В экспозицию выставки «Фотолетописец России», вошло около 70 работ М.П.Дмитриева конца XIX начала ХХ вв. из основных публицистических циклов: «Волга», «Нижегородская ярмарка», «XVI Всероссийская торгово-промышленная выставка», «Архитектура Нижнего Новгорода», «Старообрядцы, босяки, грузчики, рабочие».
Максим Петрович Дмитриев родился 21 (9) августа 1858 года в деревне Повалишино Тамбовской губернии. Фотографии обучался в Москве у знаменитого фотографа Настюкова. В 70 — 80-х годах XIX века Дмитриев работал в фотографических заведениях Орла, Москвы, Нижнего Новгорода. В Нижнем он познакомился с Андреем Осиповичем Карелиным, получившим тогда уже российское и мировое признание. Некоторое время Дмитриев работал у Карелина фотографом-лаборантом, постигая секреты фотографического мастерства, нередко подражая своему знаменитому учителю. Но, как всякий настоящий художник, Дмитриев всегда искал свой путь в фотографии.
Максим Петрович Дмитриев окончательно обосновался в Нижнем Новгороде в 1886 году, получив разрешение открыть собственное фотоателье на улице Осыпной в доме 9, где сейчас располагается Русский музей фотографии. Среди его клиентов были простые люди и именитые купцы, высшие городские чиновники и представители нижегородской интеллигенции. Фотографировались у Дмитриева и приезжие знаменитости: М. Горький, Ф. Шаляпин, И. Бунин, Ф. Короленко и др.
Не замыкаясь на салонных съемках, Дмитриев снимал волжские пейзажи, город и его обитателей. Серии, посвященные Нижегородской ярмарке и XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года, фотографии Нижнего Новгорода рубежа XIX — XX веков — это бесценные свидетельства эпохи, благодаря которым мы видим давно исчезнувшие ярмарочные ряды и уникальные сооружения XVI Всероссийской выставки, улицы старого Нижнего и целую галерею типажей грузчиков, крестьян, богомольцев, рабочих, босяков. Широко известны тематические циклы Дмитриева: Семеновские ложкари, Кулебакские и Выксунские рабочие, Сормово, старообрядцы Керженских лесов и т.д.
Нижегородскому фотографу Максиму Петровичу Дмитриеву обязаны все историки и этнографы, исследовавшие Россию середины XIX — начала ХХ века, а также любители литературы и музыки того времени. Мало кто из его современников-коллег оставил настолько обширное и ценное фотонаследство.
Дмитриев практически в одиночку заложил основы фотопублицистики в России, он — родоначальник репортажной съемки, причем в современном ее понимании. Максим Петрович фотографировал рядовых крестьян и разнорабочих, а не только пышные процессии (хотя на приезде Николая II на городскую выставку работал тоже он). Фотограф использовал все достижения прогресса того времени — большеформатные камеры, гуммиарабик, печать на дереве и материи.
Также Максим Дмитриев был выдающимся портретистом. Он фотографировал Максима Горького с семьей (писатель дружил с ним много десятилетий), в его доме-студии бывали Федор Шаляпин, Иван Бунин, Дмитрий Менделеев, Владимир Гиляровский и другие представители сливок российской науки и культуры. Знаменитый критик Владимир Стасов, друг Льва Толстого, говорил, что даже в Европе не видел снимков, сопоставимых с работами Дмитриева.
Максим Петрович активно принимал участие в жизни губернии — снимал ее жителей, пейзажи, делал городские зарисовки, ездил к старообрядцам-кержакам и выксунским рабочим. Во время засухи и тифозной эпидемии в конце XIX века он создал серию сильных снимков о бедствующих жителях и поспособствовал привлечению внимания к их горю. Он не был сторонним наблюдателем, помногу занимался благотворительностью, а также этнографическими исследованиями.
Грандиозная работа Дмитриева — фотоцикл о Волге и Поволжье длиной в десятилетие — принесла ему почетное членство в Российском географическом обществе. Снимки из серии используются чуть ли не во всех научных изданиях по истории региона и России XIX века, на них запечатлены памятники архитектуры, курганы и горы, городки Поволжья и представители живших там этнических групп.
Будучи патриотом своего края, Дмитриев не был бессребреником. В нем сочеталось профессиональное мастерство, талант публициста и коммерческая жилка. Он умел безошибочно рассчитать успех, привлечь к себе внимание, предпринимательский талант позволил ему из воспитанника бездетного крестьянина стать владельцем собственного фотоателье.
Из деревни в Тамбовской губернии к собственному нижегородскому фотоателье
Максим Дмитриев родился в 1858 году. В возрасте 2 лет расстался с матерью, дворовой тамбовского помещика. До подросткового возраста он жил у крестьянина, у которого не было детей. Отучившись в церковно-приходской школе, мальчик начал зарабатывать себе на жизнь и в 14 лет переехал в Москву. Его мать смогла «пристроить» сына в подмастерья к фотографу, и за несколько месяцев Максим освоил навыки, на которые у других уходили годы.
Основы композиции, понятие перспективы и работу со светотенью юноша изучал, занимаясь по выходным в «Строгановке» (знаменитом художественном училище) и ретушируя фотографии. В середине 70-х годов XIX века он впервые приехал на нижегородскую ярмарку и в свободное время увлеченно бродил в толпе с портативной камерой. Там он встретил знаменитого местного фотографа А.Карелина, которому сразу понравился бойкий и явно талантливый молодой человек.
Стать учеником мастера с европейской известностью Дмитриев не смог — у него еще не закончился шестилетний контракт в Москве. Молодому фотографу повезло — владелец ателье продал дело, что позволило расторгнуть договор и уехать в Нижний. Там Дмитриев сначала работа у ученика Карелина, а потом перешел к нему самому в помощники. Кроме ценных навыков и знаний о свете, оптике и живописи, молодой фотограф смог накопить и деньги, которых хватило на открытие своего фотоателье.
Блестящий дебют, европейская известность и жизнь при советской власти
После нескольких лет разногласий с деловым партнером Дмитриев смог открыть свое личное ателье — оно стало в Нижнем Новгороде шестым. Победить в конкурентной борьбе ему помогли художественное и деловое чутье, энергичность и мастерство. Окончательный успех пришел к нему в 1889 году, после серии работ с юбилейной московской фотовыставки. Фотограф предусмотрительно поставил на фотографиях адрес своего ателье и о дебютанте заговорили.
После успеха в Москве пришла очередь столицы, где «Волжская коллекция» принесла автору похвальные отзывы. Следующие выставки Дмитриева состоялись в Одессе, Казани и других городах. К фотографу стали поступать многочисленные заказы, он много работал и был вынужден расширить свою студию.
К знаменитому на весь Нижний Новгород фотопавильону со стеклянными стенами и крышей добавились кирпичные подсобные сараи, где хранился огромный архив Дмитриева. На первом этаже дома была фототипия, где выпускались открытки с видами и портреты известных моделей фотографа, а на третьем этаже он жил с семьей.
Следующим этапом карьеры Дмитриева стал успех в Европе и США. Там экспонировались его работы, их удостаивали все новых наград. На фотовыставке в Париже фотограф показал не только отмеченные наградами снимки, но и остросоциальные кадры, на которых были сняты арестанты, занятые на стройке. Это вызвало недовольство российской критики и привлекло к работе внимание европейской публики.
В это же время фотограф сделал серию фотографий неурожая в Нижегородской губернии и приступил к волжскому циклу, который был закончен только в 1903 году. В серию вошли фото реки от Астрахани до Рыбинска, а всего автор сделал тысячи кадров. К сожалению, многократно растиражированные фотографии не принесли ему отчислений из-за несовершенства законов об авторском праве.
После революции Максим Дмитриев остался жить в Нижнем Новгороде. Его фотоателье сначала обложили огромным налогом, а потом национализировали — не помогло даже заступничество Максима Горького.
Бесценные негативы вывезли, многие из них пропали при переезде. Фотограф по мере сил продолжал заниматься творчеством и до последних дней интересовался новинками фотоиндустрии.
После его смерти в 1948 году в здании его бывшего ателье открыли первый в России фотомузей, где и сегодня поклонники могут увидеть плоды незаурядного таланта Максима Дмитриева.
С двадцати восьми лет и до последних дней связал свою долгую жизнь Максим Петрович Дмитриев, коломенский мещанин по паспорту, с Нижним Новгородом, с Нижегородским Поволжьем. Став их преданным фотолетописцем, он сохранил для потомков облик старого Нижнего, запечатлел картины его жизни, образы его обитателей. Здесь, на берегах великой русской реки Волги, в полной мере раскрылось его дарование мастера отечественной и мировой фотографии, заложившего основы русского публицистического фоторепортажа.
21 (9) августа 1858 года у дворовой помещика Афанасьева Александры Герасимовой в д. Повалишино Тамбовской губернии родился сын, названный Максимом. Двух лет от роду он был отдан на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову в Рязанскую губернию, в Егорьевский уезд, где и прошли его детские годы. Четырнадцатилетним подростком отвез Елисей Куприянов приемного сына в Москву и определил «в мальчики» при посудной лавке. Однако мать Максима, желая, чтобы сын овладел ремеслом, сумела устроить его в ученики к известному московскому фотографу М. П. Настюкову. Так, в возрасте 15 лет Максим Дмитриев начал свое приобщение к таинственному и прекрасному миру светописи, который увлек и захватил его безраздельно на всю жизнь.
В 1874 году юноша впервые посетил Нижний Новгород,— хозяин взял его работать в свой павильон на ярмарке. Шумная и кипучая жизнь всероссийского торжища, пестрые толпы ярмарочного люда, сотни и тысячи интересных лиц, колоритных фигур — все это ошеломило и увлекло Дмитриева, обогатило его массой новых ярких впечатлений. И в дальнейшем, когда он окончательно свяжет свою судьбу с Нижним, образ многоязычного и многоликого торга станет одной из излюбленных тем его творчества.
В Н. Новгороде встретил Максим Дмитриев человека, сыгравшего решающую роль в его дальнейшем творчестве,— нижегородского фотографа-художника Андрея Осиповича Карелина. У маститого художника не было секретов от молодого юноши, который увидел, как фотографическое ремесло в руках подлинного мастера превращается в искусство. Работать у Карелина в Нижнем стало заветной мечтой Дмитриева, однако шестилетний контракт с Настю-ковым не давал ему возможности уехать из Москвы.
Года через три Настюков решил отойти от дел и уступил свое фотографическое заведение вместе с персоналом предпринимателю Эгерту. Дмитриев воспользовался случаем, чтоб расторгнуть контракт и уехать в Нижний Новгород. В 1877 году он был принят ретушером в солидное ателье Д. Лейбовского, который прежде был учеником у А. О. Карелина и довольно основательно усвоил художественную манеру и отточенную фотографическую технику этого выдающегося мастера. У Д. Лейбовского Дмитриев проработал около двух лет, пока в 1879 году не получил наконец приглашение от Карелина.
7 февраля 1886 года М. П. Дмитриев получил из канцелярии нижегородского губернатора разрешение на открытие собственного фотографического ателье.
Профессиональная фотография в Нижнем Новгороде в 80-е годы прошлого столетия — ко времени открытия М. П. Дмитриевым своего «дела» — развивалась достаточно интенсивно. По данным «Памятной книжки Нижегородской губернии на 1889 г.», в Нижнем Новгороде насчитывалось 6 фотографических заведений, сосредоточенных в районе Большой и Малой Покровок, Осыпной и Варварской улиц. В их числе было ателье А. О. Карелина на Малой Покровке в доме Башкирова, а также фотографии А. В. Заикина, Д. С. Лейбовского, А. В. Любатынского, А. А. Соколова, к ним присоединился и М. П. Дмитриев.
Цикл нижегородских фотографий М. Дмитрева во многом связан с его участием в деятельности Нижегородской губернской архивной комиссии.
М. П. Дмитриев снимал панорамы города с Нижегородским каменным кремлем, руины башен, неповторимые в своем архитектурно-художественном решении местные церкви. При этом фотограф в зависимости от естественного освещения выбирал наиболее характерные, повышенные точки съемки, чтоб передать не только обобщенный образ того или иного здания, его декоративно-художественные особенности, но и объемно-пространственное решение. Поэтому снимки М. П. Дмитриева этого цикла с полным правом можно называть «архитектурными». Пожалуй, не было в центральной части города колокольни, слухового чердачного окна высоких зданий или просто строительных лесов, на которые не поднимался бы со своей громоздкой и тяжелой аппаратурой М. П. Дмитриев. Фотографа интересовало буквально все: и Нижегородский каменный кремль, и древняя церковь Иоанна Предтечи на торгу, и причудливые формы деревянной кофейни у Георгиевской башни на Откосе и новый Ромоданов-ский вокзал железной дороги, связавший Нижний Новгород с Арзамасом и Сызранью.
Высланная в 1895 в году в столичную Академию удожеств серия фотографий памятников Нижегородского Повольжя получила высокую оценку.
Не оставался мастер чужд и портретному жанру – в разное время гостями и клиентами его фотомастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и Максим Горький, многолетние дружеские отношения с которым позволили Дмитриеву создать целую фотолетопись его жизни.
Около 10 лет жизни художника, немало денежных средств ушло на выполнение серии снимков «Волжcкая коллекция». Свыше сотни фотографий этого цикла, точнее, его первой части — Волга от Рыбинска до Астрахани, составили основу его экспозиции в фотографическом отделе Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Она стала наиболее значительным событием в жизни Нижнего Новгорода последних лет XIX столетия.
Некоторые даты творчества:
1889 г. -Блестящий дебют на выставке в Москве, посвященной 60-летию светописи.
1892 г. — Золотая медаль Парижской международной фотлграфическоцй выставки и Почетный диплом выставки в Амстердаме.
1893 г. Издание альбома «Неурожайный 1891-1892 г. в Нижегородской губернии»
с 1910 г. Съемки нижегородских памятников культуры и старины по просьбе Академии художеств.
1894 г. — 1903 г. Работа над серией «Волжcкая коллекция», фоотографии из которой вошли в многотомное издание «Россия», осуществленное в конце 90- годов Русским географическим обществом.
1908 г. — Показ цикла о жизни раскольнического Заволжья.
В бывшем помещении ателье Дмитриева в Нижнем Новгороде открыт первый в России музей фотографии.