В жизни каждого родителя рано или поздно наступает такой период, когда он сталкивается с истерикой у ребёнка. Для некоторых из родителей это становится настоящей проблемой: они не понимают, что является первопричиной такого поведения ребёнка и как с этим бороться.
В этой статье мы попытаемся разобраться в возможных причинах детских истерик, их симптомах, а также рассмотрим варианты родительского поведения, при которых можно снизить или даже исключить риск возникновения детской истерики.
Содержание
Что такое «истерика»
Истерика – это очень яркая эмоциональная реакция, которая сопровождается громким криком, слезами, демонстративным поведением; состоянием, при котором ребёнку сложно успокоится.
Причины такого поведения могут быть совершенно различными. Они зависят от возраста ребёнка, особенностей нервной системы, типа воспитания в семье и др.
Истерика у ребёнка может возникать в ответ на обиду, требование родителей, выполнять которое у ребёнка нет желания, или в ситуациях неприятного известия.
Очень важно, чтобы родители могли отличить истерику от другого состояния ребёнка, очень похожего на истерику – каприза.
Каприз – это стремление маленьких детей (в основном это дошкольники) добиваться чего-то запретного, но очень желаемого, именно в этот момент времени.
Капризы встречаются практически у всех подрастающих малышей и не являются поводом для опасений. Они безопасны для психики ребёнка. В случае правильного поведения родителя они помогают ребёнку понять и принять границы допустимого.
Мнение доктора Комаровского
Известный доктор, считает, что ребёнку в процессе истерики важен «зритель». Это обязательное условие. Нет зрителя, нет и истерики. На роль зрителя обязательно будет выбран тот человек, который больше других чувствителен к поведению ребёнка.
Мнение Комаровского несколько противоречит общепринятому мнению о том, что находясь в состоянии истерики, ребёнок не может себя контролировать. Евгений Олегович утверждает, что ребёнок очень хорошо оценивает обстановку и всё, что он делает во время истерики – вполне осознанно.
Доктор советует выбрать единую стратегию поведения всей семье – «не обращать внимания и не поддаваться манипуляциям», тогда ребёнок поймёт, что истерика – это не выход и перестанет её использовать в своём поведении.
О том, как отучить ребёнка от истерик, Комаровский Е.О. рассказывает в этом видео:
Причины
Исследуя причины детских истерик большинство психологов сходятся во мнении, что наиболее частыми можно назвать следующие:
«Обрати на меня внимание!»
В современном мире мамы предъявляют себе завышенные требования и возлагают на самих себя слишком большую ответственность: ежедневно нужно выполнить ряд домашних дел, успеть поработать фрилансером, уделить внимание мужу, выделить время на себя… В такой череде событий, мамы, довольно часто пытаются найти самостоятельное занятие для ребёнка.
Рано или поздно, ребёнок понимает, что он «стоит в очереди» за маминым вниманием. Конечно, такое положение дел его не устраивает и тогда он обрушивает череду необоснованных, с точки зрения мамы, истерик. В проявлении подобных истерик можно прочесть его слова: «Вспомни обо мне! Я здесь! Я хочу твоей любви, заботы и внимания!».
«А что, если…»
Часто своими истериками ребёнок проверяет границы дозволенного. Путём проб и ошибок он понимает: что можно, а что нельзя, где добро, а где – зло. Через прощупывание границ происходит познание мира. Это нормально. Данный процесс – естественная составляющая оформления взаимодействия родителя и ребёнка.
«Не могу, ни как!»
Не умение сдерживать негативные эмоции и самостоятельно с ними справляться в процессе получения новых навыков – одна из главных причин детских истерик. Ребёнок хочет как можно быстрее получить конечный, итоговый результат своих действий какого-либо характера (лепка определённой фигуры, вырезание круга, рисование дерева) и если такового результата нет – истерике быть! Надо понимать, что в такие моменты он действительно очень расстроен и эта проблема перекрывает все мысли и чувства маленького человека.
«Сегодня можно, завтра – нет!»
В случаях, когда родительское поведение непоследовательно, когда отсутствует чёткая и понятная система ограничений, ребёнок находится в растерянности и не понимает, как себя вести. Он не может выбрать верный ориентир. В подобных ситуациях истерика становится союзником ребёнка и помогает ему.
«Я устал»
Если планируется сложный и насыщенный день у ребёнка (много подвижных игр, праздники и дни рождения, дальние поездки), риск появления истерики в конце такого дня очень высок.
«Мне больно! И дай попить!»
Любой физический дискомфорт, такой как голод, жажда, боль могут стать причинами истерики ребёнка.
«Когда любви слишком много!»
Когда родители в своей заботе о ребёнке не видят границ, и душат ребёнка своей любовью и опекой, дети начинают противостоять этому. И главным орудием в этой битве для ребёнка становится истерика. Особенно ярко это проявляется в кризисные возрастные периоды.
Уважайте персональные границы своего ребёнка
С приложением «Где Мои Дети», вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, без лишних звонков и СМС
Симптомы
Наиболее частыми симптомами истерики у детей являются громкий плач и крик, который сопровождается напряжением мышечного тонуса всего тела.
Затем, на смену приходят импульсивные и хаотичные движения, ладони крепко сжаты в кулаки (стучит по стенам, столу, полу).
Если взрослый пытается физически воздействовать в этот момент на ребёнка, то в ответ получает удары, укусы, царапанье.
После этого резкие движения затихают. Ребёнок плачет. Слёз много. Мышцы расслабляются. Появляются признаки усталости.
К проявлениям истерики также относят: укусы зубами (к примеру, обивки мебели), удары головой о стену и пол, падения и «топотанье» ногами. Сильные приступы истерик могут приводить к судорогам и остановке дыхания.
После этого дети часто жалуется на головную боль, боль от ушибов, тошноту.
Диагностика
Родителям следует понимать, что истерики – это всего лишь один из признаков кризисных этапов развития ребёнка.
Часто, родитель самостоятельно (интуитивно) подбирает наиболее гармоничный путь помощи ребёнку при истерике.
В каком случае следует обратиться за помощью к специалистам:
- во время или после истерики у ребёнка наблюдается остановка или длительная задержка дыхания,
- он теряет сознание, подвержен резким перепадам настроения,
- наносит вред окружающим и / или себе,
- испытывает боли и тошноту,
- испытывает страхи и переживает ночные кошмары.
Кроме того, если истерики завершаются сильной усталостью ребёнка или резкой вялостью, то родителю не следует оставлять это без внимания и стоит проконсультироваться со специалистами (психологами, невропатологами, психотерапевтами и др.).
Истерика детей в разных возрастные периоды
У некоторых детей возможны истерики даже в девятимесячном возрасте, но чаще всего начало детских истерик приходится на полуторагодовалый возраст ребёнка. В силу возраста малышу не удаётся контролировать свои эмоции. Его речь ещё не развита на должном уровне для того, чтобы выразить и пояснить свои мысли, чувства, желания.
В 2 года ребёнок часто прибегает к помощи истерик, чтобы привлечь внимание взрослых. При этом он использует:
- крики;
- лежание и катание по полу (особенно в людных местах);
- упрямство.
Такое поведение вполне естественно, так как эмоциональная система у ребёнка такого возраста ещё не созрела.
Особенно яркие приступы истерик мы можем наблюдать у трёхлеток. В этот особый, кризисный период истерики выражаются совершенно по-разному, но объединяет их сильное упрямство, негативизм и яркое своеволие.
В этом возрасте ребёнок не обладает умением идти на компромисс. Происходит овладение методом манипуляции. Если у трёхлетки получилось при помощи истерики манипулировать родителями один раз, то в дальнейшем он станет активно использовать эту тактику.
По мере взросления ребёнка его знания об окружающем мире расширяются, и он уже не испытывает острой необходимости обращаться к истерикам. К четырём годам коммуникативные навыки развиты довольно хорошо, и ребёнок всё чаще выбирает «экологичный» – вербальный путь сообщить родителю о своих чувствах и желаниях.
Если же истерики продолжаются после четырёх лет – это серьёзный повод пересмотреть систему воспитания и обратиться за помощью к специалистам.
Когда истерики – это хорошо?
Сложно поверить, но истерики несут в себе и положительную составляющую, как для ребёнка, так и для родителя:
- При помощи истерик, и в том числе слёз, ребёнок избавляется от напряжения и стресса.
- Выход подавленных эмоций во время истерики способствуют нормализации эмоционального состояния и сна.
- Если ребёнок показывает вам свои чувства открыто (через проявление истерики), это свидетельствует о некоем доверии между вами.
- Через истерику ребёнок учится прощупывать границы дозволенного.
- По истечении истерики (если взрослый не пытается её остановить), ребёнок «считывает» безусловное принятие родителя и в дальнейшем начинает испытывать больше доверия к нему.
Что делать родителям?
Как успокоить ребёнка во время истерики
-
- Пытайтесь предотвратить начало истерики. Особенно, если у вас уже есть опыт истерики вашего ребёнка, вы можете «просчитать» риски и заранее предупредить её возникновение.
- Не следует пытаться остановить истерику строгостью, крикам или применяя физическое насилие. Если ребёнок во время истерики не причиняет вреда себе и другим, можно сказать, что вы ждёте, пока он успокоится, и сможете поговорить. Говорить следует спокойно, не громко, но уверенно.
- Если вы не успели понять, что именно привело к истерике, попробуйте задать наводящие вопросы: «Ты испугался?!», «Тебе больно?!», «Ты хочешь …?!»
- Обнимите ребёнка. Он почувствует себя в безопасности, поймет, что он не один и ему помогут.
Лечение истерик
Если все ваши усилия по предотвращению истерик не работают и состояние ребёнка от раза к разу только ухудшается, стоит обратиться за помощью к специалистам.
В самом начале пути лучше проконсультироваться с психологом. Если работа с психологом не приносит результатов, то сам психолог может посоветовать других специалистов или вы можете принять это решение самостоятельно. Невропатолог и психотерапевт, при наличии показаний, могут назначить медикаментозное лечение. Но в условиях современной медицины, прежде, чем начинать лечение, постарайтесь посоветоваться с разными специалистами, выслушать разные точки зрения и только после этого принимайте взвешенное решение относительно медикаментозных препаратов.
Советы родителям
Как же следует вести себя родителям, столкнувшимися с детскими истериками?
1. Уделяйте ребёнку полноценное внимание.
Пусть это будет 15 минут в день, но это будет общение без фонового ТВ, без гаджета в руках, не во время приготовления обеда и не в промежутке между общением с супругом. Нет! Только ребёнок и вы, хотя бы 15-20 минут в день.
2. Говорите с ребёнком.
Во время разговора желательно занять позицию «на равных» или «глаза в глаза» – присядьте на корточки, скажите ему о своих чувствах и переживаниях по поводу его поведения. Попросите рассказать о том, что его беспокоит.
3. Обнимайте.
Крепкие объятья помогут ребёнку успокоиться. Главное – делать это спокойно и уверенно, с любовью.
4. Помогайте ребёнку понять себя.
Помогайте ребёнку в понимании и принятии своих мыслей и желаний. Это можно сделать при постановке вопросов: «Ты злишься, когда голоден?!», «Тебе жарко и от этого у тебя портиться настроение?!»
5. Контролируйте своё поведение.
6. Не допускайте переутомления ребёнка.
7. Дайте возможность ребёнку проявлять свою самостоятельность.
Главное, что стоит помнить родителям – истерики вошли в их жизнь не навсегда! Это временный, но очень важный этап для развития ребёнка. Родителям важно на своём примере показывать ребёнку, как можно проявлять свои чувства, как экологично и конструктивно выражать негативные эмоции.
Пересмотрите модель своего поведения, принимайте своего ребёнка со всеми его особенностями, не бойтесь показать ему свою любовь, уделите ему несколько минут в день – это не так уж и сложно, но сделав это, вы обязательно заметите и перемены в поведении ребёнка. Места для истерик станет меньше, а гармонии больше! Автор статьи – Татьяна Верухина Психолог, педагог дополнительного образования.
Лиля из Где мои дети Собирая ребенка в школу, не забудьте про GPS-трекер Новое сообщение (1) Сейчас Лиля из Где мои дети Собирая ребенка в школу, не забудьте про GPS-трекер Скачать сейчас Лиля из Где мои дети Установите это приложение, чтобы всегда знать, где ваш ребенок Новое сообщение (1) Сейчас Лиля из Где мои дети Установите это приложение, чтобы всегда знать, где ваш ребенок Скачать сейчас
ЩИ Практика вакцинации
Как успокоить родителей, испытывающих страх перед вакцинацией1
П.А. Оффит
Детский госпиталь, Филадельфия, США
Резюме
П.А. Оффит — американский педиатр, специализирующийся на инфекционных заболеваниях, эксперт по вопросам вакцинации. Он является убежденным сторонником вакцинопрофилактики и разработчиком новых вакцин. В одном из интервью доктор Оффит в ответах на ключевые вопросы, задаваемые родителями, испытывающими страх перед вакцинацией, представил подкрепленные научными исследованиями аргументы, которые можно использовать для обоснования необходимости и пользы вакцинации.
Ключевое слово: вакцинация Calming a Parent’s Vaccine Fears P.A. Offit
Children’s Hospital of Philadelphia Abstract
Д-р Каплан: По вашему опыту, как можно успокоить родителей, которые перед вакцинацией услышали: «Мой ребенок заболел после прививки»?
Д-р Оффит: В конце 1990-х и начале 2000-х годов страх перед вакцинацией был вызван информацией, что якобы вакцина MMR (против кори, паротита, краснухи) вызывает аутизм. С родительской точки зрения это выглядело так: мой ребенок был здоров, ему ввели вакцину, и вот теперь у него появились симптомы, похожие на симптомы аутизма. Не вакцина ли явилось причиной этого? Десятки миллионов долларов были потрачены на то, чтобы однозначно ответить на данный вопрос. Теперь можно с полной уверенностью сказать, что между вакцинацией и аутизмом нет причинно-следственной связи.
Д-р Каплан: Так что сегодня у нас достаточно доказательств?
Д-р Оффит: Да. Вопрос в том, почему не удается убедить людей? Отчасти это происходит оттого, что мы не выявили причину аутизма и не знаем как его лечить. Все это подпитывает страх.
Пример с диабетом: люди не знали причины возникновения диабета и как его лечить. Когда узнали, все мифы исчезли. То же и с аутизмом, пока не будет раскрыта его природа, ситуация существенно не изменится.
Д-р Каплан: А как насчет родителей, которых беспокоит, что их ребенок получает слишком много прививок?
Д-р Оффит: Мало кто вспоминает, что в утробе матери ребенок находится в стерильной среде, но стоит ему пройти по родовым путям, как триллионы различных бактерий поселяются на поверхности его тела. Только вдумайтесь: количество бактерий, расположенных внутри и снаружи человеческого тела, превышает даже количество собственных клеток организма. Одна бактерия из этих триллионов имеет от 2000 до 6000 иммунологических компонентов. Если же сложить все иммунологические компоненты во всех вакцинах, которые вводятся ребенку в первые годы его жизни, то получится около 160-ти — это буквально капля в море по сравнению с количеством антигенов, с которыми он контактирует ежедневно.
Д-р Каплан: Многие врачи и медсестры сталкиваются с тем, что люди приходят и говорят:»Я против прививок». Что делать в такой ситуации?
Д-р Оффит: Мне жаль практикующего врача, который оказывается в подобной ситуации. Если ему не удается убедить родителей, он осознает, что отпускает маленького пациента в этот опасный мир совершенно беззащитным перед многими инфекциями, от которых мог быть легко и надежно защищен.
Практика вакцинации |
Моя жена — педиатр, и в таких ситуациях она ведет себя более эмоционально, чем я. Она говорит родителю: «Позвольте мне тоже любить вашего ребенка! Позвольте мне сделать все для защиты моего пациента. Не ставьте меня в положение, в котором я буду вынуждена оказывать ему некачественное лечение. Не заставляйте меня мириться с тем, что я отпускаю своего пациента беззащитным в мир, где ему угрожают пневмококковая инфекция, ветрянка и другие опасные болезни. Ведь это то же самое, что ездить с ребенком в машине без детского автокресла».
Д-р Оффит: До 1970 года не было никаких поводов для того, чтобы не вакцинировать ребенка, кроме медицинских противопоказаний. В настоящее время в 41 государстве допускается отказ от прививок по религиозным и в 20-ти — по личным соображениям.
Теперь мы пожинаем плоды этого, мы видим вспышки кори или коклюша, которые неизменно сосредоточены в группах непривитых детей. Мало того, что эти дети постоянно подвергаются риску заразиться и тяжело заболеть, они — резервуар инфекции для других.
Д-р Каплан: Мне нравится выражение «Позвольте мне любить вашего ребенка». Это показывает, что врач и родители — союзники. А вот ситуации, когда невакцинированный ребенок приходит в вашу клинику, — стараетесь ли вы изолировать его от других пациентов из комнаты ожидания?
Д-р Оффит: Иногда следует ставить этот вопрос прямо: «Понимаете ли вы, что ваш отказ от прививки — угроза здоровью не только вашему ребенку, но и другим — например, пациентам из моей приемной?».
Вспышка кори, произошедшая в Сан-Диего несколько лет назад, имела именно такой сценарий. Мать, отказавшаяся вакцинировать своих детей, посетила Швейцарию, где ее семилетний сын заразился, после чего вернулась в США. Когда ребенок заболел — она привела его к врачу и сидела в очереди с другими детьми. Ребенок передал вирус кори всем, кто тогда находился в зале ожидания. Среди прочих там были три ребенка в возрасте менее года, которые еще не были вакцинированы в силу малого возраста. Все они заболели корью, что потребовало госпитализации и чуть не привело к смерти одного из них. Мать ребенка, который едва не умер от кори, сказала тогда суровые, но справедливые слова: «Мать больного ребенка приняла решение за меня. Она не имела на это права!».
Д-р Каплан: С точки зрения этики, возможно, было бы правильным предупреждать родителей, что вакцинировать их ребенка следует не только для его собственной защиты, но и для защиты других детей?
Д-р Оффит: Есть ли у нас ответственность за ближнего? Или это наше неотъемлемое право -заражаться и распространять вокруг потенциально смертельную инфекцию, заражать других? Я хотел бы думать, что ответ на этот вопрос будет отрицательным.
Д-р Каплан: Тогда возникает следующий вопрос — не следует ли нам пойти дальше, не следует ли ввести запрет, скажем, на посещение ребенком детского сада в случае отказа родителей от его вакцинации? Имеем ли мы право выдвигать такие требования и ограничения?
Д-р Каплан: Мне кажется, что мы можем с уважением относиться к праву выбора, и при этом я не считаю, что рассказ о рисках и пользе вакцинации ущемляет чью-то свободу.
Д-р Оффит: Для меня эта проблема заключается в следующем: с одной стороны, как врач — я обязан быть открытым для всех взглядов и убеждений моих пациентов. С другой стороны, ежегодно в моем отделении от инфекционного заболевания умирает как минимум один пациент. Я вижу ситуацию с самого начала и до конца: как ребенок поступает в больницу с катаральными симптомами гриппа, как ему становится хуже и возникает потребность в подключении его к кислороду, как нарастает дыхательная недостаточность и ему делают искусственную вентиляцию легких, затем стимулируют работу сердца, переводят на искусственные сердце/легкие. Родители видят, как медленно погибает их ребенок. И когда через неделю ко мне приходит другой родитель и говорит: «Я отказываюсь прививать моего ребенка против гриппа» — мне крайне сложно оставаться беспристрастным в этой ситуации и отвечать: «Я уважаю ваш выбор».
Д-р Каплан: Что ждет нас в будущем в области иммунопрофилактики?
Д-р Оффит: Полагаю, в ближайшем будущем на первый план выйдет вакцинация беременных. Это очень перспективное направление. Мы уже частично начали это делать. Например, мы вакцинируем беременных женщин в третьем триместре, чтобы мать передала плоду антитела транспла-центарно и новорожденный с первых часов жизни имел защиту от коклюша. Таким образом, мы пытаемся предотвратить ежегодную гибель 20 -30 детей в возрасте до 2-х месяцев, которые ранее умирали от коклюша в США. На данный момент это единственный способ защитить детей до возраста, когда их самих можно будет вакцинировать.
Подобным образом прививаем сейчас беременных женщин от гриппа. Мы знаем, что беременные более часто болеют пневмонией — в семь раз чаще, чем небеременные. Таким образом, мы защищаем не только плод, но и саму мать.
Здравствуйте,Елизавета! Такими методами Вы ничего не измените, только навредите. У ребенка 4- лет (и примерно до 7-9) не развито еще чувство долга, ответственности. Поэтому заставляя ребенка «пообещать, что он больше так не будет», мы заставляем его лгать. Лучше давайте разберемся почему она кричит — ей обидно? страшно? больно отчего-то? Что за этим стоит? Или это привычные капризы, которые сформировались уже давно, а сейчас Вы решили от них избавиться, так как мешают очень? Или это борьба за родительскую любовь?Чаще всего такое поведение выбирается для разрешения какого-то внутреннего конфликта. И определив источник ситуации, Вы сможете принять правильные воспитательные меры. Если она тянет внимание на себя, то ей его не хватает — дайте конкретно ЕЙ время общения с Вами(минут 30 в день качественного общения только с ней, (например, с сестрой в это время общается папа), а потом — поменяться- папа с НЕЙ, а Вы с сестрой) . Тогда каждый ребенок почувствует себя не одним из двух, а личностью. За крик — объясните, что общения лишится (кричи в другой комнате, без зрителей), а за спокойное, уравновешенное поведение награждайте общением. Разыграйте Вашу ситуацию в ролях — пусть дочка будет мамой, у которой крикливая дочь, воспитательницей, тем ребенком, на которого кричат и т.д., а затем, поменяйтесь ролями, чтобы она сыграла крикунью, которая решила перестать кричать, а стала общаться спокойно. Что касается профессиональной помощи, то такие дети требуют индивидуальной коррекционной работы (учить ребенка эмоциональной децентрации, волевой регуляции поведения, формировать интернальный локус контроля) — в этом Вам поможет психолог.
- Почему у ребенка истерика
- Ночные истерики у ребенка
- Как справиться с истерикой ребенка
- Обращение к специалистам
Истерика у ребенка часто путается с капризами, к которым дети прибегают специально ради получения желаемого. Нам самом деле, ребенок закатывает истерики непроизвольно, не справляясь с эмоциями. Малыш плачет, кричит, бросает вещи, а то и бьется головой об пол. Особенность истерики у ребенка в 2 года или истерики у ребенка 3 лет — часто она прекращается просто при отсутствии аудитории.
Почему у ребенка истерика
Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.
Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:
-
ребенок не получает желаемого;
-
его оторвали от увлекательного занятия;
-
он переутомился;
-
хочет внимания родителей;
-
играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;
-
у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.
Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.
Ребенок проявляет негативизм по отношению к требованиям взрослого, упрямится, пытаясь защищать свое мнение и заставить родителей считаться с его желаниями, становится строптивым, идет поперек принятых правил поведения в семье. Неудивительно, что при всех этих признаках нового этапа взросления, у ребенка частые истерики. Если у вас есть ребенок, в 2,5 года истерики могут случаться в доме по 2-3 раза в неделю или чаще.
Ночные истерики у ребенка
Бывает так, что ребенок просыпается ночью с истерикой, при этом не знает, чего он хочет, и его очень сложно успокоить.
Как правило, у ребенка ночная истерика начинается не раньше, чем через час после засыпания, и является результатом ночного кошмара, который за ночь может возвращаться несколько раз.
Ребенок просыпается с истерикой, с широко распахнутыми от страха глазами, тяжелым дыханием, весь в поту. При синдроме ночного страха ребенок ночью просыпается в истерике, не узнает родителей, отталкивает их, беспорядочно движется, бьет окружающих и себя, не понимая этого. В этот период никак отвлечь или успокоить ребенка не удается, приходится только следить за тем, чтобы он не нанес себе никаких повреждений во время приступа.
Это состояние не считается патологическим и само по себе не свидетельствует о нарушениях неврологического или психического характера. Как правило, дети просто «перерастают» его.
Обычно наутро малыш уже не помнит, как вел себя ночью, поэтому, если у ребенка перед сном истерика, то она точно не связана со страхом появления ночных кошмаров.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
-
обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
-
следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
-
выделять достаточное количество свободного времени для игр;
-
давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
-
разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
-
обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
-
предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;
-
отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.
Обращение к специалистам
Если постоянно ребенок засыпает с истерикой, в течение дня его поведение становится все более агрессивными, он наносит повреждения себе и окружающим — это может быть свидетельством неврологического заболевания. Обязательно обращение к специалисту (прежде всего, неврологу) в случае, если во время истерики ребенок теряет сознание, истерика заканчивается рвотой, внезапной вялостью, а также, если истерики продолжаются после четырехлетнего возраста.
В этот период подросток в основном прощается со своим детством и делает важные шаги для отделения от родителей. К завершению подросткового возраста ребенок становится юным взрослым, со своей развитой взрослой личностью, предпочтениями и планами на будущее, а также своими отношениями с другими подростками и взрослыми.
Это развитие, с одной стороны, происходит неизбежно путем серьезных или мелких кризисов, противопоставления, ошибок и проблем, а с другой, не обходится без радости, увлеченности, положительных задач. Это изменение необходимо для жизни, но для всех сторон это будет по-своему травматичная задача. Прохождение ее занимает время и требует от родителей спокойствия и терпения.
Изменения подросткового возраста начинаются, когда характерные для пубертета физические изменения влекут за собой изменения в личности и отношениях. Важно направить свою энергию из семьи наружу, определить себя как относительно самостоятельного человека.
Для подросткового возраста характерно также интенсивное развитие в функции и строении мозга. Функция мозга становится характерной для взрослого человека примерно к 25 годам, а до этого времени она работает еще не так, как работает мозг взрослого человека. Передняя доля мозга подростка все еще развивается, поэтому регуляция, отслеживание собственных действий и чувств, формулирование выводов и учет последствий еще несравнимы со взрослым. Частично это объясняет невысокую эмоциональную регуляцию, эмоциональные взрывы, низкий учет последствий, импульсивность и безбашенную храбрость.