Вопрос:
В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).
Установление семилетнего возраста для начала исповеди перед причастием – скорее не правило, а традиция нашей Церкви. У святителя Тимофея Александрийского (+ 385 г.) в его канонических ответах на вопросы епископов и клириков возраст ответственности определен десятью годами: «Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога? Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные – с последующих лет» (Правила Православной Церкви, т.2, М., 2001, с.488-89). Здесь нет противоречия с установившейся практикой. Сознание нравственной ответственности растет по мере внутреннего созревания человека. Семь или десять лет устанавливаются условно. Семилетний отрок делает только первые покаянные шаги. Поэтому можно говорить пока о неполной вменяемости ему греха. Зрелость воли и нравственного сознания достигается годам к 14-ти.
Некоторые верующие люди думают, что в день после причастия нельзя: чистить зубы, выплевывать косточки от ягод и рыбы, целовать близких людей, иконы, мощи, руку священника (можно — только крест), есть мясо, пить вино.
После причастия, для того чтобы частичка Святых Даров не осталась во рту и случайно не вылетела, например, при чихании, существует традиция сразу запивать причастие теплотой — вином, разведенным большим количеством воды, — и после этого съедать кусочек просфоры — освященного хлеба. В храме всегда раздают теплоту и просфоры после причастия.
В случае если во рту осталась частичка Святых Даров (к примеру, застряла в зубной дырке), действительно следует заботиться о том, чтобы она была проглочена, а не выплюнута.
Если вы запили причастие и ничего во рту не осталось, дальше в этот день можно чистить вечером зубы, выплевывать косточки, целовать близких людей, целовать иконы, руку священника, крест. Частичку Даров уже выплюнуть невозможно.
Есть мясо, пить в умеренных количествах вино в день после причастия тоже можно. Перед причастием пост установлен как подвиг воздержания, чтобы настроить себя благоговейно перед принятием величайшей святыни. После причастия, если в это время нет поста, можно есть любую пищу.