Синагоге раввина Моше-Хаима Левина — 20 лет.
Рав Моше-Хаим Левин и Семен Левин
Это было лет 15 назад. Мы несмело толпились у входа в синагогу, где должен был проходить письменный тест на гражданство. После утренней молитвы к нам вышел рав Левин, пригласил войти и очень грустно сказал: «Как мне больно: евреи боятся войти в синагогу…» И хотя все наши мысли были тогда сосредоточены на важном экзамене, слова раввина запомнились навсегда. Чувствовалось, что это не просто слова.
Рав Моше-Хаим — человек большой светлой души, болеет за свой народ. Он энергичный человек и прекрасный организатор.
Когда встал вопрос об отдаче еврейской земли в секторе Газы арабам и выселении оттуда евреев, рав Моше-Хаим Левин организовал ралли протеста. 350 машин (!) с флагами и транспарантами ехали по Бруклину и Манхэттену, оклеенные плакатами «Нет изгнанию!» и «Мы ответственны друг за друга!».
Посещая различные мероприятия в синагоге рава Левина, мы всегда слышали, с каким глубоким уважением люди отзываются о своем раввине.
«Рав Моше-Хаим и его жена Доба — люди необыкновенной искренности и доброты, — делится с нами прихожанка синагоги Эстер. — Я перед ними преклоняюсь. Откуда только берутся у них силы на воспитание молодых, на заботу о пожилых, на проведение еврейских праздников, которые посещает масса народу? Я не представляю, когда Доба ложится спать, ведь у них, слава Б-гу, столько детей! Ни громкого слова, ко всем со вниманием и лаской. Доба сама на шаббат печет халы на всю семью и на гостей, которых приходит вдвое больше, чем членов семьи. Смотришь на них и думаешь: как прекрасно быть евреем! Наверное, Вс-вышний хочет видеть нас именно такими…»
А молодой человек Леонид рассказал нам: «Раввин Моше-Хаим пригласил нас к себе домой на шаббат. Вообще гостеприимство этой семьи не имеет предела. Это уникальное гостеприимство, вплоть до самопожертвования. В семье Левиных дверь открыта 24 часа в сутки. И это без преувеличений. У них порой останавливаются люди, совершенно незнакомые. В доме все время масса народу, приходят по разным вопросам. Я такого в своей жизни не видел.
В тот шаббат была трапеза, рав Левин интересно рассказывал. Я начал ходить к нему на занятия. Кроме регулярных занятий, рабби устраивал для молодежи, которой всегда много вокруг него, недельные семинары в горах на природе…»
«Синагога, — считает Моше-Хаим Левин, — это не только дом для молитв, сюда приходят не только с проблемами. Синагога — это остров в бушующем океане повседневных забот». В этом году синагоге Левина исполняется 20 лет.
Трудно даже перечислить, чего только не происходило и не происходит на его «острове». Свадьбы для молодых и не очень, обрезания, бар и бат-мицвы. А какие грандиозные еврейские праздники устраивает рав Левин! На целый квартал с участием многих сотен, а то и тысяч людей. Почти на каждый Лаг-ба-Омер — уличные шествия, множество аттракционов. Ведь надо же показать детям и взрослым красоту наших еврейских традиций.
Вместе и дружно община отмечает Песах, Суккот, выкуп первенца и другие праздники. Для знакомств молодежи и интересного общения при синагоге существовало интеллектуальное кафе «Ермолка». Его название расшифровывается так: Еврейский русско-молодежный клуб, или Кафе веселых и находчивых. Девиз: «Каждому еврею — по чайной ложке еврейства».
Для детишек от 5 до 11 лет дети Моше-Хаима Иегуда и Рахель организовали воскресный клуб. Мы присутствовали на одном из занятий и были просто в восторге. Рахель и Иегуда играли с детьми в веселые познавательные игры, цель которых — развитие памяти, внимания и быстроты реакции. Все — и дети, и наблюдающие за радостной детворой родители — остались очень довольны. В синагоге имеется специальная программа для женщин, летний лагерь для девочек и многое-многое другое.
Невозможно перечислить все мероприятия и программы, которые проводит семья Левиных, и все нестандартно, с выдумкой. Рав Моше-Хаим даже выпускает познавательный журнал «Свет», а также еврейский календарь.
Синагога, а фактически общинный центр, давно стала очень мала для большого района Бруклина, в котором проживает много евреев. Поэтому запланирована и уже начала осуществляться полная реконструкция старой синагоги. Согласно планам, в новом здании планируется отвести специальные помещения для библиотеки, учебных классов и т.п. В частности, будет комната для приезжих гостей, а также игровая комната, где дети и молодежь смогут встречаться, интересно проводить время, что более чем необходимо в условиях растущей ассимиляции и других всем известных негативных процессов, протекающих в обществе. На все это требуются большие средства, и очень нужна материальная поддержка от нашей общины.
София и Михаил МИЛЛЕР
«Еврейский Мир»
Внутри Российской империи была одна четкая линия. Из-за неё попасть в Вену, Париж или Нью-Йорк было куда проще, чем в Москву, Харьков или Нижний Новгород. За ней жили свои философы, пророки и писатели. Черта оседлости — территория, в пределах которой законодательством Российской империи было разрешено проживать лицам иудейского вероисповедания.
После первого раздела Польши в 1772 году к России отошел целый ломоть территории, где проживало многочисленное еврейское население (примерно половина всего мирового еврейства). Еще при поляках большинство этих евреев было приписано к мещанскому и купеческому сословиям. Согласно российским законам того времени мещане и купцы могли проживать только в городах и местечках, к которым они были приписаны.
Через двадцать лет, в результате второго и третьего разделов Польши, к России вновь присоединяются территории со значительным еврейским населением. Чтобы избежать наплыва инородцев и иноверцев в экономику и, не дай бог, гуманитарную сферу, 13 июня 1794 года Екатерина II издала указ, в котором были перечислены территории, где евреям разрешено было постоянно проживать.
Туда вошли не только новообретенные земли, но и некоторые из тех, на которых ранее евреям проживать категорически воспрещалось.
Новая еврейская община зародилась в Киеве около 1792 года. Это были 73 человека, выходцы из белорусских и польских областей. В 1798 г. община во главе с раввином Аврахамом Абеле бен Нафтали уже имела свое кладбище, а в 1815 г. насчитывала около полутора тысяч человек и владела молитвенным домом на Подоле и синагогой на Печерске.
Тогда же евреи стали селиться и в Полтавской губернии. В 1801 г. в губернском городе проживали 310 евреев, в 1847 г. — 2073 еврея, в 1897 г. — 11 046 евреев. Миграция в Полтаву евреев Литвы и Белоруссии, а также естественный прирост изменяли территорию, куда полтора века лица иудейского вероисповедания могли заглянуть только на ярмарку. В 1803 г. в Полтавской губернии проживало 2112 евреев, в 1847 г. — 15 572 еврея, в 1881 г. — около 84 000 евреев, в 1897 г. — 111 417 евреев (4% всего населения).
Легализовано было и проживание в Черниговской губернии, где до этого небольшая община обитала незаконно, по милости местных землевладельцев.
© Public domain
Разрешено было евреям поселяться и на осваиваемых землях Новороссии. Показательна динамика численности еврейской общины Екатеринослава — города, в которой его основатель Григорий Потемкин видел столицу всего южного края. За первые полстолетия ХIX века количество евреев в городе увеличилось в 4,5 раза (с 376 человек в 1805 г. до 1699 человек в 1847), а за вторую половину века в 24(!) раза (41 240 человек по переписи1897 г.) составив более трети (36,3%) от всего населения Екатеринослава.
Аналогичную картину мы видим в Херсоне — первом крупном городе Новороссии. В в 1799 г. здесь насчитывалось 39 евреев-купцов и 180 евреев-мещан, в 1803 г. — 36 еврейских купцов и 344 евреев-мещан. В 1847 г. там проживало 3 832 еврея. В 1897 г. в губернском городе жило 17 555 евреев (30% всего населения).
В Одессе в 1795 г. т.е. год спустя основания города, проживало 246 евреев. В первой половине 19 в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы (в середине 1840-х гг. — около двенадцати тысяч, 20% населения; в 1855 г. — семнадцать тысяч, 21,7% от всего населения города). По переписи 1897 г., в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения).
Тот же екатерининский указ 1794 года, определявший территории, на которых разрешалось проживать евреям, предписывал «собирать установленные подати вдвое противу положенных с мещан и купцов христианского закона разных исповеданий…», для купцов — два процента с капитала, для мещан — четыре рубля. В указе отразилось стремление правительства помешать евреям покинуть Россию: они могли уехать из нее, только заплатив двойную подать за три года.
Ограничение в правах набирает силу, и по «Положению об устройстве евреев», утвержденному Александром I в 1804 году, евреям уже запрещено больше, чем разрешено, — в работе, в образовании, в быту. Они действительно оказываются «за чертой». А затем появляется и сам термин «черта оседлости».
© runivers.ru
В январе 1804 г. сенатский указ ограничил торговлю еврейских купцов на харьковской ярмарке только оптовыми операциями, а в декабре того же года Слободско-Украинская губерния оказалась единственной из юго-западных губерний, которая не была включена в черту оседлости. В 1805 г. по требованию купцов-христиан во главе с городским головой Харькова Егором Урюпиным еврейские торговцы были изгнаны с ярмарки. В 1821 г. было запрещено даже временное пребывание евреев в Харькове. Однако в результате оборот ярмарки упал на девять миллионов рублей и запрет пришлось отменить.
При этом в случае крещения евреи-выкресты освобождались от всех ограничений. После включения в 1818 г. в черту Бессарабской области ее сводный контур более не менялся и охватывал воеводства Царства Польского и губернии: Виленскую, Ковенскую, Витебскую, Гродненскую, Минскую, Волынскую, Могилевскую, Подольскую, Киевскую, Полтавскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую и Бессарабскую.
Даже внутри этого ареала евреям запрещалось селиться в сельской местности, а также в отдельных городах, в частности в Николаеве, Ялте, Севастополе, частично — в Киеве, где им дозволялось жить только на Подоле.
Неравенство евреев и остальных граждан империи в XIX веке получает вторую мощную подпорку — религиозную. В силу особенности религии и обрядов евреев в России считали безнравственными, способными на обман и даже убийства.
Николай I распорядился в 1828 году о тайном розыске у евреев книги, предписывавшей им употребление христианской крови в ритуальных целях. Не без участия правящих кругов распространялась теория, что евреи спаивают христианское население. Негативное отношение к евреям у Николая Павловича сформировалось в бытность еще великим князем, во время поездки в западные губернии в 1816 году.
© РИА Новости, Б. Криштул
Вот что тогда писал он в своём дневнике: «Гибель крестьянских провинций, жиды здесь — вторые владельцы (после дворян-помещиков), они промыслами своими изнуряют несчастный народ. Они здесь все и купцы, и подрядчики, и содержатели шинков, мельниц, перевозов, ремесленники… Они настоящие пиявицы, всюду всасывающиеся и совершенно истощающие сии губернии».
Появились в николаевское время и откровенно унизительные ограничения: запрет на строительство синагог вблизи церквей, строгая цензура всех еврейских книг, особый налог на кошерное мясо и субботние свечи, запрет на шитье еврейской одежды, а затем — и на ее ношение. «Сие вредное отличие в одежде полагает резкую черту между коренными жителями и евреями и, так сказать, отталкивает их, как народ презренный, от всякого сообщения с христианами».
Евреям воспрещается покупать шелковые ткани для одежды, мех, им режут пейсы, как царь Петр — бороды боярам. Женщин можно дергать за волосы, проверяя, не носят ли накладки и парики, — это запрещено! «Осмотры евреек для удостоверения, не бреют ли они голов, могут производиться в местном управлении при муже или ближайшем родственнике-мужчине». Готовилась государственная (!) реформа еврейского быта.
При этом нужно сказать, что подобная регламентация быта подданных были общей чертой николаевского царствования. Точно так же, причем еще с петровских времен, регламентировались прически русских, а одежда регламентировалась специальным «Положением о гражданских мундирах» от 11 марта 1834 г. Жестким преследованиям подвергались старообрядцы.
В качестве альтернативы николаевским умонастроениям принято рассматривать взгляды декабристов. Однако в еврейском вопросе они оказались в чем-то даже более радикальными, чем у царя.
Никита Муравьёв в первой редакции своей «Конституции» писал: «Евреи могут пользоваться правами граждан в местах, ныне ими заселенных, но свобода им селиться в других местах будет зависеть от особых постановлений Верховного народного веча».
© Public domain
По мысли Павла Пестеля, правительству, которое будет создано после победы восстания, следует обсудить с раввинами и образованными евреями проект ликвидации еврейского «государства в государстве» и состояния враждебности евреев к христианам. Если же этот проект окажется бесплодным, следует переселить евреев в незаселенные районы Малой Азии, где им должна быть предоставлена возможность создать свое государство при военном содействии русского правительства.
И тут налицо разительное отличие от тех тенденций, которые тогда существовали в европейских странах. Там как раз в то самое время, когда в России правил Николай I, евреи сами отказывались от традиционной замкнутости, символами которой считались пейсы и парики. По мере достижения политического равноправия усиливалась ассимиляция, разрушались стены гетто. Но одно дело, когда люди добивались этого сами, и совсем другое — когда их к этому принуждали полицейскими мерами.
С 1827 г. евреев стали призывать в армию на 25-летнюю действительную службу. Из каждой тысячи мужчин-евреев рекрутировалось десять человек ежегодно (для христиан — семь человек с тысячи через год); возраст призывников колебался от 12 до 25 лет, детей насильно отбирали у родителей. В 1830-50-х гг. нижние чины иудейского вероисповедания составляли половину харьковского гарнизона. Около 500 солдат-евреев погибло во время обороны Севастополя.
В 1827 году был издан указ о выселении евреев из Киева в течение двух лет. Появляется специальный комитет для определения мер коренного преобразования евреев. Тем не менее, в 1833 г. киевский генерал-губернатор Василий Левашов писал, что признает проживание евреев в Киеве «полезным в том отношении, что они при умеренности и простоте в жизни имеют возможность продавать товары гораздо дешевле, так что решительно можно сказать, что с высылкой евреев многие товары и изделия не только вздорожают, но и вовсе невозможно будет их иметь».
Правительство Александра II решилось отменить крепостное право, но с ликвидацией «Черты» решило повременить, указывая, что российское еврейство все еще пребывает в состоянии «фанатизма и невежества». Права евреев обещали расширять постепенно, «по мере распространения между ними истинного просвещения, изменения их внутренней жизни, обращения их деятельности на полезные занятия».
© commons.wikimedia.org, Public Domain
В это царствование начались либерализация статуса евреев и расширение круга корпораций, свободных от дискриминации чертой оседлости. В этот круг вошли купцы I и II гильдий, выпускники вузов и лица со степенью доктора или магистра, мастеровые и ремесленники, отставные рекруты и некоторые другие.
Благодаря этим новациям начался быстрый рост еврейского населения Киева: в 1862 г. оно насчитывало 1411 человек, год спустя — вдвое больше, к 1910 г. — свыше 50 тысяч, в 1913 г. — 81 256, то есть 13% всего населения. И это только те, кто имел правожительство!
Несмотря на частые полицейские облавы, которыми славился Киев, численность его еврейского населения намного превосходила официальные данные. После того, как всё остальное население Российской империи получило право свободного передвижения, эти ограничения стали восприниматься куда болезненней, чем ранее.
В циркуляре от 3 апреля 1880 г. министр внутренних дел Маков предписал губернаторам внутренних губерний не выселять незаконно поселившихся в них евреев до пересмотра всех законов о евреях, что интерпретировалось как признак подготовки царя к освобождению российских евреев и отмене черты оседлости. Но, были такие планы или не были, цареубийство 1 марта 1881 г. перечеркнуло их на корню.
И хотя среди цареубийц были русские организаторы Желябов и Перовская, разработчик бомб — малоросс Кибальчич, а исполнители — поляк Гриневицкий и русский Рысаков, возмущенный обыватель запомнил только еврейку Гесю Гельфман.
Начинаются еврейские погромы, в пресечении которых активность властей оставляла желать много лучшего.
Отношение Александра III к евреям характеризует этот отрывок из письма варшавскому генерал-губернатору И.В. Гурко: «Сердце мое радуется, когда били евреев, но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская». Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев говорил: «Еврей — паразит, удалите его из живого организма, внутри которого и на счет которого он живет, и пересадите его на скалу, и он погибнет».
© РИА Новости, Галина Киселева
И вот что интересно: вновь позиции разных, казалось бы, непримиримых флангов гражданского общества по этому вопросу совпадали.
В славянофильской газете «Русь» И.С. Аксаков назвал погромы проявлением «справедливого народного гнева» против «экономического гнета евреев над русским населением». Недружественная по отношению к евреям политика властей встречает полную поддержку среди украинских просветителей. Николай Костомаров, Михаил Драгоманов, Пантелеймон Кулиш утверждают, что виновниками юдофобии и антисемитских эксцессов на Украине являются сами евреи. В прокламации «К украинскому народу», одобренной исполкомом террористической «Народной воли» вскоре после убийства государя, говорилось: «Тяжко стало людям жить на Украине… Грабят жиды, иуды непотребные… Вы начали уже бунтовать против жидов. Хорошо делаете…».
3 (15) мая 1882 г. были разработаны «Временные правила» на основе рекомендаций комиссий, созданных в августе 1881 г. в каждой губернии черты оседлости для определения вреда, якобы причиняемого «коренному населению» экономической деятельностью евреев. Согласно документу, евреям запрещалось: а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники.
В изданных в июле 1887 г. циркулярах министра народного просвещения И.Д. Делянова вводилась процентная норма «в видах более нормального отношения числа учеников из детей евреев к количеству учеников из христианских исповеданий». В губерниях черты оседлости процентная норма для мужских гимназий и университетов была установлена в размере десяти процентов от числа всех учеников, в остальных частях России — пять процентов, в Москве и Петербурге — три процента.
© commons.wikimedia.org, CC BY 2.5 Зеэв Жаботинский с сестрами Белой и Ниной
После этого не удивительно, что доля евреев среди революционеров и террористов значительно превышала определенные Деляновым проценты.
Впрочем, некоторые специальные средние учебные заведения евреев принимали без процентной нормы. Вот данные по Одессе. В Императорском музыкальном училище число учащихся-евреев в 1910 г. составило 285 человек (59,5%); в Императорском художественном училище — около 300 (60%). В Новороссийском университете в 1886 г. было зарегистрировано на медицинском факультете 30,7% студентов-евреев, на юридическом — 41,2%,
Николай II продолжил политику отца в еврейском вопросе. Как и его дед в годы Великих реформ, он после манифеста 17 октября 1905 года не стал отменять Черту, хотя об этом просили и министры, и депутаты Думы.
С.Ю. Витте вспоминал: «Я был бессилен заставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы, а в общем законы эти принципиально вредны для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас, русских, и для Российской империи».
В границах своего позора, в ситуации преследования за одежду, обряды и религию евреи в массе своей жили в ужасающей нищете. Так, например, с 1894 г. по 1898 г. число нуждающихся еврейских семей возросло на 27 %, в 1897 г. около половины евреев в черте оседлости были безработными. И это при высоком естественном приросте еврейского населения!
В черте своего проживания иудей не может найти работу: промышленность здесь была слабо развита, в сфере ремесла и торговли — огромная конкуренция, земледелие практически недоступно. Тяжелое экономическое положение, полнейшее политическое бесправие, погромы 1881-82 и 1903-1906 годов привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России. В 1881-1914 гг. только в США из России эмигрировали 1557 тысяч человек.
© Public domain
Фактически же Черту отменила Первая мировая война. К началу её в русскую армию было мобилизовано около 400 тыс. евреев, а к 1917 г. их число возросло до 500 тыс.
В 1914-1916 гг. по причине якобы поголовной нелояльности из западных прифронтовых губерний во внутренние губернии России было выселено 250-350 тысяч евреев. Беженцы, эвакуированные и интернированные, расселились по внутренним губерниям далеко и широко.
Циркуляр министра внутренних дел Н.Б. Щербатова от 15 августа 1915 г. формально не упразднял Черту оседлости, но разрешал евреям жить (временно!) во всех городских поселениях страны, кроме столиц и местностей, находившихся в ведении министерств Императорского двора и Военного (Москва, Петербург, Ялта, Царское Село, области казачьих войск), а также в сельской местности.
Только 20 марта 1917 года Временное правительство России приняло постановление, подготовленное министром юстиции А. Керенским, которым отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности».
Этот исторический пример особенно актуален для сегодняшней Украины, где на тех же землях, по которым пролегала пресловутая Черта, государство вводит системные ограничения для «нетитульной» культуры и ее носителей, а значительная часть общества толерантно относится к расчеловечиванию носителей «неправильных» взглядов и идентичностей.
Жительство и передвижение евреев по русскому законодательству — из народностей, входящих в состав русского государства, одни евреи ограничены в естественном праве располагать свободой избрания места жительства.
Черта оседлости. — В отличие от прочего населения евреям предоставлено право селиться и жить не по всей территории государства, а лишь в особо указанных губерниях, составляющих так называемую «черту постоянной еврейской оседлости». В своих важнейших явлениях еврейская жизнь в России беспрерывно протекала в условиях, созданных чертой оседлости; последней в значительной мере определилась форма и содержание евр. жизни. Как в культурном, духовно-нравственном, так и в особенности в экономическом отношении жизнь евреев складывалась в тисках черты оседлости. Давя еврейск. массу экономически, черта отстранила ее от свободного общения с окружающим населением, сгустила вокруг еврейского населения национально-религиозную атмосферу. Только отдельные группы еврейского населения пользуются правом Ж. — одни постоянным, другие временным — за пределами черты и опять-таки не повсюду, а с разными исключениями. Но и в пределах черты не все пространство открыто для жизни и деятельности еврейского населения: вся площадь, лежащая вне городских и местечковых поселений, недоступна большинству евреев. Даже некоторые города в черте открыты для поселения лишь немногих привилегированных категорий. Вместе с тем в пределах черты до 1903 г. стеснялось проживание евреев в пограничной полосе (см.). — Когда в 1780 году еврейское население перешедших от Польши белорусских губерний (Полоцкой, нынешней Витебской и Могилевской) было уравнено в правах и обязанностях с русским торгово-промышленным классом, русское городское население было прикреплено к месту приписки. Ни купцы, ни мещане не пользовались свободой переселения; допускались лишь кратковременные отлучки. Такому порядку должно было подчиниться белорусское население, в частности и еврейское. Но ввиду особых местных условий и из финансовых соображений для Белоруссии было сделано исключение, и местное купечество было оставлено при прежней свободе переселения в пределах Белоруссии. Местное еврейское купечество получило даже большее право — записываться в смоленское и московское купечество. Но в 1790 г. московские купцы выступили с жалобой на евр. купцов, проживавших в Москве, обвиняя их в подрыве торговли. «Совет Государыни» нашел, что евреи не имеют права записываться в купеческие российские города и порты и что от допущения их к тому не усматривается никакой пользы; что они могут, однако, пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии, каковое право полезно распространить на наместничество Екатеринославское и Таврическую область (ныне Екатериносл., Таврическую и Херсонскую губ.). Это было санкционировано Екатериною II указом 23 декабря 1791 г., чем и было положено начало черты оседлости, хотя и не преднамеренно. При условиях тогдашнего общественно-государственного строя вообще и евр. жизни в частности правительство не могло иметь в виду создать для евреев особое стеснительное положение, ввести для них исключительные законы в смысле ограничения права жительства. По обстоятельствам того времени этот указ не заключал в себе ничего такого, что ставило бы евреев в этом отношении в менее благоприятное положение сравнительно с христианами. Вековой порядок, прикреплявший обывателей к месту, все еще продолжал держаться в общественной жизни, несмотря на Городовое положение 1785 г., давшее свободу передвижения купеческому сословию. Мещане, напр., не могли переходить из одной губернии в другую, и следовательно, евреи, записавшиеся преимущественно в мещанство, не могли бы переселяться из губернии в губернию, если бы указ 1791 г. не подтвердил, что евреи пользуются свободой переселения в белорусск. губерниях. Таким образом, указ 1791 года не внес какого-либо ограничения в права евреев в отношении жительства, не создавал специально «черты», не отгораживал евреев от христиан: перед евреями были открыты новые области, в которые по общему правилу нельзя было переселяться. Да и обстоятельства, вызвавшие указ, не дают основания предполагать, будто имелись какие-либо причины принять исключительные край сулит государству выгоду — общее стеснение свободы переселения отвергается на данный случай, и евреям предоставляют доступ в новый край. То же меры в отношении евреев как таковых. Религиозный мотив или опасение за вредное влияние на христиан решительно не играли в этот момент какой-либо роли. Вопрос заключался лишь в том, что полезно. Торговая деятельность евреев во внутренних городах, по мнению Совета, не приносит пользы, поэтому прежняя льгота, дарованная евреям, уничтожается. Переселение евреев в новый самое было три года спустя, когда указ 1794 г. подтвердил, что евреи пользуются правом отправлять купеческие и мещанские промыслы в губерниях, перечисленных в указе 1791 г., равно как во вновь перешедших от Польши к России: Минской, Изяславской и Брацлавской губерниях (нынешние Минская, Волынская, Подольская); вместе с тем для них были открыты губернии Черниговская, Киевская и Новгород-Северская (Полтавская). Центр тяжести указа 1791 г. не в том, что то были евреи, а в том, что то были торговые люди; вопрос рассматривался не с точки зрения национальной или религиозной, а лишь с точки зрения полезности. Тем не менее, именно с указа 1791 г. ведет свое начало черта оседлости. Указ дал основание для того толкования, что, независимо от положения соответствующих христианских классов, евреи пользуются правом оседлого жительства (т. е. правом приписки, с коим было связано право гражданства отправления купеческих и мещанских промыслов в месте приписки) только в определенных губерниях. Черта оседлости — хотя этого выражения тогда еще не существовало — была признана установленной. — С третьим разделом Польши в состав черты вошли губернии: Виленская и Литовская (Гродненская). В 1799 г. право гражданства было распространено на Курляндскую губ. Положение 1804 г. присоединило к губерниям, открытым для евреев, Астраханскую и Кавказскую губернии. В 1818 г. черта расширилась Бессарабской областью. В дальнейшем площадь черты оседлости была постепенно несколько урезана; были выключены: в 1829 г. Курляндия (право проживания сохранилось там лишь за теми евреями, которые были занесены в определенные ревизские сказки); в 1835 г. — Астраханская (см.) и Кавказская губернии; в 1887 г. — Таганрогское градоначальство и Ростовский уезд (см. Донского Войска Область). — Фактически существует и другая параллельная «черта», хотя и не получившая в официальных актах подобного наименования, это — десять губерний Царства Польского (см. ниже). Долгое время обе части были изолированы друг от друга: евреи из черты не могли переселяться в Царство Польское и, наоборот, для евреев Ц. Польского черта оседлости была недоступна для поселения (см. Гелейт-Цолль). Лишь в 1868 г. последовала отмена этого ограничения, и переход из черты в Ц. Польское и обратно стал свободным. В настоящее время территорию евр. оседлости составляют, кроме Царства Польского (губ.: Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая) губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская и Черниговская.
Ограничения в черте оседлости выражаются, с одной стороны, в запрещении водворяться в селах и деревнях, а с другой — в стеснениях, существующих в некоторых городах. Стремление к удалению евреев из уездов с целью сосредоточить их в городах возникло уже вскоре по переходе Белоруссии к России; оно держало евр. население в тревоге почти вплоть до Отечественной войны (см. Аренда), но в конце концов правительство должно было отказаться от такого намерения как противоречившего веками сложившемуся в бывших польских губерниях государственно-экономическому укладу. В дальнейшем удалению из уездов евреи подверглись лишь в отдельных местностях (см. Выселение). «Временные правила» 3 мая 1882 г. придали стремлению освободить уезды от евреев новую форму: прежнее выселение было заменено воспрещением евреям вновь водворяться в селах и деревнях. Начиная с 1903 г., несколькими указами 291 ceление были изъяты из действия «Временн. правил», а в 1904 г. это ограничение было отменено в отношении групп, пользующихся правом жительства вне черты (см. Временные правила).
Ограничения в городах. — Вопрос о проживании евреев в городах разрешался во время польского господства в каждом отдельном случае; с одной стороны, короли за известное вознаграждение давали евреям право жить в городе, — с другой стороны, города, чтобы избавиться от евреев-конкурентов, вступали в разнообразные соглашения с королем и получали от него «привилегию» на изгнание евреев и на недопущение их вновь селиться. Эту тенденцию некоторые бывшие польские города обнаружили и по переходе под русское господство. Первое такое ходатайство принадлежит Ковне (1797); местные христиане, как выразился ген.-губернатор, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмысленной к евреям зависти»; они хотели таким путем избавиться от конкурентов в торговле, конфисковать в свою пользу еврейские товары, воспользоваться суммами, которые были выданы евреями под залог домов. Но имп. Павел I повелел, «дабы поселившиеся в Ковне евреи оставлены были в спокойном собственностью их владении, невозбранно отправляли ремесла и производили бы торговые дела беспрепятственно». A еще ранее Павел I запретил высылать евреев из Каменец-Подольска. Этими указами был, как казалось, нанесен удар привилегиям, охранявшим города от поселения евреев. Однако в 1801 г. киевский магистрат, ссылаясь на привилегию 1619 года, возбудил ходатайство о выселении из города всех евреев, но оно было отвергнуто государем. В 1803 году с подобным же ходатайством вторично выступила Ковна. Несколько лет спустя киевский магистрат вновь стал добиваться восстановления в силе старинной привилегии, но безуспешно. Но уже в 1827 г. ему удалось исходатайствовать повеление о выселении евреев из города — местное начальство высказалось в 1833 г. против выселения евреев: «нельзя не предпочесть пользы жителей личным выгодам, ожидаемым христианским купечеством от удаления евреев». — Лишь в царствование Александра II евреи получили доступ в Киев: одни — для постоянного, другие — для временного пребывания (см. Киев). Опираясь на древнюю привилегию, выступил против евреев в 30-х гг. и Каменец-Подольск, но его домогательство не было удовлетворено. Во всех этих случаях роль играли корыстные вожделения христианского торгово-промышленного класса. По другим, именно «военным», мотивам последовало в 1829 г. повеление о выдворении евреев из Николаева и Севастополя; лишь значительно позже сделано было исключение для некоторых категорий евреев (см. Николаев, Севастополь). По совершенно исключительным соображениям закон 1893 г. подверг некоторые категории евреев выселению из Ялты и запрещению вновь селиться: в то время в Ялте в летние месяцы проживала царская семья, а между тем обнаружилось, что «усилившийся за последнее время наплыв и прогрессивное умножение числа евреев в г. Ялте в связи с заметным среди них стремлением к приобретению недвижимой собственности грозит этому лечебному месту обратиться в чисто еврейский город». — Исключение нескольких городов из черты оседлости не было последним шагом в деле сужения «черты». В отдельных случаях даже в пределах самого города устанавливалась «черта» (см. Гетто в России).
Вне черты оседлости. — Некоторые категории евреев пользуются правом так назыв. «повсеместного» жительства — постоянного или временного, — но в действительности права повсеместного жительства никогда не существовало и теперь не существует: всегда были и ныне имеются части государства, в которых ни один еврей не мог или не может вновь приобрести оседлость. Таким образом и для привилегированных групп имеются территориальные ограничения. Правом жительства вне черты евреи пользуются по купеческому и образовательному цензам, по ремеслу и по военной службе. Некогда для евреев вовсе не существовало права постоянного повсеместн. жительства; разрешалось лишь временное пребывание во внутренн. губерниях и в столицах «для доправления старых долгов, хождения по тяжебным делам и для общественных их нужд», причем властям вменялось следить за тем, чтобы евреи там «жительством не водворялись». Положение 1804 г. несколько расширило это право, предоставив временное пребывание (с семьями) вне черты «фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам». В 1819 г. евреев допустили к винокурению в великоросс. губерниях впредь до того времени, когда этому искусству научатся русские (см. Винокуры). В 30-х годах в кавказск. губерниях было предоставлено жительство евр. ремесленникам. В 1844 году ремесленники получили право проживать в укреплениях Черного моря, на восточном берегу. Но и тогда уже вне черты порою предпринимались ограничения. Так, в 1825 г. последовало распоряжение о том, чтобы «из уездов, в коих находится секта субботников, или иудейская, и соседственных им уездов выслать всех евреев без исключения, где бы они ни находились, и впредь ни под каким предлогом пребывания там им не дозволять». Наряду с этим вырабатывались меры, дабы евреи не устраивались на постоянное жительство в столицах и других городах вне черты: велась регистрация отправлявшихся за черту по торговым делам, устанавливался надзор за тем, чтобы пребывание евреев продолжалось не более 10 месяцев и проч. Только со времен имп. Александра II вопрос о проживании вне черты получил новое направление. В целях слияния евреев с христианским населением, а также ввиду общегосударственных интересов право жительства вне черты оседлости получили следующие категории евреев: 1) В 1859 году купцы первой гильдии (см. Купцы; закон 1904 г. предоставил повсем. жительство также коммерции и мануфактур-советникам). 2) В 1861 г. лица с высшим образованием (см. Высшее образование), а также (с 1879 г.) аптекарские помощники, дантисты, фельдшера, повив. бабки и изучающие фармацевтич., фельдш. и повивальное искусство (см. Медицинские профессии). 3) Лица, прошедшие военную службу на основании рекрутского устава. Это право было предоставлено в 1860 г. нижним чинам, служившим в гвардии, а в 1867 г. — всем отставным и бессрочноотпускным нижним чинам с женами и детьми; таковое право сохраняется и теперь за их потомками, приписанными к обществам вне черты оседлости. Указанное право было распространено законом 1904 г. и на нижних чинов, участвовавших в действиях на Д. Востоке, пожалованных знаком отличия или вообще беспорочно служивших в действующих войсках. 4) Лица, занимающиеся цеховыми и нецеховыми ремеслами, — по закону 1865 г., разрешившему евреям-механикам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам проживать повсеместно, имея при себе членов своей семьи. Перечисленным группам дозволено постоянное повсеместное жительство (в отношении ремесленников и некоторых других групп разъяснительная практика сената допускает жительство лишь под условием занятия своей профессией). Что касается права временного, срочного проживания вне черты, то оно предоставлено купцам (см.). Остальные евреи могут покидать черту оседлости лишь на срок до шести недель и с отсрочкой до восьми недель для отыскания законных прав в судебных и правительственных учреждениях, для принятия наследства, для торговых дел и для торгов на подряды и поставки, имеющие совершаться в черте оседлости. Окончившие среднеучебные заведения могут проживать вне черты для получения образования в высших учебных заведениях и в академиях. Приезд во все места империи предоставлен еще молодым людям, не достигшим 18 лет, для обучения ремеслу на срок их контракта с мастером, который их обучает. — Привилегированные группы не всюду пользуются своим правом в одинаковом объеме. В Финляндии (см.) никто из евреев, кроме местных, не имеет права на постоянное жительство. В Области Войска Донского (с 1880 г.), в областях Кубанской и Терской (с 1892 г.) могут жить только евреи с высшим образованием (см. Донск. Войска Область; Кубанск. и Терск. области). В Сибири почти совершенно преграждено водворение евреев. Исключительные стеснения встречают евреи в Москве (см.) и Московской губернии. — С другой стороны, существуют местности, где, помимо привилегированных категорий, могут жить и другие группы евреев, удовлетворяющие не общим требованиям по образовательному цензу, ремеслу и проч., а особым условиям. В мест. Шлоке Лифл. губ. постоянное жительство разрешается всем с потомством евреям, которые были там записаны по ревизии 1835 г. В Риге право жительства сохранено за теми, кто был приписан к городу до 1841 г. В Кубанской и Терской области могут жить евреи, приписанные до 1892 г. к тамошним обществам, но в одном лишь месте приписки. На Кавказе вправе жить евреи, именующиеся «горскими», жившие там среди прочего населения при покорении края русскими; они пользуются правами горцев. Некоторые группы пользуются привилегией жительства в Ставропольской губ. и в Закавказье. В Туркестане правом жительства пользуются евреи, предки которых водворились там с незапамятных времен и даже позже, но до занятия края русскими войсками.
Евреи, незаконно проживающие в данной местности, высылаются мерами полиции в место приписки и привлекаются там к судебной ответственности. (О проектах отменить ограничения в жительстве — см. Александр II; Дума Государственная). См. также Вид на жительство, Вдовы, Дети, Жены, Иностранные евреи.
В Царстве Польском существовали особые ограничения в праве жительства и передвижения. В королевском декрете 19 ноября 1808 г., коим было воспрещено евреям приобретать имения, не было сказано, чтобы евреи не могли проживать вне городов; напротив, постановлением наместника 4 февраля 1823 г. им было разрешено заниматься земледелием не только в колониях, но также в казенных, духовных и частных имениях. Однако, опираясь на декрет 30 октября 1812 г., запретивший евреям иметь касательство к выделке и прοдаже питей, Совет управления в 1843 и 1853 гг. сделал постановления против проживания евреев в деревнях; в 1851 г. евреям было также запрещено водворяться в деревнях, лежащих в 21-верстной пограничной полосе вдоль Австрии и Пруссии; в 1856 г. было предписано удалить евреев, не занимающихся земледельческим трудом, из имений, принадлежащих горному ведомству. Что касается стеснений в городах, то инициативу в этом отношении проявило правительство герцогства Варшавского (см.): оно стало побуждать города к установлению у себя такого порядка, какой существовал в Варшаве (см.), где евреи не могли жить на всех улицах. К тому же австрийское правительство дало право городам воспользоваться старыми привилегиями «De non tolerandis judaeis», если только таковые действительно имеются, вследствие чего в момент образования Царства Польского (1815 г.) было 83 города, имевших права не принимать евреев на жительство. В 20-х годах с санкции наместника прибавилось около 30 таких городов. В 1856 г. из числа 453 городов края только в 246 городах евреи пользовались свободой водворения и жительства; в 31 городе существовали отдельные кварталы, вне которых могли жить лишь привилегированные евреи, отвечавшие особым материальным или культурным условиям; в 90 городах евреи или вовсе не могли жить, или только в отдельных частях; в 111 городах, лежащих в пограничной полосе, не могли водворяться евреи из внутри края (некоторые города одновременно принадлежали к двум категориям). Все эти ограничения были отменены законом 1862 года — Ср.: Мыш, «Руководство к русск. законам»; Фриде, «Законы о праве жительства евреев»; Материалы комиссии по устр. быта евреев (по Царству Польскому); Григорий Вольтке, «Право торговли и промышленности в России в историческом развитии»; его же, «Законы о пограничных жителях и пограничных сношениях»; его же, «Право на труд и черта оседлости» («Вопросы общественной жизни 1904 г.», №№ 2 и 3). Ю. Гессен, «О жизни евреев в России»; его же, «Гетто в России», «Еврейский мир», 1910, №№ 11 и 13; Рукописные материалы.
Ю. Гессен.8.
Жительство на льготном основании — особый вид временного жительства евреев вне черты еврейской оседлости, основанного не на законе, а на особых распоряжениях правительства, отчасти санкционированных Верховной Властью. Гонимые нуждою, евреи проникали в запретные для них местности государства и там поселялись, несмотря на отсутствие законного к тому основания, и местная полиция и администрация по личным соображениям относились к этому снисходительно. Шестидесятые годы 19 в., когда отдельные группы евр. населения стали получать доступ во внутренние губернии, были годами усиленной эмиграции евреев за пределы черты. В ожидании отмены законов о черте оседлости местные власти не спешили с выселением. A позже ввиду предполагавшегося пересмотра законов о жительстве евреев министр внутр. дел циркуляром от 3 апр. 1880 г. даже предписал губернаторам не выселять евреев, не имеющих право на жительство вне черты оседлости, но все же поселившихся там до 3 апр. 1880 г. Однако уже вскоре за погромами 1881 г. последовали массовые высылки евреев из внутренних губерний в только что разгромленные города и местечки черты; эта мера приняла настолько бедственный характер, что министр внутренн. дел гр. Толстой вынужден был напомнить о циркуляре 1880 года. При этом, однако, было подтверждено, что губернаторы обязаны принять все меры к тому, чтобы отнюдь не позволялось жительство тем вновь прибывшим евреям, которые на это по закону не имеют права (циркуляр 21 июня 1882 года). Циркуляром от 14 января 1893 г. министр внутренних дел отменил приведенные выше циркуляры 1880 г. и 1882 г. и предложил губернаторам выселить всех евреев, противозаконно поселившихся. Это распоряжение вызвало массу ходатайств не только со стороны евреев, но и христиан, которые в течение долгого времени вступали с евреями в правовые, имущественные и личные отношения, и тогда были установлены некоторые облегчения (Выс. повел. 21 июля 1893 г.), в особенности для евреев в губерниях Лифляндской и Курляндской. В случаях исключительных губернаторам было предоставлено ходатайствовать об оставлении евреев на месте «до особого распоряжения центральной власти, имеющего последовать по рассмотрении в законодательном порядке общего вопроса о евреях» (срок выселения, назначенный на 1 июня 1894 г., мог быть продолжен на один год по ходатайствам губернаторов).
Таким образом циркуляр 1880 г. перестал действовать. По отношению же к евреям в Лифляндской и Курляндской губ. циркуляр 1880 г. сохранил свою силу. Что касается евреев, поселившихся здесь после 3 апр. 1880 г., то в отношении их допущены льготы: в уважительных случаях губернатор может ходатайствовать об оставлении евреев, когда они по своей деятельности признаются особо полезными для местной торговли или промышленности. Хотя в льготных законах подтверждалось, что дальнейшее поселение евреев не должно быть допускаемо, тем не менее, евреи экономическими требованиями вынуждались и впредь селиться в недозволенных местах, в связи с чем происходило беспрестанное выселение. Во время войны с Японией было приостановлено циркуляром 6 марта 1904 г. выселение ввиду того, что в числе чинов запаса, призываемых на действительную службу, могли находиться и члены выселяемых еврейских семейств; согласно этому циркуляру льготу надо было применять лишь к тем евреям, которые, поселившись вне черты оседлости на законном основании, впоследствии утратили право жительства, или к тем, которые проживают там уже продолжительное время, имея семью и домообзаводство, если эти евреи не вызывают неудовольствия со стороны окружающего населения. По окончании войны с Японией некоторые губернаторы вновь приступили к выселению, но министр внутренн. дел продолжил действие циркуляра 1904 г. на евреев, незаконно поселившихся вне черты оседлости до 1 августа 1906 г., при условиях, указанных в том циркуляре. Местная администрация, однако, продолжала массовые выселения. Тогда министр внутренних дел с одобрения совета министров издал новый циркуляр от 22 мая 1907 года, где подробно объясняются мотивы, побудившие к принятию этой меры: невозможно порвать весьма сложные экономические отношения, создавшиеся между евреями и лицами других исповеданий, без значительного потрясения имущественных интересов обеих сторон; заслуживают внимания и заявления выселяемых евреев о грозящем им разорении и о крайней затруднительности приискания занятий и средств к жизни в черте постоянной оседлости вследствие скученности и бедности населения в городах и местечках черты; давность незаконного поселения не может создавать для евреев никакого права, однако, необходимо считаться с последствиями этого закона, который есть явление жизненное, реальное, как и считалось с ними правительство и ранее, с 1880 г.; озабочиваясь устранением всего, что может нарушить нормальное течение внутренней жизни империи и вызывать во многих случаях неудовольствие целых групп населения, необходимо приостановить, впредь до пересмотра в законодательном порядке общего вопроса о праве жительства евреев, выселение тех евреев, которые проживают в недозволенных для них местностях, если они поселились там до 1 августа 1906 г., имеют семью и домообзаводство или же утратили право жительства после законного поселения вне черты оседлости, если к тому же местная администрация уверена, что данный еврей, оставляемый на жительстве, не вреден для общественного порядка и не вызывает неудовольствия со стороны того населения, среди которого проживает. Циркуляр 22 мая 1907 г. был издан в то время, когда предполагалось осуществление основных начал манифеста 17 окт. 1905 г. и в том числе уравнение евреев с прочим населением во всех правах. С наступлением реакции Государственной Думе третьего созыва был сделан запрос о незакономерности циркуляра министра внутр. дел П. А. Столыпина от 22 мая 1907 г., а Сенату представителями нескольких ультранационалистических организаций подана была жалоба на министра за издание упомянутого циркуляра как противоречащего закону. При обсуждении этого вопроса в Сенате произошло разногласие, и дело поступило в Государственный совет. Но еще до решения вопроса о закономерности циркуляра министерство отказалось от дальнейшего применения его, и повсюду возобновились массовые выселения евреев (1910).
Гр. Вольтке.8.