Другие языки |
|
||
См. ниже:
|
||
Двусторонняя икона
Школа Феофана Грека
1390-е годы
- Выставка 1960: 1392 г.
- Алпатов 1974: Конец XIV в.
- Лазарев 2000/1: 1390-е годы
- Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы
86 × 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14244
Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).
По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.
По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.
Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.
См. в «Галерее»:
- Успение
Детали | |||
Иисус Христос с душой Богоматери |
Апостол Петр |
Апостол Павел |
Иаков и группа апостолов |
Апостолы Марк и Лука | Светильник со свечой | Группа апостолов у ложа Богоматери |
Дополнительные изображения
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»
Литература:
Перенесу в общие вопросы. Ведь по сути речь идет не только о крестах. Речь идет об иконографии. На указанный период много довольно этой иконографии и в медном литье , и в ювелирке, и в глиптике…..
…..образ Богоматери с ладонями, открытыми перед грудью. Благодаря тому, что он часто встречался на иконах «Вознесения», дублируя образ Оранты, такой иконографический тип, согласно определению академика Н.П. Кондакова, называют образом Божией Матери «Вознесенной» (Assunta). Он возник в VIII–IX вв. и особенно распространился в XI–XII столетиях. Главное символическое значение этого жеста Богородицы – молитвенное предстояние, и в этом его сходство с позой Оранты. Но в отличие от Оранты образ Богоматери Ассунта не так торжественен. Его восприятие более душевно. Это образ Девы Марии, смиренно и умиленно исповедующей Господа и открытой к принятию Его Воли. В XI–XII вв. такая иконография Божией Матери начинает носить самостоятельный характер, превращаясь как бы в «эмблематическую формулу молитвы», и широко используется в молитвенных именных медальонах и нательных крестах.
Прикрепления: 0214043.jpg(413.0 Kb)
МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира Шедевры мирового искусства Русские и советские художники Скульптура Современное искусство
Успение Богородицы (1605-06), Лувр, Париж
Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). На этот раз критика в адрес Караваджо была особенно яростной, чЫо отмечено всеми биографами художника. Д. Балъоне пишет, что картину с возмущением отклонили, ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт — будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).
К списку картин | Биография | Продолжение |
Автор подборки картин Орлова Анна
Успение Пресвятой Богородицы:
картины западных мастеров
Католический догмат о телесном вознесении Девы Марии утверждает, что Пресвятая Богородица,
закончив путь земной жизни, была воскрешена и вознесена в небесные обители со Своим пречистым телом.
Однако учение оставляет открытым вопрос, умерла Пресвятая Дева Мария или нет,
что породило разделение мнений внутри Церкви по данному вопросу.
Православное святоотеческое и богословское наследие содержат в себе учение не только о реальности телесной кончины Богородицы, но и о Ее воскресении и вознесении с прославленной плотью в райские селения.
Аннибале Карраччи. Успение Пресвятой Богородицы
Бартоломе Эстебан Мурильо. Успение Богородицы
Джотто ди Бондоне. Успение Марии. Около 1310 г.
Дуччо ди Буонинсенья. Успение Богородицы. 1308-11 гг.
Дуччо ди Буонисенья. Алтарь со сценами Успения Марии, 1311 г.
Караваджо. Успение Марии
Матео Черецо Младший. Успение Богородицы. 1650
Михаель ван Кокси. Успение и Вознесение Богородицы. До 1550
Никола Пуссен. Успение Богородицы
Питер Пауль Рубенс. Успение Богородицы. 1620-е гг.
Рафаэль. Успение Божией Матери
Тициан. Успение Богородицы
Фра Анджелико. Успение Богородицы
Франсиско Камило. Вознесение Богоматери
Франческо Боттичини. Успение Богородицы
Хуан де Вальдес Леаль. Успения Пресвятой Богородицы
Шарль Лебрён. Успение Богородицы. 1619-1690
Андреа Мантенья. Успение Богородицы. 1461
Бартоломе Бермехо. Успение Богородицы. 1460-1462
Ганс Гольбейн Старший. Успение Богородицы. 1491-1492
Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.
Своей известной картинно «Вознесение Богородицы» Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским императором, захватившим все владения Венеции. А день ее основания есть днем Благовещения Марии. Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.
Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине и красные тона. Платье Марии, покрыто синей накидкой, и некоторые одежды апостолов. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.