Смотря что понимать под гражданским браком. Ведь по закону «гражданский» и «официальный» браки – одно и то же.
Тот вид союзов, о котором недавно так ярко высказался председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, на деле называется просто сожительством или незарегистрированным браком. Есть и другие наименования – фактический брак, бракоподобные отношения, партнерство, например. Сейчас это целый институт, и он может включать в себя огромное число разновидностей отношений. Кто-то ведет общее хозяйство и действительно проживает вместе, кому-то ближе «гостевой» вариант с периодическими визитами друг к другу, кто-то вообще может встречаться в третьих местах и разделять с партнером лишь досуг или постель.
Бывает по-разному, но исследователи сходятся во мнении, что огромное число современных «партнерств» держатся именно на интимных, сексуальных отношениях. И судя по всему, именно эту сторону подобного института имел в виду Смирнов, когда говорил о «бесплатных проститутках», которых «никто не считает за жен».
При этом слова Смирнова и реакция на них – одно из свидетельств путаницы с понятиями, так что лучше сразу определиться с терминами и их трактовками.
Как церковь понимает гражданский брак
«Извечная путаница с гражданским браком, в строгом смысле слова «гражданский брак» – это брак, зарегистрированный государством (нецерковный). С этим у церкви вообще нет проблем», – написал о словах Смирнова глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Легойда сказал все верно. В современном праве любой российский брак по сути является также и гражданским. «Официальным» же, по мнению церкви, становится только венчанный брак, при заключении которого супруги прошли обряд бракосочетания в храме.
Все остальные, оформленные в ЗАГСе, – «гражданские». Но проблем с ними действительно нет: «В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время РПЦ», – говорится в 10-й части Основ социальной концепции РПЦ.
Как государство понимает гражданский брак
Здесь все просто. Понятие брака в России определяет Семейный кодекс, и он довольно конкретен – браком считается лишь союз, оформленный в органах регистрации актов гражданского состояния, то есть в ЗАГС (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса). Если же отдела ЗАГС в поселке или городе нет, то его роль могут выполнять органы местного самоуправления.
Так повелось еще с 1917 года, когда вышел декрет Совета народных комиссаров «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Первая же его строка гласила, что «Российская республика впредь признает лишь гражданские браки». Этот декрет был призван освободить граждан от необходимости венчаться, поскольку в Российской империи для православных христиан не существовало другого понятия брака, кроме церковного – и это в начале XX века обернулось лишними правовыми проблемами.
Как церковь и закон понимают сожительство
Конкубинат, как еще называют сожительство, явление довольно древнее. Оно присутствовало еще в римском праве, но лишь закрепляя законом определенную форму отношений и не давая при этом никаких прав партнерам – в первую очередь женщинам. При этом если внецерковные браки церковь не осуждала, то вот отношение к конкубинату во все века перекликалось с недавними словами протоиерея Смирнова.
Не одобряет сожительства и РПЦ в целом. Вот как было сформулировано отношение церкви к таким отношениям на Архиерейском совещании в 2015 году: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви».
Послабления допускаются лишь для той стороны, что не против зарегистрировать брак, но не может сделать этого из-за нежелания партнера.
Отношения же государственных властей с сожительством со временем менялись. Как уже упоминалось, с 1917 года советские руководители разрешили регистрировать браки без венчания, пытаясь тем самым убить двух зайцев: побороть церковь и легитимизировать огромное число ранее зарегистрированных там союзов. Последнее нужно было в том числе для защиты оставшихся в одиночестве женщин, которые ранее не могли претендовать на семейное имущество. Но процесс шел туго, и в 1926 году ВЦИК решился на радикальный шаг: новый «Кодекс о браке, семье и опеке» вводил понятие «фактического брака» – по сути, того же сожительства. Такой союз приравнивался к гражданскому браку, и при разделе имущества супруг мог доказать свое право на него, предоставив суду различные документы, переписки и прочее.
В 20-е годы около 7% браков пары по-прежнему регистрировали по старым порядкам, и новый кодекс в итоге не слишком улучшил положение. Во-первых, оказалось, что огромное число людей жили сразу на несколько семей, и каждая из них могла претендовать на часть имущества, во-вторых, процесс «доказывания» своего права был несовершенен, что влекло дополнительные сложности при рассмотрении дел, и в-третьих, к другим пунктам кодекса также были вопросы. Например, выплачивать алименты, согласно ему, должны были только мужчины – даже если виновником разрыва была женщина.
Кодекс продержался всего 18 лет – «брачная амнистия», направленная, как бы сейчас сказали, на «вывод из тени» незарегистрированных пар, провалилась. В 1944 году вышел указ президиума Верховного совета, отменявший предыдущие положения. С 8 июля 44-го официальными снова становились лишь зарегистрированные браки.
В современной России периодически возникают идеи о том, чтобы ввести в Семейный кодекс понятие «незарегистрированного союза», однако поддержки они не находят. Инициаторы пытаются обосновать свои предложения необходимостью социально защитить расстающихся партнеров, оппоненты же указывают, что Семейный и Гражданский кодексы и сейчас способны урегулировать возникающие конфликты. При этом главную претензию к проектам в Госдуме формулируют так: «Это по сути легализация сожительства, что противоречит Концепции семейной политики и не способствует сохранению семейных ценностей».
Зарубежный опыт
Существует устойчивый стереотип о том, что европейское общество давно уже пошло по пути отхода от традиционного брака в сторону более свободных отношений – в первую очередь сожительства. На самом же деле никаких существенных сдвигов статистики не видят.
Посмотрим на актуальные цифры Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по развитым странам: 50% людей старше 20 лет живут в браке, 40% – в одиночестве или с родителями, и только 10% – в сожительстве, то есть никак не оформили свои отношения с партнером. Это средняя цифра, и в отдельных государствах показатели, конечно, могут разниться. Например, в Швеции сожительствуют 19% пар, а в Польше – 2%. Отличаются цифры и по возрастным группам. Среди людей до 34 лет сожительствующих больше, чем среди всех «взрослых» старше 20 лет в целом. И вообще – более трети (34%) европейцев живут с родителями. Особенно это ярко выражено у словаков (62%), словенцев и итальянцев (по 53%). И с годами эти цифры не сильно менялись.
А вот что меняется значительно – число рожденных в незарегистрированных парах детей. В 1970 году таких было 7,2%, в 2016-м – уже 40%. В каких-то странах цифра доходит до 60-70%. Объяснений этому несколько. Первое и главное – повышается возраст, в котором женщины выходят замуж. В странах вроде Болгарии и Италии средний возраст впервые вступающих в брак супругов и вовсе доходит до 34 лет. Свадьбы «отъезжают» по времени, и все больше детей рождаются до этого. Второй причиной аналитики называют как раз число сожительствующих пар. Хотя наибольшей проблемой становятся «гостевые» отношения, когда партнеры встречаются лишь время от времени. И это белое пятно – проблема для исследователей, признают в том числе в OECD. Нынешние опросы и переписи не способны отразить адекватные цифры по этой категории пар.
На фоне роста числа детей, родившихся в незарегистрированных отношениях, многие европейские страны пытаются принимать различные меры для защиты их и матерей. Где-то, как в Германии, сожителям предлагают заключить имущественный «Договор о партнерстве», чтобы не возникало проблем в будущем. Во Франции есть схожий «Договор о совместной жизни», который, по сути, регистрирует отношения тех, кто не хочет их регистрировать. Обычно такие документы направлены на то, чтобы упростить партнерам жизнь в налоговой и социальной сфере. Наиболее прогрессивной в этом плане считается Швеция, которая еще в 1987 году приняла акт, регулирующий отношения фактических супругов. Он дает право им претендовать на совместное имущество, освобождает от обязанности материально поддерживать партнера (как в обычном браке), а также от необходимости выплачивать долги партнера после расставания с ним или его смерти.
Как государство понимает гражданский брак
Здесь все просто. Понятие брака в России определяет Семейный кодекс, и он довольно конкретен – браком считается лишь союз, оформленный в органах регистрации актов гражданского состояния, то есть в ЗАГС (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса). Если же отдела ЗАГС в поселке или городе нет, то его роль могут выполнять органы местного самоуправления.
Так повелось еще с 1917 года, когда вышел декрет Совета народных комиссаров «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Первая же его строка гласила, что «Российская республика впредь признает лишь гражданские браки». Этот декрет был призван освободить граждан от необходимости венчаться, поскольку в Российской империи для православных христиан не существовало другого понятия брака, кроме церковного – и это в начале XX века обернулось лишними правовыми проблемами.
Как церковь и закон понимают сожительство
Конкубинат, как еще называют сожительство, явление довольно древнее. Оно присутствовало еще в римском праве, но лишь закрепляя законом определенную форму отношений и не давая при этом никаких прав партнерам – в первую очередь женщинам. При этом если внецерковные браки церковь не осуждала, то вот отношение к конкубинату во все века перекликалось с недавними словами протоиерея Смирнова.
Не одобряет сожительства и РПЦ в целом. Вот как было сформулировано отношение церкви к таким отношениям на Архиерейском совещании в 2015 году: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви».
Послабления допускаются лишь для той стороны, что не против зарегистрировать брак, но не может сделать этого из-за нежелания партнера.
Отношения же государственных властей с сожительством со временем менялись. Как уже упоминалось, с 1917 года советские руководители разрешили регистрировать браки без венчания, пытаясь тем самым убить двух зайцев: побороть церковь и легитимизировать огромное число ранее зарегистрированных там союзов. Последнее нужно было в том числе для защиты оставшихся в одиночестве женщин, которые ранее не могли претендовать на семейное имущество. Но процесс шел туго, и в 1926 году ВЦИК решился на радикальный шаг: новый «Кодекс о браке, семье и опеке» вводил понятие «фактического брака» – по сути, того же сожительства. Такой союз приравнивался к гражданскому браку, и при разделе имущества супруг мог доказать свое право на него, предоставив суду различные документы, переписки и прочее.
В 20-е годы около 7% браков пары по-прежнему регистрировали по старым порядкам, и новый кодекс в итоге не слишком улучшил положение. Во-первых, оказалось, что огромное число людей жили сразу на несколько семей, и каждая из них могла претендовать на часть имущества, во-вторых, процесс «доказывания» своего права был несовершенен, что влекло дополнительные сложности при рассмотрении дел, и в-третьих, к другим пунктам кодекса также были вопросы. Например, выплачивать алименты, согласно ему, должны были только мужчины – даже если виновником разрыва была женщина.
Кодекс продержался всего 18 лет – «брачная амнистия», направленная, как бы сейчас сказали, на «вывод из тени» незарегистрированных пар, провалилась. В 1944 году вышел указ президиума Верховного совета, отменявший предыдущие положения. С 8 июля 44-го официальными снова становились лишь зарегистрированные браки.
В современной России периодически возникают идеи о том, чтобы ввести в Семейный кодекс понятие «незарегистрированного союза», однако поддержки они не находят. Инициаторы пытаются обосновать свои предложения необходимостью социально защитить расстающихся партнеров, оппоненты же указывают, что Семейный и Гражданский кодексы и сейчас способны урегулировать возникающие конфликты. При этом главную претензию к проектам в Госдуме формулируют так: «Это по сути легализация сожительства, что противоречит Концепции семейной политики и не способствует сохранению семейных ценностей».
Зарубежный опыт
Существует устойчивый стереотип о том, что европейское общество давно уже пошло по пути отхода от традиционного брака в сторону более свободных отношений – в первую очередь сожительства. На самом же деле никаких существенных сдвигов статистики не видят.
Посмотрим на актуальные цифры Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по развитым странам: 50% людей старше 20 лет живут в браке, 40% – в одиночестве или с родителями, и только 10% – в сожительстве, то есть никак не оформили свои отношения с партнером. Это средняя цифра, и в отдельных государствах показатели, конечно, могут разниться. Например, в Швеции сожительствуют 19% пар, а в Польше – 2%. Отличаются цифры и по возрастным группам. Среди людей до 34 лет сожительствующих больше, чем среди всех «взрослых» старше 20 лет в целом. И вообще – более трети (34%) европейцев живут с родителями. Особенно это ярко выражено у словаков (62%), словенцев и итальянцев (по 53%). И с годами эти цифры не сильно менялись.
А вот что меняется значительно – число рожденных в незарегистрированных парах детей. В 1970 году таких было 7,2%, в 2016-м – уже 40%. В каких-то странах цифра доходит до 60-70%. Объяснений этому несколько. Первое и главное – повышается возраст, в котором женщины выходят замуж. В странах вроде Болгарии и Италии средний возраст впервые вступающих в брак супругов и вовсе доходит до 34 лет. Свадьбы «отъезжают» по времени, и все больше детей рождаются до этого. Второй причиной аналитики называют как раз число сожительствующих пар. Хотя наибольшей проблемой становятся «гостевые» отношения, когда партнеры встречаются лишь время от времени. И это белое пятно – проблема для исследователей, признают в том числе в OECD. Нынешние опросы и переписи не способны отразить адекватные цифры по этой категории пар.
На фоне роста числа детей, родившихся в незарегистрированных отношениях, многие европейские страны пытаются принимать различные меры для защиты их и матерей. Где-то, как в Германии, сожителям предлагают заключить имущественный «Договор о партнерстве», чтобы не возникало проблем в будущем. Во Франции есть схожий «Договор о совместной жизни», который, по сути, регистрирует отношения тех, кто не хочет их регистрировать. Обычно такие документы направлены на то, чтобы упростить партнерам жизнь в налоговой и социальной сфере. Наиболее прогрессивной в этом плане считается Швеция, которая еще в 1987 году приняла акт, регулирующий отношения фактических супругов. Он дает право им претендовать на совместное имущество, освобождает от обязанности материально поддерживать партнера (как в обычном браке), а также от необходимости выплачивать долги партнера после расставания с ним или его смерти.
Очень долго только церковь могла удостоверять браки между женщиной и мужчиной. В народе считали, что действительным брак может быть только тогда, когда он заключен с благословения священника в церкви. Кроме этого, еще обязательным было венчание. Обряды эти существовали как в православных, так и в католических храмах. Только этот брак имел юридическую силу и был узаконенным.
Помимо браков в церкви происходила регистрация рождения детей, смерть человека. Церковь не допускала в семейных парах разводов. На смену браку, заключенного в церкви, в начале прошлого века пришел гражданский брак. Но во многих странах Европы еще долго браки регистрировались и в церкви, и в местных органах управления. В некоторых странах и сейчас существуют оба вида брака – гражданский и церковный. Гражданский брак — это союз, который заключают между собой мужчина и женщина. Происходит этот союз по взаимному согласию. Регистрируются браки государственными органами, а именно Загсами.
В Российской Федерации только брак, заключенный в Загсе считается официальным браком. В Семейном кодексе Российской федерации указаны права и обязанности граждан, вступивших в брак. В гражданском браке у супругов возникают взаимные обязанности и права. Они распространяются и на детей, родившихся в этом браке. Часто пары заключают между собой брачный договор. Но он не является обязательным. При гражданском браке супруги имеют совместное хозяйство, вместе покупают имущество, рожают и растят детей. И при этом у них возникают права на наследование.
Гражданский брак можно разорвать. Порядок расторжения гражданского брака регулируется Семейным кодексом. Если у супругов есть общие дети, расторжение брака проходит через суд. В суде проходят разводы и в том случае, если муж и жена неспособны сами разделить имущество. Разделению подлежит недвижимость (дома, квартиры, гаражи) и недвижимое имущество – автомобили, мотоциклы. В наше время делят и общий бизнес.
У супругов существует обязанность содержать друг друга во время болезни. Должны они заботиться о своих детях. При разводе и отец и мать обязательно должны содержать своих детей.
Нередко гражданским браком называют отношения, которые не оформлены в Загсе. Эти отношения не брак, сожительство. Государство не признает сожительство браком. Даже если пара проживает вместе, имеет общих детей, у них не возникают общие обязанности и права. У них есть обязанности только по отношению к своим детям.
Хотя сожительство и зовут гражданским браком, юридически оно никаким браком не является. Однако в наше время такой способ проживания мужчины и женщины становится популярным. Пары не спешат официально зарегистрировать свои отношения. Считают, что лучше вначале пожить и так, присмотреться подходят ли они друг к другу. Но такое совместное проживание может растягиваться на многие года.
Церковь прямо осуждает сожительство. В государства не существует законодательства, которое бы регламентировали такой вид проживания. Состояние, нажитое при таком виде проживания, не является совместным.
Гражданский брак — форма установления супружеского союза без участия Церкви, но при содействии светских органов государственной власти. Гражданский брак есть одно из юридических учреждений, относительно которых в русском обществе существуют крайне превратные представления: многие даже образованные люди называют Г. браком простое незаконное сожитие или вообще союз, не освященный Церковью или же заключаемый на срок. На самом деле Г. брак является во многих отношениях более затруднительною формою установления супружества, чем брак церковный; так, напр., для заключения Г. брака в западных государствах требуется согласие родителей — требование, чуждое каноническому праву. С другой стороны, только недавно явилась, напр., во Франции, возможность прекращать Г. брак разводом. На 3ападе Г. брак есть продукт новой истории. В средние века не было ни Г. брака, ни обязательного церковного; брак устанавливался путем соглашения (см. Обручение), за которым могло следовать церковное благословение; но лишь Тридентским собором (1563) установлена была обязательность церковного брака (см. Брак, IV, 566). В том же XVI в. государство (в Англии — в 1538 г., во Франции — в 1579 г.) впервые начинает принимать меры для регистрации актов гражданского состояния (рождение, брак и смерть), столь необходимой для устранения путаницы в личных и имущественных отношениях семейственного права и в области наследования. Публичный церковный брак представлял все удобства для правильной регистрации, и потому на первых порах государство всюду берет его под свое покровительство. В XIX в. всюду распространилось убеждение, что церковный брак как единственная форма установления семьи не удовлетворяет более современным потребностям. В странах, где существует антагонизм между светскою и духовною властью и где отделение церкви от государства составляет один из самых жгучих вопросов, Г. брак является необходимым выражением эмансипации государства; в этих странах государство не может оставлять одно из важнейших общественных учреждений — брак — в распоряжении независимой от него корпорации, которая по-своему определяла бы условия законности брака. Г. брак является здесь только одним из проявлений и тенденции гражданского права к секуляризации. Современное государство не может, с другой стороны, не считаться с тем фактом, что нигде более народ не представляет однообразной группы верующих; отсюда необходимость таких законов и учреждений, которые не нарушают ничьих верований и воззрений. Но так как церковный брак имеет, в свою очередь, глубокие корни в обычаях и верованиях народных масс, то возникает капитальнейший вопрос законодательной политики — об отношении Г. брака к церковному. История показывает, что это отношение может быть троякое. Г. брак может играть роль простого суррогата церковного брака, существовать для тех случаев, когда церковный брак невозможен; это — Г. брак по нужде, из крайности (Nothcivilehe). Г. брак может быть учреждением совершенно равноправным с церковным — учреждением факультативным, так что от каждого гражданина зависит избрать ту или другую форму брака. Наконец, государство, игнорируя церковный брак, оставляя совершение его на совести верующих, может создать Г. брак как единственную форму установления законной семьи. Г. брак «по нужде» есть учреждение исключительное, вызываемое к жизни существованием в стране иноверцев и диссидентов, не имеющих своей церковной организации, а также потребностью в форме для узаконения смешанных браков, недопустимых с церковной точки зрения. Факультативный Г. брак представляет как бы поощрение религиозного индифферентизма со стороны государства, заявляющего, что для него совершенно безразлично, на какой из двух форм остановятся брачущиеся. Как установление обязательное для всех, без различия вероисповедания, Г. брак не дает никаких поводов к столкновению с церковью и нисколько не колеблет ее престижа. Статистика разных стран показывает, что с введением обязательного Г. брака в самой незначительной степени падает число случаев обращения к церкви за ее благословением. Тем не менее, нельзя отрицать, что, отчасти благодаря боевой позиции, занятой католическою церковью в отношении Г. брака, западные государства лишены пока возможности быть последовательными и совершенно не касаться церковного брака; приходится регулировать вопрос о взаимном отношении обеих форм во времени. Во Франции и в Германии духовенству под страхом уголовного наказания воспрещается венчать в церкви лиц, не заключивших еще гражданского брака. Это имеет свои неудобства, особенно во Франции, где Г. брак обставлен более строгими формальностями и не может быть совершен чиновником гражданского состояния без оглашения (см.) даже ввиду угрожающей смерти, вследствие чего священник лишен возможности успокоить совесть умирающего, который хотел бы узаконить свое сожитие хотя бы с церковной точки зрения. Это приводит, далее, к столкновениям неверующих мужей с верующими женами, так как нередко, обвенчавшись у мэра, муж отказывается идти к алтарю и суды вынуждены признавать за оскорбленными в своих религиозных чувствах женами право на прекращение супружества (см. Разлучение и Развод). Но зато это гарантирует от более опасных в социальном отношении случаев, какие возможны были в Италии при действии кодекса 1866 г. Народная масса, уверенная, что формы церковного брака совершенно достаточно, вовсе не обращается к Г. браку и, таким образом, основывает в сущности незаконные семьи. Эта опасность вынуждает всюду, где существует обязательный Г. брак (Голландия, Швейцария), воспрещать церковное венчание до заключения Г. брака.
Впервые гражданский брак появился в Нидерландах в XVI столетии. Реформатское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. Г. брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. Г. брак распространен на все Нидерланды. Большинство населения разных вероисповеданий продолжало, однако, предпочитать церковный брак по правилам своей веры. Свой факультативный характер Г. брак сохранял до учреждения в 1795 г. Батавской республики, когда был введен обязательный Г. брак, усвоенный потом и действующим уложением 1833 г.
В Англии гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле, в 1653 г.; он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Г. брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов Г. брак как детище революции пал сам собою, без особого законодательного акта. Тем не менее церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Благодаря отвращению общественного мнения к публичности при установлении брака получили огромное распространение тайные браки, для заключения которых выросла целая организация в лице священников, сидевших в лондонской долговой тюрьме Fleet. Только в 1753 г. актом Гардвика объявлена была обязательность церковного брака. Закон этот вызвал негодование в демократических слоях английского общества, которые видели в одном из основных его пунктов — в требовании родительского согласия — меру против неравных в сословном отношении браков. Особенно печальны были последствия этого «патрицианского» закона для диссидентов и католиков, которые также поставлены были в необходимость обращаться к англиканскому духовенству; венчаться по своим обрядам разрешено было только квакерам и евреям. Соседство с Шотландией, где в самой широкой мере господствовал принцип законности брака, установленного путем бесформенного соглашения, дало англичанам возможность уклоняться от действия несимпатичного закона 1753 г. Так как по английскому праву законность брака обсуждалась по месту его совершения, то англичане массами начали устремляться на шотландскую границу, в деревню Gretna Green, где сперва местный кузнец, а потом его наследники, выслушивали обмен выражений согласия и выдавали желающим свидетельства о вступлении в законный брак. Лишь в 1856 г. в Англии объявлены были законными только такие шотландские браки, заключению которых предшествовало проживание в Шотландии в течение трех недель. После нескольких частных попыток ослабить вредные результаты закона 1753 г., в особенности после совершившейся эмансипации католиков, законодательство пришло в 1836 г. к созданию факультативного Г. брака. Законами 1836 г. была упорядочена регистрация, и заключение браков было объявлено законным как в церквах и молитвенных домах, так и в канцелярии окружного инспектора регистраров, при открытых дверях, между 8 и 12 часами утра; обряд состоит в обмене выражений согласия.
В Шотландии исключительно путем обычая выработалась форма Г. брака пред мировым судьею: супруги являлись к судье, говорили ему, что их обвенчал священник, которого они не могут назвать, вносили небольшой штраф за вступление в брак без церковного оглашения и получали от судьи свидетельство о браке. Кроме того, в Шотландии остался в силе бесформенный способ установления брака; благодаря нравам он редко приводит к обольщениям и другим гибельным последствиям. В Ирландии в 1844 г. также введен факультативный Г. брак.
Во Франции королевская власть вскоре после Тридентского собора, в постановлениях которого она видела покушение на свою независимость, взяла в свои руки законодательную регламентацию брачного права. Ордонансом 1579 г. впервые установлена была обязательность церковного венчания и вместе с тем создана регистрация браков в каждом приходе. Священник сделался, таким образом, светской властью. При действии Нантского эдикта такая же роль лежала на протестантском духовенстве; с отменою же этого эдикта протестанты поставлены были в необходимость обращаться для венчания к католическому духовенству. В течение столетия, начиная с 1685 г., протестанты лишены были, таким образом, возможности создавать законные союзы, и только накануне революции, в 1787 г., установлена была регистрация протестантских браков через судебных чиновников, т. е. создан для них факультативный Г. брак. Конституция 1791 г. провозгласила брак простым Г. договором и установила обязанность законодательной власти создать специальные светские органы для регистрации браков. Не дожидаясь учреждения таких органов, многие, руководясь воззрением, что брак есть обыкновенный договор, стали обращаться для заключения браков к нотариусам и судебным приставам. Временно это привело к страшной путанице в регистрации; но закон 20 сентября 1792 г., создавший специальный орган для регистрации актов гражданского состояния в лице муниципалитетов, открыл возможность узаконить и браки, возникшие за этот промежуток времени. В силу закона 20 сент. обязанность регистрации была возложена на избранных членов коммунальных советов, а за отсутствием их — на мэров. Браку должно было предшествовать, по крайней мере за неделю, оглашение. В публичном зале общинного дома стороны в сопровождении свидетелей выслушивают от чиновника содержание документов, относящихся к заключению брака, после чего каждая из сторон громко произносит формулу: je déclare prendre (имя) en mariage, и вслед за этим чиновник объявляет их соединенными в браке. В 1800 г. органами регистрации сделаны были меры, и, наконец, в 1803 г., с обнародованием главы Code Civil об актах гражданского состояния, издан был действующий закон о Г. браке. Все отличие от закона 1792 г. состоит в том, что оглашение должно быть сделано дважды, хотя в исключительных случаях можно ограничиться одним; брак должен быть совершен в течение года со времени оглашения. Брак регистрируется в двух книгах, из которых одна хранится в общинном архиве, другая в архиве суда.
В Германии церковный брак установился не вследствие требований протестантской церкви, которая отвергала в браке характер таинства, а вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника как на своего представителя. В XVI веке церковный брак считался подтверждением брака, ужe установленного путем обручения; в XVII веке начинает пробиваться воззрение, что брак устанавливается самым актом церковного венчания, в XVIII веке появляется церковный брак в собственном смысле, и только в конце XVIII и начале XIX в. церковный брак получает во всей Германии значение обязательного учреждения. Французское владычество в прирейнских землях сопровождалось установлением обязательного Г. брака; в период до 1848 г. здесь обнаружилось законодательное течение против Г. брака, но в конце концов учреждение уцелело. В 1848 г. отделение церкви от государства, провозглашенное на франкфуртском национальном собрании, логически требовало установления обязательного Г. брака — и действительно, один из основных законов, вотированных собранием, гласил, что «гражданская сила брака зависит только от совершения гражданского акта; церковное венчание может следовать только за совершением гражданского акта; различие вероисповеданий не служит препятствием для Г. брака; книги гражданского состояния ведутся гражданскими чиновниками». Хотя этот закон и не получил действительной силы, тем не менее под его влиянием в некоторых частях Германии был введен Г. брак, то как обязательное учреждение (Франкфурт на Майне), то как факультативное (Ольденбург). В течение следующих двадцати пяти лет область действия Г. брака постепенно распространялась; наконец, закон 6 февраля 1875 г. «о засвидетельствовании гражданского состояния и о заключении брака» ввел с 1 января 1876 г. обязательный Г. брак во всей Германии. Чиновники, которым поручена регистрация, принадлежат к составу органов местного самоуправления и содержатся на общинные средства.
Католическая реакция упорно боролась против обязательного Г. брака в Бельгии в промежуток между 1814 и 1830 гг.; но учреждение это было окончательно утверждено законом 5 февраля 1831 г. В Италии Г. брак был введен вместе с французским кодексом в 1806 г., но отменен почти повсеместно после возвращения в 1814 году старых династий. Образование Итальянского королевства, сопровождавшееся изданием нового уложения в 1866 г., имело последствием восстановление обязательного Г. брака. В классической стране канонического права, в Испании, Г. брак был введен республикою как обязательное учреждение в 1870 г., но с правом предварительно венчаться в церкви; уже в 1875 г. Г. брак сделан был только факультативным, а затем и вовсе отменен. В Португалии кодекс 1868 г. установил две равноправные формы брака — Г. брак и церковный, причем первый допущен только для не-католиков. В Румынии кодекс 1864 г. заимствовал из франц. кодекса Г. брак, но оставил наравне обязательною с ним и церковную форму. В различных кантонах Швейцарии действовали различные системы до федерального закона 24 декабря 1874 г., которым с 1 января 1876 г. введен во всей стране обязательный Г. брак. В Австрии, где кодекс 1811 г. регулировал церковный брак как государственное учреждение, клерикальная реакция 1856 г. сумела поворотить законодательство к постановлениям Тридентского собора; но в 1868 г. введен был гражданский брак «по нужде» для лиц, которым было отказано в церковном венчании по причинам, неизвестным гражданскому кодексу, а затем в 1870 г. — обязательный Г. брак перед общинными властями для диссидентов, т. е. для лиц, не принадлежащих ни к одному из признаваемых государством культов; это дало возможность обходить закон, воспрещающий смешанные браки между христианами и нехристианами, так как последние стали объявлять себя не принадлежащими ни к какой вере (confessionslos). Проект введения обязательного гражданского брака (1874) не имел успеха. — Такой же Г. брак для лиц, стоящих вне господствующей церкви и других признанных культов, введен в 1873 году в Швеции. В Норвегии еще в 1845 г. лица нелютеранского исповедания получили возможность заключать браки у нотариусов. В С.-А. С. Шт. продолжает действовать старое английское и шотландское право, признающее установление брака путем бесформенного соглашения, даже без свидетелей; этому приписываются частые случаи двоеженства и других злоупотреблений, хотя, с другой стороны, эта система делает почти невозможным конкубинат. Но затем Штаты знают и церковный брак, и формальный Г. брак перед мировыми судьями, перед членами высшего суда, перед магистратом. В некоторых штатах, где с самого начала обитало смешанное население, не принадлежавшее поголовно к англиканской церкви, или где сразу оказался недостаток в священниках (Кентукки, Массачусетс), сперва был введен обязательный Г. брак и уже позднее явился факультативный церковный брак.
В России законом 19 апр. 1874 года введена светская регистрация раскольничьих браков. Браки раскольников приобретают силу и последствия законного брака через записание в метрические книги, ведение которых возложено на органы полиции, а именно, с 1889 г. в столицах — на участковых приставов, в городах и уездах — на исправников, в больших городах — на полицеймейстеров (ст. 1093 и прил. IX т. Св. Зак. по прод. 1890 г.). Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить об этом местное полицейское управление или волостное управление, которое обязано составить особое объявление и выставить его на семь дней на видном месте, после чего, если ниоткуда не последовало заявлений о препятствиях к записи (препятствия же эти те же, что и для православных), выдается свидетельство о том, что объявление было сделано. С этим свидетельством оба супруга в сопровождении поручителей должны явиться в полицейское управление, где от них отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам или обрядам другой церкви, после чего брак записывается в книгу. Отказ в записи может быть обжалован по принадлежности губернскому правлению или градоначальнику, а затем первому департаменту правительствующего сената. В случае отмены определения полиции брак считается законным не со дня записи, а со времени первоначального заявления. Несоблюдение при записи установленых правил не делает брак недействительным (ст. 78 1 ч. Х т. Св. Зак.). — Закон 1874 г. касается только раскольников, но оставляет по-прежнему нерегулированными браки многих миллионов русских сектантов. Впрочем, и раскольники почти не прибегают к полицейской регистрации своих браков.
(Правовой статус граждан проживающих совместно в не зарегистрированном браке. Имущественные и финансовые права «сожителей», права и обязанности родителей в отношении детей рожденных вне брака)
Рассматривая вопросы защиты супругов, для начала стоит пояснить, что такое гражданский брак в принципе. В соответствии с определением, данным в Семейном кодексе РФ, брак — это семейный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах ЗАГС. В соответствии со сложившейся практикой, под «гражданским» браком понимается совместное проживание («сожительство») мужчины и женщины в союзе, не зарегистрированном в органах ЗАГС, но имеющем при этом все признаки семьи. В дальнейшем в статье под гражданским браком будет пониматься именно бытовое значение этого термина, подразумевающее сожительство (фактический, но не оформленный брак).
«Гражданский» брак или сожительство без обязательств
В «гражданских» браках сейчас состоит огромное количество женщин и мужчин. По данным переписи населения 2010 года в России примерно 4,4 миллиона незарегистрированных семей. Люди живут друг с другом годами, приобретают общее имущество, рожают детей, но при этом по каким-либо личным причинам не расписываются, а значит, семьей с точки зрения закона не являются. То есть хоть они и имеют все признаки, права и обязанности семьи, но полноценно защитить свои семейные права не могут.
Кроме того, выясняется, что по статистике «замужних» женщин в России больше, чем мужчин. Причем, с каждым годом количество женщин, состоящих в «гражданском» браке растет. Так, в 1989 году их было на 28000 больше, чем мужчин, а в 2001 году больше уже на 65000.
Разумеется, такого быть на самом деле не может. Просто многие мужчины в ходе опросов не указывали, что состоят в сожительстве, а отмечали себя как неженатых, считая, что раз они в ЗАГС не расписаны, то являются по-прежнему холостяками. А женщины наоборот, хоть официально и не вступили в брак, отмечали себя как замужних.
Все это говорит о том, что, состоя в «гражданском» браке женщины считают себя женами, а свой союз семьей, а мужчины — нет. В связи с этим права женщин изначально находятся под угрозой, так как их ожидания ничем не подкреплены и самое главное не защищены семейным законодательством.
В этой связи целесообразно рассмотреть возможные проблемы «гражданских» браков и правовые особенности их разрешения.
1. Правовые последствия рождения детей вне брака
Дети, рожденные в официальном браке, признаются их родителями автоматически. Дети, рожденные вне брака (в сожительстве), могут быть записаны на отца только по его заявлению. Если же отец откажется подавать такое заявление в органы ЗАГС и признавать ребенка, доказать его отцовство можно будет только через суд. Из этого же вытекает еще одна сложность, если ребенок не будет признан его отцом, то в случае разрыва отношений между родителями, добиться алиментов можно только после того, как факт отцовства будет доказан.
В соответствии со статьей 49 Семейного кодекса, в случае рождения ребенка у сожителей и отсутствии соответствующего заявления от отца ребенка отцовство устанавливается через суд по заявлению одного из родителей. При этом судья учитывает любые доказательства, удостоверяющие происхождение ребенка. Обратиться в суд для определения отцовства и выплаты алиментов можно в любой момент, независимо от возраста ребенка. А после совершеннолетия ребенок может сделать это сам. Основным доказательством отцовства может стать медицинская экспертиза. Но если предполагаемый отец будет от нее уклоняться, суд не сможет заставить ответчика ее пройти. Тем не менее, отсутствие экспертизы не помещает судье признать факт отцовства, при наличии других доказательств, что подтверждается пунктом 3 статьи 79 ГПК РФ.
2. Общее имущество, нажитое в незарегистрированном браке
Рано или поздно, но при долгом сожительстве у людей обязательно появляется общее имущество, начиная с постельного белья и тарелок, и заканчивая машинами, домами, земельными участками. Если бы супруги находились в официальном браке, то все это имущество считалось бы общим и делилось при разводе поровну. И в случае спора одна из сторон могла бы обратиться в суд и отстоять свои интересы. В сожительстве же имущество принадлежит тому, на кого оно оформлено или зарегистрировано, а второй супруг остается просто ни с чем.
Что же касается бытовых мелочей, вроде кухонной техники, посуды, мебели чеки на них обычно никто не хранит, поэтому в случае разрыва отношений, не следует полагаться на то, что раздел имущества будет осуществляться по принципу справедливости. Разумеется, в этом случае злоупотреблений и обид практически не избежать.
Как решить данную проблему? Тем более что в первой статье Семейного кодекса РФ указано, что браком, признается только союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. То есть, сожительство семейным кодексом никак не регулируется и ссылаться на нормы семейного права при разрешении имущественных споров в суде нельзя.
Тем не менее, «гражданский» брак может (и должен) регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ. Например, статьей 244, в которой написано, что имущество, принадлежащее двум или нескольким лицам, находится у них на праве общей собственности. Соответственно, имущество гражданских супругов, приобретенных в период совместного проживания, можно считать общей долевой собственностью. То есть, если в суд подать иск об определении размера долей и разделе общей долевой собственности, то в случае разрыва отношений сожители смогут защитить свои права и разделить имущество.
Доказательство права на имущество, нажитое в «гражданском» браке
Доказательство факта сожительства само по себе ничего не означает. Помимо этого, в суде надо будет предъявлять свидетельства того, что оба сожителя действительно считали имущество общим, и оба в него вкладывались. Такими доказательствами могут быть:
- Свидетельские показания родственников, детей, друзей.
- Письма, в том числе электронные, включая переписку в социальных сетях, записи в блогах и комментариях на форумах и сайтах.
- Чеки, квитанции об оплате и прочие документы, подтверждающие факт оплаты имущества или внесения кредитных платежей за него.
Поиск таких доказательств — основная проблема. Надо учитывать, что доказательства должны быть оформлены в нужном виде (например, для того чтобы электронное письмо или запись можно было предъявить в суд, его скриншот нужно заверить у нотариуса.), и не все доказательства суд в принципе примет. Также, если в качестве доказательства приводится текст письма, вероятнее всего, потребуется установление авторства. Поэтому важна помощь опытного юриста, который сможет собрать все свидетельства, приложить их к грамотно составленному иску и обосновать требования истца в суде.
3. Кредит, взятый одним из супругов в «гражданском» браке
Приобретение имущества в кредит или, например, по договору долевого участия в строительстве в случае разрыва не дает второму «супругу» возможности доказать право на собственность, в которую он вкладывался, состоя в гражданском браке. То есть получается, что хоть за кредит он также платил, как и «гражданский супруг», по закону никаких прав на это имущество он не имеет.
Также, если при выплате кредита у одного из гражданских супругов возникнут сложности с его погашением, то взыскание будет обращено на все имущество должника — на то, что оформлено на него и находится в его квартире. А если бы должник состоял в официальном браке, то сначала взыскали бы его личное имущество, приобретенное им до брака, а потом половину от имущества, приобретенного в браке. То есть, в случае сожительства права второго «супруга» не защищены и если кредитный или иной договор оформлен на одного члена «семьи», то второй участник такого союза просто так подтвердить свои права на половину собственности не сможет. Проблема решается также как и предыдущая — путем обращения в суд, признания права общей долевой собственности, определения долей и раздела имущества, и наконец, внесения изменений в кредитный договор.
4. Сделки с имуществом, совершаемые в «гражданском» браке
При продаже общего имущества супругов, необходимо письменное согласие и мужа, и жены. При продаже общего имущества сожителей, согласия «гражданского» супруга, разумеется, не требуется — главное волеизъявление того, на кого это имущество оформлено. В связи с этим может возникнуть ситуация, что один из «супругов» самовольно продаст общую собственность, а второй человек не сможет ему в этом помешать. Особенно опасно это в тех случаях, если один из сожителей страдает от алкоголизма, наркомании, игромании и не контролирует свои траты.
Проблема решается путем обращения в суд с заявлением о признании права общей долевой собственности, и определении долей. Если сделка о продаже (аренде, дарении и т.п.) общего имущества уже заключена, то после определения права на общую собственность и разделения долей можно попытаться признать сделку на этом основании недействительной.
5. Право на наследство «гражданского» супруга
Наследниками первой очереди по закону является супруг наследодателя. А в случае смерти сожителя, фактическая жена (муж) право на наследование по закону не имеет, независимо от того, сколько лет они прожили вместе и имеют ли общих детей. В этой связи, после смерти сожителя доказывать фактические брачные отношения не имеет смысла, так как по закону наследниками являются только официальные супруги. Однако, в соответствии со статьей 1148 ГК РФ можно попытаться доказать факт иждивенчества, подтвердив:
- Свою нетрудоспособность.
- Факт совместного проживания с наследодателем.
- Факт того, что умерший полностью содержал своего нетрудоспособного супруга (супругу).
Доказать все указанные обстоятельства довольно сложно, однако, если вы воспользуетесь помощью опытного юриста, а обстоятельства вам благоволят (в данном случае «гражданский» супруг может попробовать добиться получения права на наследство только в восьмую очередь), то доказать право на наследство потенциально можно.
6. Выплаты в случае гибели «гражданского» супруга
В случае смерти одного из супругов, второй супруг имеет право на возмещение вреда, причиненное смертью кормильца, а вот сожитель такого права не имеет и никаких компенсаций не получит. Также, в случае смерти супруга, муж или жена имеет право на получение подлежавших выплате, но не полученных при жизни зарплаты (больничных, отпускных), пенсий, стипендий, пособий, алиментов и т.п. (статья 1183 ГК РФ). Кроме того, в случае смерти супруга (супруги) из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания семье возмещаются его (ее) утраченный заработок, а также расходы, связанные со смертью работника (статья 184 Трудового кодекса РФ). «Гражданский» супруг таких прав не имеет.
Как и в других случаях вопрос с выплатами в пользу «гражданского» супруга в случае гибели его сожителя решается если доказать факт иждивенчества, а затем предъявить требования о получении всех или части выплат наследодателя.
7. Прочие правовые ограничения при не зарегистрированных отношениях
Статья 51 Конституции гласит, что никто не обязан свидетельствовать против своего супруга. Соответственно, в суде официальный муж (жена) может отказаться от дачи каких-либо показаний. «Гражданский» супруг таких прав не имеет. Кроме того, правила внутреннего распорядка следственных изоляторов гласят, что «администрация СИЗО обязана предоставить подозреваемому или обвиняемому свидание с мужем (женой)». Сожитель права на свидание не имеет.
Преодолеть такие ограничения в правах (в сравнении с правами супругов, находящихся в законном браке) весьма проблематично. Поэтому если вы состоите в «гражданском» браке, у вашего партнера возникли серьезные жизненные трудности, и вас это не оттолкнуло, — следует задуматься, не пора ли зарегистрировать ваши отношения в соответствующем государственном органе?
Статья подготовлена коллективом
юридической компании «Эра права»
предыдущая следующая