Тему этой публикации нам подсказала читательница Псковской Ленты Новостей, приславшая в конце марта на адрес рубрики «Вопрос-ответ» проекта «ПЛН-Церковь» письмо, в котором она попросила совета в непростой ситуации. Ольга — так представилась псковичка — написала, что пару лет назад вышла замуж и обвенчалась. В настоящее время супруги приняли решение развестись, но супруг Ольги отказывается обращаться к священнику с просьбой о развенчании, ссылаясь на то, что стал неверующим.
Как поступить в сложной ситуации, можно ли развенчаться в церкви «в одностороннем порядке», как в принципе нынешние псковские священники относятся к разводам? Вопрос, как нам показалось, требует более детального рассмотрения, чем отдельная частная ситуация. О том, что делать в случае развода и как часто псковичи обращаются к священнику с такими проблемами, мы поговорили с руководителем социального отдела Псковской епархии, настоятелем храма Василия на горке протоиереем Андреем Большаниным.
— Отец Андрей, сегодня часто можно услышать о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?
— Во-первых, в Библии говорится не о венчании, а о браке. Бог освятил брак. Некоторые считают, что, если они не повенчались, брак не имеет никакой ценности. Но даже невенчанный — это все равно брак, заключенный по законам государства, по людским законам. Венчание — это благословение Церкви. Верующим людям необходимо совершить брак по законам общества и обязательно нужно получить благословение Церкви на такое важное дело, как совместная жизнь, рождение детей. К этому надо относиться, конечно, ответственно. Сейчас браки распадаются, и это ужасно. Потому что разрушим семью — и государства не будет.
«Развенчание» — это народное название. Не дается никакого документа, где было бы написано: «Вы развенчаны». Если люди разрушили семью, они идут в соответствующие органы, и потому уже, снисходя к их немощи, учитывая каноны и современные реалии, священноначалие, если это возможно, идет на встречу и дает благословение на новый брак и венчание. То есть никто никого не «развенчивает» — так говорить неверно. Правильнее сказать — «дается благословение». Вообще по правилам благословение на брак получает пострадавшая сторона. В данном случае женщине изменил супруг — значит, она пострадавшая сторона. Ей дается снисхождение. Он не заслуживает снисхождения: он бросил свою семью. Это ужасно, это трагедия для супругов, для их детей, для всего общества. Но вместе с тем Церковь понимает: люди могут наломать дров, а после умнеют, раскаиваются. Тогда, если прежний брак восстановить невозможно, дается благословение на создание новой семьи.
В ситуации с женщиной, приславшей вопрос, мнение супруга неважно, она может написать прошение и без мужа. Ей дадут благословение вступить в новый брак, если сочтут, что она заслуживает снисхождения. Сейчас все чаще случаются такие истории, что у священников голова кругом идет. Сериал «Санта-Барбара» — и то проще со всеми его непонятными историями.
— К вам часто приходят люди с такой проблемой?
— Конечно.
— Что вы им говорите обычно?
— Я смотрю причину развода, спрашиваю, почему так получилось. У людей много всего бывает намешано. Человек, бывает, женился не раз, разводился, помимо браков еще были связи, а потом в какой-то определенный момент жизни в нем что-то изменилось, и он пришел каяться. Осознал всю неправду своей жизни и стал наконец-то верующим. Что ему теперь — пойти и закончить свою жизнь? Покаяние — как второе крещение. У человека всегда есть шанс на исправление. Только если действительно человек осознал свою вину и хочет исправиться. У нас ведь много людей крещеных, но мало верующих.
— Какова последовательность действий человека, который решился просить благословения на повторный брак?
— Надо прийти в Епархиальное управление (оно расположено в помещениях подворья Псково-Печерского монастыря в Пскове на ул.Профсоюзной, 12 — от ред.). Там покажут образец заявления. Его необходимо заполнить, приложить копию гражданского свидетельства о разводе. Если брак не расторгнут официально, то такое заявление даже рассматривать не будут.
— А если люди в принципе не расписывались официально, а только венчались в церкви?
— Священников, которые венчают без свидетельства о браке, наказывают. Нельзя венчать, если нет росписи. Точнее, можно, но если регистрация в ЗАГСе планируется сразу после венчания. До революции в нашей стране было принято объявлять на приходе о решении пожениться. Тогда и говорилось: если кто-то знает, что препятствует этому браку, пусть объявит об этом. Ведь как могло быть: приехал из другой губернии, весь такой красивый хороший, нашел себе даму, стал за ней ухаживать, а у него жена где-нибудь в Киевской губернии с детьми живет.
До революции исключительно Церковь могла регистрировать браки. После 1917 года эту функцию забрало государство.
— Что происходит после того, как пара предъявила свидетельство о разводе?
— Они идут к духовнику в свой приход. Священник их исповедует. Он должен выяснить ситуацию, что у них вообще произошло. Бывают разные граждане. Женщина, например, может сказать: «Хочу развенчаться, потому что у меня любовь пропала». Но это вообще не аргумент — у нее любовь каждые полмесяца может пропадать, и возникать новое чувство неизвестно к кому. Выяснив причины, священник пишет резолюцию об обстоятельствах развода, затем должна быть собрана каноническая комиссия в Епархиальном управлении. На основании резолюции они рассматривают, подавать документ владыке на благословение снова венчаться или нет. Есть каноны, к ним и прибегают.
Сейчас каноны не применяют со всей строгостью. Раньше брали во внимание минимальное количество причин: измена, предательство родины, тяжкие преступления, смерть. Брак по церковным понятиям в принципе может прекратиться только смертью одного из супругов. В идеале человек, даже потеряв своего супруга, должен оставаться один. Но зная человеческую немощь, церковь снисходила к человеку, назначала ему епитимью, на время отлучив от причастия. Потом уже венчали «по чину второбрачных». Если опять супруг умер — третий брак. Четвертый же брак церковь не признавала и приравнивала к блуду. А у нас никто не умер, и живут чуть ли не в одном подъезде — первая, вторая, восьмая, десятая жена.
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа». Если присутствуют причины, названные выше, развенчаться после развода можно даже без согласия мужа или жены. При всех других обстоятельствах каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Вполне вероятно получить отказ, если священники сочтут недостаточность оснований.
— Сейчас требования не такие строгие к тем, кто расходится?
— Нет смысла применять правила, которые никто не сможет исполнить. Когда еще в нашей стране все восстановится!
— Как вы поступите, если к вам придет человек, желающий венчаться в четвертый раз?
— По правилам — ему не будет благословения. Если ты первый раз не сохранил брак, вторую жену бросил, третью, тут уже в пору лечиться нужно человеку идти, к психологу, выяснять, что в нем не так.
— Насколько часто происходят такие случаи в Пскове?
— Как и во всей стране. Часто. Статистика ужасная. Семьи распадаются, супруги даже три года прожить не могут вместе. Потому что в обществе преобладает распущенность и вседозволенность. Людей не останавливает, что они венчаные, что у них есть дети, не останавливает то, что жена будет чуть не впроголодь жить. Люди, не боящиеся Бога, — жестокие существа: бросил жену с детьми и в Турцию уехал, выкладывает фотографии в соцсетях, какой он счастливый, какая у него новая великая любовь, и все общество говорит: да, у них любовь. А там зубы на полку кладет его жена с детьми, с ума сходит. Таких историй куча по всей России — я не раз о таком слышал.
— Сколько времени примерно проходит с момента подачи заявления до получения благословения на повторный брак?
— Быстро не получится. Зависит многое от причины развода. Но, как правило, раньше года даже не рассматривают такие заявления.
— Кто, по вашим наблюдениям, чаще является пострадавшей стороной в наши дни?
— Женщина. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Мужчина ведь уходит жить тоже к женщине. Вот и пойми — какая пострадавшая сторона: одной женщине горе, другой — сомнительное счастье.
Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов. При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью. Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать. Иконы хранить и нет в них ничего страшного. Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу. Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет. После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.
— Обычно священник разговаривает с обоими супругами или по отдельности?
— Как придут — если вместе, то с обоими.
— Что чаще всего указывают в причинах развода?
— Чаще всего — измена. Еще пишут: «не сошлись характерами». Часто указывают пьянство, наркоманию, игроманию. Хотя опять же — архиерей будет принимать решение о благословении на новый брак, а не настоятель прихода. Некоторые священники уверены, если муж пьет — все равно нельзя разводиться. Но я считаю, если женщину муж начал избивать, то это уже достаточный повод. Он ее покалечит — кто будет ребенка воспитывать?
Почему сейчас такое количество разводов? Потому что многие Бога не боятся и людей не стыдятся. Взрослое поколение сейчас составляют люди, которые зачастую выросли в неполных семьях. И как бы они не понимали, что это плохо, многие идут тем же путем, следуя плохому примеру родителей.
— С вашей точки зрения, есть ли шанс, что люди станут более осознанно относиться к браку, семейным ценностям?
— Если священники останутся на высоте, если у нас будут идти преобразования в лучшую сторону, то постепенно все вернется на круги своя. В церкви всегда есть большой процент истинно верующих людей — поэтому она и существует две тысячи лет. А если снова «Бога отменят», как после революции, если вернут язычество, то можно будет потом не удивляться, что начнется главенство права сильного. Люди думают, что они стали очень культурные, и опуститься обратно они уже не могут, но история показывает, что это не так. Если начнут отходить на задний план христианские ценности, постепенно можно прийти к мысли: если я такой важный, богатый и сильный, почему бы мне не иметь тысячу жен? И рабов заодно — рабство же никуда не делось.
Если человек Бога не боится, людей не стыдится, и если у него появляются ресурсы, силы и возможности, он очень быстро превращается в страшное существо, которое готово на все, лишь бы удовлетворить свои похоти.
Сейчас, я считаю, в мире осталась одна из самых главных ценностей — это семья. И ее интенсивно уничтожают. Семья — это основа, только в нормальной семье могут вырасти нормальные дети. Где нормальные адекватные родители, там не надо объяснять, что мама не позволит себе орать как бензопила с утра до ночи, а папа не станет бить никого. В такой семье вырастет адекватный ребенок, который сможет стать полноценным членом общества и создать нормальную семью, а не разводиться каждые пол-дня.
Беседовала Елена Никитина
Председатель совета директоров конгрессно-выставочной компании «Империя» Виктор АНДРЕЕВ уверен, что этот вопрос решаем. Наиболее удачный вариант — участие поставщика в «Центре Закупок Сетей».
Прямые переговоры о поставках
— Виктор Владимирович, что дает производителю товара участие в работе «Центра Закупок Сетей»?
— Представьте, чтобы добиться встречи с сетью даже для первичных переговоров, поставщику необходимо от нескольких дней до нескольких месяцев. Не нужно быть великим математиком, чтобы подсчитать, сколько времени уйдет на встречи с несколькими десятками сетей, да еще из разных регионов. Менеджерам потребуются годы упорной работы.
А на последней выставке «Продэкспо» в «Центре Закупок Сетей» приняли участие представители 80 торговых сетей и более 400 поставщиков товаров. И всего за пару дней были проведены тысячи (!!!) прямых переговоров с руководителями отделов закупок.
Экономия времени, средств, физических и моральных сил на лицо. Кроме того, благодаря участию в работе «Центра Закупок» поставщик может провести маркетинговый анализ рыночного спроса по всей стране, учесть особенности продвижения товара в различных регионах.
— Однако далеко не каждый поставщик может грамотно представить свой товар…
— Работу Центра непрерывно сопровождают эксперты консалтинговых компаний по самому широкому спектру вопросов. Начиная от консультаций пошаговой технологии вхождения в торговые сети и заканчивая поддержкой юристов на каждом этапе переговоров. Здесь Вы также получите исчерпывающую информацию по вопросам растаможки, дистрибьюции, логистики, продвижению продукции рекламными компаниями, производству товаров под частными марками сетей (Private Label) и многим другим. Кроме того, участникам из-за рубежа «Центр Закупок Сетей» помогает найти оптовиков в предполагаемом регионе сбыта и решить вопросы прохождения таможенного контроля.»Мифотворчество» о сетях проистекает от незнания ситуации»
— Вы рисуете радужные перспективы. А как быть c жесткими требованиями сетей? Например: за «вход» в сеть всегда надо платить, и платить много. Это миф или реальность? — Это миф. В треть сетей можно войти без всяких входных бонусов. С остальными тоже можно работать. При грамотных переговорах официальный платеж за «вход на полку» можно снизить до разумных и приемлемых для обеих сторон размеров. Поставщикам надо учиться разговаривать с сетями. Наш Центр — идеальная площадка для успешных переговоров.
Дело в том, что мифы, о чем бы то ни было, возникают от незнания конкретной проблемы. Часто слышишь, что сети выдвигают только тех закупщиков, у которых один ответ: «НЕТ». Приведу один пример: 50% (!!!) предварительных переговоров, проведенных поставщиками с петербургской торговой сетью «Лента» на последнем «Центре Закупок Сетей», перешли в разряд долгосрочных партнерских отношений.
— А как же главное требование сетей: низкая цена?
— Все-таки основным критерием сети при выборе поставщика является комплексный показатель возможности заработка на бренде. И уровень сервиса, и цена, и сроки платежей, и ассортимент, и качество — это вопросы одного порядка. Тем не менее, сеть вправе настаивать на том, чтобы стоимость товара была не выше, чем у конкурентов.
Развенчаю и еще один миф. Считается, что сети работают только с крупными поставщиками и производителями. Сети заинтересованы в эксклюзивности товара, а он, в силу этого своего свойства, должен быть что называется штучным. А мелкие партии — это как раз привилегия среднего и малого бизнеса. — Тем, кто уже давно успешно работает с сетями, может быть интересен «Центр закупок сетей»?
— Торговля непредсказуема, сегодня у тебя есть контракт, а завтра его разорвали. Поэтому многие поставщики и производители товаров и услуг из года в год принимают участие в «Центре Закупок Сетей», расширяя свои возможности. Такой подход обеспечивает им уверенность в завтрашнем дне.
Дарья Дедова
«Центр Закупок Сетей»: время развенчивать мифы! https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ru»Центр Закупок Сетей»: время развенчивать мифы! https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.pngВ реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно. Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.
Содержание
- Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
- В каком порядке необходимо действовать
- Можно ли провести обряд венчания после развода
Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:
- неверность одного из супругов;
- принятие другой веры мужем или женой;
- повторный брак при наличии уже существующего;
- венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
- исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
- попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
- заключение одного из супругов в тюрьму;
- невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
- кровосмесительный брак.
В 2000 году нашего столетия церковь добавила к существующим причинам еще следующие:
- пристрастие одного из супругов к наркотикам, алкогольным напиткам, заболевание СПИДом (необходимо, чтобы все факты имели медицинское подтверждение);
- аборт, который жена сделала без согласия мужа.
Можно, конечно, указать и другие претензии, но они не будут достаточно вескими для того, чтобы священник взял на себя право развенчать союз. Несмотря на отрицательное отношение церкви к разводам, священники периодически разрешают повторное венчание своим приверженцам.
Если присутствуют причины, названные выше, развенчаться после развода можно даже без согласия мужа или жены. При всех других обстоятельствах каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Вполне вероятно получить отказ, если священники сочтут недостаточность оснований.
В каком порядке необходимо действовать
Внимание! В статьях описываются типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте вопрос и получите консультацию бесплатно:
После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.
В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.
Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.
В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:
- выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
- если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
- свидетельство о венчании;
- согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
- документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.
Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя.
Можно ли провести обряд венчания после развода
Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.
Повторное венчание может быть назначено только после того, как брак между мужем и женой будет зарегистрирован в ЗАГСе. Супруги подают прошение в областную Епархию, так как обычный священник не имеет права проводить повторный обряд без разрешения архиерея.
Но и в этом случае, Епархия даст только благословение на повторное таинство венчания. Никакого документа, чтобы он подтверждал право на расторжение церковного брака, священнослужители не выдают.
Повторный обряд венчания отличается от первоначального тогда, когда оба супруга венчаются второй раз. По церковным правилам на молодоженов не надевают венцы и обряд проходит «вторым чином». Венчаться в церкви можно только три раза, не более. Но в третий раз обвенчают только овдовевших мужа или жену, при наличии маленьких детей, не достигших совершеннолетия.
Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве.
Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально. Необходимо осознавать суть таинства и подумать, а навсегда ли это?
Принять решение о том, чтобы развенчиваться после развода с мужем или женой, дело индивидуальное и личное. Однако следует помнить, что после этой процедуры, обратной дороги не будет.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | развенча́ю | развенча́л развенча́ла |
— |
Ты | развенча́ешь | развенча́л развенча́ла |
развенча́й |
Он Она Оно |
развенча́ет | развенча́л развенча́ла развенча́ло |
— |
Мы | развенча́ем | развенча́ли | развенча́ем развенча́емте |
Вы | развенча́ете | развенча́ли | развенча́йте |
Они | развенча́ют | развенча́ли | — |
Пр. действ. прош. | развенча́вший | ||
Деепр. прош. | развенча́в, развенча́вши | ||
Пр. страд. прош. | разве́нчанный |
раз-вен-ча́ть
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a.
Приставка: раз-; корень: -вен-; суффиксы: -ч-а; глагольное окончание: -ть .
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- книжн. лишить венца (того, кто им увенчан), сделать недействительным чьё-либо венчание (например на царство), увенчание ◆ Развенчать героя. ◆ Развенчать царя.
- перен., книжн., ритор. разоблачив, чьи-либо дурные стороны, лишить уважения, общественного признания ◆ Социалистическая революция окончательно развенчала всякие мелкобуржуазные «идеалы» и «теории».
СинонимыПравить
- —
- перен.: разоблачить; частичн.: свергнуть
АнтонимыПравить
- книжн.: венчать, увенчать
ГиперонимыПравить
- —
- —
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
ЭтимологияПравить
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно: