Сколько же было сыновей божьих?
Христианская церковь учит, что бог-отец послал некогда на землю своего сына Иисуса, чтобы он спас людей. По учению церкви, Иисус был «единородным», т. е. единственным, сыном бога. Об этом написано и в евангелиях — книгах, по учению церкви, священных. Так, в евангелии Иоанна говорится: «Ибо так, возлюбил бог мир, что отдал сына своего единородного»… (глава 3, стих 16). В евангелии Иоанна четыре раза повторяется, что Христос был единородным, т. е. единственным, сыном бога-отца (глава 1, стихи 14 и 18, глава 3, стихи 16 и 18).
Каждый христианин почитает наряду с евангелиями так называемые книги «Ветхого завета» (иначе они называются «Пятикнижием Моисея»). Они тоже считаются «священными», продиктованными самим богом-отцом Моисею. Откроем первую из них — книгу «Бытие». В главе 4-й рассказывается, что, когда сказочная «праматерь» людей — Ева родила своего первого сына, Каина, она воскликнула: «Приобрела я человека от господа» (глава 4, стих 1).
Значит, если верить Библии (книге «Бытие»), Каин, этот первый убийца (каким его выставляет Библия), братоубийца, был рожден «от господа», т. е. был сыном божьим! Выходит, что евангельский Иисус был не единственным сыном бога-отца, а имел братом своим Каина!
В той же книге «Бытие» рассказывается, что, когда Ева родила другого сына, Сифа, она сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (глава 4, стих 25). Значит, был еще один сын божий! В шестой главе книги «Бытие» рассказывается о многих «сыновьях божьих», которые «увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» («Бытие», глава 6, стих 2). От браков сыновей божьих с дочерьми человеческими, рассказывается дальше в Библии, рождались исполины, «сильные, издревле славные люди» (глава 6, стих 4).
Выходит, что сыновей божьих было много. И действительно, в Библии неоднократно говорится о многих сыновьях бога («Вы сыны господа, бога вашего», — «Второзаконие», глава 14, стих 1). Если так, то чему же верить: тому ли, что написано в Библии (где говорится, что сыновей у бога было много), или тому, что написано в евангелиях (где утверждается, что Иисус был единственным сыном бога)?
Христианская религия — не самая древняя на земле. До нее существовало много других религий. Что же там говорится о божьих сыновьях? Оказывается, во многих других религиях тоже была вера в богов-отцов, богинь-матерей и божественных сыновей.
Известный историк древнего мира француз Масперо писал о древнем Египте: «Вообще египетские боги не любили одиночества: подобно простым смертным, они соединялись в семьи, каждый из них имел жену и сына, благодаря чему возникали тройственные божества». Египтяне верили не в одну, а во много троиц. Так, были троицы: бог Птах, его жена — богиня Сохмет, их сын — Нефертули; бог Озирис, его жена — богиня Изида, их сын — Гор; бог Амон, богиня Мут, их сын — Хонсу.
Древние вавилоняне также верили, что их боги имеют сыновей. Так, бог Эа имел сына Адапа. Древние греки верили, что их боги имеют жен, а от них — сыновей и дочерей. В греческих преданиях рассказывается, что бог Зевс (бог неба, грома и молний, главный бог) сам из своей головы («непорочно») родил богиню Афину, от богини Геры имел сына А рея, от богини Лето — сына Аполлона и дочь Артемиду, от Майи — Гермеса. Помимо них он имел много других детей не только от богинь, но и от смертных женщин. Подобные верования существовали и у римлян.
Древние люди верили не только в то, что боги имеют сыновей, они верили, что люди могут быть сыновьями богов. Когда сложились классовые общества с государственной властью, цари объявляли себя сыновьями божьими, чтобы внушить своим подданным страх и трепет, заставить их безропотно переносить гнет и насилия. В одном древнем египетском документе, написанном за 3 500 лет до нашего времени, приводится клятва фараона (царя). Она начинается словами: «Как истинно то, что живет мой отец Ра-Гор-Небосклонный, восходящий на небосклоне под именем Шу, который есть солнце…». Итак, египетские цари учили, что они прямые потомки бога Солнца — бога Ра.
Вавилонский царь Навохудоносор в молитве к богу Мардуку говорил: «Я государь… создание рук твоих, ты сотворил меня».
Древние китайские императоры учили, что и они сыновья богов. В одном документе, относящемся примерно за 4 тысячи лет до нас, говорится: «Император есть сын неба, его физическая личность — олицетворение неба». До нашего времени китайские императоры считали себя «сыновьями неба».
Японские императоры поныне называют себя прямыми потомками богини Аматерасу, и учение о божественном происхождении императора является одним из главных в распространенной в Японии религии шинто; оно воспринято и другой религией, распространенной в Японии, — буддизмом.
Мы могли бы число подобных примеров во много раз увеличить, чтобы показать, что у многих народов задолго до христианства существовала вера в сыновей божьих. Христианство ничего нового своим учением о Христе, как сыне божьем, не сказало. И в других религиях рассказывается, что сын божий чудесно, «непорочно» родился, чудесно спасался от опасностей и гонений, умирал и воскресал вновь, подобно Христу. Христианство, зародившееся позже всех этих религий среди народов, давно придерживавшихся таких учений, заимствовало у них учение о сыне божьем.
Образ евангельского Христа списан с образов умирающих и воскресающих богов древнего мира. Иисуса Христа в действительности не было, как не было и Каина, который, по учению Библии, приходится Христу братом.
Но хотя Христа и не было, сказка о нем вот уже две тысячи лет используется церковью и эксплоататорами для внушения трудящимся самых вредных идей — смирения, непротивления, рабской покорности эксплоататорам.
Худ. В. Перов. «Трапеза»
Следующая глава >>
Глава XXIX Как дьявол часто являлся брату Руффино в виде Распятия, говоря ему, что все хорошее, что тот сделал — бесплодно, что он не в числе избранников Божьих, как это было открыто Святому Франциску, и как он объяснил брату Руффино заблужение, в кое тот впал Брат Руффино,
Содержание
- Сколько было лошадей в огненной колеснице, забравшей на небо пророка Илию?
- Сколько было ближайших учеников Христа?
- Сколько было царей Иродов?
- Сколько было бесноватых?
- Сколько было у Соломона стойл для коней колесничных?
- Сколько верующих было среди советских военнопленных?
- Глава 10 СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АПОСТОЛАМ ХРИСТА?
- Сколько было великих олимпийских богов и кто входил в их число?
- Сколько было муз?
- Сколько лет было Аврааму и Сарре, когда у них родился Исаак?
- Сколько жен было у Иакова и как он их получил?
- О праве наследования в семьях, где не было сыновей (27:1-11)
- Сколько было Евангелий?
- Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил.
- 1-е Тимофею 3:16
Сколько было лошадей в огненной колеснице, забравшей на небо пророка Илию?
Сколько было лошадей в огненной колеснице, забравшей на небо пророка Илию? иеромонах Иов (Гумеров)В Священном Писании количество коней не указано: Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия
Сколько было ближайших учеников Христа?
Сколько было ближайших учеников Христа? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВместо отпавшего Иуды по жребию был избран в число двенадцать апостолов ученик Христов Матфий (Деян.1:15–26). Это произошло между Вознесением Господа и праздником
Сколько было царей Иродов?
Сколько было царей Иродов? Иеромонах Иов (Гумеров)Священное Писание Нового Завета упоминает семь Иродов: отца, четырех детей, внука и правнука. Все они были представителями династии, основанной Иродом I (ок. 73 — 4 до Р.Х.). Он был сыном богатого идумеянина Антипатра, который
Сколько было бесноватых?
33. Сколько было бесноватых? Мат. 8,28: «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов (из пещер, где погребали), весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем».Мар. 5,2: «И когда вышел Он из лодки, тотчас
Сколько было у Соломона стойл для коней колесничных?
42. Сколько было у Соломона стойл для коней колесничных? 3Цар. 4,26: «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы».2Пар. 9,25: «И было у Соломона четыре тысячи стойл для коней и колесниц и двенадцать тысяч всадников».Замечаем здесь два
Сколько верующих было среди советских военнопленных?
Сколько верующих было среди советских военнопленных? Судьба советских военнопленных в годы Второй мировой войны составляет одну из самых трагичных, не имеющих аналогов в мировой военной истории страниц нашего недавнего прошлого Тема участия в судьбе военнопленных
Глава 10 СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АПОСТОЛАМ ХРИСТА?
Глава 10 СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО АПОСТОЛАМ ХРИСТА? «Счастье в усилии», говорит молодость. «Счастье в покое», говорит смерть. «Всё преодолею», говорит молодость. «Да, но всё кончится», говорит смерть. Виктор Розанов, «Уединённое», 1912 г. {70}. В мире всегда будут приключения для
Сколько было великих олимпийских богов и кто входил в их число?
Сколько было великих олимпийских богов и кто входил в их число? Великих олимпийских богов было двенадцать: Аид, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гермес, Гефест, Деметра, Зевс,
Сколько было муз?
Сколько было муз? Однажды Зевс провел девять ночей на ложе Мнемосины, богини памяти, после чего на свет появились девять муз – богинь поэзии, наук и искусств. Первыми культ муз ввели великаны Алоады – От и Эфиальт. Считая, что муз три, они дали им имена: Мелета («опытность»),
Сколько лет было Аврааму и Сарре, когда у них родился Исаак?
Сколько лет было Аврааму и Сарре, когда у них родился Исаак? Рождение Исаака можно считать чудесным, ибо к тому времени Аврааму было уже 100 лет, а Сарре 90 лет. Свое имя, по-еврейски означающее «смеющийся», Исаак получил по Божьему повелению, которое было вызвано, вероятно,
Сколько жен было у Иакова и как он их получил?
Сколько жен было у Иакова и как он их получил? Спасаясь от гнева обманутого брата, Иаков по совету матери отправился к ее брату Лавану Арамеянину в Харран. Через месяц Лаван поинтересовался: «Неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что
О праве наследования в семьях, где не было сыновей (27:1-11)
О праве наследования в семьях, где не было сыновей (27:1-11) Когда пришло время определить наделы для племен, кланов и семей, возникла проблема с семьей Салпаада из поколения Манассии. Сал-паад умер, но не вместе с Кореем, а за свой грех, не оставив по себе сыновей. Но у него было
Сколько было Евангелий?
83. Сколько было Евангелий? Наличие нескольких письменных версий Евангелия уже в самые древние, хотя и послеапостольские десятилетия вдохновляло относиться к понятию Евангелия как к некоему жанру, форме, в которой можно излагать те или иные интерпретации христианского
Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил.
18. Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил. Ты… выпил чашу ярости Его… некому было вести его… из всех сыновей, которых он возрастил. Под чашей гнева Божия, которую до конца испил
15. Сколько было ближайших учеников Христа? Вопрос:Сколько было ближайших учеников Христа?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Как следует из Святого Писания, для восполнения полноты ближайших Апостолов Господних после отпадения Иуды
1-е Тимофею 3:16
Быт.3:15 «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»
Матф.22:42-46 «42Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его»
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
1Кор.15:51 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся»
Еф.1:9 «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем»
I. Характер тайны
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
А. Неоспоримая тайна
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
B. Великая тайна
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
C. Действующая тайна
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
1Тим.3:9 «хранящие таинство веры в чистой совести»
II. Значение тайны
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Кол.1:26-28 «26тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе»
III. Сущность тайны
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
А. Тайна Боговоплощения
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Иоан.8:56-59 «56Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. 57На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? 58Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. 59Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее»
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Фил.2:6,7 «6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек»
Иоан.1:18 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»
B. Тайна оправдания
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Лук.4:18,19 «18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедывать лето Господне благоприятное»
Матф.12:28 «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие»
Рим.1:4 «и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем»
Рим.8:11 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»
C. Тайна свидетельства
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Лук.9:51,52 «51Когда же приближались дни взятия Его , Он восхотел идти в Иерусалим; 52и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него»
Иак.2:25 «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»
1Кор.15:5-7 «5и что явился Кифе, потом двенадцати; 6потом явился более нежели пятистам братьям в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7потом явился Иакову, также всем Апостолам»
Деян.13:31 «Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом»
Иоан.20:26-28 «26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»
D. Тайна провозглашения
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Рим.10:13-15 «13Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 14Но как призывать , в Кого не уверовали? как веровать , о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»
Деян.1:8 «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»
E. Тайна принятия
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Матф.28:16,17 «16Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились»
Иоан.1:12,13 «12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились»
2Кор.4:3-6 «3Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. 5Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, 6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить познанием славы Божией в лице Иисуса Христа»
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
F. Тайна вознесения
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
Деян.1:9 «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»
Фил.2:9-11 «9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»
1Тим.3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:1-4).
Кто такие – «сыны Божии» в этом отрывке?
При исследовании Библии важно учитывать, что оригинальным языком ее написания был древнееврейский. Арамейский, которым написано несколько глав в книге Ездры и Даниила, это тоже «язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков. В целом арамейский язык близок к ивриту… Почти на всех своих этапах арамейский язык тесно связан с историей еврейского народа и еврейской культуры» (Электронная еврейская энциклопедия). Хотя Апостольские Писания и используют древнегреческий, они, за исключением книг евангелиста Луки, тоже были написаны иудеями, носителями семитского менталитета. Однако и сам Лука унаследовал библейский образ мышления в силу своей связи с народом Священного Писания.
Для большего разумения фразы «сыны Божии» нам следует познакомиться с лингвистическим термином, который отражает особенности библейского языка в силу историко-культурной среды, в которой было дано Священное Писание. Одной из таких особенностей являются гебраизмы. «Гебраизм – слово или выражение, заимствованное из древнееврейского языка» (Новый словарь русского языка). Дословный перевод гебраизмов на русский язык, как и любых идиоматических выражений с одного языка на другой, далеко не всегда корректно передает оригинальный смысл.
В качестве иллюстрации, попытайтесь перевести с русского на другой неродственный язык фразу «посадить в калошу», или «показать кузькину мать». Даже если Вы перевели все слова правильно, изначальный смысл русской фразы будет потерян, если не сопроводить этот перевод необходимыми комментариями, либо нужно, не переводя буквально, подыскать динамический эквивалент.
В исследовании темы «сынов Божиих» мы как раз и имеем дело с гебраизмом. В древнееврейском языке есть устойчивая конструкция с использованием слова «сын» и существительного в родительном падеже. Поскольку в оригинале Библии сравнительно немного прилагательных, причастий, и иных описательных способов, эта конструкция заменяет их собою, указывая характеристики и качества описываемого явления.
Приведем две иллюстрации: «…и заколет тельца пред Господом…» (Левит 1:5). Этот стих, благодаря стараниям преподавателя древнееврейского языка в духовной семинарии, мне накрепко запомнился. Можете ли Вы распознать здесь гебраизм? В качестве подсказки скажем, что переводчики Синодальной Библии в данном случае вместо дословного перевода передали смысл. В оригинале этого стиха мы находим фразу, которая выглядит так: בֶּן הַבָּקָר (бэн ха-бакар). Дословный перевод – «сын коровы». Таким образом, вся фраза в буквальном переводе читается следующим образом: «…и заколет сына коровы пред Господом…». «Сын коровы» – это телец, они – единой природы.
«И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иезекииль 33:7). В этом стихе также используется гебраизм – בֶן-אָדָם (бэн адам) – «сын человеческий», что означает человеческую природу.
Рассматриваемую особенность библейского языка очень хорошо выразил Александр Мень: «В Библии (как и вообще в восточных языках) слово сын означает «причастный», непосредственно причастный. Человек, который внушал надежды, назывался сыном надежды. Человек, исполненный греха и зла, назывался сыном погибели. Гости на брачном пиру назывались сынами брачного чертога. Ученик пророка (и сам пророк) назывался сыном пророческим. То есть понятие сын обозначало не просто рождение по плоти, а духовную внутреннюю причастность» («Верую. Беседы о символе веры». Беседа 4).
Термин «сыны Божии», соответственно, означает «причастные Богу», «богоподобные», «отражающие образ Божий». При исследовании оказывается, что термин «сыны Божии» в общебиблейском контексте – это Иисус Христос, потомки Адама на Земле, и непавшие разумные существа во Вселенной, созданные, как и люди, по образу Божию (эта третья категория существ в данной статье не рассматривается). Конечно, между этими видами личностей существует разница в степени богоподобия, внутренней причастности Богу, выражения образа Божия.
Иисус Христос «есть образ Бога невидимого» (2 Послание к Коринфянам 4:4), «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Послание Колоссянам 2:9). Он – Сын Божий в уникальном смысле, в силу полной тождественности Его природы природе Бога Отца.
Степень причастности и подобия Богу землян несравненно ниже. Падшие в грех потомки Адама и Евы, хотя и называются в Библии тем же термином, во многом утратили богоподобие, и пред нами стоит цель восстановления образа Божия:
«…отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Послание к Ефесянам 4:22-24), «…совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Послание к Колоссянам 3:9,10).
Адам и Ева были изначально сотворены по образу Божию (Бытие 1:27) и по подобию Божию (Бытие 5:1). Это включало в себя не только схожесть с Богом в смысле способностей, но и нравственное подобие. К сожалению, в результате грехопадения образ Божий был поражен. Вот как эта реальность отражена в книге Бытие:
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его… Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (5:1,3).
Обратили ли Вы внимание на изменение подобия? Адам был сотворен «по подобию Божию», но «родил сына по подобию своему, образу своему». Между этими двумя событиями произошло отступление от Бога и грехопадение. Все потомки Адама и Евы унаследовали его образ и подобие. Их грех вошел во всех нас:
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Послание к Римлянам 5:12).
С тех самых пор понятие «сыны Божии» применительно к человеку оказалось раздробленным. До грехопадения оно вмещало в себя подобие Богу как в смысле способностей, так и нравственности. Однако после грехопадения на земле появились люди, которые являются сынами Божиими по своему статусу, в силу происхождения от Адама и Евы, созданных по образу Божию, но не разделяют образ Божий в смысле духовно-нравственного подобия. С тех пор быть сыном Божиим стало не только вопросом происхождения, но и делом выбора. Вот несколько отрывков, использующих термин «сыны Божии» именно в этом смысле:
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Послание к Римлянам 8:14-16). «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Послание к Галатам 3:26). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Послание Петра 1:3,4).
Сынами Божиими в указанных стихах названы те люди, которые сделали выбор в пользу Бога и Его воли. Они осуществляют процесс обожения, уподобления Богу. В результате они вновь «соделались причастниками Божеского естества».
Со времени грехопадения на земле появились также и дети диавола. Это понятие Библия использует в смысле выбора человека в сфере нравственности. С точки зрения лингвистики это тоже гебраизм. Понятие «дети» описывает именно схожесть нравственных устремлений:
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44).
Первым сыном диавола на земле стал первенец Адама и Евы Каин. В рассказе о нем демонстрируется различие между детьми Божиими и детьми диавола:
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Послание Иоанна 3:10-12).
Итак, один и тот же вид существ на Земле, сыны Божии, – люди, изначально сотворенные по образу Божию, – после грехопадения разделились на две нравственные категории: сыны Божии и сыны диавола. Первые стремятся к восстановлению образа Божия, вторые уподобляются диаволу, нарушая волю Божию. Терминологический парадокс заключается в том, что стало возможным быть сыном Божиим в смысле способностей и природы, но сыном диавола в смысле нравственного выбора.
Зная это, мы теперь можем вернуться к 6 главе книги Бытие, где рассказывается о семейных союзах между сынами Божиими и дочерьми человеческими. В каком смысле термин «сыны Божии» используется здесь?
Что сынами Божиими в этом отрывке не могут быть ангелы, должно быть достаточно ясно во свете заявления Библии о том, что Бог никому и никогда из ангелов не говорил «ты сын мой» (Послание к Евреям 1:5). Более того, согласно словам Иисуса Христа, ангелы не в состоянии создавать семьи, не обладают способностью размножаться:
«…ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Евангелие от Матфея 22:30).
Теперь проясним некоторые факты, упомянутые в начале 6 главы книги Бытие. Многим кажется, что в результате браков между сынами Божиими и дочерьми человеческими на земле появился принципиально новый вид существ – «исполины» (4 ст.). Это как раз-таки и наталкивает некоторых на мысль о том, что сыны Божии – это неземные существа. Однако такой взгляд свидетельствует о простой невнимательности при чтении текста. Приводим стих целиком еще раз:
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:4).
На самом деле этот стих утверждает, что на земле исполины были и до браков сынов Божиих с дочерьми человеческими – «в то время были на земле исполины». Единственное новое явление, имевшее место в результате этих союзов, это то, что исполинов стало больше – «особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим». Упомянутые браки не привели к появлению новой человеческой расы. Они привели лишь к умножению одной из категорий людей на Земле.
Кто же такие «исполины»? В оригинале Торы используется слово נְּפִלִים (нефилим). Это – отглагольное существительное, образованное от слова נָפַל (нафаль), «падать». «Нефилим», соответственно, означает «падшие, павшие». Вот ряд стихов из Библии, где используется слово «нефилим» в той же самой грамматической форме, что и в 4 стихе 6 главы Бытие:
«Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч» (Иисус Навин 8:25).
«Всех же сынов Вениаминовых, павших в тот день, было двадцать пять тысяч человек, обнажавших меч, и все они были мужи сильные» (Судей 20:46).
«Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иеремия 6:15; 8:12).
Итак, «нефилим» описывает павших. В 6 главе книги Бытие это падение не может означать смерть, так как описываются живые люди, более того, люди «сильные, издревле славные». Падение, о котором идет речь, – это падение нравственное, отпадение от Бога, богоотступничество. Слово «нефилим», таким образом, описывает тех потомков Адама и Евы, которые пошли за диаволом.
Помимо этого, термин «нефилим» переводится в Синодальной Библии еще словами «переметчики, перебежчики»:
«И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей» (4Царств 25:11).
«А остаток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон» (Иеремия 39:9).
«Бедных из народа и прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и вообще остаток простого народа Навузардан, начальник телохранителей, выселил» (Иеремия 52:15).
Перевод «переметчики, перебежчики» представляется особо интересным. Эти слова ярко дополняют картину. «Нефилим» – это те, кто не сохранил верности, перешел на сторону врага. В 6 главе книги Бытие это нравственно падшие люди, оставившие Бога и последовавшие за диаволом.
Теперь, устранив некоторые ложные предпосылки, мы готовы вернуться к исследованию главного вопроса этого раздела экскурса – о значении слов «сыны Божии». Коль скоро термин в Библии многозначен, обратимся к непосредственному и общему контексту 6 главы книги Бытие, чтобы найти указания на его смысл именно в этом отрывке.
4 глава Бытие повествует о появлении на земле двух генеалогических ветвей человечества, которые в богословской литературе обозначаются как «каиниты» и «сифиты», по имени двух сыновей Адама и Евы. Каиниты берут свое начало от Каина, первого братоубийцы, человека, вследствие своего упорства во грехе и усыновления диаволу унаследовавшего дополнительное проклятие (Бытие 4:1-15). Среди потомков Каина, ушедшего из отчего дома и основавшего обособленную цивилизацию, описываются хвастовство убийствами и многоженство (Бытие 4:16-24).
Сифиты, с другой стороны, происходят от Сифа, еще одного сына Адама и Евы. О его рождении написано так:
«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4:25).
Очень важно обратить внимание на то, что Сиф назван Божиим семенем – «Бог положил мне другое семя», вместо праведного Авеля, убитого Каином. Потомки Сифа восстановили прерванную было вследствие гибели Авеля генеалогическую линию сынов Божиих:
«У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Бытие 4:26).
Далее, в 5 главе книги Бытие, преставлена генеалогия потомков Сифа – тех, кто «призывал имя Господа», даны имена допотопных патриархов. Эти люди были духовными вождями тех, кто не стал «нефилим», – падшими, переметчиками, – кто сохранил верность Богу и Его воле. Исходя из непосредственного контекста, сыны Божии начала 6 главы, – это сифиты, те же самые люди, которые описаны в 5 главе.
Однако, к сожалению, эти две генеалогические линии постепенно начали смешиваться. Здесь будет интересно привести объяснение из классического иудейского комментария «Сончино» на исследуемый отрывок, которым мы и завершим этот раздел экскурса:
«Идея брака ангелов с женщинами совершенно чужда Торе. …бней Элоhим (сыны Божии)– «сыновья тех, кто искренне служил Всевышнему и повиновался Ему». …это выражение является характеристикой потомков Шета (Сифа), которые воспитывались в духе любви к Всевышнему. Тора противопоставляет им потомков Каина и говорит о женщинах из рода Каина как о «дочерях человеческих». В данном случае человеком называется тот, у кого отсутствует аспект духовности.
Стихи 1-4 подчеркивают последствия слияния двух цивилизаций. Потомки Каина, несмотря на развитие искусств и технический прогресс, заходят в тупик из-за отсутствия моральной основы. Потомки Шета, беря в жены дочерей из рода Каина, так или иначе оказываются под влиянием идеологии и образа жизни той цивилизации, которая основывается только на физических возможностях и умственных способностях человека. Все человечество начинает забывать о Всевышнем и культивировать то дурное, что таит в себе природа человека. Этот рассказ является первым предупреждением о том, к какой трагедии приводит брак с идолопоклонниками».