Гигиена – наука о здоровом образе жизни – в частной и общественной жизни греков имела большое значение и довольно рано стала считаться составной частью медицины. Так, врачебные гигиенические мероприятия включали ежедневные заботы о физическом здоровье, продолжительности сна, физических нагрузках, а также заботу о здоровье общества, о сохранности продаваемого продовольствия, водоснабжении, канализации, захоронении трупов и т.д.
В греческой мифологии персонификацией здоровья стала дочь и помощница бога Асклепия, внучка Аполлона Гигиея (Павс.V 20,3), от имени которой получила свое название медицинская дисциплина «гигиена». Считается, что Гигиея — богиня здоровья, или превентивной медицины, дарит здоровье людям от рождения, как дар богов, в то время как ее сестра Панацея избавляет от болезней. Греки изображали Гигиею в виде молодой и цветущей женщины в длинной одежде, со змеей в руках.
Из олимпийских богов, имеющих отношение к окружающей среде и здоровью, следует назвать Артемиду. Артемида – одна из главных богинь греческого Олимпа, дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона. По легенде, только появившись на свет, Артемида помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.
Культы богини очень разнообразны, имеют территориальные различия, а сама богиня имела большое количество местных прозвищ – Агротера, Ифигения, Кинтия, Лафрия, Орфия, Тавропола и многие другие.
Прежде всего, Артемида выступает как богиня природы, обнаруживая при этом отношение к животному и растительному миру. Действительно, исконная Артемида была божеством, отражающим в своем характере черты, имеющиеся в стадии первобытной религии: помогающая мужчинам на охоте и в рыбной ловле, а женщинам дающая быстрые и безболезненные роды.
В Беотии и частично в Аттике Артемида была очень популярна как покровительница брака и родов. Плутарх (Аристид 20) рассказывает, что у беотийцев и локров почиталась Артемида Евклея: ее алтарь и статуя стоят на каждом рынке, а перед вступлением в брак юноши и девушки приносят ей жертвы.
Эта функция Артемиды — быть покровительницей брака и родов – часто упоминается в греческой литературе и засвидетельствована ее культовыми прозвищами Лохейя, а также Илифья, под каковым именем она нередко отождествлялась с самостоятельным божеством деторождения Илифией. Ее изображали молодой женщиной с закутанной в плащ головой, но с обнаженными руками и с факелом (символом начала новой жизни младенца). Женщины призывали Артемиду и молили ее о благополучных родах. Хотя Еврипид говорит («Ифигения в Тавриде», 1466 сл.), что Артемиде посвящали одежды женщин, умерших при родах, инвентарь храма Артемиды Бравронии на Акрополе показывает, что ей посвящали одежды женщин в связи со счастливым исходом родов (IG II 1514 – 1516).
Артемида Куротрофос и Пайдотрофос, заботящаяся о физическом здоровье юношей и детей, в дошедших до нас источниках засвидетельствована плохо. В научной литературе имеется точка зрения, что детские одежды на Акрополе посвящали ей как покровительнице детей. Она имела храм в Мессении, который делила с Асклепием и Дионисом (Павс. 34,6). В Спарте в мае месяце на празднестве в честь Артемиды Корифалии кормилицы несли в храм богини грудных детей и молили богиню о защите и покровительстве.
Для этих функций Артемиды характерен также обряд приношения волос девушками перед вступлением в брак и юношами перед вступлением в зрелый возраст. В Афинах это посвящение юношей происходило на празднике апатурий.
Таким образом, многие из современных гигиенических мероприятий берут начало в античности, а проанализированные нами имена греческих богов являются фундаментальными понятиями для медицины, и в частности, для гигиены.
Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в VI—V веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими греческими колониями.
Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других божеств, стараясь таким образом привлечь на свою сторону как самих богов, так и поклонявшиеся им народы.
Греция | Описание | Рим | Аид или Гадес | бог царства мёртвых | Плутон, Орк, Диспатер |
---|---|---|---|---|---|
Амфитрита | жена Посейдона (Нептуна) | Салация | |||
Аполлон | бог солнца и покровитель искусств | Аполлон | |||
Арес | бог войны | Марс | |||
Артемида | богиня охоты | Диана | |||
Асканий | персонаж мифов (сын Энея) | Юл | |||
Асклепий | бог врачевания | Эскулап | |||
Атлас или Атлант | титан, эпоним океана и гор | Атлант | |||
Афина | богиня мудрости и справедливой войны | Минерва | |||
Афродита | богиня любви и красоты | Венера | |||
Борей | бог северного ветра | Аквилон | |||
Геба | богиня юности | Ювента | |||
Геката | богиня лунного света | Тривия | |||
Гелиос | солнечный бог | Сол | |||
Гемера | божество дня | Диес | |||
Гера | царица богов | Юнона | |||
Геракл | герой мифов, сын Зевса | Геркулес | |||
Гермес | вестник богов, покровитель путников и торговцев | Меркурий | |||
Геспер | сын Атланта или Астрея, божество вечерней звезды (Венеры) | Веспер | |||
Гестия | богиня домашнего очага | Веста | |||
Гефест | бог огня и кузнечного ремесла | Вулкан | |||
Гея | богиня земли | Теллус | |||
Панацея | богиня здоровья | Салюс | |||
Гименей | божество брака | Талассий | |||
Гипнос, Морфей | Бог сна | Сомн | |||
Деметра | богиня полей и плодородия | Церера | |||
Дидона | персонаж мифов, основательница Карфагена | Элисса | |||
Дионис,Вакх | бог виноградарства и виноделия | Бахус,Либер | |||
Зевс | верховный бог | Юпитер | |||
Зефир | бог западного ветра | Фавоний | |||
Илифия | богиня родов | Люцина | |||
Ипполит | герой, сын Тесея | Вирбий | |||
Кибела | богиня-владычица гор, лесов, зверей | Опа | |||
Кора | божество матери Земли | Теллус | |||
Кронос | титан времени | Сатурн | |||
Лето | титанида (дочь Кея и Фебы) | Латона | |||
Ливия | нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна | Ливия | |||
Лисса | божество безумия | Мания | |||
Мегера | богиня мести | Фурина | |||
Мойры | богини человеческой судьбы | Парки | |||
Музы | покровительницы наук, поэзии и искусств | Камены | |||
Ника, Нике | богиня победы | Виктория | |||
Нот | бог южного ветра | Австр | |||
Нюкта | божество ночи | Нокс | |||
Одиссей | герой, главное действующее лицо «Одиссеи» | Улисс | |||
Осса | олицетворение молвы, вестница Зевса | Фама | |||
Пан | бог лесов, охотников и пастухов, всей природы | Фавн | |||
Персефона | богиня плодородия и царства мёртвых | Прозерпина, Карне, Фуррин | |||
Пистис | богиня верности клятве | Фидес | |||
Плутос | бог богатства | Плутон | |||
Полидевк | герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора | Поллукс | |||
Понт (мифология) | бог-олицетворение Моря, самый первый водный бог | Понтус | |||
Посейдон | бог морей и землетрясений | Нептун | |||
Селена | богиня луны | Диана | |||
Семела | мать Диониса | Стимула либо Либера | |||
Силен | божества лесов | Сильван | |||
Танатос | бог смерти | Морс | |||
Тартар | бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов | Тартаррус | |||
Тихе, Тюхе, Тиха | богиня случая и судьбы | Фортуна | |||
Фемида | богиня правосудия | Юстиция, Эквитас | |||
Фосфор | божество утренней звезды (Венеры) | Люцифер | |||
Хариты | богини красоты и изящества | Грации | |||
Хлорис | богиня цветов | Флора | |||
Эвр | бог восточного ветра | Вольтурн | |||
Энио | богиня неистовой войны | Беллона | |||
Эос | богиня утренней зари | Аврора | |||
Эрида | богиня раздора | Дискордия | |||
Эреб,Скотос | олицетворение мрака | Эребус | |||
Эринии | богини мщения | Фурии | |||
Эрот, Эрос | бог любви | Амур, Купидон | |||
Эхо | нимфа | Мута, Тацита |
19.11.2017 Интересное
Знакомое слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни. Происходит оно от греческого «hygieia» — «здоровье».
Углубившись в мифологию Древней Греции, мы обнаруживаем богиню здоровья, которую так и звали — Гигиея. Была она старшей дочерью бога медицины Асклепия. От его имени произошло название древнегреческих «больниц», которые были лечебницами при храмах, — асклепейонов.
Храмы Асклепия в Греции обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур, массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.
И Асклепий, и его дочь Гигиея часто изображаются со змеей и чашей — древнейшими атрибутами исцеления, дошедшими до наших дней. Вспомним эмблему медицины — чашу, обвитую змеей. Что обозначают змея и чаша?
Змея
Змея во многих традициях является символом жизни, исцеления, ясновидения и мудрости. И, соответственно, сопровождает существ (богов или людей), обладающих этими качествами. Змея также символизирует очищение.
Змея периодически сбрасывает старую кожу, а человек способен возобновляться, освобождаясь от всего косного и отжившего: негативных мыслей и чувств, масок, привычек, стереотипов.
Яд змеи способен как убивать, так и исцелять. Все дело в дозе. Недаром, мера — один из основных принципов медицины.
Чаша
Чаша — символ емкости, хранящей божественные силы, дарующие жизнь и исцеление.
В мифах разных традиций боги пьют из чаши небесный напиток бессмертия (Амриту, Сому, Амброзию).
Греческая чаша без ножки — фиал — неотъемлемый атрибут различных ритуалов, изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса — символа жизни. Именно ее обычно держит в руках Гигиея.
Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается в Египте на голове бога Сераписа. Здесь чаша служит символом гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно.
Говоря о символике змеи и чаши, мы упомянули принцип гармонии — согласия, созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную гармонию возможно восстановить.
Утрата гармонии, выражающаяся в разладе с природой, с другими людьми, с самим собой, во многих традициях считается главной причиной болезни. А восстановление гармонии на всех планах — неотъемлемым фактором исцеления.
Богиня Гигиея символизирует принцип здоровья как гармонии, которой мы учимся у Природы, живущей по божественным законам. И принцип очищения, касающийся не только гигиены тела, но также «гигиены» мыслей и чувств.