Современная деятельность
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года председателем Отдела внешних церковных связей назначен епископ Венский и Австрийский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии).
Тогда же часть функций ОВЦС была передана новообразованному Отделу по взаимоотношениям Церкви и общества, которому было поручено осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата; представительства, подворья, монастыри и ставропигиальные приходы, ранее находившиеся в ведении ОВЦС, переданы в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси; в помощь Патриарху по руководству зарубежными учреждениями создан соответствующий Секретариат. Действовавший при ОВЦС филиал аспирантуры Московской Духовной академии преобразован в Общецерковную аспирантуру и докторантуру.
24 декабря 2015 года в целях оптимизации работы церковных учреждений Священным Синодом было принято решение создать Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела. При этом функции ОВЦО в сфере межрелигиозного диалога были переданы Отделу внешних церковных связей.
В настоящее время статус Отдела и задачи его деятельности определяются Уставом Русской Православной Церкви и Уставом Отдела. ОВЦС подотчетен Святейшему Патриарху и Священному Синоду, которые ежегодно утверждают программу его деятельности. Руководящими документами для ОВЦС являются постановления Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, определения Священного Синода, поручения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Председатель ОВЦС назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Согласно определению Священного Синода от 16 декабря 1961 года, председатель Отдела должен быть в епископском сане и иметь статус постоянного члена Священного Синода.
Отдел внешних церковных связей осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиозными общинами, правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом, учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями.
В обязанности Отдела внешних церковных связей входит информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих вне Русской Православной Церкви и затрагивающих ее интересы, подготовка проектов общецерковных документов и решений, затрагивающих сферу межправославных, межхристианских, межрелигиозных, международных отношений, другие вопросы, находящиеся в компетенции Отдела.
Одним из важнейших направлений деятельности Отдела является братское сотрудничество с Поместными Православными Церквами, осуществляемое силами Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям. В повестку дня межправославного сотрудничества входят вопросы православного единства и соблюдения канонических принципов межправославного взаимодействия, совместного свидетельства перед лицом внешнего мира, содействие развитию сотрудничества православных народов во всех сферах общественной жизни.
Взаимоотношения с инославными христианами осуществляется силами Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям. До сведения межхристианских организаций доводится позиция Русской Православной Церкви по общественно значимым вопросам. Расширяется диалог с Римско-Католической Церковью, продолжаются контакты с протестантскими исповеданиями, а также с Восточными Ориентальными (дохалкилдонскими) Церквами.
Секретариат по делам дальнего зарубежья обеспечивает взаимоотношения Московского Патриархата с межгосударственными институтами, международными неправительственными организациями, а также с органами власти, общественными и межрелигиозными объединениями, нехристианскими религиозными общинами зарубежных стран, ведет работу с соотечественниками, проживающими вне пределов канонической территории Московского Патриархата.
В структуру Отдела внешних церковных связей также входит Секретариат по межрелигиозным отношениям, в сфере деятельности которого – поддержание и развитие контактов с различными религиозными общинами как в странах канонической ответственности Московского Патриархата, так и в дальнем зарубежье, а также на международных площадках, поддержка диалога с традиционными религиями Российской Федерации, в частности, в рамках Межрелигиозного совета России (МСР).
Служба коммуникации ОВЦС осуществляет взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт ОВЦС в интернете, а также участвует в поддержании официального сайта Московского Патриархата.
Сектор публикаций издает научно-богословский и церковно-общественный научный журнал «Церковь и время», а также осуществляет отдельные издательские проекты.
Кроме того, в ОВЦС функционируют Сектор протокола, канцелярия, архив, бюро переводов и другие службы, обеспечивающие повседневную деятельность Отдела.
Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата является митрополит Волоколамский Иларион, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви.
Заместители председателя ОВЦС – протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков).
06.02.2020, 3:05 Поделиться:
Под благотворительностью принято понимать оказание помощи частными лицами и организациями тем, кто в этом нуждается. Она может иметь как безвозмездный характер, так и осуществляться в рамках обмена на предоставление льготных условий.
Историю развития благотворительности условно делят на четыре этапа:
- Киевская Русь.
- Царская Россия.
- Времена СССР.
- Современная Россия.
С точки зрения науки благотворительность обусловлена альтруистическими мотивами, а также осознанием индивидом человеческого общества, как единого целого. Помощь может носить адресный целевой характер, когда она направлена на конкретного человека и группу лиц, или способствовать поддержке определенной сферы в целом.
Киевская Русь
Именно в эпоху Киевской Руси благотворительность начала зарождаться, как явление. Причина – принятие населением христианства. В 996 году князем Владимиром был издан Устав, согласно которому обязанности духовенства дополнялись «призрением» (так называемой опекой).
В качестве источника финансирования в те времена выступала «десятина», под которой подразумевался 10-процентный налог, который взимался в пользу церкви, чтобы обеспечить содержание храмов, монастырей и больниц. Длительное время эти учреждения являлись центрами социальной помощи немощным, больным и престарелым.
Роль государства в благотворительности в период Киевской Руси официально не регламентировалась, так как она не входила в перечень государственных обязанностей. Отсутствовала и какая-либо реальная проверка непосредственно самих нищих – милостыня раздавалась «слепо», никаких вопросов нуждающимся не задавали.
Царская Россия
Средние века характеризуются активным развитием благотворительности в рамках деятельности братств – национально-религиозных общественных организаций, которые создавались при церквях. В частности, они были распространены на территории стран:
- Белоруссия.
- Украина.
- Литва.
Такие организации противостояли процессу насаждения католической веры, уделяли большое внимание просветительской деятельности, а также помощи нуждающимся людям. В частности, получили распространение шпитали – братские приюты, в которых проживали те, кто не мог прокормить себя самостоятельно.
Становление благотворительности, как части государственной политики, началось в период правления Ивана Грозного. Им был издан ряд законов, направленных на обеспечение помощи нуждающимся, а также способствовал созданию богаделен – благотворительных организаций, финансирование которых осуществлялось, как за счет добровольных взносов частных лиц, так и за счет государства.
Царь Михаил Федорович приказал открывать сиротские дома. Во время правления царя Алексея Михайловича появились специальные приказы, в задачу которых входила опека бедного населения страны.
Практика раздачи в богадельнях и тюрьмах милостыни первыми лицами государства в период праздников, в честь военных побед и других знаменательных событий получила достаточно широкое признание и у других сословий. Примеру царя и его свиты следовал богатый слой горожан и представители духовенства.
Что было дальше
В 1682-м году был издан указ, в рамках реализации которого в России начали появляться дома для беспризорников, где последние могли не только жить, но и обучаться грамоте, наукам и ремеслу. В Петровскую эпоху продолжалось активное развитие благотворительности, однако она начала носить направленный характер.
В частности, государство приступило к борьбе с профессиональными нищими. При этом на уровне законодательства была прописана забота о тех, кто действительно нуждался в помощи. Часть средств государство выделяло в виде дотаций, но основное финансирование осуществлялось за счет частных пожертвований. Известны целые династии предпринимателей, которые выделяли суммы на помощь нуждающимся людям: Строговы, Босовы, Демидовы.
СССР
Процессу развития благотворительности в России помешали события 1917-го года. Революция сопровождалась национализацией средств и имущества благотворительных организаций, что коснулось всех видов учреждений. Сами они перестали существовать, так как были упразднены соответствующими декретами.
Государство декларировало, что берет на себя обязанности по решению социальных проблем. Следовательно – как таковым, благотворительным организациям в постреволюционной России официально не было места. На практике ситуация была иная, что побуждало общество объединяться в попытках борьбы с детской беспризорностью, которая превратилась в серьезную проблему (Детский фонд им. Ленина).
Позже в СССР хотели возобновить практику добровольных пожертвований на благотворительность, однако в итоге все сработало по принципу обязательных членских взносов. Куда направлялись средства самих благодетелей не интересовало. Частная благотворительность получила новый виток активности в период Второй мировой войны. Она не несла адресный характер – деньги перечислялись на государственные счета для оборонных нужд страны.
Современная Россия
Первые благотворительные фонды появились в современной России в годы перестройки, ими стали:
1. Детский Фонд.
2. Фонд культуры.
По задумке деятельность фондов должна была распространяться на всю территорию страны. Что касается непосредственно благотворителей, то в 90-х годах прошлого века активную помощь начали оказывать иностранные грантодатели и фонды (Фонд Сороса, Фонд Форда, WWF).
Они поддерживали отдельные проекты научной, культурной или социальной направленности, а также помогали талантливым личностям. В Россию пришли международные благотворительные организации: Армия спасения и Врачи без границ. Начали появляться российские благотворительные фонды, которые специализировались на оказании поддержки в определенных сферах деятельности.
Благотворительность сегодня
В настоящее время в России можно наблюдать процесс консолидации фондов в глобальные структуры, что позволяет повысить их возможности в плане оказания самой помощи. Подобная тенденция отчетливо проявляется в сфере донорства. Результат – улучшение эффективности благотворительной системы в международном масштабе, что дает возможность спасти больше человеческих жизней.
Влияние на развитие благотворительности в России оказал технический прогресс. Технологии способствуют вовлечению людей в процесс оказания любой формы поддержки. При этом, самим благодетелям не нужно выходить на улицу или совершать какие-либо действия. Вместо этого можно воспользоваться специальными приложениями для социальных сетей или разделом в платежных терминалах, чтобы отправить деньги посредством SMS-сообщений на номер. Пожертвовать сумму можно как адресно (на лечение конкретного ребенка), так и на счет благотворительных организаций.
По примерным оценкам, каждый пятый россиянин участвовал в благотворительной деятельности. Для сравнения, в США данный показатель достигает 60%. При этом, более двух третей российских интернет-пользователей планируют заниматься сбором пожертвований в будущем.
1 марта 2019 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета. Одним из вопросов, который обсуждался на заседании, стала тема церковной благотворительности. Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом о церковной социальной деятельности в 2018 году и рассказал о планах на 2019 год.
Одним из итогов 10-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стало активное развитие церковного социального служения, которое стало возможным благодаря деятельной любви и милосердию Предстоятеля, его глубокой убежденности в том, что церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры. Святейший Патриарх лично курирует социальную работу, стремясь сделать Церковь тем местом, где всякий нуждающийся мог бы получить помощь. Пример Первосвятителя вдохновляет на добрые дела архиереев, пресвитеров и мирян.
Количественные результаты работы в 2018 году
Вначале я бы хотел представить количественные результаты нашей работы в 2018 году.
В 2018 году Церковь открыла шесть новых приютов для мам: в Московской областной, Орловской, Калужской, Белгородской, Сарапульской и Салаватской епархиях. Таким образом, к началу 2019 года в России действовали 59 приютов для женщин в трудной жизненной ситуации, открытых при участии Церкви.
В 2018 году к программе предабортного консультирования «Спаси жизнь» подключились 11 новых городов в девяти епархиях: Балашовской (Аркадак), Владимирской (Ковров), Выксунской (Кулебаки, Ардатов), Нижегородской (Дальнее Константиново, Кстово), Южно-Сахалинской (Корсаков), Санкт-Петербургской (Санкт-Петербург), Смоленской (Смоленск), Самарской (Самара), Ржевской (Ржев). Всего на сегодняшний день в программе «Спаси жизнь» участвуют 86 городов, работает 160 специалистов в 122 медицинских учреждениях. С 2015 года в рамках этой программы удалось спасти от аборта свыше 10000 детей.
В 2018 году открылось 35 новых церковных центров гуманитарной помощи. В них нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, коляски, кроватки, продукты. Большинство новых центров расположены в маленьких городах и поселках, где особенно тяжелая ситуация.
В России больше 90 приютов для бездомных, но до сих пор не было такого полноценного приюта в Москве или ближайшем Подмосковье. В прошлом году такой приют «Теплый прием» на 70 человек был открыт в Химках. К началу февраля через приют в Химках прошли 183 человека. 95 из них удалось вернуть к нормальной жизни.
В 2018 году в Екатеринбурге открылся церковный центр ресоциализации. В 11 епархиях начали работу новые консультационные пункты для наркозависимых (в Братской, Владимирской, Вятской, Ижевской, Клинцовской, Костромской, Кузнецкой, Московской, Сарапульской, Сердобской, Череповецкой епархиях). Также новые реабилитационные центры для наркозависимых появились в Калининградской, Ижевской, Воронежской и Ростовской епархиях.
В сентябре 2018 года в Ленинградской области по благословению Святейшего Патриарха прошел II Всероссийский слет православных реабилитационных центров, приуроченный к Всероссийскому дню трезвости. Мероприятие было организовано Координационным центром по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности, благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского и Выборгской епархией. В слете приняли участие представители 34 епархий.
Сегодня Церковь активно развивает паллиативную помощь. В Москве действует паллиативное отделение церковной больницы святителя Алексия митрополита Московского, при Марфо-Мариинской обители работают респис и детская выездная паллиативная служба «Милосердие». Проекты паллиативной помощи есть также в Твери и в Петербурге. В 2018 году Выборгская епархия совместно с Правительством Ленинградской области открыла детский хоспис в поселке Токсово Ленинградской области. Хоспис рассчитан на 30 семей с детьми.
В 2018 году появилось пять новых церковных общин, где оказывают помощь глухим. Сегодня в 71 православном храме в 45 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми.
Особое внимание уделяется созданию доступной среды в храмах. В 2018 году Отдел по церковной благотворительности издал пособие по созданию доступной среды. Также было проведено четыре очных семинара на эту тему в Хабаровске, Уфе, Новосибирске и Волгограде, в которых приняли участие 216 человек.
В прошедшем году ПСТГУ и Синодальный отдел по благотворительности организовали мобильную выставку по созданию доступной среды и оказанию ситуационной помощи маломобильным людям.
По итогам нашего курса дистанционного обучения появились 268 новых социальных проектов. Эти проекты были запущены участниками нашего шестимесячного курса дистанционного обучения для приходских социальных работников. Проекты реализуются на базе 219 приходов и социально-ориентированных НКО на территории 99 епархий. Через эти проекты участники привлекли к социальной деятельности более 1800 добровольцев (из них больше половины — молодые люди).
Помимо этого основного курса, Синодальный отдел по благотворительности провел четыре специализированных курса дистанционного обучения: для руководителей и сотрудников социальных отделов епархий (участвовали 132 человека из 67 епархий), по организации сопровождаемого проживания инвалидов (256 человек из 72 епархий) и два курса по основам помощи детям с ДЦП, организованных совместно с православной службой «Милосердие» и Марфо-Мариинской обителью (339 человек из 78 епархий).
Также в 2018 году мы провели серию очных курсов и конференций. Главным мероприятием стал VIII Общецерковный съезд по социальному служению, его возглавил лично Святейший Патриарх. В съезде приняли участие министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, главы и сотрудники социальных отделов епархий, старшие сестры и духовники сестричеств милосердия, студенты ПСТГУ и РГСУ, студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, московские социальные работники — всего свыше двух тысяч человек, представители 172 епархий, в том числе, 23 епархий из-за рубежа. Работа съезда началась с литии по погибшим в колледже в Керчи. В той трагедии погиб 21 человек, пострадали 67 человек. Было организовано круглосуточное дежурство священников в морге и в больнице. Пострадавших, доставленных в другие города (Краснодар, Москва), также навестили священники. До сих пор трое детей из Керчи находятся в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, их посещают наши добровольцы.
В 2018 году в Уфе состоялась наша межрегиональная конференция для епархий Приволжского федерального округа (участвовали 204 человека из 41 епархии). В наших обучающих центрах в Москве и Екатеринбурге провели несколько смен очных стажировок. В частности, в Москве состоялись 15 смен очных курсов повышения квалификации для приходских социальных работников (66 человек из 25 епархий), четыре смены очных курсов повышения квалификации руководителей и ключевых сотрудников социальных отделов епархий (53 человека из 44 епархий). В нашем региональном обучающем центре в Екатеринбурге организовали две смены курсов повышения квалификации (40 человек из 24 епархий). Также в Екатеринбурге состоялся I Съезд сестер милосердия Уральского региона, на который приехали 190 сестер из 24 сестричеств (11 епархий).
Совместно с Минздравом мы в очередной раз провели Всероссийский день трезвости. По благословению Святейшего Патриарха в этот день в храмах возносились особые молитвы о страждущих недугами пьянства и наркомании, совершались специальные молебны. При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ была организована информационная поддержка Дня трезвости. В 2018 году в СМИ появилось 5825 материалов о Дне трезвости.
Увеличивается количество проектов помощи алкоголезависимым. За последние 10 лет их число выросло больше чем в 20 раз (в 2009 — около 20 проектов, в 2018 году — свыше 500). Это братства, общества, группы, общины трезвости, консультационные пункты.
В 2018 году представители Церкви оказывали помощь пострадавшим после 13 крупных чрезвычайных ситуаций. В связи с наводнением в июле в Забайкальском крае Синодальный отдел по благотворительности направил 146 тысяч рублей в Нерчинскую епархию для оперативной помощи. На эти средства была закуплены для пострадавших продукты питания, вода, средства гигиены.
В 2018 году мы выпустили четыре пособия: две книги вышли впервые (о служении больничного священника и о создании доступной среды в храме), два переиздали (справочник бездомного и «Инвалид в храме»). С 2010 года мы издали 41 методическое пособие.
Новые направления и планы
Теперь я бы хотел рассказать о новых направлениях нашей работы и планах на 2019 год. Прежде всего, будут открываться новые проекты по линии профилактики абортов.
В 2018 году, ко Дню защиты детей, по благословению Святейшего Патриарха во всех храмах был проведен общероссийский сбор средств на профилактику абортов и помощь женщинам в кризисной ситуации. Это был уже второй такой общецерковный сбор. Нам удалось собрать 38 миллионов рублей.
На эти средства в 2019 году будут открыты 13 новых приютов для мам. Один из них уже открылся в Кургане. Таким образом, в России скоро будет работать 72 таких приюта. Вы их видите на карте.
Также появятся 32 новых центра гуманитарной помощи и 25 других проектов помощи женщинам в кризисной ситуации (консультационная, юридическая, психологическая помощь, телефоны доверия и т.д.). Также в этом году смогут расширить свою деятельность 54 уже работающих проектов помощи женщинам.
Новые направления работы у нас в сфере помощи бездомным. Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются бездомные — им трудно получить медицинскую помощь. Поэтому сейчас мы делаем вместе с Минздравом яркую памятку о том, что бездомный должен получать всю необходимую помощь, даже если у него нет полиса и документов. Ее планируется разместить во всех приемных отделениях российских больниц.
Также мы сейчас выстраиваем систему реабилитации бездомных. Наши специалисты в 2018 году знакомились с международным и лучшим российским опытом, посетили успешные проекты в Европе, ездили на крупнейшую конференцию по этой теме в Берлине, ее проводила Европейская федерация национальных организаций по работе с бездомными (FEANTSA).
Синодальный отдел и православная служба «Милосердие» не только расширяют существующие модели, но и работают над созданием новых, более эффективных. В дополнение к уже работающим программам профилактики бездомности на базе «Ангара спасения» службы «Милосердие» мы запустили собственные экспериментальные проекты помощи бездомным — «Ферма», «Хостел», «Трудовой лагерь». Это те формы возвращения человека в общество, которые мы внедряем на собственном опыте.
В этом году по нашему заказу социологи из ПСТГУ проведут исследование среди бездомных. Будет опрошено 700 человек. Мы планируем составить подробный социально-демографический портрет бездомных, выявить основные каналы попадания человека на улицу. В итоге все это должно помочь нам понять, как правильно выстроить трудовую интеграцию и реабилитацию бездомных людей. По итогам работы, анализа российского и зарубежного опыта мы представим документ на эту тему, он будет посвящен организации помощи бездомным в Церкви.
Новым направлением стало развитие пастырского больничного служения. В связи с тем, что не хватает помощников священников, мы привлекаем к помощи мирян-катехизаторов, миссионеров. В Москве мы провели первые курсы для помощников больничных священников (его завершили 102 человека, многие — выпускники ведущих вузов России). Была выпущена книга «Больничный священник». На базе успешного опыта Москвы начали обучать представителей епархий: в 2018 году прошла первая стажировка, в ней участвовали 11 священников из 11 епархий. В этом году прошла вторая такая стажировка, в ней приняли участие 18 человек из 18 епархий. Впереди еще несколько смен обучения.
Относительно новое направление работы — распространение практики сопровождаемого проживания инвалидов. Церковь активно в этом участвует. Как я уже говорил, в прошлом году мы провели специальный курс обучения на эту тему совместно с одной из ведущих организаций по помощи инвалидам — Санкт-Петербургскими «Перспективами». И совместно с Санкт-Петербургскими «Перспективами» в 2018 году был открыт новый проект сопровождаемого проживания в деревне Раздолье Выборгской епархии. В доме сопровождаемого проживания при храме живут семь человек с инвалидностью. Вместе с ними круглосуточно находится социальный работник, однако проживающие стараются в максимально возможной степени обслуживать себя сами. Там созданы условия, приближенные к домашним.
Другой проект сопровождаемого проживания должен появиться в Пензе. В 2018 году митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил место строительства будущего комплекса домов для инвалидов «Новые берега». Здесь будет построено 10 домов примерно на 80 человек. В этих домах будут жить инвалиды, которым государство не предоставило квартиры после выхода из интернатов. Им будут помогать социальные работники и специалисты.
Это третий проект, который организует руководитель направления по работе с инвалидами Пензенской епархии, член Общественной палаты РФ Мария Львова-Белова. В Пензе уже успешно работают ее проекты «Квартал Луи» и «Дом Вероники» — все эти проекты являются альтернативой психоневрологическим интернатам.
Другое перспективное направление работы — развитие семейного устройства сирот и организация школ приемных родителей. На эти темы мы проводим дистанционные и очные семинары в епархиях. В 2018 году было организовано восемь таких семинаров. Двухдневные интерактивные семинары прошли в Хабаровске, Уфе, Сарапуле, Екатеринбурге, Соликамске, Ростове-на-Дону, деревнях Глебово (Московская область) и Воробьевцево (Ивановская область). Также мы распространяем методическое пособие по организации Школы приемных родителей, изданное нашим Синодальным отделом. В 2018 году было передано в епархии более 1000 экз. пособия.
В 2019 году появится уже вторая в России православная школа приемных родителей — в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Она будет ориентирована на подготовку прихожан храмов к принятию в семью детей-инвалидов, ведь именно сирот-инвалидов реже всего берут в семьи. В основу работы школы будет положен опыт православного приюта семейного типа «Умиление». Он расположен в Вырице (Гатчинская епархия). Это несколько приемных семей, которые взяли под опеку детей-инвалидов. Сейчас под одной крышей большого деревянного дома проживают четыре семьи, они воспитывают в общей сложности 15 детей-инвалидов. Духовники проекта — два брата — иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские). В этом году проект должен расшириться: рядом построены еще два дома для новых семей, которые возьмут под опеку детей-инвалидов. В новых двух домах будут жить семь-девять семей.
В наших планах на этот год — открыть второе паллиативное отделение в больнице святителя Алексия. Новое отделение будет рассчитано на 35 коек. Также в этом году протоиерей Александр Ткаченко и Правительство Московской области планируют открыть новый детский хоспис в Домодедово. Он будет рассчитан на 10 семей с детьми.
До сих пор в Москве было очень мало церковных проектов помощи наркозависимым — например, в Москве до сих пор не существует ни одного церковного реабилитационного центра. В этом году мы планируем открыть первый в городе церковный дневной стационар — амбулаторную реабилитационную программу при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках. Этот центр будет рассчитан на 15 человек. Туда шесть дней в неделю будут приходить на занятия наркозависимые. Занятия будут вести священники, психологи, консультанты и соцработники.
Также у нас в планах — открыть в 2020 году свой загородный реабилитационный центр с круглосуточным проживанием. В итоге в Москве мы создадим полноценную систему церковной помощи наркозависимым.
В этом году мы рассчитываем на подписание соглашения Церкви с Министерством труда и социальной защиты России. По этому соглашению планируется создание постоянно действующей Комиссии. Мы встречались с представителями министерства, они настроены на активное взаимодействие с нами.
В 2019 году откроется наш новый региональный обучающий центр в Ростове-на-Дону — он будет организован на базе социального отдела Ростовской епархии. В нем смогут проходить обучение представители епархий Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
В 2019 году мы доработаем и будем распространять в епархии документ об основных принципах организации социального служения на епархиальном уровне. Приложение к документу — это советы и конкретные рекомендации председателю епархиального социального отдела.
Качественно новой формой работы с епархиями стали наши выездные интенсивные обучающие семинары. В 2018 году мы провели шесть таких углубленных семинаров: несколько ключевых специалистов Синодального отдела выезжали в епархии и интенсивно работали вместе с сотрудникам и добровольцами, которые отвечают в епархии за социальное служение. Мы провели эти семинары в Великолукской, Сарапульской, Хабаровской, Абаканской, Иркутской и Биробиджанской епархиях. Эти семинары продолжались от одного до трех дней. По отзывам из регионов, эта одна из самых эффективных моделей обучения: ведущие специалисты из Москвы погружаются в проблемы и местные условия конкретного региона, дают практические советы на основе увиденного. Это приносит хорошие плоды и мотивирует людей. Сразу же в епархии загораются энтузиасты, появляются идеи новых проектов.
Мы планируем развивать работу за рубежом. Мы тесно взаимодействуем с руководителем Управления по зарубежным учреждениям архиепископом Венским и Будапештским Антонием. Благодаря его поддержке и участию несколько дней назад в Литве прошла первая конференция по социальному служению среди европейских епархий — пока она была не очень представительной — в ней приняли участие 52 человека, но мы надеемся, что эта работа будет продолжаться. На съезде обсуждалось создание Координационного центра церковного социального служения в Европе. Он будет создан при нашем Синодальном отделе.
В прошлом году благодаря митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию активно стало развиваться социальное служение на Филиппинах. Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии организовал кормление бедных людей на Юге Филиппин. 11 приходов обеспечены всем необходимым оборудованием для кормления, и сейчас дважды в неделю около 500 детей, стариков, беременных и кормящих женщин получают пищу, обогащенную витаминами и минералами. Наши приходы раздают медикаменты, одежду, обувь, школьные принадлежности.
В 2018 году мы начали адресную программу помощи нашим соотечественникам в Таджикистане — это самая бедная страна постсоветского пространства. В силу крайней бедности и нищеты в этой стране наш Синодальный отдел взял под особый контроль социальную работу в этой епархии. Наша сотрудница трижды в течение года туда ездила, мы запустили в России сбор средств, направили туда журналистов. Открыли в епархии благотворительную столовую, центр гуманитарной помощи. Сегодня каждую неделю в благотворительной столовой полноценный обед получают 100 человек. Также 180 человек регулярно получают продуктовые наборы, их отвозят в труднодоступные районы тем людям, которые сами не могут добраться до храма. На собранные деньги епархия адресно помогает семьям. Мы будем продолжать работу в Таджикистане и в этом году.
Диакония.ru/Патриархия.ru
Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142). История. Вып. 29. С. 134-139.
НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
А. В. Власова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ цЕРКВИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
дореволюционного периода
Статья посвящена осмыслению историографии отечественной церковной благотворительности. Автор рассматривает роль Русской православной церкви в становлении и развитии негосударственной социальной помощи в России в том виде, как она была представлена в социальной мысли дореволюционного периода.
Ключевые слова: благотворительность, Русская православная церковь, исследование, историография, дореволюционный период.
Благотворительность в России неразрывно связана с Русской Православной Церковью, которая является не только сферой приложения благотворительного капитала, но и выступает в качестве организатора благотворительной деятельности от помощи материальными средствами нищим до помощи деньгами и ценностями государству. Действительно, под покровом Церкви в 1895 г. в монастырях находилось 135 больниц на 1700 кроватей, всех богаделен при церквах было 810, где призревалось более 10 тысяч человек1. С учетом этих и многих других факторов интерес к благотворительной деятельности Русской Православной Церкви постоянно был в центре внимания, свидетельством чего являются многочисленные труды по проблемам благотворительности.
Российская историография церковной благотворительности, возрождающаяся в последние годы, имеет свои истоки в XIX
в., когда интерес к этому социальному феномену был вызван активным потоком пожертвований и развитием системы общественной и государственной социальной помощи в России. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» 1912
г. издания дано следующее определение: «Благотворительность — одно из проявлений любви христианской, когда человек оказывает благодеяния и поддержку нуждающемуся в этом, безразлично, будет ли эта нужда духовная или телесная»2.
В этой связи обращают на себя внимание некоторые противоречия в подходах западных и отдельных отечественных исследова-
телей к выявлению сущности русской духовности, её истоков, абсолютизирующих при этом значение христианства или отрицающих тем самым историческую первооснову и самобытный характер россиян, формирование которого зарождалось задолго до принятия христианства в Киевской Руси. По мнению В. О. Ключевского3, оказание помощи даже в древности было необходимым условием личного нравственного здоровья: благотворительность более нужна была самому «ни-щелюбцу», чем нищему. У «древнерусского человека» чувство милосердия и сострадания выражалось в подаче милостыни.
Следующей работой, которую можно причислить к осмыслению истории церковной отечественной благотворительности, стала опубликованная в журнале «Отечественные записки» статья А. Н. Афанасьева, сделавшего попытку установить источники текста, опубликованного в 1818 г. Стогом4. Афанасьев проработал тексты Лаврентьевской, Ипатьевской, Троицкой, Никоновской летописей, Собрания государственных грамот и договоров, что позволило ему уточнить и расширить фактографию благотворительных деяний русских князей, монастырей, церквей и духовенства в период X — середины XV в. На основе собранных фактов Афанасьев сделал вывод, что в эпоху, когда «народ, незнакомый с материальным благосостоянием», вымирал вследствие войн и неурожаев, объем княжеской и церковной благотворительности вполне удовлетворял потребности тех нуждающихся, которые могли приняться за труд после перенесенных бедствий». С развитием
материальных ресурсов нищета неизбежно перестает предшествовать физической гибели людей, в обществе «призрение принимает больший объем».
В 1851 г. в «Журнале Министерства внутренних дел» чиновником особых поручений МВД Я. В. Ханыковым был опубликован «Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России»5. Ханыков выделяет в истории человечества несколько стадий развития благотворительности, а именно: 1) когда благотворительность мотивировалась исключительно личным состраданием («Но личное сострадание, обусловливаемое в каждом лице большею или меньшею раздражительностию его чувств, составляет, очевидно, весьма непрочную и недостаточную основу благотворительности. В этом неразвитом состоянии и находилась благотворительность почти у всех народов древности»); 2) когда она стала элементом благочестивого поведения христианина («Только христианское учение установило ее на более прочном основании, обратив чувство, из которого проистекает эта деятельность, в обязанность религиозную. У народов, принявших учение Спасителя, исполнение обязанности этой обратилось вскоре, во многих случаях, в обычай, что, ослабляя нередко цену побуждений к благотворительности, тем не менее расширило объем ее»); 3) когда благотворительность вошла в круг государственных интересов («Наконец, общины, корпорации и государства начали сознавать необходимость благотворительности не только как нравственного акта, но и как полезной правительственной меры: это составило высшую степень развития благотворительности и довело ее до того положения, в котором встречаем ныне общественное призрение почти во всех образованных государствах»).
Российская благотворительность в отечественной историографии стала объектом особенно пристального изучения с 60-х гг. XIX в., что вызвано, на наш взгляд, дальнейшими изменениями в общественном сознании на фоне происходящих реформ в России. В 1890-е годы публикация трудов по вопросам благотворительности приняла прямо-таки лавинообразный характер, отдельную часть среди которых занимали вопросы церковной благотворительности. 30 ноября 1897 г. были
утверждены правила о премии имени императрицы Александры Федоровны (возглавлявшей Попечительство о трудовой помощи) для поощрения «появления в печати на русском языке возможно большего числа сочинений по вопросам о призрении бедных и вообще о благотворительности»6. Присуждение премии в размере 1500 р. планировалось каждые три года. Поощрялись не только сочинители, но и рецензенты, получавшие медаль с надписью «Возлюбиши Ближняго яко сам себе». Более того, эта исследовательская деятельность всемерно поощрялась царствующим домом в виде чинов, орденов и премий. К примеру, книга С. Г. Рункевича «Приходская благотворительность в Петербурге. Исторические очерки» (о которой мы скажем ниже), опубликованная в 1900 г. на 461 страницах была удостоена денежной премии в 1750 рублей императрицы Александры Федоровны7, как «образцовое произведение», автору которого «пришлось много поработать для разыскивания материалов для своего труда» (всего автором пересмотрено до 800 отчетов).
Заметный вклад в историографию благотворительности внесли труды видного публициста Е. Д. Максимова8 и профессионального историка и практика московской благотворительности профессора В. И. Герье9. Оба автора весьма активно публиковались с конца 1890-х гг.
Интересными представляются работы выдающихся церковных деятелей. К таковым можно отнести письма святителя Тихона, собранные в один труд «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского»10. В одном из писем святитель Тихон, призывая читателя постоянно внимать движениям своей души и следить за своими поступками, вопрошает: «Говоришь к Богу: услыши, Господи! Но сам не затыкаеши ли ушей ближнему твоему, просящему тебя? » (т. е. не затыкаешь ли ушей (своих), когда ближний твой просит тебя?) (Письма Посланные, 9). В книге мы находим также очень подходящие тематике слова святителя: «Буди милостив брату твоему, когда Бога хочешь у тебя милостива иметь… Сей есть христианский дух» (Письма Келейные, 99)».
Уже в конце ХК в. во внимание исследователей негосударственной социальной помощи попадают проблемы специфики крестьянского, городского, церковно-приходского
призрения, что отразилось на характере трудов. Виды общинной помощи, преобладавшей у крестьян, изучал В. Дерюжинский12. Наиболее распространенным, по его наблюдению, было поочередное кормление по домам, натуральные пособия (хлеб, соль, зерно), милостыня. Деятельность приходских попечительств, относившихся к учреждениям, «управляемым на особых основаниях», изучали А. Кудрявцев13, Д. Всесвятский14. Авторы выделили следующие наиболее распространенные ее формы: материальную и медицинскую помощь; просветительскую деятельность, особенно материальную поддержку учащихся.
Предметом научного интереса ряда исследователей являлись также различные формы девиантного поведения: нищенство, самоубийства, проституция, пьянство и алкоголизм, социальная патология детства. Так, А. Кудрявцев15, А. Краевский16 полагали, что успех решения проблем нищих зависит от совместной деятельности церкви, общества и государства.
Теоретические вопросы общественного призрения по-прежнему оставались в центре внимания отечественных ученых. В то же время наметился качественный сдвиг в развитии теоретической мысли. Прежде всего, это было связано с тем, что стал формироваться устойчивый интерес к понятийному аппарату: исследователи стремились определить понятия в контексте мировой общественной мысли. Складывалась исследовательская культура в вопросах общественного призрения. Научные подходы строились с учетом мировых тенденций в области познания социальных проблем, а не только на основе отечественной практики и представлений. В. Гаген17 в предисловии к работе «Право бедного на призрение» сделал акцент на понятийно-терминологическом обосновании различных видов помощи. Отметив, что призрение имеет отчетливую интерпретацию, которая зависит от субъекта помощи, он выделил несколько основных видов призрения: призрение бедных, церковное, частное, публичное. Так, под призрением бедных он понимал помощь, при которой средства нуждающемуся шли исключительно на поддержание жизни. Когда же призрение осуществляется частными лицами и церковью, то оно, соответственно, имеет название частного и церковного призрения. В «пуб-
личном или законном» призрении основным субъектом помощи выступают корпорации, которыми могут быть государство, провинции, округа, уезды, общины. По его мнению, призрение могло быть как факультативным, так и обязательным.
Значительную нишу среди работ в области благотворительности занимали исследования как общехристианского, так и православного направления. Среди них можно выделить труды: архивиста И. Ф. Токмакова, посвященные историко-статистическому описанию различных монастырей, церквей и губерний, С. Миропольского — по истории церковноприходских школ, И. Лабутина, Г. Ульгорна и других, исследовавших христианскую благотворительно сть18.
Свидетельством демократизации общественной мысли являются труды, многие из которых носят общий характер. Например, книга В. М. Бензина19. Ее отличительными особенностями являются: во-первых, это статьи, опубликованные ранее в журнале «Трудовая помощь» за 1906-1907 гг. и объединенные по хронологическому принципу, во-вторых, они содержат богатейший фактический материал по всем основным направлениям церковноприходской благотворительности, в-третьих, и это самое важное, в работах В. М. Бензина широко представлен научный аппарат, что является большой редкостью. Особое внимание привлекает его вторая книга, в которой говорится о благотворительности в России после 1864 г. В ней мы находим описание источников финансирования церковной благотворительности в обобщенном виде: пособия от городов и государственной казны, подаяния, пожертвования, завещания, штрафы и проценты от вкладов церкви в банки, доходы от хозяйственной и иной деятельности. Здесь же помещены данные о приходских попечи-тельствах и братствах, из которых видно, что в 1868 г. в России было 5327 попечительств, в 1881 г. — 12140 и в 1900 г. — 18622 (с. 6); о богадельнях при церквях, число которых с 272 в 1868 г. увеличилось до 660 в 1889 г. (с. 8). В книге помещены интересные сведения о приходских благотворительных обществах в Санкт-Петербурге, Москве и других, прежде всего губернских, городах. Много полезных сведений можно найти о церковных братствах, о решении хозяйственных проблем применительно к условиям сущес-
твования церкви. В этой связи особо отметим уникальные сведения о деятельности Крестовоздвиженского трудового братства, располагавшегося в Черниговской епархии. Наконец, автор не замыкается только рамками России, но и помещает очень интересный материал о различных сторонах сосуществования православного братства в Северной Америке (с. 30-35). Таким образом, несмотря на некоторую краткость изложения (их объем составляет соответственно 120 и 41 стр.), нельзя пройти мимо работ этого ученого.
Кроме трудов обобщающего характера в дореволюционной литературе имеется значительное число работ, посвященных отдельным церковным общинам и братствам, представляющим особую ценность в связи с возрождением благотворительной деятельности современной Русской Православной Церкви в целом и отдельных ее звеньев, в частности. Из этих работ, бесспорно, наибольший интерес вызывает монография С. Г. Рункевича20, которая является одной из лучших по проблемам благотворительности вообще. Автор приводит обширнейшие сведения обо всех существовавших в 1900 г. в Санкт-Петербурге 29 благотворительных обществах и 4 братствах: Христорождественское Александро-Иосифское, Сергиевское, Николаевское православное и Исааковское православное. По всем приходским обществам и братствам автор приводит сведения об истории создания, основных источниках доходов, частных пожертвованиях с указанием фамилий дарителей и денежных сумм, данные о нахождении в этих заведениях приютов, богаделен, школ. Автором было проанализировано более 800 отчетов приходских обществ и братств. В работах Рункевича содержатся сведения об источниках доходов церкви на нужды благотворительности. В частности им были названы: кружечные сборы, взносы благотворителей, признаваемых членами общества, крупные и мелкие единовременные пожертвования, завещания, домовые и квартирные сборы путем рассылки подписных листов на различные цели, поступления от заказных обедов, концертов, лотерей, взносы за пенсион в богадельнях, приютах и, наконец, пожертвования вещами, продуктами питания и др. Основными же расходными статьями являлись: призрение, воспитание и обучение детей неимущих; пособия неимущим по месту жи-
тельства; призрение немощных и неимущих в богадельнях и старческих приютах, как правило, женщин; обучение взрослых в воскресных школах; предоставление нуждающимся дешевой жилплощади; помощь обездоленным предоставлением одежды и продуктов питания; поддержка людей, подвергнувшихся воздействию стихийных бедствий, включая пожары, неурожаи и др.; посредничество в нахождении работы или сбыта изготовленной продукции. Есть в книге многочисленные статистические материалы, и все это делает ее важным источником рассмотрения этого направления.
Благотворительное движение в литературе того времени (как впрочем, и современной историографии) представлено довольно обезличенно. В лучшем случае упомянуты лишь имена общественных деятелей, участвовавших в тех или иных благотворительных акциях. Поэтому особый интерес при исследовании проблемы вызывают публикации, посвященные деятельности Марфо-Мариинской обители и ее основательницы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Анализ исторических работ показал в целом отсутствие специальных исследований. Значительный интерес представляет статья В. В. Розова21 о деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны по созданию Марфо-Мариинской обители. Розов обращает внимание на новизну этого начинания, оригинальность самого замысла, где на базе монастыря подготовленные медицинские сестры-диакониссы оказывают духовную и практическую помощь населению.
Некоторые вопросы о благотворительности Марфо-Мариинской Обители Милосердия нашли отражение в дореволюционной периодике. Они затрагиваются и в статье князя Б. А. Щетинина «По стопам Христа» (1910). Особую ценность имеет работа настоятеля Покровского храма, духовника Обители протоиерея Митрофана Сребрянского: «Наставление отца духовного сестрам Марфо-Мариинской-Обители Милосердия» (М., 1909; переиздана в 1912 г. с пояснительной запиской). Книга не утратила своего значения до настоящего времени и была напечатана как руководство всем сестрам милосердия в 1994 г. Сестричеством во имя преподобной мученицы Великой Княгини Елизаветы. Кроме того, выпускаемые отчеты Обители за
1909-1912 гг. освещали все виды ее благотворительной деятельности.
Значительное количество и разнонаправ-ленность названных работ, отражающих позиции Русской Православной Церкви в оценке истоков и истории благотворения в России, связано, на наш взгляд, с ростом общественного интереса к проблемам помощи нуждающимся в условиях пореформенной России, появлением различных точек зрения как на роль и место таковой в развитии страны, так и на обязанности правительства, церковных структур, общественных сил и каждой личности в деле организации поддержки нуждающимся. Несмотря на большой объем дореволюционной литературы по проблемам социальной помощи и общественного призрения, российская церковная благотворительность рассматривалась авторами (в основном, чиновниками и журналистами) крайне фрагментарно, бессистемно и должного освещения не получала. Следует отметить важную деталь — авторы почти не разделяли благотворительности и общественного призрения по принципу субъекта оказания помощи, употребляя оба понятия для обозначения помощи бедным, за исключением случаев, когда ставился вопрос о соотношении функций государства (призванного осуществлять контрольно-организующую роль) и общественных сил в деле помощи нуждавшимся. Ознакомившись с дореволюционной историографией христианской благотворительности к 70-80 гг. XIX в., можно говорить о трех её направлениях: осмысление идеологии и практики милосердия в христианском мире; выявление и категорирование тенденций и форм частной христианской благотворительности; формулирование и описание отдельных этапов благотворительности в России.
Отметим, что особую ценность эти работы представляют в настоящее время в связи с возрождением благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в целом и отдельных ее звеньев. Наконец, учитывая, что храмы возвращаются Церкви, подобная литература является незаменимым источником при написании исторических работ применительно к отдельным приходам.
Примечания
1 См.: Вестн. благотворительности. — 1899.
— № 4. — С. 64.
2 Благотворительность // Полный православный богословский энциклопедический словарь. — СПб., 1912. — С. 329.
3 См.: Ключевский, В. О. Добрые люди Древней Руси / В. О. Ключевский. — Сергиев-Посад, 1892.
4 См.: Афанасьев, А. Н. Историческое развитие вопросов о призрении в России / А. Н. Афанасьев // Отечеств. зап. — 1850.
— № 10. — С. 123-144.
6 Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. — 1897. — № 11.
— С. 45.
7 См.: Литературное обозрение // Вестн. благотворительности. — 1901. — № 2. — С. 87.
8 См.: Максимов, Е. Д. Помощь бедным в Древней Руси / Е. Д. Максимов // Трудовая помощь. — 1899. — № 2. — С. 114-135.
9 См.: Герье, В. И. Русские дома трудолюбия, состоящие под Августейшим покровительством / В. И. Герье. — М., 1900.
10 См.: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского : в 5 т. Т. 5 / Т. Задонский.
— М., 1889.
11 Там же. — С. 18-19.
12 См.: Дерюжинский, В. Ф. Общественное призрение у крестьян / В. Ф. Дерюжинский.
— СПб., 1899.
14 См.: Всесвятский, Д. О благотворительных кассах в приходах / Д. Всесвятский.
— Ярославль, 1891.
15 См.: Кудрявцев, А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства / А. Кудрявцев. — Одесса, 1885.
16 См.: Краевский, А. Вопрос о нищенстве и об организации благотворительности в Москве / А. Краевский. Вып. 1-2. — М., 1889.
17 См.: Гаген, В. Призрение бедных в С.-Петербургской губернии / В. Гаген. — СПб., 1899.
готворительность в древней церкови / Г. Ульгорн. — СПб., 1899 и др.
20 См.: Исчисление приходских благотворительных обществ в православных приходах Петербурга, время их учреждения, составах и управление. — СПб., 1875; Рункевич, С. Г. Приходская благотворительность в Петербурге : ист. очерки / С. Г. Рункевич.
— СПб., 1900.
21 См.: Розов, В. В. Великое начинание в Москве / В. В. Розов // Новое время. — 1909.