ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — православная святыня, одна из немногих чудотворных икон, сохранившихся в оригинале, выдающееся произведение древнерусской живописи XIV века.
Икона двусторонняя: на лицевой стороне — образ Богоматери с Младенцем, сидящим на её правой руке, на обороте — Успение Богоматери; хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Донская икона принадлежит к одному из вариантов иконографического типа «Умиление», близкому к Владимирской иконе Божией Матери.
Отличительная иконографическая особенность Донской иконы — согнутые в коленях обнажённые ножки Младенца, поставленные на запястье руки Богоматери. Икона была создана для Успенского собора города Коломна в 1380-1390-е годы. Большинство исследователей связывают её с творчеством мастера, написавшего иконы деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля, которого отождествляют с Феофаном Греком.
Благодаря высоким художественным достоинствам икона стала известной вскоре после её создания, о чём свидетельствуют ранние уменьшенные списки (хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи). Первое упоминание об иконе, именуемой «Донская», встречается в летописях второй половины XVI века. Её прославление было связано с военными походами Ивана IV Васильевича и с воспоминаниями о победе над «агарянами» на Дону в 1380 году: в царствование Ивана IV великий князь московский Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской; основанная им накануне Куликовской битвы 1380 года церковь Успения в городе Коломна также стала именоваться Донской. Этот эпитет был перенесён и на хранившуюся там икону Богоматери.
После победоносного Казанского похода 1552 года Иван IV поместил прославившуюся Донскую икону в придворный Благовещенский собор в Кремле (пребывала в соборе до 1919 года, затем передана в Исторический музей, в 1930 году — Государственную Третьяковскую галерею). В 1591 году по молитве царя Фёдора Ивановича перед Донской иконой Москва была спасена от нашествия хана Гази-Гирея I. В память об этом событии основан Донской монастырь, для которого был выполнен точный список с чудотворной иконы. В похвальных Словах и Сказаниях об иконе отразились как реальные факты её истории XVI века, так и сочинённые в XVII веке легенды: например, об участии Донской иконы в битве на Дону, во время которой икону будто бы подарили князю Димитрию Ивановичу «донские казаки». Ежегодное празднование в честь иконы Божией Матери Донской с крестным ходом в Донской монастырь, совершаемое 19 августа (1 сентября по новому стилю), установлено в середине XVII века. По сложившейся c 1995 года традиции в день празднования икона переносится из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь.
Иллюстрация:
Донская икона Божией Матери. Феофан Грек (?). 1380-1390-е годы. Третьяковская галерея (Москва). Архив БРЭ.
Д. и. сложилось вскоре после создания, что доказывает наличие ее ранних уменьшенных списков, однако ее первоначальное название неизвестно. 1-е упоминание об этой иконе встречается в летописях сер.- 2-й пол. XVI в. В царствование Иоанна IV вел. кн. Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским (Хорошкевич. 1980. С. 101-102), так же стали называться и заложенная им перед Куликовской битвой ц. Успения в Коломне (1379-1382) (ПКМГ. Ч. 1. С. 293-294, 300-301), и хранившаяся в ней древняя чтимая икона Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь. Для него сделали список чудотворной иконы — «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15).
Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря)
Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.
В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д. и. усилилось. В 1692 г. архим. Донского мон-ря Антоний написал предисловие к вкладной книге мон-ря «Слово известное всем благочестивым христианам» (ГИМ. ОР. Дон. 18), в к-ром, основываясь на сведениях «Повести о честнем житии царя и великаго князя Феодора Ивановича» (ПСРЛ. 1965. Т. 14. С. 15), подробно изложил историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а также дополнил рассказ о победе на Куликовом поле актуальным для XVII в. вымышленным эпизодом о донских казаках, пришедших на помощь правосл. воинству и принесших в дар икону Донской Божией Матери. Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» (БАН ОР. 12.2.23. Л. 80-82 об., 2-я пол. XVII в.), созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой вел. кн. Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», вел. князь «повеле иконописцу образ пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иоанном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался ее список, отмеченный в писцовой книге города 1577-1578 гг. (ПКМГ. Ч. 1. С. 59). Об этом же сообщает предание, записанное Н. Д. Иванчиным-Писаревым в 1-й пол. XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей почти 2 века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города» (Иванчин-Писарев. 1843. С. 142).
С воцарением Петра I обороне юж. границ России стало придаваться большее значение; почитание Д. и. вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII — нач. XVIII в. было составлено неск. слов и поучений на празднование чудотворной Д. и., самые известные из к-рых — «Поучение» свт. Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского), написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. (РГБ. Тихонр. № 207. Л. 159-177, XVIII в.); появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архим. Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор вел. кн. Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» (РГАДА. Ф. 181. Оп. 4. Д. 327, 707. Л. 5). Сказание о Д. и. в традиц. варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского.
Третьяковская галерея на два дня расстанется с одним из своих шедевров – Донской иконой Божьей Матери. Именно перед ней молился Иван Грозный накануне похода на Казань, ею благословлял на царствование Бориса Годунова патриарх Иов. Иконе, которая почитается как чудотворная, более шести сотен лет. Раз в год она передается из Третьяковки в Донской монастырь для поклонения верующим. Рассказывают «Новости культуры».
Донская икона Божией Матери – один из самых древних образов в собрании Третьяковской галереи. Искусствоведы датируют его концом XIV века. Это та самая икона, которая, по преданию, была вместе с Дмитрием Донским во время Куликовской битвы. Существует мнение, что ее автором является прославленный иконописец Феофан Грек. Икона двусторонняя – на оборотной стороне, также относящейся к XIV веку, Успение Божией Матери. В Третьяковскую галерею икона попала в 1930-е годы из Исторического музея, куда в свою очередь была передана после изъятия в ходе революции 1917 года из Благовещенского собора Московского Кремля – домового храма русских царей. Уже двадцать лет в день празднования иконы Донской Божией матери этот образ торжественно переносится в Донской монастырь.
«Сама успешность этого 20-летнего проекта заключается в установлении очень творческих, очень дружеских, доброжелательных и таких живых отношений между такими участниками, как Министерство культуры, Русская православная церковь, Третьяковская галерея», – говорит заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега.
Икону перевозят из музея в храм в специально сконструированной для нее капсуле. Внутри находится прибор, который следит за климатическим режимом. Кроме того, в храме во время пребывания там иконы круглосуточно дежурит сотрудник Третьяковской галереи. За 20 лет, по словам реставраторов, не было ни одного случая повреждения.
«К счастью, происходит так, что, когда мы икону возвращаем назад и осматриваем памятник, получается так, что, в общем, икона находится в стабильном состоянии», – говорит реставратор высшей категории отдела реставрации Государственной Третьяковской галереи Антонина Собаршова.
Третьяковской галерее удалось найти оптимальный вариант сотрудничества с Церковью. При музее действует храм, в котором уже много лет хранятся шедевры древнерусской живописи из собрания Третьяковки. В храме поддерживаются все музейные условия. Именно здесь находится и самая чтимая в России Владимирская икона Божией Матери, перед которой верующие имеют возможность помолиться в любой день. Именно такую форму настоятель храма считает наиболее удачным примером сотрудничества.
«Не все, конечно, музеи имеют храмы, но Русский музей имеет храм рядом, наш Пушкинский музей тоже имеет храм рядом, Эрмитаж вообще имеет два храма, все это есть. На мой взгляд, есть примеры хорошие, когда музей в определенные дни позволяет в зале, допустим, отслужить молебен перед тем или иным образом», – замечает настоятель храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов.
Празднование Донской иконы Божией Матери – престольный праздник Донского монастыря. Поклониться ей верующие смогут с вечера субботы до утра понедельника.
Новости культуры