См. раздел ДУХОВНАЯ БОРЬБА
- Различение помыслов старец Сергий (Шевич)
- О борьбе против помыслов старец Паисий Святогорец
- Борьба с посторонними мыслями игумен Иларион (Алфеев)
- О борьбе с помыслами прп. Нил Сорский
- Исповедывание и борьба с греховными помыслами свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Невидимая брань прп. Никодим Святогорец
- О различении помыслов свт. Феофан Затворник
- Борьба с помыслами преп. Иоанн Кассиан Римлянин
- Этапы проникновения греха в душу свящ. Константин Пархоменко
- Борьба с помыслами свящ. Павел Гумеров
***
Борьба с по́мыслами одна из важнейших составляющих православно-аскетического делания, подразумевающая: 1) внимательное отношение христианина к своим внутренним помыслам, мыслям, желаниям; 2) молитвенное делание, включающее испрашивание у Бога прощения и помощи борьбе с греховным искушениями; 3) покаянный настрой; исповедь; 4) духовную брань против падших духов; 5) помощь пастыря, духовника; 6) аскетические подвиги, связанные с обузданием плоти (пост, бдение, богоугодный труд); 7) стяжание добродетелей.
Согласно учению свв. Отцов, греховные помыслы возникают в душе либо под воздействием падших духов, либо под воздействием внутренних противоестественных возбуждений души и/или тела (в том числе связанных с греховными страстями); либо при восприятии тех или иных объектов (явлений, ситуаций и пр.) видимого мира. Вовремя не отсеченные (не побежденные) греховные помыслы могут способствовать формированию решимости на грех и, как результат, совершению греха.
Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.
Задача человека – противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати. Именно поэтому борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом.
Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские подвижники советуют непрекословие. «Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними», – учит святой Исаак Сирин. «Должно ли прекословить борющему нас помыслу? – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн, и дают ответ. – Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их».
Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. «Необходим подвиг для христианина, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».
Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце, потому что вместо низких страстей «возобладало в нем другое, лучшее их вожделение» (св. Исаак Сирин). По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.
Борьба с помыслами есть часть душевного молитвенного (внутреннего) подвига христианина. У христианских подвижников (прежде всего в монастырях) эта борьба неразрывно связана с практикой умного делания – непрестанной молитвой Иисусовой.
***
См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА, ИСИХАЗМ, ПОМЫСЕЛ, УМ, ОЧИЩЕНИЕ УМА, МОЛЧАНИЕ
О борьбе с греховными помыслами | |||
Перепечатано с www.pochaev.org.ua
Есть некоторые христиане, которые не видят грехов своих и говорят, что их не имеют, или же на исповеди называют только грехи делом и словом. Другие же, наоборот, начинают с великой тщательностью перечислять все греховные мысли, которые им приходят, отнимая много времени у духовника и лишая других людей возможности исповедаться. Для этого они даже разыскивают написанную не в святоотеческом духе книгу «Лекарство от греха» и советуют ее приобрести другим. Когда же мы в действительности согрешаем помыслами и как нужно исповедывать их?
«Не пожелай дома ближнего твоего; не пожелай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скита его, ничего, что у ближнего твоего», — заповедает Бог в десятой Заповеди (Исх. 20, 17). «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6, 37). Эти и подобные изречения из Священного Писания — не что иное как указание на необходимость сохранять чистоту души, так как христианин должен стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 15-19). А кто разорит храм Божий, накажет того Господь.
В одном монастыре померла девица 18 лет, которую все в обители любили за чистоту жизни. Игуменья наложила на себя пост и 40 дней молилась, чтобы узнать в какие обители рая вселилась ее душа. Но пред игуменией разверзлась земля и в огненной лаве показалась душа девицы. «Дочь моя, ты в аду? Чем же ты согрешила?». «Хотя я сохранила тело в чистоте, но в мыслях услаждалась красотою одного юноши, допускала греховные мысли и стыдилась исповедывать их духовнику, за что теперь буду вечно мучиться», — ответила несчастная и земля сомкнулась.
Другой пример погибели человека за грехи мысленные мы находим в Евангелии от Луки (Лк. 18,10-14). «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себя так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». За свою гордость, осуждение и презрение других вместо сострадания и любви, молитвы о согрешающих, фарисей «снизошел до ада преисподнейшего», как поется об этом в 7-й песни канона в Неделю мытаря и фарисея.
Итак, мысленные грехи нуждаются в исповеди. Но какие? «Помыслы исповедывать надобно те, в которых воля ваша участвует и соизволяет на них, укосневая, и делается мысленною преступницею пред Богом, но те помыслы, которые только приражаются, а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и не отвечаем, не нужно исповедывать», — учит старец Макарий Оптинский.
«Иное дело приражение, иное — сдружение, иное — страсть, иное -борьба, иное — пленение, иное — соизволение, приближающее к делу и уподобляющееся ему, иное — самодеятельность — самое действие по соизволению страстного помысла.
Сдружение же есть принятие помысла, занятие им и с удовольствием соединенное собеседование с ним, происходящее по нашему произволению.
Страсть есть, в следствии сдружения, образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом, и как бы постоянное о нем помышление и мечтание.
Пленение — невольное увлечение сердца, преобладаемого долговременною привычкою». (Из поучений св. Ефрема Сирина).
Святой Игнатий Брянчанинов говорил, что грех человека уничтожается исповеданием, а корни грехи истребляются борьбою с помыслами. Как разнообразен грех, так разнообразны бывают и помыслы, восстающие на нас. Одного борют помыслы уныния, другого — отчаяния, третьего — блудные помыслы, четвертого мечтание богатства, пятого -жажда власти и т.д. Иногда вражеские помыслы принимают личину праведности. «Страсти отступают от того, кто беспощадно исповедует их. Телесное вожделение увядает от исповедания более, нежели от поста и бдения», — учит свт. Игнатий о пользе исповеди греховных помыслов, с которыми ведешь борьбу. Но, конечно же, в первую очередь людям нужно отстать от просмотра тех фильмов, телепередач, чтения светской литературы, которые возбуждают греховные мысли, отравляют память и воображение, учат не евангельскому образу жизни.
Один молодой монах сказал старцу, что к нему часто приходят греховные мысли. Старец спросил: «Возле твоей келий есть деревья и садятся ли на них птицы?». «Да», — ответил новоначальный. «А можешь ли ты сделать так, чтобы птицы не садились?». «Нет», — ответил молодой монах. «А отгонять, когда садятся, ты можешь?». «Это могу». «Так и помыслам ты не можешь запретить, чтобы не приходили, но когда приходят — отгонять можешь. Вот так постоянно и делай».
Прп. Варсонофий Оптинский поучает презирать греховные мысли. Тогда бесы, внушающие их, как гордые, не вынесут презрения и отступят.
Легко потушить искру, но если мы допустим разгореться пожару, то с ним справиться будет уже очень трудно. Как бы этот пожар не истребил наше жилище вообще. Точно так же должно поступать и с греховными мыслями: отвергать их сразу, не допускать медления в них.
Ежеминутно на нас могут восстать и страсти собственные и духи лукавые, жаждущие нашей погибели. Нам же в первую очередь нужно избегать поводов ко греху (особенно в борьбе с блудными помыслами остерегаться празднословия, продолжительных бесед с лицами противоположного пола, тщеславия, многого сна, украшения себя одеждами, пресыщения, от которых усиливается блудная брань), а затем со смиренной молитвой призывать на помощь Бога, Матерь Божию, Ангела-хранителя, небожителей. С греховным помыслом не нужно вступать в беседу, даже противоречие.
Старец Силуан говорит, что при таком образе борьбы чистым не выйдешь, враг, как многоопытный, замарает нас греховными мыслями. Да и мы не столь сильны, чтобы со властью отгонять греховные мысли, это дело совершенных. Нужно помнить, что падение Евы в раю началось с беседы с вражескими внушениями. Поэтому при нахождении греховных помыслов нужно мысленно молиться: «Помилуй нас, Господи, яко немощны есьмы. Помоги сохранить Тебе верность» и читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Хорошо призывать на помощь Матерь Божию, говоря: «Враже, предложение твое на главу твою. Матерь Божия помоги мне», — и читать много раз «Богородице, Дево, радуйся…». Тогда по молитвам Ходатаицы нашего спасения мы непременно получим мир душевный, хотя вначале молитва наша будет рассеянной.
Бесы не знают наших мыслей. Как люди с годами жизни могут по внешнему виду и поведению судить о внутреннем состоянии человека, так и бесы, накопив несравненно «больший опыт за всю историю человечества, судят о нас по нашему поведению. Внушая те или иные греховные помыслы, бесы смотрят на нашу реакцию: не медлим ли мы, тут же ли обращаемся в молитве за помощью к Богу, крестимся ли сразу же. Если видят в нас интерес к какому-либо греху, то туда направляют со всею силою свою мысленную атаку.
«Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством, и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня и теснота исчезает, и я выхожу на свободу» (Св. Иоанн Кронштадтский).
Еще нам нужно усвоить, что мысли Божий от Ангела-хранителя несут с собою душевный мир, а бесовские, хотя-бы и казались правильными, -смущение духа. Но это может различить только смиренный человек, тщеславный же может не заметить опасности. «Как бы не благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними», — он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай, а то уловит… гони его прочь от себя оружием духовным», -учит свт. Игнатий Брянчанинов.
И самое главное, что нам нужно твердо запомнить: Бог никогда нам не попустит быть искушаемыми от внутренних страстей или бесов сверх наших сил. Поэтому мы всегда, если делаем все возможное от себя и в то же время не гордимся, не осуждаем других, можем ходить победителями, избегать грехов на деле. Для победы нужно нам только мужество, терпение, доброе произволение, постоянство в избранном пути и молитва. Враг бесстыден, нападает даже на святых, мы же будем готовы всегда отразить его нападение. «Терпение и труд все перетрут».
Будем помнить ту цену, которую заплатил за наши греховные удовольствия Спаситель мира Иисус Христос и хранить свое сердце в благодарной верности Ему.
Примеры употребления слова помысел в литературе.
Значит, состав меня есть акциденция, при которой пустота и пространство замедлились на один взмах крыла, прежде чем возвратиться к совершенно иным помыслам.
И не может быть естественной и нормальной ассимиляция в той среде, которая больше всего на свете, всеми своими помыслами, узаконениями и инструкциями — этой ассимиляции не хочет и не допустит.
Мы разжигаем в своих помыслах страсть, зависть, похоть, окисляем их в наших душах, и все это срывается с наших глаз, с наших губ, с наших рук, как с антенн, работающих, уж не знаю, на длинных или на коротких волнах Но хозяева балаганных уродов знают, они давно научились принимать эти сигналы и не преминут урвать здесь свое Карнавал не спешит, он знает, что на любом перекрестке найдет желающих подкормить его пинтой похотливой страсти или квартой лютой ненависти Вот чем жив Карнавал: ядом грехов, творимых нами по отношению друг к другу, ферментами наших ужасных помыслов!
Я ответил бенедиктинцу, что развалины, в которых он предполагает вести розыски, находятся за пределами мирского кладбища, и, будучи в самых дружеских отношениях с кладбищенским сторожем, я уверен, что смогу помочь гостю привести в исполнение его благочестивые помыслы.
Передо мной, если цинично, сидит совершеннейший бессребреник и идеалист, абсолютно все свои помыслы отдавший благу государства.
Ни единым помыслом, ниже сомнением Матерью Чезаре и Лукреции Борджа была римлянка Ваноцца Катанеи.
В самом деле, если Макарий Великий, наученный действием благодати, нас тоже учит, что ум и все помыслы души заключены в сердце как в своем органе, а Нисский — что ум, поскольку он бестелесен, не внутри тела, то мы, приводя к единству это кажущееся различие и показывая отсутствие противоречия, говорим, что хотя ум, в согласии с Григорием Нисским, находится не внутри тела в том смысле, что он бестелесен, но одновременно, в согласии со святым Макарием, он в теле, а не вне тела в том смысле, что связан с телом и непостижимо управляет первым плотским органом, сердцем.
Император Валент сидел в Антиохии и все его помыслы были заняты персами.
В безразмерном звоне том Все отчаянье взыванья пред безжалостным огнем, Все безумье состязанья с яростным, глухим огнем, Что стремится выше, выше, Безнадежной жаждой дышит, Слился в помысле одном, Никогда, иль ныне, ныне, Вознестись к луне прозрачной, долететь до тверди синей!
Амерлин улыбалась, как будто она была и в самом деле довольна, но в голубых ее глазах сквозило нечто, заставившее Эгвейн поверить в новую свою догадку: властительница уже ведает, каковы были и будут в ближайшее время помыслы двух ее учениц.
Но использование телепатии в обычной обстановке для выискивания случайно прорвавшихся крамольных помыслов было невыгодно — гораздо больший улов давало присутствие Си на допросах.
Но, едва подумав о мести, он тотчас раскаивался в своих дурных помыслах и начинал представлять, как Фермина Даса поднимается, живая и невредимая, чужая, но зато живая, потому что для него мир без нее — немыслим.
Движимый самыми благородными помыслами, Фрейвальд во время дойки пропел коровам что-то о нацистском фатерланде.
Антонина же Трифоновна всех заходящих в гости подруг выслушивала, ахала, охала и всей душой проникалась их помыслами, а когда подруги уходили, принималась скорее наверстывать упущенное в разговорах время — достирывать, доглаживать, и не успевала подумать по аналогии, а есть ли все-таки что-то, что хотела бы получить от жизни она.
Меня извлекший из небытия, Ты, до кого лишь мыслью дерзновенной Порою досягнуть решаюсь я, Ты, прозревающий сквозь твердь вселенной Все помыслы, как зоркий судия, Которого лишь знак и мановенье Рассеивают зло в одно мгновенье.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Они легче пуха и незаметнее слабого ветерка. За день их бывает так много, и они так разнообразны, что отследить их все и дать себе отчет в их качестве едва ли возможно. Мы говорим о помыслах.
Они есть у всех, и они не только разнообразны. По временам они еще и безобразны. А еще пусты, или неожиданны, или фантасмагоричны. Кто поймает их сачком, как бабочку? Кто пересчитает их, как песчинки в горсти?
Да стоит ли вообще обращать на них внимание или можно махнуть рукой на эту мысленную моль, на эту пыль, соскучившуюся по мокрой тряпке?
Что ж, мокрая тряпка действительно нужна, а вот просто отмахнуться от этой опасной мелюзги не получится.
В своем Первом Соборном послании апостол Петр напоминает христианам об их прежней жизни, о той нравственной грязи, которую они отвергли с отвращением:
«Довольно, – говорит он, – что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; поэтому они (прежние товарищи по греху – прим. А.Т.) и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет 4: 3–4)
У апостола помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство
Очень важно и не менее удивительно здесь то, что в перечне похотей у апостола помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство. Если бы мы с вами составляли перечни грехов и их классификацию, то никогда бы не поместили эфемерные (казалось бы) мысли рядом с вопиющими плотскими грехами. Очевидно, мы не до конца понимаем некоторые принципиальные по важности вещи.
Вот Каин. Прежде чем восстать на младшего брата и убить его, первенец Адама и Евы мучился от неотступной мысли. Явные признаки этой внутренней борьбы, которую Каин проиграл, описаны подробно.
«Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 5–7).
«У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе», – вот она, настырная, неотступная мысль, лишающая человека покоя днем и ночью. Это пока еще только мысль, но она уже грех, лежащий у порога. У человека есть власть бороться с ней (сказано: «господствуй»). Если же она победит, а не ты, то грех очевидный, в пространстве и времени, произойдет с пугающей неумолимостью.
Закоренелый грешник, собственно, это и есть человек, которого победила неотступная мысль. Привлекла к себе внимание, переползла через порог, забралась в сердце и уходить не хочет. Так, патологический ревнивец, сексуальный маньяк, ненасытный вор, человек вечно не довольный жизнью, ропщущий и завидующий и так далее суть люди, потерпевшие поражение в невидимой борьбе. А в этой борьбе и немудрено проиграть, поскольку львиная доля людей даже не подозревает, что такая борьба существует.
Библейское откровение до царя Давида мало говорит о внутреннем мире человека, в том числе о помышлениях сердца. Видно, человек был не способен к такому повороту зрения внутрь себя и вниманию к помыслам. Начиная же с Давида и его Псалтири, разговор о тайне сердца зазвучал, и уже его вряд ли остановишь.
Греху предшествует мысль
Греху предшествует мысль, а постоянному греховному поведению предшествует создание внутри человека целой мысленной системы греха, сложно разветвленной, как кровообращение. Этим откровением мы обязаны сыну Иессея и отцу Соломона. До него Святому Духу не с кем было заговорить о предметах столь тонких. Вот примеры из псалмов.
В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Это из псалма 9-го. Там же: говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла» И еще: хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда». То есть, чтобы ободрать ближнего, как липку, чтобы сожрать его заживо, подставить, свести со света, нужно прежде всего сказать внутри себя: Бога нет! А если и есть, то Он не видит, забыл, закрыл лицо и прочее. Злодею необходим мысленный фундамент деятельности. А раз он необходим, то он и неизбежен.
Все эти слова-помыслы произносятся внутри сердца. Вот помыслы окаянной дочери Вавилона: она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» А вот то, что будет ей за этот укоренившийся образ мыслей: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18: 7–8).
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Это уже слова безумного с неумолимым практическим выводом из них в виде гнусных дел и развращения. Писание, как видим, не оставляет маневра для светского гуманизма или безбожной доброты. Это довольно строго. Многие верующие не на шутку напуганы этой строгостью Всеблагого Бога. Испугаться есть от чего. И если бы мы сами выдумывали Бога, а не Он открывал Себя, то мы выдумали бы Его образцом толерантности. Реальная строгость Писания путает нам лукавые карты.
Впрочем, это не строже, чем огонь, льющийся на Содом. И это не строже, чем воды, заливающие всех, кроме сидящих в ковчеге. А ведь и у Содома, и у человечества при Ное были, надо пролагать, свои прочные мысленные конструкции. Вернее, они казались прочными, пока к одним не пришла вода, а других не накрыл огонь.
8 ноября
Во всем мире люди восхваляют красивые речи и восхищаются благородными учениями. Все говорят, что любят добро и ненавидят зло. Честность достойна восхищения, а ложь презренна; вера — добродетель, предательство — позор для человечества. Благословенно то, что радует человеческие сердца; то, что причиняет страдания, — недостойно. Быть добрым и милосердным — праведно, испытывать ненависть — грех. Справедливость — благородное качество, несправедливость — порок. Долг любого человека — сострадать ближнему своему, не причинять никому боли и всеми силами освобождаться от ревности и злобы. Не невежество, но мудрость, не тьма, но свет славят человека! Прекрасно обратить лицо свое к Богу, не замечать Его — неразумно. Наш долг — возвышать людей, а не вводить их в заблуждение и не способствовать их падению. Имеется много примеров такого рода.
Но все эти разговоры — всего лишь красивые слова, не более, и мы видим, что лишь немногие из них воплощаются в дела. Наоборот, мы замечаем, что люди подвержены страстям и исполнены эгоизма; каждый заботится лишь о собственной выгоде, даже если цена этому — гибель ближнего. Все озабочены тем, как разбогатеть, и мало или совсем не заботятся о благополучии других. Они заняты лишь собственным покоем и комфортом, в то время как судьба ближних их совершенно не касается.
К сожалению, это путь, по которому идет большинство людей.
Но бахаи не должны быть такими. Они должны возвыситься над этим состоянием. Дела должны для них стоять на первом месте. Милосердие их должно проявляться не только на словах, но прежде всего в поступках. Они должны во всех случаях подтверждать делами то, что провозглашают на словах. Стремление к действию должно доказывать их верность Богу, а поступки должны являть Божественный свет.
Докажите всему миру своими поступками, что вы — настоящие бахаи, ибо только дела воспринимаются миром и ведут к истинному прогрессу человечества.
Если мы — настоящие бахаи, нам не нужны слова. Дела наши послужат миру: это и распространение цивилизации, и содействие развитию науки и искусства. Без действий в материальном мире ничего не совершится, а слова сами по себе не приведут людей к Царствию Божиему. Не за счет красноречия избранники Божии обрели святость, но лишь благодаря жизни, полной терпения и безграничного служения, несли Они миру Свет.
Стремитесь к тому, чтобы дела ваши каждый день были подобны прекрасным молитвам. Обратитесь к Богу и старайтесь делать только то, что праведно и благородно. Помогайте бедным, поднимайте павших, утешайте скорбящих, ухаживайте за больными, ободряйте робких, освобождайте угнетенных, возбуждайте надежду у отчаявшихся и давайте приют беднякам!
Вот задачи истинного бахаи, вот то, что ждут от него. Если мы будем стремиться выполнять эти заповеди, мы станем истинными бахаи; если же мы будем пренебрегать ими, то мы не приверженцы Света и у нас нет права носить это имя.
Бог, читающий книгу наших сердец, ведает, в какой мере мы претворяем в жизнь наши слова.