Формально государственной религии в России нет. Но по факту все же скорее есть. Клерикализм в России – норма, и связывают это чаще всего с т. н. традициями, игнорируя при этом основной закон, согласно которому государство отделено от религии.
Так зачем же государству нужна РПЦ? На этот вопрос ответил митрополит Иларион (Алфеев) в секретной беседе с американским послом в России Джоном Байерли. Важно отметить, что «слили» секретный доклад в сеть хакеры из известной организации WikiLeaks.
Важно отметить, что фактически речь идет о государственной тайне, за что теперь сидят в тюрьмах некоторые информаторы. Там, естественно, речь не только о РПЦ. В США это назвали «раскрытием гостайны».
Совершенно очевидно, что чиновники из США хотят знать реальную ситуацию, какой бы она ни была. В общем, посол с попом говорил откровенно, и естественно, поп ему сообщил, что:
«Главная роль Русской Православной Церкви состоит в обеспечении пропаганды официальной политики правительства»
Собственно, иных мотивов и быть не может. Государство активно продвигает РПЦ везде, где только возможно. РПЦ уже пропагандирует религиозный культ в школах, заключает договора с Минздравом, а еще патриарх выступает в Госдуме, где предлагает ввести «Основы православной культуры» во всех классах школы, сделать теологию научной специальностью и запретить бесплатные аборты. Кстати, практически сразу после выступления главного жреца РФ теология действительно стала научной специальностью.
Очевидно, церковь используется правительством в том же смысле, что и государственные телеканалы, различные «общественные движения» вроде «Наши», НОД, ОНФ и проч.
Если не жалеют денег на каких-то проплаченных провокаторов, то не стоит удивляться тому, что чиновники готовы вкладывать в РПЦ, хотя эффективность РПЦ очень сомнительна, несмотря на расхожие мнения. И главная цель чиновников сегодня – повысить эту самую эффективность.
Если число искренних сторонников РПЦ вырастет, тогда будет больше «лояльных». Увы, история чиновников ничему не учит. Да и это в очередной раз подтверждает известное высказывание Энгельса:
«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»
Посол Байерли также отметил, что РПЦ будет максимально расширять свою деятельность. Причем особое внимание митрополит уделяет именно детскому образованию. И связано это в первую очередь со слабым влиянием на общество, что признают в церкви. На повседневную жизнь россиян церковь практически не оказывает никакого влияния.
Поэтому приходится административными мерами проталкивать туда церковь. В школы, больницы и проч. социальные учреждения. Иларион сказал:
«Мы должны преодолеть культурные и психологические барьеры, отделяющие религиозную и светскую жизнь в России»
Вот ситуация, которая была в 1992 году:
«В статье «Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее» игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их «русскости»» (Гараджа. Социология религии)
И сегодня, несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени, на церковных праздниках обычно менее 2% населения. Тут вопрос только в том, сколько представители РПЦ смогут еще паразитировать, тем более что большинство россиян, согласно социологическим исследованиям, все же являются сторонникам светского государства. Более того, их число растет с каждым годом.
Даже если Церковь и государство формально разделены, их исторический путь часто совпадает. Фото PhotoXPress.ru
В октябре с.г. исследовательский центр Pew представил доклад, посвященный отношениям духовных организаций и государств. В исследовании анализируется положение религий и религиозных групп в 199 странах и территориях. Сотрудниками центра были изучены Конституции и соответствующие законодательные нормы стран, а также вторичные источники из правительственных и неправительственных организаций.
В докладе исследователи представили свою классификацию отношений религий и государств на основе той или иной политики и действий государств в отношении религиозных групп, обозначив четыре категории стран. Они выделили государства с официальной религией, в которых определенное вероучение имеет официальный статус, что необязательно приносит ощутимое преимущество одной религиозной группе над другими. Вторая категория – государства с предпочитаемой или привилегированной религией, они осуществляют политику покровительства определенной вере, которая, не являясь официальной, может называться в основных законах традиционной или исторической. К третьей категории относятся страны, которые не имеют официальной или привилегированной религии, они избегают предоставления преимущества одной религиозной группе над другими. Наконец, в четвертую категорию вошли государства с враждебным отношением к религии, в которых достаточно высок уровень контроля над деятельностью религиозных организаций либо ведется достаточно «боевая» политика в отношении религии в целом, даже если формально провозглашается свобода совести.
По данным, представленным исследователями, у каждой пятой страны (22%), точнее, у 43 стран, есть государственная религия, закрепленная в Конституции или базовом законодательстве страны. В четырех из них – Саудовской Аравии, Коморах, Мальдивах, Мавритании – она является обязательной для всех граждан. В 98% стран этой категории государственной религии предоставляется финансирование или ресурсы для поддержки образовательных программ, собственности и др. Самой распространенной официальной религией в мире является ислам. Так, в 27 странах государственной религией называется суннитский ислам, шиитский ислам или просто ислам. Большинство таких стран находятся на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Кроме того, семь официально мусульманских стран находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Бангладеш, Бруней и Малайзию, и еще четыре страны расположены в Африке к югу от Сахары.
Второй по распространенности официальной религией в мире является христианство. Так, в законодательстве 13 стран указано, что отдельная христианская конфессия или христианство в целом являются государственной религией. Большинство из них, девять стран, находятся в Европе, включая Великобританию, Данию, Грецию и Исландию. Две страны в Америке – Коста-Рика и Доминиканская Республика – и Тувалу в Азиатско-Тихоокеанском регионе наделяют христианство государственным статусом, в Африке подобным статусом христианство обладает только в Замбии.
Буддизм имеет статус официальной религии лишь в Бутане и Камбодже, а иудаизм – только в Израиле. Ни одна страна не объявила индуизм государственной религией, включая Индию.
Еще 20% стран (40 государств) имеют предпочитаемую или привилегированную религию, в которой определенная религиозная группа может занимать более выгодное положение по сравнению с другими. В этой же категории оказались и те страны, в которых государство выказывает предпочтение сразу нескольким религиям. К таким странам авторы исследования отнесли Россию, отметив, что самое выгодное положение в ней занимает православие. В 58% стран с привилегированной религией средства или ресурсы для реализации образовательных религиозных программ предоставляются в основном лишь предпочтительной религии, 33% стран этой категории поддерживают сохранность культовых зданий только определенной религиозной группы, а 45% стран оказывает поддержку, не связанную с образованием или имуществом, например, предоставление налоговых льгот преимущественно привилегированной религии. Среди подобных государств больше всего тех, в которых христианство является привилегированной религией, таковых 28, большинство из них находится в Европе и Америке, пять из них в Африке, к югу от Сахары, и три в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также четыре страны делают буддизм привилегированной религией – это Мьянма, Лаос, Монголия и Шри-Ланка. Ислам занимает привилегированное положение в Судане, Сирии и Тунисе.
В 106 государствах (53% стран мира) правительство имеет нейтральные отношения с религиозными группами. В частности, к такой категории исследователи отнесли США, так как правительство здесь предоставляет налоговые льготы религиозным организациям в соответствии с правилами, которые одинаково применяются ко всем конфессиям. Но это вовсе не значит, что такие страны избегают какого-либо продвижения или ограничения религиозной практики. В 2015 году Франция, находящаяся в категории стран без официальной/привилегированной религии, имела высокий уровень государственных ограничений на религиозную практику, согласно другому исследованию Pew.
Десять (5%) стран поддерживают крайне ограничительные или враждебные отношения с некоторыми или со всеми основными религиозными группами в стране, строго регулируя религиозные учреждения и практику, ограничивая деятельность религиозных организаций. К ним исследователи отнесли Китай, Кубу, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Северную Корею, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Вьетнам. Например, в Китае государство тесно контролирует религиозную деятельность, и только пять санкционированных государством «патриотических религиозных объединений» имеют право на официальную регистрацию и совершение богослужений. В некоторых из этих стран, где есть большое мусульманское население, правительство жестко контролирует религиозные учреждения, включая мечети, и духовенство.
Но запрещение деятельности определенных групп характерно не только для государств с враждебным отношением к религии. Так, 44% стран с официальной религией запрещают деятельность некоторых групп, среди государств с привилегированной религией такой запрет характерен для 24% стран. Подобное менее характерно для стран с нейтральным отношением к религии, из них только Багамские острова, Сингапур и Ямайка сохраняют формальный запрет на конкретные группы.
Исследователи делают вывод, что многие страны (42%) имеют либо официальную, либо привилегированную религию. Соответственно самой распространенной государственной религией является ислам, а неофициально привилегии предпочитают отдавать больше всего христианству. Однако классификация, предложенная исследователями, как и само распределение государств по категориям, носит довольно условный характер. Ведь сами исследователи Pew замечают, что не всегда государственный статус приносит определенной религиозной группе преимущество над другими, а государства, нейтрально относящиеся к религии, могут запрещать деятельность определенных организаций.
Страны с государственной религией.
Христианство (не указано) Протестантизм католицизм | Ислам (не указан) Суннитский ислам Шиитский ислам буддизм |
Часть серии по
Государственной религией (также называется государственной религией или официальной религией ) является религиозным органом или вероисповедания официально одобрены государством . Государство с официальной религией, хотя и не светской , не обязательно является теократией , страной, правители которой обладают как светской, так и духовной властью. Государственные религии — это официальные или санкционированные государством учреждения религии, но государство не обязательно должно находиться под контролем религии (как в теократии), а санкционированная государством религия не обязательно находится под контролем государства.
Официальные религии были известны на протяжении всей истории человечества почти во всех типах культур, вплоть до Древнего Ближнего Востока и доисторических времен. Взаимоотношения религиозного культа и государства обсуждались Варроном под термином theologia civilis («гражданское богословие»). Первой христианской церковью, финансируемой государством, была Армянская апостольская церковь , основанная в 301 году нашей эры. В христианстве , поскольку термин » церковь» обычно применяется к христианскому месту отправления культа или организациям, включающим такие организации, термин » государственная церковь» ассоциируется с христианством, санкционированным правительством, исторически это государственная церковь Римской империи в последние столетия нашей эры. Существование Империи, и иногда используется для обозначения определенной современной национальной ветви христианства. Тесно связаны с государственными церквями экклесии , которые похожи, но имеют более незначительный оттенок.
На Ближнем Востоке во многих государствах с преимущественно исламским населением ислам является своей государственной религией, хотя степень религиозных ограничений в повседневной жизни граждан зависит от страны. Правители Саудовской Аравии пользуются как светской, так и религиозной властью, в то время как светские президенты Ирана должны следовать решениям религиозных властей после революции 1979 года . Турция, которая также имеет преимущественно мусульманское население, стала светской страной после реформ Ататюрка , хотя, в отличие от русской революции того же периода, она не привела к принятию государственного атеизма .
Степень, в которой официальная национальная религия навязывается гражданам государством в современном обществе, значительно варьируется; от высоких, как в Саудовской Аравии, до минимальных или совсем без них, как в Дании , Англии , Исландии и Греции .
Точно подсчитать количество прихожан Русской православной церкви (РПЦ) очень непросто. В первую очередь потому, что верующие не обязаны регистрироваться или как-то сообщать, прихожанами какой именно церкви они являются. Некоторые государства Европы решают эту проблему в ходе переписи населения, включая в анкеты вопросы и о принадлежности к какой-либо церкви, и об участии в церковной жизни.
Во время последней по времени переписи населения в России, проводившейся в 2010 году, хотя эта тема обсуждалась и в церковных, и научных кругах, вопросы о религиозной принадлежности не были включены в опросные анкеты. А в отсутствие таких совокупных данных на первый план неизбежно выходят итоги тех или иных социологических опросов.
В частности, то, что три четверти россиян считают себя православными, следует из опроса, проведенного в 2010 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Действительно, 75% из 1600 опрошенных в 42 регионах ответили тогда, что «считают себя последователями православия”, при этом 84% из них заявили, что крещены. Однако лишь 49% отметили, что читали Библию (в 1993 году таких было 38%). Ровно столько же (49%) ответили, что не читали. И только 4% этих опрошенных заявили, что регулярно (ежедневно или ежемесячно) исполняют религиозные обряды. 32% ответили, что не исполняют их вообще, 28% – эпизодически, 27% – только по праздникам.
В последующие семь лет ВЦИОМ провел несколько подобных исследований, но вопросы в них ставились иначе. Так, в октябре 2013 года 34% из 1600 опрошенных высказались за то, чтобы православие получило в стране статус «государственной религии”, а 54% – что лучше сохранить его текущий статус «одной из четырех традиционных религий”. В ходе другого опроса, проведенного ВЦИОМ в мае 2015 года, его участников спросили, как они относятся к закрепленному в Конституции России положению, что страна является светским государством, в котором религия и церковь от него отделены? И 64% ответили, что эту норму следует сохранить.
А в канун православной Пасхи 2015 года некоторых жителей России спросили об их занятиях во время предшествующего ей Великого поста. Лишь 3% ответили, что полностью соблюдают пост, 11% – что ежедневно молятся, столько же – что отказываются от развлечений, и только 8% причащаются. Зато сразу 43% опрошенных ответили, что во время Великого поста красят пасхальные яйца. Однако для воцерковленных христиан Великий пост – это как раз время покаяния, осмысления распятия Иисуса Христа и его последующего воскресения, которое проводится на многих богослужениях в церкви, в молитве и сопровождается ограничениями в еде.
На возникшее несоответствие между количеством россиян, считающих себя православными, и тех, кто реально исполняет религиозные обряды и регулярно ходят в церковь, давно обратили внимание социологи. Например, руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра” Борис Дубин еще в 2012 году объяснял сложившееся положение тем, что, относя себя к числу православных, человек ощущает свое единство с коллективным «мы”, в качестве которого выступает церковь, а резкий рост количества православных еще не является свидетельством реального духовного возрождения страны. Более того, по представленным тогда социологом данным, в России «наблюдается самый низкий уровень посещаемости церкви среди 15 исследованных стран Европы и Америки”. По словам Дубина, «современные православные объясняют свою потребность в вере главным образом тем, что вера делает жизнь легче и позволяет легче преодолевать трудности».
В 2010 году, комментируя в интервью журналу «Православие и мир” итоги тогдашнего опроса ВЦИОМ, руководитель социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин отмечал: «Нет критерия, по которому можно определять религиозность. 70–75% – это всего лишь доля респондентов, на вопрос: «Относите ли вы себя к какой-либо религии?” – ответивших: «Да, я себя считаю православным”. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности». И пояснил: «Если считать православными «церковными” людьми тех, кто хотя бы один-два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18–20%. Дальше могут быть градации по самым разным параметрам”.
В 2012 году в рамках проекта «Атлас религий и национальностей Российской Федерации», реализованного службой «Среда” – некоммерческой исследовательской организацией, занимающейся, как отмечается на ее сайте, «сбором, анализом и популяризацией данных о религиозно-духовном положении дел в российском обществе”, был проведен свой опрос. В нем приняли участие почти 57 тысяч человек в 79 регионах. Из них 41% заявили о своей принадлежности к Русской православной церкви, 25% – что «верят в Бога, но конкретную религию не исповедают”, а 13% оказались атеистами. Похожие результаты были получены и во время опроса годом ранее, в 2011-м.
Тем не менее, при всей этой статистике необходимо иметь в виду и куда более массовые проявления волеизъявления людей, чем даже самые обширные социологические опросы. Например, в том же 2011 году, когда в Россию привезли с Афона пояс Пресвятой Богородицы, поклониться этой христианской святыне пришли в 14 российских городах почти 3 млн человек (то есть каждый 50-й житель страны в целом). Спустя три года в Россию была привезена другая святыня – Дары волхвов, которую за 10 дней и лишь в двух городах успели посетить почти 600 тысяч паломников. Летом 2017 года, когда в Россию из итальянского города Бари были принесены частицы мощей святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых в стране святых, на поклон к ним пришли почти два миллиона человек.