10 сентября 2011 года на Большой спортивной арене «Лужники» в Москве актер, режиссер, опальный православный священник и политик Иван Охлобыстин представил вниманию нескольких десятков тысяч зрителей философский манифест под названием «Доктрина-77». Афиши этого мероприятия интриговали москвичей еще в середине лета, но никаких подробностей заранее не раскрывалось — до самого начала сентября, когда Охлобыстин объявил о своем желании бороться за президентское кресло на грядущих выборах.
Декорации и звуковое оформление стадионного перформанса, а также драматичная подача Охлобыстина — эдакая уверенность в себе на грани истерики — вызывали самые неоднозначные ассоциации. Либералы заранее заподозрили в нем выпускника театрального училища имени А. Гитлера — тем более что афиши «Доктрины» были окрашены в черно-желто-белые «имперские» цвета, которые так любят русские националисты, а число 77 невольно ассоциировалось с 88 — кодовым обозначением словосочетания «Хайль, Гитлер!».
Впрочем, антураж выступления Охлобыстина получился не совсем в духе мюнхенской пивной. Скорее, это было действо в лучших традициях тоталитарных религиозных сект конца XX столетия. Белая светящаяся пирамида в центре, дымовые машины, грустная и прекрасная музыка, оратор с микрофоном-гарнитурой и прочие атрибуты Большого Шоу. Судя по свидетельству очевидцев, Охлобыстин не ввел публику в транс, но заставил призадуматься — к метро люди шли нешумными кучками, осторожно обсуждая увиденное.
При этом по ходу действа на выступление «шута горохового», как охарактеризовал себя сам Иван, народ реагировал весьма живо. Люди аплодировали, одобрительно улюлюкали и даже повизгивали — не иначе как фанатки «Интернов» подтянулись. Выглядело это довольно пугающе, особенно в те моменты, когда Охлобыстин от расхожих истин вроде «мы русские не лучше других, мы просто иные» переходил к занимательной конспирологии, поминая «золотой миллиард» и план Даллеса.
Впрочем, конспирологии вокруг «Доктрины-77» оказалось достаточно и без копания в мутной философии Охлобыстина с его «Империумами», «Иными» и прочими многозначительными терминами с большой буквы. Так, вскоре после завершения действа в «Лужниках» либеральные представители блогосферы радостно обнаружили, что на сайте сотового оператора «Билайн» имеется тарифный план под названием «Доктрина 77», из чего немедленно сделали вывод о том, что весь спектакль был затеян ради пиара этой черно-желто-полосатой компании.
Рекламный плакат тарифного плана «Доктрина 77». Источник: euroset.ru Lenta.ru
Одной из первых об этом написала самая обаятельная и проницательная Марина Литвинович, тонко подметившая, что народ «глубоко и круто на*бали». Позже ту же самую фактуру взял на вооружение блогер teh_nomad, забабахав проплаченный (с пометкой promo) пост на верхушке топа LiveJournal. Странно, что разоблачители как-то не сопоставили масштабы затрат на рекламу и проведение «Доктрины-77» (а это десятки миллионов рублей) с достаточно мелкой по маркетинговым понятиям целью. Неужели ради одного локального тарифа (подключиться к нему можно только в Москве и Подмосковье) действительно стоило затевать такую катавасию?
Разоблачители также почему-то не обратили внимания и на то, что своих связей с «Билайном» Охлобыстин никогда особо не скрывал. Он, например, заранее отрекламировал онлайн-трансляцию из «Лужников» на сайте сотовой компании. Он же постфактум заявил, что сам придумал фирменный тариф «для удобства общения с единомышленниками».
В конце концов ясность в ситуацию пришлось внести собственно «Билайну». Представители компании Наталья Меншутина и Екатерина Турцева поочередно рассказали «Слону» и редакции LiveJournal.ru о том, что «Доктрина 77» — это партнерский тариф с «Евросетью», приобрести который можно только в соответствующих салонах связи, в офисах «Билайна» он не продается.
«Как вы знаете, Иван Охлобыстин — креативный директор ‘Евросети’, и у нас с этой компанией много партнерских проектов, одним из которых стал этот тариф, — заявила Меншутина. — Сразу хочу сказать, что ‘Билайн’ здесь играет техническую роль, мы не можем сказать, что разделяем философские взгляды Ивана Охлобыстина, это его личное дело. Этот тариф — нишевое предложение, и ясно, что оно не даст нам более 0,1 процента от продаж. Это разовый проект, сейчас из-за шумихи его кто-то купит, а потом, как мы думаем, он быстро потеряет популярность».
Разовый — не разовый, а на людей участие «Билайна» и «Евросети» в раскрутке Охлобыстина в качестве нового отца нации произвело неоднозначное впечатление. К утру понедельника, 12 сентября (спустя менее двух суток после «Лужников»), начался процесс, который можно охарактеризовать как троллинг второго порядка. Бдительный Илья Варламов (такое впечатление, что у него нюх на анонимных организаторов уличных акций) обнаружил у одного из офисов «Евросети» плакат «Евросеть — кандидаты просто ох*еть». В логотип вместо российского флага был вплетен имперский, а снизу красовалось задорное изображение Охлобыстина с призывом голосовать за Ивана в обмен на iPhone 5. Комментарии к этой инсталляции, пожалуй, излишни.
Иван Охлобыстин на стадионе «Лужники». Фото РИА Новости, Руслан Кривобок. (Нажмите, чтобы увеличить) Lenta.ru
Кто бы ни стоял за амбициозной «Доктриной-77», отдельные ее постулаты наверняка будут с энтузиазмом приняты «альтернативно мыслящими» православными, разномастными славянофилами, уверовавшими в мировое правительство конспирологами и другими людьми пытливого ума и гордого духа. Манифест Охлобыстина по степени концентрации противоречий на самом деле очень похож на него самого — увлеченного йогой и мотоциклами татуированного православного священника, которому РПЦ запретила служить, дабы не вводить людей в смущение. А он-таки вводит, подлец, причем талантливо:
«Руководствуясь какими признаками я буду определяться с вопросом принадлежности к русскому народу? Или нужен некий допуск? Смогу ли я себе его позволить? Смогу ли я смотреть в глаза еврею, который в большей степени, чем я, православный христианин, а выходит — русский, по его преданности канону Русской Православной Церкви? Смогу ли я быть честным, противопоставляя себя лезгину-мусульманину, восстановившему десятки православных храмов из соображений их необходимости русскому населению — спивающемуся русскому населению в опустошенном пригороде по сути мертвого города в окрестностях Волги, где находится родовое кладбище моей семьи? Стоит ли мне жить, если я направлю оружие в грудь буддиста-бурята, когда-то подставившего эту грудь, прикрывая мою от вражеской пули? Нет на это допуска! Нет!»
Хорошо бы те тысячи молодых людей, которых привлекла «имперская» раскраска постеров «Доктрины-77», не упустили этот пассаж и задумались, что именно они имеют в виду, когда в следующий раз, например, по ходу футбольного матча им нужно будет, соблюдая этикет толпы, выкрикнуть: «Русские, вперед!» Кстати, самое интересное для футбольных болельщиков 10 сентября 2011 года происходило отнюдь не на БСА «Лужники», где на фоне белой пирамиды красовался Иван Охлобыстин с кинжалом, оглушительным гонгом и патриотическими идеями. Гораздо занимательнее было зрелище на подмосковной «Арене ‘Химки'», где столичные армейцы в одни ворота проиграли динамовцам — 0:4.
10 сентября 2011 года в 20:00, в Москве, на БСА «Лужники» (Большая спортивная арена), прошёл литературный вечер Ивана Охлобыстина «Доктрина 77». Вечер сложно отнести к какому-либо из известных жанров. Неординарный человек с неординарной карьерой — Иван Охлобыстин говорил со зрителем с вершины, отстроенной в центре стадиона белой, двадцатиметровой пирамиды, о вопросах тревожащих его, как художника, философа и гражданина. Этот литературный вечер для самого Охлобыстина является неким символом «повзрослевшего» за последнее десятилетие общества, его способности к серьезным размышлениям и серьезным поступкам.
По словам самого отца Иоанна: «Человек, купивший билет на этот литературный вечер, должен ясно отдавать себе отчет в том, что его приглашают думать». Организаторы литературного вечера Ивана Охлобыстина оставляют за зрителем право разделять или оспаривать мнение оратора, однако «важен даже не этот выбор, а живая демонстрация обществу и всему миру, что русские люди выходят из периода интеллектуальной и чувственной стагнации и в российском обществе начинается новый этап самоидентификации».