Гражданский брак для огромного количества россиян, к сожалению, стал нормой. Люди сходятся на какое-то время, живут вместе, потом расходятся, не считая обязательным скреплять свой союз законными узами. У кого-то за спиной остается целая череда таких вот «браков». Часто можно услышать пренебрежительно брошенное: «А разве что-то значит печать в паспорте?». Что на самом деле стоит за нежеланием людей идти в ЗАГС, а потом в храм для венчания? Бывает ли любовь без обязательств? Так ли безобидны подобные отношения? Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).
— Сегодня мнение Церкви, выступающей против такого вида сожительства, как гражданский брак, разделяется далеко не всеми. Что на самом деле негативного в этом явлении?
— Сама постановка вопроса: «А что плохого в гражданском браке?», если при этом имеется в виду союз мужчины и женщины, не скрепленный законом и не освященный Церковью, является следствием очень глубокого общественного и личностного разрушения. В наши дни брак не воспринимается как нечто установленное не только Божественными, но и человеческими законами.
Людям даже не приходит в голову мысль, что когда нарушается закон общества — это плохо. Но даже в древнем мире, когда не было юридической регистрации брака, существовал некий обряд, которого все придерживались и который являлся простейшей формой выражения ответственности, которую люди друг за друга брали на себя. Сегодня, когда мужчина и женщина решаются жить вместе, не скрепляя свои отношения законом и тем более в Таинстве венчания, можно говорить о том, что эти два человека имеют очень неясные взаимные обязательства и то ли отвечают друг за друга, то ли нет.
Если же говорить о духовной стороне брака, то не мы, люди, установили, что есть грех, а что есть праведность. Есть те заповеди Божии, которые дают очень ясный ответ. Мы можем игнорировать Божественные законы и жить так, будто их нет. Но если не на Христе основывается семья как малая Церковь, то туда обязательно проникнет дьявол. И тот фундамент, который люди пытаются сами заложить, он обязательно будет раскалывать, начнет ссорить и разделять людей, напускать, образно говоря, холод туда, где раньше было тепло.
Любой священник и тем более Церковь в целом является обладателем богатого опыта наблюдения за различными жизненными ситуациями. И поэтому они могут говорить о том, что всегда в основе гражданского брака лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь и только любовь. И если она есть, то что может людей удерживать от вступления в брак по-настоящему? Может кто-нибудь на этот вопрос ответить? Ведь, согласно христианскому учению, брак — это таинство, некое чудо, в котором два человека становятся одной плотью. И если мужчина и женщина не решаются скрепить свой союз законными узами, я уже не говорю о церковных, то в их жизни этого чуда не произойдет. Они так и останутся друг другу чужими. А страшно прожить всю жизнь с чужим человеком.
— Бывает, начиная жить вместе, молодые люди говорят, что любят друг друга, и это является для них оправданием вот такого сожительства. Но из Ваших слов можно сделать вывод, что любви без обязательств перед любимым человеком быть не может. Это действительно так?
— Когда молодой человек и девушка говорят: «Мы сначала поживем вместе, узнаем друг друга, а потом уже примем решение», о большой любви, конечно, речи не идет. В этом есть элементарный расчет, неуместный в отношениях любящих людей, и даже элемент предательства. Потому что один человек, пожив в таком браке, может относиться к другому уже как к родному. А этот, ставший родным, примет вдруг решение о расставании.
Конечно, нужен здравый смысл, и перед вступлением в брак необходимо понять: мой ли это человек? И вопрос: «А нас ли Господь друг другу судил?» — молодые люди обязательно должны перед собой поставить. Вступлению в брак вообще должен предшествовать довольно длительный период узнавания друг друга. И если люди понимают, что они чужие, а это сразу чувствуется, если они внимательно друг в друга всматриваются, то в брак просто не надо вступать.
— Часто люди говорят, что печать в паспорте не много значит в отношениях мужчины и женщины.
— Я допускаю, что причиной может быть неуважительное отношение к закону. Но дело в том, что любое неуважение разрушает. Когда не уважают нас, это тяжело переносить, но когда не уважаем мы, это разрушает нашу собственную душу. Если у граждан возникает неуважительное отношение к своей стране, в этом нет ничего хорошего. Когда человек в состоянии выполнить требование государства, но этого не делает, то можно говорить о начатках беззакония и хаоса, тех самых, из которых рано или поздно явится Антихрист. Некоторые святые отцы, говоря об Удерживающем, о котором пишет апостол Павел (см.: 2 Фес. 2, 7), склоняются к тому, что это Дух Святой. Но другие считают, что это — закон как видимая форма организации человеческого общества. И Ветхий Завет прежде всего был законом жизни богоизбранного исповедующего единого истинного Бога, но, тем не менее, просто человеческого общества. Была, например, заповедь «Око за око», и человек понимал, что, выкалывая глаз другому, он уже выкалывает его самому себе. Если бы не этот закон, искалеченных людей было бы гораздо больше. И это веский аргумент, почему законы надо исполнять, чтобы зло было ограничено в своих проявлениях.
— Но можно возразить: немало гражданских браков заканчивается вполне благополучными законными и даже порой венчанными союзами.
— Это возражение несостоятельно. Сегодня — огромное количество разводов по всей стране, и странно говорить о том, что гражданские браки благополучно заканчиваются. Счастливых семей сейчас мало как никогда.
— Часто приводится такой довод: что, пожив в гражданском браке, люди имеют возможность лучше узнать друг друга и понять, могут ли они вместе идти по жизни.
— С одной стороны, в этом логика присутствует. Но может ли закончиться добром то, что начинается с греха? Ведь путь от греха к добродетели, к благополучию духовному или жизненному всегда лежит через покаяние, являющееся мучительным трудом. И епитимья как некое наказание за грех может даваться священником, но чаще всего она дается Богом. И те скорби, которые несет человек в течение всей своей жизни,— это и есть епитимья за грехи, которые он совершал. И неурядицы в семейной жизни, трагедии, которые возникают, кажется, на пустом месте, на самом деле являются последствиями грехов в добрачной жизни.
— А можно конкретней сформулировать, какими могут быть последствия союза, не скрепленного законом и, тем более, в Таинстве венчания?
— Их сложно взять и перечислить, они же никем не регламентированы. Последствия такие же, как у любого греха. Это состояние, когда, оказавшись в удалении от Бога, мы лишаемся возможности воспринимать в полной мере Божественную благодать. И начинается умирание человеческой души, она увядает, как цветок, лишенный необходимой ему влаги и света. Человек начинает увядать духовно, а порой и физически.
— В гражданский брак вступают, как правило, люди, далекие от Церкви, или проблема гражданского брака актуальна и в среде церковных людей?
— Все то, о чем мы говорим, к сожалению, имеет отношение не только к нецерковным людям. Придя к Богу, человек не всегда сразу начинает вести праведный образ жизни. И многие люди, ходящие в храм, считают возможным для себя жить гражданским браком. Более того, есть и священники, допускающие таких людей до причастия. Хотя практический опыт говорит о том, что если мужчина или женщина оказываются перед выбором: либо вступление в брак или расставание до принятия решения о создании полноценной семьи, либо отказ от причастия, то в их жизни в итоге все встает на свои места. Происходят перемены, которые уже давно зрели и были неизбежны. Часто «муж», если он был противником законного брака, вдруг понимает, что этот союз, который может распасться, для него важней, чем мнимая независимость.
Порой человек может в таком сожительстве пребывать и пять, и десять лет, а расставание произойдет все равно. Но жизнь строить заново будет уже очень трудно! Тяжело спустя много лет понять, что рядом все эти годы находился человек, который просто использовал такой брак как некую удобную форму существования.
— Что может остановить от вступления в гражданский брак человека, делающего первые шаги навстречу Церкви или еще далекого от нее, для которого понятие греха достаточно абстрактно?
— Если люди в принципе не способны и не готовы поверить в существование духовной реальности, то священнику объяснить им что-либо очень сложно. Тут уж скорее нужна консультация психолога или юриста.
Но, если человек хотя бы немного верит в Бога, в наличие законов духовных, то ему необходимо помочь осознать, что такой союз всегда бьет по детям. Бывает, говоришь людям, что надо что-то изменить в своей жизни, объясняешь, что пострадают дети, но они не прислушиваются. Потом случается беда, рождается, скажем, мертвый ребенок, и человек готов на себе волосы рвать от ужаса, но ничего уже не поделаешь.
Или элементарно представьте себе ситуацию, когда ребенка спрашивают: кто твои папа и мама? И ему порой очень сложно ответить на этот вопрос, когда он знает, что мама у него «настоящая», а вот что касается папы, то тут все сложней.
— Кто от таких браков страдает больше: мужчина или женщина? Исходя из жизненных наблюдений, складывается впечатление, что все-таки женщина.
— В большинстве случаев, это так. Как правило, «виновники» гражданских браков мужчины: женщины чаще хотят иметь полноценную семью. И нередко происходит примерно такой диалог. Священник говорит о том, что, независимо от мнения общества, гражданский брак — это грех, который убивает душу здесь, на земле, и в вечности отлучает ее от Бога. И слышит в ответ: «Я готова к браку, а мой сожитель нет». Что можно на это сказать? ― «Если вы хотите жить церковной жизнью, причащаться, значит, вы должны этот вопрос перед своим супругом поставить. Да и сами задумайтесь: если он не готов вступить в законный брак, то насколько вы ему на самом деле дороги?». И трудно, и страшно этой женщине бывает решиться… А потом, спустя какое-то время, они вместе с супругом приходят в храм и венчаются. Я такие примеры знаю. Как знаю и случаи, когда люди не решались на необходимые перемены в своей жизни, но в итоге все равно расставались.
— После неудачного гражданского брака, тем паче нескольких, человек теряет доверие к потенциальным спутникам жизни. Не является ли это затем препятствием для построения новых отношений?
— Человек на самом деле определенным образом изнашивается внутренне, особенно если в прошлом у него был не один, а несколько гражданских браков. Появляется и внутреннее чувство, что любые новые отношения могут быть «не навсегда». И первая возникшая проблема становится основанием для расставания. Но в браке всегда очень много значит терпение. Если не терпеть друга, если не пытаться взаимно друг друга воспитывать и меняться, то любой брак разрушится, потому что совершенных людей не бывает. А если у человека уже есть внутренняя установка, что всегда, «если что», можно и расстаться, то всякий брак будет распадаться, и так можно остаться ни с чем.
— Гражданский брак — это некая локальная проблема в жизни личности или, все же, чтобы человек увидел и прочувствовал греховную составляющую этого союза, он должен измениться в целом и должны поменяться его жизненные ориентиры?
— Любую болезнь трудно или даже невозможно лечить локально. Если у человека болит голова, можно дать ему таблетку от головной боли. Но завтра она заболит снова, потому что причина в повышенном артериальном давлении. И если человек не принимает в целом систему ценностей христианства, то объяснить ему что-либо о гражданском браке будет достаточно сложно. Человек должен увидеть неправильность своего существования, так сказать, глобально, тогда и частности исправляются. Если человек все происходящее в его жизни расценивает с позиций удобства или неудобства для него, то вряд ли его можно убедить в том, что гражданский брак не может быть формой жизни двух любящих друг друга людей и их детей. Но если он понимает, что жизнь — нечто уникальное, один раз человеку данное, и от того, как он проживет ее здесь, на земле, будет зависеть его жизнь в вечности,— это станет прочным основанием, на котором можно строить всю жизнь.
Беседовала Юлия Семенова
Москва. 24 июня. INTERFAX.RU — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал Архиерейский Собор Русской православной церкви свидетельствовать о греховной природе гражданских браков и защищать христианскую семью.
«Необходимо объяснять, почему такой брак (гражданский — «ИФ») не может считаться браком, а расценивается (Церковью — «ИФ») как блудное сожительство», — сказал Алексий II в своем выступлении во вторник на открытии Собора в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.
Большой проблемой для современного общества, по словам патриарха, стало «массовое распространение сожительства без заключения брака», не предполагающее «ни малейшей ответственности друг перед другом». Рождение детей в таком временном и непрочном союзе обычно даже не предполагается, отметил Алексий II.
Он призвал духовенство в противовес этой негативной тенденции «свидетельствовать о традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия», а также «решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом между мужчиной и женщиной».
лр
Термином «гражданский брак» стало принято называть модное нынче сожительство мужчины и женщины без регистрации. Уже само это название содержит в себе очень большую ложь. Но об этом немного позже, а пока я позволю себе для удобства использовать это распространенное выражение, конечно, взяв его предварительно в кавычки.
Такая форма существования получила очень широкое распространение. Почему людей так привлекает жизнь в подобном «браке»? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. «Гражданский брак» иногда называют «пробным»: молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться. Впрочем, иногда о регистрации речь вообще не идёт.
Итак, всем известно, что церковь отрицательно относится к «гражданским бракам», считает их грехом. Почему? То, что сожительство без регистрации брака – совершенно ложное, бессмысленное состояние, путь в никуда, утверждает не только церковь. «Гражданский брак» — лжив сразу с трех точек зрения, с трех позиций: 1) ДУХОВНОЙ; 2) ЮРИДИЧЕСКОЙ; и 3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ.
А теперь рассмотрим все три по порядку.
Телесные отношения между мужчиной и женщиной не только не являются грехом, но даже благословляются Богом, но лишь в одном случае: если они совершаются в законном браке. Сексуальные отношения вне брака являются блудом. Блуд – один из смертных грехов. Смертных, потому что он приводит к смерти души и лишает спасения, если человек не покается и не начнет исправлять свою жизнь. Грех – это духовная болезнь, он наносит раны, язвы душе человека. Грехи являются причиной многих наших несчастий, скорбей и даже телесных болезней. Согрешая, человек нарушает законы духовной жизни, которые существуют объективно, как и законы физики и обязательно будет расплачиваться за свои ошибки. В данном случае, допуская блуд до брака, люди будут платить скорбями и проблемами в семейной жизни. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7), — говорит Св. Писание. Недаром сейчас, когда для многих связи до брака стали нормой, у нас такое количество разводов. В России распадаются подавляющее большинство браков, а 40% детей воспитываются вне семьи. Грех не способен созидать, он только разрушает. Когда в фундаменте здания будущей семейной жизни лежит тяжкий грех, ничего хорошего ожидать не приходиться, вот почему так непрочны современные браки.
Люди, живущие в «гражданском браке», как находящиеся в блуде, по церковным правилам не могут быть допущены до причастия. Например, 26 каноническое правило свт. Василия Великого говорит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака» и дает находящимся в таком состоянии епитимью блуда.
«Гражданский брак» не только ставит людей вне церкви, но полностью находиться вне правового поля. На юридическом языке подобный союз называется сожительством. Поэтому «гражданский брак» — выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Это учреждение для того и существует, чтобы фиксировать в каком состоянии находятся граждане государства: родились, создали семью или уже умерли. На сожительство не распространяются никакие законы о семье и браке, то есть: о правах и обязанностях супругов, совместном имуществе и правах не наследство. Гражданские суды завалены делами об отказе от отцовства бывших «гражданских мужей», которые не хотят платить алименты. Доказать, что они действительно являются отцами своих детей, дело очень проблематичное и дорогостоящее.
Любители «свободных отношений» иногда говорят: зачем все эти росписи, штампы и прочие формальности, ведь было же время, когда брака вообще не было. Это неправда, брак был в человеческом сообществе всегда. Наличие брака – одно из отличий людей от животных. Промискуитет (якобы существовавшее у некоторых архаичных племен беспорядочное половое сожительство) не более чем исторический миф, все серьезные исследователи это знают. Формы установления брачного союза были разными. В римской империи молодожены подписывали, в присутствии свидетелей, брачный документ, регламентирующий права и обязанности супругов. У других народов (например, у древних евреев) также были брачные документы или брак заключался в присутствии свидетелей, что в древности было порой покрепче бумаг. Но, так или иначе, супруги не просто договаривались, что будут жить вместе, а свидетельствовали о своем решении перед Богом, перед всем обществом и друг перед другом. И сейчас, регистрируя брак, мы берем государство в свидетели, оно объявляет нас мужем и женой, то есть самыми близкими родственниками, и обязуется охранять права и обязанности супругов. К сожалению, сейчас в силу того, что государство у нас является светским, регистрация брака отделена от таинства венчания, и перед венчанием супруги должны расписаться в ЗАГСе. До революции браки регистрировала церковь, она давала документы государственного образца после венчания.
Если любишь человека, то несешь за него ответственность. Когда женщина рожает ребенка, она идет потом в ЗАГС и получает свидетельство о рождении, ее вписывают в этот документ, она прописывает ребенка к себе, ставит его на учет в поликлинике. Если она отказывается это сделать, ее лишают родительских прав – дети должны быть защищены. Нельзя быть «пробными родителями», «пробными супругами», если любишь — расписаться не проблема, если проблема – значит, не любишь по-настоящему.
Сторонники «гражданского брака» обычно оправдывают свое состояние так: чтобы получше узнать друг друга, и избежать многих ошибок и проблем уже в браке, нужно сходиться постепенно. Сначала пожить вместе, а потом уже расписаться. Это абсолютно не работает, доказано практикой. Американские ученые провели очень серьезное, масштабное исследование и выяснили, что семьи, где супруги имели опыт сожительства до брака, распадаются в 2 раза (!) чаще, чем браки, где супруги такого опыта не имели, и такая картина наблюдается во всем мире. Люди «пробуют», «пробуют», а число разводов и семейных проблем растет. У нас в стране распадаются 2/3 браков. А ведь когда «гражданские браки» были весьма редким явлением, ситуация с семьей и браком была совершенно другой.
«Гражданский брак» иногда называют бесплодным. Во-первых, потому что сожители, как правило, боятся завести детей, они и в своих отношениях никак не могут разобраться, зачем им ещё лишние проблемы, хлопоты и ответственность. Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане. Когда люди создают законную семью, они берут на себя ответственность. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость и горе. Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научится носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и главное научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сёстры, с ними он хочешь — не хочешь должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима
Известный психолог А.В.Курпатов как-то назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой. «Партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент – махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе – ведь это все равно, что ремонтировать съемную квартиру».
Поэтому так мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода и независимость для них дороже. И даже годы проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу прочности.
Что делать людям, не сохранившим себя в чистоте и целомудрии из-за оторванности от веры и традиций? Господь врачует наши раны, лишь бы человек искренне каялся, исповедовался в своих грехах и исправлялся. Христианину даётся шанс изменить себя и свою жизнь, хотя это и совсем непросто.
Встав на путь исправления, нельзя оглядываться назад, в прошлое, тогда Господь обязательно поможет всякому искренне обращающемуся к Нему.
И ещё; если ваш избранник или избранница имеет негативный добрачный опыт, ни в коем случае нельзя интересоваться греховным прошлым человека и попрекать его за это.
Бог хочет, чтобы мы были счастливы, а на пути порока счастья не найдешь. Плоды всеобщей сексуальной расхлябанности и несерьезного отношения к браку хорошо видны уже сейчас: молодежь не хочет создавать семьи и рожать детей, кроме того, делается 5 миллионов абортов в год. А население страны, тем временем, стремительно сокращается. Если мы не остановимся и не задумаемся, а будем продолжать «жить как все», то лет через тридцать России просто не будет, будет какая-то совершенно другая страна, с мусульманским, скорее всего, населением. Ведь у мусульман с семейными ценностями и рождаемостью все в порядке.
УДК 316
Рачипа Андрей Валерьевич
доктор социологических наук,
профессор кафедры социологии, истории и политологии
Института управления в экономических и социальных системах
Южный Федеральный Университет
ba. lescha@gmail. com
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук,
профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета samygin78_@yandex.ru Верещагина Анна Владимировна доктор социологических наук,
профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных
исследований Института социологии и регионоведения
Южного федерального университета
anrietta2 5 @mail. ru
Andrey V. Rachipa
doctor of sociological Sciences, professor.
Department of sociology, history and political science at the Institute of
Management in the economic and social systems,
Southern Federal University
Sergei I. Samygin
doctor of sociological Sciences, professor.
Department of human resource management and sociology,
Rostov State Economic University
Anna V. Vereshchagina
Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University anrietta2 5 @mail. ru
«Гражданский брак» в России: причины и последствия распространения в молодежной среде
«Civil marriage» in Russia: the reasons and consequences of distribution among young people
Аннотация. В статье рассматривается динамика семейно-брачных отношений в российском обществе в контексте общемировых тенденций.
Показано, что среди молодежи в российском обществе в постсоветский период происходит постепенное распространение и легализация «гражданского брака» («партнерства»). В статье анализируются причины и последствия этого явления для будущего семьи в российском обществе, в котором еще не утратили своей значимости традиционные представления о семье и семейных отношениях, что и определяет противоречивое отношение к «гражданскому браку». Тем не менее, «гражданский брак» является весьма распространенной формой семейных отношений в молодежной среде, в большей степени ориентированной на реализацию эгалитарных принципов в организации семейной жизни.
Ключевые слова: молодая семья, брак, гражданский брак, партнерство, модернизация, индивидуализация, молодежь, традиционная семья, семейные отношения, семейные ценности.
Молодая семья и ее проблемы привлекают в последнее время всё больше внимания исследователей. Это вполне объяснимо, так как именно молодая семья сталкивается с наибольшим количеством проблем и трудностей, зачастую приводящих к ее распаду, о чем свидетельствует высокая динамика разводов сред молодых семей, что автоматически превращает полную семью в неполную, и таковых в России на современный день практически четверть от числа всех семей. Правда, не все неполные семьи образованы путем распада полной семьи, но значимая часть их связано именно с этим явлением — разводом. Порядка 25% детей в современной России растут в неполных семьях , что актуализирует вопрос о характере развития семейных отношений и типов семьи в российском обществе и перспективах дальнейшей трансформации семейно-брачного института в нашей стране. При этом, конечно же, прежде всего, в центр внимания попадает молодая семья, как та, с которой начинается семейная биография супругов и их детей.
Очевидно, что от положения молодых семей напрямую зависит будущее общества. Известно, что молодая семья сталкивается с рядом проблем — психологического, социального и экономического характера, что и
формирует их непрочность, а также обуславливает тот факт, что значительная часть молодых семей распадается в течение первых пяти лет совместной жизни. Молодежь как наиболее восприимчивая к инновациям и способная к их апробации, подвержена влиянию либеральной (эгалитарной) идеологии семейных ценностей и отношений, что выражается в появлении и распространении в молодежной среде различных форм семейных отношений, наиболее популярной из которых является «гражданский брак», чрезвычайно распространенный на Западе уже достаточно давно и завоевывающий свои позиции в российской семейной среде.
«Гражданский брак» становится сегодня для многих россиян, в первую очередь, молодых, альтернативой юридически оформленному семейному союзу. Понятие «гражданский брак» не слишком точное и не слишком удачное. Однако оно укоренилось в повседневном словоупотреблении и не имеет таких негативных коннотаций в современном русском языке как, например, термин «сожительство». В то же время, как показывают исследования, люди, состоящие в таком союзе, предпочитают не употреблять этот термин для самоидентификации. Исследователи также стараются использовать другие термины — например, «партнерство».
Л. Шпаковская замечает, что этот термин «не считается приемлемым для самоназвания и самоидентификации партнеров, состоящих в «гражданских» союзах, так же как он не является конвенциональным и для авторов социальных и гендерных исследований. Тем не менее понятие «гражданский брак» остается единственным устойчивым выражением, позволяющим практически всем (исследователям, политикам, журналистам и т.д) понимать, о чем идет речь. В англоязычной литературе для обозначения интимных союзов данного типа используются такие термины, как «intimaterelationships» (интимные отношения), «partnership» (партнерство), «couple» (пара), «cohabitation» (сожительство), «consensualunion» (союз по согласию). Применительно к российскому контексту социолог Елена Вовк предлагает использовать такие термины, как «близкие интимные отношения», «интимный союз», «пара». Демограф Сергей Захаров вводит термин «партнерство» как наиболее уместный в данном случае и объединяющий континуум отношений добровольных союзов (кроме брака)» .
Смысл понятия «гражданский брак» претерпел в русском языке значительное изменение. В XIX веке гражданским браком называли брак, зарегистрированный государством, но не церковью. Позже гражданским браком стали называть совместное проживание без юридической регистрации, и такой смысл сохранился до сих пор.
В советский период гражданский брак был, с одной стороны, уделом маргинальных слоев населения, в том числе, представителей криминального мира. С другой стороны, с определенного периода гражданский брак превратился в своеобразную форму антигосударственной фронды — в таком качестве он был распространен у диссидентов или же, наоборот, среди
молодежи, принадлежащей к советской управленческой элите. Однако большинством советского общества гражданский брак воспринимался как отклонение от моральных норм и осуждался, хотя такая практика и существовала. В конце ХХ и начале XXI вв. ситуация начала меняться. В современном российском обществе гражданский брак начинает «нормализоваться», о чем свидетельствуют, в частности, данные Всероссийских переписей населения.
Мы видим, что всего за восемь лет, разделяющих переписи 2002 и 2010 гг. число гражданских браков выросло почти на миллион — и на миллион же сократилось число зарегистрированных супружеских пар. Видим также, что довольно значительное число молодежи до 16 лет состоят в таких союзах.
Исследование Л. Шпаковской показывает, что гражданский брак — или партнерство — становится все более популярным среди молодежи, принадлежащей к городскому среднему классу — т.е. среди одной из наиболее «передовых» и обеспеченных социальных групп, для которой финансовые проблемы не могут служить значимым препятствием для создания зарегистрированной семьи. Гражданский брак, таким образом, перестает быть уделом маргиналов. Можно ожидать, что вслед за высокостатусными группами свои предпочтения могут изменить и группы, видящие в них свой референтный объект.
Уже в начале 2000-х гг. гражданский брак среди российской молодежи был заметным явлением, о чем свидетельствуют данные социологических опросов: «по данным опроса фонда «Общественное мнение» (2004), опыт сожительства когда-либо имели 22% россиян. При этом незарегистрированные союзы оказались в большей степени распространены в молодежной среде (18-20 лет); среди респондентов в возрасте 21-24 лет доля незарегистрированных браков в общем числе союзов составила четверть, среди респондентов в возрасте 25-29 лет — пятую долю. Регистрация брака утрачивает значение стартовой позиции для совместного проживания молодых людей. По данным исследования, проведенном Независимым институтом социальной политики, в 2004 г. половина россиян в возрасте до 25 лет состояла в неформальных союзах. Данное исследование показало большую распространенность таких союзов по сравнению со статистикой переписи 2002 г. Распространение неформальных союзов в поколении родившихся после 1960 г. приобрело взрывной характер» .
Вне законного брака, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, с 1989 по 2002 гг. было рождено 30% от общего числа детей. Около 50% этих детей были зарегистрированы по совместному заявлению
родителей . Это говорит не только о приемлемости партнерства среди молодежи, но и о том, что в таких союзах рождается дети, что подтверждает их законность и важность в глазах тех, кто практикует такую форму совместной жизни. Рост популярности партнерств среди молодых людей позволяет увидеть в этой форме союза вызов традиционной молодой семье -или же новую форму её существования.
Растущая популярность партнерств в российском обществе отражает тенденцию, давно проявившуюся в западных обществах. Как отмечает британская исследовательница Б. Перелли-Харрис ,уже к началу 1970-х во многих западных странах Европы произошли изменения института семьи, выросла доля незарегистрированных браков, увеличилась доля рождений в незарегистрированном браке.
Лидером среди европейских стран была Норвегия, где доля женщин, когда-либо живших в неофициальном браке, достигала 40% уже к 1970-м годам. Во Франции число таких женщин составляло в тот же период 37%, в Великобритании — 34-35%. Общие тенденции прослеживались даже в консервативных и религиозных Польше и Италии, хотя в меньшей степени -доля женщин, которые когда-либо жили в незарегистрированном браке, не превышала в 1970-е, по утверждению Перелли-Харрис, 10%.
Россия к настоящему времени превысила польские показатели начала 1970-х, но не достигла западноевропейских того же периода, что говорит о большей устойчивости традиционных институтов семьи и брака в российском обществе, но сходная динамика обозначена отчетливо.
Исследования Б. Перелли-Харрис, проведенные в ряде стран (Австралия, Австрия, Великобритания, Германия (Восточная и Западная), Италия, Норвегия, Нидерланды, Польша, Россия), позволили выделить основные привлекательные стороны партнерства, отличающие его от официального брака. Несмотря на то, что ответы респондентов из разных стран имели свою специфику, оказалось возможным выделить четыре общие позиции.
Во-первых, официальный брак рассматривался как институт с большим количеством обязательств.
Во-вторых, партнерство или неофициальный брак рассматривалось как возможность проверить отношения, что позволяет избежать развода в случае заключения официального брака.
В-третьих, неофициальный брак ассоциируется со свободой в большей степени, чем официальной, что дает ему привлекательность.
В-четвертых, официальный брак, согласно мнению незначительного количества респондентов, недоступен для людей с ограниченными финансовыми возможностями.
Таким образом, неофициальный брак ассоциируется, в первую очередь, со свободой и возможностью «проверить отношения». Второе значение позволяет говорить о том, что неофициальный брак, в какой-то степени, служит укреплению позиции брака официального, демонстрируя осознание
респондентами ответственности за сохранность заключенного официально брачного союза. Важно отметить, что лишь незначительная часть респондентов в исследованиях Б. Перелли-Харрис была настроена негативно по отношению к официальному браку. Можно сделать вывод, что официальный и неофициальный брак не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, хотя в российской исследовательской среде до сих пор сохраняются негативные оценки такой формы семейно-брачных отношений, как «гражданский брак». Так, С.А. Ильиных пишет о том, что «легитимизация гражданского брака как полноценной формы семейной жизни представляет собой абберацию представлений о семье, а также приводит к снижению ценности супружества, и как, следствие, родительства и родства» .
Развитие и популяризация партнерства как формы семейного союза оказываются следствием ряда изменений, затронувших сферу семьи и гендерных отношений в результате модернизации общества. Чтобы объективно оценить масштаб и специфику революционных изменений в семейной сфере, которые четко просматриваются по линии динамики гендерных отношений, следует обратиться к теоретическому наследию Э. Гидденса в области исследования специфики традиционной семьи . Помимо утраты семьей экономических функций из-за отделения семьи от производства и ослабления функции передачи статуса, произошли, согласно Э. Гидденсу, следующие важные изменения.
Во-первых, в результате изменения положения женщин в обществе, независимости от мужчин — отцов и мужей, изменилась и половая мораль. То, что ранее допускалось для мужчин — добрачная сексуальная свобода и т.д., стало допустимым для женщин. Э. Гидденс обозначает это как «стирание двойного стандарта в половой морали». Во-вторых, отделение сексуальности от функции воспроизводства, что стало следствием изменения половой морали и распространения контрацепции. В-третьих, признание права женщины на обладание собственной сексуальностью. В-четвертых, повышение терпимости общества к добрачным сексуальным связям и т.д.
Но сами по себе перечисленные факторы необязательно должны сопровождаться увеличением количества партнерств, которые все же представляют собой союз, основанный на определенных обязательствах, пусть и неформальных. Помимо перечисленных факторов, распространению неофициальных союзов способствует общие структурные изменения, превращение современных обществ в общества индивидуализированные, базирующиеся на идеологии либерализма и автономности частной жизни, свободы выбора стиля жизни, в том числе и семейного.
В условиях этой новой современности возрастает значение индивидуальности и ослабевает значение устойчивых сообществ, поскольку индивид не может быть уверен в своей прочной коллективной принадлежности. То, что затрагивает нации, классы, профессиональные сообщества, коммерческие предприятия не может не затрагивать семью.
Главное требование, предъявляемое современными изменчивыми обществами человеку — мобильность, умение меняться и приспосабливаться к быстрым изменениям. Любая стабильность, любая устойчивая групповая принадлежность оказывается ограничителем мобильности -пространственной, профессиональной, социальной, а замедление мобильности часто означает утрату или понижение статуса.
Индивидуализация и рационализация современного образа жизни входят в определенное противоречие с формальными институтами, сохраняющими свое влияние. В результате люди ищут новые формы взаимодействия, позволяющие сочетать новые вызовы с существующими ограничениями институционального и морального характера.
Неофициальные браки в таких условиях могут быть рассмотрены как своеобразный компромисс между полным отсутствием всяких связей, ограничивающих индивидуальную мобильность, и прочным союзом на всю жизнь, таким как гибкая система взаимных неформальных обязательств, позволяющая все же поддерживать более или менее устойчивые отношения в паре.
Следует отметить, что описанные выше тенденции динамики семейно-брачных отношений встречают определенное противодействие со стороны приверженцев традиционных форм семьи и брака. Очевидно также, что описанные тенденции проявляются в различных обществах в разной степени. Наиболее глубоко описанные изменения затронули общества, развивающиеся по западной модели. Российское общество тут не исключение — оно движется в том же направлении, что и западные страны, но с заметным запаздыванием, обусловленным замедленностью модернизационных процессов и этнокультурной спецификой состава населения. Поэтому и традиционалистская критика новых форм отношений в России заметнее, чем в западных обществах.
Однако есть множество обществ, где традиционные нормы, регулирующие семейно-брачные отношения гораздо прочнее, чем в России, следовательно, новые формы брака там практически исключены. Но, к сожалению, более устойчивая мораль не является, как это кажется многим, показателем морально-нравственного и психологического благополучия в обществах. Так, исследователями давно отмечалось , что росту религиозно-политического радикализма в исламских обществах способствуют общая экономическая ситуация, препятствующая достижению молодыми людьми финансовой самостоятельности, необходимой для заключения законного брака, и сохраняющаяся жесткая сексуальная мораль, запрещающая внебрачные сексуальные отношения.
Изменчивость же семейно-брачных отношений в современных развитых обществах парадоксальным образом способствует укреплению ценности брака и семьи, в основе которых в новых условиях лежит потребность людей во взаимопонимании, взаимной психологической и эмоциональной поддержке, самореализации через выстраивание свободных
отношений и воспитание детей. Формальные рамки семейных отношений перестают играть определяющую роль для молодых людей, для которых эмоциональная сторона этих отношений, их устойчивость и комплементарность становится тем фактором, который впоследствии может привести молодую семью «гражданского» типа к официально зарегистрированной, т.е. критерием устойчивости молодой семьи выступает не ее официальный статус (зарегистрированная/незарегистрированная), а характер супружеских и семейных отношений. Возможно, в отдаленном будущем вообще такая форма семейно-брачных отношений как официально зарегистрированный брак изживет себя и станет чем-то, чем сегодня является «гражданский брак» — своеобразным отклонением от норм семейно-брачного поведения. Альтернативы развития семейно-брачных отношений и форм семьи и брака в современном усложняющемся обществе постоянно расширяются по мере эволюции общественных и межличностных отношений, изменения социально-экономической и социокультурной ситуации. То, что сегодня зачастую расценивается как проявление кризиса, уже «завтра» может стать нормой семейно-брачных отношений. На данный момент тенденции таковы, что в молодежной среде России при сохранении высокой ценности семьи предпочтение отдается современным семейным ценностям, в основе которых находятся эгалитарные принципы организации семейных отношений. Таковы реалии современного общества, и российская молодежь чутко реагирует на них, выбирая в качестве формы организации семейных отношений в большинстве случае «гражданский брак», который является в российских условиях в большинстве случаев, своего рода, «пробным». Его успешная апробация, как правило, завершается заключением официального брака, так как на уровне массового сознания еще достаточно устойчиво сохраняются традиционные представления о том, какой должна быть семья, а «гражданский брак» пока не входит в пространство традиционных представлений о семье.
Литература
1. Чурилова Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 78.
2. Шпаковская Л. Незарегистрированные союзы: брачные стратегии молодых представителей городского среднего класса //Женщина в российском обществе. 2012, № 1. С. 3. С. 3-16
4. Захаров С. Трансформация брачно-парнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату //Малева Т., Синявская О и др.Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования: Сб. аналитических статей, Вып. 1. М.: НИСП, сс. 87, 98, 102
7. Ильиных С.А. Представления о семье студентов Минска и Новосибирска // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 61.
8. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004. С.11-12.
1. Churilova E.V. Structure and welfare of incomplete families in Russia//Social researches. 2015. No. 3. Page 78.
7. Ilinykh S. A. Ideas of a family of students of Minsk and Novosibirsk//Social researches. 2014. No. 3. Page 61.