Смысл жизни – служение людям.
25 января 2019 года исполнилось 100 лет ветерану Великой Отечественной войны из Караганды Нине Сорокиной. Полковник медицинской службы, военный врач, она прошла всю войну, спасла сотни жизней, имеет множество наград. Самая дорогая для нее — «За оборону Сталинграда». Н.А. Назарбаев наградил Нину Николаевну медалью «Ерен Енбегі үшін». К своему юбилею она получила еще одну высокую награду — «Ел қорғаны» («Защитник отечества»).
Волонтеры школьного клуба «Мост Добра» и педагоги Назарбаев Интеллектуальной школы города Караганды приняли участие в торжественном чествование Нины Николаевны, которое состоялось сегодня в ДК Нового Майкудука. Ребята поздравили юбиляра, пожелали здоровья и благополучия, передали низкий поклон за ее большой вклад в Великую Победу.
Нина Николаевна поблагодарила учащихся за теплые поздравления, пожелала не бояться жизненных трудностей, всегда делать добро и служить людям, а также оправдать большие надежды Президента на молодое поколение страны.
Наиля ТИМЕРБУЛАТОВА
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ
В статье рассматриваются жизненные стратегии молодежи, изменение социальных факторов и условий, детерминирующих жизненный выбор. Выделены ключевые направления реализации молодежной политики по формированию профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества на региональном уровне.
Ключевые слова:
человеческий капитал, жизненные стратегии, профессионально-мотивационные аттитюды, молодежная политика; human capital, life strategies, professional and motivational attitudes.
ТИМЕРБУЛАТОВА
Наиля
Эдуардовна — соискатель кафедры антикризисного управления социальноэкономическими системами РАНХиГС nelek34@yandex.ru
Изменения социальной реальности в российском обществе актуализировали внимание к социальной роли молодежи, вызвали потребность в целостном подходе, способном концептуально интегрировать различные стороны ее жизнедея -тельности. Система ценностей является исходным пунктом в про -цессе становления личности. Знание системы профессионально -мотивационных аттитюдов, детерминирующих профессиональную деятельность человека, позволяет судить о значимости для него труда, прогнозировать его результативность, глубже понять лич -ность, что особенно значимо для обеспечения инновационного характера социально — экономического развития.
Обществу модерна присуща специфическая профессиональная этика, становящаяся фактически стержнем культуры. Ее становле -ние и сущность подробно проанализированы М.Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» и других, менее извест -ных, но не менее значимых работах, вошедших в «хозяйственную этику мировых религий». Отличие современной профессиональ -ной этики от традиционной состоит в том, что она утверждает не «дух мастерства» в рамках жесткой привязанности индивида к при писанной ему профессии, а «дух профессионализма» как основу самоидентификации личности. Профессиональная и трудовая этика составляют, по М. Веберу, основу рационализации жизнен ных стратегий индивидов и их интеграции в общество. Элементами профессиональной этики модерна являются самоорганизация и самодисциплина индивида, основанные на рациональном отноше -нии к окружающему и на стремлении к достижению более высоких экономических и социальных статусов.
На современном этапе проявляется эффект временного дис -хроноза: в одном социальном пространстве сосуществуют люди, фактически живущие в разных темпомирах. Скорость преобразова -ний, социальной мобильности во многом приобретает роль нового социального капитала, который не только определяет более высо кий социальный статус людей, но и выступает индикатором модер -низации, культурных и научных достижений. Однако отмеченные социальные тенденции не универсальны, не приводят к увеличению функциональности всего социума, особенно в части гуманистиче -ской составляющей человеческого капитала. Определенная часть общества не справляется с увеличивающейся скоростью перемен, не успевает осознать последствия социальных изменений, оценить новые вызовы и угрозы.
Социологи, исследующие социаль -ную структуру российского общества, характеризуют ее как остро проблемную. Она свидетельствует о незавершенности модернизации, проявляется в слабости социальных идентичностей, выражается в высокой степени социального рас слоения. Это приводит к разобщенности людей, невозможности сформулировать общие интересы (в рамках различных социальных групп наблюдается большая степень дифференциации подгрупп, воз можно, не имеющих общих интересов), и, как следствие — в невозможности объеди -нения для их эффективного отстаивания. В этой связи сохраняется потребность в «сильном государстве», которое взяло бы на себя функции выражения общих инте ресов1.
Проблема социального управления, осо -бенно в период социальных трансформа ций, занимает одно из центральных мест в социологии. Необходимость прогнозиро вания и управления социальным поведе нием личности в условиях неопределенно -сти резко возрастает. Наиболее актуальной становится поиск новой управленческой парадигмы, ориентированной на пере ход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся вызовам внешней социальной среды.
Социальные изменения в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит комплекс -ная проблема жизненного самоопреде -ления. От того, каким образом решает эту задачу российская молодежь, зависит настоящее и, в большей степени, буду щее нашего общества. Это имеет особое значение в отношении студенчества, чей профессиональный и личностный потен циал формируется во многом институтом образования.
Акцентирование внимания в рамках социологических исследований на про блемы формирования жизненных страте гий молодежи связано как с возросшим многообразием социальных каналов, спо собов вхождения молодежи во взрослое общество, так и с растущим разнообразием форм профессионального образования, с развитием специфического молодежного
рынка труда и способов трудоустройства молодежи.
В условиях свободы выбора в образова -тельной сфере, увеличения конкуренции в системе образования, коммерциализа -ции образовательной деятельности сосу ществуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, растет предложение и увеличиваются возможности получения высшего образования, с другой реа лиями свободного рынка труда является достаточно ограниченное предложение вакансий для специалистов с высшим профессиональным образованием наряду с высокими требованиями к опыту и стажу профессиональной деятельности. Растет разочарование молодежи в социальноэкономической востребованности выби раемых ими профессий.
Исследование целевых установок сту -дентов и их инструментальных ценностей дало следующие результаты. В качестве приоритетных жизненных ценностей сту денты называют традиционные ценности, связанные с работой и семейной жизнью (содержание работы, заработок, друзья, удовлетворенность в интимной жизни). Содержание жизни современного студен чества составляет частная жизнь. Попытки выжить и как то упрочить свое положение дополняются активным общением с дру зьями, семейными проблемами, развле -чениями и саморазвитием. Основными ценностями для большей части остаются здоровье, крепкая семья и хорошие дети.
Жизненные стратегии личности пред -ставляют собой динамический комплекс, отражающий ценностно — ориентационный выбор индивида, определяемый оцен -кой условий социальной среды на макро , мезо и микроуровнях с пози ции имеющихся ресурсов для достиже ния жизненных целей. Индивидуальные жизненные стратегии характеризуются сложной структурой, важными элемен -тами которой выступают образователь ный, трудовой компонент, миграцион ные установки, накопление социально коммуникационного капитала, которые реализуются в целерациональной или ценностно рациональной деятельности индивида. В условиях социальной нео пределенности процесс формирования и реализации жизненных стратегий пред ставляет собой пространство риска.
Глобализация дает, с одной стороны, высокую степень свободы выбора инди
виду, но, с другой, обостряет ситуацию неопределенности. Многократно усили -вается влияние множества факторов и условий риска, тем самым усложняется процесс социальной адаптации молодежи в региональном социуме. Нарастает стилевое разнообразие стратегий, меняя в целом социокультурную среду в реги оне. Структура и этапы формирования жизненной стратегии, профессионально мотивационных аттидюдов молодежи напрямую зависят от социальных фак торов и социокультурных изменений. В этой связи возникает потребность опре деления ключевых доминант формирова ния и реализации жизненных стратегий и определения механизмов, направлен ных на снижение влияния деструктивных тенденций.
Главными составляющими жизненных стратегий молодежи являются получе ние качественного образования и освое ние престижной профессии; повышение уровня образования и профессиональной квалификации; обеспечение восходящей социальной мобильности, предполагаю щей потенциальную трудовую миграцию; достижение жизненного успеха с опорой на ярко выраженный индивидуализм.
Профессиональное образование спо собствует социализации молодого поко ления в рыночной среде через формиро вание системы ценностей, содействует вхождению новых поколений в открытое информационное общество и адаптации в условиях глобализации; обеспечивает социальную и образовательную интегра цию, устойчивость жизни регионального социума.
В региональном пространстве наблю дается разрыв между профессиональным определением и потребностями регио нального рынка труда, оценками пре стижности профессий и реальной востре бованностью. Отмечаются тревожные тен денции, связанные с тем, что студенчество не связывает свою профессиональную реализацию с региональным развитием, достаточно четко фиксируется стремле -ние к миграции в мегаполисы.
Само по себе наличие высшего образо вания сегодня уже не является предпосыл кой для успешной самореализации моло -дых людей в региональном пространстве.
В условиях социально- экономической трансформации в современном россий ском обществе в установках работодателей четко фиксируется ориентация на наличие опыта профессиональной деятельности. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном россий ском обществе, наибольшего успеха доби вается тот выпускник, который уже имеет такой опыт. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспек тив путем сокращения усилий, затрачива емых на учебу и получение диплома, пере стающего гарантировать доступ к соци ально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта. Данные факты свидетельствуют о том, что произошли существенные изме нения в представлениях молодежи о путях достижения успеха в жизни и факторах, его определяющих. Все это актуализирует потребности концептуального осмысле -ния условий выбора жизненных стратегий студенческой молодежью, исследования вектора изменения профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества, что и выступает основной исследователь ской проблемой данной работы. Научное осмысление происходящих изменений в жизненных стратегиях позволять выстро ить эффективную политику в сфере занятости и профориентации молодежи, открывает дополнительные возможности по разработке стратегии развития челове ческого капитала.
Необходима разработка концепции и комплексных программ социально культурного развития студенчества, ори ентированных на устранение разрывов в профессионально-мотивационных аттитюдах и потребностях региональ ного рынка труда. Необходимо опреде лить новые формы трудовой мобиль -ности и говорить о конструировании индивидом собственной повседневности в рамках долгосрочного целеполагания и целереализации. Комплексные про -граммы должны обеспечивать внедрение профессионально мотивационных обра зовательныхтехнологий, развитие системы информационно коммуникативного управления и информационного сопро -вождения целевых программ реализации молодежной политики.
Фильм «Формула любви»
Для чего живет человек на земле, скажите?
Фильм «Виктор Франкл»
Знаменитая речь 1972 года
Фильм «Святоша»
Вопрос зачем мы родились — это вопрос о смысле жизни.
Фильм «Покаяние»
К чему эта дорога, если она не приводит к храму?
Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека. Смысл — это будущее, в которое я живу.
Фильм «Мещера-Угра. Н.И.Козлов»
Что ты даешь жизни?
Едва ли правильно думать, что смысл жизни у человека может быть только один. Почему? Поиск смысла жизни похож на поиск друзей: кому-то важно найти одного единственного настоящего друга, у кого-то оказывается много достойных и верных друзей… Если смыслы жизни нас укрепляют и дают нам жизненную энергию, пусть этих смыслов будет больше. Не так важно, сколько у вас жизненных смыслов — важно, чтобы все они были достойными и никогда не терялись.
Обязательно ли нужен, каждому ли человеку нужен смысл его жизни? Детям — нет. Бодрые дети прекрасно живут и без всякого смысла, они полны энергией и их радует все.
Показатель, критерий наличия смысла жизни: утром просыпаюсь с радостью, с желанием («Мне есть куда просыпаться, для чего»), вечером засыпаю с удовлетворением. Внутреннее ощущение — жизнь правильная! При этом наличие или отсутствие счастья действительным критерием наличия смысла в жизни не является, как и не является обязательным страдать в отсутствие смысла жизни.
В отличие от маленьких детей, взрослому человеку смысл жизни, по-видимому, нужен, по крайней мере с ним жить явно лучше, чем без него. Ощущение смысла жизни сильно укрепляет душевное здоровье. Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше). Пока человека несет и увлекает его веселое тело, он не задумывается о смысле жизни. Когда тело успокаивается и вовлечение проходит, смысл жизни чувствуют те, кто умеют делать что-то классно, мастерски.
Если человек потерял смысл жизни, то он его или ищет, или без него страдает. Привычка страдать характеризует людей с невротическим складом характера, и страдания по отсутствию смысла жизни — признак невроза. Поиском смысла жизни чаще всего увлечены люди с депрессивным фоном и люди с романтическими настроениями.
Привычно напряженный лоб с поперечной морщиной, делающий глаза просящими – , которые не разберутся с вопросом смысла жизни. И пока они свой лоб не расслабят, любая логотерапия пролетит мимо них, не оставив следа.
Душевно здоровые вопросом смысла жизни не мучаются. Живые и творческие люди смысл жизни не ищут, а делают его, создавая то, что людям нужно, что будет людьми с благодарностью востребовано.продолжение
Впрочем, поиск смысла жизни — это не только признак невроза, но и показатель определенного уровня культуры. Понимание, что в жизни может быть смысл, что жизнь может и должна быть к чему направлена, проживаться ради чего-то — приходит не ко всем и не сразу, это понимание требует уже определенного уровня культуры. Обыватель смысл своей жизни находит в том, что диктует ему его окружение, но это не единственный способ его обретения. Женщины часто считают смыслом жизни саму жизнь с ее нехитрым круговоротом, мужчины обычно уверены, что для того чтобы твоя жизнь по-настоящему имела смысл, нужно совершить что-то значительное и серьезное. Впрочем, смысл жизни каждый для себя может определить сам, в соответствии с типом своей личности, в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Если фантазии мало и думать лень, можно выбрать любой из смыслов сформулированных нашими предшественниками.
Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния — «построить дом». Или идея защиты окружающей среды — «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания homo sapiens как биологического вида — «вырастить сына».
Смысл жизни разный для людей разной ценностной направленности. Смысл жизни для Потребителя: «Удовлетворение всех потребностей». Смысл жизни для Паразита: «Все на халяву!». Смысл жизни для Романтика — «То, ради чего я готов умереть». Смысл жизни для Творца: «То, ради чего я готов трудиться, чтобы это стало». Смыслы жизни людей с высоким уровнем культуры, энергии, фантазии и интеллекта могут стать смыслами жизни и для других людей.
Для энергичных мужчин смысл жизни — оккупация, для нормальных женщин смысл жизни в том, чтобы просто жить, точнее жить с достаточным уровнем комфорта и о смысле жизни, как и о других трудных вопросах — не задумываться. Так жить вполне можно, особенно если солнышко, тебе все улыбаются и вообще жить — нравится. Когда человек счастлив, вопрос смысла жизни его действительно интересует мало. Но солнышко светит не всегда, иногда жизнь идет просто день за днем, с утра до вечера одно и то же, метро всегда шумное, на улицах тупые пробки, перед глазами тупые лица…
И тогда встает вопрос: «А смысл?», и ответ на него перестает быть очевидным. Зачем жить, если жить становится трудно и не радостно? Зачем жить, когда жизнь нас начинает бить, делает это конкретно и целенаправленно. Зачем встречаемся день за днем с ложью и ненавистью, зачем просыпаться в жизнь, когда-то у нас отнимают самое дорогое, когда самые близкие делают нам больно и стараются сделать еще больнее… Все равно — просто жить? Жить, чтобы отбыть срок? Похоже, что «просто жить» — это слишком мало, взрослому человеку требуется что-то более основательное. Жить, чтобы «просто прожить» — как-то мелко, достойному человеку требуются более высокие цели. Жизнь чего-то стоит тогда, когда в ней можно что-то сделать. Сделать много, сделать яркое и большое, чтобы это было твое и чтобы это — получилось! Сделать свое дело качественно, чтобы сделанным можно было гордиться, чтобы можно было сказать: «Это была хорошая охота!»
Насколько это реально? Реально вполне. Большая жизнь состоит из дней, и чтобы осмысленной оказалась большая жизнь, достаточно качественно прожить каждый день. Это уже проще. День же состоит из часов, а качественно прожить час у нас у каждого хватит сил. Утром проснулся, вошел в жизнь — и час за часом живешь ее достойно: радостно, творчески и умно. Устал, но вот уже и вечер: можно с настоящим удовлетворением лечь, гордясь прошедшим, хорошо сделанным днем. Засыпать с улыбкой — и ожиданием завтрашнего, такого же бодрого дня. Итого, задача: научиться и приучить себя каждый день и час жить созидательно, достойно: заботливо, радостно, творчески и умно.
СМЫСЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ ЖИЗНИ!
Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409).
Философские науки. Вып. 46. С. 43—47.
УДК 1:17
ББК 87.5
ЕЩЕ РАЗ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. ЭССЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Р. Г. Давлетгаряева
Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия
Анализируется значимость и естественность для каждого человека вопроса о смысле жизни. С критической точки зрения оцениваются пессимизм и скептицизм. Основная часть статьи посвящена опровержению экзистенциального и общественно-исторического подходов и обоснованию религиозного подхода к пониманию смысла человеческого бытия.
Ключевые слова: Бог, закон воздаяния, нигилизм, нравственность, оптимизм, общественно-исторический подход, религиозная вера, смысл жизни, скептицизм, экзистенциальный подход.
В наш век — век культа потребительских ценностей — человек настолько оторван от основ своего бытия, что многие на протяжении всей жизни проносят в глубинных пластах подсознательного самый главный вопрос в жизни человека — вопрос о смысле жизни. Большинство людей живет так, как будто этот вопрос не имеет к ним никакого отношения. Более того, вопрос этот сегодня многими рассматривается как вопрос праздного ума, вопрос, который отвлекает человека от процессов жизнетворчества, решений проблем повседневных, злободневных.
А между тем нет более значимого и естественного вопроса для человека, чем вопрос о смысле жизни. Значимость вопроса обусловливается тем, что направленность и содержание жизни человека зависит от тех ценностных ориентиров, которых он выбирает согласно представлению о смысле своего бытия. Как человек понимает смысл жизни, так он и относится к окружающему его миру. Если, к примеру, человек полагает, что смысл — в чувственных удовольствиях (гедонизм), то для него весь мир существует и должен существовать в качестве источника получения им удовольствий. А если человек уверен в том, что жизнь дана для того, чтобы следовать нравственному долгу (ригоризм), то его устремления будут связаны с подчинением своей жизни нравственным требованиям.
Естественный характер этого вопроса вытекает из того, что человек — существо разумное. Будучи разумным, человек осознает свою смертность. Для существа, осознающего свою смертность, совершенно естественно задаваться вопросом: в чем же смысл жизни? Для чего же дана жизнь, если она заканчивается смертью? Этот вопрос есть сущностная характеристика человеческого бытия. Человек по определению должен иметь осознанное отношение к вопросу о смысле жиз-
ни. В противном случае он живет инстинктивной жизнью. Живет, подчиняясь лишь голосу плоти и крови. По сути, человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он имеет осмысленное отношение к вопросу о смысле жизни.
Безусловно, разумный человек рано или поздно задается вопросом о смысле своего существования. Рано или поздно в душе и уме каждого еще «живого» и мыслящего человека рождается этот вопрос. Рано или поздно происходит прорыв смысла из области подсознательного в пространство сознательного. Но чрезвычайно важно, чтобы этот прорыв состоялся как можно раньше. Иначе человек рискует превратить свою жизнь в бессмысленное существование в пространстве и во времени, что нередко и происходит в наши дни.
Постижение смысла своего существования предполагает прежде всего поиск ответа на вопрос: есть ли вообще смысл у жизни?
Все возможные варианты его решения возникли (что совершенно естественно) еще в древности: нигилизм — жизнь бессмысленна, скептицизм — смысл непознаваем, оптимизм — жизнь имеет смысл.
Начало нигилизму было положено автором «Книги Экклезиаста, или Проповедника» (царем Соломоном). «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!» . Для Соломона именно ограниченность жизни временными (земными) рамками перечеркивает возможность придать жизни хоть какой-нибудь смысл. Для него жизнь лишена всякого смысла, ибо смерть есть полное и окончательное уничтожение. Поэтому смерть — абсолютное зло. Пессимизм Экклезиаста был доведен до логического конца А. Шопенгауэром — основоположником философии иррационализма (вторая половина
XIX в.), который объявил миру о его неразумности. По мнению Шопенгауэра, в мире нет места разуму, потому как в самих основаниях мира нет его. Если мир изначально неразумен, то, разумеется, жизнь человека, так же как и все остальное, абсурдна. «Нет, это беспрестанное очарование и разочарование, как и весь характер жизни вообще, по-видимому, скорее рассчитаны и предназначены только на то, чтобы пробудить в нас убеждение, что нет ничего на свете достойного наших стремлений, борьбы и желаний, что все блага ничтожны, что мир оказывается полным банкротом и жизнь — такое предприятие, которое не окупает своих издержек; и это должно отвратить нашу волю от жизни» . Трагический XX в. вселил дух пессимизма многим европейцам, среди которых наиболее яркие — испанский философ Мигель де Унамуно и представитель французского экзистенциализма Альбер Камю. Кстати, никто из всемирно известных философов-разоблачителей жизни рьяно не следовал в реальности своему учению. Никто из них не покончил раз и навсегда столь абсурдной жизнью. Это наводить на мысль, что у философствующих пессимистов много «пустого» мудрствования. Если человек утверждает, что жизнь бессмысленна, но при этом продолжает жить, да еще жить жизнью обычного человека (пусть даже внешне), не говоря уже о том, что способен творить, значит, он еще не решил для себя этот вопрос окончательно. О таком своем «подвешенном» состоянии пишет Л. Н. Толстой в «Исповеди». «Теперь я вижу, что если я не убил себя, то причиной тому было смутное сознание несправедливости моих мыслей. Как ни убедителен и несомненен казался мне ход моей мысли и мыслей мудрых, приведших нас к признанию бессмыслицы жизни, во мне оставалось неясное сомнение в истинности исходной точки моего рассуждения» .
Скептицизм, который возник в рамках учения античного философа Пиррона, полагает, что, в силу ограниченности познавательных способностей человека, любое знание имеет относительный характер. Скептик, следовательно, не утверждает ни того, что у жизни есть смысл, ни того, что у нее его нет. Скептик сомневается. Он не говорит ни «да», ни «нет». По логике скептика получается, что человек живет с осознанием того, что ему не суждено узнать никогда, есть ли у жизни смысл, нет ли его. Получается, что человек изначально поставлен в абсурдное положение, что совершенно не вписывается в ту удивительную гармонию, целесообразность, которую демонстрирует окружающий нас мир.
Оптимизм, признающий безусловность смысла жизни, является общепринятой точкой зрения со времен осознания этого вопроса, что также естественно, потому как человек — существо смысло-жизненное. Это значит, что у каждого человека на уровне сознания или подсознания имеется представление о смысле своего существования.
А в чем же смысл жизни?
Казалось бы, на этот вопрос существует множество ответов. Однако все многообразие точек зрений укладывается в три основных подхода: 1) экзистенциальный — смысл жизни определяется самим человеком; 2) общественно-исторический — смысл жизни задается обществом; 3) религиозный — смысл дан Богом.
Самым парадоксальным образом решает эту проблему экзистенциальный подход, в рамках которого утверждается, что у каждого человека свой смысл жизни (человек определяет смысл жизни сам). И именно этот подход сегодня является наиболее распространенным, что свидетельствует о глубочайшем ценностном кризисе современного общества, чему немало способствовали философы-экзистенциалисты.
Парадоксальность экзистенциального подхода вытекает из того, что он базируется на методологии плюрализма, которая понимает истину во множественном числе, что тождественно отрицанию принадлежности истины кому-либо из познающих субъектов (гносеологический плюрализм). В пространствах плюрализма становится бессмысленным даже сама постановка проблемы истины, ибо размывается грань между истиной и заблуждением, правдой и ложью, поскольку признается существование множества равноправных форм, вариантов знаний. Экзистенциальный подход к решению проблемы смысла жизни человека, основанный на методологии плюрализма, признавая равноценность различных моральных взглядов (этический релятивизм), оправдывает вседозволенность, ибо отрицание единого критерия нравственности стирает грань между добром и злом, вследствие чего разрушается духовно-нравственные основания бытия человека. С экзистенциальной точки зрения существуют лишь разные равноправные варианты интерпретации смысла жизни человека. Получается, что равноправны в своих утверждениях: гедонист, для которого смысл жизни — чувственное наслаждение; альтруист, понимающий смысл жизни как служение другим; утилитарист, который озабочен практическим успехом и т. д. У каждого своя истина, ибо она множественна. Если у каждого истина своя (то есть если она ничья), то, следовательно, каждый вправе жить по собственным законам (у
каждого свое понимание добра и зла). Совершенно очевидно, что методология плюрализма — это путь к абсурду и вседозволенности.
Казалось бы, в плюрализме содержится рациональное зерно: предостерегает от догматизма, абсолютизации какой-либо позиции, концепции. Но действительные его мировоззренческие последствия катастрофические. Плюрализм внес и вносит огромный вклад в разрушение духовного мира современного человека, ибо за рамками самой философии, в сфере обыденного сознания, идея о том, что существует множество равноценных истин, воспринимается как призыв к отказу от поиска истины (раз у каждого она своя) и вседозволенности.
Экзистенционально понимаемый смысл жизни не согласуется и со значением слова «смысл». Потому как смысл выражает сущность чего-либо, что есть совокупность его причинно-следственных связей со всем миром. То есть смысл чего-либо выражается в том его назначении (предназначении), которое ему отведено в системе мироустройства, что предполагает выход смысла существования за рамки собственного существования. Постичь высший смысл жизни человека, следовательно, означает познать тот смысл, который определен человеку как родовому существу. Получается, что вопрос о смысле жизни также есть вопрос о смысле существования человечества. Следовательно, смысл у всех один (а не у каждого свой), и он задается извне. А что касается путей, способов реализации этого единого для всех смысла, то они, безусловно, разные. Множественен не смысл, а пути, способы его реализации. Поэтому как бы человек ни определял для себя смысл жизни, как бы он ни чувствовал себя комфортно в рамках такой определенности (до поры до времени), все это может оказаться (чаще всего и оказывается) самообманом, если этот смысл не соответствует тому смыслу, который задан человечеству, следовательно, и каждому его представителю. Жизнь отдельно взятого человека и человечества в целом имеет смысл только тогда, когда признается существование цели, смысла в самом Универсуме. Целесообразность жизни человека и человеческого рода в целом возможна лишь при условии, что смысл наличествует в самом Универсуме. Если нет смысла, цели у самого Универсума, откуда он появится у человека — его составной части, пусть даже самой совершенной? То, что смысл проистекает от самого Универсума, а не придумывается, выражено и в самой постановке вопроса о смысле жизни, а именно, как было уже сказано, человек задается вопросом о смысле жизни потому, что осознает свою смерт-
ность. Не было бы смерти, не было бы и этого вопроса. Осознавая конечность своего земного бытия, человек спрашивает: в чем же смысл жизни, если она заканчивается смертью? Для чего дарована жизнь? В другой формулировке этот вопрос звучит так: в чем предназначение человека? Или: для чего в мире возник такой феномен, как жизнь человека? В этом суть вопроса о смысле жизни. В формулировке этого вопроса четко выражена обращенность человека «вовне», а не «вовнутрь».
Общественно-исторический подход (общество задает человеку его смысл жизни), внутри которого можно выделить два течения: 1) смысл жизни — содействие светлому будущему и 2) смысл жизни — служение последующим поколениям, также не выдерживает никакой критики.
Во-первых, такая трактовка смысла жизни, как и экзистенциальная, противоречит значению понятия «смысл», поскольку служение обществу тождественно служению самой жизни (смысл жизни — в самой жизни), тогда как смысл чего-либо обозначает, как выше было определено, то, какое место то или иное (в данном случае человек как биологический вид) занимает в системе мироздании.
Во-вторых, понимание смысла жизни как содействие светлому будущему, как показывает историческая практика, есть социальный идеал. Следовательно, служение счастливому будущему есть иллюзорный смысл, порождающий дурную бесконечность (каждое новое поколение «работает» ради светлого будущего, которое, как горизонт, по мере приближения к нему, только отдаляется). И потом. Если даже допустить в пределах познавательного интереса, что можно перестроить мир на началах добра и справедливости, то в рамках логики такого подхода возникает следующий вопрос: в чем же тогда будет заключаться смысл жизни тех, ради которых будут положены жизни всех предыдущих поколений? В чем же тогда их предназначение? Если же свести смысл жизни к служению последующим поколениям (второе течение), а не призрачному будущему, то и в этом случае не получим удовлетворительного ответа, потому как будущие поколения, как и предыдущие — смертны. Все: и усопшие, и ныне здравствующие, и кому предстоит жить, — звенья одной цепи. Все находятся в равных условиях. Вопрос: для чего же жить — перед всеми поколениями встает со всей своей очевидностью.
В-третьих, общественно-исторический подход, который объясняет смысл жизни с позиции материализма, вопрос о смысле жизни в действительности вовсе оставляет открытым. То есть в ответах материалистического толка, где смысл
жизни сводится к благам земным: личным или общественным, еще нет реального ответа. Потому как, если следовать до конца логики вопроса, который возникает в связи со смертностью человека, вопрос предполагает и следующую формулировку: что выйдет из того, что человек живет, пусть даже счастливо, с ощущением полноты бытия, если в конце пути его ждет смерть? И когда на него отвечают категориями конечного мира, то ответ, как бы его ни сформулировали, сводится к следующему: человек живет (имеет возможность жить) так, как он того хочет (в свое удовольствие или для удовольствия других), пока смерть не заберет его. Очевидно, что такого рода ответы лишь констатируют факт жизни с ее разнообразными возможностями и факт смерти, который ставит точку на эти возможности. А вопрос «зачем?» остается открытым. Зачем все это, если всех: и нас, и потомков наших, в конечном счете, и человечество — ждет неминуемый конец? Этот вопрос так и остается повисшим в воздухе. Вместо ответа возникает лишь встречный вопрос: какая тогда человеку разница, как жить (так или иначе, и стоит ли вообще жить), если его впереди ждет с распростертыми руками смерть (жить как преступник или добропорядочный человек, получать удовольствия от сытой жизни или пищи духовной?). Так что толкование смысла жизни с материалистической позиции не дает достойного внимания ответа. Получается, что без допущения Высшей Сущности невозможно придать жизни хоть какой-либо смысл. Все действительно превращается в суету сует (в этом ключе понимания человека как лишь существа земного Соломон был совершенно прав). Без допущения Высшей Сущности смысл смысла жизни вообще теряется. Вопрос о смысле жизни приобретает действительный смысл только тогда, когда мы его понимаем как вопрос о соотношении мира конечных вещей и мира бесконечного (трансцендентного).
И наконец, идея о том, что во имя будущих поколений должны лечь костьми предыдущие поколения, не имеет этического оправдания.
Итак, экзистенциальный и общественно-исторический подходы понимания смысла жизни не имеют ни логического, ни этического, ни онтологического обоснований. А вот религиозный смысл, можно сказать, сам собой напрашивается.
Даже сама постановка вопроса: имеет ли жизнь смысл, если в ее конце — смерть, обусловлена тем, что у человека на уровне его подсознания заложено отрицание целесообразности жизни в границах лишь земного бытия. В этом противопо-
ставлении (смысла и смерти как полного уничтожения человека) отражается сущность человека, его принадлежность к двум мирам, по терминологии Канта: эмпирическому (феноменальному) и ноуменальному (трансцендентному). В логике основного вопроса человека выражена его связь с трансцендентным миром. Человек, будучи существом, принадлежащим не только к миру чувственно воспринимаемому, но и к миру трансцендентному, имеет неистребимую потребность устанавливать отношений с ним. Потому-то и получается, что когда религия вырождается, то образовавшаяся пустота заполняется идолами, а то и вовсе дьяволом. Идолопоклонничество наблюдается в нашем атеистически ориентированном обществе сплошь и рядом. По этой же причине (по причине принадлежности человека к двум мирам) и логика атеиста не бывает никогда последовательной до конца: в тяжелых жизненных ситуациях, а тем более перед лицом смерти, все обращаются к Богу. Казалось бы, удивительно, что человек верит, к примеру, в постукивание по дереву, что не укладывается даже в рамки того, что называется здравым смыслом, но не верит в идею Бога, что вполне укладывается в рамки рационального. Но в действительности нет ничего удивительного, потому что истоки духовной жизни лежат не в нашем разуме, а в наших сердцах. Это значит, что деятельность разума в пользу доказательства или опровержения существования Бога начинается позже, после того как душа определится с выбором. Этим и можно объяснить тот факт, что среди и религиозно верующих, и атеистов представлены все интеллектуальные слои.
О том, что человек не может жить без установления отношений с миром бесконечным (Богом) и что эта связь осуществляется посредством религии, писал великий Л. Н. Толстой. «Установление отношения человека к тому целому, которого он чувствует себя частью и из которого он выводит руководство в своих поступках и есть то, что называлось и называется религией. И потому религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни разумного человека и разумного человечества» .
Таким образом, есть достаточные основания утверждать, что смысл жизни человека лежит за пределами самой жизни, за пределами конечного (чувственно воспринимаемого) мира. Иначе, смысл жизни реализуется на плоскости взаимоотношений Бога и бессмертной души.
Список литературы
2. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство : пер. с фр. / А. Камю. — М. : Политиздат, 1990. — 415 с.
5. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. — М. : Просвещение, 1992. — 480 с.
Сведения об авторе
Давлетгаряева Разифа Гариповна — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Башкирского государственного аграрного университета. Уфа, Россия. davletgarayva.razifa@yandex.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 13 (409). Philosophy Sciences. Iss. 46. Pp. 43—47.
AGAIN ABOUT THE MEANING OF LIFE. ESSAY ON THE MEANING OF LIFE
R.G. Davletgaryaeva
Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russia. davletgarayva. razifa@yandex. ru
1. За один час человек теряет около 600 000 старых клеток кожи. 1. За один час человек теряет около 600 000 старых клеток кожи.
2. Без сна человек может прожить только 11 дней, а без еды – недели.
3. Количество волос зависит от их цвета. У блондинов около 146 000 волос, а у людей с черными волосами – около 110 000. У шатенов – около 100 000 и у рыжих около 85 000 волос.
4. За день сердце пропускает через себя около 7000 литров крови. Общая длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет 96 000 километров.
5. На поверхности кожи живет около 32 000 000 бактерий.
6. У мужчин на кубический сантиметр крови приходится больше красных кровяных клеток, чем у женщин.
7. Человек чихает со скоростью до 160 км/ч.
8. Половина костей человеческого организма находятся в руках и ногах.
9. В организме человека около 72 км нервов.
10. Нос способен распознавать и запоминать 50 000 различных запахов.
11. Желудочный сок способен растворить цинк.
12. Кости человека в 4 раза прочнее бетона.
13. Сердце размером примерно с кулак.
14. Язык – единственная мышца в человеческом теле, которая крепится только с одной стороны.
15. Если бы было возможно применить силу всех мышц сразу для подъема тяжести, то они были бы способны поднять груз весом 25 тонн.
16. Кожа среднего мужчины весит 5 кг, а средней женщины – 3 кг.
17. Самая большая кость человека – бедренная кость. Самая маленькая кость находится в ухе.
18. Уши и нос человека никогда не перестают расти.
19. Женщины моргают в два раза чаще, чем мужчины.
20. Чтобы сделать один шаг, человек использует около 50 мышц.
21. При произнесении одного слова нужна совместная работа 70 мышц.
22. В человеческом теле более 650 мышц.
23. Чаще всего в мире встречается аллергия на коровье молоко.
24. Борода мужчины, если ее не сбривать, за жизнь выросла бы до 9-метровой длины.
25. Ногти на ногах растут в 4 раза медленнее, чем на руках.