Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовной личности в современном российском обществе»
Актуальность темы исследования. В настоящее время современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который прежде всего обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико — правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением инокультурных моделей образа жизни. Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций прежде всего молодежи, к актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.
Сложившаяся ситуация (как в России, так и в Республике Башкортостан), обусловленная как объективными социокультурными факторами, так и субъективными, стала закономерным результатом радикальных социальных новаций, не учитывающих особенности собственной культурной традиции, и расцвета духа индивидуализма, доминирования потребительски -гедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности многих за результаты своей деятельности и принимаемые «судьбоносные» для общества решения.
Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.
Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму культурных символов, нравственных норм, социальных связей. Духовность — это личностное начало, основанное на ценностях Добра, Истины и Красоты, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире. Духовный рост возможен лишь тогда, когда человек не «плывет по течению», а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.
Обострение социальных проблем в современном российском обществе как никогда актуализирует сегодня необходимость возрождения духовных ценностей для его самосохранения и дальнейшего развития, востребованность духовного человека. Целенаправленное формирование интеллектуального, нравственного, эстетического начала в индивиде, как мы считаем, поможет стабилизировать духовную жизнь общества и в определенной мере способствовать успеху проводимых реформ. На наш взгляд, осмысление на основе философской методологии проблемы духовности позволит очертить стратегические направления и наметить конкретные пути в процессе воспитания духовного человека в российском обществе, нуждающегося сегодня в сильной, деятельной и целеустремленной личности, способной отличить истину от заблуждения, добра от зла, красоту от безобразного.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме духовности, духовной культуре, духовной личности посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов, педагогов и т.д.)
1990. — №8; Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск, 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994 и др.
1 См.: См.: Багаутдинов А.М. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского Л общества. — Уфа, 1998; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа,
1989; Валеев Д.Ж. Религия и духовность U Религия и духовность: Сборник статей. — Уфа, 1995; Валеева З.Р. щ
Объект исследования — духовность как социокультурное образование. Предмет исследования — формирование духовной личности в современном российском обществе.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы — на основе философского анализа определить идеальную модель духовной личности и выявить факторы, способствующие духовному развитию человека в современном российском обществе.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
— раскрыть сущность «духовной личности»;
— рассмотреть специфику осмысления духовного начала в человеке в различных историко — философских и религиозных традициях (иудаизма, буддизма, христианства, ислама);
— проанализировать духовное состояние современного российского общества и его влияние на духовный мир человека;
— выявить факторы формирования духовной личности с учетом всей совокупности изменений в политической, социальной и духовно — нравственной сферах современной российской действительности.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии, педагогики и др.
Эмпирическая база исследования. Использование статистических данных, материалов социологический исследований, проведенных автором среди
Шайхисламова И.И. Роль морали в развитии и реализации прав человека (социально — философский анализ): Дис. . канд. филос. наук. — Уфа, 2002 и др. студентов дневных отделений высших учебных заведений Республики Башкортостан, характеризующих духовное состояние современного российского общества и ценностный мир молодых людей, позволило проиллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы исследования. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса. Научная новизна исследования состоит в том, что автором:
— обоснована сущность духовной личности как носителя эмоционально -рационально — чувственного начала, базирующегося на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующегося в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, в творчестве, в интеллектуальном и физическом развитии, в общении с окружающими и с природой;
— определена идеальная модель духовной личности и выявлены ее конкретные характеристики; выявлены представления о духовном человеке в различных историко -философских школах и учениях ( в частности, в эпоху древних цивилизаций, античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и современности) и в религиозных системах иудаизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама;
— доказано, что существуют коррелятивные связи между духовным состоянием российского общества, переживающего период радикальных реформ, и духовным миром современного человека;
— определены основные духоформирующие факторы, играющие значительную роль в формировании духовного начала в человеке (семья, система образования, искусство и религия);
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что осмысление актуальных проблем духовного начала в человеке дает возможность по — новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы, происходящие в жизни современного российского общества. Выводы исследования важны для выработки стратегии формирования приближенной к идеальной модели духовной личности, что поможет выявить конкретные механизмы, пути и способы преодоления в обществе духовного «вакуума» и обеспечить будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с собственным «я», обществом и природой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, педагогики, культурологии, социологии, в разработке, спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам духовного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященная памяти Д.Ж. Ванеева (Уфа, 2003); Всероссийская научная конференция «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии», посвященная к 110-летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2004); Всероссийская научная конференция «Духовность и Красота» (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в 8 научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 пл.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 275 наименований. Общий объем диссертации — 134 страницы.
Программа духовно-нравственного
развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования
Введение
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Планета знаний» и опыта воспитательной работы в гражданско-правовом и питриотич6ском воспитании МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями люучающихся, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы: библиотекой им. В.В.Маяковского, КОЦ «Лад», МОУ УДОД «Миг», кафедрой педиатрии ЯГМА, поликлиникой № 5, ГЦ ПМСС, музеем истории города Ярославля, Ярославской филармонией, театрами города.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:
- Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
- Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
- Реализация целевых установок средствами УМК «Планета знаний».
- Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
- Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
- Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
- Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:
Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Портрет выпускника начальной школы МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка.
Выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
2. Основные направления
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира – как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
3. Реализация целевых установок средствами УМК «Планета знаний»
В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.
Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.
Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.
Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края; знакомят с культурами народов других стран мира; воспитывают толерантное отношение к другим народам и культурным традициям; развивают способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу.
Особое место в учебно-методическом комплекте «Планета Знаний» занимает курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках УМК «Планета знаний», помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.
В комплекте учебников «Планета знаний» большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Особое значение в реализации программы духовно-нравственного содержания имеют социальные проекты. Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакль для детей детского сада (детского дома), поздравление ветеранам, праздник для родителей и многое другое.
Примеры проектов:
— Проект «Мой родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.
— Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения.
— Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы (района, округа..).
— Творческий проект «Инсценировка басни». Выбор басен, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление.
— Этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» для первоклассников. Подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.
4. Реализация целевых установок средствами внеурочной деятельности.
На реализацию целевых установок программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена внеурочная деятельность, основной целью которой является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Курс кружка «Краеведение» направлен на создание условий для воспитания у младших школьников уважительного отношения к историческим и культурным ценностям своего края.
Курс кружка «Флористика» направлен на создание социально-педагогических условий для формирования первичных представлений о традициях составления цветочных композиций к русским национальным праздникам.
5. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.
1. В школе условия, позволяющие учащимся:
— изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
— осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
2. В МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка реализуются следующие целевые программы:
«Я – гражданин России» – программа гражданско-патриотического воспитания.
«Я выбираю здоровье» – программа формирования здорового образа жизни.
3. Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
— в содержании и построении уроков;
— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
— в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
— в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
— нравственного примера педагога;
— социально-педагогического партнёрства;
— индивидуально-личностного развития ребёнка;
— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
— социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, должен «нести» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
4. В школе сложилась система традиционных школьных дел:
- сентябрь: День знаний;
- сентябрь – октябрь: экологический месячник;
- ноябрь: Дни толерантности;
- декабрь: месячник «Старая добрая Англия»;
- январь: Дни творчества;
- февраль: Уроки мужества;
- март: Праздник Матери;
- апрель: Дни школы;
- май: праздник, посвященный Дню победы.
6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
— повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.
— совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник Букваря, Рождественские праздники, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.
— расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.
7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
— опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
— уважительное отношение к традиционным религиям;
— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
— знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— элементарные представления о различных профессиях;
— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
— ценностное отношение к природе;
— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.6
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
© Бояк Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, декан факультета социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры. Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. E-mail: boyakvsgaki@mail.ru
В статье автор пишет о важности внимания к проблемам, связанным с формированием, содержанием и динамикой духовно-нравственных ценностей личности, групп, общества со стороны государства, институтов, науки и агентов социализации. Рассматривается структура нравственности. Отмечается необходимость осмысления духовно-нравственных ценностей в единстве морального сознания и поведения, объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на их формирование. В контексте осмысления проблем, связанных с духовно-нравственными ценностями, автор акцентирует внимание на сельской молодежи, поскольку село традиционно признается основным хранителем лучших общечеловеческих, нравственных ценностей. Приводятся результаты социологического опроса, позволяющие заметить расхождения между уровнем морального сознания и уровнем поведения личности/группы, анализируются причины этого расхождения, предлагаются пути решения проблем, связанных с формированием духовно-нравственных ценностей сельской молодежи.
Ключевые слова: духовность, ценности, традиции, мораль, духовно-нравственные ценности, село, сельская молодежь.
THE ESSENCE OF THE NOTION «SPIRITUAL AND MORAL VALUES»
1 Tereshkova St., Ulan-Ude, 670031 Russia. E-mail: boyakvsgaki@mail.ru
Keywords: spirituality, values, traditions, morality, spiritual and moral values, village, rural youth.
Высокий уровень нравственной культуры личности и социальных групп является одновременно и показателем и фактором стабильности, устойчивости, прогрессивности развития общества, его культуры.
Трансформационный период развития российского общества, сопровождающийся ломкой старых ценностей и формированием новых, закономерно и неизбежно обусловил обострение проблем, связанных со снижением уровня нравственности, проявлением психологической напряженности, нетерпимости, конфликтности в социуме. Так, «3/4 россиян в 2012 г. отметили рост агрессивности и падение уважения к старшим, около 70% — усиление недоброжелательности, неискренности в отношениях, снижение альтруистической мотивации, душевности … индивидуализм как таковой до сих пор воспринимается позитивно» . С другой стороны, в ориентациях россиян более важное
значение обрела ценность свободы, повысилось понимание того, что в решении жизненных вопросов полагаться необходимо, прежде всего, на самого себя, свои собственные усилия.
Значимость человеческого ресурса в развитии общества определяет необходимость уделять особое внимание проблеме формирования духовно-нравственных ценностей личности со стороны государства, общественности, институтов, науки и агентов социализации.
Духовно-нравственные ценности занимают в структуре ценностей одно из важных мест. Это не случайно, ведь духовная сила человека и общества определяются, главным образом, их способностью сохранять нравственные ценности в любых социальных условиях, при любых, даже тяжелых испытаниях. С помощью понятия «нравственные ценности» характеризуется значение для общества и человека социально-культурных явлений, деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и к самому себе, а также реализация актуальных нравственных потребностей в жизни. Содержание нравственных ценностей определяют: «жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья); нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов, классов и других общественных движений и организаций, которые воздействуют на социальную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу» .
Формирование нравственных ценностей субъекта (индивида, социальной группы) определяется, с одной стороны, существующей в обществе системой нравственных ценностей, с другой — потребностями самого субъекта в духовном, как необходимом условии его жизнедеятельности. Пересечение общезначимых и личностных интересов осуществляется в механизме функционирования и взаимодействия нравственного сознания и нравственной практики (нравственных отношений). В канве работы этого механизма и формируются духовно-нравственные ценности субъекта. По существу единство морального сознания и моральной практики образует структуру нравственности личности . Рассмотрим эту структуру более подробно.
Восприятие личностью нравственных ценностей общества в первую очередь осуществляется на уровне ее сознания. В процессе познания ценностей человек осуществляет выбор необходимых для него ценностей, оценивает собственные действия, а также мысли и поступки других людей в соответствии с представлениями о должном, необходимом, ценном. Моральное сознание — важнейшая составляющая процесса формирования и развития духовно-нравственных ценностей индивида (социальной группы). Оно выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении, познании нравственных норм, требований, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании, включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы качества, нормы, убеждения, нравственные чувства.
Система нравственных ценностей субъекта раскрывается как в контексте морального сознания — суждений, оценок, представлений о должном, убеждений, так и в поведении. Под нравственным поведением может пониматься совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индивида, обусловленные работой его морального сознания. Нравственное поведение включает в себя: поступок (осознанное действие), мотив, цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия и его оценку, самооценку. Только при рассмотрении всех этих составляющих во взаимосвязи с моральным сознанием можно сказать о нравственной ценности поступка что-то определенное.
Таким образом, духовно-нравственные ценности (личности или социальных групп) имеют многослойную структуру, элементы которой образованы единством элементов морального сознания и поведения. Здесь следует отметить, что одним из важных вопросов социологии является выявление степени соответствия усвоенных личностью (социальной группой) нравственных ценностей ее реальному поведению, то есть соответствие ее морального сознания поведению. В ряде случаев, особенно в социальных условиях, характеризующихся нестабильностью, сложностью, противоречивостью процессов, поведение человека может не соответствовать, либо соответствовать в неполной мере его внутренним убеждениям . Так, социологический опрос, проведенный автором в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодежи Бурятии и Забайкальского края, выявил некоторые расхождения между моральным сознанием и моральным поведением исследуемой группы. Признавая высокую значимость ценностей семьи (85,7%), любви (73,4%), образованности, интеллигентности (56,3%), молодые люди считают, тем не менее, допустимым в некоторых случаях действия,
которые подрывают их авторитетность: более 40% считают допустимым ложь в личных интересах, непунктуальность, непредупредительность, руководство «око за око — зуб за зуб». Более 30% допускают в речи употребление бранных выражений, нецензурную лексику, грубую прямолинейность, нетактичность в общении, 73,7% считают допустимым совместную жизнь мужчины и женщины без регистрации брака. Исследование выявило и недостатки гражданско-правовой культуры молодежи. О проблемах правовой культуры, расхождениях между моральным сознанием и моральным поведением современной молодежи свидетельствуют и результаты исследований других ученых.
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей сельской молодежи требует, на наш взгляд, особого внимания. Именно село традиционно признается основным хранителем лучших общечеловеческих, нравственных ценностей, духовной, этнической культуры, и останется ли оно таковым, напрямую зависит от молодежи, системы ее ценностей, установок на то, чтобы жить и работать в родном селе.
Одной из социально-психологических особенностей сельского жителя (родившегося и выросшего в селе) является его глубокая психологическая привязанность к дому, родной земле. В связи с этим большинство сельской молодежи неравнодушно к будущему села, переживает за народ, испытывает потребность жить в родном селе. Как показывают результаты нашего исследования, для современной сельской молодежи очень важна самореализация — 63,9%. Однако отсутствие на селе работы, возможностей для самореализации вынуждает молодежь мигрировать в город. Такая вынужденная миграция крайне неблагоприятно сказывается как на мигранте, так и на перспективах села. Часто мытарства молодого человека в поисках лучшей жизни в городе не приводят к успеху по многим причинам: отсутствие жилья, необходимость большой части дохода от трудовой деятельности отдавать за съем жилья, низкая конкурентоспособность на рынке труда и т.д. Ситуация отрыва молодого человека от своих корней, родных, традиций и привычной среды жизнедеятельности вызывает у него глубокие психологические переживания. К тому же большую часть выбывших из села мигрантов представляют наиболее образованные молодые люди. Таким образом, преодоление проблемы выбывающей миграции молодежи из села — важнейшая задача, от успеха решения которой напрямую зависит будущее села, его культуры.
Для развития позитивных нравственных установок, преодоления выбывающей миграции, негативных процессов, протекающих в сельской молодежной среде, необходим комплекс мер, направленных, прежде всего, на улучшение условий жизни, предоставление сельской молодежи возможностей для самореализации, личностного развития на селе. Как показывают результаты исследований последних лет, сельская молодежь не удовлетворена жизнью на селе и не уверена в своем будущем.
Важно, что сегодня реализуется ряд государственных программ, направленных на материальную поддержку молодых кадров, работающих на селе. Однако, как показывает практика, многие специалисты, отработав на селе предусмотренное договором время, возвращаются в город. Ученые отмечают, что эта проблема связана с неблагоприятными социально-экономическими реалиями села. В то же время, думается, что программы материальной поддержки кадров на селе более эффективны в отношении выходцев из села. Особого внимания требует и вопрос воспитания молодого поколения, содержания процесса подготовки кадров. Село сегодня особенно нуждается в лидерах, высокопрофессиональных инициативных молодых кадрах, неравнодушных к будущему села, заинтересованных в его возрождении и развитии. В связи с этим процесс подготовки кадров для села должен быть ориентирован на формирование высокого уровня не только профессиональных компетенций, но и личностных качеств, нравственных установок. Сегодня селу нужны профессионалы-патриоты. Поэтому скрепление общества единой идеологией, ориентирующей сознание молодого поколения на лучшие ценности, заложенные в отечественной духовной культуре, — важнейшая задача. Учреждения образования нуждаются в углублении воспитательного процесса в контексте формирования патриотизма, нравственной, гражданской культуры молодого поколения.
Популяризация же в обществе принципов прагматизма, индивидуализма, худших образцов западной, массовой культур, антиценностей способна оказать неблагоприятное влияние на формирование гражданского сознания, нравственности личности, ее профессиональных установок. Так, актуализация в современном социуме прагматических, утилитарных ценностей обусловила девальвацию труда как социальной ценности. Результаты исследований показывают, что для выпускников школ наиболее привлекательными являются высокодоходные профессии, а малодоходные, «»научного характера»» … к середине 1990-х оказались «на дне», там и пребывают до сих пор» .
Возвращаясь к проблемам села, отметим, что на фоне роста значимости в обществе прагматических, рыночных ценностей престиж села и жизни скромного сельского жителя, неориентированно-
Т. Н. Бояк. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности»
го на ценности материального обогащения, незаслуженно оказался заниженным. В должной мере не осознается важность роли села в развитии общества, сохранении его духовной культуры. Это является фактором, определяющим тенденцию выбывающей миграции молодежи, девальвации в обществе нравственных, гражданско-патриотических ценностей. В свете решения вопросов, связанных с формированием духовно-нравственных ценностей личности, важной задачей является поднятие в российском обществе престижа села, сельского жителя и жизни на селе.
Исходя из вышесказанного, в изучении духовно-нравственных ценностей (личности/ социальных групп) необходимо обращать внимание на выявление нравственной позиции, которая предстает как единство знаний, убеждений, поведения. Не менее важным является также анализ условий, объективных и субъективных факторов, определяющих характер формирования и содержания духовно-нравственных ценностей личности или социальной группы.
Литература
2. Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. — 2013. — №7. -С.120-130.
3. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. — М.: Норма-Инфра-М, 1999. —
672 с.