На православных сайтах часто встречается вопрос: чем инок отличается от монаха? Дело в том, что в России всегда эти два понятия считались словами-синонимами. Об это говорят все дореволюционные словари.
При этом во многих русских православных монастырях настаивают на том, что инок и монах — это разные степени монашества. Однако и инок и монах занимаются одним делом — ведут духовную брань ни на жизнь, а на смерть. Оружие же у них разное, в зависимости от принятых на себя обетов.
Содержание
- Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества
- В православии есть шесть степеней монашества
- Послушник и рясофор — это те степени монашества, которые предшествуют иночеству
- В наше время в России рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом
- Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
- Монахи, в отличие от иноков, принимают малую и великую схиму
- Инок не может принять великую схиму
- В наше время различия между иноком и монахом весьма значительны
Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества
Понять, кто такие иноки невозможно без изучения степеней православного монашества, так как иночество в наше время одна из них. Степени монашества — это те этапы, которые православные монахи или монахини проходят во время своего пребывания в монастыре.
Икона. На ней изображено облачение новообращенного монаха монашеские одежды. Раньше понятие «монах» и «инок» не различались
Монах в монастыре должен переменить мысли от страстных к добродетельным. Чтобы этого достичь, он принимает обеты. Обет — это обещание даваемое христианином.
В православной Церкви монашеские обеты пожизненно исполняются перед Богом. Именно поэтому их не дают легкомысленно, у обетов есть степени от простого к сложному. Традиционно в Русской Православной Церкви послушник проходит искус (испытание). Если прошел успешно, открываются три степени монашества.
Разница между степенями — в количестве принимаемых перед Богом обетов, аскетических правилах поведения, послушаниях, а также в монашеских одеждах.
Степени монашества и понятие его закреплены в специальном положении РПЦ.
Что же касается официального закрепления понятия «монашества» в РПЦ, то Русская Православная Церковь приняла для этого «Положение о монастырях и монашествующих».
В нём говориться:
«Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, «Положения о монастырях и монашествующих» и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем».
Именно поэтому в разных монастырях, при следовании общим правилам положение и статус инока или инокини могут различаться.
Принятие 30 ноября 2017 года членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Положения о монастырях и монашествующих. Положение устанавливает монашеские ступени в Русской Православной Церкви и регулирует монашескую жизнь.
Положение определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской и на его основе устанавливаются правила монашеского общежития в той или иной обители: распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п.
Необходимо отметить, что в Положении используется только та терминология, которая касается исключительно мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением строго оговоренных случаев все утверждения Положения относятся также к игумении, сестричеству, сестре, монахини, инокини, послушницы. Так образом, по своему положению инокиня практически ничем не отличается от инока.
В православии есть шесть степеней монашества
Практически все, поступившие в монастырь, кроме трудника (трудницы), послушника (послушницы) и рясофорного послушника (послушницы) принимают монашеский постриг. Под монашеским постригом понимается обет отречения от мира, так как монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Бог.
Кроме того, монах или монахиня также приносят следующие обеты ради любви ко Христу: послушания, девства, или целомудрия, и нестяжания. Во время обряда пострижения в монахи у человека символически постригаются волосы. Кроме того, ему также дается новое имя, избираемое в память того святого, который становиться покровителем постригаемого.
Постриг обет отречения от мира
В некоторых монастырях разработано шесть степеней подготовки к монашеству:
Необходимо отметить, что в любом случае монах обязан исполнять своё основное служение в Церкви — непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи благовествуют о Христе своим живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему.
Монашество основано на словах Господа Иисуса Христа:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Мф. 19, 21
Таким образом, это не продукт человеческой мысли, но Воли Божией.
Послушник и рясофор — это те степени монашества, которые предшествуют иночеству
Перед тем, как стать иноком, а затем монахом, лица, поступающие в монастырь обязаны пройти две ступени: послушник и рясофор. Послушник или же послушница — это лицо, готовящееся к тому, чтобы стать монахом.
Несмотря на то чтоб послушник и послушницы не дают монашеских обетов, они уже принадлежат к монашескому братству. При этом они не носят рясу — монашескую одежду, им разрешено носить только подрясник.
Послушник человек, который готовится стать монахом
Основная задача послушника или послушницы — готовиться к принятию монашества, а также исполнять различные послушания при монастыре. Живя в обители, они привыкают к распорядку дня и монастырским правилам, к монашеской жизни.
В Российской империи существовало правило, согласно которому послушник должен был жить не менее 6-ти лет в статусе послушника при монастыре, прежде чем он мог постричься в монахи и стать рясофором.
Под рясофором (рясофорной послушницей), понимают человека, которому дозволенно носить рясу. В Греции эта степень называется «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), при этом сами греки считают эту степень ступенью послушничества (подготовке к монашеству). Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку (скуфью) и чётки.
В наше время в России рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом
В наше время в мужских монастырях РПЦ монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. В результате исконно русское слово инок, обозначавшее ранее всех монахов, сейчас стало обозначать принадлежащих к первой степени монашества.
Ранее же понятие иночество применялось ко всем монашествующим. Эта традиция сохраняется до сих пор в старообрядческих монастырях.
Видеоролик: Иноческий постриг — начало пути монаха. На 40 минуте автор говорит, что иноческий постриг — это только начало на пути монашеского подвига.
Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя. Кроме того, иерей, пребывающий в рясофорном чине, называется иеромонах, при этом дозволенно использовать слово священноинок. Кроме того, в существующей церковной практике иеромонаха называют иереем, постриженным в монахи.
В РПЦ рукополагают во епископа безбрачных священников, принявших монашеский чин. Таким образом, в том случае, когда перед рукоположением во священники человек принял целибат, дал обет безбрачия, ему вполне достаточно принять только первую степень монашества — рясофор.
Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:
«Инок — то же, что монах, собственно «одинокий» (инокни), прямой перевод греческого monahos».
Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.
Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет
Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.
В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.
Монахи, в отличие от иноков, принимают малую и великую схиму
Если инок собирается дальше продвинуться на пути монашества, он становиться монахом, принимает вначале малую, а потом великую схиму.
При этом разделение на малую схиму и великую схиму признается далеко не во всех Православных церквях. Так, например, греческие православные церкви имеют только рясофорный постриг и сразу же обет великой схимы.
Одежда монаха, принявшего малую схиму. Мантийные монахи составляют среди монашествующих большинство
Второе название малой схимы — это мантийное монашество. Принимая постриг, и обеты малой схимы человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Он получает новое имя, как бы рождаясь заново, при этом даёт следующие обеты:
- Послушания, то есть отказа от своей личной воли и полного послушания своему духовнику;
- Безбрачия или же целомудрия;
- Нестяжания или же нищеты, то есть отказа от владения личной собственностью.
Всего же монахи обязаны соблюдать обеты, данные при крещении, аскетические обеты, а также ежедневно соблюдать положенные в монастыре и духовником молитвенное правило и нести монастырское послушание, то есть трудиться в монастыре.
Монашествующий избирает руководителя своей духовной жизни — старца и дает обет во всех своих делах следовать его совету и воле. Обычно пострижение в малую схиму происходит на литургии и после неё нового монаха торжественно обличают в хитон, параман, рясу, мантию (палий), клобук, сандалии, в руку дают чётки.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл — мантийный монах
Мантийных монахов среди монашествующих большинство. Именно поэтому обычно под ними понимают православных монахов вообще. Только мантийные монахи могут занимать высшие церковные посты, например, быть настоятелями и наместниками монастырей, правящими Архиереями, в том числе Святейшими Патриархами.
Инок не может принять великую схиму
Высшая степень монашества — это великая схима. Чем отличается малая и великая схима указана в Положении РПЦ о монастырях и монашествующих. Согласно ему под великой схимой понимается полнейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.
Иначе она называется великий ангельский образ. В просторечии схимонах называется схимником. Схимником инок не может стать, не приняв перед этим малую схиму.
Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества
Во время принятии великой схимы монашествующий принимает особые обеты и вновь меняет имя. Таким образом, у него появляется второй святой покровитель. В русских православных монастырях великосхимники обычно живут отдельно от других монахов и кроме непрестанной молитвы не занимаются никакими иными послушаниями. Все принявшие великую схиму стремятся жить в затворе, вне контакта с другими людьми.
Великий схимник облачается в особую одежду: подрясник, рясу, аналав (особый род парамана), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, сандалии, пояс и хитон, он также носит чётки.
В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжелобольных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
В наше время различия между иноком и монахом весьма значительны
Если ранее иноком или чернецом назывался любой монашествующий, то в наше время это понятие относиться исключительно к человеку, постриженному в рясофор. В чём разница между иноком и монахом прямо указанно в «Положении о монастырях и монашествующих». Согласно ему иночество — это первая ступень монашества, но постриженный в рясофор ещё не монах. В Положении об этом говориться так:
«Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
- Монашеский постриг
Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря…»
Инок. Константин Славитский. 1897 год. Инок и монах похожи в том, что они служат Богу и в том, что они идут по одному пути монашества, только стоят на разных ступенях
Инок не принимает монашеских обетов перед Богом и должен исполнять только те обеты, которые он дал при крещении. Кроме того, различается одежда инока и схизматика, то есть монаха, принявшего малую или великую схизму.
Монах принимает на себя монашеские обеты перед Богом. С этого момента он меняет имя, и уже не может просто так покинуть монастырь, не нарушив эти обеты, что признается страшным грехом. Если задача инока — готовиться стать монахом, исполняя послушания и выполняя умное делание, то схимник усердно выполняет на деле монашеские обеты и молиться Богу о своём спасении.
Историки рассказывают, как паломники изменили пещеры, а художники о монахах — прообразах святых.
В этом году исполняется 960 лет Киево-Печерской лавре. Мы бы хотели вспомнить о самых интересных легендах и чудесах этой православной святыни, а также рассказать о том, как выглядели пещеры в далеком ХІ веке, ведь за прошедшее время их не раз перестраивали. Начнем с предыстории.
В далеком 1051 году, в пещере на одном из поросших лесом киевских холмов поселился монах Антоний. Его благочестие стало привлекать верующих, у него появились ученики (сооснователем Лавры считают Феодосия Печерского). Число монахов стало расти, и вскоре они покинули подземелья, и сейчас пещеры лишь объект паломничества.
ОПОЛЗНИ И ПАЛОМНИКИ. «Традиция пещерных монастырей пришла к нам с Ближнего Востока. Там монахи вытесывали кельи и храмы в скалах, монастыри были похожи на те, что сохранились в Крыму, — терасса, и множество входов в неглубокие помещения. Поначалу по такому же принципу начали строительство и на склонах Днепра. Но вскоре конструкцию пришлось менять — у поверхности ходы разрушали оползни, галереи приходилось рыть все глубже и глубже. Оставался один укрепленный вход, у которого стояла печь. Она обогревла пещеры, в ней пекли хлеб, — рассказывает Владислав Дятлов завотделом «Киев подземный» Музея истории Киева. — Монахи не были затворниками. Они поднимались на поверхность, возделывали огород, ходили на рынок: продавали рукоделие и покупали зерно. Иноки могли уйти в город, чтобы проповедовать. Во многих подземных кельях были деревянные ложа, элементы мебели. Но были аскеты, которые фактически замуровывали себя, оставляя лишь окошко для воды и просфоры. По сей день многие с удивлением и с ужасом задают вопрос: как можно было жить в таких условиях? Во имя чего? Это не самобичевание. Для подвижника естественен путь от комфорта к простоте. Уют расслабляет. Должна господствовать душа над телом, а не наоборот. Тело может ослабеть, заболеть, но оно все равно умрет. Главное то, чем живет душа — такова логика подвижников».
ПЕРЕСТРОЙКА. «Под землей жили считанные единицы монахов. Многие, хотя и хотели учиться у затворников, но не готовы были понести все тяготы суровой аскезы, скажем, сырость и холод. Постепенно монастыри начали перебираться на поверхность, а пещеры стали использовать для захоронений, перестраивать под кладбища. Вырывали длинные ходы, вдоль которых создавались погребальные камеры. Следующим этапом перестройки стало время, когда под землю стали массово приходить паломники. Схему пещер упростили, ходы сделали еще длиннее,что бы люди не толпились. Галереи закольцевали, и потоки паломников не пересекались. Стены украсили, стилизовали под Римские катакомбы, — рассказывает Дятлов, — На то, каким был древний пещерный монастырь, можно было бы посмотреть на южной окраине Киева в урочище Церковщина. Там действительно уникальное место сохранившиеся с ХІ—ХІV века. Это целый комплекс подземных помещений: храмы, кельи, усыпальницы. зерновые ямы, переходы между тремя этажами. Но из-за аварийного состояния пещер на экскурсии наложен мораторий».
СИМВОЛИЗМ. В христианстве образ пещеры имеет большое символическое содержание. С ней связано рождение и воскресение Иисуса. Для монаха этот также символ того, что он умирает для прежней греховной человеческой жизни. И безусловно, в хорошо изолированном помещении легче сосредоточиться на молитве. «И в наши дни традиция не иссякла. И на Ближнем Востоке, и в Крыму есть пещеры, где обитают иноки, — рассказывает Владислав Дятлов.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
В 70-х годах ХI века был заложен Успенский собор. Согласно преданиям, по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошел огонь. Он сжег на одном из склонов все деревья и кусты — появилась ровная площадка для строительства. Архитекторами православной святыни стали 12 греческих мастеров. Принято считать, что сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма. Именно поэтому о Лавре говорят: «Небеси подобная», и считают ее земным уделом Богородицы (святая земля, которая находится под особым покровительством Богоматери).
ШАПОЧКА МАРКА ПЕЩЕРНИКА (ГРОБОКОПАТЕЛЯ)
Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Хранится этот металлический головной убор весом в четыре килограмма в Ближних пещерах. Прихожане могут надеть его по окончании молебна и верят, что он вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, наполняет чистой энергией. Интересно, что эту шапку несколько раз примеряла и Алла Пугачева. Якобы она даже исцелила российскую звезду от головной боли.
ЖЕНЩИНЫ
Несмотря на то что Лавра — монастырь мужской, в нем жила и женщина. Дочь российского купца Дарья сбежала из отеческого дома и, переодевшись парнем, стала вести монашеский образ жизни. Жила отшельницей в пещере Китаевой пустыни, питалась хлебом, водой, никогда не держала в пещерной келии огня. О том, что это девушка, никто не знал. Слава о монахе дошла до имератрицы Елизаветы, и она лично хлопотала о том, чтобы он стал монахом Киево-Печерской лавры. О том, что рясу носит дева, узнали только после ее смерти: родня девушки увидела портрет Досифея и узнала в нем пропавшую Дарью.
Есть еще в Лавре мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Отец ее был благотворителем, и потому тело княжны погребли в Великой Лаврской церкви. Спустя время гроб вскрыли и обнаружили, что тело девушки нетленно. Также в Дальних пещерах хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой — игуменьи Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке.
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ
Главной реликвией Лавры долгие века был вышеупомянутый нерукотворный образ «Успение Божией Матери». По одной из легенд, перед ним молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву. Увы, икона была утеряна, но копия этой святыни сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами и также является чудотворной.
Еще один удивительный образ Божией Матери называется «Печерская Похвала». Создали его в XVIII—XIX веках в самой Лавре, и свое название он получил из-за того, что в нем есть частицы мощей Киево-Печерских святых. Образ исцеляет от болезней, ограждает от невзгод.
МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ
Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. О чудесах мироточения было сказано еще в средневековье: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Во времена СССР главы были переданы в музей, где перестали мироточить. Но когда в 90-х монастырь был возрожден — они вновь начали источать миро. Добавим, что в конце XIX в. предположили, что одна из мироточивых глав принадлежит св. Клименту Римскому (современник апостолов, четвертый папа римский, был рукоположен святым Петром)
МОЩИ
Но, конечно, одно из самых удивительных чудес Лавры — святые. В пещерах и соборах покоятся мощи 123 Божьих угодников. Таких реликвий нет, пожалуй, ни в одном монастыре. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Ильи Муромца. К его мощам приходят молиться о даровании силы. Другого легендарного монаха Нестора Летописца (считается автором «Повести временных лет»), также покоящегося в Лавре, просят о помощи в науках. К прочим святым приходят с просьбами о здоровье, удаче в делах и т. д.
ПЕЩЕРЫ
Удивительно не только то, что они сохранились, несмотря на преклонный возраст. По преданиям, до монахов в них жили разбойники. Награбленное они прятали в глубине своих «нор», и по сей день ходят легенды о несметных сокровищах. Но намного больше историй связано с протяженностью пещер, дескать, они доходят до других пещерных монастырей в Чернигове, Пскове, Почаеве. Но согласно замерам геодезистов, протяженность пещер всего около 300 м. Находятся они на глубине 10—15 м.
СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
В нижней части Лавры стоят две часовни над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус, и, по легенде, отображает характер старцев — один был более мягок, второй более строг с братией. Еще один источник называется «Слезы Пресвятой Богородицы». Как гласит предание, его нашли во времена страшной эпидемии. Пастухам явилась Пресвятая Богородица, и на месте, где она стояла, бил родник. Выпив его воды пастухи тотчас исцелились. Также рассказывают, что он чудом уцелел в 70-х. Тогда источники заводили в бетонные дренажные системы. Но когда рабочие попили из святого источника, то решили его не трогать, так им понравилась вода.
ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ
Троицкая церковь — единственный из храмов Лавры, который ни разу не разрушался и сохранился в первозданном виде (построен в ХII веке). Под аркой этого храма расположен центральный вход в монастырь, и, по поверью, если пройти под Святыми Вратами дважды (достаточно зайти и выйти) — избавляешься от грехов.
КОЛОКОЛЬНЯ
Ее высота — 96,5 м, и долгое время она оставалась самым высоким строением Украины (сейчас рекорд у столичного небоскреба Парус — 130 м). Рассказывают, что в советские времена было решено «принизить» Лавру, и меч Родины-матери планировали делать выше креста на колокольне. Но когда началось строительство, под монументом начал проседать грунт. Стройку приостановили, а потом уменьшили высоту обелиска. Якобы это строителям посоветовали святые отцы, и после этого исчезли проблемы с проседанием.
УСПЕНСКИЙ СОБОР: «У СВЯТЫХ ЕСТЬ ЧЕРТЫ МОНАХОВ ЛАВРЫ»
Сейчас для паломников и туристов открыта лишь часть Успенского Собора. Уже несколько лет ведутся работы по восстановлению взорванного во время ВОВ храма, и еще несколько лет понадобится на их завершение. «Сегодня» побывала внутри святыни Киева и пообщалась с иконописцами. И первые наши вопросы были, конечно, о сверхъестественном. «Чудо это то, что нам удалось завершить работу, — признался столичный художник Андрей Дмитренко, — В 2007 году были выделены средства на роспись храма. Начались активные работы, но спустя несколько месяцев источник финансирования иссяк. Продолжали трудиться бесплатно — нельзя было останавливаться из-за технологии, после паузы все работы пришлось бы начинать заново». Но, по признанию художников, было еще одно чудо. «Стоило прерваться на несколько дней, как появилось невероятное желание писать вновь. Родилась некая связь между нами и храмом», — рассказывает Николай Дмитренко. В росписи храма принимал участие Андрей Гончар — сын певицы Нины Матвиенко. Рассказывают, что работал он допоздна, и порой его чуть ли не выгоняли из храма дежурные.
ОБРАЗЫ. По словам художников, основная сложность росписи заключалась в том, что приходилось восстанавливать сложные по композиции работы. Один сюжет мог объединять сразу несколько десятков персонажей. И все они связаны единым действом, и каждому надо было придать индивидуальные черты. Внутреннее убранство храма восстанавливали по акварелям, сделанным в конце ХVIII века. На рисунках отображалась цветовая гамма, композиция, но черты лица разглядеть было невозможно, их приходилось придумывать. «Бывало так, что прототипами служили современные монахи. С натуры мы не писали, но запоминали черты лица, а затем переносили их на стены собора», — рассказывает Андрей.
ГЛАС. Работали художники в тишине. «И вдруг однажды я слышу мужской голос: «Дай спички». Поворачиваюсь к другим художникам, спрашиваю: «А кто их просит?» В ответ — недоуменная тишина, — рассказывает Андрей. — После просьбы: «Посвети мобильным» — догадались, что голоса раздаются из вентиляционной шахты. Туристы отошли от маршрута и зашли в галереи, которые тянутся под Успенским собором».
ЗАПОВЕДНИК: ЗЕМЛЯ ЛАВРЫ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ С КАБМИНОМ И ПОДГОТОВКОЙ К ЕВРО-2012
Лавра — это не только храмы и святыни. На 24 гектарах святой земли расположен целый ряд музеев с уникальными экспонатами — чего только стоит Скифская Пектораль из Музея исторических сокровищ. Не так давно открылся Музей Истории Лавры. Там можно посмотреть на бюст Нестора Летописца — его воссоздали по черепу святого. А в это воскресенье открывается выставка, посвященная 100-летию смерти Петра Столыпина. Из России обещают привезти вещи, которые отражают ту эпоху: цветные фото тех лет, мундир, подобный тому, в котором ходил премьер, афиша оперы, на которой был убит премьер.
«Работа здесь не сравнится ни с какой иной. Такого не почувствуешь ни в одном кабинете или офисе. Даже когда ты загружен сверх меры — появляется минута для того, чтобы остановиться, постоять, почувствовать неспешное течение времени», — рассказывают сотрудники заповедника.
«Я неоднократно замечала, как помогает земля Лавры. Бывает, приезжаешь с совещания в Кабмине, где не удалось решить нужные вопросы, и ощущаешь, что они будут сняты, — признается гендиректор заповедника Марина Громова. — Мы очень переживали, что к Евро-2012 колокольня останется в лесах (она сейчас на реставрации. — Авт.). Слава Господу Богу, получили деньги на реставрационные работы. Я уверен, что к чемпионату наша «визитная карточка» будет блестеть на весь Киев».
Отвечает настоятель Храма Живоначальной Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский:
— Иеромонах — это священный сан, который получает монах. Проще говоря, это монах-священник, то есть монах, который имеет право совершать богослужения и все таинства, кроме разве что таинства рукоположения в сан. Для того чтобы монаху стать иеромонахом, необходимо пройти таинство священства. И именно из иеромонахов избирается высшее духовенство в православной церкви, вплоть до патриарха. Но, конечно, не все монахи становится иеромонахами. Монахов, носящих священный сан, стало много в последнее столетие, а в древности их было мало.
В остальном иеромонахи — это те же монахи. Они носят рясу и живут в монастыре, не выходят оттуда без специального благословения и соблюдают три обета: нестяжания (добровольное отречение от всех земных благ и привязанностей — прим. АиФ.ru), безбрачия и послушания. Они живут исключительно молитвами и трудом, поскольку обитатели монастыря, согласно правилам, обязаны обеспечивать себя всем необходимым сами.
Батюшка, кореянка и уличный музыкант. Что известно о финалистах шоу «Голос». Читайте в статье>>