В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.
Сегодня речь пойдет о Таинстве Причащения, его смысле, о том, как подготовиться к этому Таинству и как сохранить те дары, которые христианин получает в Причащении.
Для того каждый из нас и крещен – кто в детстве, кто сознательно приступил к очистительным водам в зрелом возрасте, – чтобы иметь доступ к самому великому Таинству: Причащению Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя под образом хлеба и вина. Как замечательно, что это средоточие жизни Церкви, о котором мы ежедневно молимся в молитве Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – именуется по-гречески Евхаристией – «благодарением». Это значит, что в ответ на Божественную любовь, явленную в воплощении Сына Божиего, Его восхождении на Крест, Воскресении из мертвых, в ответ на все бесчисленные благодеяния Творца, Искупителя и Судии нашего мы призваны благодарить Его, участвовать в Таинстве благодарения, в святой Евхаристии. Как об этом предсказывал еще за 1000 лет до Христова Рождества пращур Спасителя царь Давид: «Что воздам Господеви моему? – Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 3–4). Итак, Таинство Причащения – это та несущая конструкция мира, та вертикаль, благодаря которой небо и земля стоят на их основаниях.
До самого часа Второго Пришествия Господа Иисуса Христа Божественная Литургия будет совершаться милостью Божией в недрах Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. И даже в тяжкие времена гонений верные будут иметь возможность вкушать эту божественную снедь. Никакой ученый ум, никакие внешние исследования, никакие хитросплетенные рационалистические размышления и рассуждения никогда не сумеют постигнуть тайны Святой Евхаристии: как, каким именно образом предложенные хлеб и вино на Тайной вечери Искупителя – Божественной Литургии – претворяются, прелагаются в Его Пречистое Тело и Кровь? Но Церковь несомненно верует в это Таинство, совершаемое силою Духа Святого по Христову учреждению, апостольской традиции, при участии пастырей и пасомых, архиерея и его словесного стада, ежедневно, до скончания века.
Вся совокупность наших благих усилий имеет единую цель – причаститься Святых Христовых Таин
Безусловно, все наши потуги жить в соответствии с законом Божиим, исполнять заповеди Иисуса Христа о правде и любви, очищать сосуд душевный и телесный от всякой скверны плоти и духа, исповедоваться, каяться, молиться, угождать Богу деятельным милосердием – вся эта совокупность наших благих усилий ко спасению души имеет единую цель: готовность, желание, жажду и алкание Причащения Святых Христовых Таин. В день, когда мы удостаиваемся божественной святыни, Бог свершает из нашего сердца обитель, Своей энергией Духа Святого Он со-пребывает с нами, так что и Отец, и Сын, и Дух Святый, Единый Бог в Трех Лицах познаваемый, находится в невидимом, но осязательном общении со Своим учеником, со Своим созданием, со Своим рабом, и все это свершается в лоне матери-Церкви.
Сегодня непросто в этом мире бушующем сохранять всегдашнюю жажду, готовность к Причащению Святых Христовых Таин. А ведь, по апостольским заповедям, мы призваны не реже, чем раз в месяц, а по желанию – и чаще соединяться со Христом, чтобы Божество и Человечество Спасителя освящали наши душу и тело, а мы обретали в Святом Причащении силы к несению жизненного креста. Плод Святого Причащения – ясные, чистые мысли, кроткое и мирное сердце, плоть, освященная дыханием духа, благодарственное, радостное расположение души, умещающееся в короткий, но простой девиз: «С молитвой к Богу, с любовью к людям» – так живет христианин, сердце которого стало престолом, а на престоле невидимо – Царь Небесный почивает Своей благодатью.
Причащение. Фото: Православие.Ru
Как приуготовить себя к Святому Причащению, чтобы общение со Христом послужило нам не в осуждение, но спасение? Те, кто хотят жить супружеской жизнью, призваны освящать свой союз Таинством Венчания – мы об этом будем говорить позже. Готовясь причащаться Святых Христовых Таин, мы выполняем церковные уставы относительно поста в среду и пятницу. Для причастников, тех, кто говеет («говение» – хорошее русское слово – означает приготовление к Божественной Литургии и участию в ней), установлен краткий евхаристический пост. Как правило, он сводится к вечернему времени накануне Причащения, и утром на Литургию мы приходим строго натощак. «И бысть вечер, и бысть утро – день един» (Быт. 1: 5).
Я говорю сейчас о людях церковных, которые стараются в течение всего года с благоговением приступать к животворящей святыне. Безусловно, уделяя внимание подготовке к Таинству Причащения, свершая положенные молитвенные последования, размышляя о встрече с Небесным Гостем, примиряясь со всеми – и любящими, и ненавидящими нас, – чтобы никакое темное облако обиды, раздражительности, недовольства, ропота не помрачало сердечного ока, христианин, готовящийся принять Пречистое Тело и Кровь Спасителя, должен озаботиться сохранением себя в чистоте и честности. Особые усилия он должен употребить, чтобы, приобщившись Святых Христовых Таин, восприяв в себя Умное Солнце – Христа, не отойти на страну далече, не возвратиться к тем страстям и греховным навыкам, которые были предметом его, христианина, сокрушенного плача, исповедания накануне Святого Причащения. Вот почему так важно, удостоившись святыни, от сердца, со вниманием благодарить Спасителя, и благодарственные молитвы – пять небольших молитв – хорошо принять не только к сведению, но и сердцем объять их содержание. Действительно, когда мы произносим эти гимны славословия Творца: «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие». Как будто бы происходит новое освящение души, а лучше сказать – Христос Спаситель является тогда живым и действующим в человеческом сердце.
Но и, выполнив положенное краткое благодарственное правило, не будем препятствовать сердцу изливать свое спонтанное, непроизвольное, детское славословие Творца, вспоминая, как некогда Иисус Христос, наш Спаситель, приблизившись к иерусалимскому Храму, благоволил выслушать тот хор младенцев, который под воздействием Духа Святого возвещал Спасителю хвалу: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Из уст младенцев и припадающих к груди Ты, Господи, благоволишь принимать хвалу и благодарение», – эти пророческие слова очень идут и важны для причастников.
Причастившись, мы призваны до позднего вечера пребывать в мирном, жизнеутверждающем состоянии духа
Причастившись, мы призваны до позднего вечера пребывать в мирном, благодушном, радостном, бодром, жизнеутверждающем состоянии духа. С наших уст могут и должны сыпаться одни розы слов, пронизанных теплом, миром и любовью. Улыбка, приветливость, радушие, готовность общаться с людьми в духе разума и мудрости, готовность утешить если не словом, то взором – вот визитная карточка причастника. Ему неприлично всякое злоупотребление земными дарами. «Хорошо вкушать и пить с благодарением, – говорит апостол Павел, – однако пища земная освящается словом Божиим и молитвой». Вот почему причастник до отхода ко сну не должен расставаться с внутренним славословием Творца: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, слава Тебе! Пресвятая Богородица, спаси и сохрани меня от всякого зла! Молитвами всех святых, Господи, вразуми, наставь и помоги! Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Или просто: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – на все лады, как соловей или свиристель, причастник в тайной молитве воздает хвалу Святой Троице.
Мы с вами, завершая размышления о Таинстве Причащения, еще раз отметим для самих себя: оно есть панацея от всех бед и болезней. Христос, Врач души и тела, соединяясь с нами, дарует человеку ясность мысли, умиротворяет душу. Как будто крылья раскрываются за спиной в день Святого Причащения. И, рожденные летать, мы уже не должны ползать, скитаться во прахе злословия, злосуждений, пересудов – всей той пошлости и ушлости, которая составляет жвачку века сего, чуждых, к сожалению, Божественной святыни.
Приглашаем вас, дорогие друзья, в эти великопостные дни в храм Господень, где вы сможете подготовить себя к самому великому из всех Таинств Христовой Церкви – Причащению Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, принимаемому во оставление грехов, во исцеление души и тела и в жизнь вечную.
Аминь.
Знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Об истории и символизме литургических предметов — архимандрит Алипий (Светличный).
Причащание из кувшина. Сербия. Грачаница. Фреска. XIII век
Иногда бывает досадно, что в Евангелии так мало описаний и уточнений, которые могли бы помочь воссоздать историческую обстановку времени пребывания Христа с людьми на земле. Праздный читатель хотел, чтобы все упоминаемые в Писании деяния точно совпадали с хронологической документацией и археологическими находками. Но Библия остается совершенно «закрытой» книгой для таких людей. И потому легче, махнув рукой на свою неспособность разобраться, объявить эту Книгу несостоятельной.
Меня же радует эта тихая и неумышленная загадочность о суетном, которая сохраняет Священное Писание, помогая узнавать со страниц Божественные глаголы, а не развлекаться излишними подробностями неполезных вещей.
Содержание
- Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?
- Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?
- Какими были литургические сосуды во время первых христиан?
- Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?
- Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?
- О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?
- Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?
- Таинства
Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?
С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.
Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».
Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.
Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.
Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?
Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.
Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.
Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.
Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.
А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.
При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.
Какими были литургические сосуды во время первых христиан?
У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.
Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век
Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.
Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).
Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.
Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.
Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.
Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?
Евхаристическая чаша. Конец V века
После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы. Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды. Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.
Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.
Дискос. VI век
С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.
Евхаристический кувшин. VIII век
Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.
Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди. Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.
Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.
В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.
Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу. Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое»… Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.
Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?
Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.
Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие. Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.
Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).
Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.
Лжица. XVII век
В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.
Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.
Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.
Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина
Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей.
Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.
Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.
О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?
Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.
А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри. Древнейшим упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.
На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой трапезе нож!
Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век
А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.
На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.
Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.
Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?
С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии.
Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа.
Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова.
Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века.
Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек.
Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя.
Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век
Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой.
Двуручный конусоидальный потир XI века
Двуручный потир X века
Не менее богатыми становились и другие литургические предметы.
Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.
И сегодня самым распространенными литургическими сосудами являются латунные вызолоченные чаши, дискосы, звездицы и лжицы.
Для Церкви осталось самым важным то, что эти сосуды вмещают. И хотя Церковь старается, ради почтения Евхаристической Тайны, украсить эти сосуды, но памятует, что никакими земными богатствами невозможно выразить величие Того, Кто Своими Телом и Кровью истинно освящает и литургические предметы, и верных рабов Своих, соединяясь с нами, как вечная Жертва за каждого и как любящий Собрат, отдающий в наши вены Свою Кровь жизни вечной.
Архимандрит Алипий Светличный
Принесение даров
Все садятся.
На алтарь приносятся хлеб и вино, которые по молитве Церкви, силой Святого Духа, станут истинными Телом и Кровью Иисуса Христа. В это время обычно исполняется песнопение. Если нет песнопения, священник громко произносит молитвы.
Если Дары приносят на алтарь торжественно, то все стоят и садятся только после завершения процессии.
Священник берёт хлеб и говорит:
Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам хлеб — плод земли и трудов человеческих, — и мы приносим его Тебе, чтобы он стал для нас Хлебом жизни.
Все: Благословен Бог вовеки.
Затем священник вливает в чашу вино и немного воды, тихо произнося:
Через эту тайну воды и вина да приобщимся мы к Божеству Того, Кто ради нас стал Человеком.
Священник берёт чашу и вознося, говорит:
Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам вино — плод лозы и трудов человеческих, — и мы приносим его Тебе, чтобы оно стало для нас питием спасения.
Все: Благословен Бог вовеки.
Затем священник, преклоняясь, тихо молится:
Прими, Господи, нас, стоящих пред Тобою со смиренным духом и сокрушённым сердцем. Да будет эта жертва наша пред Тобою угодна Тебе, Господи Боже.
Священник, стоя у края алтаря, омывает руки, молясь:
Омой меня, Господи, от беззакония моего и от греха моего очисти меня.
Затем, обращаясь к народу, говорит:
Молитесь, братья и сёстры, чтобы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему.
Все встают.
Все: Да примет Господь эту жертву из рук твоих во хвалу и славу имени Своего, ради блага нашего и всей Церкви Своей Святой.
Священник со сложенными руками произносит Молитву над дарами. По её окончании народ возглашает:
Аминь.
Евхаристическая молитва
Евхаристическая молитва, или молитва благодарения и освящения, является центральной частью и кульминационной частью всей святой Мессы.
Евхаристическая молитва требует, чтобы все слушали её с почтением и в тишине, и участвовали в ней воззваниями, предусмотренными в обряде. Каждая Евхаристическая молитва начинается вступительным диалогом…
Священник: Господь с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник: Вознесём сердца.
Все: Возносим ко Господу.
Священник: Возблагодарим Господа Бога нашего.
Все: Достойно это и праведно.
Префация
Далее священник произносит соответствующую префацию – благодарственная молитва, описывающая тайну данного праздника, в ней мы прославляем Бога Отца и благодарим Его за дело Спасения или за какой-либо отдельный его аспект, в зависимости от характера дня, праздника или литургического времени.
Священник: Господь с вами.
Все: И со духом твоим.
Священник: Вознесём сердца.
Все: Возносим ко Господу.
Священник: Возблагодарим Господа Бога нашего.
Все: Достойно это и праведно.
Священник: Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Святой Отче, через Иисуса Христа, Сына Твоего Возлюбленного, Слово Твоё, Которым Ты всё сотворил, посланного Тобою Спасителя нашего и Искупителя, воплотившегося от Духа Святого и Девой рождённого. Чтобы исполнить волю Твою и собрать для Тебя народ святой, Он простёр Свои руки на кресте, победив этим смерть и явив воскресение. Поэтому мы с ангелами и всеми святыми славу Твою возвещаем, единым гласом взывая:
Все: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних.
После префации следует одна из Евхаристических молитв (канонов), во время которой совершается Пресуществление – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.
Независимо от текста канона, молитвы народа всегда одинаковы.
Вторая Евхаристическая молитва
Священник: Воистину свят Ты, Господи, Источник всякой святости. Поэтому молим Тебя: oсвяти эти дары силой Духа Твоего, чтобы они стали для нас Телом + и Кровью Господа нашего Иисуса Христа.
Все преклоняют колени.
Он, добровольно предавая Себя на страдания, взял хлеб и, Тебе вознося благодарение, преломил и подал его ученикам Своим, говоря:
ПРИМИТЕ И ВКУСИТЕ ОТ НЕГО ВСЕ, ИБО ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЁ, КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО.
Священник показывает Святую Жертву народу, после чего преклоняет колено и продолжает: Подобным образом после вечери, взяв чашу и вновь вознося Тебе благодарение, Он подал её ученикам Своим, говоря:
ПРИМИТЕ И ПЕЙТЕ ИЗ НЕЁ ВСЁ, ИБО ЭТО ЕСТЬ ЧАША КРОВИ МОЕЙ НОВОГО И ВЕЧНОГО ЗАВЕТА, КОТОРАЯ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ПРОЛЬЁТСЯ ВО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ. ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ.
Священник показывает Святую Жертву народу, после чего преклоняет колено, затем встаёт. Все встают с колен одновременно со священником.
Священник: Велика тайна нашей веры.
Все: Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твоё исповедуем, ожидая пришествия Твоего.
Либо:
Священник: Велика тайна веры.
Все: Всякий раз, когда мы вкушаем этот Хлеб и пьём из этой Чаши, мы возвещаем смерть Твою, Господи, ожидая пришествия Твоего.
Или:
Священник: Поклонимся тайне веры.
Все: Спаси нас, Спаситель мира, искупивший нас Крестом и воскресением Своим
Или же:
Священник: Тайна веры.
Все: Христос умер, Христос воскрес, Христос придёт вновь.
Священник продолжает: Вспоминая смерть и воскресение Его, Тебе, Господи, приносим Хлеб жизни и Чашу спасения и благодарим Тебя, ибо Ты удостоил нас стоять пред Тобою и служить Тебе. Смиренно молим, чтобы Дух Святой объединил нас, принимающих Тело и Кровь Христа.
Помни, Господи, о Церкви Твоей, распространённой по всей земле, помоги возрастать ей в любви вместе с Папой нашим N, епископом нашим N и всем духовенством.
Помни также братьев наших, усопших в надежде Воскресения, и всех почивших в Твоей благодати. И прими их в свет лица Твоего. Всех нас помилуй и дай нам участие в вечной жизни вместе с Пресвятой Богородицей Девой Марией, со святыми Апостолами, (со святым N) и всеми святыми, от века Тебе угодившими, чтобы с ними восхвалять и прославлять Тебя через Сына Твоего, Иисуса Христа.
Священник берёт патену со Святой Жертвой и Чашу и, поднимая их, произносит:
Через Христа, со Христом и во Христе Тебе, Богу Отцу Всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков.
Все: Аминь.
Обряд причащения
К достойному принятию Тела и Крови Христа мы готовимся молитвами и обрядами, призывающими нас прежде всего к единству, согласию, любви и миру.
Священник: Спасительными заповедями наученные, Божественными наставлениями вдохновлённые, дерзаем взывать…
Все: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Священник: Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, чтобы силою милосердия Твоего мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все: Ибо Твоё есть царство, и сила, и слава вовеки.
Молитва о мире
Священник: Господи Иисусе Христе, Ты сказал апостолам Своим: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам. Не взирай на грехи наши, но на веру Церкви Твоей, и по воле Твоей благоволи умирить и объединить её. Ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.
Все: Аминь.
Священник: Мир Господа нашего да будет всегда с вами.
Все: И со духом твоим.
Приветствие мира
Диакон или священник может сказать:
Приветствуйте друг друга с миром и любовью.
Все подают друг другу приветствие мира. При этом говоря:»Мир тебе».
Преломление хлеба
Священник преломляет над патеной Святую Жертву и опускает частицу в чашу, тихо читает молитву:
Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, соединённые в этой Чаше, да помогут нам, принимающим их, достичь жизни вечной.
В это время все поют или говорят:
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, даруй нам мир.
Молитва перед причастием
Затем священник со сложенными руками тихо произносит:
Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, по воле Отца при содействии Святого Духа смертью Своею оживотворивший мир, священным Телом и Кровью Своею избавь меня от всех беззаконий моих и всякого зла, помоги всегда соблюдать заповеди Твои и не дай мне отдалиться от Тебя.
Святое причащение
Священник преклоняет колено, и одновременно на колени встают все. Затем берёт Святую Жертву и, немного приподнимая её над патеной, обратившись к народу, громко говорит:
Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Блаженны званные на вечерю Агнца.
Все: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.
Причащаясь, священник тихо говорит:
Тело Христово да сохранит меня для жизни вечной.
И благоговейно причащается Тела Христова. Затем берёт чашу и тихо говорит:
Кровь Христова да сохранит меня для жизни вечной.
И благоговейно причащается Крови Христовой.
Наступает причащение верных.
К Причастию может приступить только тот, кто крещён, недавно исповедывался и не имеет на совести тяжёлых грехов. Состоящие в браке должны быть обвенчаны.
Затем священник берёт патену или чашу со Святыми Дарами, подходит к причащающимся и, немного приподнимая Святую Жертву, говорит:
Тело Христово.
Или:
Тело и Кровь Христова.
Причащающийся отвечает:
Аминь. И причащается.
Во время причащения исполняется соответствующее песнопение. Затем священник очищает патену и чашу, и говорит:
То, что вкусили мы устами, Господи, да примем чистою душою, и от временного дара да будет нам врачевание вечное.
Благодарение
В зависимости от обстоятельств, можно некоторое время сохранять святое молчание, или петь псалом или песнь прославления.
Молитва после причащения
Священник: Помолимся.
Все встают.
Священник произносит молитву после причащения. По её окончании все отвечают:
Аминь.
Таинства
ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ (ПРИЧАЩЕНИЯ)
Что такое Таинство Евхаристии или Причащения?
Как мы должны причащаться Тела и Крови Христа?
Что происходит во время совершения Евхаристии?
Как часто человек может приступать к Таинству Причащения?
Как подготовиться к Причастию? Шаги к Причастию.
Как готовить детей к Причащению?
Как вести себя после Причастия?
Что такое Таинство Евхаристии или Причащения?
Таинство Евхаристии или Причащения – это центральное Таинство Церкви. Оно является способом соединения нашей души и тела с Богом. Его установил Господь Иисус Христос. Он сказал: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес» (Евангелие от Иоанна 6:51-57).
Как мы должны причащаться Тела и Крови Христа?
Сын Человеческий установил Таинство Евхаристии на пасхальном ужине со Своими учениками – Тайной Вечери –накануне Распятия: » И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Евангелие от Луки 22:19-20).
С тех пор христиане повторяют эти действия и слова, сопровождая их молитвой. Это богослужение получило название Евхаристия (греч. Ευχαριστία — благодарение), потому что Христос перед причащением учеников совершил благодарение.
Другое название этого богослужения – Божественная Литургия (греч. Λειτουργία – общее дело) или просто – Литургия, поскольку на ней присутствует несколько людей, как когда-то двенадцать апостолов. Хотя каждый соединяется с Богом индивидуально, воля Божия состоит в том, чтобы люди не в одиночестве соединялись с Богом, а вместе. Так мы исполняем одновременно две главные заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему. Собрание верующих, объединенных верой в Бога и любовью друг ко другу, святой апостол Павел называет Церковью — «Телом Христовым» (Послание к Ефесянам святого апостола Павла 1:23).
Что происходит во время совершения Евхаристии?
Когда человек участвует в Евхаристии и причащается Тела и Крови Христовых, то он реально входит в Царствие Небесное. Причастник как друг (Евангелие от Иоанна 15:13-15) и сын (Евангелие от Иоанна 13:33) допускается к близкому общению с Тем, Кто во много раз превосходит его по разуму, силе, способностям и возможностям. В Причастии Бог дает нам жизненную силу или благодать — «небесный хлеб». Никакие другие действия и усилия не могут соединить человека с Богом так, как Таинство Евхаристии.
Господь обещает ввести нас в Царство Небесное не только в будущем веке, но открывает возможность войти в Него уже здесь на земле. «Царствие Небесное внутрь вас есть». (Евангелие от Луки 17:21). Участие в Евхаристии – это и есть посещение Небесного Отечества. Поэтому Литургия начинается с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Если человек откроет свое сердце и ум Богу, то в Евхаристии происходит реальное изменение человека, который сам бессилен перед злом и грехом. Господь наполняет нас жизненной силой, наставляет на жизненный путь, исцеляет душевные и телесные недуги, приготавляет нас для жизни вечной.
Как часто человек может приступать к Таинству Причащения?
Наше спасение, а значит и участие в Таинстве Евхаристии, не может быть ни насильственным, ни автоматическим, но лишь свободным и желанным. Перед этим великим Таинством человек может растеряться или испугаться, может не понять его смысла. В результате он избегает причащаться или делает это крайне редко.
*Кто-то считает, что он недостоин приступать к Причастию из-за своей греховной жизни или погруженности в мирскую жизнь. *Кто-то считает, что Причащение должно изменить его привычную жизнь, а он менять ничего не готов и не хочет.
*Кто-то думает, что может прожить без этого Таинства – другие-то живут.
*Кому-то кажется, что частое Причащение превратит для него это Великое Таинство в нечто обыденное.
*Кто-то просто не знает, как готовиться к Причастию.
Можно спросить у человека, как часто он хочет общаться с Богом. Без сомнения большинство скажет: «Хотел бы постоянно быть с Ним!» Поэтому, прежде всего, мы должны научиться желать постоянного общения с Богом, стремиться к Господу всем сердцем и всею душой, предать свою волю в Его руки. Для этого человеку надо стараться устраивать свою жизнь так, чтобы она проходила в ощущении и понимании постоянного предстояния перед Богом. Это и будет определять частоту соединения человека с Богом в Таинстве Евхаристии.
Ревнующий о Боге христианин, живущий церковной жизнью, может причащаться на каждой Литургии, которая и совершается с единственной целью – соединиться с Богом через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа. Для верующих христиан было бы достойно приступать к Причастию раз в неделю, раз в месяц или во время каждого большого поста. Главное, чтобы была регулярность и постоянство.
В письме святителя Василия Великого «К Кесарии» говорится, что хорошо причащаться ежедневно, но мы (то есть он и его паства) причащаемся четырежды в неделю: в воскресенье, в среду, в пяток и в субботу, а также в иные дни, «если бывает память какого святого».
Преподобный Анастасий Синаит писал, что некоторые причащаются часто, некоторые — раз в жизни, а мы похвалим тех, кто причащается чистым сердцем, и такие пусть причащаются всегда.
Каждый решает о Причастии самостоятельно, в согласии со своей христианской совестью и в совете со священником.
Как подготовиться к Причастию?
Святой Апостол Павел нам говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1-ое послание апостола Павла к Коринфянам 11:28-30).
«Испытание» — это, прежде всего, исследование своего сердца, своих ценностей, своих поступков и устремлений. Цель испытания состоит в том, чтобы обрести видение зла внутри себя и желание бороться с ним, но так же одновременно размыслить и о том, как быть верным добру и заповедям Божиим. Это возможно, если Бог нас очищает от груза соделанных грехов в Таинстве Покаяния. Поэтому перед Причастием необходимо обязательно исповедоваться. Смотрите раздел Таинство Покаяния.
«Рассуждение о Теле Господнем» означает обновление в своем сознании и сердце сути и важности Евхаристии для человеческой жизни. Как это делать? По возможности мы должны регулярно размышлять о соединении и о близости с Господом в различных обстоятельствах нашей жизни. Подготовить себя к встрече с Господом можно во Всенощном бдении накануне Литургии, а также через совершение дома правила ко Святому Причащению, которое находится в Молитвослове.
Шаги к Причастию:
1.Молитва дома. Подготовка к Причастию осуществляется посредством молитвы. Общая рекомендация состоит в том, что христианин должен молиться каждый день утром и вечером, а также в течение дня обращаться к Богу за вразумлением, помощью, а также благодарить Его, раскаиваться перед Ним, беседовать с Ним о своем духовном состоянии.
Перед Причащением нужно прочитать дома каноны: Господу нашему Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю. Это нужно делать всякому, кто причащается реже, чем один раз в месяц. Каноны можно распределить на несколько дней. Например, Вы желаете причаститься в воскресенье, тогда каноны по одному можно читать в среду, четверг и пятницу. Если человек причащается часто (каждую неделю), то по желанию он также может читать эти каноны, но для него допускается их опустить, при этом обязательно надо быть на Всенощном бдении накануне Причастия и прочитать молитвы к Причастию.
Накануне Причастия необходимо прочитать канон ко Святому Причащению, а также Последование ко Святому Причащению. Последование можно прочитать утром после утренних молитв, часто Последование читается в церкви непосредственно перед Причастием.
2.Чтение Библии и духовной литературы. Живое стремление к общению с Богом появляется у человека тогда, когда он изучает слово Божие — Священное Писание, а также писания святых и благочестивых людей. Нужно, не ленясь, оценивать свою жизнь с точки зрения Божьего закона, учиться видеть в ней Промысел Божий. Тогда мы можем привлекать благодатную помощь и в радостных, и в горестных обстоятельствах нашей жизни. У нас откроется естественная жажда Бога, без искусственного насилия и принуждения. Перед Причастием можно прочитать главу 6 из Евангелия от Иоанна, или Нагорную проповедь из Евангелия от Матфея (5-7 главы), или из любого Евангелия повествование о страстях Господних и Воскресении, или другие отрывки из Священного Писания.
3.Молитва в храме. Ничто не настраивает так человека на желание близости с Богом как общее богослужение в храме. Поэтому важно приходить в храм для общей молитвы на Всенощное бдение в субботу и на Литургию в воскресение регулярно, помня о том, что Бог заповедовал нам шесть дней трудиться, а седьмой посвящать Ему. Необходимо почитать двунадесятые и великие праздники, день своего небесного покровителя и другие особые дни в течение года. Накануне Причастия надо обязательно посетить вечернее богослужение. Должны быть веские причины, чтобы этого не сделать.
4.Телесное воздержание. Женатым людям следует воздерживаться от интимного общения накануне Причащения. Если не получается соблюсти это правило, поскольку супруг или супруга не являются христианами, то об этом надо сказать на Исповеди. К Причастию не приступают мужчины и женщины в телесной нечистоте, если она случилась в ночь перед Причастием или в сам день. Исключение делается для случаев смертельной опасности или тяжелой болезни.
5. Пост. Подготовка к Причастию предполагает соблюдение особого поста в пище. Такое воздержание в пище может длиться неделю, три дня, в исключительных случаях — сутки.
Если христианин старается соблюдать Великий, Рождественский, Успенский и Апостольский посты, а также пост каждую среду и пятницу, и ведет церковную жизнь, может приступать к Причастию без дополнительных постов.
После полуночи вплоть до причащения ничего не едят и не пьют, кроме случаев необходимости принятия лекарств. Грудные и малые дети до 7 лет также освобождаются от этого правила. Однако желательно покормить ребенка за 2-3 часа до Причастия. По мере взросления ребенка его надо приучать к посту перед Причастием, объясняя ему его смысл.
Человек, только начинающий входить в церковную жизнь, должен отдельно брать благословение на пост у священника, сообразуясь со своими силами.
6. Воздержание от курения и алкоголя. Страдающие различными формами зависимости, должны воздерживаться от употребления алкоголя, никотино- и нарко-содержащих веществ. Недопустимо приступить к Причастию после курения или в нетрезвом состоянии. Для курящих – необходимо воздерживаться от курения после полуночи вплоть до Причастия.
7.Исповедь. Накануне или в день Причащения (смотрите расписание богослужений) необходимо исповедаться. Только покаявшись и получив разрешение от священника, человек имеет возможность приступить к Таинству Причащения. Исповедь необходима каждому, начиная с 7 лет.
Важно помнить: общие правила являются ориентиром для человека. Если Вы не можете или не смогли что-то исполнить, то необходимо исповедовать это священнику и сделать так, как он благословит. Не дерзайте сами отлучать себя от Причастия, лукавый очень легко может нам внушить мысль под самым благочестивым предлогом избегать Причастия или принимать его в недостойном состоянии. Во всех возникающих затруднениях нужно советоваться со священником.
Как готовить детей к Причащению?
Необходимо усвоить важный принцип в подготовке детей к Причастию – нельзя принуждать ребенка. Если он не желает причащаться, то надо набраться терпения. В этом случае Вы можете молиться за него, объяснять ему смысл Причастия, показывать своим примером важность этого Таинства, но никогда не заставлять. Принуждение – это травма на всю жизнь. Вы можете внушить чаду отвращение к вере, и Ваш ребенок может вырасти убежденным атеистом. Если Ваши призывы не действуют, то оставьте Ваше чадо в покое. Прийдет свое время, и Господь призовет его к глубокой вере.
От 3-7 лет – подготовкой могут быть краткая молитва (Царю Небесный, Отче наш, Богородице Дево радуйся, молитва Ангелу Хранителю) накануне и утром в день Причастия.
От 7-16 лет – молитвы должны увеличиться, чтобы постепенно достигнуть всего Правила к причастию. Каждый год можно прибавлять по молитве.
С 16 лет – человеку надо готовиться к Причастию как каждому взрослому.
Стремитесь с ребенком поговорить о предстоящем Причастии, напомнить его смысл. Можно сделать это по мотивам отрывков Евангелия, в которых говорится о Причастии. Очень хорошо, когда родители причащаются вместе с детьми. Это говорит детям о необходимости Причастия лучше всяких слов.
Все эти рекомендации действуют, если Ваш ребенок с самого рождения живет в вере. Если речь идет о ребенке или подростке, который не получил воспитания в вере, то в этом случае должен быть индивидуальный подход.
Как вести себя после Причастия?
Важно делать акцент не только на подготовку к Причастию, но и на сохранение общения с Богом в нашей повседневной жизни, не теряя благодать, полученную в Таинстве Евхаристии.
От Чаши Причастия надо отходить в сосредоточенности на беседе с Господом. В эти моменты обращайтесь с беседой ко Христу, Который вошел в Вашу душу и тело. Возносите Ему хвалу и благодарение. Изливайте Ему Ваши скорби, просите Его наставления и вразумления.
По окончании Литургии надо прочитать благодарственные молитвы после Причастия, которые есть в молитвослове. В нашем храме они читаются сразу после службы. Если Вы должны раньше уйти из храма, то не забудьте их прочитать дома самостоятельно.
Жизненную программу и настрой верующего после Причастия должны определить слова псалма 33, который в нашем храме поется в конце Литургии:
«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают , и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет».