Есть в России такое прекрасное место как Сибирь, сегодня мы расскажем, каково здесь жить. Сразу скажу: жить здесь можно, но нужно трезво понимать все плюсы и минусы.
«Имея площадь в 12 577 400 км² (исключая Дальний Восток — около 10 000 000 км²), Сибирь составляет около 73,56 % территории России, её площадь даже без Дальнего Востока больше территории второго по площади после России государства мира — Канады.
Основные природные области — Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Средняя Сибирь, Прибайкалье, Забайкалье, Северо-Восточная Сибирь и горы Южной Сибири (Алтай, Саяны).
Крупнейшие реки Сибири — Енисей, Обь, Ангара, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра — Байкал, Таймыр и Убсу-Нур.
Площадь географической Сибири — 13,1 млн км² (около 77 % территории России). Население в границах географической Сибири — 36 млн чел. (2017)».
Самый крупный регион Сибири и крупнейший в России — Красноярский край (второе место в России, первое в Сибири — по площади).
Сибирь по большей части — это тайга, один из самых богатых хвойными лесами регионов.
Проживает в Сибири около 40 млн человек, что составляет чуть меньше одной третей от населения России.
«По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории трёх восточных федеральных округов — Уральского, Сибирского, и Дальневосточного в общей сложности проживает ~ 39,13 млн человек, что составляет 26,96 % от общего населения РФ».
Холодно ли здесь? Ну во-первых, это не Север. Холодно на Русском Севере, Крайнем Севере (сюда входят Карелия, Чукотка, ЯАО, часть субъектов Красноярского края и т.д.), где температура зимой доходит до минус 50 градусов по Цельсию, а то и ниже, а летом весьма сдержанно тепло. А вот в Сибири, несмотря на все стереотипы о том, что это холодный край — давно тепло. Скажу это по личному опыту. Зимой крайне редко бывает ниже минус 30 градусов по Цельсию, но, впрочем, бывает…
Обычно такая же погода либо не намного теплее в других регионах России. Летом бывает и более 30 градусов плюс… И от палящего солнца на фоне каменных джунглей города деться просто некуда. Это вам не 40 градусов на Паттайе, где пальмы, море, песок и растительность компенсируют жару, превращая ее в мягкий шлейф лета, в городе это просто пекло. И в Сибири точно такое же пекло летом, как в более жарких регионах России. С Москвой и Питером особой разницы в температурах нет, в климате и общей атмосфере — есть.
Я живу в одном из трех крупных городов — в Красноярске. Это географический центр России, один из центров Сибири, один из трех самых крупных городов Сибири. В масштабе России — это город на 12-м месте среди 13 городов с населением от 1 до 2 млн человек, с населением более 5 млн человек у нас в России всего два города — Москва и Санкт-Петербург. Для москвичей Красноярск будет мелким, для деревенских — мегаполисом…
Все прелести жизни в Сибири я знаю на себе. Здесь есть и обычный серый город, и шикарная природа за городом. Естественно, больше вдохновляет второе.
Если совсем честно — когда-то я любила Сибирь, свой город, и считала, что лучше его нет на свете. Сегодня я стала более объективна и трезвомысленна: мой город самый обычный и один из десятков подобных в России. И если бы у меня была возможность уехать в другое, более перспективное место, я бы уехала. Под возможностью я понимаю не только финансовую платформу, знакомых и т.д., а просто само желание в совокупностью с потенциальным удобством выбора. Ну вот едет человек, имея сложные жизненные обстоятельства в другой город, где много перспектив, а сам то и его обстоятельства не изменятся… А в привычном мире все более-менее устроено, организовано, но главное — все родное, свое, близкое и знакомое.
Не многие ли из нас остаются жить в своих городах и России потому что именно, несмотря на массу недостатков, воспринимают свой город как родину? Я не говорю о тех, кто ненавидит Россию и живет здесь от безысходности.
Есть трезвая середина, когда ты понимаешь, что есть места где намного лучше, но тебя с этим городом связывает намного больше чем перспективы и виды.
Так вот Красноярск например рабочий город, здесь много производств, заводов, хотя есть города (даже вблизи Красноярска) гораздо грязнее, есть крупные университеты, типа СФУ, проходят важные мероприятия — Универсиада, форумы. То есть возможность получить достойное образование здесь есть. Здесь есть красивые места, но больше за городом, в самом городе таких мест, чтобы нигде в России не было и можно было упасть от красоты в обморок — нет… Старинные здания, театры, Енисей, скверы, парки, музеи — все это есть.
Но охарактеризовать как-то Красноярск чтобы это было лаконично и ярко — нельзя, единственная формулировка, которая подходит — это строчки из университетского журнала 2000-х гг: «Город фонтанов, тюльпанов и слонов..». В тот период в Красноярске стали активно высаживать тюльпаны на клумбы, делать земляные скульптуры слонов с травяным покрытием, строить и запускать фонтаны. Потому такое именование у города и осталось еще надолго.
Томск, например, город поменьше, однако более старинный, много архитектурных исторических памятников, и сам город можно охарактеризовать как стильный, образованный. Здесь очень много красивых, самобытных мест… Новосибирск научный город, здесь больше чем в других городах Сибири медицинских учреждений с более высоким уровнем обслуживания, технологий.
Бесспорная красота что Красноярского края, что Сибири — это тайга, реки, озера, леса, горы, заповедники, медведи. Но если бы всего этого не было вокруг задымленных заводской гарью городов — жить тут не имеет никакого смысла. В Москве гораздо красивее именно в самом городе.
Цены здесь ниже чем в столицах. На жилье особенно. Например, квадратный метр жилья в среднем от 40 до 60 тысяч рублей (и выше), тогда как в Москве от 100 тысяч за кв.метр и до бесконечности.
Например, за 2,5 млн рублей в Москве можно купить гостинку 16 метров, либо долевое до 25 метров, в Красноярске можно купить 2-к квартиру 40-45 метров.
Снять хорошую 1-к квартиру в Красноярске можно за 14-20 тысяч рублей, в Москве — за 35-40 тысяч минимум. Просто так поехать из Сибири в столицу, не имея денег — глупо и абсурдно, поскольку жизнь там дорогая, и с собой нужно иметь тысяч 100 для начала, чтобы снят снять квартиру, жить на что-то пока ищешь работу.
Зарплаты здесь разные, но например продавцы в киосках, магазинах получают от 15-20 тысяч. Средняя зп врача как и везде по России — 30 тысяч рублей. Только если в Москве на эти деньги прожить нереально, в Сибири реальнее, однако все равно это будет не пир.
Сравнивая цены через сайт ценомер.ру могу сказать, что в Москве цены на продукты почти такие же как и в Красноярске. Есть даже те, что дешевле — молоко, фрукты, овощи, есть те что дороже. Впрочем, возможно, сайты не передают в полноте реальную картину. Но молоко у нас так и стоит — от 50 рублей литр, мясо говядина — 400-700 рублей. А в Москве есть даже молоко за 49 рублей и мясо за 500 руб кг.
Из всего можно сделать вывод: в Москве дорого жить, а не есть.
Нравы в Сибири неоднозначные, чем крупнее город — тем более отчуждены все друг от друга. В поселках и деревнях, если нет отчужденности, то есть другое — деревенские манеры, сплетни — как и везде в деревнях. Тем, кто много жил в городе совершенно непривычна жизнь в поселке. Мне, например, не часто бывающей в Москве, живя в одномиллионном городе — чужды деревенские нравы и поселок с населением в десяток тысяч людей в Сибири — это деревня где царят свои местные законы, люди с невысоким уровнем образования, добрые бабушки тоже есть, но их не больше чем дам со злым языком. Ну и главное — там совсем скучно…
Я бы не смогла жить в деревне и понимаю разницу между пусть небольшим в сравнении с Москвой городом и поселком в несколько тысяч человек. Разница огромная, поэтому Красноярск — это все-таки крупный город.
Как полагают психологи и медики на основании исследований — чем севернее страна, чем холоднее там климат, тем более стрессоустойчивы там люди. Видимо, холод закаляет характер. В силу того, что и в Сибири когда-то было холодно — сибиряки тоже покрепче духом, чем жители более южных стран. Но сегодня Сибирь по климату почти сравнялась с регионами России с теплым климатом, поэтому о «воспитательном» эффекте холода говорить не стоит.
Да, и не факт, что погода в стране — индикатор силы духа ее жителей. Речь скорее о том, что постоянные холодные температуры формируют определенный менталитет, более стойкий характер, однако там где много солнца — рождается больше жизнерадостных людей, ведь, как известно, солнце — природное лекарство от депрессий, хвори.
Вот в Сибири Солнце ярко светит летом, иногда зимой, в теплое время весны, в остальные сезоны — серо и тоскливо.
Занятость населения достаточно высокая, в основном на рабочих специальностях. Из развлечений самые знатные здесь — это прогулки, отдых за городом, в глуши леса. Где-то есть базы отдыха, где-то люди едут с палатками. Одни из самых красивых мест — заповедник Ергаки, заповедник Столбы, Бобровый Лог, реки Мана и Енисей. Зимой, среди метровых сугробов кристально чистого снега, здесь очень красиво, катаются на лыжах, снегоходах.
Да, и здесь действительно медведи ходят по улицам!! Практически так и есть. Очень много случаев, когда медведи выходят в жилую зону, случаев нападения на грибников, дачников, детей, залезают в дома, медвежата — не редки случаи — гуляют по трассам, ищут еду, недавно в спальном районе где я живу, на окраине, нашли двух медвежат, сидящих на дереве.
Когда мы отдыхали на Енисее, по берегу гулял медведь. А все почему? Почему медведи стали столь неосторожны? А их нынешне поведение действительно можно назвать не иначе как неосторожность, ведь это совсем не свойственно для хищников, и медведи раньше не вели себя столь непредусмотрительно.
Дело в том, что границы городов расширяются, там, где раньше не ступала нога человека идет строительство многоэтажек, вырубаются леса, люди собирают ягоды в тайге, чем лишают зверей пищи. Медведи в поисках еды и, будучи дезориентированы потому что их лишают потенциальной жилплощади, территории, выходят к людям. А еще бывают случаи когда охотники убивают медведицу, и маленькие медвежата остаются без надзора, остаются обречены на гибель, не знают опасности и выходят на трассе, в жилые зоны. В зоопарки такие медвежат не берут, поскольку они переполнены, в цирк тоже… и остается этим зверятам либо выживать как придется что часто ведет к их гибели, либо становится агрессивными.
Не могу сказать, что люди здесь какие-то особенные, и сильно отличаются от жителей других городов — нет, но я поняла, что в каждом городе свои законы, даже в каждом районе городе могут быть свои законы. Это когда в статьях кодексов РФ написано одно, а местные решили, что они более правы или им удобно иначе, и с этим практически ничего не поделаешь…. Я не про беспредел, а про бюрократизм, волокиту, провозглашение своих правил вразрез вышестоящим инстанциям. И это менталитет, образ жизни, привычка… Тут ничего не поделаешь. И очень сложно, приезжая на новое место в России, снова адаптироваться к этим правилам.
В общем, если жизнь в Сибири охарактеризовать по плюсам и минусам может получиться следующее.
Если человек не гонится за карьерой международной уровня, не хочет закончить МГУ, дружить с Путиным В.В. — то вполне можно «осесть» в сибирском городке, особенно хорошо — в загородной глуши, рядом с природой. Перелет на самолете до Москвы 4 часа, так что отрыва от центра России не будет, при наличии финансов. А воздух здесь, именно за городом намного чище чем во всей России.
Красивые места природы стоят того, чтобы здесь жить. Однако если находиться всегда только в городе — то радости особой нет, ибо в самих городах грязно, серо.
Зеленогорцы отправились по местам боев Сибирских дивизий
Сегодня двое участников поискового отряда «Память», вокалисты Марина Гурова и Валерий Лотарев под руководством Лидии Артемовны Коршуновой отправились в поездку «Навечно в памяти народной» по местам сражений сибирских дивизий.
Как рассказала организатор поездки Лидия Коршунова, до Москвы участники поездки отправятся поездом. Затем на арендованном автомобиле они двинутся в Ржев, где совместно со столичным поисковым отрядом «Центр» проведут поисковую экспедицию.
Лидия КОРШУНОВА — руководитель поискового отряда «Память»:
— От Ржева мы отправляемся в район города Белый. Это Мончаловские леса, где тоже именно сибирские дивизии держали это направление, поэтому по ходу движения к Ржеву у нас в плане первый километр Волоколамского шоссе. Это памятник сибирякам и военно-танковый музей, где стояли сибиряки наши. Затем город Белый. Это захоронение сибиряков.
Кроме того, участники автопробега посетят места сражений под Санкт-Петербургом, доедут до Витебска и Минска.
В Москву зеленогорцы вернутся по Смоленскому шоссе и посетят безымянный памятник воинам-сибирякам. В Зеленогорск участники пробега планируют вернуться к 15 августа. На всех захоронениях сибиряков установят мемориальные таблички, а также привезут землю из родных мест солдат. На аллее памяти воинов-сибиряков в мемориальном комплексе Ржева зеленогорцы оставят колокольчики, на которых выгравированы имена павших бойцов. В каждом населенном пункте зеленогорцы проведут встречи с ветеранами и творческие концерты, вручат местным жителям книги и альбомы о Зеленогорске, предоставленные администрацией города, Комитетом по делам культуры и молодежной политики, Управлением образования и Советом ветеранов.
Поездка проводится за счет средств, выделенных Красноярской ГРЭС-2. За новостями автопробега можно следить в группе «Навечно в памяти народной», а также в наших новостях.
просмотров: 87
© Алексей Лебедев, Тимофей Калинин 30 Апр 2019, 10:20
Чем дальше от города — тем больше деревень, в которых едва насчитается с десяток домов, нет даже магазина, а о фельдшерском пункте и школе даже речи не идет. Здесь доживают свой век старики.
Фотографы рассказали Тайге.инфо, как умирает деревня.
Содержание
Села нет — только кладбище
Тайга.инфо: Что вы ищете в деревнях? И почему выбрали Новосибирскую область?
Тимофей: Пару лет назад мы поехали искать озеро, где дедушка Лехи когда-то ловил рыбу. Это в Черепановском районе за Дорогино — бывшая Каменка. Деревни уже нет, одно кладбище посреди поля да остатки фундамента от домов. За кладбищем, судя по всему, ухаживают. Меня тогда очень удивило то, что раньше рядом с озером была целая деревня и об этом мало кто знает. Тогда у нас зародилась мысль покататься по области, найти такие места и рассказать о них.
Алексей: У меня почти все родственники из этой деревни и еще соседней — ее тоже уже нет. Оба эти села исчезли, потому что там не было школ. Вернее когда-то была, но до трех классов. Люди начали переезжать в более крупные поселки — Черепаново, Искитим, Линево, Евсино. Последние жители уехали в 1970-х годах. Изначально мы хотели показать, что в Новосибирской области есть красивые места, достойные внимания, раскрыть самобытность и особый дух сибирской глубинки.
Тайга.инфо: Какие красивые места вы уже можете показать?
Алексей: Например, Бердские скалы, вид просто потрясающий! Изылинская пещера — хоть и небольшая, но туда можно прогуляться без всякого снаряжения. В Искитимском районе есть Беловский водопад — летом туда многие приезжают купаться.
Очень красивый Караканский бор — сколько раз туда ездили, постоянно случались какие-то мистические вещи: то женские крики услышим, то заблудимся там, где не должны заблудиться. Каждый раз, когда въезжаем в бор, портится погода.
А напрашиваться переночевать к местным… Вы только представьте себе: приехали два незнакомых здоровых мужика. Я бы не стал к себе таких пускать
Богатая история у села Чингис в Ордынском районе. Это село находится наполовину на берегу, наполовину на острове. Там стоит одна из древнейших церквей в Новосибирской области. На остров добирались на пароме. Мы хотим и показать красоту, и познакомить людей с историей.
Тайга.инфо: Сколько у вас уже было поездок?
Тимофей: Много. Мы не считали. Ездили пока, в основном, одним днем и недалеко. Чтобы ехать в более дальние районы, нужны деньги, которые мы сейчас собираем на создание фотовыставки и на последующие поездки. Опять же, какая может быть гостиница в маленькой деревушке? А напрашиваться переночевать к местным… Вы только представьте себе: приехали два незнакомых здоровых мужика. Я бы не стал к себе таких пускать. Можно, конечно, попробовать напроситься — деревенские, как правило, открытые и добродушные люди. Но если откажут — я их пойму.
Один англичанин на шесть усадеб
Тайга.инфо: Откуда вы узнаете про заброшенные села, куда ехать?
Алексей: В основном, узнаем из интернета. Но чаще все происходит вот так: смотришь — указатель. Мы там были? Нет. Тогда поехали.
Проблема вымирающих деревень сама собой стала вскрываться. Я сужу по нашему инстаграму: выкладываем фото заброшенных домов с описаниями — люди реагируют в комментариях, делятся своими историями про села и деревни, которые либо уже исчезли, либо на грани. Некоторые, наоборот, удивляются: а мы даже не знали.
Тайга.инфо: Что так удивило ваших подписчиков?
Алексей: Не только подписчики, мы и сами были очень удивлены. Например, в поселке Дубинский в Искитимском районе — шесть жилых усадеб, по словам местных, остальные покинуты. Усадьбы — так сельчане называют свои дома. В одном из них живет англичанин со своей семьей. Его зовут Майкл.
Вот на пенсии потихонечку доживают, им хорошо вдвоем и с собакой
Сунуться к нему постеснялись — по разговорам, Майкла в одно время журналисты очень доставали. Живет он в необычном доме — двухэтажный, отделанный наполовину досками, наполовину кирпичами. На ферму похож. Говорят, что раньше в этом здании было местное управление. По всей видимости, деревня жила намного лучше.
Мы пообщались с соседом этого англичанина — пожилым мужчиной, который переехал сюда с женой из Бердска, по сельской программе. Им выделили денег на строительство. Вот на пенсии потихонечку доживают, им хорошо вдвоем и с собакой.
Конечно, есть и свежий воздух, и тишина, и природа. Но в этой деревне нет ни магазина, ни фельдшерского пункта. За продуктами ездят в соседнее село в пяти километрах — Верх-Коен, а за крупными покупками — в Искитим. Держат свое хозяйство — им хватает. Спрашивали про врача — он раз-два в неделю приезжает вроде как к ним. А скорая помощь по вызову только с Искитима, который в 40 километрах находится.
Мы туда ездили зимой — от снега дорогу прочистили до границ деревни, а дальше ко дворам тропинки натоптаны.
Тайга.инфо: Из-за чего, по-вашему, исчезают села?
Тимофей: Как мы уже говорили, из-за отсутствия школы. Нет работы, за которую бы платили нормальные деньги. Пенсионерам там жить можно — им приносят пенсию, и они содержат хозяйство. А так, чтобы кому-то работать… Вот стоит в Дубинском шесть домов. Где там работать — друг на друга?
Тайга.инфо: В одном из своих видеороликов вы рассказываете про исчезнувший поселок Веселый в Искитимском районе и называете его призраком. Почему призрак?
Тимофей: Если посмотреть на то место, где когда-то располагался этот поселок, ты даже не поймешь, что он там был. Единственное, что от него осталось, — это кладбище. Поле, три тополя и кладбище. Мы когда ездили туда на Троицу, видели, как люди ухаживают за могилками. Потом они садятся за «общий стол» (расстилают на земле скатерть) в начале бывшей центральной улицы — сейчас это едва заметная колея. И в голове формируется картинка этой улицы, домов, колодцев, как дети играют, а женщины коров во двор загоняют. Поэтому поселок-призрак: вроде его уже нет, но он живет: в памяти людей, в традициях — например, на Троицу приехать сюда и собраться вместе за общим столом.
Поэтому поселок-призрак: вроде его уже нет, но он живет: в памяти людей, в традициях
У Леши в Веселом жили родственники. В какой-то момент поселок стал расформировываться. Как нам известно, основной причиной была школа, в которой насчитывалось всего три класса и один учитель. Чтобы дети могли нормально учиться, люди стали перебираться в более крупные населенные пункты.
Буксир Леха толкает замечательно
Тайга.инфо: К чему вы морально не были готовы в своих мини-экспедициях?
Тимофей: К дорогам! Стоит удалиться от административного центра, они пропадают. Это либо какая-то щебенка (видно, что укатанная, давнишняя), либо просто грунтовая дорога. Если видим по прогнозу дождь, мы отменяем поездку.
Много где застревали. У нас нет внедорожника, который мог бы везде проехать. Моя машина — обычная «Лада Калина». Мы как-то размещали на «Планете» сбор на УАЗик. Но ничего из этого не вышло. А так, у меня есть замечательное устройство для буксира — он сейчас сидит рядом со мной. Это Леха. Толкает замечательно.
нас часто подводит 2ГИС — он показывает, что в этом месте идет большая ровная дорога. Приезжаем — дороги нет
Алексей: Мы любим ездить по полевым дорогам между деревень. Если дождь прошел недавно, то все. Было дело, ездили снимать Изылинскую пещеру в Тогучинском районе, застряли по дороге — долго выбирались из болота. В итоге к самой пещере подобрались, когда уже темнеть начинало. Когда искали машину на обратном пути, телефоны уже почти сели.
Там недалеко, кстати, есть деревня Изылы — она точно брошенная, хотим туда летом съездить. В прошлый раз не попали, потому что она была через речку от нас. Судя по всему, ее недавно забросили.
Тимофей: Еще нас часто подводит 2ГИС — он показывает, что в этом месте идет большая ровная дорога. Приезжаем — дороги нет. И застревали, и блудили. Они рисуют дороги, но не проверяют, есть ли они вообще. Мы даже в техподдержку писали.
В последний раз мы развернулись, потому что 2ГИС повел нас непонятно куда через заснеженное поле.
Тайга.инфо: Вы говорили, что зимой тоже ездили. Везде проехать можно?
Тимофей: Да, зимой дороги хорошо чистят. Мы не встречали ни одной деревни, чтобы не было вообще дорог. Как минимум, к самой деревне ее доводят.
Я не готов по нужде ходить на улицу
Тайга.инфо: Вы — молодые, здоровые мужчины. На каких условиях бы вы переехали из города в деревню? И есть ли вообще такое желание?
Тимофей: Да, я хочу жить в деревне. В первую очередь из-за экологии. В Искитиме цементный завод, и каждую весну у меня обостряется аллергия на пыль. Машины, стоящие вблизи завода, покрываются слоем наждачки. У нас даже на автомойках услуга есть — мытье с уксусом, чтобы цемент отмыть. Вот я сейчас приехал в Новосибирск — у меня нос задышал, даже румянец появился, я себя хорошо чувствовать начал. Хотя, все говорят, что тут пыль ужасная. Они просто не были в Искитиме!
Алексей: В деревне можно вести свое хозяйство. О качестве продуктов спорят много. То «фермерское», что продают в городе, — это зачастую маркетинговый ход. А там ты точно уверен, что все натуральное: мясо, молочка, овощи.
все говорят, что в новосибирске пыль ужасная. Они просто не были в Искитиме!
Я раньше задумывался над этим вопросом — жить в селе. Почему-то себе представляешь летнюю деревню: свежий воздух, светит солнце, речка и лес рядом, хорошо. Честно говоря, я бы сменил этот безумный ритм мегаполиса на более спокойное место. Но я пока не делаю этого. Там нет работы. А она должна быть — нужно же где-то брать деньги. Дом со всеми условиями — я не готов к тому, чтобы, простите, по нужде ходить на улицу. И чтобы магазин был.
Тайга.инфо: Кстати, а кем вы работаете?
Алексей: Я веду мероприятия и праздники.
Тимофей: А я — педагог-организатор в центре дополнительного образования. Отвечая на вопрос о переезде в деревню: главное, чтобы была машина, чтобы автобусы ходили регулярно. Пусть работа будет в более крупном населенном пункте, лично меня это не страшит. Взять, к примеру, Дорогину Заимку — мне кажется, нормально оттуда в Черепаново ездить. В общем, для меня важно быть уверенным, что в семь утра я уеду на работу.
Конечно, нужен магазин с необходимым набором продуктов: хлеб, молоко, мясо. Больница нужна. Фельдшер же может оказать только первую помощь. Если я к нему приду, он мне что-нибудь в бок вколет и все равно отправит в больницу. Тогда мне надо садиться на автобус (если таковой ходит) и ехать в город. А автобус в наших деревнях можно ждать и пять часов, и три дня. Или вызывать скорую помощь, которая может застрять где-нибудь в пути — дождем проселочные дороги размываются быстро и езда по ним превращается в настоящий квест. Я, конечно, утрирую. Но в каждом утрировании есть доля утрирования.
А ведь раньше все было проще. Зимой — санки и лыжи, летом — рыбалка и игры в мяч. Люди же не бухали целыми днями. В гости друг к другу ходили
Я молод и захочу завести семью, детей. Значит, нужна школа и детский сад. Понятно, что если я езжу каждый день в город на работу, мне надо детей с кем-то оставлять. Возить их с собой в город и возвращать обратно — для меня это будет накладно.
Алексей: И хочется, конечно, чтобы школа была достойная, чтобы преподаватели могли дать хорошее образование. Я слышал, что есть программы «Земский доктор», «Земский учитель». Но везде ли они работают?
Тимофей: Опять же, вопрос досуга. Вот ты поработал, с хозяйством управился. А вечером что делать? Сесть на лавочку и семечки грызть? Ну ладно, взрослым как-то проще себя развлечь. А дети и подростки? Энергии море — и ее надо куда-то девать. Нужны спортивные секции, какие-то кружки, дискотеки в клубе. Чем-то заинтересовать, чтобы не было желания пробовать пить-курить.
Алексей: Конечно, мы сейчас отталкиваемся от какого-то современного образа деревни. А ведь раньше все было проще. Зимой — санки и лыжи, летом — рыбалка и игры в мяч. Люди же не бухали целыми днями. В гости друг к другу ходили.
Тайга.инфо: Что будете делать дальше, когда соберете нужную сумму?
Тимофей: Для начала купим фотоаппарат. Снимки с мобильника для выставки не распечатаешь в хорошем качестве. Летом хотим доехать до более дальних районов, точно до Северного — нам рассказали, что там есть село, где живут одни староверы. Сильно далеко мы пока еще не забирались, потому что проблема во времени и в финансах. Как соберем материал, организуем фотовыставку.
Тайга.инфо: А если деньги собрать не удастся?
Алексей: Все равно будем ездить, просто не так часто и далеко, как хотелось бы. Да и выставку придется отложить до лучших времен. Деревни наши очень красивые и помнят прошлое — нужно рассказывать о них. И постараться сохранить то, что еще уцелело.
Текст: Алёна Мартынова
Фото и видео: Алексей Лебедев, Тимофей Калинин
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История Кежемского сельского поселения насчитывает три столетия.
Первое упоминание о Кежемском селении относится к 1667 году. Тогда село Кежемское звалось «Волоковое», так как через него шел водный путь с Ангары на Илим с волоком от реки Кежма до реки Турига. Волоковое располагалось как раз в месте впадения в Ангару небольшой р.Кежма. Современное свое название «Кежемский» поселок получил от названия этой самой речки. Место было по тем временам бойкое, и стояло там уже 6 дворов.
В 1675 году через Кежму лежал путь в Пекин крупного ученого и дипломата Николая Гавриловича Спафария (1636-1708 гг.). Проезжая через Братский острог, в своем дневнике он сделал запись, что по пути от Братска вверх по Ангаре по обоим берегам ее до деревни Большая Мамырь на расстоянии 76 км насчитывалось 19 деревень и заимок: Романова, Исакова, Лучиха, Филиппова, Святина, Кежма и другие.
С момента основания появилась в Кежме своя часовня. Легенда гласит, что везли на лодке казаки резное распятие для Братской церкви. В пути их застигла сильная буря, спаслись только чудом. Лодку выбросило на берег реки Кежмы. На месте спасения казаки распятие и поставили, построив для него часовню. Часовня эта простояла до 1723 года, пока ее не разобрали, а иконы, ризы, колокола, рукописные книги отдали в Братскую церковь. Впоследствии здание церкви возводилось еще не раз, последнее сгорело в 1940 году.
В 1705 году в Кежме было 19 дворов, в 1722 году — 32 двора, среди которых были даже двухэтажные дома, принадлежавшие богатым купцам. Основными занятиями жителей являлось сельское хозяйство, охота на пушного зверя и рыболовство. Школы вплоть до начала XX века не было, поэтому ребятишки вырастали неграмотными. Уклад жизни не менялся десятилетиями.
Свои коррективы в историю внесла Октябрьская революция. В 1919 году в Братской волости окончательно установилась Советская власть. 21 ноября 1920 года был образован Кежемский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Больше-Мамырской волости Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (Справочник по истории Иркутской области, 1975 г.). В состав его вошли населенные пункты: Кежма, Наратай, Степново.
В связи с изменениями, происходившими в результате административно-территориального деления Иркутской области, Кежемский сельский Совет находился на территории:
с 21.11.1920 г. — Больше-Мамырской волости Нижнеудинского уезда Иркутской губернии,
с 27.07.1922 г. — Больше-Мамырской волости Тулунского уезда Иркутской губернии,
с 15.05.1924 г. — Братской районной волости Тулунского уезда Иркутской губернии,
с 28.06.1926 г. — Братского района Тулунского округа Сибирского края,
с 19.06.1929 г. — Братского района Иркутского округа Сибирского края,
с 23.07.1930 г. — Братского района Восточно-Сибирского края,
с 08.12.1936 г. — Братского района Восточно-Сибирской области,
с 26.09.1937 г. — Братского района Иркутской области,
с 12.03.1946 г. — Заярского района Иркутской области,
с 15.07.1953 г. и по настоящее время — Братского района Иркутской области.
В 1930 г., в период массовой коллективизации, на территории Кежемского сельсовета было создано 3 колхоза:
Население занималось животноводством, выращиванием зерновых, охотой, рыболовством, кролиководством. Колхозы обслуживались Большемамырской машинно-тракторной станцией (МТС), но преобладал ручной труд от зари до зари, без выходных и праздничных дней.
В 1937-1938 годах колхоз «Батрак» был переименован в «им.Ворошилова», колхоз «Бедняк» — в «Память Ленина».
В 1939 году социальный состав населения был следующий:
— Кежма — 81 колхозник, 6 единоличников, 20 рабочих и служащих,
— Наратай — 53колхозника, единоличников нет, 3 рабочих и служащих,
— Степново — 31 колхозник, единоличников нет, 6 рабочих и служащих.
В 1927 году на территории сельсовета располагалась начальная школа, в которой обучалось 77 учащихся, при ней — ликпункт (пункт ликвидации безграмотности). Функционировал красный уголок, где проводились читальные вечера, ставились спектакли.
При сельском клубе работали драматический, литературный, военно-физкультурный, шахматно-шашечный кружки. Давала концерты художественная самодеятельность.
Еще в середине XIX века началось промышленное освоение территории совета. Вблизи с.Братск-Острожный открыли Кежемский рудник — один из 4 рудников Николаевского железоделательного завода, просуществовавший с 1845 до 1923 года (в 1961 году местность попала в зону затопления Братской ГЭС).
Имеются сведения о том, что в 1936-1938 гг. в окрестностях проводились изыскательские работы на трассе проектируемой дороги Тайшет-Лена.
В годы Великой Отечественной войны сотни мужчин ушли на фронт, многие из них не вернулись. К 40-летней годовщине Победы 9 мая 1985 г. на площади возле Кежемского СДК состоялось торжественное открытие обелиска памяти погибшим воинам. Сейчас на обелиске были размещены памятные списки с именами ветеранов.
Для подготовки ложа водохранилища Братской ГЭС в 1956 году на территории сельсовета разворачивают свою деятельность Кежемский, Наратаевский и Степновский леспромхозы, и возникают новые поселки — Нижний, Приморский, Рыбкино, Тарево, Каменный.
В 1957-1960 гг. в п.Тарево находились мужской и женский лагеря № 801и № 802 Тайшетского управления лагерями.
В 1960 г. населенные пункты Нижний и Приморский из Кежемского сельсовета отошли ко вновь образованному Приморскому сельсовету. Населенные пункты Зяба, Сурупцево, Распутино ликвидированного Лучихинского сельсовета, Северный и Красный Яр из Братского переданы в Кежемский сельсовет (решение № 587 от 27.12.1960 г. исполкома Иркутского облсовета).
История современного поселка Кежемский началась с первых палаток и перевезенных из зоны затопления домов.
В 1958 г. началось освоение таежных земель для строительства будущего поселка Кежемский с целью переноса туда «старой» Кежмы. Первопроходцами стали 11 человек, — молодежь из Калужской области, приехавшая по комсомольским путевкам, — которые, преодолев болота, поселились в охотничьем зимовье и палатках. В то время станция Кежемская была только обозначена на строительной карте маленькой точкой среди тайги. Через год это место было не узнать: на Кежемской жило уже 570 человек.
Решением исполкома Братского горсовета № 331 от 08.09.1961 г. Центр Кежемского сельсовета из села Кежма перенесен на ст.Кежемская.
С июля 1960 г. началось наполнение Братского водохранилища. Только в Братском районе под перенос предназначалось 119 населенных пунктов, имеющих 15180 строений и 5703 усадьбы личных владельцев.
В 1961 г. в зону затопления попадают населенные пункты Степново, Каменный, Рыбкино, Сурупцево, Распутино, Красный Яр, Северный, Большой Мамырь, в 1964 г. — Наратай. Основная часть населения переехала на новое место жительства в п.Калтук и Кузнецовку.
В 1961-1962 гг. в «новую» Кежму большинство жителей переехало из деревень Красный Яр, Сурупцево и Заярск. Они перевозили с собой в разобранном виде старые дома и собирали их на месте. Старожилы этих мест – семьи Любенковых, Сидельниковых, Кравченко, Подорожных, Михайловых, Сидоровых, Фадеевых и др.
По данным управления статистики в 1964 г. в составе Кежемского сельского Совета появляются новые населенные пункты промышленного типа — Мамырь, Сосновый (Боровской), Веселый Бор, Пашенный, разъезд Подвыездный, в1967 г. — ст.Ярская.
Поселок Мамырь впервые упоминается в 1682 году как Анамырская деревня. Название Мамырь (эвенк. «болото, заболоченное место») происходит от рек Малая Мамырь и Большая Мамырь. Напротив Анамырской деревни в Ангаре добывали жемчуг. По переписи 1723 г. в Мамырса Больша было 4 двора, 4 пашенных крестьянина, в мала Мамырь — 4 двора, 4 пашенных крестьянина. С 1898 года работала Министерская школа. В 1910 году население занимается строительством судов: барки, полубарки, паузки, карбазы и лодки. В 20-х годах село Большая Мамырь становится центром Больше-Мамырской волости. На 1 января 1960 г. в Большой Мамыри проживало 529 человек (466 заняты вне сельского хозяйства, 63 — сельским хозяйством). Перед переселением в Большой Мамыре 109 дворов, в Малой Мамыри — 117 дворов.
Современный поселок Мамырь был основан на базе Заярского ЛПХ в 1962 г. Обживать его начали выходцы из Заярска и Осиновки: семьи Захаровых, Хреновых, Архиповых, Харельских, Высотиных, Подшиваловых, Набоких, Ушмаевых и др. Самая первая улица в поселке — Береговая. Строительство было сложным: бездорожье и непроходимое болото, а результатом явилось то, что Мамырь стал одним из самых богатых леспромхозов в Братском районе.
На 01.01.1969 г. на территории Кежемского сельского Совета располагались населенные пункты: Кежма, Мамырь, Тарево, Сосновый(Боровской), Зяба, Пашенный, разъезды Веселый Бор, Подвыездный, ст.Ярская.
Решением исполкома Братского райсовета № 369 от 25.12.1972 г. поселок Тарево ликвидирован.
Следом за первостроителями поселка в Кежму прибыли и геологи. Искали нефть, газ, железную руду, каменную соль. С 1962 по 1976 год они работали в поселке.
На территории сельского Совета располагались железнодорожный узел и богатые лесные массивы, что в 1970-1990 гг. явилось основанием для создания мощного лесопромышленного района. Действовали Братская нефтеразведочная экспедиция, Туригский, Кежемский, Боровской леспромхозы, Заярский лесхоз, леспромхозы-самозаготовители: Алма-Атинский, Актюбинский, Кокчетавский, строительно-монтажные поезда №№ 533,568,668, Кежемский участок Ленского строительно-монтажного управления. Трудились на территории поселения и строители ветки БАМа.
Со временем, претерпевая реорганизацию, все предприятия и организации прекратили свою деятельность на территории поселения. Последним крупным предприятием оставалось ООО «Багульник», ликвидированный в 2009 г.
В 1996 г. был образован Кежемский лесхоз, который просуществовал до 2009 г., и в настоящее время осуществляет деятельность в г.Братске.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» № 1551-1 от 06.07.1991 г. упраздняется исполнительный комитет и назначается глава сельской администрации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и постановления главы администрации Иркутской области № 211 от 12.10.1993 г. Кежемский сельский Совет ликвидирован.
Далее управление территорией осуществлялось Кежемской сельской администрацией, административный центр — поселок Кежемский. В состав территории до 2006 г. входили населенные пункты: п.Мамырь, п.Зяба, п.Боровской, ст.Пашенный, ст.Подвыездный. В поселках фукционировали школы, детские сады, различные предприятия, отделения почтовой связи, ФАПы, сельские клубы, магазины.
В 1982 г. в п.Кежемский было построено здание сельского Дома Культуры, сейчас это — МКУК «Кежемский культурно-досуговый центр Братского района», имеющий в своем структурном подразделении Дом Культуры, сельский клуб п.Мамырь и две поселковые библиотеки.
С января 2006 г. в результате очередного административно-территориального деления образовано сельское поселение — Кежемское муниципальное образование, куда относятся два поселка: п.Кежемский и п.Мамырь. Остальные населенные пункты оказались в административном подчинении образованного Зябинского муниципального образования Братского района.
В настоящее время на территории Кежемского муниципального образования осуществляют свою деятельность:
в п.Кежемский —
— администрация поселения,
— МКОУ «Кежемская СОШ»,
— МКДОУ детский сад «Лесовичок»,
— Кежемская участковая больница,
— МКУК «Кежемский культурно-досуговый центр Братского района»,
— отделение почтовой связи,
— участок ЗАО «БЭСК»,
— МУП «Кежемский ЖКХ» (образовано с 2007 г.),
— аптека,
— пекарня,
— салон ритуальных услуг,
— Падунское лесничество,
— ООО «Кучук» (лесозаготовительная отрасль),
— ООО «Вита» (лесозаготовительная отрасль),
— станция Кежемская,
— структурные подразделения ООО «РЖД»,
— индивидуальные предприниматели (розничная торговля продуктами питания, одеждой, бытовой химией и др.).
в п.Мамырь —
— МКОУ «Мамырская СОШ»,
— ФАП,
— сельский клуб,
— отделение почтовой связи,
— структурные подразделения ООО «РЖД»,
— индивидуальные предприниматели (розничная торговля продуктами питания, одеждой, бытовой химией и др.).