружают человека в процессе формирования его личности. Уклад жизни, традиции, социально-бытовые условия, обстановка в семье, ближайшее окружение, – все это составляющие социальной среды. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.
Неблагоприятная социальная среда неизбежно приводит к отрицанию или смещению ложных ценностей, норм морали, нравственных ориентиров. Негативная социальная среда направлена на формирование отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессии, враждебности, напряженности. Человек, воспитанный в неблагоприятной социальной среде, как правило, имеет отрицательную установку в отношении определенных социальных групп. Такой человек не боится конфликтов, личная выгода для него превыше моральных ценностей. Понятие «предательство» он способен встроить в систему своих ценностей, принять его и в случае необходимости оправдать.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).