Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Власть духовная и власть светская: направления взаимодействия с последней трети XIX века — по февраль 1917 года: по материалам Московской епархии»
Актуальность темы исследования. С 1990-х годов в отечественной историографии наблюдается заметный интерес к истории синодального периода Русской православной церкви и в том числе, к истории её территориальных подразделений, деятельности духовных иерархов, отношению церкви и государства, развитию религиозного образования и церковной благотворительности. Это обусловлено рядом причин как научного, так и социокультурного характера. Во-первых, недостаточным вниманием историков советского периода к указанным темам, что предполагает проведение соответствующих исследований для ликвидации возникших фактологических пробелов. Во-вторых, преобладанием в работах советского времени обличительного подхода в оценке влияния церковных организаций на социально-политические и культурные процессы в России, что сегодня затрудняет объективную реконструкцию исторических событий. В-третьих, выраженным общественным интересом к церковно-историческому аспекту прошлого «малой Родины» (села или города), ибо в течение столетий влияние религиозного фактора на повседневную жизнь местного населения было достаточно велико. И, в-четвертых, сложностью поиска современной Россией (обществом в целом, политической и религиозной элитами Центра и регионов) взаимоприемлемой модели отношений светского государства и церковных учреждений, что естественно стимулирует обращение к соответствующему историческому опыту — как положительному, так и негативному.
В данном контексте логичен и актуален интерес исследователей к истории весьма влиятельной Московской епархии, где в XVIII — XIX вв. кафедру занимали такие известные архиереи, как Платон (Левшин), Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Булгаков). Однако, наряду с успешностью изучения некоторых из вышеперечисленных сюжетов (например, персоналий, истории отдельных храмов и монастырей), можно констатировать отсутствие в отечественной историографии комплексных исследований по истории Московской епархии пореформенного времени, в том числе, взаимоотношений тогда епархиальных и местных гражданских властей1. Между тем, выявление специфики церковно-государственных отношений на уровне административно-территориальных образований Российской империи позволит не только значительно расширить объем локально-исторической информации, но и выяснить, насколько они влияли на политические и социокультурные процессы в конкретном регионе. Применительно к Московской епархии, целесообразным является: а) определение сфер общих компетенций местных государственных (ведомственных) и церковных учреждений, б) рассмотрение отношений епархии с органами общественного самоуправления (земствами и городскими Думами), в) системное изучение направлений взаимодействия епархиальных и светских управленческих структур в условиях пореформенной эволюции правительственного курса. Актуальность и полезность исследования такого рода исторической практики непосредственно связаны с характером отношений, сложившихся в настоящее время между Московской епархией и Московской областью как субъектом Российской Федерации .
Территориальные рамки исследования соответствуют границам двух административно-территориальных единиц Российской империи -Московской губернии и Московского градоначальства, составлявших каноническую территорию Московской епархии. Московский регион
1 Фактически исследования, затрагивающие церковно-государственные отношения на региональном уровне, единичны: Комолова Э.В. Воронежская епархия в конце XV1I-XVIII вв.: образование, церковная организация, социально-политические отношения / Дне. к.и.н. — Воронеж, 2006; Штепа A.B. Социальное служение русской православной церкви во второй половине XIX — начале XX веков: На материалах Калужской епархии / Дис. к.и.н. — Калуга, 2005; Дойникова H.A. Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX — начале XX веков: на материалах Вологодской епархии / Дис. к.и.н. — М., 2006.
2 Подробнее см.: Договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области от 12 ноября 2001 г.; Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией и Комитетом социальной зашиты населения Московской области от 20 декабря 2002 г.; Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством здравоохранения Московской области 25 августа 2010 г.; Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством культуры Московской области 22 июля 2010 г.; и др. Епархиальные договоры и соглашения. Московская епархия Русской православной церкви, сайт. — URL: // http://www.mepar.ru/documents/dogovora/ 4 отличался высокой степенью концентрации населения; имел значительную промышленную базу; в нём размещались крупные образовательные, культурные и научные центры общеимперского значения. Общественная жизнь региона оказывала воздействие на общее политическое развитие России.
Объект исследования — канонические подразделения Московской епархии, Московская губернская администрация, территориальные органы административного управления, городское и земское общественное управление Московской губернии.
Предметом исследования являются взаимоотношения Московской епархии со светскими властями Москвы и Московской губернии.
Цели и задачи исследования. Цель исследования — раскрыть характер взаимоотношений московских церковных и гражданских властей посредством углубленного изучения основных направлений их деятельности в рамках компетенций, предусмотренных законодательством Российской империи. Подобная постановка цели предопределила следующие исследовательские задачи: а) охарактеризовать общее развитие Московской епархии (епархиальное управление, храмы и духовенство, монастыри и монашество, духовные учебные заведения) на протяжении изучаемого периода; б) выявить основные направления сотрудничества московского епархиального начальства с администрацией Московской губернии, городским самоуправлением Москвы, губернским земством и местными учреждениями министерств и ведомств Российской империи; в) изучить формы соучастия московских духовных и светских властей в совершенствовании системы начального образования, развитии общественного призрения, преодолении социальных конфликтов, ограждении православного населения от влияния старообрядчества и сектантства.
Хронологические рамки исследования. Наиболее показательным для изучения характера отношений региональных церковных и гражданских властей является период последней трети XIX в. — начала 1917 г. Именно в эту эпоху, которую можно обозначить как поздний синодальной период, наблюдаются существенные изменения традиционного уклада общественной жизни, ставшие следствием государственной политики по модернизации России. Наряду с известными «великими реформами», в царствование Александра II были осуществлены некоторые преобразования в ведомстве православного исповедания (реформа духовных учебных заведений, приходская реформа, расширение сети церковно-приходских школ, учреждение религиозных общественных организаций — братств и приходских попечительств). Вместе с тем, на ход церковной жизни влияли другие обстоятельства (войны, революция 1905-1907 гг.). Весьма важны и различные нововведения, которыми сопровождалось служение занимавших московскую кафедру выдающихся деятелей русского православия -Иннокентия (Попова-Вениаминова), Макария (Булгакова), а также Владимира (Богоявленского) и Макария (Невского). С каждым из них связана веха в истории Московской епархии, а инициированные ими новации были вызваны как обиходными потребностями церковного бытия, так и духом времени.
Методологическая основа исследования. При осуществлении научно-исследовательской работы автор опирался на принципы историзма и научной объективности, что позволило рассматривать различные события и явления в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Применялись методы критического анализа источников, историко-статистический, монографического описания. Их использование позволило рассматривать в контексте эпохи и логической взаимосвязи различные события и явления церковно-общественной жизни Московской епархии.
Степень научной разработанности. В российской историографии (дореволюционной, советской и современной) имеются работы, освещающие различные аспекты деятельности Московской епархии позднеимперского периода, в том числе, её взаимоотношения с властью светской. Основной же массив исследовательской литературы по теме относится к дореволюционному времени.
Вторая половина XIX — начало XX вв. характеризуется небывалым расцветом в России церковно-исторической науки. В частности, церковными историками подробно изучается история Русской православной церкви в царствованиях Александра II и Александра III. Классическими трудами здесь можно считать работы Н. Руновского, А.А. Папкова и А.Г. Айвазова . В этих исследованиях рассматриваются проблемы духовного сословия и духовного образования, причем некоторые сведения приводятся и по Московской епархии.
Примечательно появление специальных работ с изложением истории отдельных церковных объектов, находившихся на территории Московской епархии4. Краткий обзор местной церковной истории содержится в небольших по объему работах прот. М. Боголюбского (Историко-географический очерк пределов Московской епархии. — М., 1894; Московская иерархия // Митрополиты. — М., 1894). В рамках обобщающих исследований монастырской жизни содержатся и сюжеты, посвященные Московской епархии5. Здесь уместно отметить работу историка И.К.
Айвазов ИГ Церковные вопросы в царствование императора Александра III — М, 1914, Папков А А Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) — СПб, 1902, Папков А А Церковные братства Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г -СПб , 1893, Айвазов ИГ Законодательство по церковным делам в царствовании императора Александра III — М , 1913, Руновский Н Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II — Казань, 1898
4 Барсов ТВ Московская синодальная контора — М , 1899, Здравоыыслов К Я Архив и библиотека Св Синода и консисторские архивы — СПб, 1906, Здравомыслов К Я Сведения о консисторских архивах и церковно-археологических учреждениях в епархиях с проектом «Правил высочайше утвержденной архивно-археологической комиссии при Св Синоде» и «Положениями о церковно-археологических комитетах» -СПб, 1908, Розанов Н История Московского епархиального управления со времени учреждения Св Синода (1721-1821) 4 2 — М , 1870, Соювьев А Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве Историческая справка -М , 1903
5 Подробнее см Григорович Н Обзор учреждения в России православных монастырей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869 г) — СПб, 1869, Денисов ЛИ Православные монастыри Российской империи — М , 1908, Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-1795 по I июля 1890 г / Сост Зверинский В В -СПб, 1890
Смолмча, представлявшего Русское Зарубежье, в которой рассматриваются причины бурного роста русского монашества во второй половине XIX в.6
История духовных школ Московской епархии представлена в дореволюционной историографии немногочисленными работами (при отсутствии комплексных исследований по этому вопросу) . Описание деятельности специальных духовно-учебных заведений содержится в трудах о
В. Металлова и В. Руднева . Достаточно подробно изложена история возникновения церковно-приходских школ Московской епархии в ряде сборников: «За четверть века. 1884-1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии» (1910) и «Церковно-приходские школы Московской губернии» (1899).
Меры, предпринятые московскими епархиальными властями для противодействия влиянию «раскольников», проанализированы во многих исследованиях, посвященных истории московского старообрядчества9. Отдельные аспекты участия священнослужителей и монашествующих Московской епархии в делах благотворительных рассмотрены в трудах П.М. Казанского, Н Н. Кафтанова, И.И. Приклонского1
В советской историографии специальные труды по истории Московской епархии в целом или отдельных её сфер деятельности отсутствуют». Однако
6 С\юпич И К Русское монашество 988-1917 Жизнь и учение старцев (Приложение к «Истории Русской Церкви») — М , 1997
7 К примеру Московская духовная семинария 1814 — 1889 (краткий очерк) — М , 1889
8 Подробнее см Синодальное училище церковного пения / Сост прот В Металлов — М , 1911, Руднев В, свящ Московское епархиальное училище иконописания -М,1885
9 Укажем наиболее известные и цитируемые Зыков А Деятельность митрополита Филарета в борьбе с расколом — М , 1893, Макаров В Е Очерк истории старообрядчества от Никона до наших дней — М , 1911, Он же Очерк истории Рогожского кладбища в Москве (К 140-летию его существования 1711-1911 гг) -М, 1911. Марков ВС К истории раскола-старообрядчества второй половины XIX столетия // Переписка проф НИ Суббо1ина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношения к нему правительства (1865-1904 гг) — М, 1914, Симон (.Шлеев), еп Единоверие в своем внутреннем развитии в разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев — М , 2004
10 См Казанский П М Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей — СПб , 1876 г , Кафтанов Н Н Общественная благотворительность в России к 1889 году — М, 1888, Приклонский ИИ Возвращение падших девушек к честной трудовой жизни и деятельности убежища святой Марии Магдалины в Москве — М , 1900 Известно несколько сочинений, подготовленных в 1960-е гг в стенах Московской духовной академии (на соискание степени кандидат богословия) Диваков В Московская епархия в 80-90 гг XIX в — Загорск, 1965, Манояов М Московский митрополит Макарий (Невский) и его нравственно-просветительская деятельность — Загорск, 1965, Погорелое П Московская епархия в годы возглавления ее митрополитом Иннокентием (Вениаминовым) — Загорск, 1964 (к сожалению, вследствие отсутствия этих работ в широком доступе сложно составить представление об их вкладе в научное изучение Московской епархии) множественные примеры отношения священнослужителей, преподавателей или учащихся духовных учебных заведений к событиям политической жизни России начала XX в. приведены в ряде работ историков этого времени Б.П. Кандидова, Л.И. Емелях, П.Н. Зырянова и др. 12
С 1990-х гг. активно исследуются общие вопросы отношений Русской Православной Церкви и государства как в синодальный период в целом {В.А. Федоровым13), так и конкретно в пореформенное время (СВ. Римским и А.Ю. Полуновым/4. Те же сюжеты применительно к началу XX века рассмотрены в работах Д.В. Поспеловского, М.А. Бабкина, С.Л. Фирсоваъ.
Описание некоторых сторон церковной жизни Московской епархии можно найти в обобщающих исследованиях последнего времени. Например, в работе А.Р. Соколова затронута проблема благотворительности Православной церкви16. По мнению автора, её объем следует считать незначительным. В книге П.Н. Зырянова отмечается сословный характер некоторых московских монастырей и объясняется феномен развития
17 женского монашества на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Отдельные сюжеты истории Московской епархии были обстоятельно изучены в кандидатских диссертациях Т.В. Балашовой, Ю.И. Белоноговой, Г.П. Горькавой, Я.В. Сунцевой . В докторской диссертации Т.Г. Леонтьевой положение сельского духовенства второй половины XIX — начала XX вв.
13 Федоров В А Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. — М., 2003.
16 Соколов А Р Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (Начало XVIII — конец XIX вв.). — СПб., 2007.
17 Зырянов П Н Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. — М., 1999.
18 См. Балашова ТВ Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины
XX в. / Дис. к.и.н. — М., 2007; и др. исследовано, в основном, на материалах Тверской губернии-епархии, но для сравнительного анализа используются данные ряда губерний Центра России, в том числе и Московской19. Некоторые сведения о развитии женского духовного образования в Московской епархии приводятся в диссертации
О.Д. Поповой . Законодательные акты Российской империи, регулировавшие конфессиональные отношения, детально проанализированы в весьма
21 содержательной работе А. К. Тихонова . На этом фоне выделяется работа В.А.
Клейменова — близкая по тематике, но хронологически относящаяся к более
22 раннему времени . Её особенность — рассмотрение комплекса взаимосвязей гражданских и церковных властей региона до и после екатерининской секуляризации. Показательно, что автором учтена специфика устройства церковного управления в регионе: ведь в XVIII веке в пределах Московской губернии находилось четыре епархии.
Возобновилось начатое в позднеимперский период изучение истории епархиальных духовных учебных заведений: глубокое исследование истории Московской духовной академия начала XX в. осуществил протодиакон С.А.
Голубцов . В сфере внимания находилась история отдельных духовных школ24. Сохраняется устойчивый интерес к истории московского
25 старообрядчества и единоверия . Здесь примечательна работа A.B. Стадникова26, которая насыщена примерами судебного преследования
19 Леонтьева Т.Г. Православное сельское духовенство в условиях модернизации России (вторая половина
21 Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи XVIII — начале XX в. — СПи. 2008. Клейменов В.А. Взаимоотношения епархиальных и светских органов управления в Московской губернии в середине — второй половине XVIII в. / Дис. к.и.н. — М. 2006.
2′ Московская духовная академия в революционную эпоху. Академия в социальном движении в начале XX века. По материалам архивов, мемуаров и публикаций. — М., 1999; Московская духовная академия в начале
XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. — М., 1999.
26 Московское старообрядчество и государственная конфессиональная политика XIX — начала XX в. — М., 2002. активистов старообрядчества, описан порядок привлечения приходского духовенства к расследованию таких уголовных дел.
В работах по истории административных учреждений Московской губернии приводятся отдельные факты взаимоотношений их руководителей и епархиальных властей, в частности, подробные биографии московского гражданского начальства изложены в трудах В.Н. Балязина21.
Таким образом, в отечественной историографии тема истории Московской епархии в целом и конкретно в пореформенную эпоху изучена лишь фрагментарно. При этом полностью отсутствуют исследования, комплексно охватывающие как всю историю Московской епархии, так и периода со второй половины XIX века до февраля 1917 г. Одновременно выявлен ряд вопросов, которые практически не подвергались изучению: территориальная организация Московской епархии (викариатства, духовные правления, приходские и монастырские благочиния), деятельность религиозно-общественных объединений (церковных братств и обществ). Примечательно, что сотрудничество церковного и гражданского начальств Московской губернии было рассмотрено в литературе только применительно ко второй половине XVIII века.
Источниковая база диссертации разнообразна и включает как опубликованные, так и архивные источники. К опубликованным источникам относятся: законодательные акты, делопроизводственные материалы, статистические материалы, периодическая печать, мемуары.
Законодательные источники представлены содержащимися в «Полном собрании законов Российской империи» государственными актами, определяющими порядок функционирования церковных и гражданских учреждений, регулирующими положение епархиального и приходского
28 духовенства, межконфессиональные отношения . Их использование
27 Подробнее см.: Балязин В.Н. Московские градоначальники. — М., 1997; Его же. На службе Подмосковья. -Жуковский, 2004.
11 позволило судить об изменениях в церковно-государственных отношениях в исследуемый период.
Делопроизводственные материалы включают всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Св. Синода за 1851-1914 гг., постановления и другие нормативные документы, изданные московскими губернскими властями и органами общественного самоуправления, где нашли отражение факты
-29 взаимодеиствия региональных церковных и гражданских властей . Привлечены также церковные постановления, регламентировавшие работу
30 московских синодальных учреждении и органов епархиального управления . Рассмотрена уставная документация различных подразделений Московской епархии (религиозно-общественные объединения и церковные учреждения)31.
Статистические материалы подразделяются (в ведомственном отношении) на две группы — гражданскую и церковную. Гражданская статистика содержит данные о движении населения Москвы и Московской губернии, его национальном, конфессиональном и социальном составе, уровне образования и представлена в общероссийских и губернских статистических сборниках, военном и санитарно-медицинских обозрениях . морскому ведомству, циркуляров МВД, главного штаба и других распоряжений за 1874 г. и следующие годы по 1908 г. / Сост. Горяинов С.М. — СПб., 1908; Устав о содержании под стражею. — Т. 14. — СПб., 1890; Устав строительный (св. зак. т. 12, ч. 1, изд. 1857 г.), измененный и дополненный узаконениями, обнародованными по 1 февраля 1891 г. С разъяснениями Правительствующего сената и циркулярами МВД/ Сост. Шрамченко М. — СПб., 1891; и др.
29 Сборник обязательных постановлений, изданных его сиятельством господином московским генерал-губернатором, московской городской думой и московским губернским земским собранием. — М., 1891; и др. j0 Правила об устройстве внутренней миссии. — М., 1909; Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1828 по 1869 г. — М., 1871; Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Барсов Т. — СПб., 1885; Устав духовных консисторий, изъяснённый с приложением подлинного текста. — M., 1874.
31 Правила Звенигородского Саввинского братства, отделения Кирилло-Мефодиевского братства. — М., 1896; Устав братства св. Марии Магдалины в память почившей императрицы Марии Александровны. — М., 1892; Устав приходского попечительства при московской Василиекесарийской в Тверской Ямской слободе церкви. — М., 1882. j2 Военно-статистическое обозрение Российской Империи, издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба. — Т. VI. — Ч. 1. Московская губерния. — СПб., 1853; Земско-медицинский сборник. Московская губерния (с картограммою и планами лечебных заведений). — М. 1891; Народное образование в Московской губернии. — М., 1884; Орлов В.И., Каблуков Н. А. Сборник статистических сведений по Московской губернии. — Т. 3. — М., 1879; Статистический временник Российской империи. — Т. II. — СПб, 1871; Статистика движения населения в Московской губернии в 18831897 гг.-М., 1902.
Церковную статистику представляют извлечения из отчетов обер
33 прокуроров Св. Синода . В этих материалах содержится информация о церквах, приходах, монастырях, духовных школах и учащихся, духовенстве и монашестве Московской епархии. К сожалению, по некоторым годам сведения недостаточны либо полностью отсутствуют.
К указанным источникам примыкает справочно-статистическая литература — «Обзоры Московской губернии» (1870-1914 гг.), — где имеются множественные поуездные сведения о храмах и их настоятелях, православных обществах, духовных учебных заведениях в регионе. Для нас она полезна также данными о старообрядческих сообществах, религиозных сектах, действовавших в Московской губернии.
Использованная периодическая печать представлена, главным образом, публикациями в «Московских епархиальных (церковных) ведомостях» (18691917 гг.), которые содержат указы и распоряжения московского епархиального начальства, синодальные определения, отношения местных гражданских властей к Московской духовной консистории, хозяйственную документацию церковных учреждений (епархиальных и приходских) и православных общественных организаций. Помимо «Московских епархиальных (церковных) ведомостей», привлекались материалы «Церковных ведомостей» и «Миссионерского обозрения». В совокупности церковная периодика содержит обширный материал по церковно-общественной жизни Московской епархии исследуемого периода.
Некоторые примеры взаимодействия и духовного гражданских ведомств приведены в мемуарах В.Ф. Джунковского — вице-губернатора, губернатора Московской губернии в 1905-1913 гг.34
Архивные источники, освещающие деятельность Московской духовной консистории и различных канонических подразделений Московской епархии, извлечены из фондов Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ).
Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода» (1851-1883), «Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода» (1884-1914).
34 Джунковский В.Ф. Воспоминания. Библиотека М. Мошкова, сайт . — URL: http://az.lib.rU/d/dzhunkowskijwf/text0010.shtml
Большое значение в работе над диссертацией имел широкий пласт документальных источников, сосредоточенных в фонде 203 (Московская духовная консистория), позволивший более четко понять некоторые особенности работы епархиального ведомства. Прежде всего, по вопросу сношений церковного начальства с различными учреждениями московской губернской администрации.
Важный фактический материал содержится в фондах духовных учебных заведений Московской епархии, широкое использование которого способствовало выявлению местной специфики устройства и управления духовными школами, состава педагогического персонала, численности учащихся, направленности учебного процесса35.
Благодаря информации, содержащейся в фонде 1381 (Московский епархиальный миссионерский совет), стало возможно определить характер отношений Московского епархиального миссионерского совета церковного органа с гражданскими ведомствами губернии. Незначительное использование материалов этого фонда в диссертации объясняется его непродолжительной историей.
С помощью документов из фонда 1368 (Благочиние монастырей Московской епархии) были выявлены этапы реформирования монастырского благочиннического управления Московской епархии. Немаловажное значение представляют сведения, почерпнутые из фондов религиозно-общественных организаций Московской епархии (ф. 1363 — Братство Петра митрополита, ф. 1793 — Братство св. Николая). В этих фондах содержится организационная и хозяйственная документация церковных братств, позволяющая ознакомиться с источниками их финансирования, численности братчиков, направлениями деятельности и объемами благотворительности.
Большая часть вышеуказанных архивных источников впервые введена в научный оборот.
5 ЦИАМ. Ф. 229 (Московская духовная академия), ф. 234 (Московская духовная семинария), ф. 427 (Вифанская духовная семинария).
В совокупности, привлечение опубликованных и архивных источников позволило проанализировать и охарактеризовать взаимосвязи гражданских и церковных властей Московской епархии в позднеимперский период.
Научная новизна. В диссертации изучены вопросы, ранее не рассматривавшиеся в исторических исследованиях: образование викарных округов и благочинническое устройство (приходское и монастырское) Московской епархии, внутренняя миссия и церковная благотворительность, религиозно-общественные организации и церковные попечительства, направления сотрудничества московских церковных и гражданских властей.
Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут использоваться в научно-исследовательской и педагогической деятельности, при разработке спецкурсов и учебных пособий по истории Московского края, истории государства и права, церковной истории.
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, списка условных обозначений, глоссария и приложений.
Московская епархия (областная)
Дата создания: 1325 г. Описание:
Историческая справка
Предшественницей Крутицкой митрополии была епископия Сарайская (Сарская) и Подонская. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III (†1281 г.) в 1261 г. учредил в столице Золотой Орды городе Сарае-Бату епископскую кафедру. Первым иерархом Сарайским был епископ Митрофан. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, и во время кочевья по степи. Эти епископы духовно окормляли тысячи русских пленных и приезжавших в Орду по делам. Хан дозволял им обращать в христианство татар. Вскоре епископам Сарайским была передана в управление епископия Переяславская. В 1269 г. митрополит Кирилл поставил преемника епископу Митрофану епископа Переяславского и Сарайского Феогноста, который был духовным писателем и послом хана Мангу-Темира в Византии. Епископы Сарайские имели исключительно важное дипломатическое значение для митрополитов Всероссийских и для великих князей. На протяжении полутора веков они осуществляли интенсивную деятельность на благо своего Отечества, порабощенного татаро-монголами.
При наличии своей постоянной резиденции в Сарае епископы Сарайские издревле (имеются известия, что это было со времени правления князя Московского Даниила Александровича) имели также подворье в Москве на Крутицах, месте на крутом берегу Москвы-реки, где они останавливались при посещении Всероссийских митрополитов и Великих князей Московских. Подворье епископов Сарайских в Москве было расположено в Крутицком монастыре, основанном в 1272 г. князем Даниилом Александровичем, канонизированным Русской Православной Церковью. Имеются сведения, что в 1454 г. епископ Сарайский Вассиан имел постоянное пребывание в Крутицком монастыре в Москве и его кафедральным собором был храм святых апостолов Петра и Павла — предшественник ныне существующей соборной церкви Успения Божией Матери, воздвигнутой в 1665-1689 гг. Считается, что в период между 1459-1461 гг. епархия была переименована в Сарскую и Подонскую, по омывавшим Крутицы небольшим рекам Сара и Подон. Однако исторические данные говорят, что уже во второй половине XIV в. епископы Сарайские стали именоваться Сарскими и Подонскими. Последнее подтверждает переезд епископов из Сарая в Москву во второй половине XIV в. Поселившись в Крутицком монастыре, епископы Сарские и Подонские стали ближайшими помощниками митрополитов Всероссийских.
В 1589 г. в Русской Православной Церкви было учреждено Патриаршество. Одновременно в Москве была учреждена Крутицкая митрополия, имевшая обширнейшую территорию с резиденцией митрополита в Крутицком монастыре. Митрополит Крутицкий стал первым помощником Патриарха Московского и всея Руси, как до этого епископ Сарский и Подонский был ближайшим помощником митрополитов Всероссийских. Митрополиты Крутицкие были первыми по значению и влиянию на дела всероссийские после Патриарха и нередко его представляли. Они многое сделали для объединения русских земель в единое централизованное государство.
Митрополия носила наименование Крутицкой, но сохраняла также и наименование Сарской и Подонской. Последним архиереем с титулом Сарский и Подонский был архиепископ Леонид (до 1742 г.). Его преемник Платон (Малиновский) в 1742 г. был поставлен епископом Крутицким. В 1764 г. была учреждена епархия Крутицкая и Можайская. Эта епархия просуществовала до 1788 г., когда в связи с образованием губерний в России и реорганизацией епархиального управления в соответствии с новым административным делением она была упразднена вместе с Крутицким монастырем. Однако Крутицкое архиерейское подворье сохранялось до периода Патриаршества Святейшего Патриарха Тихона.
Кафедра митрополитов Крутицких была восстановлена Святейшим Патриархом Тихоном в 1918 г. Первым иерархом на этой восстановленной кафедре был епископ Вятский Никандр (Феноменов) с 1918 по 1920 гг., затем епископ Владивостокский Евсевий (Никольский) с 1920 по 1922 гг., бывший также и наместником Патриаршего престола, далее священномученик митрополит Петр (Полянский; †1937), назначенный Святейшим Патриархом Тихоном на Крутицкую кафедру в 1924 г., а 7 января 1925 г. — Патриаршим Местоблюстителем (на случай смерти Патриарха Тихона). В январе 1944 г. на Крутицкую кафедру был назначен митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич).
В соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», принятом Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 г., митрополит Крутицкий является постоянным членом Священного Синода и осуществляет функцию викария Патриарха по управлению Московской епархией. В «Положении» сказано, что в помощь Патриарху по управлению Московской епархией назначается «Наместник» (латинское слово — «викарий») с титулом «Митрополит Крутицкий». В 1947 г. Патриарх Алексий присвоил митрополиту Николаю в личном порядке в качестве поощрения к 25-летию архиерейского служения к титулу Крутицкий добавление «и Коломенский».
С сентября 1960 г. по август 1963 г. кафедру Крутицкую и Коломенскую занимал митрополит Питирим (Свиридов).
В октябре 1963 г. на эту кафедру заступает митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), которого в июне 1971 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на пост Патриарха Московского и всея Руси.
С июня 1971 г. по июнь 1977 г. кафедру Крутицкую и Коломенскую занимал митрополит Серафим (Никитин).
11 июня 1977 года митрополитом Крутицким и Коломенским назначен митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков).
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 г. принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церковью», согласно которому: «Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского» и является постоянным членом Священного Синода по кафедре.
В настоящее время известны имена и сохранились сведения о 59 архиереях, занимавших Крутицкую кафедру со времени ее образования в 1261 г.
Епархия сегодня
«Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.
Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси».
Устав Русской Православной Церкви, гл. IV, п. 9. Принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г.
С 1977 г. управляющим Московской епархией, ее правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением г. Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре г. Москвы.
В управлении епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому помогают викарные архиереи. Органом управления епархией, согласно Устава Русской Православной Церкви, является Епархиальный совет.
Исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, является Епархиальное управление, которое имеет свою канцелярию, бухгалтерию, архив и иные вспомогательные отделы, обеспечивающие разнообразные виды епархиальной деятельности.
Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем.
В соответствии с указанием Святейшего Патриарха Кирилла от 8 февраля 2012 г. в связи с расширением границ города Москвы и переводом некоторых храмов, священнослужителей и монашествующих Московской епархии в непосредственное ведение Его Святейшества, в архив Московской Патриархии были направлены дела 53 приходов и 1 монастыря.
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2010 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (24 ноября 2011 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2012 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (23 декабря 2013 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (22 декабря 2014 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (22 декабря 2015 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (21 декабря 2016 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2017 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (20 декабря 2018 г.)
- Доклад митрополита Ювеналия на собрании духовенства Московской епархии (27 декабря 2019 г.)
Епархия по состоянию на декабрь 2019 г.
Из доклада митрополита Ювеналия на епархиальном собрании 2019 г.:
На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1211 приходах и в 25 монастырях совершают служение 1612 клириков, из которых 1491 священник и 121 диакон.
Образовано 13 новых приходов. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1635 храмов и 329 часовен.
<…>
Сегодня в Московской епархии 13 отделов и 8 комиссий, которые занимаются деятельностью в различных областях церковного служения.
***
Высшим духовным учебным заведением Московской епархии является Коломенская духовная семинария:
- 140406, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11. Тел: (496) 616-49-24 (секретарь). Сайт: www.kpds.ru, e-mail: kpds@bk.ru.
Семинария имеет бессрочную государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности № 0114 от 29 мая 2012 г.
Официальным изданием являются «Московские епархиальные ведомости».
Действует Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.
Действующие монастыри и храмы
Страна: Россия Адрес: 119435, г. Москва, Новодевичий проезд, 1 Телефон: (499) 246-08-81 Web-сайт: www.mepar.ru E-mail: formail@mepar.ru Правящий архиерей: Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович) Викарный архиерей: Роман, епископ Серпуховской, викарий Московской епархии (Гаврилов Геннадий Михайлович) Тихон, епископ Видновский, викарий Московской епархии (Недосекин Николай Владимирович) Петр, епископ Луховицкий, викарий Московской епархии (Дмитриев Иван Вячеславович) Константин, епископ Зарайский, викарий Московской епархии (Островский Илья Константинович)
Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.
Устав Русской Православной Церкви, глава IV, пункт 9. Принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 года.
С 1977 года Управляющим Московской епархией, ее правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре города Москвы.
В управлении епархией митрополиту Ювеналию помогают четыре викарных архиерея, непосредственно ему подчиняющихся: епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр.
Органом управления епархией, согласно Устава Русской Православной Церкви, является Епархиальный совет. Председателем Епархиального совета является управляющий Московской епархией, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Состав Епархиального совета:
- епископ Видновский Тихон
- епископ Серпуховский Роман
- eпископ Зарайский Константин
- епископ Луховицкий Петр
- протоиерей Михаил Егоров — секретарь
- игумен Евмений (Лагутин)
- протоиерей Александр Хомяк
- священник Игорь Нагайцев
- священник Димитрий Третьяков
- священник Илия Лукьянов
Исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, является Епархиальное управление, которое имеет свою канцелярию, бухгалтерию, архив и иные вспомогательные отделы, обеспечивающие разнообразные виды епархиальной деятельности.
В Московской епархии 51 благочиние. На 1211 приходах и в 25 монастырях совершают служение 1613 клириков, из которых 1495 священников и 118 диаконов. 13 отделов и 8 комиссий занимаются деятельностью в различных областях церковного служения.
В 2019 году было образовано 13 новых приходов. На сегодняшний день в Московской епархии 1635 храмов и 329 часовен.
Учебным духовным заведением епархии является Коломенская духовная семинария.