По ОПК 4 класс «Икона»
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю”
Эвристическая беседа
— О каком образке идет речь в этом стихотворении?
— Для чего мать еще в младенчестве рассказывала сыну о святом образке?
— Я не случайно начала наш урок отрывком из «Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
Слайд 1-8
— О чем пойдет наш разговор на уроке? (Ответы детей)
— Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам, познакомимся с историей появления первых икон, с различиями в написании иконы и картины.
2. Актуализация знаний к новой теме.
— Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу.
— А что называется иконой?
-Где мы можем ее увидеть?
— Что такое иконостас?
— Какие иконы в нем присутствуют всегда?
— Какие существуют правила поведения в храме? (Ответы детей)
3. Изучение нового материала.
— На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева — на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. «Икона” в переводе с греческого обозначает «образ”, «изображение”. На Руси иконы так и называли — «образа”. Откуда же появились иконы? Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви…
…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус — Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус — Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
4. Создание проблемной ситуации
Слайд 9
— Ребята, определите, где икона, а где картина?
— Отличаются ли они друг от друга?
.Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
5. Работа по учебнику.
Давайте прочитаем материал статьи «Икона» на странице 52-54 нашего учебника и заполним таблицу отличий иконы от картины.
(таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется)
вопросы
картина
икона
1. Какова главная задача?
Может быть любая
Показать мир души святого
2. Как показан свет?
Падает на человека, образуя тень
Проступает через фигуру святого
3. Каким бывает фон?
Фон может быть любого цвета
Золотой фон — символ божественного света.
4. Нимб — золотой круг вокруг головы.
Нет
Есть. Это знак вечности и Божией благодати.
5. Задний план и линия горизонта.
Есть
Отсутствуют.
Физминутка «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6. Работа в » Книге мудрых мыслей» с ключевыми словами.
— Запишем и объясним их значение:
Икона, свет иконы, нимб, лик
7. Икона и молитва.
-Я хочу прочитать вам стихотворение М.Ю. Лермонтова.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
— О чем это стихотворение? (Ответы детей).
— Да. Действительно, икона и молитва связаны между собой. Об этом прочитаем в учебнике на стр. 54-56.
— Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное — к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
8. Итог урока. Рефлексия.
Вопросы:
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
3. Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
9. Домашнее задание.
1. Стр. 52-55 учебника, вопросы.
2. Подготовьте рассказ на одну из тем: «Иконы в нашем доме», «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы».
Второе отличие, о котором обычно помнят люди более-менее воцерковленные или просто верующие — икона освящается. Впрочем, это отличие ведь внешне не видно! Да и не все здесь столь очевидно. В христианской традиции не всегда существовал чин освящения. Во всяком случае, он куда моложе, чем сами иконы. Но сейчас не о том.
Сам по себе канон в православии — еще не все. И картины имеют стиль, свойственный определенным эпохам и школам. И мало-мальски ориентируясь, не спутаешь. А от иконы все равно отличается.
И не сказать ни что икона примитивней картины, ни что она не развивалась, в отличие от светской живописи. И канон никак не раз и навсегда застывший. Он изменялся, развивался и в Византии, и на Руси. А все равно отличается.
Реклама
Уточню: речь не о мелких и крупных нюансах — стилистических и прочих. Речь о внутренней сути, о самой идее, что ли. При всех частностях есть одно главное различие, после которого уже нет особого смысла разбирать остальные.
Что изображает светская живопись? Как правило, ее цель — изобразить натуралистичность, красоту мира. Не столь важно, совпадает ли его видение с «общепринятым». Важно, что картина всегда выражает личный взгляд художника, его индивидуальность и видение предмета. Сколь бы реалистичным изображение ни казалось. Потому картины разных авторов, даже на один и тот же сюжет, столь отличны: всегда влияет индивидуальность мастера. Даже когда не теряется реалистичность.
Похоже, в этом и главное отличие.
Реклама
Смысл иконы совершенно противоположный. В задачу иконописца не входит выражение собственной индивидуальности. Что изображает икона? Святых? Не вполне. Образ на иконе всегда символичен, условен. Одни и те же святые или сюжеты в исполнении разных мастеров схожи и узнаваемы.
Потому образ и каноничен, что иконописца не интересует физическая сторона. По большому счету, и не изображает искаженный грехом тварный мир. Ведь на самом деле икона не является предметом поклонения. Поклоняются стоящему за ними божественному миру, божественному образу.
Икона — своего рода проводник этого образа. Художник пытается увидеть и (конечно, по возможности) передать не физическую реальность, а стоящий за ней замысел Творца. И о какой индивидуальности тут можно говорить? Если иконописец пытается не изобразить (это невозможно!), а выразить Образ Бога? Где здесь место «личному мнению», если речь о Божественном образе?
Изображение на иконе — «носитель», внешнее проявление Божественного замысла. Попытка хотя бы «заглянуть» за явленное, физическое творение. Отсюда и внешняя нереалистичность иконы (а зачем она?). И четкое следование канонам. А почему бы нет? Во-первых, какая отсебятина, какие и зачем изменения? Во-вторых, если этот образ был дан как откровение, его нельзя менять просто потому, что нельзя ничего улучшить.
Реклама
Вроде бы считается, что канон — это открытый святым Образ Божий. Потому канон в иконографии и остается почти неизменным, и передается по возможности точно.
И молится христианин не изображению, а стоящему за ним, «просвечивающему» через внешнюю форму, Образу Божественному. Не иконе, а через нее — Богу.
На самом деле есть разные мнения и трактовки различий картины/иконы. Встречал я такое, что картина обращена к чувствам зрителя, икона — к разуму и интуиции. Что на иконе акцентируется внутренняя, духовная жизнь изображаемых персонажей. Что, к примеру, резкие контуры одежды намеренно контрастируют с плавностью линий самих ликов. Что пропорции силуэтов намеренно искажены в попытке передать идею не столько материальных, сколько преображенных тел. Что «плоский мир» иконы намеренно устанавливает между ней и зрителем дистанцию.
Наверное, все это так. Но, как мне кажется, это все достаточно вторично, что ли. Это нюансы самого изображения, способы и приемы передачи. Техника.
Важная мысль — что икона не отражает свет, а сама «светится». Вот это, мне кажется, отражает суть различий картины/иконы. Только не она «светится», а стоящий за ней Образ.
Уточню: я все это не сам придумал, а высказал чужую точку зрения. Которая, как показалось, отражает саму идею.
Продолжение следует…
Теги: икона, христианские традиции, православие, живопись, иконография
Во времена, когда общество во главу угла ставило христианские ценности, язык канонической иконы был понятен каждому человеку, знакомому со Священным Писанием. Начиная с XVIII века в России кроме икон древнерусской и византийской школы стали появляться иконы академического письма, которые по своей сути являлись живописными картинами на библейскую тематику. Этот стиль написания пришел с Запада в послепетровский период. С тех пор многие иконы западного письма стали почитаемы в православии. Но большинство все же осталось живописью. Определим, что же такое икона и чем она отличается от картины на религиозную тему.
Определение
Икона – это Божественное откровение, воплощенное на полотне или доске языком красок и линий. Священное изображение находится вне времени и является отображением инобытия в реальном мире.
Картина на религиозную тематику – художественное произведение, являющее собой воплощение творческой фантазии мастера и передающее его мироощущение. Картина соответствует духу времени, в котором была написана. Портрет — это разновидность картины, поэтому будем использовать общий термин «картина».
Сравнение
Есть две категории различий между картиной и иконой: стилистические или видимые и богословские или внутренние.
Реклама к содержанию
Богословские различия
Эмоциональность. И написание иконы, и создание картины происходит по принципу выражения общего через частное.
В картине всегда ощущается присутствие мастера, его индивидуальность как человека, и как художника. Передача им своих чувств и эмоций происходит на душевном уровне.
Рука иконописца бесстрастна. В жизни Церкви очень многое лишено внешних личных эмоций. Передача иконографических символов происходит на более высоком, духовном уровне.
Авторство. Картина – это самовыражение художника, поэтому она всегда имеет своего автора. Полотно обязательно подписывается им.
Авторство иконописца всегда сокрыто, оно не является самовыражением. Написание образа – это аскетическое делание в деле служения Богу. Подписывается икона именем святого, который на ней изображен.
Цель. Картина – это средство общения на уровне чувств созерцателя изображения с его автором, переживаниями и идеями мастера.
Икона служит цели общения верующего человека с Богом.
Стилистические различия
Картина – это иллюстрация библейского события. Она написана в манере светской живописи, ничем не регламентируется и ограничена только фантазией художника.
Икона ничего не иллюстрирует. Она – посредник между миром реальным, осязуемым, и тем миром, который недоступен осязанию и может быть постигнут только верой. Ее написание строго регламентируемо каноном, не позволяющим образу снисходить до уровня обычной светской живописи.
Реальность и условность изображения. Для иконы характерна условность изображения. То есть, изображается не сам предмет, а идея, которую он несет. Все подчинено цели раскрытия внутреннего смысла. Именно отсюда деформированные (удлиненные) фигуры святых, что символизирует преображение земной плоти в мире горнем, жесткие графические изломы линий одежды, контрастирующие с мягким изображением ликов.
Для картины характерна реальность изображения, подчеркнутая пышность и декоративность, любование красотой и правильностью форм. Линии одежды мягкие и плавные, гармонирующие с реальным изображением лиц.
Принцип изображения пространства. Для картины характерна прямая перспектива, что хорошо объясняется изображением железнодорожного полотна – параллельные линии у горизонта сходятся в одной точке.
Для иконы характерен принцип обратной перспективы: точкой схождения является сам человек, стоящий перед образом. Это – символ того, что все изливается нам оттуда, из мира высшего. То есть, параллельные линии в глубине пространства иконы расширяются.
Но пространства как такового на иконе нет. И близлежащие предметы, и отдаленные являются первоплановыми. На картине строго разграничены предметы переднего и заднего плана.
Источник света. Свет на иконе как бы исходит от самого изображения, как символ святости. Нет теней, падающих от предметов. На картине источник света внешний, как бы посланный извне человеку за его святость.
Нимбы – важнейшая особенность священных христианских изображений. Они символизируют святость и полноту Божественного света. На иконах окружие составляет одно целое с изображением святого. На картинах божественной тематики нимб находится над головой святого, как символ посланной свыше награды.
Цвет. При написании иконы цвет имеет символическое значение. Для картины цветовая гамма также символична, но имеет значение и подчиненная законам живописи колористика полотна.
Единовременность изображения. Для иконы характерен принцип отсутствия временно-пространственных рамок. Несколько событий, отдаленных во времени, изображены на иконе в композиционном единстве. Этот прием соответствует христианскому понятию о том, что у Бога один день как тысяча, и тысяча дней как один. Картина же изображает событие, ограниченное временем и пространством.
Выводы TheDifference.ru
- Икона – это реальность мира духовного, она боговдохновенна и символична, для нее характерна условность изображения. Картина – это реальность мира материального, она имеет своего автора, ее изображение соответствует представлениям человека о реальных предметах.
- Картина – веха на пути эстетического возрастания личности. Икона – веха на пути спасения.
- Икона – всегда святыня, перед ней мы предстоим в молитве. Картину мы созерцаем, восхищаясь талантом автора.
- Картина имеет авторство, имя же иконописца сокрыто.
Бог всегда велик, Он постоянно рядом. Эту правдивую и простую реальность стремится передать нам икона. Поэтому, в какой бы технике она ни была написана, будет оставаться святыней, если образ на ней соответствует первообразу.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Самые первые иконы изображали Христа, Богородицу, апостолов. Они создавались как портреты, чтобы запечатлеть на века и сохранить их образы для грядущих поколений — для памяти, для воспоминания. Но первые иконописцы хорошо понимали и то, что красками на доске они дерзают запечатлевать Бога и тех, кто через Него достиг святости. Как, пользуясь земными, материальными средствами живописи, изобразить Бога, как передать тот свет, который от Него исходит? Для этого нужны были особые средства художественной выразительности, которые были продуманы и отобраны таким образом, чтобы передавать не просто сходство, а глубинную, духовную суть, внутренний свет, исходящий от изображенного и изливающийся на того, кто приближается к иконе, для их общения «в духе», для молитвы. Ведь, в конечном счете, икона не изображает, а являет верующему Бога или почитаемого святого. Западная живопись со времен раннего Средневековья пошла несколько иным путем, сосредоточившись на истории, на событиях и лицах, описанных в Священном Писании. Для них более важной была именно историческая память, воспоминание. Живописные произведения, создававшиеся для украшения храмов и книг, ставили перед собой задачу представить события далекого прошлого как можно более ярко и живо, чтобы зритель мог эмоционально «прожить», прочувствовать все то, что некогда происходило на Святой земле. Отсюда страстность живописи, ее осязаемость, «живоподобие». В иконе же, даже когда мастер изображает событие Священной истории, он стремится постичь и донести до зрителя прежде всего тайну Слова, смысл священного текста, лежащего в основе этого события, оставаясь при этом в рамках канонической композиционной схемы, позволяющей безошибочно определять сюжет.
Картина любого жанра (от натюрморта до религиозной живописи) являет художественный образ, созданный при помощи фантазии и личного мироощущения художника. Мировоззрение и мироощущение художника формируются под влиянием среды – эпохи, государства, общества, семьи, образа жизни и т.д. Искусство великих художников – это всегда портрет эпохи через призму автопортрета, личности, пропускающей через себя окружающую реальность и дух времени.
Икона – явление безвременное, это откровение Бога, представленное с помощью изобразительных средств. Важнейшим из принципов в иконописи является следование устоявшимся канонам. Каноны иконописи столь своеобразны, что у человека незнакомого с историей и с богословием Церкви может возникнуть недоумение: зачем придерживаться древних принципов изобразительности? Возможно, мастера, стоявшие у истоков иконописи, просто не владели техникой, развившейся в эпоху Возрождения? И, может, следует переложить достижения европейской цивилизации на это древнее искусство?
Итак, чем икона так разительно отличается от классической картины? И с помощью каких технических средств достигается это отличие?
Иконописец не переносит в икону ничего из своего личного мировоззрения, как-либо отличного от мировоззрения Церкви Христовой. Иконописец становится проводником мировоззрения Церкви. Икона не стремится отразить окружающую временную действительность, её не заботят проблемы современности, преходящие волнения этого мира. Икона – окно в мир иной, вечный.
Картина неминуемо отражает индивидуальность автора, в работе отражаются его личные, своеобразные черты, более того, каждый художник стремится к тому, чтобы обрести свою выраженную уникальную манеру. Одно из высших достижений авторской деятельности – создание нового стиля, направления в живописи. Полотна мастера неразрывно связываются с его именем, образом, биографией.
Авторство иконописца намеренно не раскрывается, авторство иконы принадлежит всей Церкви. И занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание, аскетический подвиг.
Картина душевна, то есть чувственна, она передаёт эмоции, так как искусство представляет способ познания мира именно через чувства.
Икона духовна, неэмоциональная, она бесстрастна. Как и церковное пение и чтение, икона не приемлет эмоциональных способов воздействия.
Картина – путь для взаимодействия с личностью автора. Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.
Икона, в отличие от картины, прямо служит спасению человеческой души.
Мы осветили внутренние различия между иконой и картиной, а какими внешние отличия мы можем проследить?
Прежде всего, икона — свидетельство об истинном Боге, это явление сугубо религиозное. Каноническая икона не имеет случайных украшений, лишенных смыслового значения.
Основные отличия иконы от картины:
1. Условность, некоторая искаженность реальных форм и символичность.
Плотское умаляется в иконе, и проявляется духовное. Удлиненные пропорции фигуры, отсутствие объёмности. В иконе отсутствует тяжесть, вес, свойственный предметам нашего мира.
2. Обратная перспектива.
Картина построена по законам прямой перспективы точка схода находится на линии горизонта, и она всегда одна. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке. Так находит своё выражение идея явления мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы.
3. Отсутствие внешнего источника света.
Свет как бы изнутри иконы, от самих ликов и фигур, из глубины их – сущность святости. Икона светоносна, и этот принцип базируется на богословским евангельском свидетельстве о Преображении Господа нашего на горе Фавор. Православный нимб — нетварный свет Божества, родившийся в сердце святого и составляющий единое целое с его преображенным телом.
4. Цвет в иконе выполняет исключительно символическую функцию.
Красный цвет на иконах мучеников символизирует жертвенность, или царскую власть. Золото — символ нетоварного света, который имеет совершенную иную природу, чем остальные физические вещества. Отчего его невозможно передать с помощью краски. Золото на иконах противоположно идее о земном золоте, богатстве. Существуют также и цвета, заменяющие присутствие золота на иконе — охра, красный и белый цвета. Черный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.
6. В иконе отсутствует время. Все события происходят единовременно.
Зачастую на одной иконе изображаются несколько различных сюжетов, иногда это сцены жития одного святого, иллюстрирующие весь его путь от рождения до упокоения. Так передается причастности иконы миру вечности, где всё открыто в единое время, а вернее, — время просто отсутствует. В картине, напротив, происходит в одной временной плоскости.
Итак, разница между каноничной иконой и картиной очевидна.
Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную сторону мира, — открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, поспособствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы или славословия, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» возможно приобретение икон любого вида, выполненных в традиционном, каноническом исполнении.