Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №810
города Москвы
Конспект урока ОРКСЭ
(модуль Светская этика)
в 4 классе
«Добродетель и порок»
Подготовила учитель начальных классов
Небольсина Яна Игоревна
Москва
2014
Цель: Создать условия для понимания терминов «порок» и «добродетель».
Задача: Осуществлять нравственное развитие и воспитание учеников.
Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк, интерактивная доска.
Тема: Добродетель и порок.
Организационный момент.
Приветствие.
Повторение.
1. Каковы особенности морали?
2. Что означает светская этика и что изучает данная наука?
3. Кто был основателем науки «Этика»?
4. Как возникла мораль?
Ответы учеников.
Для чего сейчас вы повторяли темы, изученные на прошлых уроках?
Ответы детей.
Актуализация.
Как вы можете охарактеризовать понятие «добро»?
Как добро связано с добродетелью?
Что такое добродетель и чем она отличается от добра?
Ответы учащихся.
Что противостоит добру?
Что противоположно добродетели?
Ответы учащихся.
(Как правило, дети не знакомы со словом «порок»).
Подготовка к формулированию темы урока.
Давайте воспользуемся нашим интерактивным толковым словарем.
Значение слова Добродетель:
Добродетель — Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок). // Высокая нравственность, моральная чистота.
Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ответы учащихся: тема урока Добродетель и порок.
Запишите тему и определение слова из словаря в тетрадь.
Какие добродетели вы можете перечислить?
Какие пороки вы знаете?
Как бороться с пороками?
Ответы учащихся.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 16 и 17. Прочтите текст параграфа. Рассмотрите иллюстрации.
Кого вы видите на данных фотографиях?
Что объединяет этих людей?
Можно ли всех их назвать добродетельными людьми? Почему?
Что вы знаете о Чулпан Хаматовой и благотворительном фонде «Подари жизнь»?
Ответы учащихся.
Посмотрите и послушайте музыкальный клип о деятельности фонда.
Как в наше время можно помочь больным детям?
Ответы учащихся.
Французский писатель Этьен Кей писал:
Как только мы хотим продемонстрировать добродетель, она исчезает.
Как вы понимаете данное высказывание?
Ответы учащихся.
Домашнее задание:
Подготовьте письменное мини сообщение о Льве Яшине, Ирине Слуцкой и Юрии Гагарине, портреты которых вы видите на страницах параграфа 7. Можно разместить ваше сообщение в интерактивном пространстве.
Рефлексия.
Какие чувства были у вас при просмотре фильма?
Что нового узнали сегодня на уроке?
Хорошо ли поработали сегодня?
Ответы учащихся.
Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?
Как каждый из вас сегодня оценивает свою собственную работу на уроке?
Поднимите руку, кто считает свою работу на уроке активной и плодотворной.
Поднимите руку, кто считает свою работу сегодня недостаточно активной и постарается быть активнее на следующем уроке.
Учитель устно оценивает особенно активно работавших на уроке учеников.
Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?
Спасибо за урок.
Литература, использованная в работе:
Учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва, Просвещение — 2013 год.
Интернет ресурсы, использованные в работе:
АРИСТОТЕЛЬ О СОВЕСТИ КАК ВАЖНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ ЧЕЛОВЕКА
Егоров Александр Владимирович
канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Иркутск E-mail: eia6608@mail.ru
ARISTOTLE OF CONSCIENCE AS AN IMPORTANT VIRTUE OF MAN
Alexander Egorov
сandidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается сущность и функции разумной души человека в воззрениях Аристотеля. Автор показывает, что разумная душа, основанная на мыслительной и нравственной природе, включает в себя добродетель совести. Срединная установка, по Аристотелю, есть своеобразная форма умеренности, связанная с добродетельной человеческой совестью.
Ключевые слова: этика; добродетель; этическая и дианоэ-тическая добродетель; разумная душа; добродетельная душа; государство; умеренность; срединная установка; совесть; совестология.
Аристотель является создателем качественно новой системы знаний, ранее не существовавших в античном мире. Эта система знаний опиралась на обширный эмпирический материал естествознания и общественных наук того времени. Аристотель один из первых ввел этику в систему научно-философского знания, определил ее предмет. Он один из универсальных мыслителей видел в этике важную практическую цель — воспитывать в каждом свободном человеке качество гражданина.
Аристотель оказал самое сильное влияние по сравнению со всеми жившими до него философами на развитие человеческой мысли, благодаря созданной им философской системы научных дисциплин. Основу этой системы составляет логика и метафизика, учение о разумной душе. Разумная душа — это добродетельная душа, наделенная интеллектом, умом и активностью. Активность души, определяется активностью разума, и она связана со счастьем человека. Добродетель есть живое воплощение души, её состояние в свою очередь обогащает ум человека знаниями и прививает определенные навыки, привычки человеку. Добродетель активизирует мыслительную деятельность человека. По Аристотелю, душа человека, наполненная знаниями, должна служить отправным материалом в мышлении и жизнедеятельности человека. Выходит, что добродетель -это осмысленные знания в действии и в поступках человека. Активность души должна быть достойной человеческой цели.
Аристотель отмечает, что человеческий разум, ум есть нечто сверхъестественное, божественное, и что он дан от Бога. «Интеллект приходит извне и как таковой, он божествен» . Целесообразная активность души и разума, направленная на совершенствование человека есть отличительная особенность его от всех прочих существ, замечает Аристотель. Только разумная душа, наделенная интеллектом, способна учиться добродетели. Совесть, по Аристотелю, есть одна из добродетелей души человека, которую надо воспитывать. Душа человека как носитель добродетели способна усваивать знания о добре, истине и справедливости.
Разумная душа ориентирует человека на умеренный способ жизненных интересов и потребностей. За гранью разумной срединной меры человека ожидают неприятности, то есть его неосознанные запросы чреваты последствиями. Чтобы достичь нравственных целей, по Аристотелю, необходимо соединение дианоэтических и этических добродетелей. Чтобы быть мужественным, справедливым, совестливым, надо знать, к какой сфере знаний и деятельности они относятся, знать, что они являются качеством человека и общества. Быть добродетельным,
значит, быть совестливым. Добродетель рассматривается как процесс, она должна подтверждаться человеком в его бытии. Добродетель совести предполагает духовное воспитание, которое не обходится, по Аристотелю, без разумной души. Душа, одухотворенная разумом задается целью жить по совести, становится жизненной силой. Разумная душа — это нечто цельное, вмещая в себя многие добродетели, она позволяет человеку быть социальным существом. Это ценное качество в человеке присущее только гражданам. Выходит, что нравственные качества человека не могут стать реальностью без дианоэтической сферы.
Если этическая добродетель ограничивается волевыми качествами человека, то дианоэтическая (дианойя- гр.dianoia- сила мысли) включает нравственные силы человеческого разума — это смышленость, рассудительность, мудрость, проницательность человеческого ума . Добродетель оживает под влиянием дианоэтического разума. Единство дианоэтического разума и этических добродетелей ведут к реализации государственной цели, бытию народов и их культурных деяний. Важно отметить, что желания человека ограничивает разумная душа со срединной добродетелью. Отсюда разумной душе свойственны добродетели с определенным содержанием. Спрашивается, активизирует ли душу добродетельная совесть?
Добродетель как качество души связана с благом и добром человека, она есть мера нравственных поступков. Благо, по Аристотелю, есть то, что соответствует указаниям божественного разума. Только божественный разум безошибочен, справедлив и универсален, а поэтому совестлив. Добродетель — это уже благо души, и ее содержание должно совпадать с благом государства. Жить по добродетели означает соблюдать, прежде всего, закон социального соответствия -закон такой науки как «совестология». Разумная душа не может проявляться без добродетельной совести. Добродетельная совесть активизирует душу, и она связана с разумом.
Воспитание добродетелей — это достижение совершенства в каждом виде деятельности человека. Быть добродетельным, по Аристотелю, означает обогатить душу знаниями, воспитывать ответственность, служить государству. Аристотель считает, что человек — это политическое общественное существо, которое не может существовать вне государства. Добродетель — это человеческая мера, связанная с самосознанием, что срединный путь развития людей возможен человеку только с разумной душой, но это дано не для всех социальных сословий. В добродетели человек находит свою человеческую совесть, свою причастность к государственным делам и обществу. Выходит, что основа совести в добродетели, совесть проявляется как человеческая мера нравственности,
она не может граничить с двумя противоположными крайностями. Срединная человеческая мера соприкасается со многими добродетелями, и в частности, с совестью. Спрашивается, все ли люди могут руководствоваться таким критерием, если они не обладают знаниями? Срединный критерий жизнедеятельности людей предполагает действенные знания, это аристотелевский рационализм, которому уделяется большое внимание. Совесть как форма проявления срединного блага дана не всем. Поступая по совести, руководствуясь разумной добродетелью, по Аристотелю, человек получает душевное удовольствие и духовное удовлетворение.
Совесть — это приобретенная добродетель, ибо она проявляется на уровне осознанного разумного поступка. Аристотель отводит разуму руководящее место. Разум часть определяющей души влияет на чувственную волевую краску поступка. Душа, выражает благие интересы человека, которые должны совпадать с интересами общества и в этом есть проявление совести. Совесть не может быть эгоистичной и не может быть неразумной добродетелью. Добродетель совести -это и есть дианоэтическая, разумная душа. Разумная душа избирательна. Души людей, по Аристотелю, рассматриваются по социальному статусу. Раб отстранен от духовной деятельности, он не гражданин, ему приписан только физический труд. Такое состояние узаконено божественным глазом и перстом.
Душа — это концентрированное состояние чувственного и разумного в человеке. Соотношение разумного и чувственного зависит от возраста, обучения и воспитания. Умственное развитие приходит с годами, но в любом случае душа не может быть только разумной или только чувственной. Душа — это специфическая форма энергии, которая ищет выхода и находит свое проявление в поступках и деятельности человека. Душа — это выражение волевого действия, обогащенного умом и окрашенного чувствами. Можно сказать, что совесть — это добродетель, вооруженная знаниями и поступающая в соответствии с их требованиями. Мы не редко говорим, что этот человек доброй души. Разумная душа находит свое проявление в совестливых отношениях человека. Совесть — это функция добродетельной души, это осознанная ответственность за свое поведение. Совесть проявляется на уровне нравственных потребностей, она основывается на знании, справедливости и умеренных жизненных запросах человека. Добродетель — это качество души, воспитание и проявление её равносильно совести. Добродетель, по Аристотелю, приобретённое самосознание умеренности, удерживающая человека от ошибок и неудач. Человек становится нравственным, добродетельным
благодаря соответствующему государственному устройству и воспитанию. Добродетельный, т. е. воспитанный человек живёт и действует по совести, потому как руководствуется знающей и разумной душой.
Добродетель по своей сущности — это благотворение, которое совпадает с запросами и потребностями государства. Жить по основам добродетели означает соблюдать закон социального соответствия, закон совестологии. Выходит, что добродетель совести есть человеческая мера, связанная с самосознанием, это срединный путь развития людей, но он дан не для всех. В добродетели человек находит свою причастность к общественным и государственным делам. Раб, по Аристотелю, вне морали и политики, у него нет разумной души, хотя он может предаваться чувственным переживаниям. По Аристотелю, если человек принадлежит другому, является его собственностью, то его не может посещать блаженство. Блаженство ставится в рамки добродетели и связана с интеллектуальной деятельностью. Добродетель есть человеческое качество, но оно приобретается, воспитывается, её надо не только знать, но ей надо владеть и уметь пользоваться не во вред себе и государству. «В добродетельной личности, замечает Аристотель, снимается раздвоенность» .
В душе, отмечает Аристотель, есть место для разума, который не возникает и не подлежит гибели. Все части души гибнут вместе с телом, за исключением ума. Ум, по Аристотелю, вечен и неуничтожим. Дело человека в его разумной деятельности, в его целенаправленной добродетели. Добродетель — это форма проявления ума в согласии с поступком, она связана с самосознанием разумной души и с определенной самооценкой. Разумная душа не может быть бессовестной и бездеятельной. Она ответственна, способна созерцать истину, быть чистой формой. Способность осознавать цель общества, идти к ней возможно только с помощью разумной души. А это говорит о том, что в жизни человеческого общества есть совесть и формы её правления. «Совесть, по Аристотелю, это суд доброго человека» . По Аристотелю, успех воспитания зависит от соответствующего уклада жизни, от укоренившихся в обществе нравов и государственного, политического устройства. Добродетельная душа, по Аристотелю, способна чувствовать, испытывать долг. Душа ведает и осознает, что собой представляет долг, и какое значение он играет для личностного самосознания. Долг человека рассматривается как счастье, как осознание причастности к общему делу — государству. Аристотель указывает, что осознание долга как наиболее общей добродетели, можно достичь путем воспитания и трудом. Чтобы быть признанным обществом, нужно уметь, желать и делать добро, а для этого душа
обязана трудиться, при этом невозможно трудиться в обществе, не будучи человеком нравственно-добродетельным.
Основным и естественно первым уровнем познания Аристотель считает чувственное познание, которое связано с конкретным бытием. Чувственное познание помогает человеку овладеть единичным, конкретным предметом. Более глубокое познание Аристотель связывает с познанием общих взаимосвязей. Постижение общих свойств, явлений возможно, по Аристотелю, только с работой разума, интеллекта, который приводит в логическую систему накопленный чувственный опыт. Систематизированный, научный уровень есть вершина познания жизни. Чувственное и рациональное познание представляют собой единый и цельный процесс.
Цель человеческого бытия — это непрерывный процесс познания. По Аристотелю, этот процесс развертывается на основе врожденных задатков человека и возможности постижения личностью добродетелей. Воспитание добродетелей — это форма проявления самосознания и самопознания. Только разумные души обладают способностью осознавать счастье жизни. А жизнь есть активная форма проявления души «Душа, по Аристотелю, первая энтелехия — акт физического тела, имеющего жизнь в потенции» .
В трактате «О душе» Аристотель пишет, что разумная душа есть причина духовного развития, она как цель и как сущность одушевленных тел. Разумная душа способна мыслить и познавать мир. Процесс познания начинается с ощущений, восприятий, вычленяя единичное и индивидуальное.
Под природой человека Аристотель понимал его физические и психические задатки. Значимую ценность Аристотель придавал положительным привычкам, которые надо развивать. Добродетель, по Аристотелю, должна быть осознанна так, например, «мужественным можно быть не по принуждению, а по тому, что это прекрасно» . По настоянию и желанию разумной души должны быть и разумные поступки человека. Аристотель, говоря о Боге, допускает его присутствие, наделяя его чистой «энтелехией», актом, энергией, имеющей цель в самом себе. Бог есть чистый акт и интеллект, лишенный материи, есть духовная ценность, вечное движение, разумное «Начало». Интеллект как божественный дар приходит человеку извне, он трансцендентен и не подлежит порче. Пришедший интеллект издалека остается в душе человека в течение всей его жизни. Высшее счастье и долг заключается в развитии активности разумной души человека. Знания и мышление, связанные с самосознанием и деятельностью человека есть форма проявления совести. Только разумная душа
способна пробудить интерес человека к знаниям, воспитать его ответственность перед государством.
Важным фактором воспитания совести является государство. Государство желает человеку добродетельных поступков, без которых нельзя достичь ему благосостояния. Жизнь в государстве является социально-естественной сущностью человека. Аристотель, говоря о добродетельной жизни, отвергает чрезмерное обогащение, роскошь и бедность людей. «И бедность, и богатство-это нарушение меры должного» . Уравновешенную и благополучную жизнь он видел в её умеренности. Аристотель осуждает тех, кто свои усилия направляет на обретение власти и получение наслаждений. Достойная жизнь свободного гражданина — это практическая жизнь, связанная с нравственными поступками и политической деятельностью.
Аристотель отмечает, что наше чувство, желание, страсти подчас тяготеют к излишествам, и в этом смысле они недоброжелательны. Но только разум помогает человеку избавляться от крайностей, разум определяет нам «точную меру», средний путь в жизни. Умеренность, стало быть, есть вид добродетели, удерживающий нас от ошибок и неудач. Путь добродетельной совести связан со срединными качествами и желаниями человека. Добродетель умеренности не есть качество человеческой посредственности, она — высшая ценность, поскольку означает победу разума над инстинктами. Среди всех добродетелей есть справедливость, в которой спрессованы и совесть, и долг. Лишь с учетом справедливости можно дать меру всем благам, достоинствам и их антиподам. Справедливость подменяет совесть, эта добродетель, затрагивает интересы многих людей, это идеал добродетельного человечества. Известно что, принцип справедливости должен быть всегда, но всегда ли он себя реализует? Поэтому Аристотель большое внимание обращает на гармонию дианоэтической и этической добродетели, сочетая справедливость, рассудительность с деятельностью, с приятной привычкой.
Аристотель полагал, что для хорошего воспитания нужны хорошие законы. Нравственные качества человека данные от природы, существуют лишь в возможности, и от их развития и направления зависит становление разумного человека. Человек «не задан», он создатель своего характера, стало быть, он ответствен за свою порочность или достоин похвалы за свою добродетель. У Аристотеля мы находим восторженные отношения к интеллектуальной деятельности и физическому труду. Раб — это одушевленный инструмент, существо без души, он ограничен физическим трудом и предаваться чувственному блаженству он не способен. Искусство, политика,
философия доступны только свободным гражданам. Важная функция государства — это укрепление правил и норм нравственности. Аристотель говорит, что хорошему человеку не запрещается любить себя, «себялюбы» — это те, которые почитают разум, а не деньги и желают самого прекрасного для себя и других.
Разум и привычки изменяют человеческую природу в лучшую или худшую сторону. Склонности, задатки человека, его разум, целенаправленное воспитание и социальная среда способствуют формированию самосознания. Решающим фактором становления человека является самосознание, это основа основ разумной души. Единственное предназначение разума состоит в познании жизни и самого себя. Разумной душой наделены высшие слои общества. Если разумная душа есть проявление формы совести, то и совесть присуща представителям только высших эшелонов власти. По Аристотелю, раб обделен совестью, ему недоступно разумное самосознание, осознание собственного «Я».
Разумная душа находит свое проявление в совестливых отношениях человека. Совесть — это функция души, это осознанная ответственность за свое разумное поведение. Совесть — это и добродетель, которая проявляется на уровне нравственных потребностей, она основывается на знании справедливости и уверенных жизненных запросов человека. Добродетель — это качество души, воспитание и проявление её равносильно совести. Добродетель, по Аристотелю, это приобретенное самосознание умеренности, удерживающее человека от проступков. Человек становится нравственным, добродетельным благодаря своим усилиям и стараниям. Добродетельный, т. е. воспитанный человек живет и действует по совести, потому как руководствуется знающей и разумной душой.
Список литературы:
1. Аристотель. Этика. — СПб. Изд — «Общественная польза», 1908. — 210 с.
2. Гусейнов А.А. Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: «Мысль», 1987. -589 с.
4. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность ТК «Петрополис» 1994. — 336 с.
5. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. — М.: Изд — во Эксмо, 2004. — 896 с.
6. Философский энциклопедический словарь — М.: ИНФАРА — М, 2007 — 576 с.
Приложения к вопросу 2
Приложение 6
Ш. Монтескье. О духе законов
Книга вторая. О ЗАКОНАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ПРИРОДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Глава 1. О природе трех различных образов правления
Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Я предполагаю три определения или, вернее, три факта: «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Вот что я называю природой правления. Предстоит рассмотреть, каковы законы, непосредственно вытекающие из этой природы и, стало быть, имеющие значение основных краеугольных законов.
Глава VIII. О том, что честь не есть принцип деспотических государств
Сверх того, так как честь имеет свои законы и правила, от соблюдения которых она не может уклониться, так как она зависит от своих собственных прихотей, а не от чужих, то по всему этому она может иметь место лишь в государствах с определенным устройством и твердыми законами.
Может ли деспот потерпеть ее в своем государстве? Она полагает гною славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что он может лишать жизни. Как она сама могла бы стерпеть деспота? У нее есть неуклонные правила и неприкосновенные прихоти, а деспот не имеет никаких правил и не признает никаких прихотей, кроме своих собственных.
Честь, неведомая в деспотических государствах, где часто нет даже и слова для ее обозначения, господствует в монархиях; там она вносит жизнь во все: в политический организм, в законы и даже в добродетели.
Глава IX. О принципе деспотического правления
Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна.
Безграничная власть государя переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди .с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве революции, поэтому надо задавить страхом всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия.
Правительство умеренное может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою законов. Но если в деспотическом государстве государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх — единственное движущее начало этого образа правления — исчез и у народа нет более защитника.
Глава Х. Различие в характере повиновения в умеренных и деспотических государствах
В умеренной монархии верховная власть ограничивается тем, что составляет ее движущее начало, я хочу сказать — честью, которая, как монарх, господствует там над государем и народом. Там ссылаются не на требования религии — придворный счел бы это смешным, — а на правила чести. Отсюда происходят необходимые видоизменения в характере повиновения: понятию чести свойственны различные причуды, и все они отражаются на повиновении.
Но хотя в этих двух видах правления характер повиновения неодинаков, тем не менее у них одна и та же верховная власть. Куда бы ни обратил свой взор государь, он всюду заставляет чашу весов склониться на свою сторону и ему повинуются. Все же различие тут в том, что в монархиях государи — люди более просвещенные и министры их несравненно искуснее и опытнее в делах правления, чем в деспотическом государстве.
Глава XI. Размышления обо всем этом
Таковы принципы трех видов правления. Это не значит, что в такой-то республике люди добродетельны, но это значит, что они должны быть
тиковыми. Из этого не следует также, что в таком-то монархическом государстве господствует честь, а в таком-то деспотическом — страх; из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными.
Печатается по: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 169—173, 178—187.
Приложение 7
Екатерина II. Мысли о тирании, рабстве и правлении в России (1760-е гг.).
«…Защитник рабства мог бы вернуть удар, настаивая на том, что свобода столь же безполезна в известных странах, сколь в других, потому что все может там исполняться рабами. Этот довод доказывает не что иное, как то, что свобода и рабство лиц, о которых идет речь, или чернаго люда, сами по себе обществу безразличны и что все зависит от нравов или законов, могущих сделать их полезными или вредными во всех государствах, где они в настоящее время существуют…
Древний грек или римлянин сказал бы, что книга эта – позор человеческаго разума, хвала рабству! И почему же автор не продаст самого себя в рабство?
…Столь великая империя, как Россия, погибла бы, если бы в ней установлен был иной образ правления, чем деспотический, потому что только он один может с необходимой скоростью пособить в нуждах отдаленных губерний, всякая же иная форма парализует своей волокитой деятельность, дающую всему жизнь. Итак, будем молить Бога, чтобы давал Он нам всегда благоразумных правителей, которые подчинялись бы законам и издавали бы их лишь по зрелом размышлении и единственно в виду блага их подданых.»
Взято из: Электронная библиотека эрудита LIB.ERUDITIO.RU – Документы по истории России XVIII в.
Приложение 8
Екатерина II. Как нужно писать историю России.
«…Я осведомлялась и узнала, что Сенак де Мельган не заражен мнимым равенством, которое подвергло Францию бедственному безначалию. Равенство умов есть мечта. Говорю откровенно: я желаю не лести, но безпристрастной оценки происшествий; я желаю, чтобы в точности изобразили причины возвышения и упадка умов…
Г. Мельган отправляется в Венецию, где ожидает ответа, и о котором отнесется к вам. Познакомьтесь с ним, и постарайтесь узнать покороче образ его мыслей о нынешних происшествиях; также и о том, в чем действительно состоит его намерение: хочет ли он приехать в Россию, и для чего? Он будет принят как иностранец, отличный умом и знанием своим. Но довольно ли гибок ум его, и способен ли руководствоваться советами в важном труде, который намерен предпринять? Скажите ему, что я благодарна за лестный его обо мне отзыв, и что я всегда старалась заслужить уважение честных людей. Но я знаю, что все то, что я учредила в России по причине и по опыту, подверглось превратному суждению в чужих краях. Упомяните и об этом Г. Мельгану… Он должен согласиться, что трудно писать историю того народа, которого не знаем языка; и едва ли возможно изображать обычаи, несходные с обычаями других стран. Представьте ему, что сии обычаи ни мало не странны; ибо каждая земля имеет свои обычаи. Наконец заметьте ему, что одна только Русская История может дополнить недостатки других историй, и что есть ли не обозреваем ее в сем виде, то отдалимся от истинной цели… На 37 странице романа Г. Мельгана, под заглавием: Две двоюродные сестры, встретила я блестящую и разительную мысль. «Власть, говорит он, подобно вину, обнаруживает душу и сердце”. Власть, вверенная Г. Мельгану, обнаружила его качества, доставившея ему безпорочную славу, которая достигла и в Россию. Франция крайне должна жалеть, что безпокойные обстоятельства лишают ее достойных людей. До сего времени Франция сияла блеском” которым озарило ее царствование Людовика XIV. Перемена пагубных правил без сомнения водворит во Франции другой порядок вещей. Но есть ли Французское безначалие заразит и другие державы, то не трудно доказать, что одни Турки выиграют, и что им откроется свободный путь к победам. Екатерина.»
Взято из: Электронная библиотека эрудита LIB.ERUDITIO.RU – Документы по истории России XVIII-XIX в.
Приложение 9
Жалованная грамота дворянству и городам (1785 г.)
А. Городовое положение
1. Город строить по утвержденному плану за подписанием руки Императорского Величества.
2. Городу подтверждаются правильно принадлежащия по межевой инструкции или инако законно земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустые места, мельницы водяныя и ветреныя; все оныя вообще и каждое порознь ненарушимо иметь и оным пользоваться мирно и вечно на основании законов как внутри города, так и вне оного.
3. Запрещается городовые выгоны застраивать; буде же город городовые выгоны застроит или инако в невыгоны обратит, то городу вторично выгонов не отводить и городу выгонов не покупать; но да наймет по нужде или удобности.
4. В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение, что кому по справедливости и законно принадлежит, как движимое, так и недвижимое.
5. В городе поселившиеся обязаны присягою пред всемогущим Богом в сохранении ненарушимо подданической верности к особе Императорского Величества.
6. Кто поселится в городе, тот имеет учинить росписку вместо присяги, что право гражданское принимает и обязуется по мещанству нести тягости.
7. Власть имеющия места или лица да не налагают на город новых податей, или служб, или тягостей; и буде от города кто-либо требовать будет в противность узаконению, или что городу трудно или тягостно, то Городовой магистрат в том имеет жалобу приносить Губернскому магистрату, равномерно доносить и Сенату, которому не налагать податей, или служб или тягостей без подписания руки Императорского Величества.
8. Городовой магистрат, по усмотрению внутри города каких нужд или недостатков, имеет о том представить Губернскому магистрату и Губернскому правлению заблаговременно, которое то обстоятельство разсмотря, буде губернатор сам не властен, в силу его наказа представить, где надлежит.
10. Мещанския подати, службы и тягости, как личныя, так и вещественныя всяк в городе мещанским торгом, ремеслом или промыслом промышляющий, повинен нести наравне с мещанством, разве особою статею освобожден от оных.
12. Иногородные, в городе для жительства поселившиеся, торги и промысел имеющие, и пользующиеся мещанскою городовою выгодою, судом и разправою по торгу и промыслу состоят под ведомством Городоваго магистрата, и повиноватися имеют городовым личным и вещественным тягостям, службам и податям.
13. Дворяне, кои имеют собственные свои домы, или сады, или землю, или места в городе или предместии, хотя сами в них живут или в наем отдают, от мещанских тягостей не освобождаются, но за такие домы или сады, или места, или землю, в городском ведомстве находящиеся, долженствуют нести гражданския тягости равно прочим мещанам. Ради же дворянскаго достоинства благородные освобождаются от личных податей и служб. Буде же кто из таковых дом, или сад, или место, или землю в городе или предместии захочет продать, да объявит о том в Городовом магистрате…
15. Дом, в котором живет бургомистр, ратман и городской глава (кроме самых нужнейших случаев), свободны суть от постоя.
16. Мещанские промыслы да защищаются правосудием, и да подкрепляются порядком благочиния.
17. Предписывается в городе учредить и иметь школы на точном основании 384 статьи Учреждений 7 ноября 1775 года и других изданных о том от Императорского Величества установлений.
25. В городе назначить еженедельные торговые дни и часы во дне; и для того назначить в городе место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте Городовой магистрат велит поднять разпущеное знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается продавать или покупать или закупать оптом припасы; со спущением же знамя запрещение таковое снимается. Непроданное же за кем не запрещается паки отвозить за город.
26. В городе учредить ежегодно одну ярмарку или более, смотря по обстоятельствам и удобности; и для того назначить время и место, в которое бы пригородные люди всякие товары безпрепятственно привозить, торги, покупки и продажи производить могли; непроданное же не запрещается паки за город вывозить.
28. Городу иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах.
Б. О городовых обывателях. Установления общества градскаго, и о выгодах общества градскаго
29. Городовым обывателям каждого города жалуется дозволение собираться в том городе, и составить общество градское, и пользоватися нижеписанными правами и выгодами.
30. Городовые обыватели собираются по приказанию и дозволению генерала-губернатора или губернатора, как для дозволенных городовым обывателям выборов, так и для выслушания предложений генерала-губернатора или губернатора всякие три года в зимнее время.
31. По силе 72 статьи Учреждений, по городам и посадам городской глава, бургомистры и ратманы выбираются обществом городским чрез всякие три года по балам; старосты же и судьи словестнаго суда выбираются тем же обществом всякой год по балам.
32. По силе 73 статьи Учреждений, Губернского магистрата заседатели и заседатели Совестнаго суда выбираются губернским городом из купцов и мещан того губернского города чрез всякие три года по балам, и представляются правителю или губернатору; и буде за ними нет явного порока, то губернатор дозволяет им заседание.
33. Заседатели в суды выбираются мещанством из мещан на месте живущих, или из тех, кои в городовой обывательской книге того города написаны суть, но неотлучны по торгу и промыслу бывают.
37. Обществу градскому запрещается делать положении, противныя законам, или требовании в нарушение узаконений, под опасением за перьвой случай (то есть за положении, противныя законам) сверьх уничтожения положений, противных законам, наложения и взыскания с общества пени двести рублей; а за второй случай (то есть за требовании в нарушение узаконений) уничтожения недельных требований, что поручается бдению и иску губернских стряпчих, по силе втораго предмета их должности.
38. Буде генерал-губернатор или губернатор обществу градскому учинит предлог, то общество градское оный берет во уважение и чинит по случаю пристойные ответы, сходственные как узаконениям, так и общему добру.
49. Обществу градскому запрещается избирать для тех должностей кои, по силе Учреждений выбором наполняются, мещанина, который в том городе не имеет капитала, с которого проценты ниже пятидесяти рублей и который моложе двадцати пяти лет.
50. В обществе градском мещанин, который капитала не имеет, с котораго проценты ниже пятидесяти рублей, и моложе двадцати пяти лет, присутствовать может, но голоса не имеет.
53. В городе составить городовую обывательскую книгу, в коей вписать обывателей того города, дабы каждому гражданину свое достояние от отца к сыну, внуку, правнуку и их наследию.
В. Наставление для сочинения и продолжения городовой обывательской книги
58. Старосты имеют сочинить по приложенной форме список по алфавиту городовым обывателям в том городе старожилам, родившимся или вновь поселившимся, отличая особо: 1) кто женат и на ком; 2) много ли детей мужескаго или женскаго пола, и их имяна; 3) холост, или вдов; 4) за кем дом, или иное строение, или место, или земля; им ли построено или наследственно, или куплено или в приданое получено, и в каком месте в городе; 5) в городе ли живет или в отлучке; 6) какого промысла; 7) в каких городских или иных службах был и есть.
62. Городовую обывательскую книгу разделить на 6 частей.
63. В первую часть городской обывательской книги внесут состояние и имяна настоящих городовых обывателей по алфавиту. Толкование: Настоящие городовые обыватели суть те, кои в том городе дом, или иное строение, или место, или землю имеют.
64. Во вторую часть городовой обывательской книги внесут вписавшихся в гильдии, первую, вторую и третью по алфавиту. Толкование: Вписавшиеся в гильдии суть все те (какого кто бы ни был рода или поколении, или семья, или состояния, или рукоделия, или ремесла), кои за собою объявят капитал, а имянно: 1) кто объявит за собою капитал от 10.000 рублей и до 50.000 рублей, того вписать в первую гильдию, 2) кто объявит за собою капитал от 5.000 рублей до 10.000 рублей, того вписать во вторую гильдию, 3) кто объявит за собою капитал от 1.000 до 5.000 рублей, того вписать в третью гильдию. Примечание: Разчисление гильдий по капиталам долженствует быть от одной в государстве общей переписи до другой таковой же, и по воле Императорскаго Величества подтверждаемо или исправляемо.
65. В третью часть городовой обывательской книги внесут вписавшихся в цехи по алфавиту. Толкование: Вписавшиеся в цех суть те мастера, подмастерья и ученики различных ремесел, кои вписалися в цех своего ремесла.
66. В четвертую часть городовой обывательской книги внесут иногородних и иностранных гостей по алфавиту.
67. В пятую часть городовой обывательской книги внесут именитых граждан по алфавиту. Толкование: Именитые граждане суть те, кои: 1) проходя по порядку службу городскую и получив уже название степенных, вторично по выборе отправили службы мещанских заседателей Совестнаго суда, или Губернскаго магистрата, или бургомистра, или городскаго главы с похвалою, 2) ученые, кои академические или университетские аттестаты, или письменныя свидетельства о своем звании, или искустве предъявить могут, и таковыми по испытаниям российских главных училищ признаны, 3) художники трех художеств, а имяно: архитекторы, живописцы, скульпторы и музыкосочинители, кои суть члены академические или удостоения академические о своем звании или искустве имеют и таковыми по испытаниям российских главных училищ признаны, 4) всякаго звания и состояния капиталисты, кои капитала от 50.000 рублей и более за собою объявят, 5) банкиры, кои деньги переводят и для сего звания капитала ото ста до двух сот тысяч рублей за собою объявят, 6) те, кои оптом торгуют и лавок не имеют, 7) кораблехозяева, кои собственные корабли за море отправляют.
68. В шестую часть городовой обывательской книги внесут посадских по алфавиту. Толкование: Посадские суть в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях городовой обывательской книги не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе.
69. Городовой глава и депутаты да не внесут в городовую обывательскую книгу, буде кто не представит доказательства своего состояния.
79. В милостивом манифесте 1775 года марта 17 дня, статье 46 написано сими словами: «Всем отпущенным от помещиков с отпускными на волю, дозволяем как ныне, так и впредь ни за кого не записываться, а при ревизии должны они объявить, в какой род нашей службы, или в мещанское, или купеческое состояние войти желают по городам; и какое они добровольно для себя изберут, то по тому уже состоянию и должны они быть поверстаны побором, или от оных освобождены».
Д. О личных выгодах городовых обывателей, средняго рода людей или мещан вообще
80. Городовых обывателей средняго рода людей, или мещан название есть следствие трудолюбия и добронравия, чем приобрели отличное состояние.
82. Мещанин сообщает мещанское состояние жене своей, буде она породы равной или нижней.
83. Мещанския дети получают мещанское состояние наследственно.
84. Мещанин без суда да не лишится доброго имяни, или жизни, или имения.
85. Мещанин судится мещанским судом.
86. Мещанин лишается доброго имени, буде учинит: 1) нарушит присягу, 2) измену, 3) разбой, 4) воровство всякаго рода, 5) лживые поступки, 6) преступления, за кои по законам следует телесное наказание, 7) буде доказано будет, что других научал или уговаривал подобныя преступления учинить.
87. Подтверждается и строго запрещается, да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у мещанина имение или оное разорять.
90. Мещанин волен заводить станы всякого рода и на них производить всякаго рода и на них производить всякаго рода рукоделие, без иного на то дозволения или приказания; ибо сею статьею всем и каждому дозволяется, добровольно заводить (и иметь) всякаго рода станы и рукоделия производить, не требуя на то уже инаго дозволения от вышнего или нижняго места.
Е. О гильдиях и гильдейских выгодах вообще
92. Дозволяется всякому, какого бы кто ни был пола, или лет, или рода, или поколения, или семьи, состояния, или торга, или промысла, или рукоделия, или ремесла, кто за собою объявит капитал выше тысячи рублей до пятидесяти тысяч рублей, записаться в гильдию.
100. Записавшимся в гильдии подтверждается дозволение вступать в казенные подряды и откупы, в которых казенных подрядах и откупах повелевается каждому чинить доверие по мере объявленного им по совести капитала, а не более.
106. Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парою.
107. Первая гильдия освобождается от телеснаго наказания.
112. Второй гильдии дозволяется ездить по городу в коляске парою.
113. Вторая гильдия освобождается от телеснаго наказания.
119. Третей гильдии запрещается по городу ездить в карете и впрягать зимою и летом более одной лошади.
I. выгодах цеховых
120. В цехи или ремесленные управы вписать всякого, кто в городе ремесло или рукоделие производить желает, и кого по городовому положению в мещанское общество причесть можно.
121. Дозволяется цеховым объявлять за собою капиталы, и каждый по такому капиталу счисляяся в гильдии, платя с оного, пользуется теми выгодами, кои каждой гильдии присвоены.
122. Цеховым не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие работы по их мастерствам, и оным доставлять себе пропитание.
О. О городской общей думе и городской шестигласной думе
156. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую думу.
157. Городскую общую думу составляют городской глава и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдий, от цехов, от иногородных и иностранных гостей, от имянитых граждан и от посадских. Каждое из сих разделений имеет один голос в обществе градском.
158. Чтоб составить голос настоящих городских обывателей, собираются всякие три года в каждой части города настоящие городовые обыватели и выбирают по балам однаго гласного. Каждый гласный настоящих городовых обывателей явиться должен у городскаго главы.
159. Чтоб составить голос гильдейской, собираются всякие три года каждая гильдия и выбирает по балам однаго гласнаго каждой гильдии. Каждый гласный явиться должен у городскаго главы.
160. Чтоб составить голос цеховых, собирается всякие три года каждый цех и выбирает по балам однаго гласнаго каждого цеха. Каждый гласный должен явиться у городскаго главы.
162. Чтоб составить голос имянитых граждан, собираются всякие три года имянитые граждане по семи названиям, как в толковании на 67 статью написано, и которыя названия более пяти человек имеют, каждое особо выбирает по балам одного гласнаго. Каждый гласный явиться должен у городскаго главы.
163. Чтоб составить голос посадских, собираются всякие три года посадские каждой части города и выбирают по балам одного гласнаго посадских. Каждый гласный явиться должен у городскаго главы.
164. Общая городская дума избирает шестигласную думу из своих гласных.
165. Шестигласная городская дума составится из голоса настоящих городовых обывателей, из голоса гильдейских, из голоса цеховых, из голоса иногородных и иностранных гостей, из голоса имянитых граждан и из голоса посадских в председании городскаго главы; в случае же убыли во время срока общая городская дума наполняет место из того же голоса.
167. Городской думе предлежат попечения: 1) доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию, 2) сохранять город от ссор и тяжб с окрестными городами или селениями, 3) сохранять между жителями города мир, тишину и доброе согласие, 4) возбранять все, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя однако ж относящееся к части полицейской исполнять местам и людям, для того установленным, 5) посредством наблюдения доброй веры и всякимя позволенными способами поощрять привоз в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей служить может, 6) наблюдать за прочностию публичных городских зданий, стараться о построении всего потребнаго, о заведении площадей, для стечения народа по торгу, пристаней, анбаров, магазейнов, и тому подобнаго, что может быть для города потребно, выгодно и полезно, 7) стараться о приращении городских доходов на пользу города и для разпространения заведений по приказу общественнаго призрения, 8) разрешать сомнения и недоумения по ремеслам и гильдиям, в силу сделанных о том положениях.
Взято из: Электронная библиотека эрудита LIB.ERUDITIO.RU – Документы по истории России XVIII в.
В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также превосходства над остальными сословиями. В воспитании будущий рыцарь должен был усвоить «основные начала любви, войны и религии».
Постепенно рыцарское сословие приходит в упадок, а некоторые традиции рыцарского воспитания вошли в идейную основу гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
В эпоху Средневековья расширение системы образования связывают с развитием церковной культуры, т.к. в руках церкви находились практически все школы. В раннесредневековой Западной Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Система церковного воспитания и обучения | ||
Монастырские школы § внутренние (для служителей церкви) § внешние (для мирян) | Кафедральные (епископальные) школы | Приходские школы |
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Учиться там могли только мальчики, чей возраст был различным. Срок обучения и возраст в церковных школах не устанавливался.
Содержание обучения в элементарной школе включало:
§ чтение и заучивание молитв (Псалтырь, Абецедарий);
§ письмо;
§ церковное пение (псалмов).
Содержание обучения в школе повышенного образования строилось по программе «семи свободных искусств»:
§ тривиум – грамматика (+ лит-ра), риторика, диалектика;
§ квадривиум – арифметика, география (+ геометрия), астрономия (+ физика), музыка.
Распространенными методами обучения были зубрежка, слушание наставлений, комментариев к тексту, многократное переписывание текстов – «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу».
Основной формой воспитательного воздействия была церковная проповедь.
В полном пренебрежении было физическое воспитание. В школах царили жестокие наказания.
В XII – XV вв. в крупных городах Европы (Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.) появляются городские школы. Они рождались как из системы ученичества, гильдейских и цеховых школ, так и путем видоизменения приходских школ. Программа городских школ носила прикладной характер. Кроме латыни, там изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.
Постепенно городские школы разделились на:
· школы счета (программа элементарного образования);
· латинские школы (программа повышенного образования).
Преподавание во всех учебных заведениях велось на латинском языке.
В XII – XIII вв. в Западной Европе крепнут элементы светской культуры. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Задачу примирения религии и науки берет на себя схоластика (chola – школа, школьное учение) – религиозная философия, особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования. Она оживляла застывшую религиозно-философскую мысль, развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, превратившись в «формальную бессодержательную философию», перестала играть прогрессивную роль, и, напротив, стала тормозом дальнейшего поступательного развития.
Важным этапом в развитии образования стало открытие университетов (universitas – целостность, совокупность, общность) – союз людей интересующихся наукой – профессоров и студентов. Сегодня это учебно-научные учреждения, готовящие специалистов и ведущие исследования по различным направлениям научного знания.
Первые университеты появились в XI – XII вв. в Италии, а затем во Франции и Англии (Болонский, Парижский, Оксфордский).
Первые университеты включали 4 факультета (facultas – способность, возможность): подготовительный (артистический), богословский, юридический и медицинский факультеты.
Студенты, обучающиеся на подготовительном факультете получали степень бакалавра, а при его успешном окончании – магистра. Затем студент мог перейти на специальный курс (факультет), по окончании которого ему присуждалась степень доктора наук.
Важной чертой университетов являлся их межнациональный, демократический характер.
| | следующая лекция ==> | |
В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ | | | Структура университета |
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1183;