Содержание
- Лествичное право
- См. также
- Примечания
- Литература
- Принцип лествичной системы наследования
- Особенности наследования
- Зарождение системы
- Преимущества и недостатки
- Отступление от системы
- Отказ о лествичного престолонаследия
- Икона «Лествица Иоанна Лествичника»
- Икона Иоанн Лествичник
- Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»
- Молитвы преподобному Иоанну Лествичнику
- Ты думаешь, «Лествица» – это такая методичка?
- Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?
- Правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?
- Ступени к небу
- Восхождение
Лествичное право
Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке:
- старший брат
- младшие братья по порядку
- сыновья старшего брата (по старшинству)
- сыновья следующих братьев (по старшинству)
- внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.
По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалась Киевская Русь. Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядьями, что вело к междоусобицам.
Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (становились изгоями), получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, который занимал их отец на момент своей смерти. Кроме института изгойства, были и другие особенности лествичного порядка наследования, появившиеся с разветвлением рода Рюриковичей и началом внутридинастических браков в эпоху правления Владимира Мономаха.
В частности, С. М. Соловьёв считал, что мужья старших сестёр имели преимущество перед младшими братьями, приводя в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем. В строгом соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод был изгоем для Киева, хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава — Всеволода Ярославича. Были и другие примеры того, что наследники по женской линии могли претендовать на престол: по Иоакимовской летописи, Рюрик был внуком Гостомысла через дочь; Изяслав Владимирович вместе с потомством осел в Полоцком княжестве в качестве Рогволожего внука; сыновья Игоря Святославича Новгород-Северского и Мстислава Ростиславича Новгородского претендовали на галицкий престол, так как по матери были (по одной из версий) внуками Ярослава Осмомысла; королевич Андрей Венгерский был женат на дочери Мстислава Удатного; Михаил Всеволодович был женат на дочери Романа Мстиславича, так что Ростислав Михайлович приходился Роману внуком; Фёдор Ростиславич был женат на дочери Василия Всеволодовича Ярославского, по смерти которого занял ярославский престол; Юрий II Болеслав приходился племянником от сестры последним Романовичам — Льву и Андрею Юрьевичам.
Впоследствии Всеволодовичи черниговские (и сами киевляне) признавали преимущественное право на киевский престол только за самой старшей линией Мстиславичей (исключая Ярослава Изяславича, Ингваря Ярославича), что является элементом примогенитуры. Однако, лишь с XIII века наблюдается изменение лествичного порядка престолонаследия, в первую очередь, в Галицко-Волынском княжестве. На смену приходит удельный порядок владения, характеризующийся прекращением перемещения князей из города в город (то есть образованием личного удела) и возможностью передачи владения старшему сыну.
Такая система применялась в ранней Венгрии, а с конца 1910-х гг. похожую практику переняло также саудовское государство.
См. также
- Монархия
- Семейный принцип наследования
- Салический закон
- Престолонаследие
Примечания
- Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М.: Наука, 1993. — 634 с.
Литература
- Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 18.
- Соловьёв С. М. История России с древнейших времён.
- Каратаев М. Русь и Орда (том первый, часть третья, глава 27)
Начиная со времён Киевской Руси, самым значительным видом наследия являлась власть. Имущество, земли и драгоценности отходили на второй план. В основу правил деления власти была положена лествичная система. Она предусматривала принцип наследование только представителями мужского пола. Женщины сюда не допускались. Заложенные принципы престолонаследия отличались сложностью и противоречивостью.
Принцип лествичной системы наследования
Лествичная система престолонаследования получила своё название от старославянского слова «лествица». В настоящее время оно созвучно со словом «лестница». Такой термин был введён потому, что передача власти тоже велась по ступеням.
Раздел власти проводился между братьями. Сыновья на первом этапе в этом участия не принимали.
Лествичная система предполагала следующий принцип престолонаследия:
- Сначала старший брат наследовал власть.
- Дальше она передавалась следующему по старшинству брату до самого младшего.
- Затем вступали в наследование сыновья старшего брата в порядке старшинства.
- По тому же принципу наследование переходило к сыновьям остальных братьев.
- Дальше в наследство вступали внуки и правнуки. Процедура их наследования оставалась такой же.
Наглядно это показано в таблице.
Принцип лествичной системы наследования власти |
|
---|---|
Порядок наследования |
Старший брат |
Все остальные братья в порядке старшинства |
|
Дети старшего брата |
|
Дети остальных братьев |
|
Внуки, правнуки и т. д. |
Особенности наследования
На основании лествичного права князья располагались на своих территориях. Старший из правителей сидел в Киеве и определял всю политику государства. Следующие братья по праву располагались в других менее престижных городах.
В случае смерти одного из князей ближайший брат занимал эту должность и переезжал на его место жительства. Соответственно по цепочке перемещение происходило и остальных братьев или их сыновей. Тот же принцип действовал на уровне небольших удельных княжеств. Это было связано с большими неудобствами, но сохранялось единство государства.
Во время наследования наделов не всегда получалось выдержать принцип справедливости. В некоторых случаях отдельные князья считали себя обделёнными. Их недовольство выливалось в междоусобные войны.
Если князь не успевал при жизни занять престол, то его потомки лишались право на очередь в правлении. Они становились изгоями. В таком случае им выделялись уделы, и они становились их наместниками.
Зарождение системы
Перед своей смертью в 1054 году Ярослав Мудрый разделил подвластные ему территории между своими сыновьями. Каждый из них получил во владение определённый надел. Это уже были зачатки лествичного наследия, хотя тогда оно такого названия ещё не имело.
Однако избежать конфликта между городами не удалось. Как и в предыдущие годы вскоре началась междоусобица. Опасность заключалась в том, что появился общий враг – половцы. Противостоять им разрозненные княжества в одиночку не могли.
Для решения этой проблемы в Любече собрался съезд потомков Ярослава Мудрого. Событие произошло в 1097 году. На нём была чётко разработана система разделения власти и ведён термин лествичное престолонаследие.
Несмотря на то, что на съезде присутствовали князья, постоянно враждовавшие между собой, под напором общего врага им удалось договориться. Теперь права каждого наследника были оговорены и являлись обязательными для исполнения.
Преимущества и недостатки
Разработанная система действовала на территории Древней Руси продолжительное время. Она не была совершённой, но имела ряд существенных преимуществ. К ним относились:
- Передача власти была жёсткая и не допускала компромиссов.
- В пределах одного поколения наблюдалась чёткая преемственность.
- Находящийся при власти род, пользовался особым почётом, как у простого населения, так и у зажиточных слоёв общества.
- Гарантировалось сохранение рода даже при отсутствии сыновей у князя.
- Благодаря территориальному принципу правления отсутствовала угроза единоличной узурпации власти.
С точки зрения современности это были зачатки федерального устройства страны.
Наряду с положительными сторонами существовали и отрицательные моменты. Среди них выделялись следующие положения:
- Возможность нарушения лествичного права.
- Если один из братьев не успевал занять престол, то его сыновья уже лишались этой возможности. Такое положение они считали несправедливым.
- Не был положен конец междоусобным войнам, что часто приводило к гибели князей.
- Большие неудобства представляли собой постоянные переезды наследников в случае гибели одного из князей.
Со стороны населения часто высказывались недовольства системой. Некоторые хотели видеть у себя представителя другого рода. Из-за этого возникали бунты, которые подавлялись физической силой.
Отступление от системы
Несмотря на желание предать системе наследования чёткость она была довольно запутанной. Особенно сложности возникали при наличии большого количества претендентов на освободившееся место. В некоторых случаях допускались отклонения от закона.
Существуют примеры нарушений лествичного права:
-
Своего сына Всеволод большое гнездо лишил престола, только на основании завещания.
-
Владимир Мономах стал на престол только благодаря желанию граждан. По закону это право принадлежало Олегу Святославовичу.
-
В дальнейшем Владимир Мономах ещё раз нарушил лествичное право, поставив на престол своего сына. Это место должны были занимать его братья Давид Святославович или Святополк Изяславович.
-
Нарушил очерёдность восхождения на престол Всеволод Ольгович. Эта должность должна была принадлежать его двоюродным братьям.
-
Дочь Василия Всеволодовича была замужем за Фёдором Ростиславовичем. В дальнейшем последний стал князем только на этом основании, хотя женщины в престолонаследии участия не принимали.
Отказ о лествичного престолонаследия
С течением времени лествичное престолонаследие стало ослабевать. Окончательно оно утратило силу в 1425 году, когда на престол взошёл Василий II, обойдя брата отца Василия I Юрия Дмитриевича. На продолжении ряда столетий такое разделение права давало свои результаты. Однако постоянно нарушалось. Итогом являлись регулярные междоусобные войны.
В нынешнее время такой принцип наследования власти не принят ни в одном государстве. Саудовская Аравия оставалась последней страной, где оно действовало до 2017 года.
На 4-й неделе Великого поста почитают особенного святого, иконы с изображением, которого нечасто встретишь в православных храмах мира. Это Иоанн Лествичник. Синайский монах, 40 лет проведший в отшельничестве и оставивший в конце жизни великий духовный труд в виде книги «Лествица Рая», навсегда вошел в церковную историю, а его образ занял особенное место в иконописи.
Дни памяти:
- 12 апреля
- четвертое воскресенье Великого поста
В середине VI века в Синайский монастырь (в настоящее время Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте) пришел 16-летний юноша по имени Иоанн. Решив посвятить себя служению Господу, он стал послушником, а спустя четыре года принял монашеский постриг. Ведомый духовными исканиями, через 19 лет он удалился в пустынное место, где провел в отшельничестве сорок лет в молитве и за написанием книг. Под конец жизни его, глубокого старика, разыскали монахи Синайского монастыря и уговорили вернуться в обитель в качестве игумена. На четыре года Иоанн возглавил монастырь и написал по просьбе братии духовный труд, который назвал «Лествица рая». Этот итог монашеского пути, изложенный простым и понятным языком, стал на долгие времена одной из важнейших книг для иноков. Шло время, и «Лествица», переписываемая монахами, все больше и больше дополнялась иллюстрациями, которые в итоге перекочевали в иконопись. Так появилась совершенно уникальная икона «Лествица Иоанна Лествичника».
Икона «Лествица Иоанна Лествичника»
Существует несколько вариантов этой иконы, самый знаменитый из которых хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. На ней изображена ведущая в рай к Иисусу Христу лестница, по которой поднимаются монахи, одолеваемые бесами. Это емкое, аллегорическое изображение борьбы воли человека со страстями на пути к добродетели. Ступени лестницы символизируют, что духовное совершенство достигается не сразу, а постепенно, шаг за шагом.
В книге «Лествица» каждая из ступеней означает определенные этапы самосовершенствования для верующих, включающие в себя борьбу с мирской суетой, с пороками, преодоление преград в аскетической жизни
Последние ступени лестницы особенно важны: после побед над искушениями настает пора освоения добродетелей, три из которых самые главные – это вера, надежда и любовь. Без них не войти в Царство Божие. Количество ступеней лестницы – тридцать –тоже неслучайно. Цифра отсылает нас к тридцати годам самосовершенствования Иисуса Христа, предшествовавшим началу его служения человечеству. На иконе «Лествица Иоанна Лествичника» мы видим, как испытания ждут человека на каждой ступени пути. Кто-то падает с лестницы в самом начале, кто-то сбивается с нравственного пути в середине, а кто-то сдается почти у самого верха. Примечательно, что ангелы изображены в стороне, они застыли в молитве и не вмешиваются в ход событий. Тем самым иконописец показывает зрителю, что борьба с бесами (страстями, искушениями) в руках самого человека, зависит от его воли. На самой вершине лестницы изображен сам Иоанн, протягивающий свиток со своим сочинением Иисусу Христу. Он прошел этот путь.
Существует несколько вариантов иконы «Лествица». В версиях русских иконописцев, как правило, больше подробностей. К примеру, часто изображаются рай со святыми, храм.
Икона Иоанн Лествичник
Вместе с «Лествицей» появлялись и отдельные иконы с ликом самого Иоанна Лествичника.
Как правило, святой изображался в монашеском облачении с куколем на голове и свитком или книгой в руках. Иногда Иоанн Лествичник был представлен на иконе не один, а в окружении других святых — Георгия и Власия.
Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»
Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге. На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.
Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.
Молитвы преподобному Иоанну Лествичнику
Тропарь святому Иоанну Лествичнику
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святому Иоанну Лествичнику
Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.
Ты думаешь, «Лествица» – это такая методичка?
Священник Сергий Круглов. фото Анны Гальпериной
Лествица — это сочинение Иоанна Лествичника, которое состоит из 30 глав, «ступеней» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?
— Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?
-Да , читал когда-то…
— Но не постоянно держишь ее, так сказать, на ночном столике у изголовья?
-Нет, вовсе нет. Такие книги, знаешь… Прочитал, что-то усвоил… А потом приходит время что-то из них применять в жизни… Ну, это уж как Бог даст.
— Ну да… Но перевод же – ужасно архаический. «Итак поспешим теперь исполнить повеление истинных рабов Божиих, которые благочестиво нас понудили и верою своею убедили; в несомненном послушании прострем недостойную нашу руку и, принявши трость слова от их же разума, омочим в темновидное, но светящееся смиренномудрие..» Ну что это такое, если не, так сказать, «литературный памятник»? Это скорее стихи какие-то. Как таковыми словами руководиться современному человеку?
— Вообще, я думаю, что святоотеческим сочинениям, в том числе и «Лествице», непременно предстоит быть заново переведенными, для современных читателей. Как и Евангелие, например – вот же новые и новые переводы появляются. Так и эти писания , в которых люди делятся бесценным конкретным опытом применения Евангелия в своей жизни … А новые переводы отцов непременно нужны: то, что было понятно для одних в 18-м скажем веке, может быть непонятным для других в веке 21-м, а дело-то не в самой сути излагаемого, а просто в языке, в переводе. Ну, думаю, дал нам Бог книгу – даст и переводчиков…
Но меня другое задело в твоих словах – выражение «руководиться». Ты что думаешь, эта книга – это такая что ли методичка?
— Так ведь вы, священники, так ее обычно прихожанам и преподносите…
-Да?…В самом деле, есть такое. Ну, уж ты нас прости…
Правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?
-Да ладно, ничего… А правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?
— Правда. Вот она, эта икона. Смотри: лестница от земли до неба, у подножия – Иоанн Лествичник такой в кафедре стоит , проповедует, а на лестницу карабкаются человечки. Одни дальше лезут, ко Христу, вокруг них ангелы, другие срываются, падают, их черные подхватывают, утаскивают…
от Матрицы к Лествице
-Как думаешь, я на ней — где?
— Ох!.. Откуда мне знать. Это ты сам должен чувствовать.
— Ну да… А ты?
-Ох!… Не знаю, брате.
— Кстати, к вопросу о «методичке». Вот, батюшка, я думаю: книга эта – памятник монашеской литературы. Так? Она ведь – для монахов. А мы-то с тобой – не монахи. Знаешь, сколько новоначальных пыталось эту книгу буквально применить в жизни, ничего у них не вышло, только повредились в своем житии, и вовсе бросили всякое делание. А то и из Церкви ушли, разочаровавшись?…
— И что?
— Да ничего… Нужная вроде бы книга, важная – но как нам-то ее, мирским, читать? Мы не отшельники, не в пустыне средневековой живем?
-Как читать? А вот именно – не как «методичку». А читать – творчески.
— Это как?
— А примеряя прочитанное – не букву, но дух, по слову евангельскому – к себе, к устроению своего «я» и своей жизни.
— Например?
Муравьиными шагами по Лествице
Ступени к небу
— Ну вот смотри. Книга, говоришь, монашеская. Но вот как Лествичник изображает последовательность ступеней, ведущих к Небу, хоть монаха, хоть любого христианина:
- Отречение мирского жития
- Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
- Странничество (уклонение от мира)
- Послушание
- Покаяние
- Память о смерти
- Плач о своей греховности
- Кротость и безгневие
- Удаление памятозлобия
- Несквернословие
- Молчание
- Правдивость
- Отсутствие уныния и лености
- Борьба с чревоугодием
- Целомудрие
- Борьба со сребролюбием
- Нестяжание
- Преодоление преград в аскетической жизни
- Искоренение нечувствия
- Малый сон, усердие к братской молитве
- Телесное бдение
- Отсутствие боязливости и укрепление в вере
- Искоренение тщеславия
- Отсутствие гордыни
- Кротость, простота и незлобие
- Смиренномудрие
- Низложение страстей и укрепление добродетелей
- Безмолвие души и тела
- Молитва
- Бесстрастие
- Вера, надежда и любовь
Вот, брате, выбери из этой лестницы любой пункт, любую ступеньку, и, хорошенько подумав, скажи: лишняя она в твоей жизни? Сможешь без нее жить? Нужна она тебе, без нее – сможешь ли со Христом быть и ближних любить? Сможешь ли быть самим собой, то есть человеком, дитём Божиим? Лествичник так про это пишет: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» (Рим.2:11)».
Восхождение
— Да… Пожалуй, ты прав, батюшка…
— «Прав»… В том ли дело, прав я или нет…
— А в чем?
— А в том, что мы с тобой, пока тут разговариваем, смотри куда уже по этой лествице-то забрались.
— Ох!… Ёлки!… И точно.
— Вроде пока и невысоко – а голова-то кружится, скажи!..
— Еще бы!..
— Бать… Страшно мне… Навернёмся!..
— Мне что ли не страшно. Но первое правило восхождения помнишь? Оно общечеловеческое: подымаешься вверх – не смотри вниз, не оборачивайся назад. Только вперед.
-А второе?
— А второе – уже чисто христианское: никто не восходит ко Христу в одиночку, не самоспасается, не самовозносится. Мы в Церкви, брате. Ты меня подсадишь. Я тебя подтяну. Только так, и никак иначе. Ну что, лезем дальше?
Лествица, читать
Композиция использует сюжет самого популярного восточнохристианского монашеского сочинения — «Лествицы» преп.Иоанна Лествичника, который был игуменом Синайского монастыря в VII веке. В пустынном ущелье неподалеку от монастыря до сих пор почитается пещера, где, по преданию, отшельнику Иоанну было видение «лестницы на небо» — образ духовного восхождения монаха к Богу. Основная изобразительная схема была разработана ранее в миниатюрах ХI-ХII веков, иллюстрирующих византийские рукописи «Лествицы». Лестница, простертая по диагонали, является изобразительным и смысловым центром иконной композиции. Она насчитывает ровно тридцать ступеней по числу слов-наставлений литературной «Лествицы» преп. Иоанна.На вершине в радужном сегменте, обозначающем небеса, показан Христос, который протягивает руки к первому монаху, как бы принимая его в Свое Царство. Около этого монаха размещена греческая надпись, звучащая в переводе как «Святой Иоанн Лествичник». За спиной архиепископа члены братии, показанные друг за другом с поднятыми в жесте прошения и молитвы руками. При этом часть монахов, не выдержавших тернистого духовного пути, низвергаются бесами в ад, который персонифицирован внизу в виде страшного профиля с разверстой пастью, поглощающей фигуру монаха. Диагональ лестницы уравновешена другой невидимой диагональю, образуемой двумя группами фигур в правом нижнем и левом верхнем углу сцены. Внизу на фоне пустынной горы, отсылающей к синайскому пейзажу, показана группа монахов, молитвенно созерцающих чудесное и нравоучительное видение. Вверху — сонм ангелов, слетающих с небес и протягивающих в литургическом жесте покровенные руки, — мотив, хорошо известный по евангельским сценам. Однако в данном случае он напоминает не только о небесном характере видения, но и о великом прообразе монашеской лествицы — ветхозаветной «Лествице Иакова» (Быт. XXVIII, 12), соединившей Небо и землю и явившейся великим обетованием роду человеческому. Согласно библейскому тексту, зримо осуществляли эту связь поднимающиеся и сходящие с небес ангелы. Здесь их роль передана монахам. Внешне невыраженное, но внутренне глубоко обоснованное за счет очевидного сопоставления с древним образом, это уподобление монахов ангелам составляет главное содержание композиции, прославляющей отшельнический подвиг. Старец в белых архиерейских облачениях показан поднимающимся сразу за преп.Иоанном Лествичником. Его облачения хорошо различимы: стихарь, поручи, фелонь, епитрахиль и омофор. Фигура выделена из группы монахов своими большими размерами и сопровождающей надписью «архиепископ Антоний». Вероятно, это портрет синайского архиепископа и игумена времени написания иконы, которая представляет его как непосредственного преемника преп. Иоанна Лествичника не только в руководстве Синайским монастырем, но и в восхождении на Небо. Скорее всего, икона была заказана одним из членов братии, желающим прославить своего игумена. Другой оригинальной особенностью являются черные танцующие фигурки хвостатых и крылатых бесов, декоративно выделяющихся на золотом фоне. Они также изображены в профиль, который ассоциировался с представлением о грехе и силах тьмы. Они как бы охотятся за нестойкими душами с луками, копьями, крюками и веревками в руках.
Примеры употребления слова лествица в литературе.
Порядок лиц в очереди владения основывался на том, что дальнейшие поколения должны были повторять отношения предков, сыновья должны были подниматься по родовой лествице и чередоваться во владении волостями в том самом порядке, в каком шли друг за другом их отцы.
По двойственному назначению отечества, указывавшего отношение лица к его родичам и чужеродцам, и местнический счет был двоякий: простой — по родословцу, или лествицею, и двойной — по родословцу и по разрядам вместе.
Отчиною для князя была та волость, которою владел отец его и владеть которою он имеет право, если на родовой лествице занимает ту же степень, какую занимал отец его, владея означенною волостью, потому что владение волостями условливалось степенью на родовой лествице, родовыми счетами.
Перебирал лествицу, то вскидывал глаза на лики, то, чуть обернувшись, косился, — и под глазком его молящиеся истовее клали поклоны, даже до изъязвления лба.
Таким образом, новгородская социально-политическая лествица выстроилась соответственно имущественному неравенству состояний.
Старообрядческая лествица облегчала порядок сношений с богом и людьми, четки ее служили напоминанием о долгах людей и числе молитв богу, подлежащих за них с Ивана Ларионовича.
Он спустился вниз по восточному крутому склону, где лишь немногим была известна незаметная лествица, вырубленная некогда в скале.
Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной, лествицы лиц и лествицы областей.
На верху лествицы лиц стоял старший из наличных князей, великий князь киевский.
Каспар велел Роберту сходить по канатному трапу, тому самому, который носил прозвище Лествицы Иакова, но для уверенности его обвяжут линем, или кабельтовом, или какою попало снастью, длинной и надежной, прикрепленной концом к бархоуту.
По тому, как скоро князь поднимался на одну ступень по лествице старшинства, должны были подняться на соответственную высоту и его владетельные права, а вместе с тем увеличиться и его правительственные, оборонительные обязанности, т.
Отсюда возникал вопрос: кто выше на лествице старшинства, младший ли летами дядя или младший по поколению, но старший возрастом племянник?
Так отчина имела первоначально генеалогическое значение: под этим словом разумелось место среди родичей на лествице старшинства, доставшееся отцу по его рождению и им переданное детям.
Не так ясно выступает в новгородских памятниках второй класс по месту на социальной лествице Новгорода — житые, или житьи, люди.
В генеалогическом смысле это — ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лествице старшинства по его расстоянию от родоначальника, измеряемому количеством предшествующих ему в прямой восходящей линии рождений.
Источник: библиотека Максима Мошкова