Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год
Фаддей (Успенский) (1872 — 1937), архиепископ Тверской, священномученик
Память 13 октября в день обретения мощей в 1993 году , 18 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Тверских и Житомирских (Укр.) святых
В миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского. Дед будущего святителя также был священником, и знавшие его почитали как человека высокой духовности, как настоящего молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое сердце. Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого в шутку называл архиереем.
В 1892 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию, во время обучения в которой окончательно определился в выборе своего дальнейшего духовного пути, решив стать монахом. Вскоре, после окончания академии в 1897 году, был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время — иеромонаха.
Первым назначением иеромонаха Фаддея стала должность преподавателя Смоленской духовной семинарии. В 1900 г. он переводится в Уфимскую духовную семинарию, где за диссертацию «Единство книги пророка Исаии» получает степень магистра богословия. В 1902 г. отец Фаддей становится инспектором, а затем — ректором той же семинарии с возведением одновременно в сан архимандрита. Еще через год — новое назначение — ректором Олонецкой духовной семинарии.
В 1902 году им была написана книга «Записки по дидактике», а в 1908 году — объемное исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием «Иегова», за которое ему была присуждена степень доктора богословия.
21 декабря 1908 года был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Став архиереем, он не изменил подлинно аскетической направленности своей жизни, и пасомые сразу же почувствовали в нем настоящего подвижника, образец кротости, смирения и чистоты.
Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы
В 1917 году Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того, как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к власти большевиков последовал первый арест владыки. Сразу же после его ареста в Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности. Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного населения.
Весной 1922 года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из этих мест. Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению. В сентябре 1922 года по «делу» святителя Фаддея, к тому времени возведенного уже в сан архиепископа, было составлено обвинительное заключение, где, в частности, говорилось:
«… принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность… Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области».
Из Москвы архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом, так и в психологическом отношениях.
«Поместили в большую камеру вместе с ворами, — вспоминал впоследствии митрополит Кирилл, — свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе… Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами.» Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».
Архиепископ Фаддей (Успенский). Внутренняя тюрьма ГПУ. 1922 год
Летом 1923 г. срок ссылки архиепископа Фаддея закончился, и он временно поселился в Волоколамске, а служить ездил в московские храмы.
Осенью того же года Священный Синод под председательством Патриарха Тихона назначил архиепископа Фаддея на Астраханскую кафедру, где церковное управление было незаконно захвачено обновленцами; но большая часть духовенства и верующего народа не признавала власти живоцерковников и не подчинялась ее распоряжениям. Святителю Фаддею предстояло объединить вокруг себя православных и восстановить каноническое подчинение Астраханского епархиального управления законной власти Святейшего Патриарха.
В декабре 1923 г. будущий священномученик выехал к месту своего нового служения. Ехал он без сопровождения, в старой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем. Как только поезд остановился в Астрахани, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, затем стали предлагать свои услуги для доставки багажа и с удивлением обнаружили, что никакого багажа у их нового архиерея просто нет.
Владыка был крайне смущен столь торжественной встречей; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих; а на привокзальной площади — настоящее людское море…
Сразу же по приезде какие-то сердобольные старушки принесли владыке большое количество только что сшитой одежды; староста храма в честь святого князя Владимира, заметив на ногах святителя ветхие, с заплатами сапоги, принес ему новую добротную обувь. Но архиепископ Фаддей, верный своим монашеским обетам, все раздавал нуждающимся, оставляя себе лишь крайне необходимое для жизни.
Жил святитель Фаддей на удивление скромно. Весь его архиерейский «дом» размещался в двух маленьких комнатках. Одна служила столовой, приемной и кабинетом, вторая — спальней. Каждое утро и каждый вечер Владыка шел одной и той же дорогой, через парк в храм, на богослужение. Каждый раз его встречали люди, чтобы идти в храм вместе с ним. И долгое время потом эта дорога называлась «Фаддеевской».
Где бы святитель ни жил, он никогда не имел ничего своего. Угощали его обедом или чаем — он ел и пил, если нет — никогда не спрашивал. Он всегда и везде считал себя гостем, зависимым от того, кто ему помогал или прислуживал.
За время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей сплотил вокруг себя почти все духовенство, не прибегая при этом ни к каким организационным мерам. Обновленческий раскол был преодолен, хотя Владыка ни одного из обновленцев не подвергал административным прещениям и ни одного слова не сказал против них публично. Пример его личной жизни был действеннее любых мер и красноречивее всех слов.
Денег Владыка ни от кого не брал, и некоторые астраханские приходы взяли на себя материальные расходы, связанные с содержанием квартиры, ее отоплением и освещением. В управлении епархией он почти устранился от административной части. У него не было канцелярии, была только именная печать для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях. За всю свою архиерейскую деятельность Святитель ни на кого не накладывал дисциплинарных взысканий, никто не слышал от него даже упрека или слова, сказанного в повышенном тоне. Он всегда и всюду ходил в своей единственной заплатанной рясе, в старых, перечиненных сапогах, имел одно дешевое облачение и одну митру. Но он всегда был готов сказать слово утешения любому человеку, оказать ему реальную помощь, просто выслушать. Ежедневно: утром и вечером — служба в церкви; днем — прием посетителей, постоянно толпившихся на лестнице, в коридоре и во дворе дома, где снималось жилье для святителя. Однажды какой-то сельский священник, знавший о предельной простоте приема посетителей архиереем, пришел к нему прямо с парохода в шесть часов утра. И был принят. Этому священнику ждать пришлось всего минут десять, пока владыка умывался…
В октябре 1926 года в связи с арестом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью. Но на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области без права выезда. Пребывая здесь, с 27 июня по 27 октября 1927 года числился архиепископом Пятигорским, но отбыть по назначению не мог. Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его 27 октября 1927 года на Саратовскую кафедру, а через непродолжительное время на Тверскую . Только в марте 1928 года владыка Фаддей получил разрешение на выезд из Кузнецка. В Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.
Архиепископ Фаддей (Успенский). Тверь. 1936 год
В Твери, как и в Астрахани, владыка Фаддей был окружен всеобщей любовью верующих. Неизменно сохранявший высокий духовно-аскетический строй своей жизни он являл собою людям необычайную духовную красоту. К последним годам жизни святителя относится целый ряд удивительных свидетельств очевидцев об открывшихся в нем сверхъестественных духовных дарованиях — прозорливости и исцеления. В сознании тысяч верующих он стал окружен ореолом святости и нравственного совершенства.
В середине тридцатых годов начался новый этап усиленного давления на православие со стороны безбожной власти, опиравшейся в своей церковной политике на вероотступное обновленчество. Храмы повсеместно отбирались в пользу обновленцев. Православное духовенство вынуждали к отказу от своего служения. 29 сентября 1936 г. тверские власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но Владыка продолжал совершать богослужения в последнем сохранившемся в епархии у православных храме за Волгой, а местное духовенство по-прежнему сносилось с ним как со своим правящим архиереем.
Летом 1937 г. в Твери, как и повсюду, начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство епархии. В октябре того же года один из священников после продолжительных пыток согласился подписать клеветнические сведения об архиепископе Фаддее. В качестве лжесвидетелей охотно выступили представители обновленчества.
20 декабря 1937 г., около восьми часов вечера, в дом святителя пришли сотрудники НКВД, предъявившие ордер на обыск и на арест. В результате тщательного и продолжительного обыска они не обнаружили ничего кроме одного облачения, потира, дароносицы, двадцати семи свечей, нескольких четок, святоотеческих книг и тетрадей с записями духовного характера. Один из участвовавших в обыске в изумлении спросил:
— На что же вы живете? — Мы живем подаянием, — ответил архиепископ.
На допросах в тюрьме Владыка держался мужественно, сохраняя спокойствие и отрешенность даже в самых критических ситуациях. Следователи всеми мерами требовали от него признания в заведомо лживых обвинениях и добивались узнать, как и кто помогал ему материально.
«В контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю, — твердо свидетельствовал святитель. — Материальная помощь передавалась мне лично в церкви в виде доброхотных подношений. Фамилии этих лиц я назвать не имею возможности, так как их не знаю.»
Через десять дней после ареста архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что
«являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации».
Святитель Фаддей (Успенский) был казнен 31 декабря 1937 года. Ходили слухи, что его утопили в яме с нечистотами. После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить. Место, где было зарыто мученическое тело, узнали две женщины, оставшиеся преданными святому и по его кончине. Весной 1938 г. после Пасхи они вскрыли могилу и переложили останки священномученика в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте захоронения, на тверском кладбище «Неопалимая Купина» в Затверечье, был поставлен крест и на нем сделана надпись. Но вскоре этот крест был уничтожен властями (крест был восстановлен в 1990-х годах). Память о архиепископе Фаддее и почитание его как святого сохранились среди верующих Твери до нынешнего времени. Существует ряд свидетельств о его посмертном молитвенном предстательстве пред Богом за тех, кто хранил эту память.
26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском Тверском соборе.
Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года.
Оценки современников
Сщмч. Фаддей, архиепископ Тверской
Свт. Тихон (Белавин), патриарх: «Знаете ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».
Священник Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани, принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:
«Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах».
Тропарь, глас 1
Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиих крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Использованные материалы
- Житие по материалам Синодальной комиссии по канонизации святых:
- Страница Библиотеки Серафима Саровского:
Официальный церковный календарь на сайте Издательства Московской Патриархии —
Если вас, интеллектуального и вдумчивого читателя, спросят, назовите самых известных тверских святых, то вы за короткое время сформулируете свой топ из очевидных личностей: святой благоверный князь Михаил Тверской, его супруга княгиня и инокиня Анна Кашинская, первый патриарх Иов, патриарх Тихон, преподобный Макарий Калязинский и священномученик Фаддей. Это то, что пришло в голову автору в настоящее время. У каждого будет свой список. Тверских святых очень много — их десятки, но есть среди них те, кто по нашей неизбежной земной иерархии все равно как бы чуть заметнее. И такой заметный святой — священномученик Фаддей (Успенский), о котором ТОП Тверь сегодня вспоминает не просто так. 26 октября — день памяти священномученика Фаддея — по инициативе губернатора Игоря Рудени в регионе получил статус памятной даты.
Минутка культурологического занудства, без которой не обойтись. В Русской Православной Церкви у святого два дня памяти — это нормальное явление и связано оно вот с чем. Обычно день памяти — это день смерти, преставления. Например, священномученика Фаддея Церковь вспоминает чаще 31 декабря. Такая интересная и новогодняя дата. Только суть в том, что 31 декабря 1937 года архиепископа Фаддея утопили в застенках НКВД. Но какая бы смерть не была, она для праведного человека — это встреча с Богом. То есть, да, праздник. Второй день памяти чаще всего — это день, когда были обретены мощи святого. Мощи священномученика Фаддея были обретены в Твери 26 октября 1993 года. Вот мы и дошли до инфоповода.
Епископ Фаддей был личностью незаурядной, судьбы непростой, и его имя вошло в историю Тверской области накрепко, поэтому мы и расскажем о нем сегодня. ТОП Тверь представляет 10 самых интересных фактов из жизни одного из самых интересных тверских святых.
Маленький архиерей
Иван Успенский родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье духовенства. Священниками были и отец его, и дед. В то время родиться в семье священника означало только одно — стать священником. Были, конечно, случаи выхода из сословия, но они были не часты. Поэтому будущее ребенка было отчасти уже предрешено. И не столько принадлежностью к сословию, сколько воспитанием и образом жизни семьи. Дедушка Вани очень любил внука и часто в шутку называл его «архиереем». Знал ли он, что шутка станет пророческой. Но Иван не пошел по пути белого духовенства, а стал монахом с именем Фаддей. Ему было неполных 25 лет. В 1908 году, пройдя путь от простого монаха до архимандрита, Фаддея рукополагают в епископа Владимиро-Волынского. Он хоть и не был главным архиереем епархии, а лишь викарием, но дедушкины пророческие шутки, наверняка, вспомнил.
Первый арест
Биографы Фаддея часто пишут, что «волынский период» был идеальным для нового епископа, тем более, что из викарного епископа Фаддей стал со временем исполнять обязанности полноценного главы кафедры. Но тут пришла Октябрьская революция, бурные политические события в Украине привели к первому аресту — Фаддея обвинили в связях с петлюровцами. Пока решалось, куда из Украины выслать архиерея, Фаддей находился в Харьковской тюрьме. За будущим священномучеником прочно закрепился ярлык «вредного политического элемента». Решение о новом назначении владыки Фаддея принимал патриарх Тихон, который по инструкции властей был обязан ограничить Фаддея рамками одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири. Он назначил его руководить Астраханской епархией и возвел в сан архиепископа.
Епископ_Владимиро-Волынский_Фаддей_(Успенский)
В тюрьме с ворами
Второй арест случился в 1922 году и связан был с борьбой канонической Церкви с обновленцами. Во Владимирской тюрьме владыка Фаддей, ожидая суда, сидел в большой камере вместе с ворами и убийцами. Его сокамерник митрополит Кирилл (Смирнов) вспоминал: «Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе… Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами».
Архиепископ Фаддей (Успенский). Внутренняя тюрьма ГПУ. 1922 год
Служил по 5 часов
Архиепископ Фаддей при жизни был настоящим аскетом. Это его яркая черта, о которой вспоминают многие современники. У него была всего одна старая ряса, чиненные старые сапоги, одна митра. И это — глава епархии. Сначала Астраханской, потом — Саратовский. Были версии, что он носил под одеждой вериги, чтобы смирять плоть и таким способом. Вспоминают его длительные службы: «службы совершал долго, литургию с 10 до 3 часов дня. Служил много, все воскресные праздничные всенощные и литургии, акафисты, праздники святых. Был отличный проповедник, каждую службу говорил проповеди, так что дети стояли и не уставали. Его при жизни считали святым».
«Фанатик»
В 1925 году обновленческий «митрополит» Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и проводил диспуты. Советская власть давали обновленцам зеленый свет по простой причине: они были управляемы, и это увеличивало церковный раскол. Где-то это удавалось, но не везде. О своей поездке Введенский писал в обновленческом журнале «ВЦУ», что «в Астрахани ничего нельзя сделать для церкви, пока там сидит епископ фанатик Фаддей (Успенский)».
Переезд в Тверь
На Тверскую кафедру архиепископ Фаддей был назначен в 1928 году. В этот период его жизни многие вспоминали его удивительный дар. Один случай рассказывает о женщине, которая пришла к архиепископу Фаддею просить благословение на свадьбу своей дочери. Рассказывала про богатого жениха с подарками. Владыка Фаддей попросил их не спешить и подождать пару недель. Свадьба расстраивалась, но стали ждать. И дождались, когда за блудным женихом приехала его жена с детьми и забрала домой.
Архиепископ Фаддей (Успенский). Тверь. 1936 год
Расстреляли или утопили
Вновь арестовали владыку летом 1937 года. Это был последний арест. Сидеть в камере с уголовниками ему было не в первый раз, но тверские уголовники, видимо, были жестче, чем прежние. Владыка прятался от издевательств под нарами. Агиографы пересказывают случай, который заставил суровых сидельцев прекратить издевательства и просить прощения у Фаддея. В его житие написано, что однажды ночью к уголовникам явилась Богоматерь и запретила обижать «святого мужа», и те, заглянув под нару, были ослеплены ярким светом.
10 дней всего длилось заключение, после чего архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей был приговорён к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией. Рассказывали, что следователь настолько ожесточился против архиепископа, что приказал не расстреливать его, а утопить живым в тюремном туалете. Приговор привели в исполнение 31 декабря 1937 года.
Без гроба
Тело владыки Фаддея по понятным причинам похоронили без гроба. И место его захоронения выбрано не случайно — кладбище возле храма Божией Матери «Неопалимая Купина» в Затверечье. Почему тело не похоронили на Волынском кладбище, куда свозили почти всех расстрелянных, вопрос открытый. Есть версия, что из-за того, что палачи действовали не по инструкции, и вместо того, чтобы расстрелять владыку, они его утопили, поэтому и похоронили быстро на ближайшем к тюрьме кладбищу. Следующей же весной верующие, не без помощи некоторых из сотрудников тюрьмы, узнали о смерти владыки, нашли место погребения. Его закопали на Верующие тайно вскрыли могилу и переложили тело владыки в наскоро сколоченный гроб. На месте могилы поставили крест с надписью, но крест местные власти сломали, а информация о месте погребения владыки Фаддея передавалась устными рассказами и дошла до новейшей истории России.
Тверь волнуется
История обретения мощей и вовсе детективная. Примерное место на кладбище было известно, но не было никаких гарантий, что останки будут именно владыки Фаддея, а не кого-то еще. В итоге после длительных проверок и исследований в 1993 году 26 октября все же вскрыли могилу и достали останки. Было принято решение отдать их на экспертизу в Тверскую медицинскую академию, но там не было опыта идентификации личности, поэтому останки переправили в Москву для более детальной экспертизы.
В Твери между тем волновались. Для города и вновь открытого центрального Вознесенского собора обретение мощей владыки Фаддея было настоящей историей. Ходили слухи, что если в Москве придут к заключению, что останки принадлежат архиепископу Фаддею, Твери их не отдадут, а оставят у себя. Руководитель отдела идентификации личности центра судмедэкспертизы Министерства здравоохранения РФ профессор Виктор Звягин, который лично проводил экспертизу подтвердил: останки принадлежат владыке Фаддею. Это удалось установить по дефекту челюсти.
По центральной улице
Мощи вернулись в Тверь. Был организован многолюдный и торжественный крестный ход. И от места погребения мощи в сопровождении всего тверского духовенства пронесли по городу, по Советской улице в Вознесенский собор, где они хранятся и ныне в красивой раке.
Крестный ход с мощами архиепископа Фаддея 30 декабря 1994 года. Фото: watanabe-cdg.livejournal.com
Что интересно, все эти торжественные события происходили, когда архиепископ Фаддей не был канонизирован Церковью, то есть не считался по формальным признакам святым. Канонизация произошла лишь спустя три года, в 1997 году. Архиепископа Фаддея (Успенского) причислили к лику святых как священномученика.
31 декабря
Святитель Фаддей родился в 1872 году в Нижегородской губернии. Он происходил из семьи священника. По окончании учебы в Московской духовной академии Фаддей принял монашеский постриг и был рукоположен в пресвитера в 1897 году. Около года он наставлял учащихся Смоленской духовной семинарии, а затем занял место инспектора Московской семинарии. В 1902 году Фаддея перевели в Олонец и назначили ректором духовной семинарии этого города.
Священномученик Фаддей отличался строгой аскезой и приверженностью молитве. Он явился автором значительного труда о единстве источника вдохновения всех пророческих книг. В 1908 году святой стал епископом Владимиро-Волынским. Он нес это служение с великой любовью к вверенной ему пастве. Строго следуя всем монашеским уставам, епископ расходовал на благотворительность все поступавшие к нему пожертвования, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни.
Во время преследований Церкви, наступивших после большевистской революции, владыка показал себя бескомпромиссным защитником православной веры. Назначенный в 1921 году архиепископом Астраханским, он был немедленно арестован и провел в заключении два года. После освобождения из тюрьмы он продолжил деятельность в защиту Церкви, несмотря на опасность новых репрессий. В 1926 году святитель Фаддей был одним из вероятных кандидатов на должность местоблюстителя патриаршего престола, однако сразу же по его прибытии в Москву он был вновь арестован и сослан в Саратовскую губернию.
Получив в 1928 году свободу, владыка занял Тверскую епископскую кафедру и вновь ревностно приступил к исполнению пастырских обязанностей. В 1936 году под нажимом властей митрополит Сергий распорядился перевести его в Кострому, но владыка отказался оставить духовных овец. Вскоре после этого, в разгар репрессий 1937 года, священномученик Фаддей был в очередной раз арестован и 31 декабря (н. ст.) расстрелян.
Место его захоронения оставалось неизвестным, но, несмотря на это, память о святом архипастыре не угасала среди православных верующих Твери на протяжении всей коммунистической эпохи. По милости Божией мощи священномученика были обретены 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, и ныне почивают в Вознесенском соборе города Твери. В 1997 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви официально причислил архиепископа Фаддея к лику святых новомучеников и исповедников Российских.