Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть
Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчисленных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, пророк для уничтожения такого недоумения говорит: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» Слово: «кто» здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью.
Это мы говорим не для того, чтобы ваши души предавались беспечности, но чтобы ободрить впадающих в отчаяние. «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч.20:9)? Но для чего говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его, то и он не мог бы устоять. В самом деле, что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков, был ревнителем отеческого закона, видел совершавшиеся знамения, и однако, оставался гонителем и переменился не прежде, как получив чудное видение и услышав страшный глас; а до того времени все приводил в смятение и разрушал. Но Бог, не смотря на все это, призвал его и удостоил великой благодати. А верховного Петра, не обвиняет ли то, что он подвергся тяжкому падению после бесчисленных чудес и знамений, после такого предостережения и совета? Но Господь, не смотря на это, поставил его первым апостолом. Потому и говорил: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:31–32). После этого, если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех нашел бы виновными. Вот почему и Павел говорил: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4). «Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи». Не напрасно пророк употребляет повторение, но в знак своего удивления и изумления великому человеколюбию Господа, бесконечному Его величию и неизмеримой пучине Его благости. «Кто устоит?» Не сказал: кто убежит, но: «кто устоит?» Не в состоянии будет, говорит, даже устоять. «Ибо у Тебя (лишь) очищение». Что значит: «ибо у Тебя… очищение» Избежать наказания можно не за наши добродетели, но по Твоей благости, потому что избавить от суда зависит от Твоего человеколюбия. Если мы не удостоимся его, то наши дела не в состояние спасти нас от будущего гнева.
Объясняя это, сам Бог чрез пророка говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис.43:25), т.е. это – Мое Дело, дело Моей благости, Моего человеколюбия; твои дела никогда не в состоянии избавить тебя от наказания, если не присоединится Мое человеколюбие. И еще: «Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис.46:4).
Беседы на псалмы. На псалом 129.
Да беречися, чтобъ никако же огонь в то масло не кренулъ, того ради невозможно его потушит, и подкладывай огонь, дондеже течет масло, и как перестанетъ, и ту скляницу не замай в огнЪ, дондеже простынет; и потом то гнЪздо выкинь, аще тот сосудъ крЪпок, и еще наполняй ево, тЪм же обычаемъ перепускай, и то твори, дондеже доволенъ будеши маслом.
Есть, госпоже, у мене богатества много — и злата, и сребра, и бисера многоценнаго множество; возми у мене, госпоже моя, что хощеши, токмо смирися со мною и не дей мене к тому и буди ми, госпоже моя, друг любимый, и отиди, госпоже моя, от мене с честию великою, дондеже де прогневаюся на тя, и отбежи, госпоже, от мене скоро, дондеже не возгорится ярость моя на тя».
Аще жена кая от мужа прелюбы сотворит, он же веляше срам еи вырезати и кожю содрати, и привязати ея нагу, и кожу ту на столпе среди града и торга повесити, и девицам, кои девьства не сохранят, и вдовам також, а иным сосца отрезаху; овым же кожу содравше со срама ея, и, рожен6 железен разжегши, вонзаху в срам еи, и усты исхожаше7, и тако привязана стояше у столпа нага, дондеже плоть и кости еи распадутся или птицам в снедь будет.
Напали вы на него, аки волки гладные, не пощадили вы в нем никакого мужеска возраста, ни стара, ни мала, дондеже и владетелей посекли всех до единого.
Но я много читал, и моё представление о русском писателе сложилось в красивый сказочный образ: это суровый глашатай правды, он одинок среди людей, никем не любим, обладает несокрушимою силою сопротивления врагам справедливости, и, хотя враги усердно вымораживают его душу, она неистощимо пламенна и — «дондеже есмь» возжигает свет во тьме.
Он часто пытался представить себе их облик, и ему всегда представлялись сидящими в низких кельях со сводчатыми потолками, в высоких шапках — и в келье обязательно должны быть ендова и братина — он плохо понимал, что это такое, но сами слова были такими вкусными и сытными на вкус — и потому в каждой келье это обязательно было — и когда они сидели в задумчивости с гусиным пером за ухом, то в голове у них шевелились тоже красивые слова сице, зане, дондеже.
В сpедневековом «Диспyте Hахманида» иyдей толкyет псалом «Рече Господь Господy моемy седи одеснyю Мене дондеже положy вpаги твои к подножию ног Твоих».
Следовательно, когда уходят в небытие «дондеже», «приснопамятный», «семо и овамо» или «интеллигент», то это частица самосознания народного отрывается с кровью, и, может быть, образуется такая рана, которая не затянется никогда.
Будучи уличенные в винопитии, они бывали не раз вторгаемы в губернское узилище – «дондеже не отрезвятся и в разум окончательно не придут…».
И как тЪсто сухо будет, чЪм запечатана скляница, тогда по малу огня прибавливай, дондеже станет скляница та гораздо потъти; и как вода с неЪ потечет, и тогда гораздо поддай огня, и истечетъ масло велми собою красно.
Правмир продолжает объяснять трудные места богослужения. Филолог Любовь Макарова разбирает песнопения Всенощного бдения.
Предыдущие статьи:
- Приидите, припадем…
- Гони правду!
- Как растворяются воздухи
- Да исправится молитва моя – я крокодила пред тобою
Стихиры воскресные, стихиры из Триоди или из Минеи (памяти события или святого данного дня) припеваются (присоединяются) к стихам вечернего псалма «Господи, воззвах к тебе, услыши мя», точнее к отдельным стихам 141-го псалма «Изведи из темницы душу мою…», 129-го — «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…» и 116-го — «Хвалите Господа, вси языцы…».
На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир; если стихир положено 10, то пение начинается со стиха «Изведи из темницы душу мою…», вслед за которым поется первая воскресная или праздничная стихира, если 8, то со стиха «Из глубины воззвах к Тебе…», потом стихира. Пение стихов псалма и стихир чередуется: на каждый стих псалма приходится одна стихира.
photosight.ru. Васисуалий Гвоздадзе
Изведи из темницы душу мою, испове́датися имени Твоему
Выведи наружу, из темницы душу мою, чтобы славить имя Твое; именно так, «возвещать славу», «славить», переводится церковнославянский глагол испове́датися.
Мене ждут праведницы, до́ндеже возда́си мне.
Церковнославянский глагол воздати (ср. с современным «воздать по заслугам», «воздаяние») имеет значение «отдать», «отплатить»: давно ждут праведники, что Ты воздашь мне по делам моим (союз «дондеже» означает «пока», «до тех пор, как», «когда»). Или в более поэтичном старом переводе: вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой
Из глубины сердца я воззвал к Тебе, Господи; Господи, услышь голос мой; слово «глубина» в церковнославянском может означать также «пучина, море»: во глубине постла̀ иногда… (в море некогда уложила сила Божия и т.д., см. ирмос канона 2-го гласа).
Да будут уши Твои внемлющее гласу моления моего
Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит?
Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Назира́ти, назре́ти значит «примечать», «наблюдать», а постояти – «устоять», «выдержать». И дальше: яко у Тебе очищение есть – ибо у Тебя есть прощение (очищение).
И́мене ради Твоего потерпе́х Тя, Господи, потерпѐ душа моя в слово Твое –
ради имени Твоего ждал (потерпети по-ц.славянски «ждать», «полагаться», «надеяться») я Тебя, Господи, ждала душа моя по слову Твоему; упова̀ душа моя на Господа – надеялась душа моя на Господа (уповати значит «надеяться», ср. Господь упование мое… или упование на Тя надеющихся).
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа:
стража – античная мера времени: в евангельские времена ночь делилась на 4 стражи, т.е. 4 раза за ночь менялась городская стража; таким образом стража – промежуток времени от одной смены до другой. Т.е. с утра и до ночи да надеется Израиль (т.е. все иудеи) на Господа.
Продолжение следует…
Кстати, церковнославянское разум (в разуме поющих Тя, см. заголовок) одним из значений имеет «внутреннее знание», «разумение»; таким образом этот отрывок из кондака праздника Богоявления (и свет Твой, Господи знаменася на нас, в разуме поющих Тя) следует перевести, например, как «и свет Твой, Господи, означен на нас, воспевающих Тебя в духе».
Использованы словари
Предлагаемое читателю издание посвящено выдающемуся регенту XX века, заслуженному профессору Московской Духовной академии архимандриту Матфею (Мормылю; 1938 ‒ 2009) и приурочено к десятилетию со дня его кончины.
Отец Матфей руководил хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры почти полвека (1961 ‒ 2009). Благодаря его трудам хор достиг профессиональной певческой высоты и неповторимого художественного своеобразия.
Почти четверть века хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сопровождал все торжественные патриаршие службы, принимал участие в значимых событиях жизни Церкви, с успехом представлял русское богослужебно-певческое искусство за рубежом.
Автор церковной музыки и многочисленных гармонизаций, отец Матфей внёс существенный вклад в возрождение богослужебной жизни обители преподобного Сергия и формирование литургической традиции Русской Церкви после долгого периода гонений.
Книга состоит из двух частей. В первой части изложена биография отца Матфея, а также раскрываются различные аспекты его профессиональной деятельности: формирование репертуара, принципы хормейстерской работы, рассматривается стиль пения лаврского хора. Во второй части собраны воспоминания певчих хора отца Матфея, приводятся выдержки из его высказываний на семинарах по церковному пению.
С другими новинками библиотечного фонда Казанской православной духовной семинарии можно познакомиться .