6 сентября 1958 г. В этот день одному из главных героев романа, архитектору Генриху Фемелю, исполняется восемьдесят лет. Юбилей — хороший повод для того, чтобы оценить прожитую жизнь. Более пятидесяти лет назад он появился в этом городе, едва ли не в последний момент подал на конкурс свой проект возведения аббатства Святого Антония и — безвестный чужак — победил остальных претендентов. С первых же шагов в незнакомом городе Генрих Фемель хорошо представляет себе будущую жизнь: женитьба на девушке из какого-нибудь знатного семейства, много детей — пять, шесть, семь, — множество внуков, «пятью семь, шестью семь, семью семь»; он видит себя во главе рода, видит дни рождения, свадьбы, серебряные свадьбы, крестины, младенцев-правнуков… Жизнь обманывает ожидания Генриха Фемеля. Тех, кто собирается на его восьмидесятилетие, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это сам старик, его сын Роберт Фемель, внуки — Иозеф и Рут, и приглашённая Генрихом секретарша Роберта Леонора, Второй сын, Отто, ещё в юности сделался чужд своей семье, примкнув к тем, кто принял «причастие буйвола» (так в романе обозначена принадлежность к кругам немецкого общества, заражённым идеями агрессии, насилия, шовинизма, готовым утопить мир в крови), ушёл воевать и погиб.
Продолжение после рекламы:
Жена Генриха Фемеля содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти. (Хотя Генрих Фемель, перестав лукавить перед собой, сознаётся, что согласен и всегда был согласен с мыслями и высказываниями жены, но не имел мужества открыто заявить об этом.)
Роберт Фемель ещё гимназистом даёт клятву не принимать «причастие буйвола» и не изменяет ей. В юности он вместе с группой сверстников вступает в борьбу с фашизмом (олицетворением фашизма для них служит учитель физкультуры Бен Уэкс, за покушение на которого один из подростков, Ферди Прогульски, расплачивается жизнью) и вынужден, жестоко избитый бичами из колючей проволоки, бежать из страны. Через несколько лет амнистированный Роберт возвращается в Германию к родителям, жене Эдит и родившемуся без него Иозефу. Он служит в армии, но его служба оборачивается местью за погибших друзей. Роберт подрывник, он «обеспечивает сектор обстрела» и без сожаления уничтожает архитектурные памятники, в числе которых построенное отцом аббатство Святого Антония, взорванное им без особой надобности за три дня до конца войны. («Я отдал бы двести аббатств за то, чтобы вернуть Эдит, Отто или незнакомого мальчика…» — вторит ему и Генрих Фемель.) Жена Роберта, Эдит, погибает при бомбёжке. После войны Роберт возглавляет «контору по статическим расчётам», на него работают всего три архитектора, которым Леонора рассылает немногочисленные заказы. Он обрекает себя на добровольное затворничество: на красной карточке, которую Роберт когда-то давно дал Леоноре, значится: «Я всегда рад видеть мать, отца, дочь, сына и господина Шреллу, но больше я никого не принимаю». По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле «Принц Генрих» в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.
Брифли существует благодаря рекламе:
Шрелла — друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.
Шестое сентября 1958 г. становится поворотным днём и для Генриха Фемеля, и для его сына. В этот день, осознав ложность следования логике собственного надуманного образа, он порывает с давно тяготившей его привычкой ежедневно посещать кафе «Кронер», отказывается принять подарок от фашиствующего Греца, владельца мясной лавки, и символически заносит нож над присланным из кафе юбилейным тортом в виде аббатства Святого Антония.
Роберт Фемель в этот день демонстрирует своему бывшему однокашнику, Нетглингеру, приверженцу «буйволов», что прошлое не забыто и не прощено. В этот же день он усыновляет «агнца» Гуго, берет на себя ответственность за него.
И для Иозефа Фемеля, внука Генриха и сына Роберта, молодого архитектора, этот день становится решающим. Увидев пометки отца на обломках стен аббатства Святого Антония, чёткий почерк, знакомый ему с детства, неумолимо свидетельствующий о том, что аббатство взорвал отец, Иозеф переживает кризис и в конце концов отказывается от почётного и выгодного заказа, от руководства восстановительными работами в аббатстве.
Иоганна Фемель, которую по случаю семейного празднества отпускают из лечебницы, тоже совершает решительный шаг — она стреляет из давно заготовленного пистолета в министра, господина М. (у которого «морда, как у буйвола»), стреляет как в будущего убийцу своего внука.
Подведены итоги прошедшей жизни. И для собравшихся в мастерской старого архитектора (здесь, кроме хозяина, Роберт с новообретённым сыном Гуго, Шрелла, Иозеф с невестой, Рут и Леонора) начинается новый день, 7 сентября.
«Бильярд в половине десятого» — важнейшее произведение немецкого писателя Генриха Бёлля. Это не столько свидетельство о войне глазами немцев, сколько попытка ответить на вопрос: а как же жить дальше, когда война закончилась и Германия повержена? Бёлль не описывает боевых действий. Он не обвиняет и не жалеет солдат. Его книга – это фильм с вырезанной ключевой сценой. Начинается этот фильм с предвоенных лет, когда молодежь охватывает нацистская лихорадка, далее период сороковых просто исчезает, за чем следуют пятидесятые и поломанные судьбы выживших людей. Бёлль дает неутешительные ответы о том, как теперь жить дальше. Кто-то находит спасение в воспоминаниях, кто-то избегает всего, связанного с прошлым, молодое, невоевавшее поколение помнит постоянное бегство, а некоторое, как пожилая героиня Иоганна, проведя в психбольнице, будучи здоровой, пару десятков лет, похоже, действительно сходит с ума и бредит мыслью о мести.
Но посмотрим ближе на главных героев. Книга представляет собой серию перемежающихся воспоминаний семьи потомственных архитекторов Фемель. Их история охватывает полвека, начиная с того момента как глава семьи Генрих Фемель, еще не дожив до тридцати лет, приехал в город. Этот человек совершенно уверен в себе. Мир вокруг себя он рассматривает как сцену, где ему отведена главенствующая роль, а всем остальным – роли статистов. У него еще нет жены, но он уже видит себя старым и окруженным полусотней внуков, которые родятся от полудюжины его детей. Среди местных архитекторов проводится конкурс на постройку аббатства Святого Антония, и наш герой, вопреки всем ожиданиям, его выигрывает. Корифеи архитектурного дела в ярости, а Фемель получает фантастический старт карьеры. Позже он встретит девушку, у них появятся дети. Особенно он будет выделять двоих – Отто и Роберта. Отто в 1930-х годах ревностно принимает идеалы национал-социализма и во имя его начинает промышлять мелким бандитизмом, оправдывая все необходимостью построить новое великое немецкое общество. Он, говоря словами Бёлля, принимает «причастие буйвола». Роберт был совсем иным. Он ненавидел политику и принял «причастие агнца», то есть христианские ценности. Его травили в школе вместе с другом Шреллой и в итоге ему даже пришлось бежать в Голландию. Отношения в подростковой среде царили жестокие. Некоторые дети, увлеченные Гитлером, доносили на собственных родителей. Другим за нападение на истязующих их учителей буквально отрубали головы. Третьи бесследно исчезали. Роберт Фемель вернется из Голландии по амнистии. На фронте потребуется его талант подрывника. Он будет взрывать все – не только то, что ему скажут, но и то, что он сам сочтет нужным. Когда американцы уже вторгнуться на территорию Германии, Роберт Фемель взорвет аббатство Святого Антония, построенное отцом. Нужды его взрывать не было никакой, так просто повелел безумный генерал, сказавший, что нужно освободить сектор обстрела. Роберт Фемель взялся за дело с мстительной радостью. И вот уже в конце пятидесятых, после войны, сын Роберта Йозеф начинает восстановление аббатства и по меткам, оставленным отцом, догадывается, что подрывником был именно он. Он сильно переживает из-за этого и задумывается о смысле своей профессии.
Семье Фемель посчатливилось выжить в годы войны. Но потери были. Несколько детей старый Генрих и его жена Иоганна потеряли во младенчестве. Саму Иоганну позже пришлось объявить сумасшедшей и поселить в психбольнице – это было единственным средством спастись от нацистов. Сын Отто, которого в семье никто не понимал и даже побаивался, погиб под Киевом. Сын Роберт выжил, но оказался пленником тяжкого прошлого, от которого так и не смог освободиться. Сейчас он держит контору, где его сотрудники, живущие в других городах, дистанционно выполняют статические расчеты для архитектурных построек. Он ни с кем не хочет видеться, и каждый день с половины десятого до одиннадцати проводит в отеле «Принц Генрих», где играет в бильярд и рассказывает мальчику по имени Гуго о себе. Ни ушедшей жене, ни детям – лишь постороннему мальчику он может поведать о своей жизни. Мир после войны у Бёлля иногда открывает демонические черты. Герои могут рассматривать витрину кафе, за которой сидят члены профсоюза, и буквально видеть на их лбах маленькие рожки. Всюду слышен аромат порока: «здесь священнодействовали, но имя божества нельзя было произносить вслух». Первые жертвы нацистов, подростки Роберт Фемель и Шрелла, просто не понимают, зачем был нужен Христос и какова была его роль. Да, можно читать молитвы и причащаться, как это, собственно, все и продолжают делать, но что это меняет для людей, которых избивают такие же юные нацисты? В 1930-е годы принять «причастие агнца» и встать на сторону христианства означало подвиг. Ведь это причастие не помогало выжить. То ли дело нацисты и их «причастие буйвола», которое реально могло накормить людей.
Семья Фемелей вроде не бедствует. Финансовый успех был заложен уже первым проектом старого архитектора. Но даже он во время Первой мировой войны мог почувствовать себя обычной пешкой. Ему приходилось бесплатно строить генералам дворцы, чтобы выхлопотать отпуск. Позже, на пороге восьмидесятилетия, старый Фемель попросто выбрасывает ордена из окна. Он никогда не считал себя человеком искусства, только ремесленником. Да и искусства никакого не понимал. Просто всю жизнь делал свою работу. Такую же работу делал его сын Роберт, только с обратным знаком. Почему он взорвал аббатство, построенное отцом, если в том не было необходимости? Очень просто: из мести немецкому миру. Он хотел «воздвигнуть памятник из праха и развалин тем, кто не представлял собой «культурно-исторической» ценности», то есть жервам нацистов, которые построили такой мир, где человеческая жизнь ничего не значила. Он не был слеп, когда взрывал. Наоборот, он был охвачен самой ясной ненавистью. Он был очень «корректен» и решился на взрыв даже несмотря на то, что война закончится через три дня. За это ему дали орден, но, сдаваясь в плен американцам, он с радостью обменял орден на сигареты. Впрочем, на обмен это было мало похоже. Роберт просто хотел избавиться от награды.
Казалось бы, немцев и их стремление к господству легко объяснить унижениями Первой мировой войны. Вот с чем они остались в 1918 году: «Плитка шоколада стоила триллион, потом конфета стоила два триллиона, пушка стоила столько же, сколько полбуханки хлеба, лошадь – столько же, сколько яблоко, цены все росли, а потом у людей не оставалось ни гроша, чтобы купить самый дешевый кусок мыла».
Но национал-социализм оказался провалом. Тяжелее всего пришлом выжившим жертвам. Тем, кто постарадал еще в 1930-х, даже в конце 1950-х по-прежнему кажется, будто нацистские палачи живы и здравствуют. Эти жертвы готовы принять то, что старые люди остались в Германии, все эти служители буйвола, готовые разорвать несогласных. Но они не могут понять, почему не появилось новых людей. Где новое поколение, освобожденное от милитаристской идеологии? Это, пожалуй, самое важное наблюдение Бёлля в «Бильярде». Поражение привело к страданиям, но не привело к рождению новой нации.
Сергей Сиротин
Генрих Белль (1917 — 1985) относится к тому поколению немцев, которому выпало пройти через нравственный выбор между `причастием буйвола` и `причастием агнца`. Не удивительно, что среди персонажей его романа `Бильярд в половине десятого` есть не только мирные архитекторы, но и молодчики, `которые приказывали выламывать у мертвецов золотые коронки и отрезать у детей волосы`. Мир, созданный Беллем, похож на сказку, на страшную, зловещую сказку, ибо в представлении автора и прошлое, и настоящее Германии ужасно. (Неонацисты уже входят в правительство Австрии). Тот факт, что роман был написан в 1959 году, ничуть не умаляет силы его воздействия на читателя и сегодня. В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу » Бильярд в половине десятого «. Чтобы читать онлайн книгу » Бильярд в половине десятого » перейдите по указанной ссылке. Приятного Вам чтения.
Читать книгу » Бильярд в половине десятого »
Оглавление книги
Биография автора — Генрих Белль
Книги автора — Генрих Белль
«Бильярд…» очень тяжело воспринимался примерно треть книги, всё никак не могла понять, кто, что и о чем говорит со мной («спасибо» Евгению Терновскому с его монотонным чтением и ошибками в интонациях, он явно тоже плохо понимал, что происходит в книге, вот уж от кого не ожидала такого чтения). Но даже перечитывание глазами особо плохо воспринимавшихся моментов мало что проясняло. И только ближе к половине книги я кое-как к ней адаптировалась, включая невнятное чтение Терновского. А ведь история рассказана драматичная, напряженная. Это и история страны, и история семьи. Я даже полюбила главных героев к концу книги: Фемеля старшего и его жену Иоганну, которая на мой взгляд вовсе не сошла с ума, а даже получше других понимала, что происходит, вот только жить с этим пониманием ей стало невыносимо. Невыносимо, потому ничего невозможно было изменить, даже в своей семье, даже своего сына Отто. Вот как так получается, что чудесные малыши из хороших семей, добрых, совестливых, честных родителей, готовых помогать слабым и обделенным, как малыши из таких семей вырастали в чужих Отто, как они превращались только в оболочку сына? Но разве взрывы зданий и стрельба в министра что-то изменили или изменят? Эти действия разве что позволяют снять с себя некое напряжение бездействия и бессилия.
Тяжелая история страны, тяжелая история семьи, тяжелая книга — беспросветная, несмотря на множество главных персонажей-агнцев (хотя есть маленький просвет — судьба Гуго). К сожалению, книга оказалась для меня еще и очень тяжело написанной. Когда тяжелые события транслируются через весьма тяжелый по структуре текст, не раз возникнет вопрос «а зачем я это читаю?» Новых смыслов для меня здесь не открылось, а новые эмоции были ослаблены и подпорчены тем, что периодически приходилось ловить себя на том, что я снова потеряла нить.
Фемель Генрих — герой романа, известный архитектор. Роман построен как мозаика из внутренних монологов многих героев, так что одни и те же события освещаются с разных точек зрения и окружены прочным слоем воспоминаний и ассоциаций, где почти каждая деталь повествования имеет второй, символический смысл. Действие романа, вмещающее историю трех поколений семьи Фемелей, формально происходит в течение одного дня — 6 сентября 1958 г., когда Ф. Г. празднует свое восьмидесятилетие. В 1907 г. Ф. Г., никому не известный молодой человек, приехал в город, чтобы участвовать в конкурсе проектов на постройку грандиозного аббатства святого Антония. Заняв на конкурсе первое место, Г. Ф. сделал блестящую карьеру, взял себе за правило ко всему в жизни относиться с иронией и очень преуспел в этом. Г. Ф. шутя сумел завоевать успех, деньги. Он полюбил девушку из богатой семьи и женился на ней. Хотя и не всерьез, втайне посмеиваясь («Я был смеющимся Давидом», — говорит он о себе), но он принял «дары» власть предержащих. Слишком поздно Ф. Г. начал понимать, что ироническое превосходство его не спасет. Он мечтал о целом семейном клане, о семи сыновьях и сорока девяти внуках, но вместо этого история окружила его тенями ушедших: умирают его сын Генрих, дочь Иоганна, сын Отто становится фашистом и погибает под Киевом, жена оказывается в лечебнице для душевнобольных. Подводя итоги своей жизни в день восьмидесятилетия, Ф. Г. чувствует себя банкротом и просит секретаршу своего сына Леонору плюнуть на его надгробный памятник и выбрасывает свои ордена в сточную канаву. Но неприемлемой для него оказывается и иная позиция — позиция праведника, «агнца», готового отдать все ради высокой идеи. Именно в этой связи Ф. Г. противопоставляется своей жене Иоганне, которая во время войны, получая из аббатства мед, масло и хлеб, раздавала их незнакомым людям на улицах, в то время как их собственные дети голодали. Она хотела, чтобы дети «почувствовали вкус правды на своих губах» и не имели ничего, что могли иметь «буйволы». Деление на «агнцев» и «буйволов» в романе не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «Агнцы» — жертвы, но их руки «пахнут кровью и мятежом». Генрих Бёлль не делит людей на плохих и хороших, он лишь говорит, что «время не примиряет», а опасность возвращения фашизма велика, так как рядом с ненавистью растет чувство бессилия.
В заглавии романа «Биллиард в половине десятого » названа одна из спортивных игр.
1.Тематика:
Тема Бунтарства, тема порядка, тема ответственности, доброты.
Проблематика:
проблема одиночества, несбывшейся мечты, гордыни, безысходности.
Идея романа прежде всего в том, что не всегда в жизни бывает так как планируем, вот и Генрих казалось бы избегая злодеяний ,размерив свою жизнь буквально по сантиметрам, оказался одиноким стариком, ежедневно обедающим в одном и том же кафе и играющим в бильярд.
Характеристика героев:
4.1 Генрих Фемель: Восьмидесятилетний старик, упрямый, скованный, привязанный к привычка, но в то же время добрый, но несчастливый человек, которому осталось лишь подводить итоги.
4.2 Жена Генриха Фемеля: содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти.
4.3 Гуго: Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.
4.4 Роберт Фемель : сын Генриха, архитектор, высланный из Германии под страхом казни, поддержавший мать в антифашистских течениях.
4.5 Шрелла : друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.