27 января архимандриту Сильвестру (Лукашенко) исполнилось 60 лет. В этот день в храме св. муч. Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района, где более пятнадцати лет настоятелем служит отец Сильвестр, был большой праздник. Божественную литургию в сослужении юбиляра, благочинного и священнослужителей Ростовского округа совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон.
Поздравить отца Сильвестра с праздником прибыло ярославское духовенство, духовные чада и близкие друзья.
Около тридцати лет отец Сильвестр служит на приходах Ярославской епархии. Его наставниками в пастырском служении были достойные архипастыри Церкви, светильники веры и благочестия — митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров).
На протяжении многих лет отец Сильвестр ведет активную духовную и миссионерскую работу по окормлению своей многочисленной паствы, в которую входят и военнослужащие, и деятели культуры, театра, кино, и знаменитые и начинающие спортсмены. Батюшка принимал участие как духовник во Всемирных играх на международных аренах.
В настоящее время отец Сильвестр духовно окормляет братию Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого.
Многое можно рассказать о жизни отца Сильвестра, о его выборе священнического пути, об исканиях и о встречах. Мы надеемся, что еще не один раз сможем поговорить с ним об этом. Но сегодня хотелось бы встретиться с отцом Сильвестром как с духовником, как с человеком, который имеет нечто ценное и может этой ценностью поделиться.
— Отец Сильвестр, мы знаем, что Вы очень часто посещаете святые места, неоднократно бывали в разных странах мира. Совсем недавно Вы ездили на Святую Гору Афон, в Ватопедский монастырь. Расскажите об этом подробнее.
— На Святую Гору мы ехали конкретно в Ватопед, чтобы снять фильм о его святынях, в том числе и о Поясе Богородицы. Но эта поездка не была приурочена к принесению Пояса Богородицы в Россию. Промыслом Божиим случилось так, что мы оказались в монастыре именно накануне этого события. Поэтому та работа, которую сделала съемочная группа Аркадия Мамонтова, позволила дать информацию, некое представление людям на момент появления святыни у нас в России. В этом уже была помощь…
Нам надо было отснять сюжет о семи чудотворных иконах, и не просто отснять, но и рассказать о них, а кроме этого сделать материал о Поясе Пресвятой Богородцы, о святых мощах, об Андреевском ските, посетить келию старца Иосифа Ватопедского, предыдущего настоятеля. Он скончался в 2009 году. Две монастырские иконы в 2011 году стали благоухать. Одна — в келии старца Иосифа, а другая — в келии отца Ефрема. Это как бы подчеркивает духовную преемставенность отца Ефрема от старца Иосифа Ватопедского.
Мы ехали в Ватопед делать фильм не только о святынях, но и о жизни Ватопедского монастыря.
— Почему такое внимание к афонской обители? Что может современный человек почерпнуть для себя в совершенно ином мире, в мире с иным пульсом жизни?
— Мы постарались через жизнь одного из афонских монастырей, в частности Ватопеда, рассказать, прежде всего, о самом Афоне, а вместе с тем и о монашестве в целом.
Чем заинтересовал нас Ватопед? Там есть монахи из многих стран. Например, архивариус из Бразилии. Есть американцы, сербы, болгары, грузины… Приезжают паломники из разных стран. И вот что интересно — не обязательно православные. Среди них бывают и католики, и англикане, и представители других конфессий. Но все они только те, у кого сердце расположено к этой монашеской жизни, к этому подвигу. Никто не знает, что будет с ними потом, как сложится их жизнь. Но все понимают: человек, побывав на Святой Горе, видит происходящие в его душе изменения… Вполне возможно, что они в будущем и примут Православие. Такие случаи неоднократно происходили. Может быть, не все, но к Православию они будут относиться с благоговением. Для них это нечто удивительное, искреннее, истинное, где они нашли Любовь, нашли утешение. Вот в чем главное. Вот что на Святой Горе поражает. В монастыре они увидели и почувствовали любовь братии ко Христу, между собой и к нам, грешным, к этому миру, живущему по законам справедливости, но не любви.
Стяжание любви
— Можно сказать, что просветительская миссия монастырей в этом и заключается?
— Да. В стяжании любви. Любовь просвещает. И люди изменяются. В монастыре, например, за трапезой время от времени говорит слово настоятель. Он рассказывает истории из жизни подвижников, далеко не всегда афонских, из жизни православных обителей и общин со всего мира. Для того, чтобы это легло на сердце и братии, и приехавшим паломникам. А братия воспитывается в уважении к людям: к паломникам, к гостям. Ведь все ищут Бога. А Господь Сам вразумляет приходящих к Нему.
— Не было языкового барьера?
— Нет. В монастыре чувствовалась доброжелательная атмосфера. Хотя сначала на нас смотрели с некоторым недоумением, потому что мы снимали открыто, снимали в разные моменты, в том числе и внутренней жизни обители. Но когда настоятель рассказал монахом, что это делается для России, что вслед за этим Пояс Богородицы поедет в Россию, отношение к нам совершенно изменилось. На смену недоумению пришло полное добродушие.
Сейчас в монастыре — несколько монахов, которые знают русский язык. Трое из них родом из России: один — грузин, другой — из Одессы, третий приехал из России. И представитель Ватопедского монастыря в Протате, в правительстве Афона, также русский — монах Косьма. Он нам показывал Андреевский скит, принадлежавший некогда России, но из-за отсутствия братии перешедший к грекам, к Ватопеду.
— Ватопед и монастыри России всегда поддерживали связь между собой. Был ли Ватопедский монастырь связан с ярославскими обителями?
— Действительно, в России подвизался выходец из Ватопеда преподобный Максим Грек. Связана обитель и с нашей епархией. В Спасо- Яковлевском Димитриевом монастыре есть икона Божией Матери из Ватопедского монастыря. Она была келейной у святителя Димитрия. Преподобный Максим Грек привез из обители кальку иконы Божией Матери, и, когда писали с этой кальки икону, сделали зеркальное отображение.
Нынешние ватопедские монахи почитают преподобного Максима, почитают и других монахов, которые были отправлены в Россию, чтобы помочь с переводом богослужебной и святоотеческой литературы, с переводом Священного Писания, с устроением монашеской жизни. Наверное, почаще надо вспоминать и говорить об этом.
Ватопед вообще был в хороших отношениях с Россией. У них хранятся грамоты, где разрешалось собирать вспомоществование для ватопедского монастыря в России. Были и вклады русских царей, известно, что и Петр Первый приносил дары.
— Сейчас Вы сами являетесь духовником одного из самых крупных мужских монастырей в нашей епархии — Спасо-Яковлевского Димитриева. Знаете хорошо монашескую жизнь и много общаетесь с разными людьми и, как уже говорилось, много паломничаете. Почему в наши дни довольно часто приходится слышать, что кто-то из паломников, приехав в тот или иной монастырь, не находит любви и понимания у братии? Может быть, та встреча, которой мы удостаиваемся в святом месте, зависит от нас самих, от нашего духовного состояния, от состояния нашего сердца? Как изменилось духовное состояние современных православных людей по сравнению с жившими несколько сотен лет назад?
— Мир изменился. Во всем присутствует борьба за справедливость. Ее сейчас добиваются женщины, мужчины, теперь даже и дети. Но ведь это борьба ни за что, за пустое. Всем кажется, что, достигнув некой справедливости, мы достигнем на земле идеального общества. Это ложь. Двигаться надо в направлении любви, милосердия. Без любви нет христианства. Без справедливости — есть. Ибо справедливость часто является орудием лукавого духа. Он орудует справедливостью, противопоставляя и людей и общество друг другу. Возникают войны, революции, мятежи, противостояния и распри между людьми.
Справедливость царствует в аду. Согрешил — получи… А Любовь царствует в Царствии Небесном. И мы туда попадаем по любви Божией, по Его милосердию, когда мы действительно ищем этой любви. По вере вашей да будет вам. Ищешь любви – она в Царствии Небесном. Ищешь справедливости — пожалуйста, в ад. Справедливость почивает на могиле любви.
Удивительно, как люди обманулись и несколько веков ищут этой справедливости. А то, какие мы сейчас есть, — это результат поиска не Бога, не любви.
В монастыре монахи пытаются открыть эту истину о стяжании в сердце любви. В Ватопеде есть любовь, и монахи готовы поделиться ею, готовы поделиться заботой о людях, внутренней открытостью. Вот и рвутся паломники в монастырь. Хотят прикоснуться к теплоте сердечной, согреться.
Живая традиция
— В связи с этим такой вопрос. Говорят, что греки сохранили преемственность и традицию, а русские ее утеряли из-за гонений на Церковь. Поэтому сетуют на то, что у нас монашеская жизнь возрождается достаточно тяжело. Есть даже такие случаи, когда из разных монастырей едут в афонские обители, чтобы поучиться. Действительно ли традиция имеет здесь большое значение?
— Конечно. Но имеется в виду традиция не культурная, а духовная. Я посмотрел, что, например, в Ватопед приезжают из разных монастырей, даже архимандриты, и там живут на послушании как простые послушники. И чай принесут, и приберут. Так проходят все монастырские послушания в течение трех лет. Это делается для того, чтобы прикоснуться к живой традиции жизни во Христе и принести ее в свой монастырь. Принести правильное внутреннее устроение духовной жизни. Чтобы человек понимал, что главное в духовной жизни, а что второстепенное. Потому что иногда мы путаемся в простых вещах. На первый план обязательно ставим жесткий порядок, выполнение указаний, строгое подчинение. Но ведь послушание должно быть доброе, с любовью… Так соблюдается внутренний закон: я должен послужить братии, потому что в сердце есть любовь к Богу, любовь к ближнему.
Правильное духовное воспитание строится на любви. Игумен воспринимается как любящий отец, как любящий Отец воспринимается Бог. Любящего отца боятся обидеть не из страха, а из любви, чтобы не сделать ему больно.
— В начале беседы мы задались вопросом, что же именно может современный человек почерпнуть для себя в монашестве? Так что же?
— Настоящую жизнь. Настоящую любовь. Жизнь, в которой нет суеты, погони за земными благами. В монастыре время как бы останавливается, и те, кто пришел сюда, начинают пребывать в вечности. Это действительно большая радость. И человек в этом по-настоящему раскрывается и находит себя в Боге.
Беседовала монахиня Екатерина (Парунян)
Публикация: Ярославские епархиальные ведомости. 2012, февраль-март. С. 8-9
Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. Павел Плешанов, 1856 год
Сильвестр (конец 15 в. – ок. 1565) – церковный, политический и литературный деятель 16 в., протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады, ближайший советник царя Ивана Грозного. Сильвестр является автором 64-главы Домостроя (т.н. Малый Домострой). Ряд исследователей также считают его автором окончательной редакции Домостроя. Автор жития св. княгини Ольги, собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.
Происхождение неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом.
Князь Курбский, увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, рисует нам картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 г. «с подъятым, угрожающим перстом» и с пламенною обличительною речью.Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр наряду с Адашевым являлся передовым вождем «избранной рады».
В. Нестеров (1862-1942) . Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932 год (холст, масло)
В 1553 г. начинается «остуда» царя Ивана к Сильвестру из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. Сильвестр окончательно удаляется от двора.Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей «Истории», что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Остаток жизни он провёл в монастырях, исповедуя философию нестяжательства. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для нее не указывает.
Михаил Нестеров «Пустынник»1888-1889
Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому, одно — разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое — утешительное после опалы, а также послание к царю.Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию «Домостроя». В этом замечательном памятнике литературы XVI века несомненно Сильвестру принадлежит 64-я глава, «Послание и наказание от отца к сыну», называемая «Малым Домостроем» и отличающаяся преимущественно практическим характером.Что касается предшествующих глав «Домостроя», то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова, «Домострой» сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны г-на Михайлова, который указал в «Домострое» много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г-ном Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту.
По содержанию «Домострой» делится на три части: 1) «о строении духовном»; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал «праведного жития»; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) «о строении мирском» — ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; 3) «о строении домовном» — множество наставлений по части домашней экономии.
Сильвестр на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
одился 27 января 1952 г. в г. Ленинграде, его мирское имя – Сергей Павлович Лукашенко.
Получил высшее образование в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете прикладной математики и процессов управления. В 1974 г. завершил обучение по специальности прикладная математика.
С 1974 по 1975 гг. являлся инженером одного из ленинградских научно-исследовательских институтов, затем проходил службу в рядах советской армии. Вернувшись в Ленинград, в 1977 г. поступил в конструкторское бюро. С 1979 г. работал на кафедре высшей математики Горного института г. Ленинграда.
В 1983 г. 21 сентября был рукоположен в сан диакона Митрополитом Иоанном (Венландом) и с этого времени служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля.
11 декабря 1983 г. Митрополитом Иоанном был рукоположен во пресвитеры.
Осенью 1984 г. был назначен настоятелем Яковлевского храма г. Ярославля. 26 ноября того же года владыкой Иоанном награжден камилавкой.
10 февраля 1986 г. стал настоятелем храма Бориса и Глеба с. Борисоглебский Погост Угличского района.
Весной 1986 г., во вторник Страстной седмицы принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр, в честь преп. Сильвестра Обнорского (память 8 мая). Пострижение совершил Высокопреосвященнейший Платон, Архиепископ Ярославский и Ростовский в кафедральном Федоровском соборе.
Весной 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом был награжден наперсным крестом.
Ко дню св. Пасхи 1990 г. − возведен в сан игумена.
В 1990 г. был назначен настоятелем Успенского собора г. Ростова и благочинным Ростовского округа. В том же году стал главным редактором вновь возрожденной газеты «Ярославские епархиальные ведомости».
Успенский собор – бывший кафедральный храм Ярославской епархии и древнейший храм Ростова – стал первым местом служения о. Сильвестра на Ростовской земле. В должности настоятеля собора он много сделал для сохранения и восстановления, укрепления и украшения этого уникального храма, который является средоточием древних святынь Ростова Великого.
С осени 1990 г. духовно окормлял Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, подготавливая его возвращение Русской Православной Церкви. На св. Пасху, 7 апреля 1991 г., провел первое богослужение в Спасо-Яковлевском монастыре. 4 июня 1991 г. участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.
В 1994 г., с 15 марта по 19 апреля, являлся штатным священником Федоровского собора г. Ярославля.
19 апреля 1994 г. был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, воспитание церковной общины и налаживание подсобного хозяйства. Ныне приход с. Сулость − один из самых известных в округе.
Церковь св. Андрея Стратилата возобновлена во всей красе. Иконы для иконостаса написаны в древнерусском стиле. В этом светлом просторном храме – особая атмосфера, соответствующая духовному настрою его настоятеля. Храм пронизан светом, в нем царят истинная любовь, духовная радость и душевный покой. И он всегда полон людьми, которые приезжают сюда даже издалека.
К празднику св. Пасхи, 7 мая 1997 г., Святейшим Патриархом Алексием II удостоен правом ношения палицы. Ко дню св. Пасхи 2000 г., за усердие и труды на благо Святой Церкви, награжден крестом с украшениями.
С 1 января 2003 г. архимандрит Сильвестр был назначен благочинным приходских церквей Ростовского округа. Спустя месяц стал благочинным монастырей Ярославской епархии.
15 марта 2003 г. Высокопреосвященнейшим Кириллом, Архиепископом Ярославским и Ростовским возведен в сан архимандрита. 1 июня 2003 г. − определен духовником Спасо-Яковлевского монастыря.
В 2010 г. занял должность Председателя церковного суда Ярославской епархии. Является членом Епархиального совета.
Служение отца Сильвестра не ограничивается епархиальными пределами. Его многогранная и разносторонняя деятельность принесла ему поистине всероссийскую известность.
В июне 1999 г. он стал одним из организаторов и участников уникальной духовной акции – крестного лета над Россией, посвященного 2000-летию Рождества Христова и совершенного по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Это был настоящий «крестный ход в небе» – самолет МЧС Ан-74, на время обращенный в символическую часовню, облетел всю нашу страну по периметру ее границ. На борту самолета находились иконы, во время всего полета не прекращалась молитва. Небесный крестный лет над Россией продолжался неделю, а начался он в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
Архимандрит Сильвестр является духовником сборной России по не олимпийским видам спорта, выступающей на Всемирных играх. Подобно Олимпийским играм, — это международное спортивное мероприятие, объединяющее спортсменов самого высокого ранга. Отцу архимандриту особенно нравятся единоборства, так как он сам — обладатель черного пояса Тэквон-До ATF.
В качестве духовного наставника он сопровождает российскую сборную на ответственных международных соревнованиях. Как говорит отец Сильвестр, беседы и молебны помогают и в победах, и в создании настоящего командного духа. Особенно знаменательными оказались Первые всемирные игры боевых искусств, которые проходили в 2010 г. в Пекине и увенчались полной победой Российской сборной.
Отец Сильвестр — духовный наставник Российского Союза боевых искусств, духовник и член экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, действительный член Международной академии экономической безопасности.
С 2010 г. о. Сильвестр является членом этического комитета при Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» (ФГУ «РНЦ ВМиК»), которое является головным научно-практическим и лечебным учреждением Российской Федерации по проблемам восстановительной медицины, медицинской реабилитации, физиотерапии и курортологии.
Отец архимандрит курирует различные научные и просветительские проекты. По его предложению в 2011 г. в Спасо-Яковлевском монастыре была организована международная научная конференция «Ростов Великий — имена, события, судьбы: великокняжеские, царские и знатные рода России в истории города».
Батюшка – один из творческих вдохновителей и инициаторов различных фестивалей, концертов, выступлений для детей на Рождество и Пасху.
В октябре 2011 г., вместе с творческой группой тележурналиста Аркадия Мамонтова, о. Сильвестр принял участие в работе над документальным фильмом «Пояс Богородицы», рассказывающем о великой святыне Ватопедского монастыря на Афоне и других знаменательных реликвиях Святой Горы.
Афон называют земным уделом Пресвятой Богородицы. Там 20 древних обителей, и все они Богородичные. Только в Ватопедском монастыре – семь чудотворных икон Божией Матери, самая почитаемая – Ватопедская. Список с нее хранится в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре и тоже является чудотворным образом.
Главным спортивным событием 2012 г. стали XXX летние Олимпийские игры, которые проходили в Лондоне с 27 июля по 12 августа. Официальным членом делегации России на Олимпийских играх стал архимандрит Сильвестр. Уже несколько лет он является духовником Российской сборной по неолимпийским видам спорта, сопровождая ее на Всемирных играх. В нынешнем году духовная помощь о. Сильвестра распространилась на российских спортсменов-олимпийцев.
Его работа на Олимпиаде была сложна и ответственна. Она заключалась в служении ежедневных молебнов о призвании помощи Божией, в участии в отправлении литургий, в напутственных беседах со спортсменами и тренерами, в преподании пастырского благословения, в присутствии на соревнованиях, в сугубых молитвах.
Посещение архимандритом Сильвестром XXX Олимпийских игр – важное и знаковое событие – он стал единственным представителем Русской Православной Церкви в составе Олимпийской делегации России в Лондоне.
Архимандрит Сильвестр удостоен множества наград.
- «За усердные труды на благо Святой Церкви на Ярославской земле» 2 октября 2004 г. Архиепископом Кириллом награжден золотой медалью Ярославской епархии.
- 5 ноября 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.
- 29 декабря 2006 г. во внимание к усердным миссионерским трудам удостоен ордена Русской Православной Церкви Святого Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени.
- 17 января 2007 г. Международный общественный фонд им. полководца Г.К. Жукова выдал памятный наградной знак «За мужество и любовь к Отечеству».
- 18 января 2007 г. решением наградной комиссии Национального благотворительного фонда «Вечная слава героям» и Национального комитета кавалеров российских императорских орденов удостоен ордена «За служение Отечеству».
- Постановлением Общественной организации ветеранов «Боевое братство» награжден медалью «За ратную доблесть».
- 19 сентября 2008 г. Национальный оборонный фонд «Парад» вручил Петровскую медаль «За заслуги».
- 30 октября 2008 г. Ярославским областным отделением Ассоциации ветеранов и сотрудников службы безопасности президента за заслуги перед Родиной и Отечеством награжден медалью «Защитнику Отечества»
- 19 декабря 2008 г. Всероссийский союз общетвенных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России» вручил медаль «За верность долгу и Отечеству».
- 5 ноября 2009 г. – «за высокий профессионализм, безупречную репутацию, верность избранному делу, честное и беззаветное служение России знаниями, мастерством и талантом» президиумом Совета по общественным наградам Российской Федерации награжден медалью «За службу Отечеству».
- 26 октября 2009 г., в день освящения Димитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря, за усердие, проявленное в устроении новой серебряной раки для мощей Святителя Димитрия, получил орден «За веру и верность» общественного движения «Россия Православная».
- 27 августа 2010 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручил орден Святого равноапостольного князя Владимира III степени.
- 27 января 2011 г. Архиепископом Кириллом награжден памятной медалью Ярослава Мудрого.
- 19 августа 2011 г. фонд «Вымпел» выдал нагрудный юбилейный знак «30 лет группы «Вымпел».
- 26 января 2012 г. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков вручила памятный знак «За заслуги».
- 27 января 2012 г. Митрополит Пантелеймон подписал Архиерейскую грамоту «в благодарность за труды во славу Матери Церкви на Ярославской земле» и в честь 60-летия.
- 27 января 2012 г. губернатор Ярославской области С.А. Вахруков выразил благодарность «за активную работу в составе Общественной палаты Ярославского областного созыва 2009-2012 гг. и большой вклад в развитие гражданского общества в Ярославской области.
- 27 января 2012 г. губернатор Ярославской области С.А. Вахруков вручил Почетную грамоту «за многолетнюю активную общественную работу и плодотворное взаимодействие с правоохранительными органами Ярославской области».
- 27 января 2012 г. фонд ветеранов Управления специальных операций ЦСН ФСБ РФ наградил медалью ордена «За заслуги»
- 27 февраля 2012 г. от Секретариата Комиссии Таможенного союза получил «Медаль за вклад в формирование Таможенного Союза».
И все же главное дело жизни отца Сильвестра – его пастырское служение. При общении со священником люди получают от Господа через своего пастыря благодатную помощь для своей духовной жизни и очень часто – решение проблем при затруднительных ситуациях.
«Попробуйте пожить в мире со всеми. Постарайтесь никого не осуждать – говорит он: Вы скажете, что это невозможно, это никак нельзя осуществить в реальном мире? Но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать — и ваша радость будет долгой. Радость — это состояние души».
Архимандрит Сильвестр объединяет вокруг себя множество людей – разных по возрасту, социальному статусу, мировоззрению и жизненному опыту. Это и пожилые люди, и молодые, с высоким должностным положением и безработные, состоятельные и малоимущие, известные на всю страну актеры, спортсмены, военные и совсем простые люди, жители округи и приезжие из других городов, русские и иностранцы – всех своих прихожан батюшка принимает одинаково. И для каждого, приходящего к нему за советом, утешением и благословением, он находит особые слова – дарующие любовь, надежду и веру.
Именно любовь прививает и растит отец Сильвестр в сердцах своих духовных чад. Любовь и милосердие. «Если бы Господь судил нас по справедливости, на земле не осталось бы ни одного человека — говорит батюшка: но Господь милосерд, и нас призывает к тому, чтобы мы были милосердными. Через милосердие реализуется заповедь любви. Милосердие помогает нам творить добрые дела, претерпевать и смиряться, именно оно позволяет нам жить по заповедям любви и идти по пути, ведущему к Богу».
Алла Виденеева
Видеофильмы
К проекту создания нового театра в Ярославле // ИА «НТК Заволжье». Ярославль, 2015.
Фестиваль «Просто хорошее кино» с Лорой Гуэрра // ИА «НТК Заволжье». Ярославль, 2015.
Публикации
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко) освятил обновленный орган Ярославской филармонии // По материалам сайта «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru, 10.08.2015
В Ярославском государственном университете прошла Всероссийская научная конференция, посвященная равноапостольному князю Владимиру // Сайт «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru, 27.06.2015
Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности обсудили сегодня на конференции в Ярославском государственном университете // Сайт «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru дата публикации 20.11.2014
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Православие — как фактор формирования и развития российской идентичности // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 04.11.2014
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). К вопросу о справедливости и любви в современном обществе // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 27.10.2014
В Ярославской области обсудили развитие российской идентичности // Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта Правительства Ярославской области
В Ярославле завершилось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации // Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта Правительства Ярославской области
Елена Варова. Архимандрит Сильвестр: К святости ведет любовь // Журнал «Славянка». 2014 г. № 5 (53). С. 12-10.
Нина Ставицкая. Духовник – это человек, который ведет к Богу // Сайт «Монастырский вестник». http://monasterium.ru/, 29.08.2014
Мария Владимирская. Юношеские игры боевых искусств // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 26.05.2013
Архимандрит Сильвестр сопровождал Ярославский камерный театр на гастролях в Косово и Сербии в апреле 2013 г.
Ярославские артисты вернулись из Сербии // Сайт «Городской телеканал», Ярославль http://www.gtk.tv от 18.04.2013
Камерный театр Ярославля завтра сыграет в Косово // Ярославский новостной портал «Yarnews» http://www.yarnews.net от 05.04.2013
Юрий Рост. Хроника хороших похорон. Последнее путешествие Тонино // «Новая газета». № 31 (2026). 22.03.2013. С. 17-19.
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): Общество открыто заявило о своей позиции Ярославские Епархиальные ведомости. 2013 г., январь. № 258. С. 12.
Архимандрит Сильвестр благословил участников Всероссийских юношеских игр боевых искусств // По материалам Пресс-службы Ярославской епархии http://yareparhia.ru, 15.09.2012
небольшой Фоторепортаж об Олимпиаде
Духовник олимпийской сборной вернулся на родину // Сайт Ярославской государственной телевизионной и радиовещательной кампании http://yaroslavl.rfn.ru 15.08.2012
Духовник олимпийской сборной России: «Какая-то Олимпиада должна стать для нас наконец переломной» По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 29 июля 2012 г.
Духовник Олимпийской сборной: Когда наши побеждают, над Лондоном звучит российский гимн! По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 31 июля 2012 г.
Высшая проба: Ярославский священник молился за россиян в Лондоне // Российская газета. 2012 г., 30 августа. № 199. С. 19
Олимпийская миссия //Ярославские епархиальные ведомости, 2012, август (№ 252), стр. 4-5
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «В духовной жизни человек обретает себя в Боге» //Ярославские епархиальные ведомости. 2012, февраль-март. С. 8-9
Фоторепортаж «Афонское паломничество архимандрита Сильвестра»
Афонское паломничество архимандрита Сильвестра
Вачнадзе П. Икона Алексия II помогла российской сборной на Олимпиаде // http://www.yar.aif.ru 2012.09.11
Попробуйте не осуждать – и продлится радость Рождества // Ярославские епархиальные ведомости. 2010 г., январь. № 223. С. 8-10.
Тамарова С. Отцы и дети Сулости // Сайт Культурная эволюция http://yarcenter.ru 11.11.2009
Кожевникова Т.Н. Дух мужества // Ростовский вестник. 11 сентября 2009 г.
Духовник //Ярославские епархиальные ведомости. 2009 г., август. №218. С. 10.
Священник принял участие во Всемирных играх по неолимпийским видам спорта // http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия. 10 августа 2009 г.
Смарагдова М. Есть у российских «стратилатов» ярославский духовник // ГТК-Ярославль (телерепортаж). 22.02.2008.
Победа с благословения // Ярославские епархиальные ведомости. 2007 г., декабрь. № 197. С. 7.
Карцев А. «Патриотизм основывается на создании» // Ростовский вестник. 2006 г., 27 апреля. № 32.
Бикулов Н. «Дано будет и преумножится… // Газета «Северный Край». 22 октября 2002 г.