Преподобная Мария Египетская
Хосе да Рибера. Святая Мария Египетская, 1641.
Мы часто слышим про монахов или отшельников, что они были «аскетами». А посты, в том числе и Великий, называют временем «аскезы». «Аскетизм» в переводе с греческого означает «тренировка» или «дисциплина». Здесь вполне уместна аналогия со спортом — долгие каждодневные упражнения повышают силу и выносливость. Регулярные, пусть и однообразные повторения через некоторое время оборачиваются новыми возможностями — быстрее бегать или плавать, выше прыгать, или просто подниматься на четвёртый этаж без одышки. Так и Великий пост — время аскетических упражнений и для тела, и для духа.
В пятое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает об одной святой, которая олицетворяет самую строгую аскезу. Это преподобная Мария Египетская. Она родилась в Египте, в середине пятого века. В совсем юном возрасте Мария покинула родителей и отправилась в столичную Александрию.
Там она стала блудницей, причём не по принуждению или из-за нужды. Мария сама признавалась, что упивалась пороком. Такую жизнь она вела семнадцать лет, и ни разу сомнения или стыд не посетили её.
Однажды Мария присоединилась к паломникам, плывшим из Александрии в Иудею. Они направлялись в Иерусалим, на праздник Крестовоздвижения. Там женщина из любопытства присоединилась к молящимся и попыталась войти в храм Гроба Господня. Но Мария никак не могла продвинуться дальше дверей — словно какая-то неведомая сила удерживала её.
Взгляд Марии остановился на образе Пресвятой Богородицы. И внезапно женщина ощутила, что Господь есть, он реален, и ему не нравится то, что сделала со своей жизнью Мария. И вдруг слёзы сами потекли по её лицу. Женщина молиться Богоматери и наконец смогла войти в храм и приложиться к его святыням. Когда она вышла, то услышала голос, посуливший ей покой, если Мария перейдет за реку Иордан. Там лежала бескрайняя пустыня. Сорок семь лет провела в ней Мария, скорбя о своих грехах и молясь о прощении. Первое время ей приходилось непросто — она вспоминала какой сладкой ей казалась её жизнь, как она наслаждалась ею. Тогда Мария бросалась на землю и молила Господа и Царицу Небесную о помощи. И её окутывал свет, который наполнял силой и покоем.
Однажды Мария встретила в пустыне человека. Это был инок Зосима. По преданию, он возгордился своей аскетической жизнью. Тогда Господь привёл его к Марии. И Зосима увидел человека, который стал поистине вместилищем Святого Духа. Мария ведала мысли монаха; она, сама не замечая, шла по водам Иордана. А во время молитвы поднялась над поверхностью земли.
Житие преподобной Марии Египетской — это пример преображающей силы покаяния. Церковь учит нас — в христианстве нет места заносчивости и гордыне. С Божьей помощью даже самый пропащий человек может показать пример необычайной духовной силы и чистоты, может взойти к святости.
Даты рождения и смерти святой могут быть установлены лишь приблизительно. В Житии Г. есть 2 события, поддающиеся точной датировке: 1-я миссия свт. Германа Автиссиодурского в Британию (429) и нашествие гуннов (451). Исходя из 1-й даты, можно заключить, что при первой встрече Германа с Г. она была маленькой девочкой: в редакции В при ее описании употребляется слово «infans» (младенец), хотя в др. редакциях используется слово «puella» (отроковица). Скончалась святая в возрасте 80 лет, дожив до времени франк. кор. Хлодвига (481/2-511) (Vita A. 53; Vita B. 52). Именно по приказу Хлодвига у могилы святой было начато строительство базилики на месте деревянного оратория, существовавшего к тому моменту уже неск. лет (Vita A. 56).
В 3 редакциях жития практически одинаково описывается встреча Г. со свт. Германом (Vita A. 2-6; Vita B. 2-4; Vita C. 2-4). Направляясь в Британию вместе со свт. Лупом, еп. Трикасс (совр. Труа), Герман остановился в Неметодуре. Ему навстречу вышла толпа жителей для принятия благословения. Среди них была и маленькая Г. Заметив ее среди народа, святой велел подвести отроковицу к нему и, поцеловав в голову, предсказал родителям, что их дочь будет велика пред Богом и своим примером многих удалит от зла. После этого святой обратился к Г., убеждая ее сохранить девство и посвятить себя служению Богу, на что та заявила, что это является и ее желанием, попросив у свт. Германа благословения. На следующий день, повторив увещания, Герман передал Г. в память о себе монету с изображением креста, заповедовав не носить никаких др. украшений. Автор Жития свт. Германа пресв. Констанций Лугдунский, писавший еще при жизни Г. (ок. 480), не упоминает об этом эпизоде; он содержится лишь в анонимном 2-м Житии свт. Германа, созданном в 1-й пол. IX в., и скорее всего заимствован из Жития Г.
Однажды мать Г. Геронтия, намереваясь идти в церковь, приказала дочери оставаться дома. Но та, ссылаясь на обещание, данное свт. Герману, настаивала, что должна как можно чаще посещать церковь, чтобы удостоиться стать невестой Христовой. Мать, разгневавшись, дала дочери пощечину и в тот же миг ослепла. Почти 3 месяца Геронтия оставалась слепой. Вспомнив слова свт. Германа, она раскаялась в своем поступке и исцелилась, омыв глаза принесенной дочерью водой, над к-рой та оплакивала судьбу матери (Vita A. 7; Vita B. 5).
Повзрослевшая Г. была представлена епископу, для того чтобы он дал ей головное покрывало (vellamen), отличавшее посвященную Богу девственницу. Вместе с ней были 2 др. девицы, старше ее возрастом, однако епископ поставил Г. первой и предрек, что она превзойдет тех в добродетели (Vita A. 8; Vita B. 6).
После смерти родителей Г. переселилась в Паризии. Сразу же по приезде святая заболела и в течение 3 дней лежала недвижимой, так что ее уже считали умершей. После выздоровления Г. засвидетельствовала, что во время болезни ей явился ангел и показал награды, уготованные любящим Бога (Vita A. 9; Vita B. 7). Через нек-рое время в Паризии опять прибыл свт. Герман, направлявшийся в Британию (ок. 447). У встретивших его за городской чертой жителей он стал расспрашивать о жизни Г., однако не все из них отзывались о святой благосклонно. Посетив ее, Герман убедился в неосновательности упреков (Vita A. 11; Vita B. 9).
Уже после смерти свт. Герман (448) еще раз защитил жизнь и репутацию Г. В 451 г. войска гуннов во главе с Аттилой перешли Рейн и, опустошив Вост. Галлию, двинулись в глубь страны. Жители Паризиев в страхе хотели покинуть город, считая его недостаточно укрепленным. Г. убеждала их остаться, уверяя, что город избежит разграбления, и призывала женщин вместе с ней молиться в баптистерии (Vita A. 12; Vita B. 10). Однако горожане не поверили Г., называя ее лжепророчицей, желающей отдать их на верную погибель, и решили убить ее, побив камнями или сбросив в реку. О планах горожан узнал находившийся в городе архидиакон из Автиссиодура, к-рый стал убеждать их не совершать злодеяния над девой, снискавшей особое благоволение свт. Германа. Архидиакон показал «благословения» (лат. eulogias), к-рые Герман перед смертью велел передать Г. (Vita A. 13; Vita B. 11). Возможно, это были частицы св. мощей или части облачений епископа, к-рые почитались как реликвии. Испытывая благоговение перед памятью святителя, жители отказались от замысла убить деву. Гунны прошли южнее Паризиев и осадили Аврелиан (совр. Орлеан). С этого времени сограждане стали относиться к Г. с большим почтением, видя в ней спасительницу своего города.
Св. прп. Геновефа Парижская. Икона мон. Григория (Круга). XX в.
Св. прп. Геновефа Парижская. Икона мон. Григория (Круга). XX в. После избавления Паризиев от гуннов одним из первых деяний Г. стала постройка базилики во имя сщмч. Дионисия в мест. Катуллиак (позднее на этом месте возвели аббатство Сен-Дени). Не имея средств для строительства, святая обратилась за помощью к городским пресвитерам. Те заявили, что в городе нет нужного количества строительных материалов, тогда святая призвала пресвитеров пойти за город и внимательно слушать разговоры людей. Так, из разговора свинопасов они узнали о находке обожженной извести, к-рая никому не принадлежит; расспросив пастухов о месте ее нахождения, пресвитеры воздали благодарение Богу и сообщили о находке Г. Она обратилась к жителям Паризиев, и те предложили помощь в строительстве. Заведовать строительством было поручено пресв. Генесию (Vita A. 18-20; Vita B. 16-18). Однажды во время строительных работ Генесий попросил Г. послать кого-нибудь в город за водой для рабочих. Но святая наполнила сосуд своими слезами, превратившимися в воду, к-рая не исчерпалась до окончания строительства (Vita A. 21; Vita B. 19). Впосл. Г. часто посещала базилику и молилась в ней. Здесь святая исцелила 12 одержимых бесами (Vita A. 30; Vita B. 29). Однажды Г., взяв свечу, направилась в ночь на воскресенье к базилике св. Дионисия для молитвы. По пути свеча потухла и выпала из рук, но, когда она подняла ее, свеча чудесным образом возгорелась (Vita A. 23; Vita B. 20). Подобные случаи имели место неоднократно; после того как Г. молилась в церкви или у себя в келье, остававшийся от свечей воск считался в народе целительным (Vita B. 21-22).
В Житии Г. упоминаются 2 случая столкновения святой с франками. Салические франки появились в Галлии в сер. IV в., будучи расселены на территории Римской империи в долине р. Скальд (совр. Шельда) имп. Юлианом Отступником в качестве федератов (союзников) Рима. Эта ветвь франков делилась на неск. племен, вожди к-рых поставляли свои дружины в качестве вспомогательных контингентов рим. армии. Одним из них был кор. (rex) Хильдерик, к-рый как представитель императора имел судебную власть — «право меча», т. е. право выносить и осуществлять смертные приговоры. Язычник Хильдерик с почтением относился к святой. Зная, что если она будет просить за приговоренных к смерти узников, то он не сможет ей отказать, король вышел из города, велев запереть ворота. Когда Г. узнала, что король намерен наутро казнить узников, она направилась за ним. Запертые городские ворота сами собой отворились при ее прикосновении, и она, беспрепятственно выйдя из города, нашла Хильдерика и убедила его отменить казнь (Vita A. 26; Vita B. 25).
Др. эпизод связан с 5-летней осадой франками г. Паризии (Vita A. 35; Vita B. 34). В течение 5 или 10 лет войска франков осаждали Паризии. Согласно Григорию Турскому, кор. Хильдерик оставался лоялен к представителям высшей рим. власти — магистрам армии в Галлии Эгидию и его сыну Сиагрию, к-рые оказались фактически независимыми правителями, создавшими подобие самостоятельного гос-ва между реками Лигер (совр. Луара) и Самара (совр. Сомма). Хильдерик как верный федерат империи оставался в их подчинении. Сын Хильдерика кор. Хлодвиг выступил против Сиагрия и после победы при Свесcионе (совр. Суасон) в 485 г. захватил его «королевство». Однако возможно, что не все галльские общины сразу же признали законность нового правителя. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что последующие 10 лет правления Хлодвиг не предпринимал никаких действий для расширения подчиненной территории в Галлии. Видимо, это время он потратил на утверждение своей власти на землях, захваченных у Сиагрия, и на замирение населения этих территорий. Многолетняя осада Паризиев франками, видимо, не была тотальной блокадой. Г. смогла снарядить суда для подвоза продовольствия голодающим горожанам — франки разорили окрестные поля и следили, чтобы местные жители не возделывали их. Впрочем, в редакции С начало голода связывается с окончанием осады и является ее следствием (Vita C. 29). Снарядив суда, Г. указала путь вверх по р. Секвана (совр. Сена) к г. Архиак (совр. Арси-сюр-Об). Проплывая мимо дерева, возле к-рого не раз тонули корабли, Г. приказала срубить его и погрузилась в молитву. Вдруг из-под дерева выскочили 2 разноцветных и зловонных чудовища (в редакции С — змея) и бежали вон (Vita A. 35; Vita B. 34; Vita C. 29). В Архиаке святая исцелила парализованную жену трибуна Пассива (Vita A. 36; Vita B. 35). Далее святая направилась в Трикассы, видимо также для сбора продовольствия. Здесь навстречу Г. вышло множество людей, неся больных, к-рых она исцелила силой крестного знамения. Таким же образом она исцелила и слепого, наказанного недугом за то, что работал в воскресенье. Увидев эти чудеса, некий субдиакон, исполнившись веры, стал просить святую прийти к его сыну, к-рый 10 месяцев лежал в горячке. Придя в дом, Г. совершила над водой крестное знамение и дала ее выпить больному, после чего он выздоровел (Vita A. 38-39; Vita B. 37-38). Сотворив множество др. исцелений (Vita B. 38), Г. вернулась в Архиак, откуда вместе с флотилией из 11 кораблей с продовольствием направилась назад в Паризии. Во время плавания по Секване поднялась буря, прекратившаяся по молитве Г. Находившийся на одном из кораблей пресв. Бесс, изумленный этим чудом, воспел песнь Моисея (Исх 15. 1-19), к-рую подхватили все гребцы (Vita A; Vita B. 39). Вернувшись в Паризии, Г. раздавала хлеб голодающим (Vita A; Vita B. 40).
Хлодвиг, окончательно установив власть над Паризиями, устроил в этом городе свою резиденцию, сначала временную, а с 508 г. постоянную. Он, так же как и его отец Хильдерик, с большим почтением относился к Г., неоднократно по ее просьбам освобождал узников (Vita A. 56; Vita B. 55). Деятельность Г. не ограничивалась одними Паризиями, святая посещала и др. города Сев. Галлии. Она совершила путешествие в Туроны (совр. Тур) через Аврелиан. Вероятно, эта поездка была паломничеством к мощам св. Мартина. В Аврелиане Г. исцелила некую Клавдию (Vita A. 42; Vita C. 34; в редакции В это событие не упом.). Во время путешествия в г. Аврелиан святая убеждала некоего господина простить провинившегося раба, однако тот отказывался. После разговора с Г. хозяин, вернувшись домой, почувствовал сильный жар и всю ночь провел без сна. Наутро он направился к Г. и стал умолять ее простить его. Святая осенила его крестным знамением, и он исцелился. Автор жития проводит параллель с чудом, сотворенным свт. Мартином Турским, упоминая, что жестокому хозяину не давал спать ангел Господень, так же как некогда комиту Авициану (Vita A. 43-44; Vita B. 43; ср.: Sulp. Sev. Dial. 3-4). Из Аврелиана Г. направилась вниз по р. Лигер до г. Туроны. У входа в базилику свт. Мартина ее встретили одержимые бесами. Святая вошла в базилику, и по ее молитве и крестному знамению бесы из многих вышли (Vita A. 45-46; Vita B. 44). В др. раз, когда Г. молилась в укромном углу в базилике св. Мартина во время всенощного бдения, на одного из певчих неожиданно напал злой дух и стал его терзать. Певчий, пробежав через всю церковь, бросился к ногам святой, по повелению к-рой нечистый дух вышел из него (Vita A. 47; Vita B. 46).
Г. часто бывала также в соседнем г. Мельды (совр. Мо), в округе к-рого она владела земельным наделом. Когда во время жатвы разразился сильный дождь, святая, находясь в поле, помолилась под навесом, и, в то время когда над соседними полями царило ненастье, на поле Г. дождя не было (Vita A. 50; Vita B. 49). В Мельдах она исцелила крестным знамением встретившегося ей сухорукого (Vita A. 31; Vita B. 32). Некая Целина пожелала стать посвященной Богу девой, Г. поддержала ее. Когда об этом узнал жених Целины, он в гневе поспешил приехать в Мельды, однако не смог найти свою невесту, к-рая вместе с Г. спряталась в баптистерии. Впосл. Г. также исцелила служанку Целины (Vita A. 28-29; Vita B. 27-28).
Многие, привлеченные славой Г. и силой чудотворения, приходили к ней в Паризии. Так поступил Фруминиан из г. Мельды, 4 года страдавший глухотой и исцеленный Г. (Vita A, B. 41). Из г. Битуриги (совр. Бурж) пришла некая женщина, к-рая, будучи посвященной Богу девой, впала в грех, однако людьми считалась по-прежнему невинной. Г., от к-рой не были скрыты ничьи тайные помыслы и деяния, указала ей время и место ее грехопадения, и та бросилась к ногам святой, исповедав свой грех (Vita A. 30; Vita B. 30). Слава святой проникла далеко за пределы Галлии. В Сирии прп. Симеон Столпник († 459), узнав о ней от купцов, исполнился почтения к Г. и через тех же торговцев просил святую поминать его в молитвах (Vita A. 27; Vita B. 26).
Чудеса, совершенные по молитве Г., в основном были чудесами исцеления. Иногда святая наказывала людей за непочтение и нанесение обид, напр. женщину, укравшую у нее пару обуви (Vita A. 24; Vita B. 23). Однако во всех случаях грешники, претерпев наказание недугом и раскаявшись, получали исцеление. Святая творила чудеса гл. обр. с помощью крестного знамения, иногда с помощью освященной воды или елея. В 2 случаях упоминаются ее слезы. Под конец жизни Г. совершила чудо умножения освященного масла. Желая исцелить одержимого бесом, она обнаружила, что ее сосуд с освященным маслом пуст, а епископа, к-рый мог бы освятить новое масло, в это время в городе не было. Тогда она обратилась к молитве, и ампула до краев наполнилась маслом. Автор жития сообщает, что видел эту ампулу, в к-рой еще оставалось масло (Vita A. 53; Vita B. 51).
Включен в православный месяцеслов? да Имя святого (рус.) Мученица Бландина Лионская Имя святого (местн.) Blandine Имя святого (лат.) S. Blandina mart. Lugduni Имя святого (англ.) Blandina of Lyon, martyr Земли (страны) Галлия День памяти (нов. ст. или стар. ст. / нов. ст.) 2 / 15 Месяц памяти (нов. ст. или стар. ст. / нов. ст.) июн Год кончины / события 177 г. Святые мощи Церковь св. Иринея, Лион, Франция (часть) Богослужебные тексты служ. муч. Лион. Иконы есть Паломничества есть Характер свидетельств включена в месяцеслов Русской Церкви 9 марта 2017 г. Гимнография Канон святой мученице Бландине, глас 5. Песнь 1 Ирмос: Спасителю Богу, / в мори люди немокрыми ногами наставльшему, / и фараона со всевоинством потопльшему, / Тому Единому поим, яко прославися. Отверзи ми, Господи, устне недостойнии, да воспою радостно славныя мученицы Твоея Бландины победное торжество. Се ныне избра Бог немощная мира, и уничиженная, и не сущая, да сущая упразднит, о мученице Бландино, христианского рода похвало и радование. Никтоже о юности твоей да нерадит! тако взываше Галлийская крестоносная Церковь, внимая славному исповеданию твоему. Явила бо ся еси крепчае многих мужей, взывая непрестанно: Христу Единому поим, яко прославися. Богородичен: Царице моя, Царя царствующих Мати, укрепи ум мой царствовати над суетным мира сего пленением. Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, / и повесивши неодержимо тяготеющую, / на недвижемем, Христе, камени заповедей Твоих / Церковь Твою утверди, / Едине Блаже и Человеколюбце. Глаголаше Бландина страждущим с нею: не убойтеся за немощь мою, о братие! аз бо познах Истину, свободившую душу мою от работы вражия и подклонихся благому игу Христову. В темницу ввержена была еси, и вяжема и к каменному столбу прикована, юнице терпеливодушная, за слово Господне еже воистину не вяжется. Кое слово изрещи возможет терзания, яже претерпела еси на многи дни, яко верная раба Христова, удивляя самих мучителей радостотворною светлостию твоею, яже утверждаше Церковь. Богородичен: Радость Ангелов, скорбящих всех пребыстрая Утешительнице, Марие, утесненное сердце мое мольбами Твоими утеши. Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Удивишася твоему терпению многому, / человецы на земли и бесплотнии силы небеснии: / смерть бо горькую терпяще, честная, / змия отступника убила еси, / дева невесто Жизнодавца Бландина, / веры поборница. Песнь 4 Ирмос: Дела смотрения Твоего, Господи, / ужасиша пророка Аввакума / изшел бо ecи на спасение людей Твоих, / спасти помазанныя Твоя пришел ecи. Во смирении и трудах провождала еси жизнь твою, отроковице. Темже и во время страсти твоея покры тя благодать Божия и воистину непобедиму сотвори. Повешена крестообразно на древе и молящеся о мучителях своих, возвела еси сердца взирающих на пречистой Страсти Христовой, ейже воистину божественно причастилася еси. Видевши святая себе от уз плотских разрешаему муками, несказанно веселяшеся. Богородичен: Как соделалася еси Маги Судии всех и Бога, рцы ми, о Дево? смиреннее бо всех созданий воистину была еси. Песнь 5 Ирмос: Одеяйся светом яко ризою, / к Тебе утренюю, / и Тебе зову: / душу мою просвети омраченную, Христе, / яко Един благоутробен. Кто ми разлучит от любве Христа моего? тако взывала еси, мученице, во страдании твоем. Той бо дарует ми живот вечный, яко Един благоутробен. И словом и делом увеселяла еси страждущих с тобою, Бландино, и, яко доблественная мать, совершивши подвиг чад своих, сама устремилася еси во след их на брачный пир Агнца. Поистине вера твоя победила мира сего всю силу, страстотерпице, утверждашеся бо на Камени краеугольнем, по слову Господню: веруяй в Он не постыдится! Богородичен: Одеяйся светом яко ризою облекает Тя в Солнце, Пресвятая Дево, лучами живоносными всю землю осиявающее. Песнь 6 Ирмос: Неистовствующееся бурею душетленною, / Владыко Христе, / страстей море укроти, / и от тли возведи мя, / яко благоутробен. Брат от брата помогаем удобь попирает врага: и ты, дево мудрая, неослабно укрепляла еси страждущих с тобою, углаждая путь их в небесный Сион. Якоже агница повешена, славная, посреди зверей, кроткими показала еси сих паче мучителей твоих, якоже иногда пророк. Смирив себе под крепкую руку Господню, ныне высоко вознесена еси на небеси, мученице Боговиднейшая. Богородичен: Разрушила еси клятву праматернюю и укрепила еси на ню множество мучениц славных, паче всех благ Сына Твоего взыскавших, Пречистая. Кондак, глас 3: Отроковица предивная Бландина, / за любовь Христову крестовидную страсть в немощи твоей мужески претерпела еси, / благодатию божественнаго причащения поспешествуема. / Зверю же терзающи плоти твоя, / глас Женихов внимала еси: / гряди, голубице моя, в пресветлый Чертог Мой. Песнь 7 Ирмос: Превозносимый отцев Господь / пламень угаси, отроки ороси, / согласно поющия: / Боже, благословен еси. Уподобилася еси благочестивым отроком трием, древле ликующим в пещи, добрая юнице, велегласно поюще: Боже, благословен еси. Мужески пронесла еси Имя Христово пред человеки, святая, на Сего Еданаго взирая очами и сердцем и взывая: Боже, благословен еси. Ты веси немощь мрю, Создавый мя: облецы мя крепостию Твоею, Возлюбленне, да Тебе непрестанно взываю: Боже, благословен еси. Богородичен: Пою Тя, Владычице, любовию сердца моего, внимая благоговейно божественной песни, юже воспела еси древле: Боже, благословен еси. Песнь 8 Ирмос: Тебе Вседетелю / в пещи отроцы, / всемирный лик сплетше, пояху: / дела всякая Господа пойте / и превозносите во вся веки. Цветница мучеников Богокрасная, имуще посреде себе Бландину деву, яко шипок благовоннейший, песнь божественную воспевая, глаголаше: дела всякая Господа пойте и превозносите во вся веки. На земли равноангельное житие имела еси, святая, и преукрашенное мученическими кровьми; и ныне, на небесех, насыщался Светом Божественным, назирай поющия: дела всякая Господа пойте и превозносите во вся веки. Тя Богу приводим молитвенницу о чтущих тя, блаженная, моли подати нам разум пеги всегда: дела всякая Господа пойте и превозносите во вся веки. Богородичен: Пещь отроков изобрази таинство Рождества Твоего, Богородице: да и мы, в пещи скорбей сущи, зрим Христа мысленно раждающагося в душах наших, и воспеваем: дела всякая Господа пойте и превозносите во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Исайе, ликуй, Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, / Восток Имя Ему: / Егоже величающе, Деву ублажаем. Яко плод зрел, блаженная, в муках многообразных достойно совершившися, пала еси на землю живых, величая Создавшего тя. Аще и умолкоша уста твоя, исповедница Христова, но не престают и доныне столп и юзы свидетельствовати о добром подвизе твоем. Се ныне воззри с высоты на певцы твоя, приснопамятная, заступай ны в нуждах наших и буди нам путеводите льница к блаженству вечному. Богородичен: Кую Ти песнь принесу достойную, Пресвятая Дево? радостотвориши бо верныя люди Твоя всегда надеждею Живота Нескончаемаго. Светилен: Верою, надеждею и любовию вооружившеся, блаженная, дерзнула еси на страдальчество, и ныне на небесех богатное приемлеши воздаяние от руки Подвигоположника твоего.
Преподобная Геновефа Парижская
Святая покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении — Женевьева) жила в конце V — начале VI веках. Она родилась недалеко от Парижа в христианской семье. С детских лет возгорелось ее сердце горячим желанием посвятить себя Богу. В те времена в Галии сущствовали уже монастыри, но были также девы, посвятившие себя Богу и остававшиеся жить в миру. После определенного искуса девушка приносила обет безбрачия, а епископ свершал над нею посвящение и давал ей небольшую фиолетовую или красную головную повязку, которая являлась отличительным признаком посвященных Богу дев. Святая Геновефа сподобилась такого посвящения, когда ей было всего 14 лет.
После смерти своих родителей она переселилась в Париж к своей крестной матери. Девушка вела подвижническую жизнь, с 15-летнего возраста она вкушала лишь дважды в неделю, причем пища ее состояла лишь из хлеба и бобов. И только в старости, по послушанию епископу, она стала вкушать молоко и рыбу. Преподобная Геновефа сподобилась от Господа дара прозорливости. Очень чтила она память священномученика Дионисия Ареопагита — апостола Галлии. И стараниями святой была построена базилика Сен-Дени вместо старой церкви на месте погребения священномученика. Во время нашествия гуннов под предводительством Атиллы молитвами святой Геновефы (ей тогда было 28-29 лет) Париж был спасен, Атилла внезапно круто повернул и обошел Париж стороной.
Преподобная прославилась в народе многими подвигами и чудесами. По ее молитвам совершались дивные исцеления, изгонялись бесы. Была она заступницей обидимых, пленных, несчастных. Перед ее просьбами смягчались сердца даже суровых язычников. О святой Геновефе спрашивал пришедших к нему из Парижа купцов преподобный Симеон Столпник, просил передать ей приветствие и молиться о нем. Молитвами святой Геновефы король-язычник Хлодвиг принял святое крещение. А дочь и сестра короля, дав обет безбрачия, стали подвизаться под ее духовным руководством .
Преподобная Геновефа отошла ко Господу 3 января 512 года в возрасте 89 лет. Погребена она была в крипте, находившейся под храмом святых апстолов Петра и Павла.
Париж. Храм святого Стефана
Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. Множество чудес происходило от мощей святой. По молитвам к преподобной исцелялись болящие, ее заступничеством Париж спасался от завоевателей. Считается она также покровительницей всех учащихся. Во время Французской революции мощи святой Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы ее святых мощей, подаренные в свое время различным приходам, сохранились. Эти частицы, а также древняя гробница преподобной находятся в храме святого Стефана-на-горе (Saint-Etienne-du-Mont) . Рядом с мощами висит небольшая православная икона, на которой святая Геновефа изображена вместе с преподобным Симеоном Столпником. Храм святого Стефана расположен рядом с Пантеоном. Пантеон первоначально строился как храм святой Геновефы. Но французская революция решила использовать его в своих целях, назвав «усыпальницей великих людей эпохи свободы», сюда был перенесен прах Вольтера. Позже здесь был похоронен Виктор Гюго.
Во время норманских набегов в IX веке мощи преподобной Геновефы уносили из Парижа. При возвращении святых мощей в Париж совершалось множество чудес. Так, в предместье Парижа в лесу забил источник, там была устроена часовенка со статуей святой Геновефы. А само местечко стали называть Сент-Женевьев-де-Буа, то есть, «Святая Женевьева в лесах». Впоследствии это предместье Парижа стало тесно связано с судьбой русской эмиграции. В 30-е годы XX века здесь на пожертвования благотворителей был устроен «Русский дом» для престарелых и нетрудоспособных русских эмигрантов. Тогда же городские власти выделили для русских часть кладбища. На небольшом участке, прилегающем к кладбищу, выстроили церковь Успения Пресвятой Богородицы. На этом кладбище покоятся великие люди России, которые были вынуждены покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь находится памятник в память воинов Белой армии. Подробнее об этом святом месте рассказано на странице Рассказы о святых местах. Православная Франция.
Однажды прихожанка Русского Трёхсвятительского подворья в Париже, страдавшая сильными и ничем не излечимыми головными болями увидела во сне грот, в котором стояла высокая женщина. У ее ног лежала разорванная книжка. Женщина спросила: «Почему русские не молятся мне в моем городе?» После многих попыток понять и выяснить, кто же была явившаяся ей во сне женщина, эта прихожанка, ничего не знавшая о святой Геновефе, как-то попала в местечко Сент-Женевьев-де-Буа, где находится грот, посвященный преподобной. И там она увидела наяву то, что видела перед тем во сне: в гроте стояла статуя явившейся ей святой, а на земле лежала разорванная книжка, оказавшаяся «Житием» святой Геновефы. После того, как прихожанка помолилась преподобной, головные боли у нее прекратились. А икона преподобной Геновефы на Трехсвятительском подворье стала особо почитаемой. (Васильев А. История почитания преподобной Геновефы Парижской. // Журнал Московской Патриархии. 1957, №5).
М о н а с т ы р ь «С в я т о й Ж е н е в ь е в ы».
——————————————————
Настоятельница монастыря «Святой Женевьевы», строгая монахиня
Матильда Краузе, склонившись над столом, просматривала тетради
своих юных воспитаниц, подчеркивала красным карандашом обнару-
женные ошибки. «Ах, как плохо пишут» — сокрушалась она, намери-
ваясь сделать выговор матери Гортензии, преподававшей француз-
ский язык. Она хотела позвонить, но в это время одна из мона-
хинь-надзирательниц подала ей на подносе для писем конверт. Ра-
зорвав его, Матильда Краузе прочла следующие строки:
«Вы просили меня подыскать вам такого человека, который был
бы, с одной стороны настолько силен, что мог бы выполнять раз-
личные хозяйственные работы и, с другой, чтобы не мог быть опас-
ным для вверенных вашему воспитанию девочек. Податель сего пись-
ма может быть совершенно безопасен в этом отношении, так как он,
как я заметил, непроходимо глуп и к тому же глухонемой. Свиде-
тельствую вашему преподобию мое глубокое уважение.»
Тарль де Мурлен.
— Вот, наконец-то, найден нужный нам человек! — прочитав все
письмо, сказала настоятельница, ожидавшей приказания надзира-
тельнице, — теперь будет кому обрабатывать наш сад.
— Вы правы, ваше преподобие, — ответила надзирательница, —
мало вероятно, чтобы этот человек оказался опасным.
— Приведите его ко мне в кабинет, — распорядилась настоятель-
ница, желая лично осмотреть нового человека, рекомендованного в
садовники.
Через минуту в кабинет вошел молодой человек, с блуждающим
взглядом и улыбкой, лет около двадцати, довольно чисто одетый и
по простой моде. «Действительно глуповат», — смерив его взглядом
заметила настоятельница монастыря, видя не сходившую с его лица
глуповатую улыбку.
— Жаль только, что он молод и довольно красив, — сказала она,
обращаясь к надзирательнице.
— Едва ли это обстоятельство может иметь серьезные послед-
ствия, когда он глупец и глухонемой, — почтительно сказала над-
зирательница.
— Ну, вы совсем не правы, — возразила матильда краузе, — де-
вочки очень любопытны и могут поинтересоваться его мужскими осо-
бенностями, а это может привести к печальным последствиям, хотя,
впрочем, они будут под строгим наблюдением, — добавила она.
— Конечно, мы не будем спускать с них глаз, — подтвердила
надзирательница.
— Растолкуйте ему как-нибудь, что он должен делать у нас и,
затем доложите мне о его способностях, — распорядилась насто-
ятельница, давая знак, что разговор окончен.
Надзирательница увела молодого человека в сад и мельком стала
показывать ему, что он должен делать: мести дорожки, срезать и
убирать сухие листья и сучья, колоть дрова.
Все это молодой человек понял обнаружив ловкость и силу. —
Да, он препонятливый, ваше преподобие, — сказала монахиня,
докладывая через два часа настоятельнице о результатах испытания
молодого человека.
— О, это отлично. — согласилась настоятельница, — условьтесь
с ним относительно вознаграждения, а главное следите затем, что-
бы он как можно реже встречался с нашими девочками.
— Получив строгий наказ по надзору за молодым человеком, весь
штат надзирательниц постоянно вертелся около него в саду, когда
юные воспитанницы, пользуясь часами отдыха, бегали резвились по
саду, придумывая разные забавы и игры.
Все это были молодые девушки, лучших фамилий, не старше шес-
тнадцати лет, вверенные воспитанию настоятельнице монастыря Кра-
узе, пользовавшейся великолепной репутацией строгой и благочис-
тивой женщины.
Основное внимание в воспитании своих воспитаниц было обращено
на то, чтобы девочки были совершенно не осведомлены ни о чем ка-
сающемся половых отношений и вообще интимных сторон жизни.
В их юные головки были внедрены понятия, что детей приносит
аист, что их находят на огородах, в капусте, что мужчины отлича-
ются от женщин только костюмом, что волосы растут в известных
местах от того, что они кушают баранину. Этот вздор рассказыва-
ется не только малышам, но и шестнадцатилетним девушкам. Нрав-
ственность девочек охранялась так строго, что даже ванны прини-
мались ими в сорочках, чтобы они не видели собственной наготы.
Конечно уродливость такого воспитания должна была сказаться и
вылиться в безобразные формы. Появление среди девочек молодого
садовника, конечно, было замечено. Высокий, стройный, с кудрявы-
ми волосами и прекрасными чертами лица он производил на девочек
чарующее впечатление. Многим из них хотелось вступить с ним в
разговор мимикой, но тотчас появлялась какая-нибудь воспитатель-
ница и шаловливые девочки должны были с разочарованием отходить
прочь. Главное им хотелось подтвердить свою догадку, что мужчина
отличается от женщины не только костюмом.
Таким постояннм надзором был чрезвычайно недоволен молодой
садовник Ксаверий де Монталь, ибо не этак он рассчитывал, когда
прочел объявление в «Основе христианской нравственности», приг-
лашающего молодого человека, сильного, глухонемого на постоянное
место.
Зная, что тот клерикальный журнал пользуется благословением
монастырей, занимающихся воспитанием и образованием молоденьких
девушек, Ксаверий де Монталь без особого труда догадался, почему
именно требуется глухонемой.
Будучи молодым повесой, совершенно свободным и независимым,
он переменил имя, взял на себя довольно трудную роль глухонемо-
го. Поступая в монастырь он надеялся, что ему будет легко сдру-
житься с девочками и посвятить их в запретные тайны.
Особенно ему нравилась одна прелестная воспитаница по имени
Клариса де Мурель, девочка лет около шестнадцати, с пухлыми ко-
ралловыми губками, тонкой талией и таким упругим бюстом,
как-будто две половинки яблока были спрятаны на ее девственной
груди. Веселая, резвая она чаще других подбегала к нему, выбирая
момент, когда не было около нее стерегущих аргустов.
Однажды, Клариса де Монталь, бегая вблизи садовника, осмели-
лась даже толкнуть его пальчиком и отбежав увидела, что этот
глупый, но красивый глухонемой парень сделал жест весьма похожий
на воздушный поцелуй.
«Глупый, однако, он не совсем деревяшка», — подумала она,
сделав это открытие и решила подойти поближе и познакомиться с
ним.
«Вот именно с этого роскошного цветка я буду обрабатывать
этот дивный сад», — подумал Ксаверий де Монталь, любуясь изящным
личиком девочки и ее большими красивыми глазами. Постоянный над-
зор не только ему самому, но и надзирательницам надоел, которые
предпочли бы сидеть в своих кельях, и пить кофе, как это было
раньше.
«И зачем наблюдать за ним, — думали они, — когда он дурак и
глухонемой, не подозревает даже своего мужского назначения?» Но
надзор за ним был неизбежен, ввиду строгого наказа самой насто-
ятельницы.
«Надо что-нибудь придумать, чтобы ослабить этот проклятый
надзор», — часто думал ксаверий, ломая голову над этой трудно
решимой задачей. В конце концов, он все-таки придумал и выкинул
фортель.
В день «Святой Женевьевы» персонал монастыря отпустил садов-
нику две кварты превосходного монастырского вина. Выпив это вино
и притворившись пьяным, Ксаверий перед приходом надзирательницы,
которая должна была принести ему обед, развалился на кровати, в
отведенной ему каморке и притворился глубоко спящим. Предвари-
тельно он принял такую позу, что принадлежность его туалета,
как-будто бы во сне сползла со своего места, обнажив ту часть
тела, которая обыкновенно тщательно скрывается.
Вошедшая монахиня сокрушаясь, покачала головой, увидев в та-
ком безобразном виде монастырского садовника, ставя на стол при-
несенный обед, она огорченно подумала о невоздержанности и неоп-
рятности мужчин.
Уходя, она, однако, не могла устоять от искушения, и взглянув
вдруг обмерла от удивления, увидев на том месте, где как она до-
подленно знала в дни своей молодости, находится мужская принад-
лежность, — было пустое место!!!
— Святая Женевьева! — про себя воскликнула она с радостью, —
а мы так боялись и охраняли от него наших девочек, а у него ока-
зывается, и нет ничего для них опасного, и он даже не мужчина!!!
Сделав такое открытие, она со всех ног, побежала доложить об
этом настоятельнице.
— Сама видела, ваше преподобие, — уверяла она настоятельницу.
— Не поверю, доколе сама не увижу, — произнесла та, не дове-
ряя глазам своей подчиненной.
Спустя несколько минут Матильда Краузе, в сопровождении над-
зирательницы вошла в коморку садовника и была поражена необычной
картиной.
С некоторым смущением, непонятным для нее, рассматривала она
покрытый волосами «лобок» выпившего садовника, крепко спящего.
На нем действительно, отсутствовало самое страшное для ее воспи-
таниц.
— Это чудо-милость божья «Святой Женевьевы», и нашему монас-
тырю, — сложив руки, умиляясь сказала монахиня, — это должно
быть большая редкость в мужском сословии, — продолжала насто-
ятельница, — и надо принять все меры, чтобы удержать его в нашей
обители.
Взглянув еще раз на пустое место, они, осторожно ступая, ос-
тавили его одного.
Как только они ушли Ксаверий весело рассмеялся. Его мужская
принадлежность, вытянутая и зажатая между ног, освободилась и
оказалась на надлежащем месте. И была она такой величественной,
что если бы видели ее монахини, то непременно пришли бы в ужас.
«Ну, кажется, дело идет превосходно, — думал Ксаверий, — вре-
мя для обработки сада, по-видимому наступило!»
На другой день все воспитанницы были удивлены, когда увидели,
что все надзирательницы исчезли, а они предоставлены сами себе.