Мне не раз приходилось слышать признание отчаявшихся христиан:»Я понимаю, что если я свое время и силы посвящу на укрепление моей связи со Христом, то Он позаботится о моих грехах. Я знаю, что от меня не требуется разрешать самому мои личные проблемы, т. е. бороться со своими трудностями, и что, ТЕОРЕТИЧЕСКИ, если я отдался Христу, я перестану грешить. Но на практике получается по-иному; я нахожу, Что грешу даже после того, как утром я провел определенное время в общении с Ним. Неужели мне ожидать до 90 лет, прежде чем я смогу получить победу в моей жизни? Что я должен делать теперь»?
Это практические вопросы. И если некоторые думают, что вопрос освящения тревожит лишь подростков — юношей и девушек,- то я встречал многих хороших седых бабушек и дедушек и людей в возрасте, которые жаловались, что эта проблема тревожит также и их. Если бы мы научились противостоять искушениям в соответствии с Божьими указаниями, и если бы мы смогли всесторонне объяснить этот вопрос так, чтобы его поняли все, мы были бы в состоянии отвечать на самые жгучие вопросы, тревожащие умы людей. Наше недопонимание этого вопроса было раскрыто случайно, и, к сожалению, лишь немногие могут поделиться с другими опытом достижения успеха.
Какова наша роль в попытках победить грехи, трудности, искушения, с которыми мы ежедневно сталкиваемся? Каковых усилий требует Бог с нашей стороны для победы над искушениями?
Я бы хотел напомнить вам, прежде всего, что, если мы одни, без Бога, пытаемся победить наши грехи и искушения, мы не будем иметь успеха. Пытающийся преодолеть грех и искушения своими собственными средствами, методами и хитроумными уловками обязательно проиграет сражение. Беру на себя смелость также предложить, что метод борьбы каждого человека с искушениями до того, как он поймет нашу истинную роль в достижении благочестивой жизни, вероятно, зависит от силы воли, которой он обладает (или которой ему недостает). Вопрос о том, как противостоять искушению, включает в себя все аспекты вопроса о праведности, достигаемой только через веру во Христа. Таково личное применение теории в случае кризисного состояния.
Раз уж мы затронули такую тему, я хотел бы подчеркнуть тот факт, что понятие греха не ограничивается сферой поведения: грешить — это не просто совершать ошибки. Согласно Писания (Римл. 14:23): «Все, что не по вере — грех». Следовательно, единственным величайшим грехом (влекущим за собой все остальные грехи) и исходным моментом в искушении есть все, совершаемое нами,- справедливое или не справедливое,- когда во взаимоотношениях со Христом мы не имеем ВЕРЫ. Когда мы живем без Него, не зависим от Него, тогда грехи — неправильные поступки — органически вытекают из этого как логическое следствие. Если мне кажется, что моя главная проблема состоит в том, что я грешу, то я должен понять, что действительная проблема заключается в вопросе моей зависимости от Бога, т. е. живу ли я жизнью веры или же полагаюсь на свою собственную силу.
Вот почему сатана изо всех сил старается разбить нашу связь со Христом. Он знает, что эта связь есть главный залог святости, наши трудности и прошлые падения, и как только ему удается отвлечь наше внимание от Христа, он тотчас прикончит нас, поражая одним из своих больших орудий.
Библия вдохновляет нас на подлинную победу, заверяя нас в том, что Иисус знает все наши трудности и сражения:
«Итак, имея Первосвященника Великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божьего, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:14-16).
Этот текст говорит нам о том, что мы имеем на небе великого Первосвященника; Он находится на небе как настоящая живая Личность в человеческом облике. Что Он делает там? Он помнит, что значит жить в нашем греховном мире; Он также умеет «сострадать нам в немощах наших». Живя на нашей земле, Он был искушаем, подобно нам сегодня.
Хорошо, но ведь Он не сталкивался с искушением съесть тройную порцию мороженого в кафе «Баскин-Роббинс» пять раз в неделю. У Него не было соблазна смотреть приключенческие, полные кошмаров и убийств детективы или полуночные телепередачи. Библейское выражение «искушен во всем» не означает, что тогда были в точности такие же искушения, с которыми мы встречаемся сегодня. Разнообразные машины нашего времени имеют своих прототипов в колесницах Его времени. Чтение комических басней, популярное в мое время, соответствует современному увлечению марихуаной. На протяжении веков в понятиях греха, искушений и соблазнов произошла эволюция, но главный принцип, лежащий в основе всех грехов и искушений, остается прежним. Человек, пытающийся представить себя, как Иисус мог искушаться всеми теми мелочами, которые соблазняют нас сегодня, заходит слишком далеко… Но Иисус был искушаем в такой же степени, как и мы, и даже больше, чем мы когда-либо будем искушаемы; и все же Он не грешил.
Поскольку Иисус является нашим великим Примером того, как нужно жить, следует обратить внимание на то, как Он побеждал искушения. Что может посоветовать нам по этому вопросу? Он находился в Гефсиманском саду как раз перед Своим арестом и судом. Его ученики должны были поддерживать Его, но они задремали; им было трудно бодрствовать. Иисус же сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение… Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук. 22:40,46). Вы заметили, в какой последовательности даны советы? Молитесь ТЕПЕРЬ — ДО ТОГО, как придет искушение.
В Ев. От Матфея описано это же событие, но несколько иными словами: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: Дух бодр, плоть же немощна» (Матф. 26:41). В таком случае некоторые могут сказать: «Так вот в чем секрет! Я должен быть начеку, чтобы при первом же признаке появления искушения начать молиться и таким образом одержать победу».
Нет, не думаю, чтобы Иисус учил именно такому образу действий. Вся суть в том, чтобы молиться ДО ТОГО, как наступит искушение. Разве не об этом говорил Иисус? «Бодрствуйте и молитесь — ТЕПЕРЬ, чтобы не впасть в искушение» ПОТОМ, «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати» — ТЕПЕРЬ, «чтобы получить помощь во время благопотребное» — ПОТОМ. Вы улавливаете в этом смысл?
Я уверен, что наши попытки вести христианский образ жизни были обречены на поражение, потому что во время кризиса мы пытались использовать резервную силу, которой у нас не было. Мы забываем, что мы не можем выписать чек, если на нашем счету в банке нет денег, могущих обеспечить покрытие чека. И если мы все же выпишем чек, не имея резерва денег в банке, чек будет возвращен (ремитенту) в виду своей недействительности.
Смею сказать вам, что подлинная победа над искушением ВСЕГДА достигается задолго до ТОГО, как искушения постигают нас. Если вы положитесь единственно на то, что вы сделаете в момент, когда постигнут искушения, вы понесете поражение. Ап. Петр подчеркивал необходимость иметь силу ДО ТОГО, как постигнет искушение: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения» (2Петр. 2:9). Заметьте, чтобы быть избавленными, необходимо быть в числе благочестивых, и запомните, что быть благочестивым — значит быть чем-то больше, чем просто членом церкви.
Нам это должно быть хорошо известно! Иуда тоже был членом церкви; он даже выполнял функции кассира церкви. Анания и Сапфира также были ее членами. Под благочестием подразумевается нечто большее, чем показная нравственность, поддерживаемая на виду у других. Быть благочестивым — значит нечто большее, чем просто платить десятину, быть инициаторами санитарной реформы или отдать свое имущество в распоряжение церкви. Ведь именно лучшие представители иудейского народа — церковные лидеры (по понятиям внешнего благочестия) — предали Иисуса крестной смерти.
Наше благочестие невозможно рассматривать в отрыве от личного знакомства с Богом, а также без соучастия в Его благочестии.
Верно ли суждение о том, что Бог не может избавить неблагочестивых от искушения? Отчего же не может? Говоря о том, что Богу все возможно, люди забывают, что Он представил нам свободу выбора. Бог не может изменить мою жизнь, если я
не попрошу Его об этом. Из-за великой борьбы, происходящей во вселенной между добром и злом, Бог добровольно ограничил Свои права в вопросе относительно перемены в моей жизни. Принцип, лежащий в основе Его царства, не есть сила, Он никогда не оказывал на нас давления. Мы должны РЕШИТЬСЯ придти под контроль Его любви. Но если мы не изберем руководства Божьего, Он не сможет помочь нам противостоять искушениям. И лишь после того, как мы позволим Ему помочь нам стать по-настоящему духовными, а не просто набожными людьми, Он сможет избавить нас от искушений. Иными словами, великий Бог, Который создал и теперь управляет солнцем, луной, звездами и всеми планетами вселенной, удерживая их от столкновения друг с другом; Бог, Который поддерживает жизнь во всей вселенной; Бог, Который утвердил земной шар весом… тонн ни на чем,- Этот Самый Бог не может сделать ничего, чтобы изменить мой образ жизни, если я не позволю Ему этого. Мы часто перечитываем Библию, выискивая в ней обетования даровать нам помощь в трудное время, упуская из виду упомянутые тут же условия, при которых эти обетования исполнятся. Один из таких текстов находим в 1Кор. 10:13:
«Вас постигло искушение, не иное, как человеческое; и верен Бог Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Относится ли этот текст ко всем, желающим его исполнения? Разве Павел не имел в виду только благочестивых людей? Возможно, Павел не имел в виду только благочестивых людей? Возможно, Павел был слишком снисходителен по отношению к христианам коринфской церкви, но он считал, что читатели его послания знают, что значит быть духовными, благочестивыми и иметь связь с Богом посредством веры. И я считаю, что это обетование не относится к человеку, не имеющему такой связи с Богом.
Итак, все мы немало слышали о различных средствах, рекомендуемых нам для победы над искушениями. Вам приходилось когда-нибудь применять какое-либо из них? Я испробовал все средства, но ни одно из них не помогло. Я не верю, что молитва, с которой я обращаюсь к Богу, когда приходит искушение, обеспечит мне победу. Я убедился в этом на собственном опыте. Я также не верю в то, что ссылки на тексты Св. Писания, когда нас окружили искушения, обеспечат нам победу. Я испытал это и убедился в неэффективности такого метода. Я также не верю в эффективность пения гимнов потому, что я пропел все 16 куплетов, и не помогло. И когда люди прибегают к этим средствам, они вскоре расстраиваются и впадают в уныние, так как поражение следует за поражением. Беда заключается в том, что они ведут битву там, где нет необходимости в битве. Не поняв, что наша победа может быть обеспечена лишь через связь со Христом, мы изобрели множество искусственных средств-заменителей. Припоминаю, как один человек рассуждал о действительных фактах, которые «доказывают», что единственным выходом из искушения является молитва во время искушения. Он рассказывал о человеке, разгневавшемся на своего ближнего; тот был готов ударить своего соперника по лицу. Его глаза налились кровью, шея покраснела, вены напряглись до предела. Но как раз перед тем, как он должен был ударить беднягу по лицу, ему вдруг пришла мысль о том, что он искушается. И он вспомнил совет о том, что, достигнув такой степени сознания, нужно молиться. Действительно ли это так? Он должен был молиться задолго до того, как он дошел до упомянутой степени!
Предположим, я стою в очереди (вот уже пятый раз на этой неделе) в кафе «Баскин-Роббинс», готовый заказать тройную порцию мороженого (таков, знаете ли, вегетарианский способ «напиваться»!)… Так вот, я стою. Продавец уже взвешивает мою порцию, вафельный стаканчик уже у меня в руках, и я готов вкусить соблазнительную приманку. Вдруг я сознаю, что передо мной — искушение. Странно, что я не распознал искушения раньше! Если это так, то сила воли на этой стадии поможет мне преодолеть желание совершать поступок, но она не обеспечит мне подлинной победы, так как НАСТОЯЩЕЕ ПОСЛУШАНИЕ исходит от сердца.
Постарайтесь запомнить два факта, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу:
1. Настоящая причина нашей подверженности греху и искушению заключается в нашей надежде на самих себя;
2. Если я полагаюсь на самого себя, мне обычно приходится применять определенные приемы и манеры, чтобы выбраться из постигшего меня кризиса.
Даже если мне удастся преодолеть прогрессирующее искушение, «победа» все же будет лишь поверхностной. Божий план относительно нас состоит в том, чтобы мы противостояли греху и искушению в их начальной стадии, выиграв битву веры, что возможно лишь в том случае, если мы всецело полагаемся на Бога. А при наличии такой связи с Богом посредством веры, в банке на моем счету имеются деньги. И когда приходит искушение, Бог дает их мне.
Но беда заключается в том, что некоторые упрямые люди (те, которые в состоянии противостоять искушениям, обходясь без ярко выраженной зависимости от какой-либо высшей силы), обманывают себя, думая, что они противостоят искушениям надлежащим образом. Но запомните, грех и искушение сильнее, чем сила воли самого сильного человека, и если я считаю, что имею силу воли, достаточную, чтобы самостоятельно победить жало искушения, то я жестоко обманываюсь. Единственно, чего я могу достичь своей СИЛОЙ ВОЛИ в борьбе с искушением,- это ПОКАЗАТЬСЯ победоносным СНАРУЖИ. А внутри я уже проиграл битву.
В действительности, полная победа всегда исходит изнутри, ДО ТОГО, как меня постигнет кризис.
«Хорошо,- возразит кто-либо,- Иисус цитировал Писания, когда Его постигало искушение, и таким образом Он победил диавола».
Иисус действительно ссылался на Св. Писание, но не благодаря этому Он одержал победу. Интересно читать описание Его искушений в пустыне: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола» (Матф. 4:1). Иисус был Водим Духом. Он охотно доверял Свою жизнь и поступки руководству Божьему.
Некоторые утверждают, что камнем преткновения в искушении является аппетит, и что Иисус победил аппетит, приводя места Св. Писания. Но разве грех быть голодным после того, как ты воздерживался от пищи в течение шести недель? Нет.
И искушение диавола заключается НЕ В ТОМ, чтобы соблазнить Иисуса поесть. Его суть заключалась в совершенно другом. Суть состояла в том, чтобы искусить Иисуса сделать что-либо от Себя, самостоятельно, используя присущую Ему божественность, и пренебречь Своей зависимостью от силы Своего Отца. Если бы Иисус поддался сатанинским искушениям, Он не оставил бы нам примера того, как нужно жить и как противостоять искушениям.
Иисус не попался в сети диавола. Его неизменным ответом было: «Так написано»…, но некоторые используют данный факт для подтверждения идеи о том, что для избавления от трудностей мы должны помнить Писания. Разве в Своей победе Иисус ПОЛАГАЛСЯ на цитаты из Св. Писания? Нет! Давайте подробней исследуем этот вопрос.
Попадали ли вы когда-либо в положение, когда вы, будучи искушаемы, чувствовали, что если бы вы процитировали определенное место Св. Писания, это помогло бы, но вы не цитировали Писания, не желая получить помощь на той стадии искушения?
Предположим, вы искушаетесь съесть тройную порцию мороженного в кафе «Баскин-Роббинс». Вы боитесь, что если помолитесь, Бог не допустит, чтобы вы прошли через это искушение. Поэтому вы откладываете молитву до тех пор, когда приходится просить о прощении. Я говорю это, исходя из личного опыта.
Кроме того, есть искушения, в которых вы не имеете времени ни молиться, ни цитировать места Писания. Некоторые искушения требуют тщательной подготовки, мышления и обдумывания с вашей стороны — это замедленная форма искушения. Кратковременное искушение имеет ускоренный характер: вы даете мне пощечину, я отдаю ее вам обратно. Времени для цитирования библейских текстов нет. Нет времени также для молитвы. Некогда также петь гимны. И если вы хотите получить помощь в кратковременном искушении, вам необходимо иметь резерв в небесном банке задолго до того, как вас постигнут искушения. Имеет ли такое заявление смысл? И существует ли вообще какое-либо ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ различие между «замедленными» и «скоротечными» искушениями? Не существует никакого различия. Искушение носит замедленный характер, если вам кто-либо предложит: «Давай на следующей неделе пойдем в кафе «Баскин-Роббинс». Я буду там тебя ждать». Единственная разница заключается в том, что вы имеете в своем распоряжении неделю, чтобы обдумать ваш поступок.
Если не с целью одержания победы, тогда зачем же Иисус цитировал Св. Писание? Ссылка на св. Писание была непроизвольной реакцией на кризис момента. Он уже не раз ссылался на Св. Писание? Ссылка на Св. Писание прежде, в тайной коленопреклоненной молитве, задолго до того, как разразился кризис, и Ему было известно, что значит получить изобилие милости и силы от Божьего присутствия в Нем, которое достигалось посредством ежедневной личной связи с Отцом. Человек МОЖЕТ молиться, когда его постигает искушение; если он в союзе с Отцом, он МОЖЕТ цитировать Св. Писание, он МОЖЕТ петь, но НЕ ЭТО дает ему победу над искушением. Понятно ли?
Верно, что Иисус советовал нам бодрствовать и молиться. Но Он не имел в виду нашей готовности встретить какое-либо специфическое искушение. Мы должны бодрствовать, чтобы ничто не поколебало нашей личной зависимости от Него и не прервало нашей ежедневной связи с Ним. Только в таком случае нам гарантирована победа. В книге «Путь ко Христу» об этом сказано следующее:
«Христос проложил для нас путь спасения. Он жил на земле среди испытаний и искушений, с какими и мы встречаемся сегодня. Он вел непорочную жизнь. Он умер за нас, и теперь Он желает взять на Себя наши грехи, а нам предлагает праведность» (стр. 62).
Каким образом наша зависимость от Христа обеспечивает нам победу над грехами? Какую роль играет наша связь с Богом?
«Христос изменяет сердце. Он живет в вашем сердце благодаря вашей вере. Вы должны поддерживать эту связь со Христом посредством веры и постоянно подчинять свою волю божественной воле; и до тех пор, пока вы будете поступать так, Он будет действовать в вас по Своему благоволению. И тогда со Христом, действующим в вас, вы проявите тот же дух и будете совершать те же добрые дела, дела праведности, дела послушания» (ПХ, 62-63, курсив — автора).
Этот же принцип лежит в основе текста Евр. 4:16, но многие из нас неправильно понимали его значение и злоупотребляли им. Если бы нам пришлось прочитать этот текст так, как мы его часто читаем, когда нас окружают искушения, мы бы прочитали его следующим образом: «Да приступаем, чтобы получить милость». Но ведь текст звучит совершенно не так! Он гласит: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для помощи в БЕДСТВЕННОЕ ВРЕМЯ» (англ. перев. Евр. 4:16). Вы заметили разницу между первым и вторым вариантом чтения текста? Я уже упоминал о банке, из которого мы можем черпать резервную силу. Безграничное богатство милости Бога и Господа нашего Иисуса Христа ставит любого миллионера здесь, на земле, в положение нищего! Есть ли на небе банк, из которого мы можем черпать средства? Да, есть. Если мы знаем, что значит быть в контакте с великим Банкиром неба, то в случае, когда наступит кризис, мы будем обеспечены силой. Не правда ли? И мне хотелось бы узнать больше о пребывании в постоянном контакте с ИСТОЧНИКОМ этой силы.
Так ли это? В определенном смысле — да! Я не полагался на Бога в то время и потому пал. Господь знает, как избавить меня от искушения во время, когда я больше полагаюсь на Него, чем на себя, даже в то время, как я пытаюсь узнать, что значит быть благочестивым или зависимым от Него ПОСТОЯННО.
Иными словами, я могу рассчитывать на полную победу всякий раз, когда я полагаюсь на Него. (Не существует понятия частичного подчинения; ибо в любой момент я полностью полагаюсь либо на Бога, либо на самого себя). Так что победу над грехами можно получить и задолго до наступления 90 лет. Это произойдет в момент, когда я полностью предамся Ему. Может быть, даже в самом начале моей христианской жизни, ибо прогресс моего освящения заключается в ПОСТОЯНСТВЕ моего подчинения руководству Его любви.
Если я поддался какому-либо искушению, это еще не значит, что я уже не принадлежу Богу. Это значит, однако, что, в определенном смысле, я, будучи незрелым христианином, в данное время вместо того, чтобы полагаться на Бога, понадеялся на самого себя и на мнимые приемы, которые якобы могут избавить меня от кризиса. Когда я вижу, что согрешил, я немедленно прибегаю к Богу с покоянием. И если я постоянно буду искать Его, не взирая на собственные падения, Он приведет меня к полной, длительной и окончательной победе. Вот что говорит об этом Св. Писание:
«Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (Иоан. 3:6). Мне приходилось слышать, как некоторые говорят, что в этом тексте имеется в виду смысл, что мне не должны грешить ПО ПРИВЫЧКЕ; но никто еще не ответил мне на вопрос, когда грех становится ПРИВЫЧКОЙ. Если я съедаю стаканчик мороженого в кафе «Баскин-Роббинс» один раз в год, это привычка? Если я съедаю тройную порцию мороженого 31 декабря ежегодно, это привычка? Или, чтобы это стало привычкой, я должен посещать «Баскин-Роббинс» по меньшей мере раз в месяц? Или привычкой считается, если я пять раз в неделю забегаю в кафе? Как же вы определяете понятие привычного греха в терминах поведения?
Каково же настоящее значение этого текста? В нем говорится, что исходным моментом в совершении греха есть «НЕПРЕБЫВАНИЕ В НЕМ» (т. е. во Христе). Стало быть, если я пребываю в Нем, я не грешу. 9-й стих этой же главы говорит следующее: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Родившись свыше при обращении, я больше не желаю жить независимым. Я желаю познать, что значит жить во Христе; я желаю познать, что значит жить во Христе; я желаю предаться руководству Его любви. В грехе в любом искушении определяющим является тот факт, что мы действуем независимо от Него.
Запомним, что наше прозябание во грехах, ошибках, затруднениях никогда не входило в планы Божьи. Если мы сосредоточиваем на них все наше внимание, дьявол уверен в своей победе. Божий план предусматривает нечто лучшее. А именно: мы должны смотреть на Него, размышлять о Нем, познавать Его в личной ежедневной связи с Ним посредством любви и зависимости от Него. Воля, направленная в таком русле, есть верный путь к победе над искушением.
Благодарность Иисусу за оставленный Им пример; я признателен также людям, которые познали и продолжают познавать истину о подлинной победе над искушениями, за их драгоценный опыт. Меня ободрили слова одного писателя, поделившегося с нами своим опытом в следующих словах:
«Долгое время я пытался победить грех, но тщетно. Теперь мне известна причина, почему. Вместо того, чтобы выполнять роль, предписанную мне Богом и вполне посильную для меня, я пытался выполнять Божью роль которую Он не предназначил для меня, и которая мне совершенно не под силу. Прежде всего, моя роль состоит НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ПОБЕДУ, но чтобы ПОЛУЧИТЬ победу, завоеванную для меня Иисусом Христом».
Вы согласны с ним? Этот же автор продолжает:
«Победа неотделима от личности Христа, и как только я научился принимать Христа как Совершителя победы через СОЮЗ с Ним, я обрел совершенно новый для меня опыт». Я не говорю, что у меня не возникало никаких конфликтов, не происходило никаких ошибок. Было далеко не так. Но конфликты возникали в тех случаях, когда я под давлением различных факторов терял свою веру во Христа как своего личного Спасителя и РАЗЛУЧАЛСЯ с Ним… Битва, которую я обязан вести, есть «добрая битва веры». Я не верю в себя и потому не доверяю своей собственной силе, чтобы победить зло. Я слышу Его голос: «Моя сила совершена в немощи», поэтому я всецело отдаюсь под Его руководство, позволяя Ему действовать во мне по Собственному благоволению… Он никогда не разочарует меня. Живя ПОБЕДОНОСНОЙ ЖИЗНЬЮ ВО МНЕ, ОН ДАРУЕТ МНЕ ПОБЕДУ (В. В. Прескотт, «Победа во Христе», стр. 25-27).
Я призываю тебя, мой друг, познать, что значит приступать к престолу благодати, когда еще нет затруднительных обстоятельств, ДО ТОГО, как разразится кризис, прежде чем сатана окружит тебя искушениями. Так поступал Иисус: Он проводил тихие ранние часы каждого утра наедине с Богом, ища силы на предстоящий день. Таков единственный путь для достижения победы!
Я никогда не забуду того дня, когда эта истина дошла до моего сознания. Я изучал тему о победоносной жизни и постепенно начинал осознавать, что весь процесс освящения основывается на всевозрастающем общении и связи с Иисусом. Это казалось невероятным. Мне не верилось, что все это так просто. И я, помнится, просил в то утро Бога послать мне ответ: «Господи, я, кажется, понимаю теорию, но мне необходимо пережить это на практике. Будь милостив, пошли мне такой опыт сегодня».
Я занимался своей работой и совершенно забыл о своей молитве, вспомнив о ней лишь в полдень, ведя машину по перегруженной транспортом улице города Сакраменто. Вдруг меня стала искушать моя плоть, но в тот же момент как бы заряд электрического тока пробежал по телу; причиной тому не мог быть холод, так как был жаркий летний день. Очевидно, мое отвращение к искушению вызвало во мне холодную дрожь. Искушение моментально исчезло, и хотя я временами пытался вспомнить, что же это было, я не мог этого сделать. Похоже, что у меня была временная потеря памяти. Может, этот опыт покажется вам причудливым, но для меня он ясен. Может быть, вы считаете его заранее психологически обусловленными, но я так не считаю. Я знал, что моя связь с Богом в то утро была действенной, и уверен, что Бог был со мной во время искушения. Я понимаю, как свернул на обочину. Я не мог удержать слез; склонив голову, я просил Бога, чтобы никогда не забыть этого момента и суметь рассказать об этом опыте другим. Я верю, что Бог, по Своей великой любви, тотчас показал мне, что значит полная победа, чтобы ободрить меня ответом на молитву. Я хочу, чтобы каждый час каждого дня с тех пор был похож на этот час; но я, как и все люди, веду ожесточенную борьбу в своем духовном росте, научась все более и более постоянно полагаться на Бога и менее надеяться на собственные усилия. Благодарность великому Небесному Богу, обещавшему победить наши искушения за нас, обещавшему послать нам силу свыше. Благодарность Иисусу, победоносная жизнь и крестная смерть Которого сделала возможной нашу победу. Я желаю познать более полную зависимость от Него, хочу пребывать в Нем каждый миг моей жизни. А вы?
Дорогой Небесный Отец! Благодарю Тебя за то, что Ты не оставляешь нас, когда мы падаем. Мы иногда удивляемся Твоему долготерпению и всепрощению. Будь милостив, помоги нам не надеяться на себя и на свои слабые усилия, чтобы достичь победы, но помоги нам познать всю полноту зависимости от Твоего могущества и твоей силы. Помоги пребывать в Твоей любви. Срази силу врага и дай нам победу чрез Господа нашего Иисуса Христа, просим во имя Его. Аминь!
ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ИЗ ЭТОЙ ТЕМЫ:
1. Когда мы пытаемся победить сами наши грехи и искушения чрез различные средства, методы или хитроумные уловки, мы заранее определяем наши усилия на неудачу…
2. Иисус, сочувствующий нам Первосвященник в небесах, не был искушен во всем до мелочей и в точно тех же искушениях, что и мы; Он был искушен даже больше, чем мы когда-либо будем искушаемы, и все же Он никогда не согрешил.
3. Иисус является нашим Примером, как побеждать искушения. Он всегда «бодрствовал и молился» прежде наступления искушения; каждая настоящая победа над искушением приобретается задолго до наступления момента кризиса.
4. Наша победа зависит от Божьего присутствия в нас, которая достигается в результате ежедневной личной связи с Отцом. Человек МОЖЕТ молиться, когда его постигает искушение; если он в контакте с Отцом, он МОЖЕТ цитировать Св. Писание; он МОЖЕТ петь, но не это дает ему победу над искушением. Понятно ли это?
5. Мы не можем выписать чек до тех пор, пока мы не имеем в резерве денег в банке; мы не можем обращаться к Божьей силе, чтобы противостоять искушению, в момент кризиса, если мы до сих пор не находились в ежедневном общении с Ним.
6. Ключ к определению «плодов» нашего опыта, будут ли они греховными или праведными, зависит от живой связи со Христом. Это взаимоотношение является сущностью, или итогом настоящей христианской жизни.
Цель: показать причины возникновения искушений и методы борьбы с ними
План
- Заинтересовка
- Крыша – У
- Основная часть
- Источники искушений – У
- Схема действия искушения – Л
- Применение
- Увлечение – У, КВ
- Похоть – У, Л
- Обольщение – У
- Грех – У
- Итог
Формат
- У – лекционный материал
- Л – каждый ученик работает лично
- КС – каждая команда выполняет свое задание
- КВ – каждая команда выполняет все задания
Заинтересовка
Мы уже почти достроили дом, нам осталась только крыша. Какая основная функция у крыши? Самая очевидная – защищать дом от осадков. Но бывает так, что крыша неправильно спроектирована или построена, и осадки, вроде внутрь не попадают, но и с крыши не уходят. Со временем вода потихоньку начинает просачиваться внутрь, и под крышей образовывается плесень, которая в малых количествах вызывает болезни, а в больших может быть смертельно опасна.
Подобным образом в жизнь христиан проникает грех. Вроде нормально все: человек верующий (крыша есть), старается идти за Богом, но нет-нет, да и споткнется (где-нибудь да протечет). И как правило это происходит на одном и том же месте. Некоторые христиане опускают руки и приходят к выводу, что победа не для них (крыша не той формы) и пускают в дом плесень уныния. На самом ли деле все безнадежно? Сегодня попытаемся разобраться. Итак, речь пойдет об искушениях и методах борьбы с ними.
Основная часть
Вообще, основываясь на Библии, можно выделить три вида искушений:
- Искушения от плоти – самые распространенные искушения, которые приходят в жизнь человека по его вине, исходят изнутри и зависят от его наклонностей, мыслей, духовного состояния;
- Искушения от людей – выглядят примерно так же, ка искушения от плоти, только в этот раз человека на грех толкают не его наклонности, а окружающие люди (пример – жена Иова);
- Искушения от дьявола – внезапные искушения, связанные, как правило, с мыслями против Бога, не зависящие от духовного состояния и наклонностей человека; цель дьявола в данном случае – сломать веру, запугать (пример – Христос в пустыне и в Гефсимании).
В основном мы будем говорить о первом виде, но и остальных двух также немного коснемся. Как вы думаете, грех, связанный с наклонностями человека, приходит в жизнь постепенно или резко? На самом деле, не бывает так, чтобы человек ни с того ни с сего упал. Обычно падению предшествует длительный процесс. Об этом процессе очень явно написано у Иакова:
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13-15)
Итак, процесс искушения выглядит следующим образом:
- Увлечение
- Похоть
- Обольщение
- Грех
- Смерть
Разберем, как работает каждый этап на простом примере. Допустим, кто-то в семье сидит и смотрит какой-то мирской фильм. Вы проходите мимо и обращаете внимание, что там происходит что-то интересное. На первом этапе работает увлечение, когда что-то увлекло ваше внимание. Вы начинаете анализировать увиденное, вам это сильно нравится, и вы переходите в следующий этап, когда появляется похоть – очень сильное греховное желание. Вы садитесь смотреть фильм и параллельно генерируете «весомые» аргументы, которые могли бы оправдать ваше поведение. Таким образом вы переходите к этапу обольщения, когда человек убеждает себя в невинности занятия. Вы смотрите фильм, и, вроде, все идет нормально, и тут – бац! Кто-то выругался, или сказал грязную шутку, или промелькнула пошлая картинка, или случилось еще что-то страшное – вы перешли на следующий этап – совершили грех. Есть христиане, которые на этом останавливаются и бегут в слезах каяться пред Богом. А есть те, которые решают, что бороться уже бессмысленно, ведь они и так проиграли, и, досматривая фильм, переходят к следующему этапу, когда наступает духовная смерть.
Примерно таким образом работают искушения. Вместо мирского фильма может быть что угодно (в зависимости от наклонностей человека): мирская музыка, воровство, порнография, нецеломудренное поведение, алкоголь и прочие греховные вещи. Как же с этим бороться? Разберем поэтапно. Обратим при этом внимание: с каждым последующим этапом шансы на победу уменьшаются.
Применение
1. Увлечение
Есть универсальное решение, которое зачастую может остановить искушение еще на этапе, когда возникает увлечение. Естественно, сами искушения никуда не исчезнут, но преодолевать их будет гораздо легче и побеждать мы будем, соответственно, чаще. Звучит это универсальное решение так:
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41)
Молиться. Все же наверняка обращали внимание, что после особенно сильных молитв (во время конференции или ночного молитвенного) как-то приходит особое вдохновение служить Богу, бороться с грехом и жить христианской жизнью. Но потом это все куда-то уходит, и человек опять возвращается к тем же самым грехам. Происходит все из-за того, что нет постоянной молитвы. Наполнение Духом Святым дает силу побеждать искушения. Молитва очень важна: Христос говорит, что без Него мы не можем делать ничего.
Бодрствовать. Одной молитвы недостаточно, нужно бодрствовать – понимать, когда подошло искушение и уметь вовремя отразить. В моей жизни однажды так случилось, что я получил за одну неделю три разных ожога: обморожение, самый обычный термический и химический. Проанализировав причины ожогов, я вывел для себя также и способы «не бодрствования». Итак, вот они:
Тип ожога | История | Причина ожога | Выход |
Обморожение | Шли с папой по улице в -35 с ветром. Папа посоветовал прикрыть нос рукой. Не послушался, не прикрыл – обморозил | Непослушание, бунт, переход через границу дозволенного | Слушаться |
Классический | В бане в парной не заметил и случайно задел плечом горячую лампочку | Невнимательность, беспечность | Не кормить врага (не идти на компромисс с грехом) |
Химический | На работе на столе была пролита жидкость. Интересно стало, что это. Потрогал рукой, понюхал. Выяснилось, что это 40% перекись водорода | Любопытство | Иметь страх Божий |
Рассказываем три истории, затем делим подростков на группы и даем следующее задание:
- Проанализировать причину ожога и попробовать перевести на духовную жизнь
- Найти выход из каждой ситуации
- Подобрать, какие стихи к какой ситуации больше подходят:
- «…и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5)
- «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, 3 тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему» (2Пар.32:2-3)
- «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне» (Пс.100:3)
- «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29)
- «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих . Хвала Ему пребудет вовек» (Пс.110:10)
- «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13)
- «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» (Притч.22:3)
2. Похоть
Что делать, если увлечение грехом все-таки подействовало, и возникло стремление к нему?
- Всеми силами бороться. Всегда нужно помнить, что жизнь – борьба, и ничего просто так не дается. И ни в коем случае не сдаваться.
Пример: один человек, находясь в немецком концлагере, наблюдал за остальными заключенными: он пытался выявить закономерность, кто вскоре умрет. И те, кто казался слабыми, в итоге жили еще долго. А те, кто внешне были сильны, но сдавались внутренне, погибали очень быстро
- «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:11-12)
- «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4)
2. Надеяться на Бога. Никогда нельзя терять надежду. Враг ждет, чтобы христианин разочаровался в Боге или перестал верить в его любовь
Пример: в моей жизни был период, когда одно и то же искушение меня преследовало на протяжении целого года ежедневно. Я боролся с ним как мог, выбивался из сил и в итоге решил сдаться. Буквально через пару дней после моего решения ко мне через сосуда было откровение: я долблю большую скалу, а от нее откалываются только маленькие кусочки. Выход из ситуации – сменить орудие. Как только я пришел к выводу, что этим орудием является надежда на Бога, искушение ушло.
- «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч.3:5-6)
3. Подходить к служителю. Сложный для многих момент, но крайне эффективный, поскольку грех, вынесенный во свет, перестает иметь власть над жизнью и совестью христианина. Важно при этом помнить, что возникшее греховное желание или подошедшая мысль – это еще не грех. Если ты это допускаешь и носишь внутри или прокручиваешь в голове, то это уже грех. Тем не менее, чтобы не доводить себя до состояния, когда ты уже не сможешь больше бороться, стоит подходить и просить, чтоб за тебя помолились. Вот фразы-маркеры, которые при этом возникают в голове, и которые нужно гнать от себя (пусть подростки сами попробуют привести контраргументы):
Мысль | Контраргумент |
«Он станет ко мне плохо относиться» | Не станет. Его (служителя) вряд ли получится чем-то удивить, потому что чего он только не слышал. К тому же, скорее всего, он практически сразу все забудет |
«Он расскажет кому-нибудь» | Не расскажет. Не имеет права, не только с точки зрения христианства, но даже с точки зрения закона |
«Сам попробую победить, если не получится, тогда пойду» | Лучше сразу идти, чем мучать себя (кроме тех случаев, когда служитель сказал, чтобы ты к нему больше не подходил с таким вопросом – и такое может быть) |
«Это не такой уж сильный грех, чтобы его исповедовать» | -//- |
- «Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф.5:13)
3. Обольщение
На самом деле, это последний этап, на котором можно что-то сделать, прежде чем произойдет беда. Если возникают мысли, оправдывающие грех, то можно им противостоять только двумя средствами:
- Верой. Выглядит это как твердое решение занимать сторону Бога: «Нет, я не буду прикасаться к нечистому!»
- «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф.6:16)
- Цитатами из Библии. Когда Христос был в пустыне, и его пытался обольстить сатана, Он отвечал исключительно местами Писания, а не какими-то «весомыми» доводами и философствованиями
Хотя эти два средства мы отмечаем только здесь, они имеют силу вообще на всех этапах.
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6)
4. Грех
Как ни странно, и на этом этапе не все потеряно. Когда человек уже оступился и согрешил, у него есть выбор: остановиться, пока не стало хуже, или идти дальше. Примечательно, что в этот момент искушение как бы берет передышку, и у человека появляется возможность перестать грешить. И здесь единственно верным решением является удалить от себя источник искушения (выключить, прекратить разговор, самому уйти подальше и т.п.) и молиться.
Итог: в качестве итога отмечу, что Бог ненавидит грех, но нас он любит. Поэтому, даже если мы оступаемся, нельзя сомневаться в том, что нам еще есть шанс на прощение. Господь прощает любой грех (кроме хулы на Духа Святого), поскольку Христос пострадал за нас. Но также для Господа важна искренность. Если человек оступился, но раскаялся и пошел за Богом – это одно. Совершенно другое, если человек намеренно грешит, надеясь покаяться когда-нибудь потом. С искренним Бог поступает искренно, а с лукавым – по лукавству его.
Ссылка на всю программу: http://sds.tomsk.ru/archives/5922
«А что вы цените больше всего?».
«Борьба с искушениями» — отличная американская комедия, которая создана для того, чтобы зритель наслаждался и просто поднимал себе настроение. И пусть порой американские режиссеры немного перегибают палку, а именно часто снимают про церковь, про Бога, но в принципе, весело и иронично, а главное с целью доставить зрителю позитив, и я думаю, что вы непременно получите невероятные эмоции от просмотра. Такие фильмы идеально подойдут для просмотра вместе с семьей, либо можно посмотреть его в гордом одиночестве, но все-таки в компании друзей его будет веселей смотреть. Все-таки гениальны американские режиссеры, умеют они ставят веселые и комичные картины, которые смогли бы поднять зрителям настроение. Игра актеров не особенно качественная, все-таки далеко не первые и рядовые актеры сыграли, но все-таки есть пару неплохих и отличного отыгранных сцен, где они показали весь свой потенциал, и я думаю, что вы все это сможете сами оценить. Кьюба Гудинг младший неплохой актер, но ему далеко до других комедийных актеров, но здесь он поработал на славу, и смог вполне ярко отыграть свою роль.
Главный плюс этого проекта, наличие в нем красиво выглядящей и поющей актрисы и певицы Бейонсе Ноулз, да и не только она блистала на экране, лично мне игра актеров понравилась и запомнилась. Режиссура построена на необычной и нетривиальной ситуации, а главное веселой, да и юмора и комичных шуток и ситуаций хватает, уверен, что вас это не обойдет стороной. Далее, сюжет и сценарий, вот на что обратить внимание, и я думаю, что вы не останетесь равнодушными, все-таки есть неплохие сцены, которые поднимут ваше настроение, так что вам стоит просто смотреть и наслаждаться.
Как обычно, привычно для американского образа жизни и американского кинематографа, нам расскажут ситуацию с тупым завещанием, смотря такие картины, понимаешь, как все-таки все это аморально, когда все делится, когда роль умершего человека уходит на второй план. Но стоит отдать должное, все это обыграно весело, и я думаю, что вы сможете поднять себе настроение, все-таки циничного и ироничного юмора всякой масти хватает. И вот умершая делает условие, ему надо стать главой церковного хора и участвовать на одном конкурсе, причем в нем победить, чтобы получить свое наследство, и знаете, все так весело обыграно, что получаешь отличное настроение, да и не замечаешь, как время быстро пролетает.
Такие фильмы идеально просто подойдут для просмотра в кругу вашей семьи, и пусть тупые шутки, но если вы привыкли смеяться над тупыми американскими шутками, то вам все-таки стоит остановиться на этом проекте, который явно создан с теплотой и любовью, обязательно посмотрите его, да и просто посмейтесь. Актерский дуэт просто потрясающий, и сыграли они здорово, этот факт надо подметить, так что просто смотрите, вот и все! Если оценивать кинофильм «Борьба с искушениями», то я поставлю ему семь баллов из десяти, все-таки веселая и ироничная получилась картина, и этот факт надо заметить!! Желаю вам приятного просмотра, жду ваших мнений, и надеюсь, что вам этот проект придется по вкусу!!