Митрополит Савва (слева) воспользовался опытом общины храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Фото со страницы протоиерея Вячеслава Баскакова в Facebook
Волной по социальным сетям прокатилась новость о том, что митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), управляющий делами Русской православной церкви, совершил в маленьком больничном храме Твери литургию на русском языке. С одной стороны, священники и миряне писали восторженные отзывы: «Наконец-то!», «Пакуем чемоданы, едем в Тверь!», «А на том приходе вакансии батюшки нет случайно?» С другой стороны, удивлялись тому, что существует «церковнорусский» язык, обсуждали нюансы перевода. Нашлись, конечно, и те, кто стал защищать незыблемость церковнославянского языка богослужения. Но многие блогеры, комментаторы церковной жизни и православные СМИ проигнорировали это безусловно неожиданное событие, наблюдая за развитием ситуации и полемикой сторон: что это – заигрывание с реформаторами или «провокация» церковного священноначалия?
Между тем эта служба – явный знак наступающих перемен в Русской православной церкви. Но эти перемены – не реформы нового влиятельного архиерея и не лоббирование им неких интересов Преображенского братства, которое выступило инициатором той русскоязычной литургии, а следование церковной традиции.
С первых дней на Тверской кафедре митрополит Савва в разных собраниях говорил о том, что ему близок церковнославянский язык богослужения, в традиции которого он вырос. Но при этом он разделяет позицию Поместного собора 1917–1918 годов, что приходская община сама может решать, на каком языке будут совершаться службы в храме. Поскольку при предыдущем архиерее митрополите Викторе (Олейнике) о таких «вольностях» никто в епархии и не помышлял, то подобного рода высказывания владыки местные священники оставляли без видимой реакции.
Иначе вели себя члены Преображенского братства и его духовный попечитель священник Георгий Кочетков. Братство существует в Твери уже почти 30 лет и занимается различными миссионерскими и просветительскими проектами. Вряд ли в этом городе найдется храм, в котором бы не было ни одного человека, прошедшего у них катехизацию или просто побывавшего на их лекциях, экскурсиях, выставках и т.д. Оценив открытость нового митрополита к общению, члены братства предложили архиерею сотрудничество по тем направлениям, которые давно ими разрабатываются: миссия, катехизация, церковно-общественные инициативы. Среди прочего предлагалось также обратить внимание на практику богослужения, которая сложилась в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками) при Центре специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева, где настоятель священник Вячеслав Баскаков в течение последних семи лет постепенно русифицировал текст литургии, делая службу более открытой.
Митрополит Савва воспользовался этим предложением, попросил всех участников литургии обеспечить переводами и совершил евхаристию утром в поминальную субботу, 23 марта. Кроме того, во время службы он произнес специальную молитву над группой людей, которые готовились пойти на длительное оглашение, – научение вере и жизни по вере. В современной истории церкви такой молитвенный акт, возможно, впервые совершается епископом. На последующей после литургии трапезе он попросил прощения за то, что сбивался в отдельных местах богослужебного текста, но отметил, что некоторые моменты службы открылись ему по-новому. «Это очень интересный и полезный опыт. Я считаю, что этот храм должен быть открытой миссионерской площадкой», – заявил архиерей.
Спор о том, на каком языке верующие в Русской церкви могут молиться, длится уже очень много лет. При этом качество полемики стремительно оскудевает. Дискуссия о языке исчерпала себя еще в 2011 году, когда этот вопрос вынесли на обсуждение на специальной дискуссионной площадке – Межсоборном присутствии. Тогда речь не шла ни о какой реформе, фактически предлагалось просто обсудить, какие у церкви есть языковые возможности. Но шум противники русского языка молитвы подняли такой, что обсуждать что-то уже было невозможно – и проект документа положили под сукно.
Тверской прецедент показал, что дискуссии больше ждать не нужно, есть возможность признать подспудно существующую практику, опираясь на те решения, которые приняла церковь на Поместном соборе 100 лет назад. А пыл полемистов Савва (Михеев) смирил собственным комментарием в Facebook: «Никто никого принуждать к обязательному служению на том или ином языке не будет. Пусть каждая община выбирает то, что ближе их сердцу».
На последующем епархиальном собрании тверского духовенства митрополит подтвердил эти же слова перед всем собранием, а также отметил важность сотрудничества с Преображенским братством в рамках духовно-просветительской деятельности, чтобы «не загонять людей в параллельные внутрицерковные структуры».
Получит ли этот опыт общецерковное распространение в ближайшее время, зависит от инициатив священников и прихожан и способностей церковного руководства на них реагировать. Но созданный прецедент – это знак того, что церковь нуждается в такого рода шагах, как, может быть, единственном шансе принять вызов современного мира и преодолеть кризис, о котором свидетельствует сложная церковно-политическая обстановка в Украине и православном мире в целом.
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Расписание богослужений:
Смотреть на сайте собора
История и описание:
Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.
Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.
По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.
В 1936 г. храм закрыли.
В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма.
В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).
В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.
Настоятель, председатель приходского совета – протоиерей Александр Любавин.
К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».
В соборе работает Воскресная школа для взрослых.
Приписные храмы:
- Собор «Белая Троица», г. Тверь
Духовенство
- Агапит (Евдокимов Артемий Сергеевич), иеромонах — врио настоятеля
- Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
- Сергий Владимирович Домнин, протоиерей — клирик
- Георгий Николаевич Белодуров, протоиерей — клирик
- Евгений Викторович Башкеев, иерей — клирик
- Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
- Сергий Николаевич Губский-Борисов, иерей — клирик
- Михаил Николаевич Королев, протоиерей — клирик
- Сергий Александрович Будков, иерей — клирик
- Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик
- Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
- Александр Александрович Данилин, диакон — клирик
- Антоний Александрович Пласичук, иерей — клирик
- Иоанн Алексеевич Зорин, диакон — клирик / архиерейский диакон
По легенде, самый древний монастырь в России тоже находится на территории Тверской области – это Борисоглебский Новоторжский мужской монастырь, основанный в Торжке в 1038 г. В XVIII веке на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый, с тем же названием, по проекту выдающегося архитектора Николая Львова. При заложении храма присутствовала императрица Екатерина II, 9 июня 1785 г. она лично постучала по первому камню в основании серебряным молоточком.
Чуть ниже монастыря на крутом правом берегу Тверцы возвышается деревянная Вознесенская церковь – редкий для региона эффектный многоярусный храм, открытый для посещений. Большой интерес представляют яркие росписи деревянного свода, напоминающие интерьеры церквей Русского Севера.
А самое древнее сохранившееся сооружение в Твери – освященный в 1564 году Троицкий храм, что за Тьмакой (Белая Троица). Церковь не закрывалась в советские годы даже на короткое время. После закрытия и уничтожения Спасо-Преображенского кафедрального собора она была соборным храмом епархии, здесь проводил богослужения правящий архиерей.
В настоящее время кафедральный собор Тверской и Кашинской митрополии – это Воскресенский собор в Твери. Его заложили к 300-летию дома Романовых, на освящении в 1916 г. присутствовала будущая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Собор стоит на правом берегу Тьмаки, на территории Христорождественского женского монастыря. В монастырский комплекс также входят величественный пятиглавый Христорождественский собор (один из крупнейших в области), Никольский, Троицкий и Спасский храмы, часовня Царственных Страстотерпцев, настоятельский корпус, трапезная и сохранившаяся юго-восточная башня.
Из Твери легко добраться до любимого многими святого источника – колодца Савватия Тверского и Оршинского у деревни Савватьево на берегу реки Орши. По легенде, в XIV веке преподобный старец, живший отшельником в пещерке в лесу, выкопал на берегу реки Орша колодец и пруд, а в начале ХV века заложил монастырь Савватиева пустынь. Увы, советские годы принесли этому месту разорение. Сейчас крест, венчавший купол одного из взорванных храмов монастыря, установлен у источника. Сюда приезжают за вкусной родниковой водой, которой приписывают лечебные свойства.
aquariusk написал:
Здравствуйте.
Прошу рассмотреть имеющиеся у меня сведения с тем, чтобы помочь мне в исследовании истории моей семьи.
Это все, что мне удалось собрать про ветвь Плетневых:
Мой Прапрадед:
Матвей Иванович Плетнев, губернский секретарь ( так написано в справке из Духовной Консистории о крещении его сына Николая)
Адрес-календарt лиц, служащих в Тверской губернии», составленный во второй половине 1880 года, указанно:Округ Тверского окружного суда, г. Корчева Матвей Иванович Плетнев, губернский секретарь.
В записи Адрес-Календаря Тверской губернии на 1898 г. : Кашинский Окружной Суд. Нотариус в г. Корчева – неим.чина Матвей Иванович Плетнев. (1895г. стр48), думаю, что это он. На основе тверских адрес-календарей, выходивших с 1868 по 1916 годы, нотариус Матвей Иванович Плетнев проработал 8 лет, в ныне не существующем, городе Корчеве
А в записях Русский провинциальный некрополя. Есть такая запись:
«ПЛЕТНЕВъ М. А., коллежскiй ассессоръ, † 5 февраля 1873. Съ В. Г. Чистяковымъ и П. И. Воробьевымъ (Тверь, Смолен, кладбище).» Что значит «Съ» и еще 2 фамилии?
Жена — Анастасия Михайловна, православного вероисповедания, девичья фамилия не известна. По рассказам, рано умерла, Матвевей Иванович женился второй раз.
Их сын, мой прадед:
Николай Матвеевич Плетнев, родился, г. Корчевы, Тверской губернии, 17.12.1880 , крещен 3 января 1881. Так записано в справке, из Тверской Духовной Консистории от 27.05 1888. За номером 6. В метрической книге Воскресенского собора г. Корчевы. ( восприемники при крещении: священник села Ильинского Михаил Никитич Алферов и дочь его, девица Александра Михайловна. Крещение совершал Протоиерей Александр Хохлов ( служил в храме с (1846-1866). Окончил Межевой институт. Работал по делам землеустройства.
В записи Адрес-Календаре Тверской Губернии на 1911 г. стр.2. г.Тверь. Губернская чертежная. Уездный землемер — тит.сов. Николай Матвеевич Плетнев
(Миллионная, дом Спиридоновых). Умер в 1940-х годах в Свердловске
Жена Софья Александровна Штаден (1881 г.р. Москва — сентябрь 1952г. Москва
О братьях и сестер информации никакой нет.
Дети Николая Матвеевича Плетнева:
Кирилл Николаевич Плетнев, родился в 1912 (?) году, где не знаю, по рассказам — инженер нефтяник. Жена Евгения (?), дочь Наталья (?), жил в Санкт-Петербурге, работал до 80 лет, умер 11 июля 1992 года. Связи и информации не, упоминаний в сети нет.
Ирина Николаевна Плетнева, муж Борис Евгеньевич Соловьев, работал с Вавиловым, арестован, расстрелян. После ареста мужа бежала с детьми в Киргизию во Фрунзе. Дети Таня и Елена. Внуки Владимир и Михаил.
Нестор Николаевич Плетнев. ( 25.10.)1917 (?). По рассказам его племянницы Надежды, закончил Свердловский Мединститут, с последнего курса переведен в Академию. В январе-феврале 1940 направлен в Бессарабию, где его и настигает война в должности младшего врача полка. Всю войну служил в действующей армии, в 1941г. легкое ранение в шею, далее — младший врач — старший, командир МСБ — дивизионный врач — нач госпиталя. После войны гл. инфекционист Ленинградского военного госпиталя. В 1955 был в Каракалпаки на холере. Заслуженный врач. Ни каких подтверждений ни в сети ни на бумаге этим рассказам я не нашла
Евгения Николаевна Плетнева,, (в замужестве Дядючеко) , родилась в 1905, получила музыкальное образование,, вышла за муж за Бориса Максимовича Дядюченко и жила в Ленинграде со свекровью и свекром на Фонтанке д.52 кв. 12. Дети: Надежда, Андрей, Леонид и Ольга, Евгений. Умерла в 1978 в г. Фрунзе
Буду благодарна любой помощи и подсказке. Спасибо.