Содержание
Биография
Режиссер, сценарист, продюсер, народный артист России Павел Лунгин родился в семье кинодраматурга Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной, автора русского перевода книги «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен.
У Павла есть младший брат Евгений. Семья жила в квартире на Старом Арбате, в доме, который построил дед режиссера еще в 1926 году.
Павел с теплотой вспоминает о своем детстве. У них в доме всегда было много гостей – интересных творческих людей: часто они гостили по неделе и больше. Лунгины-старшие жили легко и весело, хотя особого достатка в семье поначалу не было. Воспитанием детей занималась няня.
После школы Павел поступил на филологический факультет МГУ, в 1971 году окончил его и некоторое время работал социологом. Затем перешел в отдел науки «Литературной газеты», но работа показалась ему скучной. Тогда Лунгин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а в 1980 году стал дипломированным режиссером.
Сценарист
В 1976 году дебютировал как автор сценария к фильму «Все дело в брате» (режиссер Валентин Горлов). До 1989 года Лунгин работал сценаристом на ведущих студиях страны. За эти годы по его работам поставлено в общей сложности 10 фильмов, в том числе приключенческие картины «Конец императора тайги» (1978, режиссер Владимир Саруханов) и «Непобедимый» (1983, режиссер Юрий Борецкий) с Андреем Ростоцким в главной роли. Картины имели широкий зрительский успех, стали лидерами проката.
Режиссер
В 1990 году Лунгин дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли. Картина получила приз за режиссуру на Каннском кинофестивале. Фильм принес автору известность в России и на Западе.
В 2000 году вышел в свет фильм «Свадьба» с Марией Мироновой и Маратом Башаровым в главных ролях. Лента была удостоена специального приза жюри на Международном кинофестивале в Каннах «За лучший актерский ансамбль».
Интерес зрителей и критики вызвали такие ленты Лунгина, как «Олигарх» (один из лидеров проката 2001 года) и «Бедные родственники» (главный приз фестиваля «Кинотавр-2005»).
«Остров»
В 2006 году большой резонанс вызвал фильм Павла Лунгина «Остров» . Главную роль сыграл Петр Мамонов. Лента стала официальным фильмом закрытия 63-го Венецианского фестиваля и официальным фильмом открытия фестиваля «Кинотавр 2006».
Режиссер говорит, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть». Лунгин также отмечал, что «Остров» в чем-то продолжает «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.
«Остров» снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма — «это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин».
«Царь»
В ноябре 2009 года вышел в прокат фильм «Царь» об Иване Грозном, где главную роль снова исполнил Петр Мамонов. Лунгин говорит, что Мамонов — какое-то особое явление в этой жизни. «Он не совсем драматический актер. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым».
Стоит отметить, что фильм стал последней работой актера Олега Янковского (он сыграл митрополита Филиппа).
Картина Павла Лунгина о самых страшных годах правления царя Ивана Грозного стала сенсацией Каннского и Московского кинофестивалей. В основе сюжета фильма — духовная борьба двух героев русского средневековья: Ивана Грозного и митрополита Филиппа — единственного человека, который решился противопоставить свой авторитет царскому и сложил за это голову.
В интервью «Российской газете» Павел Лунгин предупреждает, что его «Царь» — «это не кинцо, над ним надо думать». По словам режиссера, его картина — «о том, что власть в России пытается быть Богом». «А власть не Бог. И Бог над властью. И что власть не замыкает собой мир и все интересы этого мира. И о том, что очень страшно жить в стране, которая поклоняется власти и больше ничему», — сказал он «Ведомостям».
Режиссер считает, что фигура Ивана Грозного интересна для России, в которой «не решены проблемы власти — ни сверху, ни снизу». А идею русской власти, утверждает Лунгин, сформировал именно Грозный — «своей неистовой личностью, своим умом и талантом, своей патологической жестокостью и несправедливостью».
«…если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, — утверждает он в интервью изданию «Ваш досуг». — Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы «опечатала» собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла».
В марте 2012 года вышла в прокат новая картина Павла Лунгина «Дирижер». Фильм рассказывает о том, как рядовые гастроли приводят музыкантов и руководителя оркестра к неожиданным откровениям. Накануне отъезда деспотичный и жесткий дирижер узнает о гибели сына, с которым давно не виделся и чей образ жизни так и не сумел принять. Эта новость не заставляет дрогнуть ни один мускул на его каменном лице. Однако следующие три дня в Иерусалиме, где оркестр исполняет ораторию «Страсти по Матфею», заставляют его и других героев скинуть маски, переосмыслить свою жизнь и найти путь к Богу.
Главная роль в фильме отведена музыке. Отправной его точкой стала оратория «Страсти по Матфею», написанная митрополитом Илларионом, на основе которой и была создана картина.
«Дирижер» был отмечен премией за лучшую мужскую роль на фестивале в Шанхае (Китай).
«Родина»
В марте 2015 года телезрители увидели сериал «Родина», снятый Павлом Лунгиным в жанре психологического триллера. Сериал создан на основе оригинального израильского формата «Военнопленные» (Hatufim), который вышел в эфир в марте 2010 года на израильском канале «Channel 2» и стал самой высокорейтинговой драмой в стране. В 2011 году компанией «Fox 21» была снята американская версия формата под названием «Homeland». Сериал получил множество профессиональных наград, включая «Эмми» и «Золотой глобус».
Российская версия рассказывает о трагедии офицера Алексея Брагина, освобожденного из многолетнего заточения в лагере террористов. Офицер что-то скрывает: возможно, он был завербован противником. Роль Брагина блестяще сыграл Владимир Машков. «На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю» — сказал Машков в сюжете программы «Вести», посвященном выходу сериала.
Кстати «Родина» — это первый телесериал, снятый Павлом Лунгиным. «Если хочешь снимать роман, показывать душу людей, их противоречия, их сложности и борения, надо идти на телевидение. Потому что в современном фильме, ставшем аттракционом, уже нет места глубокой психологии», — считает Лунгин.
«Выдающийся режиссер, сильная и глубокая история, очень близкая и понятная нашему зрителю, натурные съемки, когда горы снимаются в горах, а восточный город — в Израиле, известные и всенародно любимые актеры — все это делает сериал масштабным событием. «Родина» — один из самых ярких сериалов нашего времени», — уверен генеральный продюсер проекта Тимур Вайнштейн.
«Дама пик»
В 2016 году Павел Лунгин представил фильм «Дама пик», основанный на повести Александра Пушкина «Пиковая дама» и одноименной опере Чайковского. Правда, сюжет фильма перенесен в современное время. Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми.
О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и «Пиковая дама» для него — шанс достичь желаемого. По словам режиссера, «это история в истории, попытка нового прочтения повести Пушкина и оперы Чайковского. Главный герой — молодой певец, который хочет петь партию Германна и который готов, как Германн, на все. А вообще – огромная современная реальная жизнь и страсти».
Роль тенора исполнил актер Иван Янковский, оперную диву — Ксения Раппопорт.
В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра, а главные партии исполнили молодые артисты Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирина Чурилова.
Для героев фильма было сшито 150 костюмов, помимо этого для массовки было сделано 50 футболок с изображением Софии Майер. В качестве реквизита было выпущено более 200 пластинок и дисков Софии Майер, напечатано свыше 100 плакатов и постеров с ее изображением, также были сделаны специальные афиши и программы с именем вымышленной певицы. В итоге, бюджет картины составил внушительную сумму — 11 миллионов долларов.
Продюсер
В 2004 году Павел Лунгин создал в России собственную продюсерскую кинокомпанию — «Студию Павла Лунгина», которая успешно занимается производством полнометражных художественных, телевизионных и документальных фильмов.
Общественная деятельность
С декабря 2009 года Павел Лунгин — президент Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», который ежегодно проходит в Ивановской области.
В 2011 году Павел Лунгин и французская актриса Кароль Буке возглавили российско-французскую академию кино.
Лунгин — почетный член Российской академии художеств.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
С 2016 года — член Совета политической Партии Роста.
Личная жизнь
Павел Лунгин был женат дважды. С первой супругой он познакомился в институте. В 1971 году у них родился сын Александр. Он пошел по стопам отца: сначала работал сценаристом, затем начал снимать и продюсировать фильмы.
Со второй супругой, Еленой, Лунгин познакомился, когда ему было 26 лет. Елене в то время было всего 17. Вскоре у них родился сын Иван.
Елена говорит, что во Франции им поначалу жилось сложно, но к этой стране она и сын привыкли быстрее, чем Павел. Когда Ваня в 12 лет пришел в школу, он не знал ни слова по-французски, одноклассники смотрели на него с недоумением. Когда Елена и Павел вернулись в Москву, Иван был уже взрослым, но он тоже решил переехать в Россию. Иван — художник, выставки его работ с успехом проходят и дома, и в Париже.
У Лунгиных есть квартира в Москве и дом с видом на море в Черногории.
Звания и награды
- Народный артист России (2008)
- Командор французского Ордена Искусств и литературы (2010)
- Кавалер Орден Дружбы (2010)
- Офицер Ордена Почетного легиона (Франция, 2012)
- Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз за режиссуру» за 1990 год
- Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз за лучший подбор актеров» за 2000 год
- Лауреат премии «Человек года» Федерации еврейских общин России (2005)
- Лауреат «Золотого орла» в номинации «Лучший режиссер» за фильм «Остров» (2007)
- Лауреат НИКИ в номинации «Лучший режиссер» за фильм «Остров» (2007)
- Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2007)
Фильмография: Режиссер
Фильмография: Сценарист
Фильмография: Продюсер
Военный триллер «Братство» Павла Лунгина еще до выхода в прокат стал одним из самых обсуждаемых российских релизов года. Специалисты спорят о том, насколько соответствуют действительности показанные в нем события афганской войны. Теперь же и простые зрители могут составить свое мнение. А заодно стоит вспомнить предыдущие картины Павла Лунгина, многие из которых уже стали классикой.
«Такси-блюз» (1990)
Фото: студия «Троицкий мост»
Дебютный полный метр Лунгина сразу сделал его знаменитым: сначала фильм получил приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, потом — номинацию на «Золотой глобус» и французский «Сезар». Это трагическая история дружбы богемного саксофониста и самого обычного таксиста, который привык жить «правильно» и напрасно пытается перевоспитать своего непутевого приятеля. В «Такси-блюзе» проявился драматический талант музыканта Петра Мамонова, который с тех пор стал частым «гостем» авторского кино. В дуэте с ним — великолепный Петр Зайченко, ранее снимавшийся у Вадима Абдрашитова.
«Свадьба» (2000)
Фото: CDR
Во второй половине 1990-х Ларс фон Триер изменил кинематограф, выпустив манифест «Догма 95» и заставив многих режиссеров мира пересмотреть свои взгляды на киноязык. Вдохновившись идеей датского гения, Павел Лунгин снял «Свадьбу», которая хоть и не имеет сертификата «Догмы», но влияние «Идиотов», «Торжества» и «Последней песни Мифуне» в ней ощущается в каждом кадре. Это нервная, живая картина о том, как два человека вдруг решили пожениться — и сделали это, отдавшись на волю свойственной той эпохе пьяной и свободной стихии. Пожалуй, именно здесь Марат Башаров сыграл свою лучшую кинороль. Участие фильма в основном конкурсе Каннского фестиваля — лишнее подтверждение его уровня.
«Олигарх» (2002)
Фото: «Скарабей Филмз»
В отличие от многих мэтров русского артхауса, Лунгин всегда старался найти способ говорить с самой широкой аудиторией, искал для этого характеры, сюжеты, форму. «Олигарх», например, исследовал природу нового русского капитализма, а в главном герое, собирательном образе отечественного миллионера, можно было легко узнать отдельные черты Бориса Березовского и других крупных бизнесменов. Лунгин воспитан в традициях мировой культуры, поэтому, как и полагается в классической литературе, за молниеносное обогащение его герою обязательно придется расплатиться, за резкими взлетами будут следовать катастрофические падения. И в то же время Лунгин уважает новый тип человека — self-made man — и искренне пытается оправдать его действия в экстремальных российских обстоятельствах.
«Остров» (2006)
Фото: Каропрокат
Когда фильм только вышел, многие сомневались, что российский зритель XXI века готов к разговору о святости, грехе и искуплении. И действительно, в прокате картина шла при пустых залах. Но после первого показа по ТВ стало ясно, что это национальный хит, со временем «Остров» встал в один ряд с «Особенностями национальной охоты» и «Братом». Петр Мамонов сыграл здесь юродивого праведника, который творит чудеса, изгоняя бесов и исцеляя болезни, хотя его образ жизни мало соответствует монашескому уставу. Единственное, чего он не может сделать, — простить себя за поступок, совершенный десятилетия назад. Но именно поэтому его молитва остается такой сильной и чистой. «Остров» и сегодня производит огромное впечатление, а персонажи Дмитрия Дюжева, Виктора Сухорукова и Виктории Исаковой наполняют его дополнительной проблематикой, о которой хочется спорить и спорить.
«Царь» (2009)
Фото: Наше Кино
В известной степени «Царь» — логическое продолжение «Острова». Мамонов здесь опять юродивый, но теперь — облеченный властью. Он — царь Иоанн Васильевич, прозванный Грозным. Религиозное настроение сменяется у него яростью и страхом, он беспощаден и умен, его окружение состоит из самых опасных людей в стране. Одно из любимых развлечений царя — мучить людей, не деля их на невинных и заслуживающих казни. Если в «Острове» достойного оппонента протагонисту нет, то в «Царе» это митрополит Филипп (одна из сильнейших ролей позднего Олега Янковского), который единственный не боится тирана и готов принести себя в жертву ради нескольких слов правды. Симпатии Лунгина, разумеется, на его стороне, хотя он понимает, что в эпоху торжествующего произвола интеллигент не может победить. Но должен до последнего говорить то, что думает.
«Дирижер» (2012)
Фото: Мастерская Павла Лунгина
Под ораторию митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» в Иерусалиме разворачивается современная трагедия. Знаменитый русский дирижер Петров (Владас Багдонас) приехал в Вечный город с гастролями, но истинная цель его визита не в этом. Его сын покончил с собой, и Петров сначала винит в этом юношу и его сомнительных друзей, но по мере того, как он узнает новые подробности произошедшего, он понимает, что причина — в нем самом, в его характере, образе жизни, отношении к людям. Главный туристический маршрут в Иерусалиме — знаменитый Путь страданий, ведущий по следам последних часов земной жизни Иисуса Христа. У Петрова точки перемещения будут иными, и Голгофа у него своя, но личный Путь страданий ему придется пройти до конца — как и ряду других персонажей этого монументального фильма.
«Дама пик» (2016)
Фото: Мастерская Павла Лунгина
Лунгин специально слегка изменил название пушкинской повести, чтобы зритель не думал, что смотрит экранизацию. В центре сюжета — театральные интриги, где молодой герой, Андрей, одержим мечтой спеть Германа в постановке оперы Чайковского. А еще он разрывается между молодой партнершей по труппе и роковой дивой средних лет, эгоистичной сердцеедкой со странными привычками. На свою беду, в постановке «Пиковой дамы» она выбрала себе партию графини, а той полагается умереть. Понарошку или по-настоящему — зависит от того, насколько связавшийся с бандитами Андрей ассоциирует себя с пушкинским персонажем, и хватит ли ему сил сдержать приближающееся безумие. В одном Лунгин был точно прав: Иван Янковский — идеальный Герман, благодаря его игре классический сюжет (пусть и видоизмененный) мгновенно становится злободневным и волнует, как при первом знакомстве.
Вторая мировая война. Немецкий сторожевой корабль ночью захватывает в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Молодого кочегара Анатолия, обезумевшего от страха, фашисты заставляют выдать, а затем и расстрелять своего старшего товарища Тихона, вложив юноше в руку пистолет. Самого Анатолия через несколько минут взрывают вместе с баржей…
1976 год. На севере России, на пустынном острове, в маленькой православной обители нашел приют уцелевший после взрыва Анатолий. Он работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже хоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущает его необычное поведение: то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то сжигает одеяло, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой его дикой выходке есть смысл – таким образом старец говорит людям о самом главном.
На остров приезжают странники, веря, что отец Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но сам безмерно страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного более 30 лет назад. Всей своей подвижнической жизнью на острове Анатолий вымаливает у Бога прощение за убийство. И тут в его жизни случается чудо…
Главную роль в фильме (отца Анатолия) сыграл Петр Мамонов, лидер знаменитой рок-группы «Звуки My». Много лет назад музыкант снялся в дебютной картине Павла Лунгина «Такси-блюз».
Дмитрий Соболев работал специалистом по пожарным системам, поступил во ВГИК и в качестве диплома написал сценарий нашумевшего фильма «Остров». Эти истории становятся символом, если не моделью не только творческого, но и социального успеха. Как обычным молодым людям в наше время удается быть услышанными только на основании того, что у человека есть идеи и талант, — об этом наш разговор с автором сценария к фильму «Остров» 32-летним Дмитрием Соболевым.
Язык действия
Российская газета | Мы с вами первый раз встретились, когда вы были автором никому не известного сценария под названием «Остров». И я еще скептически подумала: нецерковный человек написал сценарий о монастырской жизни… А сегодня вопрос: «Нравится или не нравится вам фильм «Остров»?» звучит почти как тестовый для нас вопрос: «Вы кого больше любите — Толстого или Достоевского?» А ответ дает возможность типологизировать мировоззрение отвечающего. Огромное количество людей посмотрели его по телевизору, успех у фильма феноменальный. В сценаристы, как я помню по давним разговорам, вы попали почти случайно, чуть ли не по улице шли, купили книгу сценариев…
Дмитрий Соболев | Да, я болел, вышел из поликлиники и по дороге к автобусу увидел в киоске журнал киносценариев с Гариком Сукачевым на обложке (там был сценарий короткометражки, посвященной 100-летию кино, в котором он играл). Купил его и, пока болел, прочитал от корки до корки. А когда пошел в поликлинику закрывать бюллетень, купил еще два журнала сценариев и решил идти поступать на сценарный.
РГ | А кем вы тогда работали?
Соболев | Специалистом по пожарным системам. У меня техническое образование. С моими «тройками» — ну не с «тройками», конечно, c «четверками» — в институт после школы я вряд ли поступил бы. Так что пошел в Жуковский авиатехникум, поскольку в детстве, как и все, мечтал быть летчиком-испытателем. В техникуме самым интересным была практика в ЛИИ, там как раз «Русские витязи» тренировались перед Ле Бурже. Я всю практику провел, лежа в траве и глядя, как они готовят все эти фигуры высшего пилотажа. Но к самолетам с нашей квалификацией нас и близко не подпускали, кто ж стажера допустит что-то крутить на самолетах.
РГ | А где вы работали специалистом по пожарным системам?
Соболев | Не знаю, говорить не говорить…. В Управлении делами президента.
РГ | Как вы попали-то на работу в Кремль? Может, у вас родственники где-нибудь в заветном месте работают…
Соболев | Да нет… Просто знакомые предложили. Там, конечно, очень долго проверяют, но, проверив, берут. И работал я не в Кремле, а на Старой площади. В техническом объединении при Управлении делами президента, вы же понимаете, люди в костюмах отличаются от тех, что оборудование ремонтируют и лампочки меняют. Я там работал и все время на актерский поступал — в ГИТИС, Щепкинское, МХАТ, меня никуда не брали.
РГ | А на актерский с чего вдруг?
Соболев | Просто в какой-то момент стало скучно жить, и я стал искать что-то новое, так и оказался в театре. В школе (я учился в Подмосковье, в Люберецком районе) нас водили, конечно, в театр, но потом после школы сам я в театр никогда не ходил. Но приятель поступил на режиссуру в мастерскую Петра Фоменко, и мы как-то заразились от него, стали ходить в самодеятельную театральную студию, играть этюды и даже один любительский спектакль. Но я в какой-то момент понял, что мне совсем не нравится показывать этюды — волнуюсь на сцене, зато очень нравится придумывать. И когда журнал киносценариев попал мне в руки, решил, что буду этим заниматься. Это для большой литературы нужно что-то могучее — грандиозный жизненный опыт, большое образование, а сценарии — это простой «язык действия». И пошел поступать на сценарный, первый год меня не взяли, а на второй… набирал курс Юрий Арабов. Я боялся — люди годами ждут, чтобы именно к нему поступить, но рискнул. Мне досталось одно из 10 бесплатных мест. Это достаточно дорогое образование, я не смог бы платить за него.
РГ | Бросили работу?
Соболев | Да, хотя меня смущало, что жить совершенно не на что.
РГ | И как жили?
Соболев | Ну, сторожем работал по ночам. В офисе одном.
Запрос на катарсис
РГ | Сценарий «Острова» был вашим дипломом, ВГИК разогрел вас к серьезному творчеству?
Соболев | Во ВГИКе кто-то сказал, не помню кто, что здесь ничего не дают, все нужно брать самому. Тебе, конечно, скажут, что нужно прочитать, посмотреть, узнать, а будешь ты это делать или нет — твое дело. Но на сценарный и режиссуру приходят все-таки люди старше 25 лет- я как раз в 25 поступил, поэтому в этом возрасте все обычно уже сами знают, чего хотят в этой жизни. Юрий Николаевич Арабов читал нам фантастические лекции — с разбором картин, показом, все раскладывая по темам. Я очень надеюсь, что он когда-нибудь напишет книгу по теории драматургии.
РГ | Вы писали в студенческие годы немые этюды, короткометражки, потом «полные метры» и вдруг — «Остров». Почему вы решили, что надо писать об этом?
Соболев | Во многом, конечно, под влиянием Юрия Николаевича. В кино координаты добра и зла во многом очень христианские. Мне кажется, что вся культура — и европейская, и российская — стоит на христианстве. В России даже приход коммунизма ничего не испортил в христианских координатах, люди считали добром после революции то же, что и до революции. Мир не перевернулся.
Кажется, у Аристотеля есть определение, чем искусство отличается от неискусства? Тем, что искусство соприкасается с Богом. Катарсис, очищение — в принципе религиозное чувство, оно пришло в искусство из религии. Если в финале фильма возникает это ощущение очищения, то значит, получилось что-то настоящее. При этом фильм не обязательно должен быть на религиозную тему. Например «Крестный отец» — кино про бандитов, но никто не скажет, что оно проповедует насилие.
РГ | Но вы-то сняли про монахов… Я читала где-то, что сценарий появился чуть ли не потому, что надо было диплом сдавать.
Соболев | Нет, у меня был период в жизни, когда я много читал Библию и христианскую литературу. И хотел написать сценарий именно про монаха. На втором курсе еще до «Острова» я начал писать сценарий о священнике, где герой священник сомневается в том, есть Бог или нет, а его отец, всю жизнь грешивший, удивительно спокойно умирает. Герой молит Бога о том, чтобы он остался жив, но отец умирает…
Это фильм про то, что Бог есть
РГ | Сюжет «Острова» прототипичен?
Соболев | Саму историю с грехом и искуплением я придумал, а вот чем наполнить… Если бы я и это придумал, боюсь, что получился бы очень постмодернистский сценарий. В монастыре все живут по уставу, и любая ошибка привела бы здесь к разрушению реальности. Поэтому я опирался на прототипические истории. В принципе у моего героя были два прототипа — преподобные старцы Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский. Феофил жил в ХIХ веке, Севастиан — в ХХ.
РГ | Почему вы выбрали именно их?
Соболев | Меня, конечно, интересовало монашество ХХ века. Севастиан Карагандинский был келейником одного из оптинских старцев, после разгрома Оптиной пустыни попавшим в карагандинские лагеря. Освободившись, он так в Караганде и остался, организовал молельный дом — о нем осталась книга воспоминаний. В сценарии был кусок — его нет в фильме, — списанный с воспоминаний: как приходил к Севастиану молодой батюшка, которого пригласили в Москву, в Патриархию служить в библиотеке. А Севастиан ему сказал: не надо тебе в Москву, поезжай служить в захолустное место. Батюшка очень расстроился, но не ослушался.
РГ | Он юродствовал, как ваш герой?
Соболев | Нет, это Феофил Печерский юродствовал. Он-то достаточно известен, жил в ХIХ веке в Киево-Печерской лавре, к нему со всей округи киевской народ ездил. Он был прозорлив, обличал братию… Из сплава этих образов и получился отец Анатолий.
РГ | После выхода «Острова» на экраны последовала резонансная буря. Фильм породил массу рецензий и споров… Атеисты отстаивали свою позицию, рафинированные эстеты — свою. Про что этот фильм для вас?
Соболев | Он про то, что Бог есть. И это самое главное. Значит, есть ради чего жить. Все мы живем в каких-то тревогах, чего-то боимся. А Бог — опора, он задает другую систему координат — не успеха, не денег… Главное для меня в этом фильме и в жизни — покаяние. Мы все совершаем ошибки, все грешим. Ты живешь, у тебя накапливается что-то, что невозможно избыть. Мне кажется, что главное для человека — это стремление к свободе. Свобода по-христиански достигается через покаяние. Сегодня люди пытаются гнаться за успехом, зарабатывать деньги — это тоже путь к свободе. Если есть деньги, ты можешь жить где угодно, поехать куда угодно… Вопрос в том, какую цену ты готов за это платить. Мне кажется, все, что делает человек, он делает прежде всего ради свободы.
РГ | Ценность свободы сегодня не удивительна, она обозначилась как главная в 90-е, в вашем как раз поколении. Удивительно, что путь к свободе для вас лежит через покаяние.
Соболев | Мой герой отмолил свой грех и освобождается. У Бердяева есть замечательная работа о свободе в христианстве. Только Богу, наверное, понятна драматургия жизни. Никто же не знает, что с человеком на самом деле происходит…
РГ | Сколько часов в день вы пишете?
Соболев | От 2 до 6, поскольку очень быстро устаю. Раньше я больше работал, заставлял себя писать по 5 страниц в день — и так 4 дня в неделю обязательно. Сценарии на самом деле тяжело дописывать, к концу уже настолько все надоедает, воротит от героев, а финал в картине должен быть самым сильным куском.
РГ | И это вы тоже ради свободы от 2 до 6 часов ежедневно сидите и мучаетесь над сценариями?
Соболев | Ну в какой-то мере это моя свобода — придумывать, создавать миры.
Рецепт успеха
РГ | А как ваш сценарий попал к Лунгину?
Соболев | Ирина Смолко (агент Дм. Соболева и продюсер. — Прим. ред.) передала. Они общались, и он пригласил ее посмотреть только что сделанных «Бедных родственников». Ирина передала ему два сценария. «Остров» ему понравился.
РГ | Ваши впечатления, когда вы увидели фильм первый раз.
Соболев | Вообще-то очень сложно смотреть свое. Если бы «про свое» все было так же понятно, как про чужое, все бы снимали только гениальные фильмы и писали гениальные сценарии. Я только на третьем просмотре понял, что все получилось.
РГ | Сейчас что-нибудь еще снимается по вашим сценариям?
Соболев | У меня есть один сценарий — про один день из жизни менеджера. В этот день на него сваливается куча проблем, которые он должен разрешить и остаться человеком. Сейчас снимается по этому сценарию фильм «Двадцать сигарет», он уже почти готов, идет озвучание. И там еще три сценариста прибавилось.
РГ | Ну вот, сначала «Бог задает другую систему координат — неденежного успеха», а потом — один день из жизни менеджера.
Соболев | Успех, деньги, везение — координаты системы по имени бизнес. Бизнес — это очень серьезно и достойно уважения. А люди, которые в этой системе координат оказываются, такие же, как и мы, также чего-то боятся, что-то преодолевают, в чем-то каются.
РГ | Но успех безуспешного в этой системе координат «Острова», который восприняли так, как будто давно его ждали, не свидетельствует ли о том, что мы немного пережали с безоговорочной апологией денег и успеха — при всем уважении к бизнесу.
Соболев | В 90-х, действительно, на первый план вышло зарабатывание денег. И все так быстро менялось, что люди не могли понять что происходит. Каждый день приносил что-то новое, 31 декабря президент мог нам сказать по телевизору, что уходит. Война в Чечне, заказные убийства, дефолт — новости больше походили на сводки с фронтов… Сейчас все постепенно оттаивает и появляется свободная от злобы дня мысль: как дальше жить? А когда каждый день пожар, его надо тушить, а не оценивать, что происходит. В 90-е нас просто всех выбросило в открытый океан…
РГ | А сейчас мы прибились к острову?
Соболев | Да нет, мы же корабль все время строили. Построили и начали думать, как его обживать. Сейчас кинематограф, вот увидите, начнет делать интересные фильмы.
РГ | Ну давайте рецепт жизненного успеха для иных специалистов по пожарным системам — от автора сценария «Острова».
Соболев | Какой там рецепт?! Сценарий — полуфабрикат, незаконченное произведение. Из хорошего сценария всегда можно сделать плохой фильм.
РГ | Ну я имею в виду успех не только в кино… История специалиста по пожарным приборам, написавшего сценарий «Острова», как истории Дениса Гуцко или Алексея Иванова, перечеркивает разговоры на тему, что публичное пространство не выстроено, мы друг друга не слышим, настоящая литература не имеет значения. И по комплексу всех этих причин человеку творческому невероятно сложно состояться.
Соболев | Если человек хочет чего-то добиться, он может добиться чего угодно, вопрос только в том, готов ли он потратить на это свою жизнь.