У Сарры был мальчик по имени Исаак.
Бытие 21:1–3
Бог хотел знать, будет ли Авраам слушаться Его. Бог велел ему принести Исаака в жертву на вершине горы.
Бытие 22:1–2
Авраам очень любил своего сына. Он не хотел приносить Исаака в жертву. Но Авраам хотел слушаться Бога.
Бытие 22:2–3
Бог сказал Аврааму отправиться на гору. Авраам взял с собой Исаака и двух людей. Авраам и Исаак ехали на осле. Они были в пути три дня.
Бытие 22:3–4
Два человека остались с ослом. Авраам и Исаак поднялись на гору. Авраам взял нож. Исаак нес с собой дрова.
Бытие 22:5–6
Исаак спросил, где же ягненок для жертво-приношения. Авраам сказал, чтобы он не беспокоился об этом.
Бытие 22:7–8
Авраам построил жертвенник. Он положил на него дрова.
Бытие 22:9
Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник. Он занес свой нож над Исааком. Авраам был готов принести в жертву своего сына. Но к Аврааму обратился Ангел. Он сказал Аврааму, что не надо приносить в жертву Исаака. Авраам послушался Бога. Бог любил Авраама.
Бытие 22:9–12
Авраам огляделся вокруг. Он увидел в кустах овна. Бог дал овна для жертвы. Авраам принес овна в жертву на жертвеннике.
Бытие 22:13
Бог был счастлив, что Авраам послушался Его. Бог сказал, что благословит семью Авраама.
Бытие 22:16–18
Авраам и Исаак пошли домой. Авраам слушался Бога. Он хотел позволить умереть своему сыну.
Бытие 22:16, 19
То, что сделал Авраам, похоже на сделанное Небесным Отцом. Небесный Отец позволил, чтобы Его Сын, Иисус Христос, умер за нас. Небесный Отец и Авраам любили своих сыновей. Иисус и Исаак любили своих отцов и слушались их.
Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии
И взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плеча. Отпуская сына и жену с таким убогим напутствием, Авраам оказывает, по–видимому, большую жестокость, нежели та, которая возмутила его в Сарре. Однако сей поступок, без предосуждения, можно изъяснить тем, что он поспешает исполнить известную волю Божию, не беспокоясь о неизвестных от сего последствиях, и, может быть, с намерением оставляет Агарь беспомощною, дабы она прежде времени не удалилась от дома его. После он наградил Измаила так, как и других сынов, не признанных наследниками (Быт. 25:6).
Беэр–шава. Имя сие употреблено здесь по предварению (Быт. 21:31).
Толкование на Книгу Бытия.
Все удивительно в этой истории изгнания Агари и Измаила. Строгость Сарры к Агари и сыну ее; данное от Бога Аврааму повеление исполнить ее желание; способ, которым Авраам его исполняет, изгнание навсегда из дома матери со слабым младенцем: все кажется противным приличиям, человеколюбию, справедливости и, наконец, всему, что мы знаем о высоком характере и великодушии Авраама; между тем, самая необычайность этих обстоятельств убеждает нас в том, что они скрывают в себе тайну. — Св. Апостол Павел изъясняет нам эту тайну, представляя ее символом различных характеров Ветхого и Нового Завета, Синагоги и Церкви. Писано бо есть, — говорит Апостол в послании к Галатам,- яко Авраам два сына име: единого от рабы, по плоти родился, а иже от свободной, по обетованию. Яже суть иносказаема: сия бо еста два Завета (Гал. 4:22-24): Измаил прообразует рабов, чад Ветхого Завета, Евреев, которые, будучи по плоти детьми Авраама, не одушевлены, как он сам, духом веры и любви: их сердце — это сердце рабов, занятое только земными благами и повинующееся Богу только из страха наказания. Таков характер Синагоги, которую Апостол Павел называет нынешним Иерусалимом; Иерусалим вышний, небесный — Православная Церковь, прообразуемая Саррой, есть благословенная мать Христиан, чад обетования, прообразуемых Исааком. Действительно — в лоне церкви мы получаем чудесное духовное рождение силой Таинств и Слова Божия. Темже братья, -прибавляет Апостол, — несмы рабыни чада, но свободные (Гал. 4:30), потому что мы служим Богу по любви, духом и истиной. Вот свобода, еюже Христос нас свободи! Но якоже тогда по плоти родивыйся гоняше духовного, такожде и ныне (Гал. 4:29); Иудеи ненавидели и преследовали истинного Исаака, Иисуса Христа и Его Учеников, — и до конца мира, вси хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим. 3:12) людьми плотскими. Посвящать себя добродетели и хотеть, чтобы не встретить противоречия вне себя со стороны мира и внутри себя со стороны нечистых похотей, — это сущая мечта! У нас беспрестанно перед глазами примеры того, как послушание Христианина, простого праведника, и, наконец, все, что есть самого высокого в Религии, — как все это служит предметом насмешек и оскорблений для нечестивых и развратных. Но что глаголет Писание? Изжени рабу и сына ее: не иматъ бо наследовати сын рабынин с сыном свободной (Гал. 4:30): будучи рождены от свободной матери, можем ли согласиться на то, чтобы смешаться с толпою рабов? Между тем, что делаем мы тогда, когда, наскучив исполнением обязанностей, налагаемых на нас нашей святой Религией, завидуем миру в его глупых утехах и опасных удовольствиях? Будем пользоваться свободой, которую стяжал нам Иисус Христос силою Своей благодати и Своего примера: мы должны, мы можем это сделать. Свергнем иго наших грехов и страстей; вот свобода чад Божиих — единая, которой они могут дорожить и которой могут искать на земле. Как Авраам изгоняет рабу и сына ее, дав им только немного хлеба и воды, так и народ Еврейский, не имеющий части в свободе чад Божиих, изгнан из дома Господня с неумолимой строгостью и осужден умирать от голода и жажды, за то, что он не принял Того, Кто есть хлеб животный (Ин. 6:35) и источник воды, текущий в живот вечный (Ин. 4:14).
…Агарь и сын ее, блуждающие в пустыне без проводника, без дороги, без цели и понапрасну утомляющиеся, представляют нынешний народ Еврейский, который, отвергши Евангелие, лишился света, мудрости, упования и плода всех своих трудов. Нет ничего несчастнее Иудея, нет ничего пустыннее Иудеи: храм, Священство, Иерусалим, царское достоинство, даже самое отечество, всё отнято у Иудеев. Агарь и Исмаил блуждают долгое время около источника и не видят его: Евреи могли бы увидеть во всех Священных Писаниях Иисуса Христа, свет креста Его сияет всюду, они находятся среди Его царства, — но мрак, которым они окружены в своем жалком ослеплении, скрывает Его от них.
…Заметим, между прочим, что Авраам отпустил Агарь одну с сыном, не дав ей ни раба для несения небольшого дорожного запаса, который она взяла с собой, ни проводника для указания пути в пустыне, между тем как он имел такое множество рабов. Это подает нам случай заметить весьма похвальную черту в нравах древних Патриархов: не смотря на то, что они имели множество рабов, знаменитейшие из них не пренебрегали занятиями, которые мы теперь считаем уделом работников и слуг; учились делать все, чтобы быть в состоянии, в случае нужды, воспользоваться своим знанием и умением. Таким образом, тогда нужда никого не застигла врасплох. — Как жалки молодые люди нашего времени, которые, вследствие ложных понятий о воспитании, часто пренебрегают средствами к образованию себя, коими в изобилии наделил их Промысл Божий, и являются в свет только с одним запасом тщеславия и невежества!
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.
Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в шумерском городе Ур (в Библии «Ур Касдим» — «Ур-халдейский»), одном из древнейших и важнейших городов южной Древней Месопотамии. Там он женился на своей единокровной сестре Саре (Сарай) (Быт. 20:12), которой позже Бог дал имя Сарра (Сара). Отец Аврама Фарра (Терах) покинул Ур и, взяв с собой своих детей: Аврама, Сару и Лота (своего внука от рано умершего сына Арана), направился в Ханаан. По дороге, в городе Харране (Северная Месопотамия) Фарра умер.
После этого Бог велел Авраму уйти из дома его отца и следовать, куда укажет. Также Бог пообещал, что произведёт от Аврама великий народ, благословит и возвеличит самого Аврама и через него — все народы на Земле. Тогда Аврам, которому на тот момент было 75 лет, вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, вышел из Харрана в землю хананеев. Господь сказал, что отдаст эту землю потомкам Аврама. Воздвигая жертвенники Богу, Аврам продолжал двигаться на юг, однако в той земле был голод, а потому, желая избежать его, Аврам направился в Египет.
Приближаясь к этому государству, он велел своей жене Саре назваться сестрой, опасаясь, что из-за её красоты польстившиеся на Сару люди могут его убить. Египетские вельможи действительно сочли Сару весьма красивой и сообщили об этом фараону. Фараон взял её себе в жёны, а Авраму благодаря этому «было хорошо: он имел крупный и мелкий скот, ослов, рабов и рабынь, лошаков и верблюдов». Однако Бог поразил фараона и его дом из-за Сары. Фараон призвал к себе Аврама и спросил, почему же тот не сообщил, что Сара — его жена. После чего отпустил Аврама со всем имуществом, Сарой и Лотом, и фараоновы люди проводили их (Быт. 11-12).
Отделение Лота (мозаика нефа базилики Санта-Мария-Маджоре, V век) Аврам и Лот были настолько богаты скотом, серебром и золотом, что их имуществу не хватало места. Поэтому, чтобы между их пастухами не было раздоров, они разделились. Лот отправился на восток — в Иорданские окрестности, — а Аврам стал жить в земле Ханаанской. После этого Бог ещё раз подтвердил, что отдаст эти земли Авраму и его потомкам, которых будет огромное количество (много, «как песка земного»). Аврам поселился у дубравы Мамре в Хевроне (Быт. 13). Однажды Аврама известили, что на Содом, где в то время жил Лот, напало объединённое войско Кедорлаомера, царя Эламского и союзных ему царей, которые разграбили и увели в плен содомлян. Тогда Аврам немедленно вооружил 318 своих рабов, догнал неприятеля и напал на него ночью, разгромив и преследуя до Ховы, благодаря чему вызволил из плена Лота, и вернул своё и его имущество, а также женщин и народ. Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека (Малки-Цедека, ивр.), царя Салима (Шалема) и «священника Бога Всевышнего». Когда царь Содома предложил Авраму забрать всю военную добычу себе, Аврам отказался, чтобы никто не мог сказать, будто обогатил Аврама. Однако доли, принадлежащие его людям, отдал Анеру, Эшколу и Мамрию (Быт. 14). Агарь в пустыне (Георге Таттареску, 1870) После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля от «реки египетской» до реки Евфрата и которое будет вначале порабощено, но потом освобождено и богато. Аврам по требованию Бога принёс ему в жертву трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего барана, а также горлицу и молодого голубя. Все они, кроме птиц, были рассечены пополам (Быт. 15). Однако Сара была бесплодна и отдала мужу свою рабыню — египтянку Агарь. Забеременевшая от Аврама Агарь стала презирать свою госпожу, и Сара обвинила в этом Аврама. Тогда Аврам дал своей жене право делать со служанкой всё, что угодно. Агарь бежала от притеснений, которые начались после этого, в пустыню, и у источника встретила ангела, который велел ей вернуться, а также сообщил, что Бог услышал её страдания, что Агарь родит сына и назовёт его Исмаилом. Когда Агарь родила Измаила, Авраму было 86 лет (Быт. 16).
Через тринадцать лет Бог явился Авраму, чтобы поставить завет с Аврамом. Бог переименовал Аврама в Авраама и снова пообещал — теперь уже Аврааму, — что тот станет отцом множества потомков (и народов), что от него произойдут цари и что Бог даст им землю Ханаан в вечное владение и будет им Богом. Бог повелел обрезать всякого человека мужского пола в восьмой день от рождения, включая младенцев, рождённых в доме и купленных за серебро у иноземцев. Душа же тех, кто не совершит обрезание, по словам Бога, будет истреблена. Девяностолетняя Сара была им переименована в Сарру. Бог также обещал, что Сарра родит Аврааму сына — Исаака. Авраам послушно исполнил волю Бога. Все домочадцы мужского пола, как рождённые в доме, так и купленные, были обрезаны. Аврааму было 99 лет, когда была обрезана его крайняя плоть (Быт. 17).
Вскоре после обрезания к Аврааму Бог явился в виде трёх мужей-путников. Авраам просил возможности услужить Богу, поскольку был его рабом, предложил омыть ноги мужей, принести хлеба, масла и молока, приготовить телёнка. Бог сообщил, что через год снова явится к Аврааму и даст сына Сарре. Сарра, услышав разговор Авраама с Богом, не поверила, поскольку была уже слишком стара, чтобы зачать, и засмеялась. Бог спросил Авраама, почему Сарра смеётся, и Авраам рассказал, что она бесплодна. Однако Бог подтвердил, что в назначенный срок будет у Сарры и даст ей сына. После этого Бог поделился с Авраамом своими планами: об избрании Авраама, чтобы тот заповедал сынам своим исполнять волю Господа, и о том, что Бог хочет узнать, точно ли Содом и Гоморра поступают так, как говорят об их грехах.
И два мужа отправились в Содом и Гоморру, а Авраам стал торговаться с Богом, не желая, чтобы в тех городах погибли праведные вместе с неправедными. Снизив норму числа праведных, при которой эти города будут пощажены, с пятидесяти до десяти, Господь ушёл (Быт. 18).
После разрушения Содома и Гоморры и ухода Лота из Содома Авраам проезжал через город Герар. И опять из-за страха, что его убьют, чтобы завладеть его женой, он назвал Сарру своей сестрой. Сарра вновь попала к местному царю — Авимелеху — в жёны, и снова Бог явился Авимелеху во сне и сказал, что убьёт царя — Авимелеха, — раз тот взял в жены женщину, которая имеет мужа. Однако Авимелех не прикасался к Сарре и был невиновен. Сарра сама называла Авраама своим братом. Поэтому Бог велел Авимелеху вернуть жену мужу, пригрозив в ином случае смертью. Проснувшись, царь Авимелех позвал Авраама и спросил, за что тот навёл на его государство большой грех и поступил так, как не поступают. Авраам же признался, что думал, будто нет в этом городе страха пред Богом и его убьют за его жену. Кроме того, Сарра действительно является сестрой Авраама, поскольку она дочь его отца от другой женщины. И они договорились прикрываться этим в своих путешествиях. Тогда царь Герара дал Аврааму много рабов, скота и тысячу шеклей серебра, возвратил ему жену и оправдал её перед всеми, а также позволил свободно жить на его земле. Авраам помолился Господу, и Бог вернул роду Герара способность рождать детей (Быт. 20).
Господь сдержал своё слово и Сарра зачала и родила сына, несмотря на то, что была уже стара. Столетний Авраам нарёк сына Исааком и обрезал в восьмой день от его рождения. В день, когда Исаак был отнят от груди матери, отец устроил большой пир. Однако Исмаил — сын Авраама от Агари — насмехался над Исааком. Увидевшая это Сарра сказала Аврааму выгнать рабыню вместе с её сыном. Аврааму это показалось весьма неприятным, но Бог подтвердил слова Сарры. И Авраам дал Агари хлеб и мех воды и отпустил её вместе с Исмаилом. После этого Авраам заключил союз с Авимелехом о колодце в Вирсавии, выдав ему мелкого и крупного скота, насадил при Вирсавии рощу и долго странствовал по Филистимской земле (Быт. 21).
После этого Бог решил испытать послушание Авраама и велел ему принести в жертву Исаака. Авраам вместе с Исааком и ещё двумя отроками, взяв наколотых для всесожжения дров и сев на своего осла, отправился в землю Мориа, куда указал ему Бог — к горе Мориа. Прибыв туда на третий день пути, Авраам оставил осла и отроков и вместе с сыном поднялся на гору, сказав, что поклонится там и вернётся назад вместе с Исааком. По дороге на гору на вопрос сына о том, где же агнец для всесожжения, Авраам отвечал, что Бог укажет, однако на месте на вершине горы Авраам собрал жертвенник, разложил дрова и, связав Исаака, положил его поверх дров. Когда он занёс руку с ножом, чтобы заколоть сына, к нему с неба воззвал ангел. Через него Бог сообщил Аврааму, что теперь знает о его страхе перед Богом, а также повторил свои обещания Аврааму о множестве потомков и благословении, пообещав также им военные победы. После этих событий Авраам вернулся в Вирсавию (Беер-Шеву) (Быт. 22).
Сарра скончалась в возрасте 127 лет в Кириаф-Арбе (Кирьят-Арбе), возле Хеврона. Для её погребения Авраам просил в собственность у хетта Ефрона (Эфрона) пещеру Махпела («двойная пещера») около Хеврона. Хетты признали Авраама князем Божьим и продали ему эту пещеру с полем за четыреста шекелей серебра (Быт. 23).
Состарившись, Авраам посылает своего старшего раба Элиезера к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. Раб-посланник с десятью верблюдами и сокровищами, выданными Авраамом, у города Нахора встретил добродетельную девушку, напоившую и его самого, и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась Ребекка (Ривка) — дочь племянника Авраама Вафуила (Бетуэля). Раб поклонился Богу, который привёл его к нужному месту. В доме, где жила Ребекка, раб рассказал о жизни Авраама и о том, зачем пришёл. Родственники Ребекки сказали, что дело это от Господа, и без возражений отдали Ребекку. Раб сделал богатые подарки ей, её брату и матери и на следующий день повёз её к Аврааму и Исааку. Встретив Ребекку, Исаак женился на ней. Получив возлюбленную жену, Исаак утешился в печали по своей матери (Быт. 24).
В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (Быт. 25:1-5). Все они, как и старший сын Авраама — Измаил — сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт. 17:5). Авраам отдал всё, что у него было, своему сыну Исааку, а сыновьям от наложниц, которые у него были, дал подарки и отослал на восток. Скончался Авраам в возрасте 175 лет, престарелый и насыщенный жизнью, и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в пещере Махпела в Хевроне (Быт. 25).
В общем, там всё было непросто.
В искусстве
Аллори, Кристофано Жертвоприношение Авраама Альтдорфер, Альбрехт 2 Жертвоприношение Авраама Альтдорфер, Альбрехт Жертвоприношение Авраама Антонелло да Мессина Явление трех ангелов Аврааму, фрагмент Берлинг, Карл Густав Жертвоприношение АвраамаБол, Фердинанд Агарь в пустыне Боутс, Дирк Авраам и Мельхиседек Алтарь церкви Святого Петра в Лёвене Брауншвейгский Монограммист Жертвоприношение Авраама Брюллов, Карл Явление Аврааму трёх ангелов у дуба МамврийскогоБурдон, Себастьян Авраам и три ангела Ванни, Джованни Баттиста Авраам и три ангелаВикторс, Ян Изгнание АгариДоре, Гюстав Авраам и Исаак Доре, Гюстав Авраам переселяется в землю ХанаанскуюДоре, Гюстав Агарь и Измаил в пустынеДоре, Гюстав Изгнание Агари и ИзмаилаДоре, Гюстав Погребение СаррыДоре, Гюстав Явление Господа Аврааму Зеекац, Иоганн Конрад Неповиновение Агари Караваджо, Микельанджело Меризи де Жертвоприношение Исаака Кастильоне, Джованни Бенедетто Авраам на пути в землю обетованную Кастильоне, Джованни Бенедетто Агарь в пустыне Коломбель, Николя Агарь и Измаил в пустыне Коро, Жан-Батист-Камиль Агарь в пустыне Коро, Жан-Батист-Камиль Агарь и ангел Ластман, Питер Питерс Прощание Агари Лейден, Лукас ван Авраам и три ангела Лейден, Лукас ван Большая Агарь Лоррен, Клод Изгнание Агари Лосенко, Антон Авраам приносит в жертву сына своего Исаака Мастер иконы Тринитат Авраам и три ангела Мастер церкви Сан Витале в Равенне Жертвоприношение Авраама Мозаика хора церкви Сан Витале в Равенне Неизвестный мастер Жертвоприношение Исаака фрагмент мозаичного пола синагоги в Бейт-Альфа Неизвестный мастер Моравская Агада Авраам разбивает идолов Неизвестный мастер Моравская Агада посещение Авраама тремя ангелами Неизвестный мастер Сукка из деревни Фишах жертвоприношение Исаака, панель 20 Пенни, Джованни Франческо Три ангела перед Авраамом Рембрандт Харменс ван Рейн Агарь и ангел Рембрандт, Харменс ван Рейн Авраам, ласкающий Исаака Рембрандт, Харменс ван Рейн Авраам, разговаривающий с Исааком Рембрандт, Харменс ван Рейн Агарь в немилости Рембрандт, Харменс ван Рейн Агарь у колодца на пути в Сур Рембрандт, Харменс ван Рейн Ангел предотвращает жертвоприношение Исаака Рембрандт, Харменс ван Рейн Ангел разговаривает с Авраамом Рембрандт, Харменс ван Рейн Ангел указывает Агари спасительный источник Рембрандт, Харменс ван Рейн Бог является Аврааму Рембрандт, Харменс ван Рейн Жертвоприношение Авраама Рембрандт, Харменс ван Рейн Изгнание Агари Рембрандт, Харменс ван Рейн Изгнание Агари Рембрандт, Харменс ван Рейн Посещение тремя ангелами Авраама Рембрандт, Харменс ван Рейн Призвание Авраама Рембрандт, Харменс ван Рейн Сарра жалуется на Агарь Рембрандт, Харменс ван Рейн Сарра посылает Агарь к Аврааму Риччи, Себастьяно Авраам и три ангела Рубенс, Питер Пауль Встреча Авраама и Мельхиседека Рубенс, Питер Пауль Жертвоприношение Авраама Сарто, Андреа дель Жертвоприношение Авраама Тициан Жертвоприношение Авраама Тициан Жертвоприношение Исаака Тьеполо, Джованни Доменико Баттиста Авраам и ангел Тьеполо, Джованни Доменико Баттиста Агарь и Исмаил Тьеполо, Джованни Доменико Баттиста Неповиновение Агари Тьеполо, Джованни Доменико Баттиста Явление ангела Аврааму Фрески архиепископского дворца в Удине Тьеполо, Джованни Доменико Баттиста Явление ангела Сарре Фрески архиепископского дворца в Удине Угрюмов, Григорий Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне Херц, Йозеф Махзор из Шульбаха жервоприношение Исаака Хогарт, Уильям Авраам покупает поле у хеттеянина Ефрона
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Авраам.
Авраам — прародитель еврейского народа (Израиля), старший из израильских патриархов, который из веры в Бога согласился принести Ему в жертву своего сына Исаака.
Библия повествует подробно об Аврааме в Книге Бытия (Быт. 12-25), затем Авраам упоминается в Книге Иисуса Навина, Второй книге Паралипоменон, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иезекииля, Михея, в евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов и в посланиях апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям.
Авраам родился в Уре Халдейском (в Месопотамии). Изначально его звали Аврам (что значит «отец великолепный»).
Однажды Бог призвал его переселиться в Ханаан (в Палестину) вместе с отцом, женой Сарой и племянником Лотом. Господь обещал: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя» (Быт. 12:2).
Когда Аврааму было 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить обещанное. Аврам изменил имя на Авраам («отец множества»), Сара стала Саррой, и в знак завета все мужчины были обрезаны (Быт. 17:10-11).
Однажды к Аврааму пришли три путника. Он приготовил им обед под деревом в дубраве Мамре, и один из гостей сказал: «в следующем году будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:10). Путники были ангелами, а само их появление в христианстве получило название Ветхозаветной Троицы. Ее самое известное изображение принадлежит кисти преподобного Андрея Рублева.
Хотя Аврааму и Сарру было много лет, у них и правда родился первенец – Исаак. Испытывая Авраама, Бог велел ему принести Исаака в Жертву на горе Мориа. Авраам послушно отвел сына на гору, взял нож, чтобы заколоть, но ангел остановил его и вместо Исаака появился жертвенный барашек. (22:10-12).
Пройдя испытание, Авраам получил новое благословение Господа.
Он умер в 175 лет и был похоронен в Хевроне рядом с Саррой.